08.09.2024

Социальная и культурная антропология. Культурная антропология: предмет исследования и структура Что изучает культурная антропология


Специфика определения

Определение 1

Культурная антропология как явление человеческой мысли стоит на стыке двух наук: этнографии и антропологии. Предметом ее изучения является человек как творец культуры и общественных отношений. Культурная антропология стремится узнать, почему человек установил те или иные обычаи, создал произведение искусства и т.п.

Культурная антропология носит характер междисциплинарной дисциплины. К раскрытию понятия культурная антропология и его связи с этнологией в исследовательской литературе сложилось четыре подхода:

  • первая группа исследователей считает, что культурная антропология и этнология являются синонимичными понятиями;
  • другие исследователи склонны считать, что культурная антропология поглощает собой этнологию; в их понимании этнология занимается сравнительным анализом культур, в то время как, культурная антропология изучает основные институты культуры;
  • третья группа исследователей наоборот считают, что этнология шире, а культурная антропология является только лишь наукой о природе человека (биологической, социальной, духовной);
  • последняя группа ученых связывают культурную антропологию и этнологию по принципу общего и частного: если первая – это наука о закономерностях развития культуры в целом, в которой находит свое место и роль человек, то вторая занимается исключительно изучением отдельных этносов и их культур.

Замечание 1

Основными представителями культурной антропологии являются К. Леви-Стросс, Л. Леви-Брюль, М. Мосс и др.

Основные направления и методологии культурной антропологии

В своих исследованиях культурная антропология использует широкий спектр методов и практик. Охарактеризуем основные.

Методология эволюционизма (Г. Спенсер, Э. Тайлор и др.) имеет основой тезис о единстве человеческого рода и прогрессивном его развитии по пути все большего усложнения. Основной метод – сравнение. Минус методологии эволюционизма заключается в унификации разнообразия культур различных народов.

Диффузионизское направление (В. Шмидт, Ф. Ратцель и др.) за основу брало взгляд на культуру, что живет по законам диффузии («растекание»). Исходя из указанного принципа история развития культуры представлялась как череда столкновений, контактов, взаимовлияний и переносов. Основные методы – сравнение, типология и картография.

Релятивистское направление основывается на утверждении самодостаточности и ценности каждой из культур; отказ от европоцентризма.

Функционалистское направление (Э. Дюркгейм, Б. Малиновский и др.) считает, что культуры в своем развитии проходят ряд стадий (зарождение, рассвет, старение и умирание) и каждая из институций культуры выполняет определенную функцию. Методологически это направление основывается на двух понятиях: потребность и функция, иными словами, установка на достижение цели и непосредственно сама практика достижения.

Этнопсихологическое направление основывается на идеях психоанализа З. Фрейда. Его основой является утверждение того, что культура является отражением психической жизни каждого ее представителя. Использование исследовательских практик, базирующихся на психоанализе, позволило исследовать психологическую составляющую различных народов и их культур.

Семиотическая антропология основывается на методологии выявления общих для всех людей конструкций мыслительного процесса, позволяющих адекватно реагировать на явления окружающего мира.

Неоэволюционизм вновь задействует старое понятие эволюции, но только в новом ключе. Схематизм традиционного эволюционизма предполагается преодолеть с помощью разграничения общей эволюции, с законами применимыми ко всем культурам, и специфической эволюции для отражения специфических особенностей. Либо преодолеть схематизм предполагается через идею «многолинейной эволюции», утверждающей, что каждая культура, развиваясь в базовых характеристиках одинаково, при этом имеет разнонаправленную специфику.

Объектом исследования культурной антропологии выступают традиционные (дописьменные) общества, а предметом изучения -- системы родства, взаимоотношения языка и культуры, особенности пищи, жилища, брака, семьи, экономические системы, социальная стратификация, первобытные верования и религия, искусство.

Накопление в XIX в. огромного массива эмпирических данных, связанных в первую очередь с исследованием черепов и скелетов неандертальцев, поставило в повестку дня необходимость реконструкции истории человечества и культуры. Так в составе физической антропологии появилось новое научное направление -- социальная антропология. В научный оборот это название в 1906 г. ввел один из ее основателей английской этнолог Дж. Фрейзер. Понятие «социальная антропология» довольно быстро получило распространение в англоязычных странах.

В научной литературе сегодня отсутствует единая точка зрения на понимание социальной антропологии, а для ее названия используются самые разные термины, в том числе этнология, культурная антропология, социальная культурология, различия между которыми не всегда носят принципиальный характер. До недавнего времени в нашей стране предпочтение отдавали термину «этнология», а соотношение между этнографией, этнологией и со ц иальной антропологией четко не прописывалось. Для некоторых авторов социальная антропология -- всего лишь аналог этнологии («этнографическая антропология»), которая специализируется на теоретическом обобщении социальной и культурной истории народов всего мира, для других -- раздел социологии, объектом изучения которого выступают примитивные племена и традиционные общества (в отличие от современных институтов, которые исследуются социологами). Третьи рассматривают ее как своеобразное ответвление или эмпирическое приложение философской антропологии, не получившее еще пока рельефных предметно-структурных очертаний. И сегодня считается, что этнография является преимущественно описательной (эмпирической наукой), а этнология и антропология восходят на уровень теоретических обобщений и универсально-исторических законов.

Различие взглядов наблюдается и в понимании объекта и предмета социальной антропологии. Одни исследователи объектом считают человека (или личность), другие -- культуру, третьи -- общество, четвертые -- народы, населяющие те или иные регионы. Например, Ф.И. Минюшев объектом социальной антропологии считает человека (взятого в контексте его культуры), жизнедеятельность которого протекает совместно с другими. Следовательно, в объект этой дисциплины включается также природное, социальное и искусственное окружение человека. Соответственно предметом социальной антропологии, по его мнению, являются закономерности и механизмы взаимодействия человека с его социальным и природным окружением в условиях конкретной культурной системы. Согласно другой точке зрения объектом социальной антропологии является социокультурный процесс, т.е. процесс трансформации культуры, а предметом -- законы, которым подчиняется такой процесс.

С разнообразием представлений об объекте и предмете связано значительное количество вариантов названия социальной антропологии и ее определений. Вот лишь некоторые из них:

  • 1) обобщающая и сравнительная наука, которая стремится к исследованию общих законов социального и культурного развития человека и человечества;
  • 2) сравнительное изучение дописьменных народов;
  • 3) наука, исследующая в сравнительном плане различные типы культур и пути их преобразования при социальной (а не чисто биологической) передаче информации от поколения к поколению; система описания фактов культуры (культурная антропология);
  • 4) раздел социологи и, объектом изучения которого являются примитивные и традиционные общественные системы (этнология);
  • 5) наука, традиционно изучающая эволюцию общества и человека путем сравнительного анализа различных культур (культуран-тропология);
  • 6) наука о динамике культуры как искусственного, неприродного мира человека; социальный культурный антропология
  • 7) наука, изучающая культуру первобытных, традиционных и современных обществ; наука, призванная исследовать социальную фазу развития человека в общем контексте космодинамики его экзистенци и.

Из такого разнообразия определений можно заключить, что социальная антропология оперирует понятиями философии, культурной антропологии, социологии, психологии и других наук.

В зарубежной науке тоже нет единства воззрений. Социальную и культурную антропологию в одном случае рассматривают как единую дисциплину, называя ее то социальной, то культурной антропологией, а в другом -- как две самостоятельные отрасли антропологии, между которыми очень много общего. Тем не менее все сходятся на том, что эта дисциплина, как бы она ни звалась, занимает очень высокое, если не центральное место среди отраслей антропологии.

Культурная антропология исследует особенности связи человека и культуры; устройство культуры: культурные институты, обычаи, традиции, быт, языки, особенности социализации человека в различных культурах и другие проблемы. Социальная антропология изучает социальные структуры и взаимодействие в них людей. Термин « социальная антропология» был впервые употреблен Дж. Фрейзером, а формирование этого направления исследований относится к концу XIX в. На протяжении длительного времени ее основным объектом исследования считались «примитивные» общества, а культура рассматривалась как аспект общественной жизни. В отличие от культурной антропологии, сложившейся главным образом в США, социальная антропология, получившая распространение в Великобритании, по традиции не включает в свои исследования лингвистику и археологи ю. Культурная антропология как научная специальность и учебная дисциплина зарегистрирована, правда, под названием «социальная антропология» только в 1993 г.

Объектом исследования культурной антропологии выступают традиционные (дописьменные) общества, а предметом изучения -- системы родства, взаимоотношения языка и культуры, особенности пищи, жилища, брака, семьи, экономические системы, социальная стратификация, первобытные верования и религия, искусство. Социальной антропологией называется культурно-антропологическое знание в Европе, прежде всего в Англии и Франции. В поле ее зрения попадают в первую очередь проблемы социальной структуры и стратификации (точнее сказать, ранжирования), политической организации (в дописьменном обществе -- потестарной), управления и применения структурно-функционального метода исследований.

Традиционным обществам присуща неизмененность либо длительность цикла смены культурных стереотипов, норм и традиций, протекающая незаметно для жизни одного поколения: прошлое взрослых оказывается будущим их детей. Общественная организация формируется за счет малых групп и знакомых людей. Дописьменная культура зиждется на ритуалах, церемониях, обычаях, изустно передаваемых преданиях, самодеятельном творчестве, органическом единстве с природой. Авторитет старшего поколения, которое выступает основным источником знаний и умений, непререкаем, он сакрализуется и получает ритуальное закрепление в культе предков. Базовыми способами добывания средств существования выступают охота и собирательство, огородничество, пастушество и земледелие. Самые разнообразные сведения о традиционных культурах собраны воедино в «Этнографическом атласе» Дж. Мёрдока, впервые вышедшем в 1967 г. В настоящее время создан компьютерный банк данных более чем 600 традиционных обществ (он известен также как «Ареальная картотека человеческих отношений» -- Human Relations Area Files).

Культуру как совокупность обычаев, традиций, символов, норм и правил поведения, а также как образ жизни (стиль жизни), присущие разным народам, изучают главным образом в рамках социальной и культурной антропологии, которая в последнее время разделилась на множество поддисциплин, направлений и школ. Культурная антропология -- часть общей антропологии, изучающая культуру во всех ее проявлениях, применяющая методы, понятия и данные археологии, этнологии, этнографии, фольклора и лингвистик и, а также социологии и психологии.

Родство двух дисциплин или подвидов антропологии -- социальной и культурной -- обусловлено очень своеобразным пониманием антропологами того, что такое культура.

В Древнем Риме, откуда пришло это слово, под культурой (" cultura) понимали прежде всего возделывание земли. Окультуривание почвы, сельскохозяйственные культуры -- понятия, связанные с трудом крестьянина. В XVIII в. для европейцев культура приобрела духовный, а точнее сказать, аристократический оттенок. Этот термин стал обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным называли человека начитанного и утонченного в манерах поведения. До сих пор слово «культура» связывается у нас с изящной словесностью, картинной галереей, оперным театром и хорошим воспитанием.

Но антропологи в XX в. придали слову иное значение. У австралийских аборигенов или африканских бушменов, живущих по первобытным законам, нет ни оперного театра, ни картинной галереи. Но у них есть то, что объединяет их с самыми цивилизованными народами мира, -- система норм и ценностей, выраженная через соответствующий язык, песни, танцы, обычаи, традиции и манеры поведения, с помощью которых упорядочивается жизненный опыт, регулируется взаимодействие людей. В своей совокупности они характеризуют образ жизни либо всего общества, либо какой-то его части. А материальные памятники, окружающие людей в повседневной жизни, составляют прошлую культуру, или культурное наследие. И обычаи, и памятники свято оберегаются, передаются из поколения в поколение.

Со временем произошло разделение научного труда: культурологи изучают все проявления человеческой культуры -- от шаманских танцев, мифологии и примитивных ритуалов до элитарной и массовой культуры, присущих постиндустриальному обществу, а культурные антропологи -- примитивной, первобытно-родовой, племенной культурой, не касаясь современного общества. Таким образом, между культурологией и культурной антропологией существует огромное пространство знаний, которое они делят между собой. Известный американский исследователь Лесли Уайт, которого называют то антропологом, то культурологом и который ввел в употребление сам термин «культурология», рассматривал культурологию (culturology) даже как ветвь антропологии, которая трактует культуру (институты, технологии, идеологии) как специфический порядок явлений, организованных по своим собственным принципам и развивающихся по своим собственным законам.

Но как только культурные антропологи сузили свой объект, они немедленно вторглись на территорию социальных антропологов. Дело в том, что в простых обществах -- у бушменов, индейцев или австралийских аборигенов -- все очень миниатюрно е, перемешанное или, как говорят специалисты, синкретическое. Социальная структура тесно связана с традициями, семейные кланы -- с обычаями, возрастная стратификация -- с обрядами инициации, имя наречением и т.п. На небольшом пятачке, каким является примитивное племя, трудно разместиться социальным и культурным антропологам, не нарушив предметных границ, не вторгшись к соседям. Вот почему они трудятся в тесном союзе, пишут общие учебники, часто не отличающиеся друг от друга. Социальные отношения пронизывают простое общество сверху вниз. Но точно так же и культурные отношения пропитывают собой все поры примитивного общества. Это в современном обществе -- крупномасштабном и сложно организованном -- разобраться с тем, кто есть кто, чуть полегче: специалисты выделяют социальную сферу, экономическую, политическую и культурную -- каждая со своей структурой и даже министерствами.

Главные проблемы культурантропологических исследований связаны со становлением человека как феномена культуры: поведение человека, становление норм, запретов и табу, связанных с включенностью человека в систему социокультурных отношений, процессы инкультурации, влияние культуры на половой диморфизм, семью и брак, любовь как культурный феномен, становление мироощущения и мировоззрения человека, мифология как культурное явление и др.

Культурная антропология опирается на эмпирические данные, собранные, обработанные, классифицированные и интерпретированные после проведения полевой работы. Культурная антропология предполагает широкий гуманистический взгляд на мир, основанный на сравнительных, так называемых кросс-культурных исследованиях, т.е. на сопоставлении разных культур в различные исторические эпохи, а не только традиционных обществ.

Культурная антропология занимает центральное место в системе антропологических дисциплин. Она изучает общество и культуру, описывает и объясняет социальные и культурные сходства и различия. Однозначного мнения о том, является ли культурная антропология самостоятельной наукой или входит в состав социальной антропологии (а возможно, и в состав этнографии), в зарубежной и отечественной литературе не существует. Американские ученые отмечают у культурной антропологии две стороны: этнографическую (основанную на полевых исследованиях) и этнологическую (основанную на кросс-культурных сравнениях). Европейские же ученые полагают, что этнография и этнология -- самостоятельные науки, а не части антропологии. Хотя наибольшее развитие культурная антропология получила в Великобритании и США, этот термин употребляется главным образом в США, в других странах используют термин «этнология». По этому поводу С.В. Лурье пишет:

«То, что в Советском Союзе именовалось этнографией, на Западе именовалось культурной антропологией. В действительности термин "этнография" существует и на Западе и означает примерно то же самое, что и в России. Культурная антропология же с самого момента своего зарождения выступала как более широкая дисциплина и интересовалась, в первую очередь, концепциями, объясняющими структуру и бытование народной культуры, а описательные, "полевые" материалы (сколь бы обильны они ни были) являлись для нее средством либо для проверки концепций, либо для их доказательства».

У социальной антропологии помимо разграничения сферы компетентности с культурной антропологией хватает собственных проблем. Вовсе не случайно ее не хотели отделять от социологии, полагая, что у них общий предмет исследования. Да и сегодня скептиков хватает -- уж больно много между ними сходства. Взять хотя бы тот факт, что базовые социологические понятия «статус» и «роль» первым выделил и дал им научную трактовку антрополог Р. Линтон. Когда социальные антропологи описывают свои любимые племена, они пускают в ход всю категориальную мощь социологии: здесь вы встретите стратификацию, власть, социальную структуру, социальные институты и т.п. Складывается представление, будто социальная антропология -- младший брат социологии, занимающийся изучением человечества на самых ранних и еще очень незрелых стадиях.

Так оно и есть, но действовать социальным антропологам приходится на два фронта. Дело в том, что самую продолжительную стадию человеческого детства, а это 99% мировой истории, изучить социологическими методами, скажем, наблюдением, интервьюированием или опросом, уже не удастся: люди давно умерли. Сохранившиеся ныне племена охотников и собирателей пока еще можно исследовать такими контактными методами, но о далеком прошлом приходится судить на основе документальных источников и археологических раскопок. А ведь наука не может считаться наукой до тех пор, пока она не учитывает всю сумму фактов, все этапы и стадии развития, пока она не способна реконструировать картину мира в ее целостности. Вот и получается, что перед нами не одна, а две социальных антропологии -- одна изучает «мертвую» первобытность, а другая -- «живую» первобытность. Но в мертвую социальных антропологов не пускают ученые- соседи, в частности историки и археологи, обращая внимание на то, что у социальных антропологов, мало чем отличающихся от социологов, не хватает необходимых методов познания. Им говорят: вы прослеживаете, скажем, универсальные черты социального института, присущего как простым, так и сложным обществам, а это означает, что вы ведете себя как самый настоящий социолог, только с историческим уклоном. Но и социологи указывают антропологам свое место: мол, у нас есть своя научная дисциплина, а именно историческая социология, которая заглядывает в наше прошлое, -- не путайтесь под ногами. Но правда заключается в том, что историческая социология изучает прошлое государственных обществ, начиная с древневосточных империй и заканчивая позднефеодальной Европой. Напротив, социальных антропологов интересует только догосударственный тип обществ, т.е. сохранившие родовой или племенной уклад малые сообщества. Они существовали в далеком прошлом, 35 --4 0 тыс. лет назад, сохранились они и сегодня. И вообще, все аспекты человеческой жизни, которые связаны с этой догосударственной сферой, подлежат нашей компетенции, заявляют они. Вот почему ныне они смело приходят на промышленное предприятие и обследуют неформальные отношения -- ту неофициальную область социальных отношений, которая не пронизана действием государственных институтов. Именно так поступили в 19 90-е гг. П. Романов и И. Козина, применившие методы социальной антропологии, в частности case study, на крупном металлургическом предприятии.

КУЛЬТУ́РНАЯ АНТРОПОЛО́ГИЯ, в широком смысле наука, изучающая определяемое культурой функционирование общества у различных народов. Культурная антропология отличается, с одной стороны, от физического описания рас, которым занимается физическая антропология; с другой стороны, от философской антропологии (см. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ), которая изучает особенности человеческой жизни, определяемые самой природой человека. К культурной антропологии близка социальная антропология, изучающая социальные институты различных народов. Культурная антропология пользуется методами таких наук, как этнография, археология, история, структурная лингвистика, фольклористика, социология, философия культуры, психология, а для статистической обработки данных - современным математическим аппаратом; кроме того, были разработаны специальные методики (киносъемка, особые приемы интервью и т. п.). Задачи, стоящие перед этой наукой, - описание существующих культур (их языка, обычаев, социальных норм, поведения и психологии и др.), культурного взаимодействия, динамики культуры, происхождение культур, углубление понимание собственной культуры Запада; в комплексе с социологией - изучение общественных институтов и их культурных функций с точки зрения динамики целого и частей, его самоорганизации и адаптации (функционализм); попытки вычленить некую структуру, лежащую в основе широкого спектра социальных явлений (структурализм (см. СТРУКТУРАЛИЗМ)), а также решение таких философских вопросов, как влияние языка на мышление, культуры на систему ценностей индивида. Сравнительная культурология, давая описание, например, систем родства или властных структур различных обществ, вырабатывает и углубляет понимание природы социальных связей и власти вообще; то же касается религии, экономики и др. В более узком смысле, термин «культурная антропология» применяется для обозначения ведущей школы западноевропейской и особенно американской антропологии (соответствующей русской этнологии) начала и середины 20-го века (иногда пишут о «культурализме», «исторической школе»). Истоки этого научного направления были заложены Фр. Боасом (см. БОАС Франц). Наиболее известные представители культурной антропологии: Э. Сапир, А. Кребер (см. КРЕБЕР Алфред Луис), Р. Бенедикт (см. БЕНЕДИКТ Рут), М. Мид(см. МИД Маргарет), М. Херсковиц. На ее формирование оказали влияние психология (психоанализ), философия истории и, прежде всего, эмпирические исследования Боаса и его учеников. Боас представлял себе эту дисциплину как описательное, сравнительное изучение культур народов, прежде всего не имеющих письменности. Постепенно в ней наметилось подразделение на специфические области: этнолингвистика, проблема аккультурации (восприятия культуры), изучение вопроса о базовой личности, этномузиология, изучение примитивного искусства и т. п. В рамках культурной антропологии культура рассматривается в ее целостности, как набор характерных черт любого общества, позволяющих отличить его от других, которые могут находиться на сходной ступени развития, существовать в похожих природных условиях, иметь ту же религию или такие же политические институты. Культурные особенности как бы упорядочиваются, группируются вокруг остова, состоящего из системы ценностей и преобладающих доминант. Сопоставимые и подобные друг другу элементы культуры формируют паттерны (конфигурации, модели), которые определяют поведение и мышление. Этот поведенческий комплекс передается из поколения в поколение посредством образования, подражания и приспособления к существованию в определенном социальном окружении. Таким образом, культура предстает как самая основа функционирования общества. Изучая различные аспекты культуры, начиная с моторики (организации движений) и кончая идеями, нормами поведения и обычаями, которые усваиваются путем научения, культурная антропология ставит перед собой задачу интерпретации социо-культурных различий, определения той особенной окраски, которая характеризует поведение и жизненные ориентиры каждого общества. Одной из основных черт, характеризующих философскую основу культурной антропологии, является отрицание эволюционизма (партикуляризм). В антропологии 19 века преобладало сформированное еще Просвещением (см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)) убеждение в поступательном движении прогресса, в том, что каждое общество в своем развитии должно проходить определенные ступени (фазы). Разные философские системы выделяли такие ступени, как дикость-варварство-цивилизованность; племенное-рабовладельческое-феодальное-капиталистическое-коммунистическое общество; язычество-монотеизм и др. Начиная с работ Фр. Боаса, это представление начало отступать в пользу признания уникального пути каждой культуры и видения каждой культуры как уже имеющей все присущее ей развитие. (Этот подход не исключает деления обществ на «примитивные» и сложные). Вторая характерная черта культурной антропологии - ярко выраженный культурный релятивизм, то есть вытекающее из требования научной объективности стремление освободиться от этноцентризма, воздерживаться от оценок, от субъективных интерпретаций, рассматривать явления чужой культуры с точки зрения ее самой, «вживаться» в исследуемую культуру и т. п. Третья характеристика культурной антропологии - особое внимание, которое придается исследованию вопроса о взаимоотношениях между культурой и личностью. В формировании индивидуальной личности определяющая роль отводится социальной среде, при этом «выносятся за скобки» все иные факторы индивидуального существования: биологическая предрасположенность каждого конкретного человека, свободный выбор индивида, общечеловеческие структуры сознания и ценности и т.п. Таким образом, структура личности зависит от той системы ценностей, которая является преобладающей в обществе; любой индивидуум обладает поведенческими моделями и мыслительными схемами своего общества. Э. Сапир, заостряя внимание на символическом смысле культурного поведения, рассматривает его в качестве некоего языка. Все члены данного общества понимают (чаще неосознанно) знаковую сущность культурных поступков. Культуру Сапир определяет как стиль взаимодействия между индивидуумами. Одна из важных проблем, поднятых культурализмом, - проблема культурной целостности, или, другими словами, внутреннего соответствия между культурными нормами. Р. Бенедикт указывает на интеграцию по принципу «тематического единства», т. е. взаимной ориентации в одном направлении различных элементов культуры. Например, общество индейцев Зуньи во всех смыслах характеризуется единым духом; это дух умеренности, разумности, консерватизма. В системе ценностей соседних индейцев прерий высокую оценку получают, напротив, эмоциональная необузданность, агрессивность. Первый тип Бенедикт называет аполлоническим, второй - дионисийским. Эти разные по духу культуры одинаково жизнеспособны, в то время как все культуры, в которых различные проявления не упорядочены таким лежащим в их основе единым принципом, оставляют впечатление или бедности, или того, что они находятся на пути к распаду. Американский антрополог Р. Редфилд описывает т. н. «коннотативную взаимозависимость», или вторичную связь между разнородными элементами: напр., у индейцев юкатек (Мексика) после прихода христианских миссионеров возникли позднейшие сказания о покровительстве, которое оказывают христианские святые местным животным. Подобные механизмы действуют и в других культурах.

1. Предмет и метод культурной антропологии

К.А. – особая область научных исследований, концентрирующая свое внимание на процессе взаимоотношения человека и культуры. Предметом культурной антропологии являются закономерности и механизмы взаимодействия человека с его социальным и природным окружением в условиях конкретной культуры.Предмет КА – ис-т особенности связи ч-ка и К-ры, устройство К-р: К-ные институты, обычаи, традиции, быт, языки, особенности социализации Ч-ка в разных К-рах. Наиболее близкие к КА по предмету своих исследований: этнология, этнография (сбор информации о различных народах), соц. антропология (наука о биологич. и соц. природе ч-ка), культурология (наука о духовной К-ре народа), история (наука, изучающая прошлое ч-го общества – историческое прошлое начинается с появления письменности), археология (наука, изучающая доисторическое прошлое по сохранившимся вещественным памятникам), палеонтология (наука об ископаемых организмах), лингвистика (наука о языке).

Соц. антропология изучает ч-ка в созданной среде, сосредоточена на общественной жизни коллектива: как организуется семья, клан, община; как сохраняется и транслируется историческая память. Важна система родства.

КА – в фокусе внимания находятся люди, ч-к, общность, обладающая своей специфической К-рой в конкретном локальном и временном варианте. Например, этническая К-ра, субК-ра рыбаков, сектантов, хиппи и т.д. Интерес представляет любая Ч-кая К-ра. Например, нац. еда, одежда, строительство жилья, проведение праздников, традиции, религиозная К-ра и т.д.

Исходная позиция КА – изучение К-х черт; соц. антропологии – социума, т.е. общества; этнологии – этноса или этничности.

Культурная антропология концентрирует свое внимание на проблемах генезиса человека как творца и творения культуры. То есть ее предметом является человек, взятый вместе с обществом и в контексте культуры. Главные же проблемы исследования связаны со становлением человека как феномена к-ры: окультуривание основных инстинктов человека, возникновение специфически человеческой конституции, строение тела человека обусловленное культурной средой, поведение человека, становление норм, запретов и табу, связанных с включенностью человека в систему социокультурных отношений, процессы инкультурации, влияние культуры на семью, брак, становление мировоззрения и мироощущения человека и пр.

Методы: сравнительный; структурно-функциональный анализ; эволюционно-исторического развития культуры; историзма; географического детерминизма; психологические методы; индуктивные методы;

Методы КА. В современной КА для научного анализа используется самый разнообразный материал: результаты исследований и описания ученых-этнографов и культурологов, записки путешественников, фольклорные и художественные тексты, этносоциологические и этнопсихологические исследования, публицистические материалы, официальные документы, статистические источники, историическая и общественно-политическая литература и т. д.

Такие разнородные материалы предполагают различные методы их получения. На сегодняшний день в КА сложился взаимосвязанный комплекс методов исследований, который включает в себя полевые исследования, изучение письменных источников, изучение устных преданий, описание археологических и антропологических материалов, анализ статистических источников (прежде всего, материалов переписей населения).

КА активно использует методы исторической науки. В частности, сама структура учебной дисциплины определяется диалектикой методов исторического и логического. Так, в большинстве публикаций история развития социально-антропологического знания осуществляется в соответствии с исторической хронологией, дополняемой логическим анализом взаимосвязи формирующейся и развивающейся науки, как с конкретными социальными условиями, так и с логикой развития социально-антропологического знания в целом.

Предпосылки формирования научной антропологии, основные этапы ее развития.

К. 19 в. – полилинейное развитие культуры: Данилевский, Тойнби, Шпенглер. Культуры возникают в разное время, в разном месте и траектории их развития… В н. 20 в. ситуация резко изменилась, линейный подход отвергнут в пользу более… В 20-30 гг. в США возникла А. психологическая, к-рая первоначально именовалась направлением “культура-и-личность”.…

Основные методы исследования в антропологии

становление человека как носителя культуры не может не включать в себя оценку его места и роли в сохранении природы и культуры современности. Характерной чертой К.а. всегда оставался культурный релятивизм,… Методы исследования: полевые исследования (объективные и субъективные, оценочные), с выездом на место, где собирают…

Общая характеристика диффузионизма как направления в КА.

Основателем диффузионизма был немецкий исследователь Ф.Ратцель (1844-1904). Свою концепцию культуры он изложил в многотомных исследованиях:… Л.Фробениус (1873-1928) был крупнейшим специалистом по африканским культурам.… Ф.Гребнер (1877-1934) также разрабатывал теорию культурных кругов, основная идея которой - стремление свести все…

Социологическая школа в антропологии.

Теор. и методол. фундаментом школы стал позитивистский социологизм Дюркгейма, осн. положения к-рого следующие: выделение социальной действительности… Осн. материалом исследования в работах представителей Ф.с.ш. этого периода… Социологическая школа (Дюркгейм, Леви-Брюль) показывает: в каждом обществе существует культура как комплекс…

Функционализм и структурализм в К.А

Важнейшая задача - разложение целого (культуры) на составные части и выявление зависимостей между ними. Нередко отдельный элемент играет не просто… Бронислав Мал-кий. Основные положения теории культуры М-го сложились под… Помимо основных потребностей, есть еще производные потребности, порождаемые самой культурной средой. Средства…

Биологическое направление в изучении культур

Основной тезис или идея - замена изучения исторических факторов развития культур биологическими. В истории науки существуют два варианта реализации… Расистские концепции культур появились из-за невозможности объяснить с позиций… Основные выводы из расово-антропологической концепции культуры Гобино состояли в следующем: а) культура - продукт…

Психоаналитический подход к изучению культур.

В НАЧАЛЕ XX в. в изучении культур возникло новое явление - психоаналитическая концепция культуры. Несмотря на то что с самого своего возникновения… В начале XX века продолжением психологического направления в изучении культуры… К основоположникам психоаналитического исследования культуры относят, прежде всего, З. Фрейда (1856 – 1939). Именно в…

Культурно-историческая школа в антр. Боас.

Методологически К.-и.ш. восприняла критику Боасом панлогизма генетич. метода эволюционистов, отрицание возможности выведения закономерностей и… Главным тезисом Боаса в научной полемике стало возражение против применение общих теорий и общих схем при изучении…

Альфред Луис Кребер

Что касается принципиального понимания задач и предмета этнографии, то Кребер последовательно держался тезиса боасовской школы: главный предмет…

Александр Гольденвейзер

Гольденвейзер приводит очень много интересных фактов и обобщений о различных зависимостях в человеческой культуре, в частности о зависимости…

Роберт Лоуи

Пол Радин

Очень солидны и труды Радина по исторической этнографии и доколумбовой истории Америки, особенно капитальное источниковедческое исследование по… По его мнению, "примитивные" народы обладают своеобразными… Таким образом, Радин довел до крайности, до агностицизма, скептические установки школы Боаса. Если Лоуи, Гольденвейзер…

Этнопсихологическое направление в американской этнографии. Э.Сепир, Р.Бенедикт, М.Мид, А,Кардинер.

Рут Бенедикт Одна из студенток Боаса (1887 - 1948), автор классической в области психологической антропологии книги “Модели культуры”. В ней… Маргарет Мид (1901 - 1978) никогда не занималась созданием теорий. Это не… Она стремилась доказать, что общепринятые представления о возрастных циклах, о неизбежности так называемых переходных…

Современные концепции культурантропологии.

Вклад Уайта в развитие общественных наук неоценим. Он является создателем новой концепции эволюции К. и применил это для анализа К. человечества. … Определив К. как специфический класс явлений, наделенных символическим… Предлагая свое понимание того, что такое К., Уайт возрождал традицию, основанную Тайлором и продолженную другими…

Антропология в России в конце XIX- н. XX вв.

Важнейшей предпосылкой возникновения эволюционизма в России стали результаты географических экспедиций 15-19 вв. В числе первых ученых были Г.… Новый этап в развитии этнографии начался в 1840-х годах, на нее оказала… В 30-е годы развитие науки было связано с именами В.Г. Богораза, П.Ф. Преображенского, С.П. Толстого, Б.А. Куфтина,…

Антропогенез. Основные этапы процесса антропогенеза. Критерии человека.

Этапы антропогенеза: 1.40 тыс. лет назад Стадия неоантропа (кроманьонца). Человек разумный. Формирование облика современного человека.… Общие предки человекообразных обезьян и людей - дриопитеки. Древесный образ… Огромное значение в развитии науки о происхож-и чел.имеют вопросы, рассмотренные Энгельсом в его известной работе…

Моноцентрическая и полицентрическая гипотезы происхождения человека

Переходная форма обезьяны к человеку. Прямоходящие. Использование примитивных «орудий»(палки,камни, кости). Дальнейшее развитие стадности.Были… Общие предки человекообразных обезьян и людей - дриопитеки. Древесный образ… Ч-к принадлежит к классу млекопитающих, отряду приматов, подотряду настоящих обезьян, семейству гоминид, роду Homo,…

Проблема определения места прородины человечества.

В противоположность полиц-ой гипотезе происхождения человека была сформулирована моноц-ая гипотеза, известная также под названием «Из Африки».… Существует также«сетевая» модель, кот.предполагает наличие постоянных…

Научные теории антропогенеза.

Первым включил человека в систему животного царства Карл Линней. Объединил чел.с обезьяной; выделил отряд приматы(от лат.примус-первый)-отряд высших… Ч.Дарвин(1871г.) «Происхождение чел. и половой отбор». Он видел ближайших… Кроме этих теорий сложилаь еще одна- трудовая теория (Ф.Энгельс) «Роль труда в процессе превращения обезьяны в…

Расогенез. Основные факторы и этапы расообразования.

РАСОГЕНЕЗ (700 тыс. лет назад/ питекантроп) – процесс становления и р→тия расовой дифференциации человечества по мере расширения ойкумены. Факторы расогенеза: естественный отбор; дрейф генов; изоляция популяций;… Среди факторов расогенеза наибольшая роль принадлежит естественному отбору, особенно на ранних стадиях…

Понятие расы. Расовые признаки. Основные классификации человеческих рас.

Раса - исторически сложившаяся в определенных географических условиях группа людей, обладающая некоторыми общими наследственно-обусловленными морфологич-ми и физиологич-ми признаками.

Расовые особенности наследственны, яв-ся приспособительными к условиям сущ-ния/ выживания.

Три основные расы:

Монголоидная (Азия) 1. Кожа смуглая, желтоватых оттенков. 2. Прямые жесткие черные волосы, узкий разрез глаз со складкой верхнего века (эпикантус). 3. Плоский и довольно широкий нос, губы развиты средне. 6. Рост у большинства средний или ниже среднего.

→Степной ландшафт, высокая темп-ра, её резкие перепады, сильный ветер.

Европеоидная (Европа) 1. Светлокожи (чтобы поглощать солнечные лучи). 2. Прямые или волнистые светло-русые или темно-русые мягкие волосы. Серые, зеленые или кари глаза. 3. Узкий и сильно выступающий нос (для согрева воздуха), нетолстые губы. 4. Среднее или сильное развитие волос на теле и на лице.

Австрало-негроидная (Африка) 1. Тёмная кожа. 2.Курчавые темные волосы, карие или черные глаза. 3. Широкий нос, толстые губы. 4. Третичный волосяной покров развит слабо.

→Высокая влажность и темп-ра.

Расовые различия 1-го порядка – морфологические (цвет кожи, нос, губы, волосы).

Расовые различия 2-го порядка: приспособление к среде, изоляция на обширных простр-вах в рез-те резких рубежей м/у материками, соц-ная изоляция (эндогамия, обособление группы), спонтанная мутация (например, головной показатель, состав крови, состав костной ткани).

До сих пор активно дебатируется проблема числа основных рас. Практически во всех схемах расовых классификаций обязательно выделяются как минимум три общие группы (три большие расы): монголоиды, негроиды и европеоиды, хотя названия этих групп могут меняться. Первая известная классификация человеческих рас опубликована в 1684 г. Ф. Бернье. Он выделял четыре расы, первая из которых распространена в Европе, Северной Африке, Передней Азии и Индии и к которой близки также коренные жители Америки, вторая раса распространена в остальной части Африки, третья - в Восточной Азии, четвертая - в Лапландии.

К. Линней в десятом издании "Системы природы" (1758 г.) описал четыре географических варианта внутри введенного им же вида Homo sapiens: американский, европейский, азиатский, африканский, а также предложил отдельный вариант для лопарей. Принципы выделения рас были тогда еще неопределенны: в характеристику рас К. Линней включал не только признаки внешности, но также темперамент (люди Америки - холерики, Европы - сангвиники, Азии - меланхолики и Африки -флегматики) и даже такие культурно-бытовые черты, как покрой одежды и т.п.

В похожих классификациях Ж. Бюффона и И. Блюменбаха дополнительно выделялись южноазиатская (или малайская) раса и эфиопская раса. Впервые было высказано предположение о возникновении рас от единого варианта вследствие расселения в климатически различные области Земли. И. Блюменбах считал центром расообразования Кавказ. Он же впервые применил метод антропологической краниологии для построения своей системы.

В XIX в. расовые классификации усложнялись и дополнялись. В пределах больших рас стали выделяться малые, но признаками такого выделения в системах XIX в. зачастую служили черты культуры и язык.

Знаменитый французский естествоиспытатель и натуралист Ж. Кювье разделял людей на три расы по цвету кожи: кавказская раса; монгольская раса; эфиопская раса.

П. Топинар также выделял эти три расы по пигментации, но определял дополнительно к пигментации ширину носа: светлокожая, узконосая раса (европеоидная); желтокожая, среднешироконосая раса (монголоидная); чернокожая, широконосая раса (негроидная).

А. Ретциус ввёл в антропологию термин «черепной указатель», и его четыре расы (1844 г.) различались по сочетанию степени выступания лица и головному указателю.

Э. Геккель и Ф. Мюллер положили в основу классификации рас форму волос. Они выделили четыре группы: пучковолосые (лофокомы) - главным образом готтентоты: шерсистоволосые (эриокомы) - негры; волнистоволосые (эуплокомы) - европейцы, эфиопы и др.; прямоволосые (эуплокомы) - монголы, американцы и др.

Три основных подхода к классификации рас:

а) без учета происхождения - выделяют три большие расы, которые, включают в себя 22 малые, часть из которых – переходные, изображается в виде круга;

б) с учетом происхождения и родства - выделение признаков архаичности (древних) и эволюционной продвинутости отдельных рас; изображается в виде эволюционного древа с коротким стволом и расходящимися ветвями;

в) на основе популяционной концепции - основывается на данных палеоантропологических исследований; суть - большие расы представляют собой огромные популяции, малые расы – субпопуляции больших, внутри которых конкретные этнические образования (нации, народности) являются более мелкими популяциями. Получается структура, включающая в себя уровни иерархии: индивидуум – этнос – малая раса – большая раса.

Система классификации И. Деникера - это первая серьёзная система, основанная только на биологических признаках. Выделенные автором группы практически в неизменном виде, хотя и с другими названиями, перешли в более поздние расовые схемы. И. Деникер впервые использовал идею двух уровней дифференциации - выделение сначала основных, а затем второстепенных рас.

Деникер выделял шесть расовых стволов:

группа А (шерстовидные волосы, широкий нос): бушменская, негритосская, негрская и меланезийская расы;

группа B (курчавые или волнистые волосы): эфиопская, австралийская, дравидийская и ассироидная расы;

группа C (волнистые, тёмные или чёрные волосы и тёмные глаза): индоафганская, арабская или семитская, берберская, южноевропейская, иберо-островная, западно-европейская и адриатическая расы;

группа D (волнистые или прямые волосы, блондины со светлыми глазами): северо-европейская (нордическая) и восточно-европейская расы;

группа E (прямые или волнистые, чёрные волосы, тёмные глаза): айносская, полинезийская, индонезийская и южноамериканская расы;

группа F (прямые волосы): североамериканская, среднеамериканская, патагонская, эскимосская, лопарская, угорская, турко-татарская и монгольская расы.

Среди европейских рас, кроме вышеупомянутых, Деникер выделял определённые подрасы: северо-западную; субнордическую; вистульскую или восточную.

Этногенез, основные этапы и формы

Эпоха неолита: ув-сь числ-ть населения, расширились первоначальные пределы ойкумены, переход к производящему хоз-ву, зак-ся формирование племенных… Чел-во вначале представляло однородную группу → идёт расселение людей… На самом раннем этногенеза исходные популяции людей б/ относительно малочисленны и эндогамны, осёдлы, т.е.…

Типы этногенетический процессов.

Этнос как соц. и псих-кая общность людей устойчива во времени, яв-ся для каждого ч-ка надёжной поддержкой, выполняет ф-цию защиты своих членов,… Этногенетические пр→сы – пр→сы, при к-х происх-т изм-я различных… 1) Этноэволюционные – пр→сы, при к-х при изменении отд-х компонентов этнос остаётся самим собой.

Основные формы хозяйственной деятельности человека на стадии раннеродовой и позднеродовой общины.

Это повлекло большие изменения в организации общества. Чел-к был умелым, его техническая вооружённость в борьбе с природой сделала возможным сущ-ние… В праобщине б/ невозможна преемственность в изготовлении орудий труда.… Родовая община – первая форма общественной орг-ции людей, сформировавшая чел-кий коллектив – общество, члены кот-го б/…

Организация труда, половозрастное разделение труда на стадии раннеродовой и позднеродовой общины.

На протяжении всей стадии раннепервобытной общины уровень производительных сил был таков, что, во-первых, выжить можно было только при условии тесной кооперации трудовых усилий и, во-вторых, даже при этих условиях общественного продукта добывалось не больше или немногим больше, чем было необходимо для физического существования людей. Тем самым для раннепервобытной общины становилась необходимой коллективная собственность и уравнительное, или равнообеспечивающее, распределение.

Коллективная собственность распространялась на все, чем владела община. Однако появились зачатки частной собственности, касавшейся некоторых орудий.

Равнообеспечивающее распределение отличалось от коммуналистических Тем, что учитывало различия в потребностях по полу возрасту. В определенных условиях учитывались и высшие интересы коллектива в целом. В случае необходимости, при чрезвычайных обстоятельствах трудоспособные охотники и рыболовы могли получать последний кусок пищи, а их иждивенцы оставаться голодными.

Иное положение складывалось там, где уже на стадии раннепервобытной общины коллектив начинал получать не только жизнеобеспечивающий, но и избыточный продукт. В этих случаях наряду с уравнительным, или равнообеспечивающим, распределением возникало также и трудовое распределение, т. е. получение продукта в соответствии с затраченным трудом. Вместе с избыточным продуктом и трудовым распределением зародился обмен.

Обмен возник в межобщинной форме, при которой различные коллективы снабжали друг друга специфическими богатствами их природной среды, например, ценными сортами камня и дерева, раковинами и охрой, янтарем и т. п.

Естественное разделение труда по полу и возрасту и связанная с ним хозяйственная специализация наложили глубокий отпечаток на всю общественную жизнь раннепервобытной общины. На их основе складывались особые половозрастные группы (классы, категории, ступени и т. п.). Повсеместно выделялись группы детей, взрослых мужчин и взрослых женщин, различавшиеся предписанными им обязанностями и правами, общественным положением. В обществах с формализованными половозрастными группами большое значение придавалось рубежу перехода из категории подростков в категорию взрослых людей. Этот переход сопровождался определенными испытаниями и торжественными тайными обрядами, известными под названием инициаций. Они всегда заключались в приобщении подростков - обычно каждого пола в отдельности - к хозяйственной, общественной и идеологической жизни полноправных членов общины.

Сложен вопрос о наличии среди взрослых членов раннепервобытной общины главенствующей возрастной категории. Очень вероятно, что уже на этой стадии существовала так называемая герантократия (власть старейших).

Стадия позднеродовой общины характеризуется развитием производящего хозяйства ранних земледельцев или земледельцев-скотоводов в одних частях ойкумены, высокоспециализированного присваивающего хозяйства так называемых высших охотников, рыболовов и собирателей- в других. На протяжении всей этой стадии повсюду, где имелись благоприятные природные условия, первая форма хозяйства вытесняла вторую. Но дело даже не в их количественном соотношении. Возникновение производящего хозяйства было величайшим достижением первобытной экономики, фундаментом всей дальнейшей социально-экономической истории человечества, важнейшей предпосылкой получения регулярного избыточного, а затем прибавочного продукта.

Экономическую основу общества, как и раньше, составляла коллективная, преимущественно родовая, собственность на землю. Земельная собственность не могла быть отчуждена. Другие средства производства и предметы потребления, созданные собственным трудом - скот, орудия, утварь и т. п. - со всей несомненностью были личной собственностью и могли отчуждаться. Сходные явления происходили в области распределения пищи. Сохранявшееся уравнительное распределение только при экстремальных ситуациях охватывало всю общину, а в обычных условиях замыкалось в более узких группах близких родственников по крови и браку. Но и такое распределение постепенно вытеснялось трудовым, при котором человек, получивший хороший урожай или приплод скота, преуспевший на охоте или в рыбной ловле, оставлял продукт себе или делился либо обменивался им только с теми, с кем хотел. Широкое распространение получил дарообмен, который существовал как внутри общины, так и в особенности за ее пределами, связывая между собой значительный круг общин, и совершался как коллективно, так и индивидуально.

Сохранявшееся в позднепервобытной общине естественное разделение труда поддерживало существование специфических поло-возрастных групп с их бытовой обособленностью, своими правами и обязанностями, тайными обрядами и т. д. Положение основных половозрастных групп продолжало определяться их ролями в разделении труда и отношением к родовой собственности.

Формы и основания обмена в архаичных об-ах. Дарение, потолач, рыночный обмен. (1)

Реконструкция соц-ных отношений представляет наибольшую сложность. Сколько-нибудь уверенно судить об общественных отношениях можно только по данным… Коллективная собственность распространялась на все, чем владела община: земля,… Засвидетельствована и другая практика у аборигенов Автсралии, бушменов, у которых были обычаи брать без спроса…

Возникновение и основные этапы перехода к производящему хозяйству.

На самом раннем этапе люди занимались не земледелием и скотоводством, а доминистикацией и культивацией. Сначала выращивали дикие растения, просто… Наблюдения у человека накапливаются множество и постепенно в процессе ухода за… Для того, чтобы обозначить то влияние, к-ое оказывает человек на природу и те изменения, к-ые происходят с природой…

Родство и системы родства.

кровнородственная семья - браки внутри рода между братьями и сестрами; пуналуальная семья - групповой брак между мужчинами и женщинами разных… синдиасмическая семья (парная) базируется на браке отдельных пар, но без индивидуального сожительства.…

Исторические формы брака и семьи.

Для ранней стадии первобытнообщинного строя был характерен так называемый дуально-родовой, или групповой, брак, связывавший не отдельных мужчин и… У многих народов полигамия сохранилась и при переходе к классовому обществу. В… Христианство вначале не запрещало полигамию, еще в раннем средневековье некоторые короли и князья, в частности род…

Культурное значение эпохи позднего палеолита.

35. «неолитическая революция» содержание понятия и культурное значение

Возникновение языка и речи. Основные подходы и теории

ЯЗЫК – это система знаков, сигналов, служащая для передачи инфо и общения. Язык м/б первичным (вся двигательная активность: позы, мимика, жесты +… РЕЧЬ – проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична… Язык – это орудие, средство общения.; речь – это язык индивида.

Политическая организация архаичного общества и происхождение власти.

Ранние формы потестарной организации, причины ей усложнения и дифференциации.

Начинает выстраиваться соподчинение органов коллективной власти путем представительства глав домохозяйств в общинных и родовых советах, а глав таких… У ирокезов на советах домохозяйств решались их внутренние вопросы, на советах… ПРАВИЛА:

Становление государства. Признаки гос-ти.

Первоначально они возникают как города-государства. Поселок (селение), в котором живут свободные общинники-земледельцы, представляет теперь не… Город-государство знает уже четкую социальную дифференциацию, имущественное… В городе-государстве организуются три центра управления, административного и идеологического лидерства: городская…

Черты власти и структура органов власти родовой организации.

Структуру органов власти родовой организации можно представить следующим образом: 1. Общее собрание рода; 2. Совет старейшин (старейшина); 3. Вождь… Повседневной жизнью родовой общины. Для решения особо важных дел собирался… Черты власти родовой организации:

Магия и ритуал. Их роль в жизни арх. Человека.

Магия и ритуал. 1) Закон подобия – можно производить действия путем подражания 2) закон соприкосновения и заражения. Контатозная – вещи,… Функция магии - обществ.магия как средоточение силы. Магия исцеляющая,… Неразрывная связь магии и ритуала. Магические действия осуществл. в ритуале. Ритуал погребения – именно с него…

Религия, магия, обряды. Переодические обряды и их значение.

В ранних формах верования в примитивном обществе существовало почитание любых материальных предметов. Это было почитание духа, пребывающего в нем.… Кроме противоречий, возникающих между магией и религией, непоследовательность…

Гипотезы происхождения искусства. Спор о природе искусства.

Общепринятого объяснения причин возникновения искусства нет. В марксистском учении происхождение искусства объясняется трудовой деятельностью. Согласно иным взглядам, искусство связано с религией. Магия охоты и магия… Существуют также традиция связывать происхождение искусства с игровой деятельностью. Давно было замечено, что п/б…

Зачатки искусства у неандертальцев и кроманьонцев.

Помимо материальных достижений: неандертальцы (200-300 тыс. л.н.) научились расщеплять кремень на тонкие пластинки и делать из них скребки для шкур,… У неандертальцев были и духовные. У них появились искусство и pелигия.… О существовании зачатков искусства у неандертальца можно судить по некоторым находкам. Так, в Венгрии в пещере Тита…

История открытия и основные сюжеты палеолитического искусства.

Палеолитическое искусство - искусство позднего палеолита, основанное на анимизме и тотемизме, характерной чертой которого является стихийный… Первая находка палеолитического искусства сделана в 1836 г. археологом Э.Лартэ… Палеолитические произведения искусства можно разделить на три группы: 1)мелкие объекты (переносные), украшенные…

Сущность искусства и роль эстетического чувства в эволюции.

Эстетическое переживание произведения искусства требует всего человека, так как оно вкл. в себя и высшие познавательные ценности, и этическое… Если исходить из концепции Рогинскогоо том, что искусство связано с… Искусство-образ возникает из стремления усилить новизну, яркость своего восприятия и препятствует возникновению…

Этническое и национальное в культуре.

Этническая К-ра – К-ра, в основе к-рой лежат этнические ценности, принадлежащие той или иной этнической группе. Признаками такой группы являются… Нация - феномен в первую очередь культурный, и только потом этнический и… Этнические и национальные культуры образуют собой органическое единство, они невозможны друг без друга. Задача…

Этнические стереотипы и этнические образы.

Этнический стереотип - упрощённый, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или… Содержание этнических стереотипов определяется тремя группами факторов: 1) спецификой стереотипизируемой группы, т.е. особенностями этнической группы, закрепленными в культуре и обыденном…

Современное состояние первобытной переферии классового общества.

П/б периферия классового общества: Полинезия, Центральная Африка – Большая рихтовая долина, Адаманские о-ва, Комбоджиа, небольшая территория Северной Амазонки (леса в топких местах). В основном это труднодоступные места, отрезанные от остального мира.

Помогают этнографам в исследовании прош. вр.: коренное население Тасмании и Австралии, племя Аэта на Филиппинах, племена семангов и сеноев на Малакке, андаманцы, веды на Шри-Ланке, бушмены пустыни Калахари, часть канадских эскимосов, нек-ые племена Южной Америки.

Основные формы и варианты контактов примитивных обществ с цивилицзацией.

Примитивные общества обладают сравнительно короткой жизнью, они ограничены территориально и малочисленны. Жизнь цивилизаций, список которых едва достигает двузначного числа, наоборот, более продолжительна, они занимают обширные территории, а число людей, охватываемых цивилизациями, как правило, велико. Они имеют тенденцию к распространению путем подчинения и ассимиляции других обществ-иногда обществ собственного вида, но чаще всего примитивных обществ. Жизнь примитивных обществ часто завершается насильственной смертью, что особенно неизбежно при встрече их с цивилизациями. Что касается численного неравенства, то, если бы можно было составить перепись населения всех живых цивилизаций, обнаружилось бы, что каждая из цивилизаций-левиафанов объединяет в себе большее число людей, чем все примитивные общества, вместе взятые, со времен появления человеческого рода. При сравнении числа известных цивилизаций с числом известных примитивных обществ последних оказывается несопоставимо больше.

Современная этническая картина мира.

6. Этнические константы - бессознательные комплексы, складывающиеся в процессе адаптации человеческого коллектива (этноса) к окружающей… 7. Этническая картина мира - сформировавшиеся на основании этнических… 8. Традиционное сознание (менталитет) - система мировоззрения, основанная на этнической картине мира, передающаяся в…

Этнические миграции.

Этническая миграция представляет собой территориальное расселение представителей разных этнических общностей внутри страны или за ее пределами. Этот… Миграция в переводе с латинского (migratio) означает перемещение, переселение.… Этнические миграции – это миграции населения, в которых участвуют люди определенной этнической (национальной)…

Глобализация относится к числу основных тенденций современного общества. Общества становятся взаимозависимыми во всех аспектах - политическом, экономическом, культурном, и масштаб этих взаимозависимостей становится действительно глобальным. Человечество превращается в социальную целостность, охватывающую всех людей, живущих на Земле.

В политической сфере эта тенденция выражается в появлении наднациональных единиц различного масштаба: политические и военные блоки, коалиции правящих групп, континентальные или региональные объединения, всемирные международные организации. Можно заметить также контуры мирового правительства, когда ряд важных функций выполняется наднациональными организациями (например, Европейский парламент, Интерпол).

В экономической сфере усиливается значение наднациональной координации и интеграции, региональных и мировых экономических соглашений. Наблюдается глобальное разделение труда, увеличивается роль многонациональных и транснациональных корпораций, рынок становится единым экономическим механизмом, о чем свидетельствует скорость реагирования финансовых рынков на события в отдельных странах.

В культуре доминирует тенденция к единообразию. Средства массовой информации превращают нашу планету в «большую деревню». Миллионы людей становятся свидетелями событий, произошедших в разных местах, приобщаются к одному и тому же культурному опыту, что способствует унификации их вкусов и предпочтений.

При современном уровне развития производительных сил глобальный характер приобрела проблема охраны окружающей среды, что требует от мирового сообщества координировать экологические меры, объединять усилия в деле охраны природы, сообща бороться за сохранение мира на планете.

Итак, можно отметить, что мировая система вступила в стадию глобализации. Основным показателем этого является наличие тесного взаимодействия управляющих систем с внешним миром, принципиальная открытость систем с целью повышения интеллектуальности и совершенствования собственного поведения, наличие механизмов прогнозов изменений внешнего мира и собственного поведения системы в изменяющемся мире. Целенаправленное регулирование соизмеряет техногенную нагрузку на природную среду, становится определяющим фактором, способствующим новому диалогу человека с природой и созданию технологических условий для решения социальных проблем на принципах гуманизма. «…Гуманистическая концепция жизни на нынешней, высшей стадии развития человека требует от него, чтобы он перестал наконец “заглядывать в будущее” и начал “создавать” его… Поэтому он должен решить, каким бы он хотел видеть это будущее, и в соответствии с этим регулировать и регламентировать свою деятельность».

Специфика глобализации в культуре по сравнению с другими сферами общественной жизни.

Ее первой формой является модернизация. Это понятие имеет два основных значения. В широком смысле культурная модернизация означает достаточно резкое… Обычно выделяют два вида культурной модернизации: органическую и… На начальном этапе культурного синтеза «свои» и «чужие» культурные факты могут сосуществовать по принципу субкультур;…

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Связь с этнологией

Не разрешенным является вопрос о связи культурной антропологии с этнологией . Существует четыре варианта ответа на вопрос о связи этих дисциплин, причём у каждого из этих вариантов есть свои апологеты .

Так ряд исследователей считают, что этнология и культурная антропология понятия синонимичные . Другие же полагают, что понятие культурная антропология шире понятия этнология и включает в себя последнее. По их мнению, культурная антропология выступает как обобщенное знание об основных институтах человеческой культуры, в то время как этнология представляет собой сравнительный анализ культур . Третьи настаивают на том, что этнология по своему предметному полю значительно шире культурной антропологии, которая по их мнению, не выходит за рамки науки о биологической и физической природе человека . Четвёртый вариант сводится к тому, что хотя оба понятия и связаны, они имеют принципиально разные предметы: предмет культурной антропологии - аспекты культуры человечества, этнологии - изучение отдельных этносов и теоретический анализ этнических общностей как таковых .

В отечественной науке более распространён третий подход, в то время как в западной - первые два . В США и Великобритании термин «этнология» как определение научной дисциплины практически неизвестен. В США используется понятие «культурная антропология» , в Великобритании - «социальная антропология».

История

В то же время, изучаемым культурной антропологией проблемам уделялось внимание ещё в эпоху античности . Демокритом и Титом Лукрецием Каром были сформированы первые концепции антропосоциогенеза . Идея о природно-географической обусловленности социально-психологических и политических явлений была предложена Гиппократом . Корнелий Тацит бывший, вероятно, первым этнографом , противопоставил цивилизованность дикости, указывая на свойственное цивилизации падение нравов .

В XVI-XVIII веках в связи с увеличением знаний о мире в Европе в результате Великих географических открытий интерес предмету антропологии сильно возрос. С именами Пьетро Мартира, Мишеля де Монтеня , Жана Жака Руссо и Дени Дидро связана получившая широкую популярность концепция «счастливого дикаря», идеализирующая общественный лад «примитивных» народов .

В XIX веке появился линейный эволюционизм , рассматривающий культуру человечества как переход от простых форм к более сложным. Основным объектом исследования эволюционистов (Джэймс Фрэзер , Люсьен Леви-Брюль) были «примитивные» общества - коренное население, проживающее на территории колоний в Африке, Южной Америке, Юго-Восточной Азии. Появление этого подхода было связано с накоплением этнографического материала и распространением принципа историзма.

Следующий подход, сохраняющий научную ценность в современной антропологии - функциональный - появился в начале XX века. Его появление было связано с быстрым накоплением этнографических знаний и применением Брониславом Малиновским полевого метода в работе этнографа. Культура «примитивных» народов при ближайшем рассмотрении оказалась необычайно сложна и разнообразна. Функционалисты (Бронислав Малиновский, Альфред Радклифф-Браун) рассматривали культуру как совокупность норм, ценностей, ритуалов, обычаев, связанных друг с другом взаимными функциональными связями.

Современная культурная антропология

См. также

Примечания

Ссылки

  • Терешкович П.В. Антропология культурная // Новейший философский словарь : Энциклопедия / Составитель: Грицанов А.А. . - Минск: В.М. Скакун, 1998. - С. 896. - ISBN 985-6235-17-0 .
  • Антропология . Онлайн Энциклопедия «Кругосвет » (2001-2009). Проверено 31 июля 2009.
  • Сурова Е. Э. Культурная антропология // Введение в культурологию : Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина , Е.Г. Соколова. - СПб. , 2003. - С. 131-141.
  • Скворцов Н.Г. Еще раз к вопросу о предметной области социально-культурной антропологии // Miscellanea humanitaria philosopһiae. Очерки по философии и культуре. К 60-летию профессора Ю.Н. Солонина . - СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - В. 5. - С. 198-204.
  • Орнатская Л.А. Понятие культуры в культурной антропологии: некоторые тенденции // Studia culturae. Альманах кафедры философии культуры и культурологии и Центра изучения культуры философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета . - СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - В. 1. - С. 9-28.
  • Социальная антропология (2005-2009). - Объявления о предстоящих конференциях по социальной антропологии, статьи, этнографические фотографии.. Архивировано из первоисточника 5 апреля 2012. Проверено 26 сентября 2009.
  • Коротаев А. В. Джордж Питер Мердок и школа кросс-культурных исследований // Бюллетень: Антропология, меньшинства, мультикультурализм 3 (2003): 19-74 (статья включает в себя краткий очерк истории западной культурной антропологии).

Литература

  • Боас Ф. Ум первобытного человека. - М ., 1933.
  • Леви-Стросс К. Структурная антропология / Пер. с фр. В.В. Иванова. - М ., 2001. - 512 с.
  • Малиновский Б. К. Научная теория культуры. - М ., 1999.
  • Мосс М. Общество. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии / Пер. с фр., послесл. и комм. А.Б. Гофмана. Отв. ред. И. С. Кон. - М ., 1996.
  • Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.В. Петухова. - М .: Изд-во МГУ, 1980. - С. 130-140.
  • Морган Л. Г. Лига ходесауни, или ирокезов. - М .: Наука, 1983.
  • Рэдклифф-Браун А. Р. Структура и функция в примитивном обществе = Structure and Function in Primitive Society. - М ., 2001.
  • Эванс-Притчард Э. Э. Нуэры: Описание способов жизнеобеспечения и политических институтов одного из нилотских народов / Пер. с англ.; Отв. ред. и автор предисл. Л. Е. Куббель. - М ., 1985.
  • Эванс-Притчард Э. Э. История антропологической мысли / Пер. с англ.: А. Л.Елфимова, А. А.Никишенкова; Отв. ред.: В. А. Тишков. - М ., 2003.
  • Тэйлор Э. Б. Антропология: Введение к изучению человека и цивилизации. - Издание И. И. Билибина и Ко. - 1882.
  • Мид М. Культура и мир детства. - M.: Наука, 1988.
  • Mead M., Bunzel R. L. Золотой век американской антропологии = The Golden Age of American Anthropology. - New York: George Brazziller, 1960.
  • Бенедикт Р. Модели культуры = Patterns of Culture. - Boston and New York: Houghton, Mifflin and Company, 1934. - 260 с.
  • Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л. , 1990.

Учебники

  • Васильев М. И. Введение в культурную антропологию: Учебное пособие . - Новгород Великий: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - 156 с. - ISBN 5-89896-192-5
  • Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию: Учебное пособие. - М .: МГИК, 1994.
  • Культуральная антропология: Учебное пособие / Под ред. Ю. Н. Емельянова и Н. Г. Скворцова. - СПб. : СПбГУ, 1996.
  • Воронкова Л. П. Культурная антропология как наука: Учебное пособие / Под ред. Ю. Н. Емельянова и Н. Г. Скворцова. - М .: Диалог-МГУ, 1997.
  • Белик А. А., Резник Ю. М. Социокультурная антропология (историко-теоретическое введение): Учебное пособие / Под ред. Ю. Н. Емельянова и Н. Г. Скворцова. - М .: Изд-во МГСУ, 1998.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Культурная антропология" в других словарях:

    КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, в широком смысле наука, изучающая определяемое культурой функционирование общества у различных народов. Культурная антропология отличается, с одной стороны, от физического описания рас, которым занимается физическая… … Энциклопедический словарь

    См. АНТРОПОЛОГИЯ КУЛЬТУРНАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    Культурная антропология - Обычно отличаемая от физической антропологии (исследование человечества с точки зрения биологической и эволюционной перспективы), культурная антропология занимается различными социальными системами, образующими человеческие сообщества, общества и … Большая психологическая энциклопедия

    Сравнительное исследование культурных общностей или обществ; изучение влияния географических, исторических, социальных и психологических факторов на развитие культуры, ее характерные черты и специфику ее изменения. Большой толковый словарь по… … Энциклопедия культурологии

    Культурная антропология - ветвь философской антропологии, главной задачей которой является построение теории человека (и личности) как творца, носителя и продукта культуры. Данное научное знание рассматривает человека во всей его изменчивости под влиянием глобальных… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - См. антропология, культурная … Толковый словарь по психологии

    культурная антропология - (от греч. cultura развитие + anthropos человек + logos учение) отрасль антропологической науки, занимающаяся изучением различных культур и особенностей развития различных наций и народностей. Из числа современных дисциплин социогуманитарного… … Этнопсихологический словарь

    КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - (от греч. cultu га развитие anthropos человек logos учение) отрасль антропологической науки, занимающаяся изучением различных культур и особенностей развития различных наций и народностей. Из числа современных дисциплин социогуманитар ного цикла… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (США) - (cultural anthropology) антропология культуры человечества. Отличается от социальной антропологии сосредоточенностью не столько на структурах, сколько на деятельности определенных народов, хотя такое различие можно легко преувеличить. На практике … Большой толковый социологический словарь




© 2024
digtime.ru - Digtime - Строительный портал