19.09.2024

Проблемы бытия человека. Бытие человека в мире вещей Историческое осознание категории бытия


5.1. Бытие как всеохватывающая реальность

Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии. Вопрос, что такое бытие, имплицитно присутствует в любом философском учении. Он возник вместе с зарождением философии и будет постоянно сопровождать ее, пока будет существовать мыслящее человечество.

Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия – это синонимы. Бытие есть все то, что существует. Это и материальные вещи, это и все процессы, их свойства, связи и отношения. Плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, даже бред больного воображения – все это части бытия.

Антитезой бытия является ничто, бытие и ничто не могут существовать друг без друга: если их разделить таким образом, чтобы они не могли переходить друг в друга, то все бы исчезло, сущее лишилось бы одного из своих фундаментальных и неотъемлемых атрибутов, без которого оно рассыпалось бы в «пыль небытия». Бытие вещей, как бы много времени оно ни продолжалось, приходит к концу и «уплывает» в небытие как данная качественная определенность. Переход в небытие мыслится как разрушение его в иную форму бытия. Точно так же возникающая форма бытия есть результат перехода одной формы бытия в иную. Небытие мыслится как относительное понятие, а в абсолютном смысле небытия нет.

Бытие небезразлично для составляющей его реальности. Слепой жаждой бытия преисполнено все конкретно-сущее, что проявляется даже в простейших механических процессах в виде инерции, а также в различного рода новообразованиях. Бытие – настолько всеобъемлющая и первичная категория, что она заложена в глубинных формообразующих частях слова: суффикс «-сть», свойственный абстрактным и общим понятиям, несет смысл существования, бытийности.

5.2. Историческое осознание категории бытия

В античности Парменид обнаружил бытие мысли, как бы выводящей за пределы субъективного, – не мысль о чем-то, а мысль как таковую, не существование чего-то, а просто существование. Воодушевленные этой идеей, философы-элеаты приняли абстракцию чистого бытия за реальность более действительную, нежели бытие определенное, за верховное единство, царящее над многообразием. Для них, а затем для Платона характерно различие «бытия по мнению» – видимой, внешней реальности – и «истинного бытия», доступного лишь философскому разуму. Платон под истинным бытием имел в виду «царство чистых мыслей и красоты» как нечто умопостигаемое, в отличие от мира чувственных вещей как чего-то близкого к иллюзорности.

По Аристотелю , бытие – это живая субстанция, характеризующаяся следующими признаками:

1) каждая вещь есть самостоятельный факт, на который мы обращаем свое внимание;

2) каждый объект обладает структурой, части которой соотнесены друг с другом;

3) каждая вещь имеет свое определенное назначение. Субстанция как предельное основание всего сущего не является таковой, если в ней отсутствует хотя бы один из этих компонентов бытия.

Из цельного бытия нельзя убрать что-либо. При этом каждый из указанных моментов берется как реальная абстракция в смысле выделения одной грани из состава целого. Наступление христианской эры соединило философию с интенсивным богопознанием. По существу мыслительная деятельность первых веков христианства вплоть до завершения догматики на Вселенских соборах состояла в осмыслении Божественного Завета в категориях греческой философии. В Средние века оформилось т. н. онтологическое доказательство бытия Бога, состоящее в выделении абсолютного Бытия из понятия бытия, а именно: то, большее чего нельзя помыслить, не может существовать только в уме, иначе можно было бы помыслить и существование вне ума, что противоречит исходной посылке.

В эпоху Возрождения, и особенно в Новое время, происходит секуляризация философии, а впоследствии и все более явное разделение философии и естественной науки. В связи с этим характерна «объективизация» понятия бытия и одновременно развитие субъективистских концепций. Бытие осмысливается как нечто телесное, вещественное, как объективная реальность, противостоящая человеку и его разуму. Природа мыслится вне отношения к ней человека, как своего рода механизм, действующий сам по себе, а Вселенная – как машина. Эти идеи – продукты огромного успеха механики, из которой выводились фундаментальные философские принципы и которая рассматривалась как образец для всех остальных наук.

Для концепции бытия в Новое время характерен субстанциальный подход: субстанция и ее акциденции, производные от субстанции, переходящие и изменяющиеся. Т. Лейбниц выводил понятие бытия из внутреннего опыта человека. Свое крайнее выражение эта идея достигает у Дж. Беркли , отрицавшего существование материи и утверждавшего: «Быть – значит быть в восприятии».

По И. Канту , «бытие не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи. В логическом применении оно есть лишь связка в суждении»1
Кант И. Сочинения. Т. 3. М., 1965. С. 521.

Прибавляя к понятию характеристику бытия, мы не прибавляем ничего нового к его содержанию. Для И. Фихте подлинное бытие – деятельность «я», а материальное бытие – ее продукт.

Г. Гегель начинает построение своей философской системы с наибеднейшего и абстрактнейшего понятия – с чистого бытия. «Если рассматривать весь мир, мы говорим: Шсе есть”, – и не говорим ничего больше, то мы опускаем все определенное и мы имеем вместо абсолютной полноты абсолютную пустоту»2
Гегель Г. Сочинения. Т. 1. М., 1974. С. 450.

Чистое бытие настолько бедно и пусто, что оно неотличимо от ничто.

В гегелевской диалектике тождество бытия и мышления проходит три стадии. Вначале неопределенное и абстрактное бытие, лишенное определений, неразличимо с мышлением. Проходя шаги конкретизации, бытие и мышление могут различаться, совпадая не полностью, чтобы слиться при завершении системы.

Достигнутое Гегелем понимание бытия как процесса, или истории, или вечного движения, или самой жизни чрезвычайно важно. Диалектический метод восхождения от абстрактного к конкретному позволил Гегелю преодолеть некоторые стадии трудности, вызванные трактовкой бытия как одной абстрактной всеобщности, неподвижной субстанции и безразличной «объективности».

В то же время для всей идущей от Нового времени «классической» философии, включая Гегеля, характерен разрыв с человеческой стороной бытия, на что обратил внимание создатель «антропологической философии» Л. Фейербах.

5.3. Бытие и философия ХХ в

В философских концепциях ХХ в. акцент делается на бытии прежде всего как человеческом существовании: бытие есть наша жизнь. Для В. Дильтея подлинное бытие – целостная жизнь.

М. Хайдеггер критикует подход к бытию как к чему-то извне данному и противоположному субъекту. Для него проблема бытия имеет смысл лишь как проблема человеческого бытия, проблема предельных оснований жизни человека. Самым важным выражением общечеловеческого способа бытия считается страх перед ничто. Анализ бытия надо начинать с нас самих. Тот, кто ставит вопрос о бытии, в первую очередь есть сам наличное бытие. Он имеет понимание своего бытия. Это и есть экзистенция . Объективное бытие и «я»-бытие суть разные виды бытия. Признание только одного объективного бытия равноценно самозабвению. В экзистенциализме для человеческого бытия духовное и материальное слиты в единое целое: это одухотворенное бытие. Главное в этом бытии – сознание временности, постоянный страх перед последней возможностью – возможностью не быть, а значит, сознание бесценности своей личности.

Совершенно иначе поворачивается соотношение бытия и небытия: «Бытие только тогда и есть, когда ему грозит небытие». В «пограничной ситуации» – на грани небытия, смерти, уничтожения личности – возникают острые переживания бытия. Они совмещаются с проблемами этическими, с моральным выбором на грани жизни и смерти, который должен делать человек.

5.4. Бытие как проблема

Проблема бытия, реальности чего-либо – это фундаментальная мировоззренческая и методологическая проблема. Дело в том, что объективную реальность, действующую во всех существующих вещах и явлениях, мы не в состоянии охватить своим мышлением ни во всем ее объеме, ни во всех способах ее проявления. Критерий реальности не сводится к критерию чувственной достоверности.

Так, существование реальности трансцендентной, например бытие Бога, есть чрезвычайно сложный вопрос. «Онтологическое доказательство бытия Бога» рассматривается многими философами. Философы придерживаются разных мнений относительно того, возможно ли в принципе – с точки зрения логики – такое доказательство. Что касается религиозной веры, то здесь нет сомнений, для нее это, скорее, «опытный факт».

Проблема реальности имеет огромное значение для науки.

Во-первых, это связано с разнообразными «необычными явлениями». Например, экстрасенсорные феномены, связанные с излучением живыми системами энергии и информации. В силу своей крайней необычайности эти явления многим представляются загадочными, таинственными, даже сверхъестественными. Но ведь, как показывают многочисленные опыты и наблюдения, эти явления существуют. Следовательно, они естественны в своем реальном бытии. Поэтому можно сказать, что само представление о сверхъестественном характере этих явлений обусловливается не сущностью этих явлений, а ошибочным пониманием их сущности.

Во-вторых, известно, что реальность и истина об этой реальности есть всегда частные виды реальности. Различные научные понятия в ходе исторического развития переходили из области чисто теоретической в вещественную, приобретали «материальный статус», и наоборот. Долгое время атомы, молекулы, электрон, ион существовали как удобные теоретические схемы. Но достаточно быстро все эти понятия «овеществились», приобрели исключительно прочный материально-бытийный смысл.

Художественное бытие реально совершенно по-особому и несводимо к физическому и вообще естественно-научному бытию. Естествознание не может объяснить природу прекрасного. Это не физическая, а эстетическая реальность, по сути своей объектно-субъектная, человечески окрашенная. Что может сказать физик (как физик) о закате солнца, шелесте листьев в тишине, брызгах волн и т. д. Он опишет физическую суть звуковых колебаний, скорость распространения, длину, частоту. Не исчерпывается ли таким образом чувство реальности, которое испытывает человек, физической реальностью? Конечно нет. И вообще, что это за реальность – восхищение? Тут нужен иной язык – язык поэзии, музыки, мастерство художественного слова. Эстетический метод – один из важнейших методов познания бытия.

5.5. Иерархия типов реальности

Первоначально нерасчлененное бытие предстает в виде многообразия форм и типов реальности, исторически доступных человеку. Само понятие бытия не обладает никакой двусмысленностью: оно однозначно синонимично реальности вообще, взятой без разграничения на типы. В контексте размышления и общения такое разграничение всегда необходимо. В самом общем виде членение типов реальности выглядит как разделение эмпирической трансцендентальной и трансцендентной реальности, которое представлено в кантовской гносеологии и онтологии. Другая форма деления представлена религиозной философией – на реальность творящую и тварную, в т. ч. внутри трансцендентно-сущего.

Обращаясь к современной философии неопозитивизма, К. Поппер делит бытие на три уровня: материальное бытие вне нас, мир психики как субъективное бытие, мир объективного духа, т. е. надличностного сознания. Его концепция «трех миров» вполне традиционна. В самой общей форме бытие действительно предполагает эти три уровня, хотя, возможно, ими не ограничивается.

Безусловный интерес представляет само понятие статуса реальности, неодинакового для разных ее видов. Это придает классификационным схемам некое объективное содержание, выводя их за рамки голой классификации.

Например, наш опыт имеет дело повсюду лишь с определенным бытием, с конкретными его типами: механическими, физическими, химическими, геологическими, биологическими, социальными, духовными. В рамках этих типов имеется неисчислимое множество более конкретных форм определенностей, вплоть до единичных форм бытия.

Но далеко не все существующее есть материя или представляет собой элементарные психические проявления, объяснимые на уровне физиологии. Духовная реальность – не меньшая реальность, чем природа вне нас. Ее в виде мысли рождает каждый акт интеллектуальной деятельности. Человеческая мысль реальна, но ее реальность духовна. Все феномены сознания – и личного, и общественного – обладают бытийным смыслом. Здесь возможны разные уровни и степени реальности. Каждый мир, каждая сказка заключают в себе тайный смысл. Это удивительно богатая форма творчества и его продукт, красивое буйство человеческой фантазии. Но это есть духовная реальность в образно-символической форме ее выражения: сказочная, легендарная реальность, имеющая свою смысловую организацию и социально-психологическую надобность людям, коль они ее сотворили и постоянно воспроизводят.

За рассмотренными достаточно «приземленными» видами духовной реальности так или иначе можно угадать еще один вид постоянной реальности – историческую реальность. Последней суждено стать со временем открытой, доступной или же так и остаться в трансцендентной сфере.

Возможен исторический подход к разграничению реальности. В соответствии с данным подходом бытие включает в себя актуально сущее, неисчислимые потенции и бесконечные следы прошлого. Исходным пунктом рассмотрения бытия как исторического бытия, как результата практической и духовной деятельности людей является культура – царство теоретической и практически освоенной природы и мир духовной культуры.

6. Понятие духа, материи и сознания; пространства и времени, движения

6.1. Духовный мир человека

Духовный мир человека являет собой нечто едино-цельное, что испокон веков именуется душой. Будучи едино-цельным образованием, душа внутри себя есть нечто функционально-дифференцированное. К душевным явлениям относятся ум, воля, характер, темперамент, память, мир эмоций и др. Духовный мир – это едино-цельный феномен. Душа приобретает форму индивидуального субъекта. Но эта субъективность выступает как обособленность природной определенности характера, темперамента, таланта или смекалки, воли. Это бесконечное множество модификаций. Природные данные – это возможности, дающие лишь направление нашему развитию. Воспитание и обучение совершенствуют природные данные, придавая им широту и более или менее глубокое понимание сути вещей в различных областях знания. Душа совершенствуется, обретая духовную силу и объем. Душа каждого человека – сугубо индивидуальный феномен, она составляет и выражает собой уникальные особенности данной личности. Здесь выражается духовная определенность каждой индивидуальности. Индивидуальная особенность души является носителем общих для человека свойств, существует как модус различного темперамента, характера, меры одаренности, своеобразия выражения лица, манеры поведения и т. д.

Душа не есть нечто пребывающее в покое, скорее наоборот, это нечто постоянно беспокойное, деятельное. Душа – не только некоторая «душа-вещь», со стоящая лишь во внешнем отношении к телу, но нечто внутреннее, связанное с телом, образующее с ним нечто едино-цельное, живой организм человека. Тело являет собой ту же жизнь, что и душа. Душа без тела не была бы живой земной душой. Когда душа покидает тело, то оно никнет. Тело есть предел существования души, душа – это животворящее начало, ибо без души тело не имеет жизни. Наличие у нас души есть абсолютное условие нашего бытия, неотъемлемый принцип нашей жизни. Душа являет собой ту часть духовной деятельности человека, в которой, по Гегелю, сильно сказывается связь с телесностью человека. При рассмотрении души ни психология, ни философия не могут обойтись без рассмотрения связи духовного мира человека с его телесностью, прежде всего с мозгом: духовное вообще не существует вне телесного. Видимость телесного облика есть лишь внешнее выражение нашей души. Человек есть душевно-телесное психологическое существо, или человек есть одушевленное тело или телесно воплощенная душа.

Душа есть мышление, замечаемые и незамечаемые ощущения, представления, волнения и составляемые понятия. Душа, различные ее свойства развиваются с развитием человеческого мозга. Принципы индивидуальной особенности работы мозга постоянно регулируются законами движения всей человеческой культуры. Человеческий мозг – это сложнейший мир, представляющий собой наивысшую форму организованной материи в известной нам части Вселенной.

6.2. Материя

Наблюдая явления роста и распада, соединения и разложения, первые мыслители заметили, что некоторые свойства и состояния вещей во всех превращениях сохраняются. Эту постоянно сохраняющуюся основу назвали первоматерией. Одни философы считали,

что все вещи состоят из жидкой материи (воды) (Фалес ), другие – из огненной материи (Гераклит ), третьи – из земли, воздуха. В дальнейшем представления о материи углубляются и одновременно утрачивают чувственно-конкретные черты, становятся более абстрактными. Еще в V в. до н. э. возникла идея об атомном строении материи (Левкипп, Демокрит ). В ХVII–XVIII вв. она становится господствующей. Материя мыслится в виде совокупности абсолютно плотных, переменных частиц-атомов, совершающих механическое движение в пустоте. Исходя из идеи атомистического строения материи И. Ньютон ввел в физику понятие массы, сформулировал закон всемирного тяготения и основные законы динамики.

В конце XIX в. атомистическая концепция строения материи перешла границы своего механического толкования: выяснилось, что атом делим и состоит из более элементарных частиц-ядер и электронов. За этим открытием последовали другие. Среди них центральное место заняло представление об электрической природе материи, нашедшее широкое применение на практике, – телеграф, телефон, радио и т. д. Все это подтолкнуло философию к определению дальнейшего пути познания структуры материи.

У всех предметов и процессов внешнего мира есть общий признак: они существуют вне и независимо от сознания, отражаясь прямо или косвенно в наших ощущениях. Другими словами, они объективны. Прежде всего по этому признаку философия объединяет и обобщает их в одном понятии материи . Когда говорится о том, что материя дана нам в ощущениях, то имеется в виду не только прямое восприятие предметов, но и косвенное. Мы не можем видеть, осязать отдельных атомов, но мы ощущаем действие тел, состоящих из атомов. Материю нельзя противопоставить отдельным вещам как нечто неизменное – изменчивому. Материю нельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. То, что видят, осязают, есть определенный вид материи. Материя не есть одна из вещей, существующих наряду с другими, внутри или в основе их. Все существующие конкретные материальные образования и есть материя в различных ее формах, видах, свойствах и отношениях. Не существует «безликой» материи. Материя – это не реальная возможность всех форм, а действительное их бытие. Единственным относительно отличным от материи свойством является лишь сознание, дух.

Материя имеет разнообразное (зернистое, прерывистое) строение. Она состоит из частей различной величины, качественной определенности (элементарных частиц, атомов, молекул, радикалов, ионов, комплексов, макромолекул и т. д.). Элементарные частицы различаются по массе покоя и в соответствии с этим разделяются на лентоны, мезоны и барионы. Наряду с этим существуют частицы, не обладающие массой покоя, например фотоны.

С «прерывными» формами материи неотделимо связаны «непрерывные» формы. Это разные виды полей – гравитационные, электромагнитные, ядерные. Они связывают частицы материи, позволяют им воздействовать друг на друга и тем самым существовать. Материя не просто дискретна – ее дискретные элементы являются неделимыми в определенной области взаимодействий. Под структурностью материи подразумевается внутренне расчлененная целостность, закономерный порядок связи элементов в составе целого. Бытие и движение материи невозможны вне ее структурной организации. Допустим, материя бесструктурна, это значит, что она абсолютно однородна, не содержит в себе никаких качественных различий. Существовать же могут только взаимодействующие объекты, а взаимодействовать могут лишь в чем-то различные объекты или стороны, свойства объектов.

Человеческое бытие как философская проблема

Проблема определения бытия человека. Бытие как дар, раскрытие присутствия человека в мире. Человек в бытии мира раскрывает многокачественность, многоуровневость и многомерность своего бытия. Человек на перекрестке природы, истории, культуры - созидатель, свидетель и слагатель.

Система категорий познания бытия мира в "человеческом измерении": природа (выделяет естественную порожденность человека, его родство со всем сущим); сущность (подчеркивает отличие человека от всего иного сущего);

Человек и мир: проблема места человека в космосе, природе, социуме, культуре как система отношений "человек-космос", "человек-природа", "человек-социум", "человек-культура".

Космизм человеческого бытия

Фундаментальная конституция человека как бытие-в-мире. Мир - уникальное единство предметных, социальных и языковых отношений, образующих культурную среду индивида. Четыре стадии формирования мира индивида: генетическиродовая, игровая, внутренне нормативная, жизненная.

Мир как нетотализируемая тотальность всего, что есть. Мир как природа и мир как история. Бытие в природе как тождество. Бытие в истории как негативность, различие.

Формы бытия человека в мире: объект ("вещь среди вещей")-субъект, телесно-духовное, род-индивид, социальное-индивидное.

Происхождение человека

Две концепции происхождения человека: религиозная и научная.

В религиозной концепции утверждается, что человека создал, сотворил Бог. Причиной появления человека представляется надприродная, сверхъестественная сила, в роли которой выступает Бог.

В научной концепции возникновение человека рассматривается как продукт эволюционного развития природы. В Рамках научной концепции можно выделить три гипотезы появления человека на Земле.

Во-первых, это гипотеза, которую высказал Ч. Дарвин и в которой в качестве предка человека рассматривается обезьяна.

Во-вторых, это версия, согласно которой человек произошел от животного, но остается неясным, от какого именно животного.

В-третьих, это космическая гипотеза происхождения человека, согласно которой человек родился не на Земле, он является пришельцем с другой планеты.

Принципиальная неадаптированность человека к природе. Человек "несчастное животное". Жизнь человека и история человечества как процесс постоянного рождения. Миф, ритуал, игра, искусство - важнейшие моменты становления человека.

Основания человеческого бытия

Природные, социальные и личностные (экзистенциальные) основания бытия человека. Единство многогранной сущности человека. Трактовка человека Зигмундом Фрейдом как существа биологического (инстинкты как главный движитель человеческой жизни), Карлом Ясперсом - как существа исторического (в силу этого человек не может быть познан полностью как бытие), Карлом Марксом - как существа биосоциального.

Природное основание бытия человека

Человек является частью природы, ибо он подчинен ей физически и биологически. Природа в этом смысле является той единственной реальной основой, на которой рождается и существует человек. Понятие "природа человека" в этом смысле обозначает биологические (природные) основания его бытия. Природа человека - совокупность стойких, неизменных черт, общих задатков и свойств, выражающих особенности человека как живого существа и присущих человеку разумному независимо от биологической эволюции и исторического процесса. К их числу относятся внешний облик, физическая конституция тела, генетический код, группа крови, цвет глаз, прямохождение, нервная система, высокоразвитый мозг, инстинкты и условные рефлексы, темперамент, психика, специфика органов чувств.

Человеку присуща природная недостаточность. В морфологическом отношении человек определяется недостатком, который следует интерпретировать в точном биологическом смысле как неадаптированность, примитивизм, то есть неразвитость, неспециализированность. У человека отсутствует волосяной покров, а значит, естественная защита от холода; отсутствуют естественные органы нападения и телесные приспособления для бегства; человек уступает большинству животных в остроте чувств; у него нет настоящих инстинктов, что смертельно опасно для жизни; наконец, он нуждается в защите в течение всего периода вскармливания и детства, которое несравненно продолжительнее, чем у других живых существ. Именно потому, что человек рождается как несовершенное и незавершенное существо, ему необходимо постоянно прибегать к практике самозащиты, самоопределения и самопреодоления.

Такое самоосуществление происходит не спонтанно, а в результате непрестанного усилия научения, размышления и свободной воли. Природа человека как незавершенная возможность, проявляющаяся в бесконечных вариациях существования. Проблема открытости человека как эволюционного существа. Предположения о целенаправленной и предопределенной эволюции человека и вселенной. Человек конструирует свою собственную природу: внутренняя нестабильность человеческого существования вынуждает его к тому, чтобы человек сам обеспечивал стабильное окружение для своего поведения. Эти биологические факты выступают в качестве необходимых предпосылок создания социального.

Человек - часть природы, неотрывный от космоса, и вместе с тем огромный космос, во многом автономный от мира. Однако человека и природу следует не противопоставлять друг другу, а рассматривать их в единстве; человек - активный природный фактор, определенная функция биосферы и определенная часть ее строения. Этот факт предполагает наличие другого неоспоримого факта: независимости человека от окружающей среды. Человек открыт всему бытию.

Социальные основания бытия человека

Создание человеком самого себя есть предприятие социальное. Необходимость в социальном основании возникает из биологической природы человека. Социальные основания бытия человека определяют реальность как мир, в котором человеческое было бы предъявлено и понято. Это значит, что реальность, которую мы застаем, насквозь пронизана человеческими соразмерностями, выстроенными нами. Сложность этого мира зависит не от него самого, а от тех типов соразмерностей, которые выстраивало предшествующее нам человечество, и которые нам уже достались.

Понятие "сущность человека" выражает социальные основания бытия человека. Природа человека формируется и опосредована обществом. Социальность - следствие открытости человека миру.

Одиночество - отрицательная разновидность социальности, тоска по социальности.

Единство и противоречивость социальных обстоятельств и индивидуальной жизнедеятельности человека. Чувство неприкаянности в этом мире - человек, странствующий там и сям, везде чудовищно неуместен.

Личностные основания бытия человека

Личностные основания бытия человека определяются его способностью определить свою размерность не в физическом смысле, а в отношении с самим собой. Философия как инструмент организации человеческого помогает человеку выстроить такую соразмерность. Внутренний мир человека - это вполне самостоятельный, отдельный мир его образов, мыслеформ, чувств, переживаний и ощущений; мир, составляющий индивидуальную часть сущности данного человека.

Человек как Я-субъект - единственное существо, способное увидеть самого себя как "Я", а мир - как "не-Я". Мое собственное "Я" составляет центр моего мира, и только исходя из него я вижу все остальное и реализую себя в практической деятельности. Свобода и творчество - способ преодоления изначальной амбивалентности человека: личности и индивида. Только освобождение человека от себя ("трансцендирование") приводит человека к себе. Самотрансцендирование включает в себя не только способность наблюдения за собой, но и изменение самого себя в своей деятельности. Человек единственное существо, которое не хочет быть тем, что оно есть.

Человек - существо историческое, и в качестве такового он стремится органично внедриться в будущее, где его ожидают опасности, риск оказаться в кризисном, даже безвыходном положении. Историчность - исключительное свойство человека.

Человек - символическое существо. Мы имеем в виду способность человека выражать многие реальности в символической форме. Человек живет не только в физическом мире, как животное, но и в мире символическом. Он осознает самого себя посредством символов. Животное использует некоторые знаки, но у них нет символов. Знак - часть физического мира, символ - часть мира человеческого. Назначение знака - инструментальное, символа - обозначающее.

Границы человеческого бытия

Человеческое бытие выступает мерой социокультурного бытия. Пределы человеческого бытия определяются двумя фундаментальными категориями - смерти как конца животного существования и безумия как конца существования разумного.

Проблема неравнозначности двух границ человеческого бытия: смерть - это граница, с которой человек сталкивается как животное, безумие - это предел, где человек лишается собственно человеческого (сталкивается с пределами своего вида, своей самоидентичности, своего места в общем космическом, историческом строе).

Осознание человеком своей физической и интеллектуальной неполноты. Самосовершенствование человека как задача преодоления пределов (несовершенства) своего бытия.

Бытие и безумие

Представление о ценности безумия в античной философии: рассудок человека несводим к бытию, это лишь схема бытия. В Традиции существует парадоксальное определение разума - "мудрость идиотов", "ученое невежество". Безумие ставится выше разума, выше рациональной деятельности, нагружается положительным онтологическим значением. Безумие - это полное; рассудок частичное; безумие - это все во всем, рассудок - это часть, оторванная от всего. Безумие - это не просто отсутствие рассудка, это именно преодоление рассудка, выход за его пределы - есть выход за пределы схемы рассудка, прорыв в чистое бытие. Безумие - это нахождение внутри бытия.

Православие, исходя из ценности сверхрационального созерцания, ставит его выше рассудочного богословствования (католичества).

Католичество, напротив, всегда тяготело к тому, чтобы максимально подвести догматы церкви под формальную логику.

По мере секуляризации и десакрализации западноевропейского общества отношение к сумасшествию и сумасшедшим стало приравниваться к отношению к преступникам, грешникам, злодеям. Начиная с позднего Возрождения и особенно в эпоху Просвещения в западном сознании постепенно складывается устойчивое отождествление безумия и глупости с корнем всех пороков. Безумие в современном мире, основанном на утверждении абсолютного значения рассудка, описывает не только расстройство человеческого сознания, но и подразумевает "исчезновение бытия", указывает на утрату бытия.

Гносеологические стратегии

в отношении проблемы безумия

В современной культуре сложились две гносеологические стратегии в отношении проблемы безумия. Первая (ее представители - Мирча Элиаде и Карл Юнг), обосновывает право на инаковость, право на иной цивилизационный и культурный уклад, настаивает на равнозначности современной и несовременной ментальности.

Вторая (ее представляют французский философ Рене Генон, итальянский философ Чезаре Эвола, радикальные революционеры) утверждает примат великого безумия над рассудком, поддерживает правоту этого безумия во всех случаях и проявлениях, настаивает на том, чтобы безумие воцарилось здесь и сейчас, что путь торжества рассудка есть неправомочная узурпация, зло, отчуждение.

Являются очень важными. Бытие человека - это как раз один из таких вопросов. Принято считать, что оно представляется в трех реальностях:

В субъективной духовности;

Реальности живого вещества;

Объективно-материальной реальности.

Все они проявляются в двух ипостасях:

Предпосылка;

Результат.

Сразу после рождения человек оказывается в обществе, которое сделает все возможное, чтобы он стал не просто индивидуумом, но и личностью. Духовное и материальное бытие личности - это единый диалектический процесс, относящийся к общественно материальной истории людей. Давно уже установлено то, каким должен Данная предопределенность основана на уровне в котором он получает воспитание.

Бытие человека - это то, о чем спорят много веков. Чаще всего индивидуума представляют как существо двойственное, то есть являющееся и природным творением, и творением социума. Бытие человека, а точнее становление, имеет непосредственную связь с духовной и производственной сферами жизни.

Под бытием часто понимают духовную, социальную, а также биологическую Любой из живущих в обществе - личность. Вне общества личностью стать мы не можем. Все люди тесно связаны друг с другом: передача опыта осуществляется везде и всюду, люди постоянно предлагают друг другу одни услуги в обмен на другие и так далее. Те ценности, которые имеет личность, являются ценностями всего общества или какой-то его части. Социальное бытие человека - это то, чем обусловлена его уникальность и неповторимость.

Изначально человек не имел творческо-созидательных, духовных, а также социально-культурных функций жизнедеятельности. Также важно отметить тот факт, что многие биологические функции жизнедеятельности были «окультурены». В качестве примера можно привести межполовые отношения. Уже доказано, что изменилось и изначальное восприятие мира человеком.

Со временем менялось не только общество, но и сами люди. В частности - их тело, а также дух. Развитие и того, и другого тесно связано друг с другом, хотя законы развития в каждом случае свои.

Чем так важен духовный облик человека? Некоторые философы считали, что именно он может дать ответы на сложнейшие вопросы, определяющие сущность всего нашего существования.

Индивидуальное бытие человека всегда противоречиво. Связано это с тем, что каждая личность по большей части смотрит на мир исключительно через призму опыта, который признает своим собственным. Индивидуальные взгляды на жизнь также зависят от личностных интересов. Да, общество дало определенные установки, но бытие все равно остается индивидуальным в любом случае.

Большие ли предпосылки для развития имеет человек? Да, большие. Это касается любого его бытия. Жизнь тела - это первичная предпосылка. Человек существует в природном мире именно как тело, которое зависит от природного цикла, он рождается, развивается, а затем гибнет. Жизнь духа невозможна без жизни тела. На основании данной истины все в обществе устроено так, чтобы любой мог нормально жить, развивать способности, совершенствоваться и так далее.

Можно ли стать личностью, подчиняясь исключительно тем требованиям, которые связаны с телесными законами? В принципе, да, но личность в данном случае не будет развитой, индивидуальной, особенной.

Широким является и вопрос социального бытия человека. Мы изначально принадлежим к какой-то определенной части общества. Но при определенных условиях наше положение может измениться. Человек может до бесконечности подниматься и опускаться по социальной лестнице. Все зависит от волевых качеств, мотивации, целей и так далее.

    Проблема человека в истории философии.

    Социально-природная сущность бытия человека.

    Смысл жизни как функция человеческого бытия.

Проблема человека является важнейшей философской проблемой. С древнейших времен философы, так или иначе, обращаются к антропологической (греч.antropos – человек) проблематике, ищут ответ на вопрос о природе и сущности человека, об особенностях его бытия, о смысле человеческой жизни.

Представления о природе и сущности человека, о его взаимосвязях с миром конкретно-историчны, определяются, в конечном счете, социокультурными условиями исторической эпохи и зависят от особенностей мировоззрения конкретного философа.

Размышляя о человеке, его бытии, древнекитайские, древнегреческие и древнеримские философы подчеркивали взаимосвязь человека и космоса, включенность человека в социальные отношения и в ход естественных процессов. Для античной (древнегреческой и древнеримской) философии в целом был характерен космоцентризм. Идея о взаимосвязи, о сопоставлении, доходящем порой до тождества, микрокосма (человека) и макрокосма (космоса) была достаточно распространенной. Человек рассматривался как результат действия космических сил, стихий, элементов. Он «вписан» в космос и от него зависит. Философы-стоики, например, утверждали, что высшее благо для человека – жить в согласии с природой, то есть в согласии с мировым законом, макрокосмическим логосом, судьбой.

Вместе с тем, для античной культуры был характерен идеал сочетания физического и нравственного совершенства при приоритете второго. Софисты и Сократ первыми в античной философии поставили человека в центр философской проблематики. Каждый это сделал по-своему: софисты через субъективизм человеческих взглядов и оценок, Сократ - через призыв к самопознанию, познанию собственной души, которая и есть сущность человека. Платон понимал человека как комбинацию души и тела, считал, что душа принадлежит к миру идей. Аристотель настаивал на единстве души и тела. Особое внимание он обратил на социальные качества человека, который по природе есть существо общественное, или политическое, обладающее разумной душой и способное овладевать знаниями.

Особенности постановки проблемы человека в средневековой философии определялись, прежде всего, теоцентризмом (греч. theos бог; centrum - центр, середина, средоточие). Бог сотворил человека по своему образу и подобию, наделив его разумной бессмертной душой и свободой воли. Человек – самое совершенное из существ, созданных Богом, однако в силу своего грехопадения он не властен даже над собой и полностью зависит от божественного милосердия. Все зло в мире проистекает от свободной воли человека. Учение о грехопадении и искуплении, посредством которого с помощью благодати могло быть достигнуто спасение человека, было важнейшим для исследования проблемы человека в этот период. Смысл жизни человека виделся в постижении Бога, приближении к нему, в спасении себя. Ценность личности человека (т.е. «внутреннего человека») основывается на союзе человека с Богом.

Для взглядов гуманистов эпохи Возрождения был характерен антропоцентризм. Человек рассматривался как высшая в мире ценность, центр мира, свободное, деятельное, прекраснейшее, сильнейшее, мудрейшее, одним словом, самое совершенное существо среди всех существ, созданных Богом, и в этом смысле «божественное». Совершенство человеческого тела отражало красоту гармонично устроенного космоса, в который человек органично включался. Считалось, что смысл бытия человека – в познании и оригинальной творческой деятельности, в безграничном, всестороннем самосовершенствовании; в этом и следует реализовать свободу воли, данную человеку Богом. Человек, сам сотворенный Богом, представлялся вторым после Бога творцом, то есть творцом своего земного бытия, и в бесконечных творческих и познавательных способностях проявляется его величие и «божественность». Человек начинает осознавать, что он зависит, в основном, от самого себя, от своей деятельности (т.е. начинает искать опору в самом себе, а не в Боге или космосе). Место человека в обществе, его достоинство, его благородство определяются результатами его собственного труда и воспитания. Для сочинений гуманистов характерна обращенность человека к самому себе, к своему внутреннему миру с его земными переживаниями. Единство души и тела - это преимущество человека перед другими созданиями. Идеал человека связан с утверждением его самобытной индивидуальности и одновременно универсальности. В эту эпоху возникают гуманизм и антропоцентризм, прославляющие человека как высшую ценность.

Представители философии Нового времени представляли человека как существо мыслящее и чувствующее, активно познающее и преобразовывающее природу и себя самого, необходимость чего была, в конечном счете, вызвана активным развитием крупного машинного производства. Цель человека – установление господства над природой, активное вовлечение ее в производственную деятельность. Одновременно философы проявляют интерес к изучению духовной жизни человека. Человек – существо разумное и нравственное, способное к безграничному творческому развитию, познанию тайн и законов природы и активному использованию этих знаний в практическо-преобразовательной деятельности.

Осмысливая сущность человека, мыслители эпохи Просвещения утверждали, что разум, воспитание, образование, просвещение – это основные (хотя и не единственные) средства преобразования, совершенствования мира и человека. Человеческий разум делает личность цельной, оберегает ее от пороков и страстей. Он призван обеспечить научно-технический прогресс человечества, обосновать принцип веротерпимости, защиты естественных прав человека и критики сословного неравенства. Общественный идеал – Царство разума, разумный (просвещенный) правитель (или правители), опирающийся на разумные реформы в законодательстве. Философы того времени отмечали большую роль не только биологических, но и социокультурных факторов (т.е. процесса социализации, связанного с воспитанием, общением, усвоением культурного наследия) для процесса антропогенеза.

Реакцией на идеи эпохи Просвещения с ее апелляцией к Разуму, на события, связанные с Великой французской буржуазной революцией, а также на развитие буржуазной культуры стал романтизм, зародившийся в Германии на рубеже 1790-х и 1800-х гг. Романтики стремились показать внутренний мир конкретной личности, яркой индивидуальности, ее страсти, чувства, бурные переживания, фантазии, сновидения, ее возвышенные порывы и идеалы, порой невыразимые и находящиеся в трагическом несоответствии с реальностью.

Представители немецкой классической философии рассматривали человека как существо деятельное, разумное и чувствующее, наделенное духовностью. Г. Гегель рассматривал человека как носителя общезначимого сознания, всеобщего идеального начала. Человек и его история – это определенная ступень в самопознании (саморазвитии) абсолютной идеи. Деятельность человека – процесс его самопорождения - это, прежде всего, чистая деятельность мышления, духовная, теоретико-познавательная деятельность. Необходимым условием становления человека является усвоение им общечеловеческой культуры. Подлинным человеком он становится в обществе, под воздействием социокультурных факторов.

Л. Фейербах считал, что человек – это, прежде всего, чувственно-телесное существо, произведение природы. Собственно человеческое в нем это разум, воля и сердце. Важнейшей чертой человека у Л. Фейербаха является чувственность как некая обобщающая характеристика его природы, объединяющая телесность, разум, волю, сердце, делающая человека целостным. Человеческая сущность налицо только в общности, в единстве человека с человеком.

Марксизм связывает понимание сущности человека с общественно-историческими условиями его функционирования и развития. Общественное бытие определяет сознание человека. Общество детерминирует свойства личности. Сущность человека есть совокупность, а, точнее, ансамбль (т.е. согласованное единство) всех общественных отношений. В процессе своей жизнедеятельности люди, так или иначе, вступают между собой в определенные общественные отношения - производственные (которые занимают особенно важное место), социально-классовые (в том числе политические, семейные и национальные), правовые, религиозные, эстетические, нравственные и др., в процессе чего и формируется их сущность. Человек - это «мир человека», создаваемый в процессе и воплощающийся в результатах его деятельности.

Многие философы ХХ – начала ХХI веков, будучи очевидцами глубокого эконо

мического, политического, духовного кризисов, обращаются к теме уникальности человека, исследованию его трагического бытия в кризисном мире, ответственности человека за себя и других. При этом, даже рассматривая индивидуальное бытие, философы считают, что это – «бытие-в-мире», бытие среди других людей, в котором цели человеческой жизни помещены вовне, т.е. во внешний мир. Возникают такие философские течения (например, «философия жизни», экзистенциализм, фрейдизм), в которых отражается разочарование в рациональных способностях человека, где особую роль играют интуиция, чувства, воля к жизни, бессознательное.

«Философия жизни» (Ницше, Бергсон) на первый план выдвигает во­лю, интуицию. Сознанию часто противопоставляется бессознательное. Фрейд возвышает бессознательное над сознанием. Истоки религии, культуры, всего человеческого он видит в бессознатель­ном. Феноменология (Гуссерль) стремится преодолеть замкнутость.личности, считает, что переживания изначально направленны на внешний мир.

Для творчества философов – экзистенциалистов характерны попытки обнаружить и описать человеческое существование, отражая его глубинную бытийную особенность, пытаясь выразить подлинное существование человека, его экзистенцию. Экзистенция – глубинный, совершенно неповторимый и интимный способ человеческого существования, глубинное ядро человеческой личности, в котором и коренится бытие самости, очень сложно выражаемое или вообще не выражаемое в понятиях. Предметное (внешнее) бытие – это неподлинное существование человека. Обретение экзистенции предполагает решающий выбор смысложизненных ориентиров, своей позиции, своего поведения, своего места в мире, который позволяет человеку открыться миру, но, прежде всего, самому себе в своей уникальности.

Экзистенциалисты подчеркивают неповторимость, самоценность каждого отдельного человека, который не может быть заменен или замещен, не должен рассматриваться как средство для чего-либо. Как пишет Ж.-П. Сартр в своей работе «Экзистенциализм – это гуманизм», общим для экзистенциалистов является тезис о том, что существование предшествует сущности. Человек сначала существует, появляется в мире, и только потом определяется. Собой он первоначально ничего не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким, каким он сделает себя сам.

В украинской и русской философской традиции антропологические мотивы всегда были ведущими, определяющими специфику и характер всей духовной жизни (Г.С.Сковорода, В.С..Соловьев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, Н.А.Бердяев И.А. Ильин, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин и многие другие.). Современные украинские философы (В.И.Шинкарук, М.В.Попович, В.Г.Табачковский) сохраняют и развивают антропологическое направление, исследуя актуальные проблемы человека.

Человек - существо сложное, многомерное, развивающееся. Через человека (носителя высшей формы движения материи - социальной) природа начинает осознавать саму себя. Постижение природы человека не может быть однозначным, одномерным. Абсолютизация того или иного изме­рения человеческой сущности не позволяет понять человека во всей полноте его бытия. Отдельные «образы человека» не исключают, а дополняют друг друга. Такой подход к проблеме по­зволяет обнаружить все то ценное, что имеется в различных философско-антропологических версиях с античности до наших дней.

В процессе изучения философской концепции человека необходимо учитывать,что под «социально-природной сущностью» подразумевается совокупность внутренне присущих человеку устойчивых (но не вечных в смысле всегда неизменных) и взаимосвязанных признаков, характеристик, свойств, выражающих его особенности как Homo sapiens. Определить сущность человека означает назвать важнейшую, самую существенную его характеристику, лежащую в основе его природы и выделяющую его изо всех остальных существ.

Уже в аристотелевском определении человека как политического животного подчеркивалось наличие в человеке двух начал – животного (биологического) и политического (социального). Многие философы определяют человека как биосоциальное существо, или как существо с биосоциальной (или социобиологической) природой. Человек является носителем социальной форм движения материи, которая возникает на основе биологической формы. Становление человека (антропогенез) было в то же время и становлением общества (социогенезом). Природа человека – противоречивое единство материального и духовного, природного и социального, которые следует рассматривать во взаимосвязи, не абсолютизируя ни одно из этих начал. Это противоречие внутренне присуще человеческому бытию, человек способен его осознать и пытаться его по-своему разрешить.

Люди, образуя особый вид Homo sapiens, являются высшей из известных форм развития природы. Под биологическим в человеке обычно понимают специфически человеческие строение тела, генофонд, физиологические, нервно-мозговые и другие процессы. Социальность человека выражается в способности сообща трудиться, целенаправленно преобразовывая природу, создавая орудия труда при помощи других орудий, способность мыслить, речь, способность к духовному творчеству, к нравственному поведению в обществе, способность поступать свободно и т.д.

Орудия труда, производственные отношения, создаваемая человеком «вторая природа» являются раскрытой книгой его сущностных сил, или производительных сил его жизни. Животные могут, подчиняясь инстинкту, объединяться в стада, в какие-либо объединения вроде улья или муравейника, где существует биофизиологическое разделение функций и которые выглядят как единый «коллективный организм». Но это - биологические объединения. Только люди способны сознательно трудиться и изготавливать орудия труда при помощи ранее изготовленных орудий, использовать их в совместной деятельности, рождая особое, надбиологическое, а точнее, социальное, качество родовой жизни. Животное строит только сообразно потребности того вида, к которому оно принадлежит, тогда как человек умеет производить предметы любого вида. Отдельный человек, индивид есть общественное существо, точнее, общественно-историческое. Всякое проявление его жизни, даже если оно и не выступает в коллективной форме, является проявлением и утверждением общественной жизни. Даже оставаясь наедине с собой и сосредоточившись на самосовершенствовании, человек не перестает быть существом социальным. К социальному можно отнести еще и специфически человеческие эмоции, чувства.

Общим для большинства философов и философских направлений является подчеркивание деятельностной сущности человека, который может и должен сам себя формировать, постоянно нацеливать на саморазвитие, чтобы стать личностью, чтобы соответствовать своему предназначению в мире. Философы разных эпох подчеркивают, что человек способен осознанно активно изменять и внешний мир, и себя самого - и духовно, и физически. Осознанная целесообразная деятельность в различных ее формах (труд, политика, познание, искусство) - это способ существования человека в качестве человека, т.е. та его характеристика, которая и выражает его сущность.

Человек - существо социально-историческое, сущность его конкретно-историческая. Он всегда «не завершен», всегда в постоянном становлении, так как для того, чтобы реализовывать свою человеческую сущность, он должен постоянно развиваться. В этом смысле человек не имеет никакой заранее определенной сущности, никакой вечной, неизменной природы.

Анализируя сущность бытия человека, можно выделить следующие характеризующие его моменты:

    жизнедеятельность человека представляет собой процесс сознательной,

целесообразной деятельности, направленной на познание и преобразование мира;

    жизнедеятельность человека есть непрерывный процесс удовлетворения,

воспроизводства и рождения новых потребностей, осуществляемых на основе материального производства;

    жизнедеятельность есть процесс свободной, творческой деятельности

по отношению к миру и самому человеку, процесс, в котором необходимость свободы становится необходимым усло­вием самой жизнедеятельности.

С учетом вышесказанного можно дать следующее определение человека как уникального существа:

Человек это биосоциальное существо, отличительной чертой которого является обладание членораздельной речью и сознанием. Оно гене­тически связанно с другими формами жизни, но выделилось из них благодаря трудовой деятельности.

Существует два способа бытия человека – «извне» и «изнутри». В первом случае оно выступает продуктом действия космических сил и ис­торических социальных обстоятельств, во втором - как носитель индивидуального начала и как возможность существования. Сущность человека не есть нечто раз и навсегда данное. В каждый определенный момент времени человек находится в конкретных условиях, которые диктуют ему цели, средства, оказывают влияние на выбор жизненных ценностей.

В человеке по-своему, уникальным, неповторимым образом отражается современная ему эпоха. В процессе своей жизнедеятельности люди активно осваивают опыт прошлых эпох и поколений, с которыми они генетически и культурно связаны. Человек тем универсальнее, чем глубже он усваивает этот разнообразный опыт и использует его в своей жизнедеятельности, чем полнее он развивает и проявляет свои способности и возможности, раскрывая свою сущность. Перед новыми поколениями открываются все большие возможности для своего бытия и развития. Свобода выбора своего жизненного мира - фундаментальная черта человеческого бытия.

Одним из самых важных для человека вопросов является вопрос о смысле человеческого бытия. О-с-мыслить жизнь – значит мысленно выделить в ней самое главное, то, ради чего и для чего человек живет, это вопрос о предназначении человека. Смысл жизни представляет собой осмысление человеком своего предназначения, «самооправдания » своей жизнедеятельности. Он включает в себя цели, идеалы, установки, умонастроение и линию поведения человека.

Смысл жизни не задан человеку изначально. Человек изменяется в связи с изменениями в общественных отношениях, в личной жизни, в формах жизнедеятельности. Вместе с этими изменениями происходят изменения и смысла жизни. К тому же, человек существует во многих формах бытия, поэтому смысл его жизни многомерен.

Решение этого сложнейшего вопроса имеет как теоретическое, так и жизненно-практическое значение и связано с выбором ценностных установок, идеалов, норм, целей, которые человек стремится воплотить в жизнь, чтобы стать счастливым. Этот выбор сопряжен с переживаниями, сомнениями и зависит как от социокультурных факторов, так и от индивидуальных особенностей человека. Поэтому на протяжении своей жизни человек может в той или иной степени изменять представления о смысле своей жизни.

Особую остроту вопросу о смысле человеческой жизни придает осознание ее конечности. В самом деле, как жить с осознанием того, что «завтра» у тебя может не быть? Его вообще нет в том смысле, что человек – смертен. Перед неотвратимостью смерти человеческая жизнь вообще и собственная, в частности, начинает казаться бесполезной.

Люди по-разному решают для себя проблему бессмертия, потому что они по-разному понимают сущность смерти и жизни. В истории духовных исканий человечества можно выделить три главных подхода к решению этой проблемы:

    Смысл жизни находится за пределами жизни - в объективных

поряд­ках высшего бытия, в надличностных ценностях, в Боге. С этой точки зрения, единственное, что делает осознанной жизнь и придает ей абсолютный смысл, так это действенное соучастие в жизни, направляемой сверхъестественными силами.

    Смысл жизни изначально присущ жизни в ее глубинных основаниях,

иными словами, ценность и смысл жизни - в самой жизни. Согласно данному подходу, человек способен переустроить мир на началах добра и справедливсти. Эта прогрессивная цель и придает смысл человеческому существованию.

    Смысл жизни задается самим человеком, бла­годаря его усилиям по

самореализации. Согласно данному подходу, жизнь сама по себе не имеет раз и навсегда заданного смысла. Человек благодаря своей деятельности, сознательно или бессознательно, преднамеренно или стихийно придает ей смысл и тем самым выбирает и созидает свою человеческую сущность.

Остановимся на некоторых из указанных проблем смысла жизни.

С христианской точки зрения смерть – это наказание человека за первородный грех. Спасение возможно только для достойных того. Поэтому смыслом жизни верующего человека становится стремление приблизиться к Богу, ощутить свою связь с ним, для чего необходимо постоянное духовное самосовершенствование, основанное на глубокой вере и искренней любви к Богу и людям.

Известный русский философ Е.Н. Трубецкой полагал, что вопрос о смысле жизни – это вопрос о том, стоит ли вообще жить, о том, обладает ли жизнь всеобщей и безусловной ценностью, обязательной для каждого. Как считает мыслитель, постоянная суета, однообразие жизни, рабство у машинного способа бытия обезличивают человека, войны («людоедство») обесценивают, обессмысливают его жизнь. Она превращается в погоню за средствами к жизни. Большинство людей настолько погружены в эти заботы, что им некогда думать о цели. А если время и находится, то смысл жизни часто представляется в постоянной поддержке биологической жизни, состоящей из череды рождений и смертей и сопровождающейся животной борьбой за существование. Мировой безусловный жизненный смысл (или безусловная мысль о жизни) видится философу в создании такого мирового строя, при котором полнота жизни достигается через воссоединение всех с Богом, при котором человек полностью отдает себя Ему.

Сущность понятия смысла жизни в творчестве русского философа - С.Л. Франка своеобразна. Развивая идею о человеке как микрокосме, он объединил вопрос о смысле всей мировой жизни в целом со смыслом жизни отдельного человека. Чтобы наша жизнь была осмысленной, считает мыслитель, она должна быть свободным осознанным служением высшему, абсолютному благу, которое есть благо и для каждого отдельного человека. Вне родины и вне связи с ее судьбой, вне культурного творчества и действенной любви к людям, вне соучастия в их общей судьбе мы не можем обрести осмысленную жизнь, не можем осуществить самих себя. Вместе с тем, как считает С.Л. Франк, жизнь осмыслена, только если она обладает вечностью. Поэтому для того, чтобы жизнь имела смысл, необходимы два условия: существование Бога и наша собственная причастность к нему, быть соучастниками божественного и космического творчества.

Один из главных представителей неофрейдистской школы в философии Э. Фромм подчеркивал, что в жизни нет другого смысла, кроме того, какой человек сам придает ей, используя свои силы и живя, творя благо. Главная жизненная задача человека, т.е. задача полного раскрытия и развития всех потенциальных сил, в границах, заданных условиями существования, - разрешима лишь в случае активной и настойчивой жизнедеятельности. Человек должен дать жизнь самому себе, стать тем, чем он потенциально является, воспитать в себе личность. Думается, что с этой мыслью ученого согласятся многие.

В украинской философской мысли проблема поиска смысла человеческой жизни и связанная с ней проблема определения путей достижения счастья были одними из важнейших тем. Мыслители Киево-Могилянской академии подчеркивали, что смысл жизни заключается в активном творческом труде, направленном на общественное и личное благо. Человек сам создает свое счастье, которое заключается отнюдь не в погоне за материальными благами и должностями (Г.С.Сковорода). Конечно, для счастья необходимы и определенный уровень материального достатка, и достойное положение в обществе, или общественное признание, и здоровье, чувственные наслаждения. Однако счастье – это, прежде всего, способность работать, удовлетворять свои духовные потребности, самосовершенствоваться.

Великая поэтесса Леся Украинка, многие произведения которой содержат философские размышления, видела смысл жизни человека в достижении гармоничной свободной жизни, в которой человек един с природой, в которой он может раскрыть свою собственно человеческую сущность. А в реальной жизни царят бездушие, мещанство, безволие, страх, унижение человеческого достоинства. Поэтому необходимо действовать, решительно бороться за воплощение в жизнь высоких идеалов, чему Леся Украинка и посвятила свою жизнь.

Похожие мысли можно найти в творчестве другого украинского гения И.Я. Франко. Смысл человеческой жизни, с его точки зрения, это напряженный поиск своей «земли обетованной», т.е. достижение полноты бытия через сопряженные с сомнениями и тревогами, ударами и испытаниями творческий поиск истины и создание нового, преображенного, свободного состояния человека и общества.

Областью философских интересов В.К. Винниченко являлся внутренний мир человека, его переживания, взаимоотношения «я» (личного) и «мы» (коллектива). Как согласовать интересы «я» и «мы» – ни за счет «я», ни за счет «мы»? Как соединить борьбу за общечеловеческое счастье с борьбой за счастье личное? В своем романе «Лепрозорий» В.К. Винниченко утверждает, что человечество является всесторонне больным: и физически, и духовно. Это болезнь хронического дискордизма (т.е. рассогласования сил - чувств, мыслей, инстинктов, воли и т.п.), вечной несогласованности с собой. Террор, война, диктатура, насилие вообще, ненависть (личная, классовая, национальная, расовая, религиозная), эгоизм во всех его разновидностях – это все проявления дискордизма. В человеке борются инстинкты сохранения жизни и эгоизма. Современная жизнь человечества – это гигантский лепрозорий. Счастье – это здоровье, радость, это ощущение гармонии мира, это равновесие и согласование всех сил, достижение целостности, то есть конкордизм. Нужно жить в согласии с законами природы, со всеми живыми существами, с близкими, с коллективом своим, с единомышленниками, с самим собой. Нужно жить так, чтобы каждое твое чувство было оправдано умом, а каждая идея развита до горячего чувства.

Как видим, ответы на вопрос о смысле жизни, о том, как и для чего живет человек, к чему он должен стремиться - индивидуальны. Однако подавляющее большинство мыслителей считает, что оставить на земле след, продлить себя, если не в вечности, то хотя бы на определенное время, можно не только оставив после себя потомство, но и через высоконравственное общественное служение, через свой творческий труд, результаты которого являются ценными и для других людей, через добрый след в их душах.

Человек может поставить перед собой цель – стать счастливым, или хотя бы достойным счастья. Счастье тоже может пониматься по-разному. Например, счастливым можно назвать человека мудрого (ведь как утверждали античные философы, мудрый не совершает ошибок). Счастье жить имея возможность постоянного разностороннего самосовершенствования, испытывая удовольствие от соприкосновения с прекрасным, от осознания собственной необходимости и самоценности (и в этом смысле незаменимости и неповторимости) своего бытия. Счастье содействовать достижению счастья другими людьми. Классиков читают спустя многие века, - значит, они продолжают жить.

Сущность человека деятельностна. Представляется, что смысл жизни человека заключается в том, чтобы успеть реализовать свою человеческую сущность, или, поднимая выше «планку требований» к себе, успеть воспитать в себе личность и оставаться ею, несмотря ни на что. Жизнь вообще и человеческая в частности обладает самостоятельной ценностью. Однако смысл жизни заключается не только в ее сохранении и защите (это относится и к индивидуальной человеческой жизни, и ко всему миру), но и в ее свободном творческом преобразовании на взаимосвязанных началах Истины, Добра и Красоты.

Каждый индивид может проектировать свой способ бытия и его стиль, но при этом он всегда исходит из некоторых допущений о подлинности определенных, коренящихся в самой жизни, ценностей, исходит из определенного понимания смысла жизни и целей жизнедеятельности. Кроме этого вопрос о выборе человеком смысла жизни детерминирован социальными условиями, тем или иным уровнем культуры, религиозными догмами, а так же макро- и микросредой, в которой осуществляется человеческая жизнедеятельность. Из глубокой древности, от Конфуция дошел до нас призыв не делать другим того, чего себе не желаешь, помогать другому достичь того, чего хотел бы достичь ты сам. Стремись жить мудро и справедливо, стремись познать космос и самого себя, чтобы развиваться гармонично, - продолжают античные философы. Ставь перед собой цель развить и проявить себя всесторонне и неповторимым образом, творчески, в этом смысл твоей жизни, - убеждают итальянские гуманисты эпохи Возрождения. У С.Кьеркегора есть фраза о том, что человек, «не выбравший себя» (т.е. не раскрывший подлинный смысл своего существования, свою роль в мире), наносит миру урон. Проблема смысла жизни и поисков истинного существования с особенной силой встает перед человеком в особых «пограничных ситуациях» (по выражению К. Ясперса): болезнь, смерть, выбор, потрясение и т.п. Сегодня вся наша жизнь стала пограничной ситуацией. Необходимо иметь ясный разум, чтобы это осознать и мужество, чтобы настойчиво искать ответ на вопрос о смысле своей человеческой жизни.

Более подробно в справочной литературе смотрите статьи:

Современный философский словарь. – М., 2004.Ст.: «Гуманизм», «Духовность», «Индивид», «Индивидуальность», «Природа человека», «Смысл жизни человека».

Новая философская энциклопедия. В 4-х т. - М., 2001. Ст.: «Человек», «Индивидуальность», «Жизнь», «Образ жизни», «Общение», «Смерть»,.

Філософський енциклопедичний словник. - К., 2002.Ст.:«Людина», «Індівід», «Життя», «Спілкування», «Смерть», «Безсмертя», «Доля».

Наверняка, каждый человек в своей жизни в определенный период задумывался над вопросами: Зачем я живу? Для чего я нахожусь в этом мире? В чем смысл моей жизни? Каковы мои цели? Для кого я живу? Сколько противоречий связано с попытками их решения, так как быть для человека – в первую очередь значит жить. Наряду с волнующими общество и человека мыслями о сути окружающего мира, ответы на вопросы о положении и предназначении человечества и человека в нем определяют содержание любого типа мировоззрения.

Вообще в истории существуют три главные силы, в которых рассматривается решение вопроса о смысле бытия: религия, философия и наука. Это конечно же религия, потому что многие вопросы связаны именно с высшими силами; философия, так как именно философы больше всего рассуждают над этим вопросом; ну, и конечно же наука, так как именно она может нам с точностью ответить на вопросы, как именно что-либо происходит, при каких условиях и т.д.

В религии, под которой мы понимаем такую законченную систему верований, где идеи Бога и вечной жизни являются главными, -смысл жизни заключается в единении с Богом.

В философии смысл жизни заключается в рациональном постижении истины.

В науке - в максимальном познании мира.

Конечно, каждый из этих ответов требует широкого истолкования.

Проблема смысла жизни проходит через всю историю мировой философии. Много философов, учёных, профессоров, простых людей пытались найти ответ на эти вопросы. Каждый из них по-своему смотрел на это и видел смысл жизни в чём-то отличном от других. Многие философы помогли людям понять, в чём же на самом деле заключается смысл жизни.

Смысл жизни и смысл бытия являются философской и духовной проблемами, имеющие отношение к формулировке конечной цели бытия, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из главных мировоззренческих понятий, имеющее необъемлемое значение для развития духовно-нравственного облика личности. Это одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный человека смысл жизни.

В философии понятие смысла бытия существует в любой просвещённой мировоззренческой системе, оправдывая и разъясняя принадлежащие этой системе моральные нормы и ценности, проявляя цели, оправдывающие установленную ими деятельность.

Особенно выразительно и отчётливо специфика человеческого бытия раскрывается при рассмотрении смысла его жизни. Если жизнь человека заключается не только в физическом выживании, не в поддержке тела, а имеет иные задачи, установленные человеку извне или выбраны им самим, то отсюда следует, что она имеет смысл. Сущность бытия – это стремления, идеалы и ценности, исполнение которых проявляется в качестве основного мотива человеческой экзистенции. Если же проще сказать, то смысл жизни – это то ради чего человек живет.

Раздумывая о смысле жизни человек, по сути, занимается самооправданием собственной жизни, старается внушить самому себе, что он живет не потому, что его «родили» на этот свет, не спрашивая его согласия, а потому что он исполняет определенную «задание» и без его причастности мир никогда не наверстает себя до целостности. Иметь смысл – означает иметь непредвзятое разумное предназначение, быть причастным к существованию вне себя.

Древнегреческий философ Аристотель, например, считал, что целью всех человеческих действий является счастье, которое заключается в реализации сущности человека. Для человека, сущность которого - душа, счастье заключается в мышлении и познании. Но ведь для того, чтобы быть счастливым, человеку нужно понять, что Бог существует, и что каждый человек должен его любить, потому что истинным благом человека является пребывание в нём, а несчастьем считается быть разлучным с Богом.

Эпикур и его сторонники провозглашали целью человеческой жизни получение удовольствия, которое понималось не только как чувственное наслаждение, но и как избавление от физической боли, душевного волнения, мучений, боязни смерти. Для того, чтобы жизнь была идеальной Эпикур считал, что человек должен жить в безопасности, в окружении своих близких и друзей, не участвовать в государственной жизни. Сами Боги, по его мнению - это блаженные существа, которые не вмешиваются в дела земного мира.

Согласно учению стоиков, целью человеческих устремлений должна быть нравственность, невозможная без истинного познания. Душа человека бессмертна, а добродетель состоит в жизни человека в согласии с природой и мировым разумом. Жизненный идеал стоиков - невозмутимость и спокойствие по отношению к внешним и внутренним раздражающим факторам.

Но есть и такие люди, не видящие в жизни никакого смысла. Такие люди считают, что порядок своих ценностей создаёт сам человек, также он сам формулирует и смысл жизни. Другими словами, объективно его нет. По словам библейского пророка Экклезиаста: «Всё суета! – ничто на земле не имеет смысла, ибо все мы смертны!»

Можно перечислить ещё очень много примеров, и к ним я обращусь дальше в своём эссе, но сейчас мне бы хотелось обратить внимание доклад Павла Валентиновича Челышева – доктора философских наук, профессора Московского государственного горного университета. Прочитав его доклад под названием «Преподобный Симеон Новый Богослов о смысле жизни» я ещё раз для себя убедилась, что смыслом жизни для каждого человека является вера, которая сочетается с надеждой, а надежда приводит к любви, которая превыше всего, ибо Бог есть любовь.

Итак, цель моей работы – определить, в чём заключается смысл жизни человека. Для достижения данной цели я хочу поставить перед собой следующие задачи, а именно:

Выявить смысл жизни по мнению Преподобного Симеона Нового Богослова.

Определить, в чём видят смысл жизни известные философы и профессоры.

Определить, в чём заключается смысл жизни для меня.

Для написания моей работы я буду использовать разные источники: учебные пособия, философскую литературу, сайты по философии и другие интернет-ресурсы. Эти источники раскрывают сущность понятий, изложенных в задачах, объясняют актуальность данной проблемы и поиск решений данной проблематики.

Симеон Новый Богослов – монах, богослов, сочинитель «Гимнов» и один из ярчайших представителей традиции исихазма. По мнению Преподобного Симеона, человеку необходимо поработать, пройти свой жизненный путь и приобрести свое человеческое лицо. Средствами приобретения спасения, то есть смысла жизни являются обряды, труд, вера, надежда, любовь, милосердие, молитвы, церковные таинства. То есть с точки зрения Христианства, смыслом жизни является приобретение спасения, Царства небесного благодаря борьбе с грехами на Земле.

Именно в поиске духовной правды и содержится в частности смысл жизни, согласно такой религии, как Христианство. Если учитывать тот факт, что в Христианстве первостепенной идеей является концепция бесконечной жизни при условии верования в высшие силы, то смыслом человеческой жизни, согласно этому представлению, будет являться склонность к воссоединению с Богом. Человек через крещение духовно рождается от Бога, а Бог вселяется в человека. Человек оказывается «беременным» Богом, богоносцем. Первоначально Бог объединяется с душой человека. Это совершается подобно тому, как произошло во Христе: неслиянно, нераздельно, неизменно. Божественный свет перемешивается с душою без смешения и начинает ее просвещать. Человек становится храмом Бога живого. Не только душа, но и ум подчиняется перемене и преображению. Такой измененный ум называется умом Христовым. Через некоторое время сквозь душу и ум божественные силы перемещаются и на тело, на всего человека. Человек становится выше смерти. Отдав предпочтение духовному пути, православный человек посвящает свою жизнь вере в Бога, видит смысл своей жизни в сопоставлении Христу.

Эта идея основана на веровании людей христианской религии в то, что жизнь, посвященная Богу, бесконечна, вечна. Именно такой взгляд заставляет делать заключение о том, что, отдав себя целиком и полностью этой религии, человек не растратит отпущенное ему время на Земле понапрасну. Согласно Христианству, лишь духовный путь приведет к спасению души.

Преподобный Симеон Новый Богослов призывает нас к вере, потому что именно она является единственным мостом, который поставлен между Богом и человеком. Также Преподобный Симеон говорит, что Божество никому никогда не являлось без веры. Иначе говоря, общение между людьми должно быть основано на доверии друг к другу, потому что без непринужденного соизволения добро перестает быть добром, а превращается во зло и принуждение, даже не смотря на то, что этим добром может быть сам Бог. Из этого можно сделать вывод, что отсутствие веры разлучает человека и Бога. А без веры в Бога мы не сможем найти спасения. Но я считаю, что недостаточно только верить в Бога, также необходимо осуществлять повеления своей веры и своего мировоззрения, потому что вера без действий существовать не может.

Следующее, к чему призывает Христианство, это возможность любить бескорыстно. Эта любовь истинная и искренняя. По мнению православных, в этом и заключаются высшее состояние блага каждого из нас, так как по мнению Преподобного Симеона Нового Богослова, любящий христианской любовью человек долготерпит, милосердствует, не испытывает зависть, не восхваляется, не ищет своего, не радуется лжи, не гордится, не безобразничает, не раздражается. Только тогда, когда человек начинает любить, для него открывается всё новое, он начинает по-другому на всё смотреть. Он находит такого человека, которому можно отдавать своё тепло, делиться сокровенным, помогать ему и не требовать ничего взамен. Не это ли является бескорыстной любовью.

Конечно, я бы не хотела оставить без внимания стихотворный гимн под названием «Путь к созерцанию божественного света» Преподобного Симеона Нового Богослова, где он подводит итог теологии и философии, своим жизненным идеалам, указывая способ достижения Божественного Света. В этих строках можно привести своеобразный итог всего сказанного. Именно здесь он ещё раз хочет нам доказать, что каждый человек всегда должен слушать своё сердце и руководствоваться только им. Мы должны прекратить врать, лицемерить, научиться не судить людей, ибо мы – не судьи. Наш внутренний мир должен быть чистым, слова – искренними и откровенными. Конечно, не нужно забывать о составляющих христианской жизни: о посте, подаянии и даже молитве, и о всяких других благородных делах. И самое главное то, через что мы сами становимся богами: труд, вера, надежда, любовь. Да, именно любовь, потому что она является самым главным именем Божьим.

Таким образом, приводя таковые аргументы, данная религия поясняет нам свою точку зрения, касаемо ответа на вопрос о смысле жизни.

Подводя итог относительно доклада Челышева П.В, я пришла к такому выводу: люди враждуют, страдают, болеют и умирают, вокруг зло и несправедливость. Однако в душе присутствуют представления вечности, добра, беспристрастия и идея Бога как основы всех вечных прекрасных начал. Смысл жизни связан с существованием Бога и бессмертной души. Они открывают для нас перспективу превосходной вечности и придают осмысленность в суматошную и полную пороков земную жизнь. Настоящий смысл приобретает тот, кто обернулся сердцем к вечному, освящающий наш недолгий век божественным светом.

Так как я сама являюсь христианкой, я конечно согласна с каждым словом, которые написаны в данном докладе, потому что они имеют огромную ценность для каждого христианина. Но всё, прежде чем сделать заключительный вывод о смысле жизни, я бы хотела проанализировать и другие источники, а точнее, мнения известных личностей, которые также очень много размышляли о смысле жизни. Перечитав много источников, наиболее интересным мне показалось мнение русского писателя, Льва Николаевича Толстого, который очень много размышлял на тему смысла жизни. Многие его высказывания ещё раз дают понять, в чём же на самом деле заключается смысл жизни.

Толстой задаётся мыслью найти то, что не подчиняется смерти. Наблюдения над жизненным опытом обычных людей, подводят русского писателя к итогу о том, что проблема смысла жизни есть проблема веры, а не знания. Сам Л.Н. Толстой писал: «Вера есть знание смысла человеческой жизни, вследствие которого человек не уничтожает себя, а живет. Вера есть сила жизни». По этим словам можно ещё раз сделать вывод, что человек обретает смысл жизни лишь тогда, когда он начинает верить. Вера – есть смысл жизни! Пока мы живем, мы верим, потому что невозможно жить, не веря не только в Бога, но и завтрашнему дню. Человеку нужно знать, что всеми своими действиями он строит свою дальнейшую жизнь, собирает её маленькими частичками, вкладывая в них всю любовь, надежду на будущее. Да, именно, потому что, если бы человек не верил, что для чего-нибудь надо жить, он бы не жил.

Я уверена, что не может быть так, что для каждого человека смысл жизни заключается в одном и том же, нет, такого не может быть, потому что каждый человек – это отдельный индивид, и у каждого есть свои личные взгляды на жизнь. Например, кто-то может считать, что для того, чтобы обрести смысл жизни, ему надо купить машину, кто-то хочет бизнес, кто-то хочет много денег, а кто-то хочет быть лидером. Но я более чем уверена, что смысл жизни не заключается в материальных ценностях, а в духовных. Именно духовные ценности дают нам понять, для чего мы вообще живем.

Лично для меня смысл жизни – это сама жизнь. Поэтому я считаю, что её нужно прожить достойно. Часто бывают такие моменты, когда я задумываюсь, а как же прожить её достойно? Для меня очень важно создать семью, маленькое сообщество людей, где меня будут понимать, уважать, которых я буду любить самой искренней и настоящей любовью, христианской любовью, то есть я буду терпеть, милосердствовать, не буду гордой. Ведь это и есть истинное счастье. Раньше я мало задумывалась, в чём же состоит смысл жизни для меня. Я думала, что смысле жизни – получить профессию, выйти замуж, создать семью, хорошо зарабатывать и обеспечивать свою семью. А разве это не так? Сейчас я думаю почти об этом же, но чтобы всего этого достичь, мы всегда просим помощи у Бога. Если у меня что-то не получается, если все мои дела идут «в обратную сторону», то всегда обращаюсь к Богу со словами: «Господи, помоги мне, пожалуйста». Когда наконец начинает что-то получаться, я говорю: «Спасибо, Господи». Странно, но раньше я никогда не задумывалась, что всё, что я имею на сегодняшний день, происходит благодаря моей вере к Богу. В каждой мысли только Он. Этим примером я хотела показать, что мы можем о многом мечтать, но надо лишь немного задуматься, что без помощи Бога и веры в него мы бы ничего не смогли добиться. И смысл жизни не в том, о чём мы думаем, мечтая о своём будущем, а в самом главном – поверить. Именно тогда всё обязательно получится.

Конечно, я понимаю, что ознакомившись с моей работой, человек не начнет изменять свою жизнь. Все же, я надеюсь, что хотя бы один человек пересмотрит свой взгляды на жизнь или, по крайней мере, задумается о том для чего он живет и полностью ли раскрыл все свои возможности.

Жить хочется, и от мысли о смерти, мороз по коже пробирает, люди готовы все отдать за дополнительную минуту жизни. Философы, которые пытались определить смысл жизни, не дали человечеству отчетливые ответы. Вольтер, неверующий в Бога и герой при жизни, страшно струсил перед смертью и позвал священника. Ницше, который высмеивал Библию, со своей концепцией сверхчеловека вообразил себя сверхчеловеком, который смог бы изменить мир, и отправился на остаток жизни, на одиннадцать лет в больницу для сумасшедших.

Русский писатель Максим Горький рассуждал: «В жизни нет ничего бесцельного, если не считать саму жизнь». Я же считаю, что только те, кто ведёт безобразную жизнь, вопреки всем правилам и законам, имеют бессмысленную жизнь. Эти люди, может быть и имеют цели, но они направлены против Бога, потому что христианство отрицает такие деяния. Человек должен осознавать свои поступки, давать им отчёт. Сознательность необходимо распространять на все стороны человеческой жизни, а прежде всего, на то, что имеет прямое отношение к спасению души.

Проблема поиска смысла бытия существует уже много столетий и будет существовать до тех пор, пока будет жизнь на земле. С каждым днём всякий человек решает для себя важные задачи: С кем ему дружить? Куда следовать? Да и что вообще делать завтра? Кого любить и кому чувствовать отвращение? И еще множество аналогичных поблеем. Каждый из этих вопросов вытекает из предыдущего, и таким образом складывается ответ на вечный вопрос «Для чего я живу на земле?»

Выполняя данную работу я многое для себя поняла, и прежде всего то, что нужно различать подлинные ценности от естественных и пустых элементарных мечтаний. Но ставя перед собой определённые задачи, я непременно буду знать, как их добиться, и никакие трудности, и не один человек не осмелится мне помешать. Я считаю, что не достигнув своей цели или отступившись от нее можно жалеть об этом всю оставшуюся жизнь. При всём этом необходимо не забывать, что как бы не казались нам превосходными наши цели, они всё равно подлежат исправлению в течении всей жизни, потому что мы взрослеем, проходим через различные испытания, соответственно и наши взгляды о бытие и ее смысле тоже изменяются. Мне кажется, что каждый из нас просто должен в один миг задать себе такой вопрос: «Что я сделал в своей жизни?» Надо решить, что же мы будем делать дальше? Сможем ли мы добиться чего-то в жизни? Сможем ли мы быть не только главным в компании друзей, но и найти работу, найти себя в жизни? Причём, последнее является наиболее важной задачей, которую каждый непременно должен решить.

Я считаю, что здесь я проанализировала большое количество вопросов, наверное, повторив все проблемы и переосмыслив даже свою личную жизнь. Благодаря своей работе я смогла взглянуть на мир совершенно другими глазами, и даже после завершения данной работы я буду интересоваться этим вопросом, ведь точного ответа на поставленный вопрос нет, а его так хочется найти. Возможно ответить на вечный вопрос о смысле бытия подобным образом: жить нужно ради самой жизни — учиться, работать, воспитывать детей, совершить добрые дела, делать всё по справедливости, бороться за мир во всем мире. Прилагать усилия для того, чтобы реализовать высший долг по отношению к людям во имя любви и добра — постоянно существующая в истории идея.

Итак, цель жизни. Нужна ли она? Или можно жить без нее? Люди, давайте же задумаемся над этим вопросом. Конечно она нужна! Потому что жизнь без цели не имеет смысла, как не крути. Она не подчинена единому плану, время растрачивается впустую, и так проходят годы. Человек, который ещё не решил для себя, в чём заключается смысл его бытия, аналогичен перекати-полю, которое катится, куда ветер дует, хаотично разбрасывая семена по степи. Впрочем, может быть в этом и есть его предназначение. Но человек выше этого. Цель должна быть: благородна, возвышенна, действительной, осуществима. Цель жизни не должна быть слишком приземленной, поскольку по достижении такой цели вы можете почувствовать разочарование. Но она не должна быть невыполнимой, в этом случае вы почувствуете разочарование даже и без достижения оной.

Стефогло Екатерина Анатольевна




© 2024
digtime.ru - Digtime - Строительный портал