07.02.2024

Картотека домашних заданий на автоматизацию звука. Компьютерная игра для автоматизации звука ш в начале слова Упражнения для автоматизации звука ш в слогах


Игра: "Тишина"

Цель: Автоматизация звука « Ш» .

Описание игры: Водящий стоит у одной стены, а все остальные дети - у противоположной. Дети должны тихо, на цыпочках подойти к водящему; при каждом неосторожном движении водящий издает предостерегающий звук ш-ш-ш, и нашумевший должен остановиться. Кто первым тихо дойдет до водящего, сам становится водящим.


Игра: "Лес шумит"

Цель: Автоматизация звука « Ш»

Описание игры: Педагог вспоминает с детьми, как летом они ходили в лес и видели там высокие деревья, у них зеленые верхушки, веточек и листьев много. Набежит ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: ш-ш-ш...
Педагог предлагает детям поднять руки вверх, как веточки у деревьев, и пошуметь, как деревья, когда на них дует ветер: ш-ш-ш...
Вариант. Педагог расставляет детей - «деревья» так, чтобы они могли свободно двигать руками. На слова «шуми ветерок» дети разводят руки в стороны и равномерно машут ими, одновременно произнося ш-ш-ш. Если воспитательница скажет: «Ветер веет», дети подражают шелесту ветра звуками ф-ф-ф-ф и еще быстрее машут руками.


Игра: "Поезд"

Цель: Автоматизация звука « Ш» в слогах и словах.

Описание игры: Дети становятся друг за другом, изображая поезд. Впереди поезда паровоз (кто-либо из детей). Поезд отправляется по команде «По-шел, по-шел, по-шел». Темп постепенно ускоряется. Подъезжают к станции (условленное место или постройка из кубиков) и говорят: «При-шел, при-шел, при-шел» (замедленно: ш, ш, ш - выпустил пар). Затем дается звонок, свисток - и движение возобновляется.
Примечание. Можно ввести в игру семафор, продажу билетов. Можно усложнить игру - дети будут изображать разные поезда, например скорый и товарный. «Скорый» движется под звуки шу-шу-шу – (быстро), товарный - шшшу-шшшу (медленно).


Игра: "Тише, тише: Маша пишет!"

Цель: Автоматизация звука « Ш» в предложениях.


Описание игры: Дети, взявшись за руки, ходят вокруг Маши или Миши (такое имя дается любому выбранному ребенку) и тихо говорят: «Тише, тише: Маша пишет, наша Маша долго пишет, а кто Маше помешает, того Маша догоняет».
После этих слов дети бегут в домик (отведенное педагогом место), а тот, кого Маша осалит, должен придумать и сказать слово со звуком «ш». Потом выбирают новую Машу (или Мишу).
Примечание. Педагогу нужно следить за тем, чтобы дети говорили неторопливо, четко, вполголоса. Если ребенок затрудняется придумать слово со звуком « ш», ему помогают дети или педагог, задав наводящий вопрос («Что ты надеваешь на голову, когда идешь гулять?»).

Игра: "Маленькие ножки бежали по дорожке"

Цель: Автоматизация звука « Ш» в связном тексте.

Описание игры: Дети строятся в колонну. Педагог предлагает всем показать свои ноги. Дети поднимают их. Педагог говорит, что ножки у них маленькие, но бегают быстро. Дети бегут и приговаривают;
Маленькие ножки бежали по дорожке,
Маленькие ножки бежали по дорожке.
Затем воспитатель говорит, что у медведя ноги большие и идет он медленно:
Большие ноги шли по дороге,
Большие ноги шли по дороге.
Дети несколько раз выполняют со словами ритмичные подражательные движения, то быстрые и легкие, то медленные и тяжелые.

Игра: "По ровненькой дорожке"

Цель: Автоматизация звука « Ш» в связном тексте.

Описание игры: Дети сидят на скамейках или траве. Педагог зовет их погулять. Дети идут шеренгой или свободно группируются около педагога. Ритмично шагают под слова:

По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Раз, два, раз, два...
Затем педагог и дети начинают прыгать на двух ногах, слегка продвигаясь вперед и приговаривая при этом:
По камешкам, по камешкам,
По камешкам, по камешкам.
Затем педагог произносит: «В яму бух!» Дети присаживаются на корточки. «Вышли из ямы», - говорит педагог. Дети поднимаются и идут, весело приговаривая вместе с педагогом: «По ровненькой дорожке…» Движения повторяются. Затем текст изменяется
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
Устали наши ножки,
Устали наши ножки.
Вот наш дом,
Там мы живем.
На слова «устали наши ножки» педагог, а за ним и дети слегка замедляют движения и с окончанием текста останавливаются. Затем бегут к скамейкам домой и садятся на них. Игру можно повторить 3-4 раза.


Игра: "Кот на крыше"

Цель: Автоматизация звука « Ш» в связном тексте.

Описание игры: На стуле или скамеечке сидит с закрытыми глазами один из играющих. Он кот. Остальные дети - мышки. Они тихо подходят к коту и, грозя друг другу пальцем, говорят хором вполголоса:
Тише, мыши... Тише, мыши...
Кот сидит На нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись
И коту не попадись…
После этих слов кот просыпается, говорит «мяу», вскакивает и гонится за мышками. Мышки убегают. Нужно отметить чертой мышкин дом - норку, куда кот не имеет права забегать. Игру можно проводить, пока все мышки, кроме одной, не будут пойманы. Мышка, которую кот не поймал, будет водить, т.е. она будет котом, и игра начинается сначала. Все мышки, которых поймали, должны произнести два-три слова с звуком ш. (Игру можно провести и для дифференциации звуков ш-с.)

Игра: "Мухи в паутине"

Цель: Автоматизация звука « Ж» .

Описание игры: Часть детей изображает паутину. Они образуют круг и опускают руки. Другие дети изображают мух. Они жужжат: ж-ж-ж..., влетая в круг и вылетая из него. По сигналу воспитателя дети, изображающие паутину, берутся за руки. Те, которые не успели выбежать из круга, попадают в паутину и выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока все мухи не будут пойманы.

Игра: "Пчелы и медвежата"

Цель: Автоматизация звука « Ж» .

Описание игры: Играющие дети делятся на две группы: одна группа - пчелы, другая - медвежата. Пчелы влезают на гимнастическую стенку (или стульчики). Это улей. Медвежата прячутся за деревом (скамейкой). Услышав сигнал «Пчелы, за медом!», дети спускаются на пол, убегают в сторону и, как пчелы, перелетают с цветка на цветок. Медвежата в это время перелезают через скамейку и на четвереньках идут к улью. На сигнал «Медведи идут пчелы возвращаются со звуком ж-ж-ж-ж. А медвежата быстро выпрямляются и убегают. При повторении игры дети меняются ролями.


Игра: "Пчелы"

Цель: Автоматизация звука « Ж» .

Описание игры: Посредине площадки (комнаты) отгораживают чертой или стульями улей. Все дети - пчелы. Один ребенок - медведь. Он прячется от пчел. Пчелы сидят в улье и хором говорят;
Пчелы в улье сидят. И в окошечко глядят.
Полететь все захотели, Друг за дружкой полетели: Ж-ж-ж-ж-ж-ж.
С жужжанием они разлетаются по площадке, машут крылышками, подлетают к цветам, пьют сок. Внезапно появляется медведь, он стремится попасть в улей за медом. По сигналу «Медведь» пчелы с жужжанием летят к улью. Хватаются за руки, окружают улей и стараются не пропустить медведя. Если пчелам это удается, то назначается новый медведь. Если медведь убежал от пчел, он выбирает себе помощника, и игра возобновляется с двумя медведями.


Игра: "Пчелки собирают мед"

Цель: Автоматизация звука « Ж» .

Описание игры: Одна группа детей изображает цветы. Им педагог надевает на голову веночек из цветов (ромашки, васильки и т.п.). Другая группа детей - пчелы, которые собирают с цветов мед. Пчелки летают вокруг цветка и жужжат: ж-ж-ж...
По сигналу педагога они летят в улей. Затем дети меняются ролями.


Игра: "Жуки"

Цель: Автоматизация звука « Ж» в связном тексте.

Описание игры: Дети (жуки) сидят в своих домиках (на стульях) и говорят:
Я жук, я жук,
Я тут живу
Жужжу, жужжу: Ж-ж-ж-ж.
По сигналу педагога жуки летят на поляну. Там они летают, греются на солнышке и жужжат: ж-ж-ж... По сигналу «Дождь» жуки летят в домики (стулья).


Игра: "Точильщики"

Цель: Автоматизация звука « Ж» отдельно и в словах.

Описание игры: Одна группа детей - точильщики. Они стоят у стульчика и говорят: «Точим ножи! Точим ножи!»
К точильщикам подходят дети: «Поточите ножик (или ножницы)». Точильщики делают движения, как будто точат, и приговаривают: жжж…ж….ж…

Игра: "Прогулка в лес"

Цель: Дифференциация звуков « Ш – Ж» .

Описание игры: В одном углу комнаты стоят дети, в другом - в два или три ряда стулья, это лес. Педагог говорит: «Дети, сейчас мы пойдем на прогулку в лес. Там посидим, отдохнем и послушаем, что делается в лесу». Дети идут и тихо садятся на стулья. Педагог продолжает: «В лесу тихо. Но вот налетел легкий ветерок и закачал верхушки деревьев». Дети: ш-ш-ш... «Пролетел ветерок, и опять в лесу стало тихо. Слышно, как в высокой траве на поляне жужжат жуки: ж-ж-ж... Как жужжат жуки?» Дети: ж-ж-ж. Отдохнули ребята в лесу, набрали цветов и пошли домой. После прогулки педагог спрашивает: «Кто помнит, как шумели деревья?» Дети: ш-ш-ш - «А как жужжали жуки?» Дети: ж-ж-ж.

КАРТОТЕКА АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА Ш Карточка №1 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Изолированное произнесение звука ш (пошипи как змейка) - чётко и медленно: Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш 3. Автоматизация звука Ш в слогах. ША-ША-ША ШО-ШО-ШО ШУ-ШУ-ШУ ШИ- ШИ-ШИ ША-ША-ША ШО-ШО-ШО ШУ-ШУ-ШУ ШИ-ШИ-ШИ ША-ША-ША ШО-ШО-ШО ШУ-ШУ-ШУ ШИ-ШИ-ШИ 4. Автоматизация звука Ш в словах. ША-ША-ША- шапка, шаль, шах, шахматы, шайба, шакал, шалун, шары. ШО-ШО-ШО- шов, шок, шёпот, шоколад. ШУ-ШУ-ШУ- шуба, шутка, шум, шутить, шуруп. ШИ-ШИ-ШИ- шина, шипы, шипеть, шиповник, шило, широкий. 5. Чистоговорки (повтори чётко и медленно) ША-ША-ША- мама моет малы – ша. ШО-ШО-ШО- мы играем хоро – шо. ШУ-ШУ-ШУ- шубу новую но – шу. ШИ-ШИ-ШИ- на поляне малы – ши. 6. Запомни и повтори. Шапка, шёпот, шуба, шина. Карточка №2 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Изолированное произнесение звука Ш (пошипи как змейка). ш –ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш ш –ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш 3. Автоматизация звука Ш в слогах. ША-ШО-ШУ-ШИ ШО-ШУ-ШИ-ША ШУ-ШИ-ША-ШО ШИ-ША-ШО-ШУ 4. Хлопни в ладоши, если услышишь в словах звук Ш. Шишка, книга, шарф, шорты, платок, белка, шиповник, мишка, рука, лавка, машина, малыш, лисица, кот, кошка, Маша, банка, груша, бантик, шоколадка. 5. Повтори слова и предложения. Маша, Даша, Паша, Наташа, наша, каша, наши, ваши, уши, шея. Маша под душем моет шею и уши. Наша Маша под душем моет шею и уши. Даша под душем моет шею и уши. Карточка №3 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Изолированное произнесение звука Ш (пошипи как змейка). (медленно) Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш 3. Автоматизация звука Ш в слогах. ША-ШО-ШУ-ШИ ШО-ШУ-ШИ-ША ШУ-ШИ-ША-ШО ШИ-ША-ШО-ШУ 4. Игра «Подскажи словечко». Руки мыть, пошла Людмила, ей понадобилось …(мыло). Очень любят обезьяны кушать спелые…(бананы). Он плывет по простыне, как кораблик по волне. Он хозяйкам верный друг – электрический …(утюг). Пусть крыша течет и сломалась калитка, Свой дом никогда не покинет …(улитка). Длинная и гибкая, охотится за рыбками, Порой пуста как дудочка, а петь не может… (удочка). 5. Выучить чистоговорку. Шапка да шубка – вот и весь Мишутка. Карточка №4 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Автоматизация звука Ш в слогах. АШ-АШ-АШ АШ – ОШ – УШ – ЫШ ОШ-ОШ-ОШ ОШ – УШ – ЫШ – АШ УШ-УШ-УШ УШ – ЫШ – АШ – ОШ ЫШ-ЫШ-ЫШ ЫШ – АШ – ОШ – УШ 3. Автоматизация звука Ш в словах. АШ – АШ – наш, ваш, башня, пашня, кашка, чашка, Машка, букашка, рубашка, ромашка, карандаш. ОШ – ОШ – кошка, мошка, окошко, лукошко, ладошка, крошка, горошки, окрошка, картошка. УШ – УШ – душ, мушка, ушки, пушка, душно, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, ракушка. ЫШ – ЫШ – мышка, пышка, ландыши. ИШ – ИШ – мишка, шишка. 4. Чистоговорки. ША-ША-ША- шапка, шахматы, лапша. ШО-ШО-ШО- Паша пишет хорошо. ШИ-ШИ-ШИ- шина, шило, камыши. ШУ-ШУ-ШУ- Маша кушает лапшу ШЕ-ШЕ-ШЕ- шея, пешка, атташе. ШИ-ШИ-ШИ- кашу ешьте малыши. ШЕ-ШЕ-ШЕ- шепчет Даша в шалаше. 5. Выучить скороговорку: Тише, мыши, тише, мыши, Кот сидит и еле дышит. Карточка №5 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Произнести изолировано звук Ш (пошипи как змейка): Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш 3. Автоматизация звука Ш в слогах. АШ – ОШ – УШ – ЫШ УШ – ЫШ – АШ – ОШ ОШ – УШ – ЫШ – АШ ЫШ – АШ – ОШ – УШ 4. Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук Ш. Лодка, лукошко, ладошка, банка, улитка, картошка, лягушка, берёза, пышка. 5. Повтори и выучи скороговорки. Кошка в окошке шапку шьет, Мышка в сапожках избушку метёт. Карточка №6 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Изолированное произнесение звука Ш (пошипи как змейка). (медленно) Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш 3. Автоматизация звука Ш в слогах. ШКА-ШКО-ШКУ-ШКИ ШКО-ШКУ-ШКИ-ШКА ШКУ-ШКИ-ШКА-ШКО ШКИ-ШКА-ШКО-ШКУ 4. Повтори слова. Шкаф, шкатулка, кашка, чашка, Машка, бабушка, дедушка, букашка, кошка, мошка, ладошка, мушка, пушка, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, мышка, пышка, мишка, шишка. школа, школьник. 5. Игра «Подскажи словечко». Буду мастером таким, как наш дядя Евдоким: Делать стулья и столы, красить двери и полы. А пока сестре Танюшке сам я делаю… (игрушки) В подполье, в каморке живет она в норке, Серая малышка. Кто это…? (мышка) Вдоль лесных дорожек много белых ножек В шляпках разноцветных издали заметных. Собирай не мешкай это… (сыроежки). 6. Повтори скороговорки. Тише, мышки, не шумите, Мышонку шепчет мышь: - «Ты всё шумишь, шумишь». Кошку Машку не будите. Мышонок шепчет мыши: - «Шуметь я буду, тише». Карточка №7 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Автоматизация звука Ш в слогах. ШТА-ШТО-ШТУ-ШТЫ ШТО-ШТУ-ШТЫ-ШТА ШТУ-ШТЫ-ШТА-ШТО ШТЫ-ШТА-ШТО-ШТУ 3. Пальчиковая гимнастика. Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – я. Этот пальчик – папочка, Это вся моя семья. 4. Автоматизация звука Ш в словах. Штаб, штамп, штанишки, штопать, штука, штык, штора. 5. Повтори и выучить скороговорки: Плюшевому мишке Маша штопает штанишки. У плюшевого мишки новые штанишки. Карточка №8 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Повтори слова тройками. Вышка- мышка- пышка. Малыши- камыши- ландыши. Кошка- мошка- ложка. Дышу- ношу- тушу. Шина- машина- крушина. Маша- Даша- Паша. Подушка- лягушка- ватрушка. 3. Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук Ш. Лягушка, слон, шкаф, машинка, осень, матрешка, мешок, солнце, лед, ширма, штанишки, блокнот, букашка, пшено, собака, кукушка, окошко, тетрадь. 4. Послушай рассказ «Кошка и мышка» и ответь на вопросы. Все ушли из дома. А кошка дома. Села кошка на окошко. Вышла из норки мышка. Кошка видит мышку. А мышка не видит кошку. Пошла мышка на кухню. Нашла мышка пышку. Мышка ест пышку. А кошка - с окошка и за мышкой. Куда села кошка? Кого увидела кошка? Что нашла мышка? 5. Игра «Подскажи словечко». Из упрямства ни на шаг не продвинулся… (ишак). Я рубашку сшила мишке, я сошью ему… (штанишки). Целый день поёт щегол в клетке на окошке. Третий год ему пошел, а он боится…(кошки). Карточка №9 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Автоматизация звука Ш в слогах. ШЛА-ШЛО-ШЛУ-ШЛЫ ШЛО-ШЛУ-ШЛЫ-ШЛА ШЛУ-ШЛЫ-ШЛА-ШЛО ШЛЫ-ШЛА-ШЛО-ШЛУ 3. Автоматизация звука Ш в словах. Шла, вышла, вошла, подошла, отошла, обошла, зашла, шлак, нашла, шлаковый. 4. Игра «У кого кто?» У кукушки – кукушонок, кукушата. У мышки – мышонок, мышата. У лягушки – лягушонок, лягушата. 5. Игра «Назови ласково». Воля – волюшка, доля – долюшка, дума – думушка, кума – кумушка, Зима – зимушка, камень – камешек, хлеб – хлебушек, изба – избушка, Хозяйка – хозяюшка, штаны – штанишки, мать – матушка, тетя – тетушка. 6. Выучить чистоговорку «Кукушонок». Кукушка кукушонку шьет новый капюшон. - Надень, кукушонок, капюшон! Как в капюшоне ты смешон! Карточка №10 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Повтори каждое слово два раза. Шалаш, шишка, шашка, штанишки, шабаш, шалунишка, шутить, шьёшь, шумишь, шалишь, шипишь, вышиваешь. 3. Придумать слова, в названии которых слышится звук Ш. (Лягушка, шкаф, машина, матрешка, мешок, штанишки, букашка, кукушка….) 4. Заучивание скороговорки. У Маши мошка в каше, что делать нашей Маше? Выложила кашу в плошку и накормила кошку. 5. Игра «Подскажи словечко». Прицепившись к задней шине, мишка едет на … (машине). Уронила белка шишку, шишка стукнула… (зайчишку). Ночью темень. Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты… (спишь). 6. Повтори шутку «У кого что?» Камешки у Маши, шкатулка у Наташи. Кошка у Луши, мышка у Танюши. Уши у мишки, ушки у малышки. Перышки у пташки, ножки у букашки. Шапка у мальчишки, шапчонка у малышки. Обложка у книжки, шейка у котишки. Шубка у девчушки, брюшко у лягушки. Карточка №11 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Автоматизация звука Ш в слогах. ШМЕ-ШНИ-ШНУ-ШПИ-ШПА ШВЕ-ШВЫ-ШЛЯ-ШЛЮ-ШЛИ-ШЛЕ 3. Автоматизация звука Ш в словах. Швея, швы, шлем, шли, шлюпка, шляпа, шмель, шницель, шпалы, шпагат, шпион, шпиль. 4. Повтори стишок «Мы учим звук Ш». Мы учим звук Ш: ша-ша-ша, ши-ши-ши, Шумно «шипят» и «шипят» малыши: Лошадь, машина, мышка и кошка, Пушка, малышка, уж и окошко, Шишка, лягушка, шубка и чашка, Шапка, кукушка, шиповник и кашка, Ландыш, кушетка, шкаф и букашка, Мишка, катушка, мальчишка и шашка. 5. Выучить чистоговорку(Четко и громко). Нашей Маше дали много каши. Карточка №12 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Повтори шутку. Паша шел, шел, шел и мышку нашел. Паша шел, шел, шел и книжку нашел. Маша шла, шла, шла и кошку нашла. Маша шла, шла, шла и шишку нашла. Паша шел, шел, шел и ложку нашел. Паша шел, шел, шел и шашку нашел. Маша шла, шла, шла и шубку нашла. Маша шла, шла, шла и лягушку нашла. Паша шел, шел, шел и подушку нашел. Паша шел, шел, шел и чашку нашел. Маша шла, шла, шла и катушку нашла. Маша шла, шла, шла и букашку нашла. 3. Определить позицию звука Ш в словах:душ, шапка, машина, катушка. 4. Отгадай загадки. Черна, а не земля, пушиста, а не снег, греет, а не печка. (шуба) Решила раз шалунья-кошка со мною поиграть немножко. По комнате меня катала, на мне все нитки размотала. (катушка) На квадратиках доски короли свели полки. Нет для боя у полков ни патронов, ни штыков. (шахматы) Небольшие ножки и боится кошки. (мышка) 5. Игра «Наоборот». Узкий – (широкий), маленький –(большой), гладкий –(шершавый), Плохой – (хороший), зашла – (вышла), тихий – (шумный), Грустный – (веселый), тонкий – (толстый), короткий –(длинный), Карточка №13 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Повтори шутку. Мы со звуком Ш играем. Шляпа, бабушка, малышка, И картинки собираем: Ландыш, дедушка, подушка, Карандаш, машина, книжка, Мишка, шортики, лягушка. 3. Определить позицию звука Ш в словах: шапка, камыш, шуба, кошка, кошелек, каша. 4. Игра «Договори словечко» пету... (шок), гребе... (шок), реме... (шок), лопу... (шок), коре... (шок), поро... (шок), гор... (шок); кату... (шка), лягу... (шка), поду... (шка), хлопу... (шка), верту... (шка), ват-ру... (шка), петру... (шка). Карточка №14 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Повтори шутку. У бабушки в шкафу чашка, У бабушки в шкафу пушка, А у дедушки – рубашка. А у дедушки – подушка. У бабушки в шкафу книжки, У бабушки в шкафу ложка, А у дедушки – штанишки. А у дедушки – матрешка. У бабушки в шкафу мышка, У бабушки в шкафу мешок, А у дедушки – покрышка. А у дедушки – ремешок. 3. Назвать и определить позицию звука Ш в словах: кошка, мышка, мишка, чебурашка, клюшка. 4. Прочесть и повторить стихотворение «Машины». На улице нашей Торопятся, мчатся, Машины, машины, Как будто живые. Машины малютки, Эй, машины, полный ход, Машины большие. Я - примерный пешеход: Спешат грузовые, Торопиться не люблю, Фырчат легковые. Вам дорогу уступлю. Карточка №15 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Послушай рассказ «Каша» и перескажи его. Маша Даша кушают пшенную кашу. Пшенную кашу готовят из пшена. Пшено купила бабушка. Бабушка наварила горшок пшенной каши. Пшенной кашей и кошку угостили. 3. Назови картинки. 4. Отгадай загадку, нарисуй отгадку. Была зеленой, маленькой, потом я стала аленькой, На солнце почернела я, и вот теперь я спелая. (Вишня) Карточка №16 1. Артикуляционная гимнастика. 2.Послушай рассказ «Кошка Машка» и перескажи его. У Миши живет кошка Машка. Кошка Машка большая, пушистая. Машка ловкая и шустрая. Мышки убегают от кошки. Кошка ловко ловит мышек. 3. Повтори шутки. Пыхтит, как пышка, пухлый Мишка. Я по камешкам пошел, шубу шёлкову нашел. Купался Иванушка у белого камушка. Пушистая кошка лежит на окошке. 4. В названиях каких картинок мы слышим звук Ш? Карточка №17 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Автоматизация звука Ш в слогах. ши-шу-ше ше-шу-шо ша-шо-шу шу-шо-ша шу-ши-ша ша - ше- шо 3. Автоматизация звука Ш в словах. Ша- шаг, шар, шарф, шайба, шапка, шахта, мышата, большая, ушанка, мешать, решать, дышать, лошадка, шахматы, лапша. Шо, шё- шорох, мешок, пушок, вершок, горшок, петушок, ремешок, гребешок, большой, мышонок, шёл, шёлк, шёпот, ушёл, нашёл, пришёл, вошёл. Ши- ширь, шило, шина, шить, ширма, дыши, ерши, пиши, камыши, малыши, ушиб,ошибка, машина, кувшин, шили, решили. Шу, ше- шум, шут, шуба, шутка, мишутка, дышу, ношу, тушу, прошу, шея, мишень,ошейник, решение. 4. Проговори чистоговорки: ша-ша-ша-шапка. шу-шу-шу-шуба ши-ши-ши-шина шо-шо-шо-шопот ше-ше-ше-шея 5. Назови картинки Карточка №18 1. Автоматизация изолированного Ш (пошипи как змейка): Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш 2. Автоматизация звука Ш в словах. Ша- ваша, наша, каша, крыша, Даша, Маша, Лёша, Паша, Миша, Алёша, Наташа. Шу- шуруп, шутить, чешуя. Ши- шинель, шипеть, широкий, шиповник, уши, мыши, калоши, ландыши, хороший, горошина, младший, тишина. шве, швы, шка, шко, шку Швея, швы, шкаф, шкатулка, школа, школьник, шкурка. шла, шле, шли, шлю, шля Шла, шлак, шланг, шлем, шли, шлюпка, шляпа. шме, шни, шну, шпа, шпи Шмель, шницель, шнурок, шпалы, шпагат, шпион, шпиль. шта, што, шту, шты Штаб, штамп, штопать, штора, штопор, штука, штурвал, штык 3. Назвать предметы, изображённые на картинках. Карточка №19 1. Автоматизация звука Ш в предложениях. Наташа пишет. Вот Маша. У Маши шляпа. У Лёши ландыши. Ландыши хороши. Миша и Паша едут на лошадке. У реки камыши. Река широкая. Малыши шагают в школу. Школа большая. Миша нашёл камешек. На дороге шумит машина. У шиповника шипы. Шипы колючие. В шалаше пять ребятишек. Паша и Наташа, прошу не шуметь. Хороша уха из ершей. Гриша и Миша гоняют шайбу. Лёша ел пшённую кашу. 2. Произносить предложения. Ум хорошо, а два лучше. (Пословица.) В гостях хорошо, а дома лучше. (Поговорка.) Дальше в лес-больше дров. (Поговорка.) 3. Дополнить предложения по картинкам. У маленького Леши красивая... На лугу пасется… У мамы пушистая … Карточка №20 1. Автоматизация изолированного Ш (пошипи как змейка): Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш 2. Проговори чистоговорки: ша-ша-ша-шаль. шу-шу-шу-шуба. шо-шо-шо-хорошо. ши-ши-ши-малыши. ше-ше-ше- шелест. Представь, что таких предметов пять, сосчитай их. 3. Автоматизация звука Ш в предложениях. Потешки: Петушок, петушок, отдай Маше гребешок! Мы кормим нашу Машу. Маша, Маша, кушай кашу. Тише,мыши, тише, мыши! Кот пришел на нашу крышу 4. Послушай рассказ «Шалун Миша» и ответь на вопросы. Миша - шалун. Шалил с котёнком. Котёнок мяукал. Бабушка отняла котёнка. Ушёл Миша в лес. Увидел шишку и кинул шапку. В шишку не попал, а шапка повисла на ветке. Нет шишки, нет шапки. Так и пошёл Миша домой. Что увидел в лесу Миша? Что кинул Миша в шишку? Чего нет у Миши? Карточка №21 1. Автоматизация звука Ш в предложениях. « Ландыши» Ландыши любят тень под дубками. Подойдешь к месту, где ландыши. Ландышей видимо-невидимо. А на некошеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у речушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвёшь ландышей-и домой. Хороши ландыши! 2.Отгадай загадки: Черна, а не земля, пушиста, а не снег, греет, а не печка. (шуба) Решила раз шалунья-кошка со мною поиграть немножко. По комнате меня катала, на мне все нитки размотала. (катушка) На квадратиках доски короли свели полки. Нет для боя у полков ни патронов, ни штыков. (шахматы) Небольшие ножки и боится кошки. (мышка) 4. Изменяй предложения по образцу. Я шью шубу и шапку (мы шьём шубу и шапку, ты, вы, он, она, они). Я еду на машине к Маше. Я пишу Маше и Мише. 5. Придумай предложение с названиями картинок: Карточка №22 1. Автоматизация звука Ш в слогах. аш - ош - уш - ыш ыш - уш - ош - аш яш - ёш - юш - иш - еш еш - иш - юш - ёш - яш аш - яш - уш - юш ыш - иш - еш - аш яш - аш - юш - уш иш - ыш - аш - еш 2. Автоматизация звука Ш в словах. Аш – ваш, наш, башня, пашня, чашка, кашка, рубашка, ромашка, букашка, карандаш, башмак, башлык, кашне, каштан. Ош – кошка, мошка, крошка, окошко, горошки, лукошко, ладошка, окрошка, картошка. Уш - душ, ушки, мушка, пушка, душно, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, радушный, ракушка, ушли, петушки, бабушка, дедушка, Алёнушка, Бурёнушка, пушнина, тушканчик,. 3. Изменяй предложения по образцу. Я шью шубу и шапку (мы шьём шубу и шапку, ты, вы, он, она, они). Я шагаю в школу. Шью подушку для кошки. Я шью штанишки для мишки. 4. Выучить чистоговорку. Шапка да шубка – вот и весь Мишутка. Карточка №23 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Произносить предложения. Во дворе Бишка. Накрой кружку крышкой. Пташка прыгает у окошка. Вот чашка и кашка, лепёшка и ложка. Надевай на малышку рубашку. Наш Антошка глядит в окошко. Вот картошка на окрошку. Промокни пятнышко промокашкой. Ребятишки играют «в кошки-мышки». Бегают ребятишки-малышки - Мишки, Наташки да Машки. Вот книжка про мышку-норушку и лягушку-квакушку. Плохо мышке одной в норушке. Петушки с моей ладошки клюют зёрнышки и крошки. У кошки ушки на макушке. На опушке 3. Послушай рассказ и ответь на вопросы: Ходила Алёнушка в лес. Набрала лукошко ягод. Вышла она на опушку. На опушке ромашки. На ромашках букашки. Недалеко речушка. У речушки камыш. Где-то квакают лягушки. На дереве кукует кукушка. Села Алёнушка на брёвнышко. Отдохнула и пошла дальше. С чем ходила в лес Аленушка? Куда она вышла? Что росло на опушке? Кто сидел на ромашках? Кто кукует на дереве? Куда села Аленушка? 4. Отгадай загадки Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб.) Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш.) В большой избе-избушка, Чем больше из неё берёшь, а в избушке-щебетушка. тем больше она становится. (Птица в клетке.) (Яма.) С неба падают ледышки, Кто стоит на крепкой ножке Прямо падают в ладошки. В бурых листьях у дорожки? Есть ледышки меньше крошки. Встала шапка из травы, Есть ледышки – больше шишки. Нет под шапкой головы! (град) (гриб)

Предлагаю Вашему вниманию картотеку упражнений по автоматизации звука [Ш], которую можно использовать для индивидуальных домашних заданий детям.

Данный материал может заинтересовать не только начинающих, но и опытных логопедов.

Упражнения по автоматизации звука [Ш]. Карточка 1

Дата:___________

ша-ши-ше ша-ши-ши ша-ше-ше
ши-ше-ша ше-ши-ши ше-ша-ша
ше-ша-ши ши-ша-ша ши-ше-ше

4. Проговаривать слова, четко произнося звук [Ш]. (В случае неправильного произношения звуков [Р] и [Л] подчеркнутые слова не проговаривать)

Шаг, шар, шарф, шайба, шахта, шапка, мышата, ушанка, решать, мешать, дышать, лошадка, лапша, шах?маты.

Ваша, наша, каша, Даша, Маша, Лёша, Паша, Миша, Наташа, Андрюша.

Шина, шило, шить, дыши, пиши, камыши, малыши, ушиб, ошибка, машина, кувшин, шили, решили.

Шинель, шипеть, широкий, шиповник, уши, мыши, калоши, ландыши, горошина, младший, тишина.

Шея, шест, шесть, шерсть, мишень, ошейник, ре?шение.

Шорох, мешок, пушок, вершок, горшок, петушок, ре?мешок, большой, мышонок, шёл, шёлк, шёпот, ушёл, нашёл, пришёл, вошёл.

Шуруп, шутить.

Швея, швы, шкаф, шкатулка, школа, школьник, шкурка, шлак, шлем, шлюпка, шляпа, шмель, шницель, шнурок, шпалы, шпион, штаб, штопать, штора, штука, штурвал, штык,

5. Проговаривать слоги и слова, четко произнося звук [Ш].

ша-ша-ша - шаг
ша-ша-ша - каша
ши-ши-ши - шить
ши-ши-ши - мыши
шо-шо-шо - шов
шо-шо-шо - шепот
шу-шу-шу - шум
шу-шу-шу - укушу

У Маши - ландыши. Камыши шумят. У мыши - мышата. Илюша гоняет шайбу. Алёша ушиб ногу. У Паши и Тимоши машинки. Алеше купили большую ушанку. Маша несёт кувшин. У Даши шёлковая шаль. Миша катает машинку.

Упражнения по автоматизации звука [Ш]. Карточка 2

Дата:___________

1. Выполнять артикуляционную гимнастику.

2. Длительно произносить звук [Ш].

3. Проговаривать слоги, четко произнося звук [Ш].

ша
ша - шу
ша - шо - шу
шо
ши - шо
ши - шу - ше
шу
ше - ша
шо - ша - ши
ши
шо - ше
ше - ши - ша
ше
шу - ши
шу - ше - шо

4. Проговаривать слова, четко произнося звук [Ш].

шаль
шина
шум
шов
шапка
шило
шут
шёлк
шайба
шея
шуба
шок
шахматы
шеф
шутка
шёпот

шампунь шипы шутник
шакал шинель шумовка
шалун шиповник шампиньон
шаман шитье

5. Игра «Один-много»

Шина-шины шаг-шаги

шапка-…
шинель-…
шайба-…
шаман-…
шея-…
шампунь-…
шутка-…

6. Проговаривать предложения, четко произнося звук [Ш].

На шахте шумно. У мамы шелковая шаль. Шут выдумывает шутки. Мама будет шить шубу. Шеф не любит шума и шуток. На шиповник шипы. Шалуны шумели и шалили. Кто-то шипит над шиповником. Шампиньоны удобно вынимать шумовкой.

Упражнения по автоматизации звука [Ш]. Карточка 3

Дата:___________

1. Выполнять артикуляционную гимнастику.

2. Длительно произносить звук [Ш].

3. Проговаривать слоги, четко произнося звук [Ш].

ша
ша - шу
ша - шо - шу
шо
ши - шо
ши - шу - ше
шу
ше - ша
шо - ша - ши
ши
шо - ше
ше - ши - ша
ше
шу - ши
шу - ше - шо

4. Игра «Изменяй предложения»

Я шевелю ногами. (Ты…, Мы…, Вы…, Он…, Она…Они…)
Я надену шубу и шапку.
Я покупаю шампунь.
Я нюхаю шиповник.

5. Замени первый звук в слове на звук [Ш]

Тапка-шапка
Маг-…
Зов-…
Даль-…
Фея-…
Губы-…

6. Игра «Посчитай слова» (1-2-5)

одна шуба
две шубы
пять шуб…

Слова: шапка, шина, шутка, шип, шутник.

7. Проговаривать предложения, четко произнося звук [Ш].

Миша моет шею и уши. У машины новые шины. Машенька, дай башенку. Машутке шьют новую шубу. На шубе виден шов. Я ношу новую шубу и шапку. Петушок, петушок, выгляни в окошко!

Упражнения по автоматизации звука [Ш]. Карточка 4

Дата:___________

1. Выполнять артикуляционную гимнастику.

2. Длительно произносить звук [Ш].

3. Игра «Назови картинки». Нзови предметы. Не забывай чётко произносить звук [ш].

Назови и раскрась только те картинки, названия которых начинаются на звук [ш].

Корзинка слов: шапка, шуба, шут, шина, шахматы, шипы, шаль, машина, уши, мыши, петушок, лошадь, ошейник, клавиши, вишенка.

4. Игра «Слушай взрослого». Хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком [Ш]:

Кот, шило, вода, шея, корова, хлеб, шампунь, шиповник, рыбак, ботинки, шорты, шутка.

Молодец! Ты учишься не только говорить звук [Ш], но и слышать его в словах.

Бережная Галина Георгиевна,
учитель-логопед,
МБОУМО «Центр развития ребенка -
детский сад № 98 «Энергия», г.Краснодар

Яна Чернобровкина

Логопедическая игра «Змейки футболистки»

Цель игры : автоматизация звука [Ш] в словах.

С помощью игры решаются сразу несколько коррекционных задач:

Формирование грамматического строя речи;

Коррекция нарушений слоговой структуры слова;

Формирование предпосылок к обучению грамоте (умение определять позицию звука);

Активизация, обогащение словарного запаса.

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста.

Игра состоит:

Змейки – 2 штуки, футбольные ворота – 8 штук, футбольные мячи - 132 штуки.

Использование игры предполагает, как в индивидуальной форме работы с ребенком, так и в подгрупповом (дети поочередно забивают мячи в ворота).

Варианты игры:

I вариант

Инструкция: Змейка приглашает тебя поиграть в футбол. Выбирай любой футбольный мяч, называй слово, забивай в ворота.

В ходе игры дети:

Упражняются в образовании множественного числа существительных;

В образовании новых слов с помощью суффикса.


II вариант

Инструкция: Змейка приглашает тебя поиграть в футбол. Выбирай любой футбольный мяч, называй слово, забивай в ворота. Цифра на воротах обозначает сколько слогов в слове. Разложи мячи соответственно количеству слогов.

В ходе игры дети:

Автоматизируют произношение звука [Ш];

Упражняются в делении слов на слоги.





III вариант

Инструкция: Змейка приглашает тебя поиграть в футбол. Выбирай любой футбольный мяч, называй слово, забивай в ворота. Разложи мячи соответственно позиции звука в слове (начало, середина, конец).

В ходе игры дети:

Автоматизируют произношение звука [Ш];

Упражняются в определении позиции звука в слове.




Публикации по теме:

Альбом состоит из нескольких красочно оформленных страниц, листая которые, ребенок в игровой форме выполняет различные задания. Первые страницы.

Конспект занятия по автоматизации звука [р] в словах и предложениях Цель: продемонстрировать потенциальные возможности использования инновационных технологий: скрапбукинг технологии, аква технологии, су-джок.

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Р] в слогах и словах «Приключения тигренка Тигрули» Цели: 1)Коррекционно-образовательные Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [р]. Учить правильно произносить.

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Р] в словах с элементами арттерапии «Путешествие в сказку» [ Учитель-логопед II категории: Ерёмина Елена Владимировна Цель: Автоматизация звука [Р]. Задачи: Коррекционно-образовательные: Закреплять.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Зимующие птицы» по автоматизации звука [Ш] в словах Лексическая тема. Зимующие птицы. Логопедическая тема. Автоматизация звука [ш] в словах. Цель: закреплять правильное произношение звука.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш] в слогах и словах Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ Ш ] в слогах и словах Подготовила: учитель-логопед МБДОУ «Атяшевский детский.

Конспект индивидуальной логопедической НОД по автоматизации звука [Ш] в слогах и словах Цель: автоматизация звука Ш изолированно, в слогах и словах. Задачи: Развитие артикуляционного аппарата. Развитие навыка конструирования.

Картотека

Домашние задания на автоматизацию звука [Ш]

Домашнее задание

Правильное положение речевых органов при произношении звука Ш

    Губы вытянуты вперед в форме квадратика

    Язык в форме чашечки, кончик языка поднят к небу, но не касается его

    Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам.

    Струя воздуха сильная, теплая.

    Посмотри на картинку, раскрась только те предметы в названии которых есть звук Ш (в случаи необходимости взрослый помогает ребенку, произносит слова в слух, выделяя голосом звук Ш, пока не требовать правильного произношения звука)

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика (упражнения для органов участвующих в образовании звуков) Выполнять ежедневно в течении 5 минут перед зеркалом. Упражнения на стр. 1 Особое внимание уделить упражнениям: «Улыбка», «Заборчик», «Лопаточка», «Чашечка», «Грибок», «Маляр»

    Массаж кончиков пальцев рук. Кончик каждого пальца хорошенько растереть (выполнять каждый день)

Образец: ( Шарик)

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика (упражнения для органов участвующих в образовании звуков) Выполнять ежедневно в течении 5 минут перед зеркалом. Упражнения на стр. 1 Особое внимание уделить упражнениям: «Улыбка», «Заборчик», «Лопаточка», «Чашечка», «Грибок», «Маляр»

    Массаж кончиков пальцев рук. Кончик каждого пальца хорошенько растереть (выполнять каждый день)

    а) Где в слове прячется звук Ш. Если звук Шпрячится в начале слова то раскрась синим цветом первый квадратик, если в середине, раскрась синим цветом второй квадратик, если в конце раскрась последний квадратик. (Если необходимо, то оказать ребенку помощь)

б) Скажи это слово ласково. (ребенок произносит, взрослый записывает)

Образец : (Шар)

Шар – шарик.

б)_____________________________________

б)_______________________________________________

Б) _______________________________________________

Домашнее задание

    Повтори слоги.

ША – ША – ША ШУ – ШУ - ШУ

ШО – ШО – ШО ШЫ – ШЫ – ШЫ

    Составь предложение о Даше по схеме и образцу. (ребенок составляет предложение взрослый записывает)

Образец: Даша…ландыш – Даша сорвала ландыш

    __________________________________________________________

    _

    _____________________________________________________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________________________________________

5. Выучи стишок.

Мышонку шепчет мышь:

- Ты все шуршишь, не спишь!

Мышонок шепчет мыши:

- Шуршать я буду тише

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Повтори слоги.

ША – ША – ША ШУ – ШУ - ШУ

ШО – ШО – ШО ШЫ – ШЫ – ШЫ

Постоянно следить за речью ребенка, за правильностью произношения звука Ш в словах. Если ребенок произносит слово не правильно, обращать на это его внимания, просить повторить правильно!!!

    а) Посчитай предметы. (Ребенок произносит взрослый записывает)

Образец: шуба 1 - шуба, 3 – шубы, 5 - шуб.

(Ребенок придумывает предложение, взрослый записывает)

Образец: Мама повесила шубу в шкаф.

Шапка –

а) 1__________________3__________________5___________________

б)( предложение) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кошка –

а) 1__________________3___________________5_________________

б)_________________________________________________________
___________________________________________________________

Шалаш –

а)1__________________3___________________5__________________

б)____________________________________________________________________________________________________________________

Чашка –

___________________________________________________________

Картошка –

а)1__________________3____________________5_________________

б) _________________________________________________________

___________________________________________________________

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Повтори слоги.

ША – ША – ША ШУ – ШУ - ШУ

СА – СА – СА СУ – СУ - СУ

ШО – ШО – ШО ШЫ – ШЫ – ШЫ

СО – СО – СО СЫ – СЫ - СЫ

Постоянно следить за речью ребенка, за правильностью произношения звука Ш в словах. Если ребенок произносит слово не правильно, обращать на это его внимания, просить повторить правильно!!!

    Назови предметы во множественном числе «один-много» с каждым словом придумай предложение. (ребенок называет, взрослый записывает)

Образец: один шар – много шаров

Стрекоза – много ______________________________________

Рубашка – много ______________________________________

(предложение)_____________________________________________________________________________________________

Частушка – много _____________________________________

(предложение)_____________________________________________________________________________________________

Парашют – много______________________________________

(предложение)_____________________________________________________________________________________________

Кастрюля – много _____________________________________

(предложение)_____________________________________________________________________________________________

Сушка – много________________________________________

(предложение)_____________________________________________________________________________________________

    Выучи стишок

Мышка сушек насушила

Мышка мышек пригласила

Мышки сушки кушать стала

Мышки зубки поломали.

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Повтори слоги.

ША – ША – ША ШУ – ШУ - ШУ

ШО – ШО – ШО ШЫ – ШЫ – ШЫ

Постоянно следить за речью ребенка, за правильностью произношения звука Ш в словах. Если ребенок произносит слово не правильно, обращать на это его внимания, просить повторить правильно!!!

    Сегодня мы поиграем в игру «учитель и ученик» Ты будешь учителям, а я ученик. (ребенок в роле учителя, а взрослый в роле ученика). Я буду произносить предложение, а ты должен найти ошибку и исправить – произнести это предложение правильно. (взрослый зачитывает фразу, так как написано, ребенок находит ошибку и произносит правильно. Взрослый следит за правильностью произношения слов в предложении)

    Мама по С ла в магазин и купила шарик.

    Саша ел су С ку.

    На полянке росли красивыерома С ки.

    Мышки ку С ают зернышки.

    В зоопарке мы видели Марты С ек.

    Мама чистит карто С ку

    Лена налила в ча С ку сок.

    Придумай со словами предложение. (ребенок придумывает, взрослый записывает)

Сушка_____________________________________________________

___________________________________________________________

Ромашка ___________________________________________________

___________________________________________________________

Зернышко _________________________________________________

___________________________________________________________

Шторы____________________________________________________

___________________________________________________________

Петушок______________________________________________________________________________________________________________

    Выучи стишок

Кот шалун сидит на шторе

Потому что Маша в школе

Будет Маша после школы

Штопать шёлковые шторы

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Повтори слоги.

ША – ША – ША ШУ – ШУ - ШУ

СА – СА – СА СУ – СУ - СУ

ШО – ШО – ШО ШЫ – ШЫ – ШЫ

СО – СО – СО СЫ – СЫ - СЫ

Постоянно следить за речью ребенка, за правильностью произношения звука Ш в словах. Если ребенок произносит слово не правильно, обращать на это его внимания, просить повторить правильно!!!

    Нарисуй рисунок под диктовку. Я буду говорить, а ты рисовать. (Взрослый читает текст, а ребенок рисует на альбомном листе).

«В центре листочка нарисуй большую сосну. На сосне растут шишки. (пауза, дается время чтобы ребенок нарисовал) С лево от сосны стоит снеговик (пауза, дается время чтобы ребенок нарисовал) На голове снеговика одета кастрюля, а на шее шарф. (пауза, дается время чтобы ребенок нарисовал) С права о сосны стоит машина. (пауза, дается время чтобы ребенок нарисовал) С лева от машины лежат сугробы. (пауза, дается время чтобы ребенок нарисовал) Над сосной летает кукушка (пауза, дается время чтобы ребенок нарисовал) В правом верхнем углу светит солнышко. (пауза, дается время чтобы ребенок нарисовал)

    Придумай рассказ по рисунку который ты нарисовал. (ребенок придумывает, взрослый записывает и следит, чтобы все слова произносились правильно)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Повтори слоги.

ША – ША – ША ШУ – ШУ - ШУ

СА – СА – СА СУ – СУ - СУ

ШО – ШО – ШО ШЫ – ШЫ – ШЫ

СО – СО – СО СЫ – СЫ - СЫ

Постоянно следить за речью ребенка, за правильностью произношения звука Ш в словах. Если ребенок произносит слово не правильно, обращать на это его внимания, просить повторить правильно!!!

    Произнеси слова и определи какое слово лишнее. (взрослый читает слова, ребенок повторяет и определяет лишнее слово и обязательно объясняет почему. Взрослый контролирует произношение)

А) Шапка, шарф, сарафан, шуба.

Б) Шапка, сапоги, шуба, шорты.

В) Шкаф, миска, ложка, чашка.

Г) Сосна, ромашка, осина, берёза.

Д) Слива, груша, апельсин, свёкла.

Е) Картошка, капуста, груша, чеснок.

(Лишнее слово подчеркнуть)

5) Выучи чистоговорку

Ша-ша-ша – Саша моет малыша.

Су-су-су – воздушный шарик я несу.

Шу-шу-шу – я письмо пишу.

Со-со-со – Миша катит колесо.

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Повтори слоги.

ША – ША – ША ШУ – ШУ - ШУ

СА – СА – СА СУ – СУ - СУ

ШО – ШО – ШО ШЫ – ШЫ – ШЫ

СО – СО – СО СЫ – СЫ - СЫ

Постоянно следить за речью ребенка, за правильностью произношения звука Ш в словах. Если ребенок произносит слово не правильно, обращать на это его внимания, просить повторить правильно!!!

    а) Разложи картинки на две полочки, на первую полочку вклей картинки в названии которых есть звук С, а на вторую полочку вклей картинки в названии которых есть звук Ш . Раскрась картинки. (взрослый оказывает в случаи необходимости помощь ребенку, но не делает задание за него.)

б) С каждым словом придумай предложение. (ребенок придумывает, а взрослый записывает.)

полочка

2 полочка

б) предложения:

1._______________________________________________________________

2._______________________________________________________________

3._______________________________________________________________

4._______________________________________________________________

5._______________________________________________________________

6._______________________________________________________________


Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Повтори слоги.

ША – ША – ША ШУ – ШУ - ШУ

СА – СА – СА СУ – СУ - СУ

ШО – ШО – ШО ШЫ – ШЫ – ШЫ

СО – СО – СО СЫ – СЫ - СЫ

Постоянно следить за речью ребенка, за правильностью произношения звука Ш в словах. Если ребенок произносит слово не правильно, обращать на это его внимания, просить повторить правильно!!!

    Исправь ошибку в предложении и скажи правильно. (Взрослый зачитывает, а ребенок находит ошибку и исправляет)

Маша ест ка С у.

Санки катаются на Даши

Картошка варит маму

Шкаф сидит на кошке

Санки катаются на Шуре

Шишки собирают Свету

Дерево сидит на кукушке

    Придумай три слова со звуком Ш и три слова со звуком С и составь с ними предложения. (ребенок придумывает, а взрослый записывает)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Произнеси слоги или прочитай

ША-ША-ША АШ-АШ-АШ

ШО-ШО-ШО ОШ-ОШ-ОШ

ШУ-ШУ-ШУ УШ-УШ-УШ

ШЫ-ШЫ-ШЫ ЫШ-ЫШ-ЫШ

    Найди на картинке предметы в названии которых есть звук Ш и раскрась их. Составь по этой картинке рассказ. (ребенок составляет рассказ, а взрослый записывает.)

    Сделай звуковую схему слов

СЛЕДИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА ЗА РЕЧЬЮ РЕБЕНКА, ИСПРАВЛЯЙТЕ РЕБЕНКА ЕСЛИ ОН В СЛОВАХ НЕ ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТ ЗВУК Ш

Домашнее задание

Учимся слышать выделять и произносить звук Ш

    Артикуляционная гимнастика на стр.1 в тетради

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Прочитай слоги

ША-ША-ША АШ-АШ-АШ

ШО-ШО-ШО ОШ-ОШ-ОШ

ШУ-ШУ-ШУ УШ-УШ-УШ

ШЫ-ШЫ-ШЫ ЫШ-ЫШ-ЫШ

    Сделай звуковую схему слов. Раскрась картинки.

    Придумай три слова со звуком Ш и три слова со звуком С и составь с этими словами предложения. (ребенок придумывает слова и составляет предложения, а взрослый записывает)

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика на стр.1 в тетради

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Прочитай слоги

ША-ША-ША АШ-АШ-АШ

СА-СА-СА АС-АС-АС

ШО-ШО-ШО ОШ-ОШ-ОШ

СО-СО-СО ОС-ОС-ОС

ШУ-ШУ-ШУ УШ-УШ-УШ

СУ-СУ-СУ УС-УС-УС

ШЫ-ШЫ-ШЫ ЫШ-ЫШ-ЫШ

СЫ-СЫ-СЫ ЫС-ЫС-ЫС

    Сделай звуковую схему слов «сушка». (взрослый в случаи необходимости оказывает помощь)

    Посчитай предметы (образец: 1-шапка, 3, шапки, 5 шапок.Ребенок считает, а взрослый записывает)

    Шапка 3- 5-

    сушка 3- 5-

    мышка 3- 5-

    слон 3- 5-

    шарф 3- 5-

    сумка 3- 5-

    С каждым словом из задания 5 составь предложения (ребенок составляет предложение, а взрослый записывает)

СЛЕДИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЗА РЕЧЬЮ РЕБЕНКА, ИСПРАВЛЯЙТЕ РЕБЕНКА, ЕСЛИ ОН В СЛОВАХ НЕ ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТ ЗВУК Ш

Домашнее задание

Учимся слышать выделять, произносить и различать звуки Ш, С

    Артикуляционная гимнастика на стр.1 в тетради

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Прочитай слоги

ША-ША-ША АШ-АШ-АШ

СА-СА-СА АС-АС-АС

ШО-ШО-ШО ОШ-ОШ-ОШ

СО-СО-СО ОС-ОС-ОС

ШУ-ШУ-ШУ УШ-УШ-УШ

СУ-СУ-СУ УС-УС-УС

ШЫ-ШЫ-ШЫ ЫШ-ЫШ-ЫШ

СЫ-СЫ-СЫ ЫС-ЫС-ЫС

    Составь предложения с парами слов, так чтобы в предложении было два этих слова. (ребенок составляет, а взрослый записывает.)

Собака, бабушка

Кошка, Саша

Кастрюля, каша

Частушка, ребятишки

Шкаф, сарафан

Шишка, лес

Картошка, суп

Шуба, сумка

    Составь звуковую схему слова «Саша»

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика (упражнения для органов участвующих в образовании звуков) Выполнять ежедневно в течении 5 минут перед зеркалом. Упражнения на стр. 1 Особое внимание уделить упражнениям: «Улыбка», «Заборчик», «Лопаточка», «Чашечка», «Грибок», «Маляр»

    Массаж кончиков пальцев рук. Кончик каждого пальца хорошенько растереть (выполнять каждый день)

    Прочитай слова

    Найди и вклей только те картинки в названии которых есть звук Ш. Определи места звука Ш в слове. Если звук Ш стоит в начале слова то раскрась синим цветом первый квадратик, если в середине слова то раскрась синим цветом второй квадратик, если на конце слова, то раскрась синим цветом третий квадратик. (взрослый оказывает ребенку в случаи необходимости помощь, но не выполняет задание за него)

Образец: ( Шарик)

В слове шарик звук Ш стоит в начале слова, значит раскрашиваем первый квадратик синим цветом.

Учимся слышать выделять и произносить звук Ш

    Артикуляционная гимнастика на стр.1 в тетради

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Прочитай слоги и слова

ША-ША-ША - ШАХМАТЫ АШ-АШ-АШ- КАРАНДАШ

ШО-ШО-ШО – КАПЮШОН ОШ-ОШ-ОШ- МОШКА

ШУ-ШУ-ШУ - ШУРИК УШ-УШ-УШ- СУШКА

ШЫ-ШЫ-ШЫ -КАМЫШИ ЫШ-ЫШ-ЫШ- МЫШКА

    Сделай звуковую схему слов

5

    Скажи ласково

ШАПКА-

ШУБА-

ШАР-

ШАРФ-

ШОРТЫ-

СЛЕДИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЗА РЕЧЬЮ РЕБЕНКА, ИСПРАВЛЯЙТЕ РЕБЕНКА ЕСЛИ ОН В СЛОВАХ НЕ ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТ ЗВУК Ш

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика (упражнения для органов участвующих в образовании звуков) Выполнять ежедневно в течении 5 минут перед зеркалом. Упражнения на стр. 1 Особое внимание уделить упражнениям: «Улыбка», «Заборчик», «Лопаточка», «Чашечка», «Грибок», «Маляр»

    Массаж кончиков пальцев рук. Кончик каждого пальца хорошенько растереть (выполнять каждый день)

    Прочитай слоги и слова

ША-ША-ША – ШАЙБА

ШУ –ШУ-ШУ – ШУТ

ШЫ-ШЫ-ШЫ – ШЫНА

ЫШ-ЫШ-ЫШ -МЫШ

    а) Составь звуковую схему слов

б) Скажи это слово ласково и запиши (взрослый контролирует чтобы ребенок произносил звук Ш правильно)

Образец : (Шар)

Шар – шарик.

б)______________________________________

б) _____________________________________

б) __________________________________

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Прочитай слоги.

ША-ША-ША АШ-АШ-АШ

ШО-ШО-ШО 0Ш-ОШ-ОШ

ШЫ-ШЫ-ШЫ ЫШ-ЫШ-ЫШ

ШУ-ШУ-ШУ УШ-УШ-УШ

    Буквы в слове рассыпались и перепутались. Переставь буквы так чтобы получилось слово и запиши. (следить за правильным произношением звука Ш)

Ш, У, К, П, А –

К, Ч, А, Ш, А –

А, М, И, Ш, Н, А –

У, Р, Б, Ш, А, К, А –

    Прочитай слова, найди и подчеркни слова с буквой Ш (следить за правильным произношением звука Ш при чтении.

КАРТОШКА, СУСЛИК, ФУДБОЛКА, ШЫПОВНИК, САПОГИ, ЧАСТУШКА, КАРМУШКА, СУП, ЛАНДЫШ, КАРУСЕЛЬ, МЕСЯЦ, ШАЙБА, ПУСТЫШКА.

Выпиши только те слова в которых есть буква Ш, деля на слоги.

    Составь звуковую схему слов.

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Прочитай слоги.

ШТА-ШТА-ШТА АШТ-АШТ-АШТ

ШТУ-ШТУ- ШТУ УШТ-УШТ-УШТ

ШТО-ШТО-ШТО ОШТ-ОШТ-ОШТ

ШТЫ-ШТЫ-ШТЫ ЫШТ-ЫШТ-ЫШТ

    Слоги в словах рассыпались и перепутались. Собери из слогов слова и запиши. (следить за правильным произношением звука Ш)

ШИ, НА, МА –

КОР, КА, МУШ –

ТУШ, КА, ЧАС –

ШОК, ПАС, ТУ –

КА, ДЕ, ДУШ –

    Прочитай предложения четко произнося звук Ш в словах. Подчеркни слова в которых есть буква Ш. Выпиши и раздели на слоги только те слова, в которых есть буква Ш

МАЛЫШ ЕСТ КАШУ. МАМА КУПИЛА СЫНУ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК. ЛЕНА ПИШЕТ ПИСЬМО БАБУШКЕ. НАТАША РИСУЕТ СОЛНЫШКО ЖЕЛТЫМ КАРАНДАШОМ.

    а звука Ш)

ШУБА –

КОШКА –

ШАПКА –

ШАРФ –

МАШИНА –

ШОРТЫ –

МЫШ –

ШКАТУЛКА –

ШКАФ –

    Сделай звуковую схему слова, «шайба» раздели на слоги и поставь ударения.

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Прочитай слоги

ШМА-МА-ШМА АШМ-АШМ-АШМ

ШМО-ШМО-ШМО ОШМ-ОШМ-ОШМ Найди и раскрась буквы Ш печатную и букву Ш письменную.

    Скажи и запиши во множественном числе. Образец: одна школа – много …(школ)

ШТАНЫ – много …

ШОРТЫ-

КОШКА-

ШАР-

ПАСТУШОК –

КРЫШКА –

КОРМУШКА –

ПУСТЫШКА-

КОШЕЛЕК –

ЧАСТУШКА –

ШМЕЛЬ –

ШТОРЫ –

    С тремя словами из задания 6 составь и запиши предложения.

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Прочитай слоги

ШПА-ШПА-ШПА АШП-АШП-АШП

ШПО-ШПО-ШПО ОШП-ОШП-ОШП

ШПУ-ШПУ-ШПУ УШП-УШП-УШП

ШПЫ-ШПЫ-ШПЫ ЫШП-ЫШП-ЫШП

    Посчитай предметы (образец: 1 машина, 2 машины, 5 машин) С тремя словами составь и запиши предложения

1 2 5

Мышка

Катушка

Петрушка

Школа

Пушка

Мартышка

Чашка

    Слова в предложении перепутались, составь из слов правильное предложение и запиши.

ВНУЧКА, ГРУША, БАБШКА, ДАВАТЬ –

МЫШКА, КОШКА, БЕЖАТЬ, СТОЛ, ПОД, ЗА –

МАША, СТОЛ, СТАВИТЬ, КУВШИН, НА –

ШУРА, ШАПКА, ШТАНЫ, НАДЕТЬ, И –

МИШКА, ЛЕС, В, ШИШКА, НАШЕЛ –

    Составь звуковую схему слов и раздели на слоги слова.

Во время выполнения домашнего задания и в повседневной жизни следить за правильностью произношения звука Ш. обращать внимания ребенка, если он произносит звук Ш не правильно!!!

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Прочитай слоги

ШКА-ШКА-ШКА АШКА-АШКА-АШКА

ШКУ-ШКУ-ШКУ УШКУ-УШКУ-УШКУ

ШКО-ШКО-ШКО ОШКО-ОШКО-ОШКО

ШКЫ-ШКЫ-ШКЫ ЫШКЫ-ЫШКЫ-ЫШКЫ

    Дорисуй вторую половинку предмета и заштрихуй ее, невыходя за границы рисунка.

    Запиши слова, деля их на слоги. Диктуй слово в слух по слогам, правильно произнося звук Ш. В каждом слове поставь ударения. (образец написания слов: ма-ши-на)

СУШКА, КАМЫШИ, ЧАСТУШКА, ПЫШКА, ШКОЛА, МУШКА, ПЕТРУШКА, ЗАЮШКА, МИШУТКА.

    Прочитай предложения, найди в предложении ошибку, исправь и запиши правильно. Не забывай правильно произносить звук Ш

КОШКА ПОЙМАЛА МЫШКУ

СУШКА ЕСТ МАШУ

ДЕРЕВО СИДИТ НА КУКУШКЕ

КАША ВАРИТ БАБУШКУ

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Прочитай слоги

ШНА-ШНА-ШНА АШНА-АШНА-АШНА

ШНУ-ШНУ-ШНУ УШНА-УШНА-УШНА

ШНЫ-ШНЫ-ШНЫ ЫШНА-ЫШНА-ЫШНА

ШНО-ШНО-ШНО ОШНА-ОШНА-ОШНА

    Заштрихуй картинку

Дорисуй узор (можно в тетради по клеточкам)

    Сделай звуковую схему слов, раздели на слоги, и поставь ударения. Придумай предложения с каждым из этих слов и запиши

    Исправь ошибки в предложении, скажи предложение правильно, запиши правильно предложение, диктуя слова в слух, по слогам.

МАМА ВАРИТ КАРТОШКА

МЫШКИ СИДИТ ПОД СТУЛОМ

У САШИ КАША СТОИТ В СТОЛЕ

ПАПА СКЛАДЫВАЕТ КАРТОШКА В МЕШОК

РОМАШКА РАСТЕТ НАД ПОЛЯНКОЙ

ШИТЬ ШТАНИШКИ ДЛЯ МИШКИ

Я – шью штанишки для мишки

ТЫ –

ОН –

ОНА-

ОНИ-

МЫ –

ВЫ -

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

    Массаж кончиков пальцев на руке.

МАЛЫШЕСТПШЕННУЮКАШУ

Сколько слов в предложении –

Раздели слова на слоги –

    Спряжение в настоящем времени. Измени фразу по образцу.

КУШАТЬ БАБУШКИНЫ ПЫШКИ

Я –

ТЫ –

ОН –

ОНА-

ОНИ-

МЫ –

ВЫ -

    Вставь пропущенное слово (предлог) и произнеси фразу.

БАБУШКА РЕЖИТ ПЕТРУШКУ ______________ СУП

КОШКА БЕЖИТ ___________МЫШКОЙ

САША ИДЕТ __________ДОМУ

________ГОЛОВОЙ СВЕТИТ СОЛНЫШКО

________БОЛЬШИМ ДЕРЕВОМ БЫЛА ГЛУБОКАЯ ЯМА

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Обведи картинки не отрывая карандаш

    Раздели предложения на слова. Составь анализ предложения по схеме

МИШКАСОБИРАЕТШИШКИ В МЕШОК

Сколько слов в предложении –

Раздели слова на слоги –

Сделай звуковую схему каждого слова –

    Придумай и запиши 5 слов со звуком Ш. Составь с этими словами предложения и запиши.

Следить за речью ребенка!!!




© 2024
digtime.ru - Digtime - Строительный портал