16.03.2024

Давыдов проблемы развивающего обучения 1986. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. Другие книги схожей тематики


При освоении любой деятельности человек приобретает определенные способности: например, в труде ребенок обретает способность к планированию, в игре - к воображению и действию в уме. В учебной деятельности ребенок обретает способность учить себя, или умение учиться.

Умение учиться, формируемое в учебной деятельности (и не только в ней), редко выделяется из ряда всех школьных умений. Появление этого умения знаменует революционное событие в психическом развитии: с этого момента ребенок из обучаемого, ведомого взрослым, получает возможность стать хозяином, субъектом собственного развития - человеком, обучающим себя, меняющим самого себя сознательно и целенаправленно.

По мысли Д. Б. Эльконина учебная деятельность - это такая деятельность, в которой воспитывается способность к самоизменению. Частичка «само» и указывает на этот качественный скачок в развитии младшего школьника, который может произойти под влиянием школьного обучения. Если переход ребенка к саморазвитию к концу начальной школы произошел, то можно говорить о развивающем характере начального обучения, об обучении, осуществляемом по законам учебной деятельности. А учебная деятельность - это система таких условий обучения, которые делают возможным развитие младшего школьника: появление у него способности к самоизменению.

В.В. Давыдов обосновал необходимость освоения теоретических понятий в учебной деятельности. Учебная деятельность школьников строится в соответствии со способами получения научных знаний, со способом восхождения от абстрактного к конкретному. Мышление школьников в процессе учебной деятельности имеет нечто общее с мышлением ученых, получающих результаты своих исследований посредством содержательных абстракций, обобщений и теоретических понятий, функционирующих в процессе восхождения от абстрактного к конкретному.

Но мышление школьников не тождественно мышлению ученых. Школьники не создают понятий, образов, норм, а присваивают их посредством учебной деятельности. В своей учебной деятельности школьники воспроизводят реальный процесс создания людьми понятий, образов, ценностей и норм.

Приступая к овладению каким-либо учебным предметом, школьники с помощью учителя анализируют содержание учебного материала, выделяют в нем некоторое сходное общее отношение, обнаруживая, вместе с тем, что оно проявляется во многих других частных отношениях, имеющихся в данном материале, фиксируя в знаковой форме выделенное исходное, общее отношение, школьники тем самым строят содержательную абстракцию изучаемого предмета. Продолжая анализ учебного материала, они раскрывают закономерную связь этого исходного отношения с его различными проявлениями и тем самым получают содержательное обобщение изучаемого предмета.


Этот путь усвоения знаний имеет две характерные черты. Во-первых, мысль школьников при таком усвоении целенаправленно движется от общего к частному. Во-вторых, такое усвоение направлено на выявление школьниками условий происхождения содержания усваиваемых ими понятий.

Согласно Д. Б. Эльконину - В. В. Давыдову учебная деятельность является:

Общественной по своему содержанию (в ней происходит усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством);

Общественной по своему смыслу (она является общественно значимой и общественно оцениваемой);

Общественной по форме своего осуществления (она осуществляется в соответствии с общественно выработанными нормами).

Усвоение знаний, умений и навыков внутри УД имеет ряд характерных особенностей.

Во-первых, содержание УД составляют научные понятия и законы, всеобщие способы решения соответствующих им познавательных задач.

Во-вторых, усвоение такого содержания выступает как основная цель и главный результат.

В-третьих, в процессе УД происходит изменение самого ученика как ее субъекта, происходит психическое развитие ребенка благодаря приобретению такого основного новообразования, как теоретическое отношение к действительности. Продуктом учебной деятельности являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте.

Задачей школы является не просто развитие мыслительной деятельности школьников, а воспитание у них такого уровня мышления, который в наибольшей мере способствует ориентации человека в современных формах сознания. Этому требованию соответствует теоретический уровень мышления. Последний не обеспечивается при традиционном обучении, когда ученики усваивают лишь отдельные способы решения конкретных задач и когда для этого им дается готовая сумма частных знаний. Мышление школьников поднимается на теоретический уровень при формировании у них учебной деятельности, как она понимается в концепции УД. Эта деятельность, направленная на решение учебной задачи, обладает своими особыми потребностями и мотивами, своей особой структурой, в которой важнейшее место принадлежит специфическим учебным задачам и действиям.

В. В. Давыдов считал, что в структуру УД входят:

Учебные ситуации (или задачи);

Учебные действия;

Действия контроля и оценки.

Не менее важное значение, по мнению В. В. Давыдова, имеет выполнение самим учеником действия контроля и оценки. Контрольная часть отслеживает ход выполнения действия, сопоставляет полученные результаты с заданными образцами и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей действия.

57. Деятельность психотехников в Беларуси .

Впервые мысль об организации в БССР психотехнической лаборатории возникла на одном из организационных собраний Всебелорусской Ассоциации научной организации труда. Предполагалось с осени 1925 г. провести первые психотехнические исследования и начать работу по профотбору и профконсультации.Лаборатория начала работать с 1925 г. под руководством профессора СМ. Василейского при актинам участии сотрудников этой лаборатории А.А. Гайворовского и С.М. Вержболовича.

Вскоре был рассмотрен вопрос и о создании психотехнической лаборатории - это практическое направление в развитии отечественной психологии также связано с именем Л.С. Выготского, который подчеркивал, что ведущая роль в развитии психологической науки принадлежит психологии труда, психотехнике, ее общей проблематике, и психотехники первыми вышли на психологический анализ практической, трудовой деятельности человека, хотя и не понимая еще всего значения этих проблем для психологической науки.

Деятельность С.М. Василейского по развитию психологии в Беларуси
Для усовершенствования в области психологии он был направлен университетом в Лейпциг, где слушал лекции В. Вундта и работал в его лаборатории. С 1917 по 1924 г. он работал в Самарском государственном университете. Дальнейшая его деятельность протекала в БГУ, где он читал курсы психологии и педагогики.
«Ввиду того, что кафедра психологии и кафедра педагогики должны выполнять ответственную задачу в связи с реорганизацией Педфака, а также ввиду незамедлительного перехода к экспериментальным методам, необходимости создания педагогического музея, организуется-психотехническая-лаборатория.

Деятельность СМ. Василейского по преподаванию психологии is БГУ сочеталась с научно-исследовательской работой на посту заведующего психотехнической лабораторией. Результаты последней получили отражение в ряде его печатных работ по психологии, вопросам психологии труда, профориентации и профконсультации. В 1927 г. профессор Василейский в качестве члена советской делегации участвует в международной психотехнической-конференции-в-Париже.
В 1927 г. СМ. Василейским была опубликована книга «Введение в теорию и технику психологических, педолого-педагогических и психотехнических исследований», В 1928 г. была опубликована еще одна работа СМ. Василейского - «Статистический метод в применении к психологии, педагогике и психотехнике». В ней «... рассматриваются основы статистического метода, включая закон большого числа. На конкретных примерах раскрывается методика обработки данных, полученных в результате психологических и педагогических экспериментов, наблюдении, анкет и т.д.

Непосредственно Василейским были адаптированы следующие тесты: тест Бурдона, тест на вставку слов, тест Эббингауна, тест умозаключения, тест на знание слов и объектов Деятельность А.А. Гайворовского в психотехнической лаборатории
А.А. Гайворовский внес немалый вклад в развитие психологической науки в Беларуси.

Особое значение имела опубликованная под редакцией и с предисловием К.Н. Корнилова книга А.А. Гайворовского «Основы психотехники политпросвет работы.В книге раскрыты основные вопросы политпросвет работы, ее научной организации, даются конкретные практические рекомендации работникам просвещения, касающиеся психологических основ В конце 1928 г., после ухода СМ. Василейского, штат сотрудников лаборатории изменился. Лаборатория с этого года работала в следующем составе: ведущий лабораторией А.А. Гайворов-ский, ассистент СМ. Вержболович, научный сотрудник В.Г. Иносова. Кроме них в работе лаборатории принимала деятельное, участие группа педагогов и студентов.
Анализируя психотехнику умственного труда, Гайворовский в своей книге формулирует его общеорганизационные и общетехнические правила. Все они уложены в общенотовскуто формулу: цель, план, расчет. К ним относятся:

1. Выдвижение цели деятельности.

2. Выдвижение плана. Он должен быть эластичным и гибким, так как необходимо учитывать изменчивость жизни.

3. Расчет своих сил и возможностей.

4. Рационализация техники выполнения задач, организация рабочего места.

5. Техника выписок и конспектирования.

А.А. Гайворовским также были сформулированы правила организации умственного труда (гигиена умственной работы, температура воздуха, освещение, гигиена расписания, личная гигиена), общепсихологические правила и положения организации умственного труда, индивидуально-психологические правила их организации. Деятельность С.М. Вержболовича-в-психотехнической-лаборатории
С 1934 г. работал в должности ассистента, исполняющего обязанности доцента кафедры психологии Горьковского педагогического института, где читал теоретический курс экспериментальной психологии и проводил практические занятия по атому курсу.
После принятия постановления ЦК ВКП(6) о педологии (1936 г.) учебный план кафедры психологии был наполовину сокращен. Также соответственно был сокращен состав кафедры, и Вержболо-вич до начала войны 1941 г. продолжил работу в медицинских учреждениях. После войны он переехал в Москву, затем перешел на педагогическую работу по философии в Педагогический институт им. В.П. Потемкина, а при объединении его с МГПИ им. И. Ленина был зачислен на должность старшего преподавателя кафедры философии.
В итоге можно отметить, что СМ. Вержболович являлся также одним из родоначальников возникновения практической психологии и Беларуси. Его вклад в развитие этой науки является существенным.

13. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М., 1986.- 256с.

14.Дудников А.В. Современный русский язык:. - М.: Высшая школа, 1990. - 424с.

15.3ак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. - М.,1984.- 327с.

16.3анков Л.В. Беседы с учителем (Вопросы обучения в начальных классах). -М.: Просвещение, 197 5.-191 с

17.3анков Л.В. О начальном обучении. - М.: Академии педагогических наук РСФСР, 1963.- 74с.

18.Из трудов АА. Шахматова по современному русскому языку (Учение о частях речи). - М.: Госпедиздат, 1952.- 270с.

19.Кайдалова А.И., Калинина И.К. Русский язык. -М., 1978.- 418с.

20.Кириллова Г.Д. Особенности урока в условиях развивающего обучения. -Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1979.- 185с.

21.Козырева Т. Г. Современный русский язык: Имя прилагательное (2-е изд.)-Минск, 1981. - 104с.

22.Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. - М.: Просвещение, 1972. - 520с.

23. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М., 2001.- 378с.

24. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. - М., 1958- - 324с.

25. Леонтьев А.А. Психолингвистика. - Л.: Наука, 1967. - С. 122

26. Лысков И.П. О частях речи. - М., 1956.- С.23

27. Люблинская А.А. Детская психология. - М.: Просвещение, 1971.- С. 210-212

28. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. - М.:Просвещение, 1971.-415с.

29. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972.- 276с.

30. Методика преподавания русского языка в национальной средней школе //Под ред. И.З. Бакеевой, З.П. Даунене (2-е изд). - М.: Просвещение, 1986.- С. 62

31-Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка. -М.: Просвещение, 1981. - 254с.

32.Мир детства: младший школьник. - М., 1988. - С. 120

33.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2002. - 424с.

34.Немов Р.С. Психология.Кн. 2.- М.: Владос, 2001.- 560с.

35. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 442с.

36.Обухова Л.Ф. Детская психология.-теории, факты, проблемы. - М.: Тривола,1995.- С. 287

37. Обучаем по системе Л.В. Занкова. Первый год обучения. - М., 1993. - 244с.

38. Обучаем по системе Л.В. Занкова. 2 класс. - М., 1993. - 160с.

39. Обучаем по системе Л.В. Занкова. 3 класс. - М., 1994. - 225с.

40. Обучение и развитие. Экспериментально-педагогическое исследование / Под ред. Л.В. Занкова. - М., 1975. - 440с.

41. Педагогика: пед.теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ, сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов. Т-И- Бабаева и др. / Под ред. С.А. Смирнова. - М.: Академия, 1998. - 523с.

42. Педагогика: Учебное пособие / В.А. Сластенин и др. (3-е над). - М-: Школа- Пресс, 2000.-512с.

43. Полякова А.В. Русский язык в начальных классах: Метод рекомендации: 1-2 кл.: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2002.-93с.

44. Полякова А.В. Русский язык: Учебник для 1 класса четырёхлет. нач. шк. -М.: Просвещение, 2000,-ПОс.

45.Полякова А.В. Русский язык: Учебник для 2 класса четырёхлет. нач. шк. -М.: Просвещение, 2001.-222с.

46. Полякова А.В. Русский язык: Учебник для 3 класса четырёхлет. нач. шк. -М.: Просвещение, 2002.-228с.

47. Полякова А.В. Русский язык: Учебник для 4 класса четырёхлет. нач. шк. -М.: Просвещение, 2002.-231с.

48. Попов Р.Н. и др. Современный русский язык. - М.: Просвещение, 1978.-463с.

49.Программно-методические материалы. Русский язык. Начальная школа,сост. Л.А. Вохмянина (4-е изд.).- М.: Дрофа, 2001.- 320с.

50. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. -М.: Рольф, 2002.- 327с.

51. Русский язык. Ч. 2 (Состав слова и словообразование. Морфология. Синтаксис. Пунктуация.)/ Н.В. Костромина, К.А. Николаева и др. / Под ред. Л.Ю. Максимова.-М.: Просвещение, 1989. - 288с.

52. Современный русский язык: Учебник / Белошапкова В.А., Земская ЕА., Милославский И.Г., Панов М.В. -М.: Высшая школа, 1981.- 520с.

53. Современный русский язык. Ч. 2 (Морфология. Синтаксис) / Под ред. Е.М. Галкиной-Федорук. - М., 1964. - 639с.

54. Супрун А.Е. Части речи в русском языке. - М., 1971 .- 135с.

55. Текучев В.А. Методика русского языка в средней школе. - М.:

Просвещение, 1970.-414с.

56. Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского (2-е изд). - М.:Просвещение 1987. - 447с.

57. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык. Ч. 2 (Словообразование. Морфология.) - М.: Просвещение, 1981. - 270с.

58. Щерба Л. В. О частях речи в русском языке // избранные работы по русскому языку. -М., 1957.- 188с.

60. Я познаю мир: Детская энциклопедия (Русский язык)/ Авт. В.В. Волина / Под общ. ред. О.Г. Хинн. - М.: АСТ, 1997. - 544с.

61. Яцкевич Л.Г. Средства выражения предметности в русском языке // Вопросы языкознания. - 1984. - №1. - С. 82

Приложение

Целью предлагаемых заданий является их использование для развития активного, самостоятельного, творческого мышления.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ОПРЕДЕЛЯЮ Я ПРЕДМЕТЫ.

ОНИ СО МНОЙ ВЕСЬМА ПРИМЕТНЫ.

Я УКРАШАЮ ВАШУ Речь

МЕНЯ ВАМ НАДО ЗНАТЬ, БЕРЕЧЬ!


Сказка про краски

ЕСЛИ Б ВСЕ НА СВЕТЕ БЫЛО

ОДИНАКОВОГ ЦВЕТА,

ВАС БЫ ЭТО РАССЕРДИЛО

ИЛИ РАДОВАЛО ЭТО?

КТО РЕШИЛСЯ БЫ ОТНЫНЕ,

ПРИХОДЯ ДОМОЙ УСТАЛЫМ,

НА ЗЕЛЕНОЙ СПАТЬ ПЕРИНЕ

ПОД ЗЕЛЕНЫМ ОДЕЯЛОМ?

И ЗЕЛЕНОЮ ВОДОЮ

НА РАССВЕТЕ УМЫВАТЬСЯ,

И ЗЕЛЕНЫМ-ПРЕЗЕЛЕНЫМ

ПОЛОТЕНЦЕМ УТИРАТЬСЯ?

ЛЮБОВАТЬСЯ, КАК НАД ВАМИ,

ЗЕЛЕНЕЯ, ПТИЦЫ РЕЮТ,

НАД ЗЕЛЕНЫМИ ДОМАМИ

ЯРКО СОЛНЦЕ ЗЕЛЕНЕЕТ?

ВИДЕТЬ МИР ПРИВЫКЛИ ЛЮДИ

БЕЛЫМ, ЖЕЛТЫМ, СИНИМ, КРАСНЫМ.

ПУСТЬ ЖЕ ВСЕ ВОКРУГ НАС БУДЕТ

УДИВИТЕЛЬНЫМ И РАЗНЫМ!

(Е. Руженцев)

Четыре художника


ЧЕТВЕРО ХУДОЖНИКОВ,

СТОЛЬКО ЖЕ КАРТИН.

БЕЛОЙ КРАСКОЙ ВЫКРАСИЛ

ВСЕ ПОДРЯД ОДИН.

У ВТОРОГО - СИНИЕ НЕБО И РУЧЬИ,

В СИНИХ ЛУЖАХ ПЛЕЩУТСЯ

СТАЙКОЙ ВОРОБЬИ.

НА КАРТИНЕ ТРЕТЬЕГО

КРАСОК И НЕ СЧЕСТЬ:

ЖЕЛТАЯ, ЗЕЛЕНАЯ,

ГОЛУБАЯ ЕСТЬ.

А ЧЕТВЕРТЫЙ ЗОЛОТОМ

РАСПИСАЛ САДЫ.

НИВЫ УРОЖАЙНЫЕ,

СПЕЛЫЕ ПЛОДЫ.

ВСЮДУ БУСЫ-ЯГОДЫ

СПЕЮТ ПО ЛЕСАМ,

КТО ЖЕ ТЕ ХУДОЖНИКИ?

ДОГАДАЙСЯ САМ!

(Е. Трутнева)

Кто какой? (Класс.) На доске записан слева столбик слов, обозначающих признаки предметов, а справа - столбик слов, обозначающих предметы, но в другом порядке:

ЖАДНЫЙ ОЛЕНЬ

ТРУСЛИВЫЙ МЕДВЕДЬ

ХИТРАЯ ЕЖ

ПУШИСТАЯ ЗМЕЯ

НЕУКЛЮЖИЙ ЛИСА

РОГАТЫЙ ЗАЯЦ

КОЛЮЧИЙ ВОЛК

ЯДОВИТАЯ БЕЛКА

Нужно записать словосочетания.

Кто это? (2 ком. или 2 чел.) На доске в 2 столбика запи­саны имена прилагательные:

ЖАДНЫЙ …

ХИТРАЯ. . .

ТРУСЛИВЫЙ. . .

МОХНАТЫЙ. . .

ТОЛСТОНОГИЙ. . .

ВЕРТЛЯВАЯ. . .

ГОРБАТЫЙ. . .

ПУШИСТАЯ. . .

КОЛЮЧИЙ. . .

УПРЯМЫЙ. . .

ЯДОВИТАЯ. . .

РОГАТЫЙ. . .

Нужно составить словосочетания (с названиями животных). Загадывай - отгадывай. (2 ком. по 6 чел.) Каждый игрок по­лучает текст одной загадки:

1. КОНЬ СТАЛЬНОЙ, ХВОСТ ЛЬНЯНОЙ. 2. ЗВЕРЬ МОХ­НАТЫЙ, НЕУКЛЮЖИЙ, НЕ БОИТСЯ ЗИМНЕЙ СТУЖИ. ПОД КОРЯГОЮ ЛЕСНОЮ СПИТ ПОД СНЕЖНОЙ ПЕЛЕНОЮ. 3. БЫВАЮ ЧЕРНЫЙ, КРАСНЫЙ, СИНИЙ, С НАЧИНКОЙ твёрдой В СЕРЕДИНЕ. Я С ОСТРЫМ НОЖИКОМ ДРУЖУ И ЧТО ХОЧУ-ИЗОБРАЖУ. 4. КРУГЛОЕ, ГОРЯЧЕЕ, ЯРКОЕ, СЛЕПЯЩЕЕ, НА ВЕСЬ МИР ОНО ГЛЯДИТ, НА СЕБЯ ЖЕ НЕ ВЕЛИТ. 5. ЗЕЛЕНЫЕ ЛИСТОЧКИ, ЖЕЛТЫЕ СЕРЕЖКИ, СТОИТ В ЛЕСОЧКЕ НА БЕЛОЙ НОЖКЕ. 6. МАЛЫЕ ЗВЕ­РЮШКИ, РОЗОВЫЕ УШКИ, СЕРЕНЬКИЕ ШУБКИ, ОСТРЫЕ ЗУБКИ, СИДЯТ В НОРКЕ, ГРЫЗУТ КОРКИ. 7. ЗИМОЙ БЕ­ЛЫЙ, ЛЕТОМ СЕРЫЙ. 8. ЭТОТ ШАРИК ПОЛОСАТЫЙ ОЧЕНЬ ЛЮБЯТ ВСЕ РЕБЯТА, С ВИДУ ОН ЗЕЛЁНЫЙ, ГЛАД­КИЙ, В СЕРЕДИНЕ КРАСНЫЙ, СЛАДКИЙ. 9. ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ У НОСА, ШЕЯ -ЗНАК ВОПРОСА. БЕЛЫЕ ОДЕЖКИ, КРАСНЫЕ САПОЖКИ. 10. ГОВОРЛИВЫЙ, И ЖУРЧАЩИЙ. И ХОЛОДНЫЙ. И БЛЕСТЯЩИЙ. ОН ПО КАМЕШКАМ БЕ­ЖИТ, В РЕЧКУ ДАЛЬНЮЮ СПЕШИТ. 11. ОНИ ЧЕРНЫЕ, КРИВЫЕ, ОТ РОЖДЕНИЯ НЕМЫЕ. А КАК ТОЛЬКО СТАНУТ В РЯД, С НАМИ ВДРУГ ЗАГОВОРЯТ. 12. ЧЕРНЫЙ, ПУЗА­ТЫЙ, ДРУЖИТ С УХВАТОМ. В ПЕЧКЕ БЫЛ, КАРТОШКУ ВАРИЛ.

Игрок 1-й команды читает загадку, а игрок 2-й команды должен отгадать и назвать прилагательные, которые имеются в загадке. Затем они меняются ролями. Так же соревнуются и остальные пары игроков. Класс оценивает работу команд.

Каким может быть предмет? (Класс.) На доске в столбик записаны названия признаков: по цвету; по форме; по вели­чине; по материалу; по месту; по времени; по характеру; по качеству.

Нужно записать в тетрадях как можно больше имен при­лагательных по каждому виду признаков. В конце проводится проверка. Победители определяются по наибольшему числу подобранных прилагательных.

Возможные ответы: красный, зеленый, желтый, синий, черный, белый; круглый, квадратный, прямоугольный, треуголь­ный, овальный, грушевидный, граненый, продолговатый; кро­шечный, маленький, большой, громадный, огромный, великий, гигантский, необъятный; деревянный, железный, каменный, стальной, глиняный, стеклянный, фарфоровый, костяной, ситце­вый, шерстяной, бумажный, пуховый, кожаный; городской, сель­ский, лесной, морской, луговой, садовый, домашний, школьный.

огородный, подземный, воздушный: утренний, дневной, вечерний, ночной, сегодняшний, вчерашний, завтрашний, летний, зимний, весенний, осенний: добрый, злой, ласковый, сердитый, строгий, заботливый, внимательный, чуткий, отзывчивый, смелый, трус­ливый, грустный, веселый, робкий, дружелюбный, вспыльчивый:

хороший, плохой, свежий, черствый, красивый, грязный, рваный, аккуратный, чистый, новый, старый.

Объясни пословицу. (4 чел.) Каждый игрок читает посло­вицу, объясняет, как он понимает ее смысл, и находит слова, обозначающие признаки предметов.

1. МАЛЕНЬКОЕ ДЕЛО ЛУЧШЕ БОЛЬШОГО БЕЗДЕЛЬЯ.

2. ЧЕРНАЯ ЗЕМЛЯ БЕЛЫХ РУК НЕ ЛЮБИТ.

3. ЗИМОЙ СНЕГ ГЛУБОКИЙ - ЛЕТОМ ХЛЕБ ВЫСОКИЙ.

4. НЕ НУЖНА СОЛОВЬЮ ЗОЛОТАЯ КЛЕТКА, А НУЖНА

ЗЕЛЕНАЯ ВЕТКА.

Что задумано? (Класс.) Один из участников игры. изъявив­ший желание быть отгадчиком, выходит за дверь. Под руковод­ством ведущего все задумывают предмет и подбирают к нему ряд признаков. Устанавливается, кто будет называть эти при­знаки и в каком порядке. (Самые характерные признаки, помо­гающие легко угадать задуманный предмет, называют в послед­нюю очередь.) Отгадчик приглашается в класс. Ему предлагает­ся угадать, какой предмет задуман.

Для игры можно использовать прилагательные: осторожная, хищная, длиннохвостая, рыжая, хитрая (лиса); круглое, гладкое, красное, сладкое, сочное, спелое (яблоко); высокая раскидистая, стройная, кудрявая, белоствольная (береза); блестящий, холод­ный, быстрый, говорливый, журчащий (ручей); чистое, высокое, голубое, безоблачное (небо); пушистый, хитрый, ласковый, когтис­тый, усатый (кот); большой тяжелый белый, желтоклювый, краснолапый (гусь).

Опиши игрушку. (3 ком.) Для каждой команды к доске прикреплена предметная картинка с изображением игрушки или сама игрушка (лисенок, зайчонок, медвежонок, цыпленок, утенок). Игроки по очереди выходят к доске и записывают в столбик под игрушкой по одному слову, обозначающему ее признак. Побеж­дает команда, которая за 5 минут правильно запишет наиболь­шее число прилагательных.

Четвертое лишнее. (3 чел.) Игроки должны найти лишнее слово, зачеркнуть его и объяснить, почему оно лишнее. Побеж­дает тот, кто быстрее найдет лишнее слово и правильно укажет, почему оно лишнее.

НОЧЬ СНЕЖНЫЙ КОСМОС

НОЧНОЙ СНЕЖИНКА КОСМИЧЕСКИЙ

НОЧЛЕГ СНЕГОВИК КОСМОНАВТ

НОЧЕВКА СНЕГ КОСМОДРОМ

Игру можно повторить со словами БЕРЕЗА, ПОДБЕРЕЗО­ВИК, берёзовый, БЕРЕЗНЯК: СТАРЫЙ. СТАРИК, СТА­РУШКА. СТАРИЧОК; ЦВЕТ, ЦВЕТОК, ЦВЕТНИК, ЦВЕТНОЙ.

Что за куст? (Класс.) Нужно ответить на вопрос: «0 каком растении говорится в тексте?» Ведущий читает текст:

ИГРАЛИ ДВА МАЛЬЧИКА В САДУ. ОСТАНОВИЛИСЬ ВОЗЛЕ ОДНОГО КУСТА. ОДИН ДРУГОГО СПРАШИВАЕТ:

ЭТО ЧЕРНАЯ?

НЕТ, КРАСНАЯ.

А ПОЧЕМУ ЖЕ ОНА БЕЛАЯ?

ПОТОМУ ЧТО ЗЕЛЕНАЯ.

Как называется куст, о котором говорили мальчики, и почему у ягод, которые на нем растут, такие разные признаки по цвету?

Поставь ударение. (Класс) На доске записаны в столбик соче­тания существительных с прилагательными: НОВОРОЖДЕН­НЫЙ РЕБЕНОК, КУХОННЫЙ СТОЛ, ТИГРОВАЯ ШКУРА, ГА­ЗИРОВАННАЯ ВОДА, ДВОЮРОДНЫЙ БРАТ, ХЛОПКОВОЕ МАСЛО, ЗУБЧАТАЯ СТЕНА, ДОМОВАЯ КУХНЯ.

Нужно списать с доски сочетания и обозначить ударение в прилагательных. Затем производится проверка. Победителем счи­тается тот, кто допустит наименьшее количество ошибок.

Ответы: новорождённый, кухонный, тигровая, газирован­ная, двоюродный, хлопковое, зубчатая, домовая.

Близкие по смыслу. (3 ком. по 6 чел.) На доске записаны 3 столбика прилагательных:


НЕРЯШЛИВЫЙ - . . .

БЫСТРЫЙ - . . .

ЛАСКОВЫЙ - . . .

МУДРЫЙ - . . .

КОСМАТЫЙ - . . .

ХОЛОДНЫЙ - . . .


СМИРНЫЙ - . . .

ДУШИСТЫЙ - . . .

ВЕТХИЙ - . . .

ГРУСТНЫЙ - . . .

ЗЛОЙ - . . .

СТРАШНЫЙ - . . .

ВЛАЖНЫЙ - . . .

БОЛЬШОЙ - . . .

СИЛЬНЫЙ - . . .

ЛИПКИЙ - . . .

АККУРАТНЫЙ - . . .

ОТВАЖНЫЙ - . . .

Играющим нужно подобрать к каждому слову близкое по смыслу прилагательное (синоним) и записать его. Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием и допустит меньше ошибок.

Возможные ответы: грязный, скорый, нежный, умный. лохматый, морозный, тихий, пахучий, старый, печальный, серди­тый, ужасный, сырой, громадный, могучий, клейкий, чистый. храбрый.

Противоположные по смыслу. (3 ком. по 6 чел.) На доске записаны 3 столбика прилагательных:

БЕЛЫЙ - . . . СЫТЫЙ - . . . ЧИСТЫЙ - . . .

ДЛИННЫЙ - . . . ГРУСТНЫЙ - . . . ДНЕВНОЙ - . . .

ЗИМНИЙ - . . . ОСТРЫЙ - . . . МЯГКИЙ - . . .

ЧЕРСТВЫЙ - . . . СВЕТЛЫЙ - . . . ГОРЯЧИЙ - . . .

НОВЫЙ - . . . ТРУСЛИВЫЙ - . . . ЗРЯЧИЙ - . . .

ЗДОРОВЫЙ - . . . ТОЛСТЫЙ - . . . КРИВОЙ - . . .

Нужно подобрать прилагательные, противоположные по смыс­лу. Класс проверяет работу команд и выявляет победителей.

Возможные слова: чёрный, короткий, летний, свежий, старый, больной, голодный, весёлый, тупой, тёмный, смелый, тон­кий. грязный, ночной, твёрдый, холодный, слепой, прямой.

Наоборотки. (2 ком. по 4 чел.) Каждый игрок заранее подби­рает прилагательные с противоположным значением, но называет только одно из них, а противоположное по смыслу должен назвать игрок другой команды. За каждый неправильный ответ команда получает штрафное очко. Побеждает команда, напучившая мень­ше штрафных очков.

Конкурс знатоков. (2 чел.) На доске в столбик записан ряд словосочетаний: СВЕЖИЙ ХЛЕБ, СВЕЖИЙ ВЕТЕР, СВЕЖИЕ

КРАСКИ, СВЕЖАЯ РУБАШКА, СВЕЖАЯ ГАЗЕТА.

Один из игроков должен подобрать к каждому словосоче­танию прилагательное, близкое по смыслу, а другой - проти­воположное по смыслу. Слова, противоположные по смыслу (ан­тонимы), записываются слева, а слова, близкие по смыслу (си­нонимы), - справа от словосочетаний.

Ответы: чёрствый-свежий хлеб-мягкий; тёплый-све­жий ветер - прохладный; тусклые - свежие краски - яркие;

грязная-свежая рубашка-чистая; старая-свежая газета- новая.

Образуй прилагательное. (2 ком. по 6 чел.) На доске в 2 стол­бика записаны имена существительные: НЕНАСТЬЕ, ПРЕ­ЛЕСТЬ, УЖАС, ТУМАН, ЛИМОН, ВЕСНА. ОСЕНЬ, КАРТОН, КАРМАН. ВКУС, МЕСТО, НЕСЧАСТЬЕ.

Нужно образовать от существительного однокоренное прилага­тельное и составить словосочетание этого прилагательного с су­ществительным. Члены команд по очереди выходят к доске и запи­сывают свои сочетания. Побеждает команда, которая правильно и быстрее другой выполнит задание.

В каком магазине? (3 ком. по 4 чел.) На доске в 3 столби­ка записаны названия предметов:

ОВОЩИ - . . . МОЛОКО - . . . ЦВЕТЫ - . . .

КНИГИ - . . . ХЛЕБ - . . . ОБУВЬ - . . .

МЕБЕЛЬ - . . . МЯСО - . . . ПОСУДА - . . .

ПРОДУКТЫ - . . . РЫБА - . . . КОНЬКИ-. . .

Игроки должны записать прилагательное, обозначающее, в каком магазине можно купить тот или иной предмет. Побеж­дает команда, которая правильно и быстрее других выполнит задание.

Предмет-признак. (Класс-3 ком.) Игра проводится в фор­ме эстафеты. Каждая команда получает карточку-задание с име­нами существительными (по числу игроков):

КАРМАН - . . . ЧЕСТЬ - . . . МЕСТО - . . .

КАМЕНЬ - . . . РЕМЕНЬ - . . . ЯЧМЕНЬ - . . .

МАШИНА - . . . УЖАС - . . . КАРТОН - . . .

КОСТЬ - . . . КОНЬ - . . . ВКУС - . . .

СКУКА - . . . ДЛИНА - . . . ТУМАН - . . .

ТЕСНОТА - . . . КАПУСТА - . . . НЕБЕСА - . . .

ГРУСТЬ - . . . ОПАСНОСТЬ - . . . РАДОСТЬ - . . .

ВЕСНА- . . . СТАРИНА - . . . СТЕНА-. . .

Каждый игрок образует от существительного однокоренное прилагательное и записывает его справа, после чего передает кар­точку следующему игроку. Команда, закончившая работу, пере­дает карточку ведущему, который проверяет запись и опреде­ляет победителей.

Образуй прилагательное. (Класс -3 ком.) Игра проводится в форме эстафеты. Каждая команда получает карточку-задание с именами существительными (по числу игроков):

РЕКА - . . . ЧЕСТЬ - . . . ВЕК - . . .

РАДОСТЬ - . . . ПЕЧЬ - . . . ЯСНОСТЬ - . . .

ВКУС - . . . НЕБЕСА - . . . КАПУСТА - . . .

РУКА - . . . МУКА - . . . СРОК - . . .

ГРУСТЬ - . . . МЕСТО - . . . ОПАСНОСТЬ - . . .

УЖАС - . . . ЧУДЕСА - . . . ИЗВЕСТИЕ - . . .

ЗВУК - . . . МОЛОКО - . . . УДАЧА - . . .

СЕНОКОС - . . . ПРЕЛЕСТЬ - . . . ЗВЕЗДЫ - . . .

Каждый игрок образует однокоренное прилагательное от од­ного существительного и записывает на карточке, после чего пе­редает карточку следующему игроку. Ряд, закончивший работу, передает карточку ведущему, который проверяет работы и опреде­ляет победителей.

Игроки, выходя по очереди к доске, вставляют по одному про­пущенному окончанию. Побеждает команда, которая правильно и быстрее других выполнит задание.

Допиши существительное. (3 ком. по 6 чел.) На доске запи­саны прилагательные мужского, женского и среднего рода:

БЕЛЫЙ. . . СПЕЛАЯ. . . ДУШИСТОЕ. . .

БЕЛОЕ. . . СПЕЛЫЙ. . . ДУШИСТАЯ. . .

БЕЛАЯ. . . СПЕЛОЕ. . . ДУШИСТЫЙ. . .

ВЫСОКАЯ. . . СОЧНЫЙ. . . НОВОЕ. . .

ВЫСОКИЙ. . . СОЧНОЕ. . . НОВАЯ. . .

ВЫСОКОЕ. . . СОЧНАЯ. . . НОВЫЙ. . .

Нужно записать рядом с прилагательным имя существитель­ное того же рода. Класс оценивает работу команд.

Допиши прилагательное. (3 ком. по 6 чел.) Нужно записать рядом с каждым существительным подходящее по смыслу при­лагательное:

ВЕТЕР - . . . БЕРЕЗА - . . . ОКНО - . . .

ДЕРЕВО - . . . ЛИМОН - . . . ТУЧА - . . .

РАДУГА - . . . НЕБО - . . . СНЕГ - . . .

СОЛНЦЕ - . . . ХЛЕБ - . . . ЧАШКА - . . .

ДОСКА - . . . ПАЛЬТО - . . . ДУБ - . . .

СТАКАН - . . . ГРУША - . . . ЯБЛОКО - . . .

Примечание. Игра может быть проведена в форме эстафеты. Почтальоны. (Класс-3 ком.) Учащимся каждого ряда раз­даются в произвольном порядке полоски плотной бумаги размером 6Х25 см с написанными на них существительными мужского,

женского и среднего рода: КАРАНДАШ, ЯБЛОКО, ГРУША, ЛИМОН, БРЕВНО, БРАТ, ТРАВА, СТЕКЛО, ДРУГ, СОБАКА, СОЛНЦЕ, СТОЛ, ДОРОГА, СНЕГ, ДЕРЕВО, ХЛЕБ, РЕКА, МОЛОКО.

Троих игроков назначают почтальонами. Им вручаются кар­точки с именами прилагательными: СОЧНОЕ, КРАСНЫЙ, КИС­ЛЫЙ, СПЕЛАЯ, СТАРШИЙ, ТОЛСТОЕ; ПРОЗРАЧНОЕ, ЗЕ­ЛЕНАЯ, ЗЛАЯ, ВЕРНЫЙ, КРУГЛЫЙ, ЯРКОЕ; ПУШИСТЫЙ, ДЛИННАЯ, СВЕЖИЙ, ВЫСОКОЕ. КОЗЬЕ, ГЛУБОКАЯ.

Прилагательные нужно «доставить по адресам», т. е. найти карточки с теми существительными, к которым они относятся. Выигрывает почтальон, который правильно и быстрее других доставит свои карточки по адресам.

Аукцион. (Класс.) Ведущий называет имя существительное, а участники игры подбирают и по очереди называют подходящие по смыслу прилагательные. Побеждает тот, кто назовет последнее прилагательное. Игру можно продолжить с другим заданием:

придумать как можно больше сочетаний данного прилагатель ного с существительными мужского рода. Побеждает тот, кто на­зовет последнее сочетание.

Раскрой скобки. (3 ком по 4 чел.) На доске записаны 3 столбика слов:

(ЗИМНИЙ) ДОРОГА, (ТИХИЙ) НОЧЬ,

(ЗИМНИЙ) СОЛНЦЕ, (ТИХИЙ) УТРО,

(ЗИМНИЙ) СУГРОБЫ, (ТИХОЕ) ДЕНЬ,

(СВЕТЛЫЙ) КОМНАТА,

(СВЕТЛЫЙ) НЕБО,

(СВЕТЛЫЙ) ОКНА,

(СВЕТЛАЯ) ДЕНЬ.

Нужно раскрыть скобки и изменить окончание прилагательно­го, согласуя его с существительным. Класс проверяет работу и определяет победителей.

Измени число. (2 ком. по 6 чел.) На доске записаны 2 стол­бика словосочетаний прилагательных с существительными:

ВЫСОКАЯ СОСНА - . . . ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ - . . .

СТАРШИЙ БРАТ - . . . СОЧНЫЕ ЯБЛОКИ - . . .

ТОЛСТОЕ БРЕВНО - . . . СИНИЕ ПЛАШИ - . . .

ПОЗДНИЙ ЧАС - . . . СПЕЛЫЕ КОЛОСЬЯ - . . .

ГУСИНОЕ ПЕРО - . . . СЕРЫЕ МЫШИ - . . .

ГРОЗОВАЯ ТУЧА - . . . БЕЛЫЕ ОБЛАКА - . . .

1-й команде нужно записать словосочетания во множествен­ном числе, 2-й команде - в единственном числе. Выигрывает команда, которая правильно и быстрее выполнит задание.

Грамматическая эстафета. (3 ком. по 5 чел.) На доске в 3 столбика сделана следующая запись:

И. КАКОЙ? СИНИЙ. . . КАКАЯ? СИНЯЯ. . .

Р. КАКОГО? . . . КАКОЙ? . . .

Д. КАКОМУ? . . . КАКОЙ? . . .

В. КАКОЙ? . . . КАКУЮ? . . .

Т. КАКИМ? . . . КАКОЙ? . . .

П.О КАКОМ? . . . О КАКОЙ? . . .

КАКОЕ? СИНЕЕ. . .

КАКОГО? . . .

КАКОМУ? . . .

КАКОЕ? . . .

КАКИМ? . . .

О КАКОМ? . . .

Игроки каждой команды выходят по очереди к доске и запи­сывают сочетания прилагательного с существительным во всех падежах. Побеждает команда, правильно и быстрее других выпол­нившая задание.

Узнай падеж прилагательного. (2 ком. по 6 чел.) На доске в 2 столбика записаны сочетания прилагательных с существи­тельными в разных падежах:

В СИНЕМ МОРЕ ПО РОДНОЙ СТОРОНЕ

СО СТАРШИМ БРАТОМ НА ВЫСОКОМ ДЕРЕВЕ

ЗА ДАЛЬНИМ ОЗЕРОМ В НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

ПОД ОРЕХОВЫМ КУСТОМ В СОСЕДНЕМ ДОМЕ

В ЗИМНЮЮ СТУЖУ С МАЛЕНЬКИМ КОТЕНКОМ

НА СОЛНЕЧНОЙ ПОЛЯНКЕ ИЗ ДАЛЬНЕГО САДА

Игроки обеих команд по очереди выходят к доске, определя­ют падежи прилагательных и обозначают их большой буквой сверху. Побеждает команда, которая правильно и быстрее другой выполнит задание.

Грамматическая эстафета. (2 ком. по 4 чел.) На доске-2 столбика словосочетаний существительных с прилагательными мужского и среднего рода в именительном или винительном па­деже с пропущенными безударными окончаниями:

ЧИСТ. . СТОЛ ДАЛЬН. . ОЗЕРО

СИН. . НЕБО ТЕЛЕГРАФН. . СТОЛБ

ПОЛОЖИЛ НА ЧИСТ. . СТОЛ ПОЕХАЛ НА ДАЛЬН. .ОЗЕРО

ПОСМОТРЕЛ НА СИН. . НЕБО ЗАЛЕЗ НА ТЕЛЕГРАФН. . СТОЛБ

Игроки по очереди выходят к доске, вставляют пропущен­ные окончания и указывают падеж прилагательного. Класс проверяет и оценивает работу команд.

Допиши окончания. (2 ком. по 4 чел.) На доске записаны в 2 столбика словосочетания:

ИЗ ИВАНОВСК. . СИТЦА ДО НОВ. . ГОРОДА

С ВЫСОК. . ЗДАНИЯ У ВЕСЕНН. . РУЧЬЯ

ДО СОСЕДН. . ДОМА ОКОЛО ЛЕВ. . БЕРЕГА

ВОЗЛЕ СТАР. . ДЕРЕВА С ЯСН. . НЕБА

Игроки по очереди вставляют пропущенные окончания и ука­зывают падеж прилагательного. С каждым сочетанием игроки ко­манды устно составляют предложение. Класс проверяет работу и определяет победителей

Какое прилагательное? (2 ком по 4 чел) На доске-соче­тания существительных в родительном падеже с прилагательными, у которых пропущена вся основа и дано только окончание:

ДО. .ОГО ДЕРЕВА ИЗ ЕГО МОЛОКА

ОТ. . ЕГО ДОЖДЯ С. . ОГО БЕРЕГА

ИЗ. . ОГО ШЕЛКА ДО. .ОГО ОЗЕРА

С. .ЕГО УТРА ОТ. .ОГО МОРОЗА


Нужно подобрать подходящее по смыслу прилагательное, впи­сать его и указать падеж.

Дательный падеж прилагательных мужского и среднего рода

Грамматическая эстафета. (2 ком. по 6 чел.) На доске в 2 стол­бика записаны сочетания существительных мужского и среднего рода в дательном падеже с прилагательными, у которых пропу­щены окончания:

ПО ЛЕТН. . СОЛНЦУ К МЛАДШ. . БРАТУ

К КРАСН. ФЛАЖКУ ПО ЗЕЛЕН. . ЛУГУ

ПО СИН. . НЕБУ ПО ШИРОК. . ПОЛЮ

К НОВОГОДН. . ПРАЗДНИКУ К СТАР. . ДОМУ

ПО СВЕТЛ. . ПЛАТЬЮ ПО СИН. . МОРЮ

К ДАЛЬН. . ЛЕСУ К КРАЙН. . ОКНУ

Подбери прилагательное. На доске записаны сочета­ния существительных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах с прилагательными, в которых пропу­щены основы и даны только окончания.


ПОД. .ИМ ДЕРЕВОМ О. . .ОМ ВЕЧЕРЕ

В. .ЕМ ПЛАТЬЕ С. . ЫМ ФЛАЖОМ

ЗА. .ИМ МОРЕМ НА. .ОМ ДЕРЕВЕ

ПРИ. .ОМ МОРОЗЕ НАД. . ЫМ ЗАЙЦЕМ

Нужно списать все сочетания, подобрав подходящие по смыс­лу прилагательные и указав их падеж. Первые 4 игрока каждой команды зачитывают свои работы, а класс проверяет правиль­ность выполнения задания

Правописание безударных окончаний прилагательных женского рода в винительном и творительном падежах

Грамматическая эстафета. (Класс-3 ком.) На трех карточ­ках записаны сочетаниях существительных женского рода в име­нительном падеже с прилагательными:

СИНЯЯ ЛЕНТА ДАЛЬНЯЯ ДОРОГА

ГОЛУБАЯ РЕКА СТАРАЯ ЯБЛОНЯ

ЛЕГКАЯ ЗАДАЧА ЗЛАЯ СОБАКА

ПРЯМАЯ ЛИНИЯ БЕЛАЯ БУМАГА

ЛЕТНЯЯ ЖАРА ЗИМНЯЯ СТУЖА

ПУШИСТАЯ СИРЕНЬ ТЕМНАЯ НОЧЬ

ВЕСЕННЯЯ ПОРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

ЧЕРНАЯ КОШКА

КРАСИВАЯ ЧАШКА

ОСЕННЯЯ ПОГОДА

ЗВОНКАЯ ПЕСНЯ

Нужно записать эти сочетания в винительном и творитель­ном падежах. Ведущий кладет карточку-задание на первую пар­ту каждого ряда. По команде «Начали!» игроки, сидящие за первой партой, открывают карточку и выполняют задание. Один из них записывает первое словосочетание в винительном паде­же, а другой - в творительном. Затем пара, сидящая сзади, выполняет такое же задание со вторым словосочетанием и т. д. Игроки, сидящие за последней партой, выполнив задание, возвра щают карточку ведущему на проверку. Побеждает команда, ко­торая правильно и быстрее других выполнит задание.

Парный выход. (2 ком. по 8 чел.) На доске записаны в 2 столбика предложения с пропущенными прилагательными проти­воположного значения:

САХАР. . . , А ГОРЧИЦА. . . . РЕКА. . . , А РУЧЕЙ. . . .

КАМЕНЬ. . . , А ВАТА. . . . СМЕТАНА. . . , А ЧАЙ. . . .

САЖА. . . , А СНЕГ. . . . ЛЕТОМ НОЧЬ. . . , А ДЕНЬ. . . .

НИТКА. . . ,А КАНАТ. . . .ВОРОНА. . . , А ВОРОБЕЙ. . . .

Игроки каждой команды выходят к доске парами. Они должны подобрать и вставить в одном предложении 2 прилагательных с противоположным значением. Класс проверяет и оценивает ра­боту.

Правописание безударных падежных окончаний прилагательных женского и среднего рода

Допиши окончания. (3 ком. по 3 чел.) На доске-3 столби­ка сочетаний существительных женского и среднего рода с прила­гательными, у которых пропущены окончания: ЗИМН. . СТУЖА, ЗИМН. . СОЛНЦЕ, ГЛУБОК. . РЕКА, ГЛУБОК. . ОЗЕРО, СЛАДК. . ЯБЛОКО, СЛАДК. . КАША; ЗАБАВН. . ИСТОРИЯ, ЗАБАВН. . ЗАНЯТИЕ, ТЕПЛ. . ШАПКА, ТЕПЛ. . ОДЕЯЛО, ВЕСЕНН. . ПОРА, ВЕСЕНН. . ТЕПЛО; СЕРЕБРЯН. . КОПЫТ­ЦЕ, СЕРЕБРЯН. . ЛОЖКА, КРАСИВ. . ПЛАТЬЕ, КРАСИВ. . РУБАШКА, ЛЕТН. . УТРО, ЛЕТН. . НОЧЬ.

Каждый член команды дописывает окончания в двух прилага­тельных (разного рода).

Правописание прилагательных во множественном числе

Именительный и винительный. (2 ком. по 6 чел.) На доске в 2 столбика записаны сочетания прилагательных с существи­тельными в именительном падеже множественного числа:

1. ПУШИСТЫЕ КОТЯТА - . . ., ЦВЕТНЫЕ КАРАНДА­ШИ - . . ., КРАСИВЫЕ ЦВЕТЫ - . . ., ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА - . . ., НОВЫЕ ДОМА - . . ., МЛАДШИЕ СЕСТРЫ - . . . .

2. СТАРШИЕ БРАТЬЯ - . . ., ЖЕЛТЫЕ ОДУВАНЧИКИ - . . ., АКВАРЕЛЬНЫЕ КРАСКИ - . . ., СЕДЫЕ СТАРИКИ - . . ., СВЕЖИЕ ГАЗЕТЫ - . . ., МАЛЕНЬКИЕ ДЕВОЧКИ-

Нужно поставить каждое сочетание в винительном падеже множественного числа и записать справа от данного сочетания. Игроки обеих команд по очереди выходят к доске и выполняют задание. Класс проверяет работу и определяет победителей.

Винительный и предложный. (2 ком. по 3 чел.) На доске-2 столбика по 3 пары словосочетаний, в которых даны существи­тельные в родительном и предложном падежах множественного числа. У прилагательных окончания пропущены:

ИЗ ДАЛЬН. . ГОРОДОВ ДЛЯ БЛИЗК. . ДРУЗЕЙ

В ДАЛЬН. . ГОРОДАХ О БЛИЗК. . ДРУЗЬЯХ

ОТ ВЕСЕНН. . ЛУЧЕЙ ПОСЛЕ ЗНОЙН. . ДНЕЙ

В ВЕСЕНН. . ЛУЧАХ О ЗНОЙН. . ДНЯХ

В ЯСН. . ГЛАЗАХ ОТ ГОРЬК. . СЛЕЗ

ИЗ ЯСН.. ГЛАЗ В ГОРЬК. . СЛЕЗАХ

Каждый игрок вставляет пропущенные окончания в двух при­лагательных и над каждым прилагательным указывает большой буквой падеж. Класс проверяет работу и определяет победителей.

Дательный и творительный. (2 ком. по 3 чел.) На доске в 2 столбика записаны существительные с предлогами:

ПО. . . ДОРОГАМ ПОД. . . ДЕРЕВЬЯМИ

МЕЖДУ. . . ДОРОГАМИ К. . . ДЕРЕВЬЯМ

ЗА. . . ЛЕСАМИ ПО. . . ПОЛЯМ

ПО. . . ЛЕСАМ НАД. . . ПОЛЯМИ

ЗА. . . ГОРАМИ К. . . ДОМАМ

ПО. . . ГОРАМ ПЕРЕД. . . ДОМАМИ

Нужно вставить пропущенные окончания и указать падеж при­лагательных

Сходны-различны. (Класс.) На доске начерчена таблица с графами:

Нужно заполнить таблицу, отвечая на вопросы:

I. Что обозначают? 2. На какие вопросы отвечают? 3. Какие окончания имеют в начальной форме? 4. Имеют ли род? 5. Изме­няются ли по числам? 6. Изменяются ли по родам? 7. Изменяют­ся ли по падежам?

Первые 7 учеников, закончившие работу, выходят к доске. Каждый из них отвечает на один из вопросов. В конце они де­лают вывод о том, какие общие признаки имеют между собой имена.существительные и прилагательные (род, число, падеж), чем различаются (имеют разное значение, отвечают на разные вопросы, имеют разные окончания в начальной форме, у сущест­вительных род постоянный, не изменяется, а у прилагательных изменяется в зависимости от существительных, к которым они относятся).

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ В словосочетании

Имя прилагательное в речи всегда связано с существительным и образует с ним словосочетание. Главным словом в этом словосочетании является существительное. От него за­дается вопрос (какой? какая? какое? какие?), а при­лагательное отвечает на вопрос, определяет предмет, обозначает признак предмета: море (какое?) глубокое, ветер (какой?) сильный. В русском языке в таких словосочетаниях прилага­тельное ставится не после, а перед существительным: ГЛУБОКОЕ МОРЕ, СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР.

Парный выход. (Класс-2 ком.: «правые» и «левые».) На доске записаны в 2 столбика имена прилагательные, с которыми нужно составить словосочетания:


ХВОЙНЫЕ. . .

ЗНОЙНОЕ. . .

ХОЛОДНАЯ. . .

СТАРЫЙ. . .

ИНТЕРЕСНАЯ. . .

СВЕЖИЙ. . .

ВЫСОКИЕ. . .

ГОРЬКОЕ. . .

МАЛЕНЬКАЯ. . .

ПЕСТРЫЙ. . .

ЗНАКОМЫЕ. . .

ВЕСЕЛАЯ. . .

ВКУСНЫЙ. . .

К доске по очереди выходят представители команд «левых» и «правых».

II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. II.1. Возможности школьных учебников чтения для работы над лирическими стихотворениями Для того, чтобы исследовать современное состояние изучения лирики в начальной школе, нами были проанализированы учебники "Живое слово" (авт. З.И.Романовская), "Родная речь" (авт. В.Г.Горецкий и др.).Было выявлено количество лирических стихотворений, ...

163

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

В.В. РУБЦОВ

Москва

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. 240 с.

Вышедшая в свет монография В.В. Давыдова является важным этапом в реализации деятельностного подхода в советской психологии и создании на основе этого подхода современной теории развивающего обучения. Достижением указанной теории, в отличие от других подходов к проблеме соотношения обучения и развития, является анализ самого этого соотношения с позиции исследования закономерностей происхождения и развития деятельности человека, внутри которой формируются сознание и личность.

Диалектико-материалистическое понимание процессов исторического и онтогенетического развития деятельности, психики и личности, основополагающие принципы материалистической диалектики (историзм, предметность, монизм общественной деятельности, всеобщность ее идеального бытия) и содержание диалектической теории мышления (категории и понятия содержательной логики) образуют главный стержень теории развивающего обучения, в которой по-новому раскрывается подлинный смысл процесса обучения, а также практических следствий, вытекающих из деятельностного подхода к происхождению и развитию сущностных (всеобщих и культурно значимых) человеческих способностей. При этом онтогенетическое развитие человека характеризуют генетически преемственные виды деятельности; эмоциональное общение, предметно-манипулятивная, игровая, учебная, общественно полезная и учебно-профессиональная деятельности. В процессе их выполнения возникают и формируются способности (основные психические функции), соответствующие уровню психического развития (например, в игровой деятельности у ребенка возникает и начинает формироваться способность к творческому воображению). «Подлинные возможности развивающего обучения и воспитания обнаруживаются тогда, когда их содержание как средство организации воспроизводящей деятельности ребенка вполне соответствует ее психологическим особенностям, а также тем способностям, которые формируются на ее основе. Развивающая роль обучения и воспитания сводится к минимуму, если они не соответствуют этим особенностям или даже противоречат им» (с. 210-211).

Указанные виды деятельности являются ведущими для соответствующих периодов психического развития человека. Общие закономерности такого процесса, как усвоение,- а именно с этим процессом связывается традиционное понимание обучения - также зависят от тех конкретных видов деятельности, внутри которых он осуществляется. В большинстве случаев усвоение является результатом решения человеком задач, характерных для того или иного вида деятельности (игровой, трудовой и т.д.). Однако только в условиях собственно учебной деятельности процесс усвоения выступает как ее прямая цель и задача.

Согласно В.В. Давыдову, учебная деятельность является ведущей для младших школьников. Именно в возрасте б-10 лет она формируется и становится основой генеза таких психологических новообразований, как анализ, планирование и рефлексия - главных составляющих теоретического мышления, в этом возрасте она определяет своеобразие всех других видов деятельности растущего человека. Центральное значение имеет вывод о том, что в этот возрастной период учебная деятельность выступает как всеобщая и необходимая форма психического развития детей. Выступая по отношению к отдельному индивиду как способ формирования основ творческого мышления и как метод активного конструирования внутри этого процесса самого способа действия, учебная деятельность формирует рефлексивное, предметно-содержательное отношение человека как особую способность изменять субъективные способы действия, вынося их вовне и преобразуя сами образцы действия. Тем самым учебная деятельность формирует особые, «надкогнитивные» способности, прежде всего способность к самоизменению и самодеятельности, являющуюся основным психологическим механизмом саморазвития и «умения учиться».

Показывая близкую связь положений теории развивающего обучения с некоторыми установками проблемного обучения, В.В. Давыдов вместе с тем подчеркивает мысль о том, что лишь особые учебные задачи могут стать основой для полноценного формирования учебной деятельности. Существенной характеристикой собственно учебной задачи служит овладение содержательно обобщенным способом решения некоторого класса конкретно-практических

164

задач; поставить перед школьниками учебную задачу - значит столкнуть их с такой ситуацией, когда они должны осуществить поиск содержательно обобщенного способа действия во всех возможных для данной ситуации частных и конкретных вариантах условий.

Такой поиск включает: преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта; моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме; преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»; построение системы частных задач, решаемых общим способом; контроль за выполнением предыдущих действий; оценку усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи (с. 154). Причем выполнение всей системы названных учебных действий и решение на их основе соответствующих учебных задач может происходить лишь на основе вполне определенного принципа (метода) развертывания материала, адекватного процессу содержательного обобщения.

Вместе с тем проблема формирования учебной деятельности отнюдь не сводится к усвоению заданной извне (например, учителем) ее структуры, т.е. только к выполнению учебных действий и решению учебных задач. Формирование всякой новой для субъекта деятельности, в том числе и учебной, предполагает возникновение и развитие новой системы потребностей и мотивов, составляющих основу формируемой деятельности. Генез этих потребностей и мотивов определяют формы совместной, разделенной между взрослым и ребенком (группой детей) деятельности. Тем самым, связывая генез новых потребностей и мотивов, а следовательно, и генез учебных действий с самой формой взаимодействия ребенка со взрослым и другим ребенком, В.В. Давыдов, по сути дела, вводит положение об исходных формах учебной деятельности в контекст идей Л.С. Выготского об общем направлении психического развития ребенка. Как известно, в русле этих идей общее направление развития заключается в движении от социального к индивидуальному, когда функция, первоначально распределенная между двумя людьми, становится способом организации действия у отдельного индивида. При таком подходе совместная, распределенная между ее участниками деятельность является не внешним фактором или условием развития (такой подход наиболее последовательно представлен в теории интеллектуального развития Ж. Пиаже), а внутренним источником и условием ее полноценного формирования. Это означает, что такие процессы, как разделение начальных действий и операций и обмен действиями, взаимопонимание, планирование, коммуникация и рефлексия, характеризуют формы организации учебной деятельности, определяющие психическое и умственное развитие ребенка.

Рассмотренное в рамках теории развивающего обучения понятие о структуре и механизмах формирования учебной деятельности имеет не только важное научно-теоретическое значение. Это понятие имеет исключительно важное практическое значение, поскольку в этой теории оно характеризует научно обоснованную модель принципиально новых технологий обучения. На современном этапе социалистического строительства и коренной перестройки всех звеньев общественного производства учебная деятельность становится новой формой практики человека, новой системой воспроизводящей деятельности, направленной на формирование общественно значимых видов деятельности и адекватных им психических способностей. В такой практике нуждаются и современная школа, и вуз, и проектируемые сегодня компьютерные системы обучения. Развивающая роль учебной деятельности при разумном включении ее во все звенья системы народного образования выступает открыто, так как реальная мера развития формируемых психических способностей может быть заранее задана.

Огромный интерес широкого круга читателей к книге В.В. Давыдова объясняется прежде всего тем, что в ней проблема развивающего обучения поставлена с опорой на целостную теоретическую позицию, ядром которой является понятие о деятельности как источнике психического развития человека. Критический анализ центральных идей и положений культурно-исторической теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия стал для автора основой при выработке нового подхода к пониманию связей между обучением и развитием и создании в отечественной психологии целостной теории развивающего обучения.

Система развивающего обучения В.В. Давыдова противопостав­лена им существующей системе обучения прежде всего по прин­ципиальному направлению познания, познавательной деятель­ности школьника. Как известно, существующее обучение преимущественно направлено от частного, конкретного, единичного к общему, абстрактному, целому; от случая, факта к системе; от яв­ления к сущности. Развивающееся в ходе такого обучения мыш­ление ребенка названо В.В. Давыдовым эмпирическим. В общем теоретическом контексте работ Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина В.В. Давыдов поставил вопрос о возможности теоретической раз­работки новой системы обучения с направлением, обратным тра­диционному: от общего к частному, от абстрактного к конкретно­му, от системного к единичному. Развивающееся в процессе тако­го обучения мышление ребенка названо В.В. Давыдовым теоре­тическим, а само такое обучение - развивающим. При этом В.В. Да­выдов опирается на исходные положения Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина относительно того, что ведущая значимость обу­чения в умственном развитии выражается прежде всего через со­держание усваиваемых знаний (Д.Б. Эльконин), производным от которого являются методы (или способы) организации обучения. В.В. Давыдов приводит шесть основных различий эмпириче­ского и теоретического знания (где термин «знание» является об­щим для «абстракции», «обобщения», «понятия») {63, с. 129-130]:

Эмпирическое знание 1. Знание вырабатывает­ся в сравнении предметов, представлений о них; в ре­зультате в них выделяются общие свойства. Теоретическое знание 1. Знание возникает при анализе роли и функций неко­торого особенного отношения внутри целостной системы, отношение является генети­чески исходной основой всех проявлений системы.
2. При сравнении выделя­ется некоторая совокупность предметов, относимых к оп­ределенному классу (на осно­ве формально общего свойст­ва, без раскрытия внутренней их связи). 2. В процессе анализа рас­крывается генетически исход­ное отношение, всеобщее осно­вание, сущность целостной си­стемы.
3. Знание, опирающееся на наблюдение, отражает в представлении предмета внешние его свойства. 3. Знание, возникающее как мысленное преобразова­ние предметов, отражает их внутренние отношения и свя­зи, «выходя» за пределы пред­ставления.

В.В. Давыдов приводит характеристику теоретического зна­ния, получаемого в результате содержательного абстрагирования и обобщения. Оно составляет основы развивающего обучения. Под­черкивается важность мыслительного действия анализа (и соот­ветственно синтеза), а не только сравнения и преобразования для установления генетически исходного основания и связи всех свойств для выявления и обработки обобщенного способа умст­венной деятельности. Еще одно не менее важное отличие теоре­тического знания состоит в том, что при его формировании вскрываются, устанавливаются связи всеобщего и единичного, связи внутри целостной системы, понимание ее сущности, что пред­полагает активную мыслительную деятельность (а не только представление). И третье, что необходимо подчеркнуть,- фор­ма существования теоретического знания. В теории В.В. Давы­дова это прежде всего способы умственной деятельности, обоб­щенные способы действий.

Такое понимание теоретического знания и основного направ­ления обучения как восхождения от абстрактного к конкретному основывается на иной, собственно психологической интерпретации существующих дидактических принципов. Так, В.В. Давыдов, рассмотрев общедидактические принципы сознательности, на­глядности, преемственности, доступности, научности, утвержда­ет другую, собственно психолого-педагогическую их природу .

Во-первых, принцип преемственности трансформируется в принцип качественного различия стадий обучения, каждая из которых соотносится с разными этапами психического развития. Во-вторых, принцип доступности трансформируется в принцип развивающего обучения, наполняясь новым содержанием, «ког­да можно закономерно управлять темпами и содержанием раз­вития посредством организации обучающего воздействия». В-тре­тьих, принцип сознательности имеет новое содержание как принцип деятельности. При этом ученики получают сведения не в готовом виде, а лишь выясняя, устанавливая условия их про­исхождения как способов деятельности. Этот третий принцип по­служил основой (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов) для формирования новой модели обучения как преобразующе-воспроизводящей де­ятельности обучающихся. В-четвертых, принцип наглядности фик­сируется В.В. Давыдовым как принцип предметности. Реализуя этот принцип, обучающийся должен выявить предмет и предста­вить его в виде модели. Это существенная характеристика пре­образующе-воспроизводящей деятельности обучения, когда мо­дельное, знаково-символическое представление ее процесса и ре­зультата занимают значительное место.

Развивающее обучение в учебной деятельности на основе ус­воения содержания учебных предметов должно разрабатывать­ся в соответствии с ее структурой и особенностями. В.В. Давы­дов формулирует основные положения, характеризующие не только содержание учебных предметов, но и те умения, которые должны быть сформированы у учащихся при усвоении этих предметов в учебной деятельности:

«1. Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный харак­тер, предшествует знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учащимися из общего и абстрактного как из своей единой основы.

2. Знания, конституирующие данный учебный предмет или его основные разделы, учащиеся усваивают в процессе ана­лиза условий, их происхождения, благодаря которым они ста­новятся необходимыми.

3. При выявлении предметных источников тех или иных знаний учащиеся должны уметь прежде всего обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объ­екта данных знаний.

4. Это отношение учащиеся воспроизводят в особых пред­метных, графических или буквенных моделях, позволяющих изу­чать его свойства в чистом виде.5. Учащиеся должны уметь конкретизировать генетиче­ски исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в сис­теме частных знаний о нем в таком единстве, которое обес­печивает мысленные переходы от всеобщего к частному и об­ратно.

6. Учащиеся должны уметь переходить от выполнения дей­ствий в умственном плане к выполнению их во внешнем пла­не и обратно» (выделено мною. - И.З.).

Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Да­выдова, внедренное в практику школьного обучения, получило всестороннюю интерпретацию в работах Л.И. Айдаровой, А.К. Марковой, В.В. Рубцова, А.З. Зака, В.В. Репкина, М.М. Ра­зумовской, Г.Г. Гранин и др. Сама идея развивающего обучения кратко воплотилась в экспериментальных системах обучения Д.Н. Богоявленского, С.Ф. Жуйкова, М.Ф. Косиловой, И.Я. Каплуновича, Б.Е. Хаева [подробнее см. 231], а также в опыте рабо­ты Т.В. Некрасовой, Г.Н. Кудиной, Р.Г. Мильруда и др. В пред­ставленной Л.В. Тарасовым «Новой модели общего образования. Экология и диалектика», по сути, также используются основные положения развивающего обучения Д.В. Эльконина, В.В. Давы­дова. Все это свидетельствует о том, что развивающее обучение действительно представляет собой управление учителем психиче­ским развитием ученика, обладая потенциальными возможнос­тями и перспективами широкого внедрения в практику обучения.

Приобретение человеком индивидуального опыта в социаль­ном окружении, в специальных образовательных учреждениях есть результат сложного взаимодействия развития, обучения, вос­питания, где развитие - конечная цель обучения, а оно само (вку­пе с воспитанием) - условие и основа развития, которое имеет свои уровни, линии и направления. Развивающее обучение есть продуктивная реализация принципа опережающего развитие обучения, по Л.С. Выготскому.

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключается разница между понятиями «научение», «уче­ние» и «учебная деятельность»?

(с которым позднее дружил до конца жизни). Работы по педагогической психологии посвящены проблемам развивающего обучения и возрастных норм психического развития. Теоретические разработки Давыдова внедрялись и проверялись на практике в московской экспериментальной школе №91. На основе его теории различных типов мышления человека были созданы и внедрены конкретные программы и учебно-методические пособия по математике, русскому языку, химии, географии и другим предметам. В современной педагогике существует образовательная система развивающего обучения - В.В. Давыдова, учебники для которой рекомендованы для начальной школы и некоторых старших классов общеобразовательных школ.

Кроме того, Давыдов профессионально занимался философскими проблемами, в частности, на протяжении многих лет во вверенном ему учреждении поддерживал деятельность нескольких теоретико-методологических семинаров по фундаментальными проблемам мышления и деятельности, культурно-исторической психологии и др. Его дружба с известными философами, составлявшими идеологическую оппозицию советской педагогике - , и др., дала возможность поставить и во многом решить ряд фундаментальных психологических проблем относительно механизмов обучения и развития. В своих трудах В. В. Давыдов неоднократно довольно смело высказывался по поводу официальных педагогических догм. «Последней каплей» стала книга A.C. Арсеньева, Э.В. Бесчеревных, В.В. Давыдова и др. «», вышедшая под редакцией В.В. Давыдова (М.: Педагогика, 1981), после выхода которой Давыдов в был исключён из партии, снят с должности директора Института общей и педагогической психологии АПН СССР и даже отстранён от работы со своей любимой экспериментальной школой № 91. Однако уже через несколько лет, в , награждён премией им. за достижения в педагогике, а позднее восстановлен в партии и в вновь назначен директором этого же института.

Сочинения

  • Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения предметов). М., Педагогика, 1972.
  • Проблемы развивающего обучения. М., Педагогика, 1986.
  • Теория развивающего обучения. М., 1996

Ссылки

  • Давыдов В. В. Анализ структуры мыслительного акта // Доклады Академии педагогических наук РСФСР, 1960, № 2.
  • Давыдов В. В. Публикации в журнале «Вопросы психологии»
  • В.А. Лекторский «О философском значении работ В.В. Давыдова»

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    В. В. Давыдов Проблемы развивающего обучения В монографии рассмотрены психолого-педагогические основания проблемы развивающего обучения, которые могут оказать влияние на создание методических средств реализации развивающего обучения в школьной… - Педагогика, (формат: 60x90/16, 240 стр.) 1986
    500 бумажная книга
    Каминская М.В. Включенность учителя развивающего обучения в детское учебное действие: парадоксы профессии Сборник статей посвящен проблемам проектирования и рефлексии совместной деятельности учителя и ученика; включенности учителя в культурное развитие школьника, проблематике построения урока-диалога в… - Авторский Клуб, (формат: 60x90/16мм, 80 стр.) 2015
    437 бумажная книга
    Инновационная деятельность в школах развивающего обучения. Научно-методическое пособие Рассматривается проблемы повышения эффективности инновационной деятельности в школах. Обсуждаются возможности развития теоретико-методической базы инновационной деятельности в школах как механизма… - Авторский Клуб, (формат: 60x90/16, 136 стр.) 2015
    547 бумажная книга
    Лазарев В.С. Рассматривается проблемы повышения эффективности инновационной деятельности в школах. Обсуждаются возможности развития теоретико-методической базы инновационной деятельности в школах как механизма… - Авторский клуб, (формат: 60x90/16, 136 стр.) Классика развивающего обучения 2015
    568 бумажная книга
    В. С. Лазарев, Т. П. Афанасьева, И. А. Елисеева Инновационная деятельность в школе развивающего обучения. Научно-методическое пособие для работников школ Рассматривается проблемы повышения эффективности инновационной деятельности в школах. Обсуждаются возможности развития теоретико-методической базы инновационной деятельности в школах как механизма… - Авторский Клуб, (формат: 60x90/16, 134 стр.) Закат и падение Римской Империи. В семи томах 2015
    735 бумажная книга
    В учебнике изложены вопросы базового и профильного содержания школьного экологического образования, теоретические и методические основы обучения экологии. В основу подготовки студентов положены идеи… - Academia, (формат: 60x90/16, 208 стр.) 2009
    922 бумажная книга
    Валерий Павлович Соломин теория и методика обучения экологии 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО В учебнике изложены теоретические и методические основы обучения экологии. В основу подготовки студентов положены идеи развивающего обучения. Рассмотрены современные подходы, возможности и проблемы… - ЮРАЙТ, (формат: 60x90/16, 136 стр.) Профессиональное образование электронная книга 2017
    389 электронная книга
    Андреева Н.Д. В учебнике изложены теоретические и методические основы обучения экологии. В основу подготовки студентов положены идеи развивающего обучения. Рассмотрены современные подходы, возможности и проблемы… - Юрайт, (формат: 60x90/16, 136 стр.) Профессиональное образование 2017
    705 бумажная книга
    Н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева Теория и методика обучения экологии 208 стр. В учебнике изложены вопросы базового и профильного содержания школьного экологического образования, теоретические и методические основы обучения экологии. Воснову подготовки студентов… - ACADEMIA, (формат: 60x90/16, 208 стр.) Высшее профессиональное образование 2009
    878 бумажная книга
    Андреева Н.Д. Теория и методика обучения экологии. Учебник для СПО В учебнике изложены теоретические и методические основы обучения экологии. В основу подготовки студентов положены идеи развивающего обучения. Рассмотрены современные подходы, возможности и проблемы… - ЮРАЙТ, (формат: 60x88/16, 128 стр.) Профессиональное образование 2017
    912 бумажная книга
    Громова Ольга Евгеньевна Книжки "Для самых-самых маленьких" ещё двадцать лет назад были рекомендованы Министерством образования России в качестве пособия для развития детей раннего возраста. Эта серия помогает вам развивать… - Карапуз, (формат: 60x90/16, 240 стр.) Для самых - самых маленьких 2016
    114 бумажная книга
    Давыдов В.В. Философско-психологические проблемы развития образования Книга посвящена обсуждению философско-психологических проблем образования и перспектив его развития. Авторы рассматривают взаимоотношения философской, социологической и психолого-педагогической… - Интор, (формат: 60x90/16, 136 стр.) - 1994
    378 бумажная книга
    Громова Ольга Евгеньевна Зайка идет в садик. Проблемы адаптации Книжки`Для самых-самых маленьких` ещё двадцать лет назад были рекомендованы Министерством образования России в качестве пособия для развития детей раннего возраста. Эта серия помогает вам развивать… - Карапуз, (формат: 60x84/8, 20 стр.) Для самых - самых маленьких 2010
    101 бумажная книга
    Давыдов В.В. Философско-психологические проблемы развития образования Книга посвящена обсуждению философско-психологических проблем образования и перспектив его развития. Авторы рассматривают взаимоотношения философской, социологической и психолого-педагогической… - ИНТОР, (формат: 60x88/16, 128 стр.) Теория и практика развивающего обучения

    МЕТОД ОБУЧЕНИЯ - система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. М. о. характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения.… … Российская педагогическая энциклопедия

    НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - первая ступень общего шк образования имеет целью освоение учащимся элементарных общеобразоват.знаний, обеспечивающих развитие у него познават. способностей и социального общения, а также формирование осн. навыков уч. деятельности. Усвоение мл.… … Российская педагогическая энциклопедия

    Василий Васильевич Давыдов (31 августа 1930 19 марта 1998) советский педагог и психолог. Академик и вице президент Российской академии образования (1992). Доктор психологических наук (1971), профессор (1973). Давыдов Василий… … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Давыдов. Не следует путать с Давыдов, Василий Васильевич (разведчик). Василий Васильевич Давыдов Дата рождения: 31 августа 1930(1930 08 31) Место рождения: Москва, СССР … Википедия

    РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ - направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путём использования их потенциальных возможностей. Основы теории Р. о. были заложены Л. С. Выготским в 30 е… … Российская педагогическая энциклопедия - (31.08.1930 19.03.1998) спец. в обл. психол., педагогики и филос.; д р психол. наук, проф. Род. в Москве. Окончил психол. отделение филос. ф та МГУ (1953), асп. (1956). В 1956 1992 работал в учреждениях АПН РСФСР и СССР (ред. изд ва, зав.… … Большая биографическая энциклопедия

    - (31 августа 1930 19 марта 1998) советский педагог и психолог. Академик и вице президент Российской академии образования (1992). Доктор психологических наук (1971), профессор (1973). С 1953 г. работал в учреждениях АПН СССР (вице президент с… … Википедия




    © 2024
    digtime.ru - Digtime - Строительный портал