26.04.2024

Легенды о Христе (Сельма Лагерлеф). III. Работа над рассказом «Святая ночь Вопросы на тему святая ночь


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тест по произведению С.Лагерлёф «Святая ночь» Учитель начальных классов Филипенко Ирина Викторовна

1. Какое горе постигло будущую писательницу, когда ей было 5 лет? А) у неё умерла няня Б) у неё умерла бабушка В) у неё умерла мама

2. Что делала бабушка? А) рассказывала истории, которые называла правдивыми Б) рассказывала сказки В) читала детям вслух

3. Какой из рассказов бабушки запомнился писательнице? А) о Рождестве Христовом Б) о Пасхе В) о детстве Христа

4. В какой день бабушка рассказала эту историю? А) накануне Пасхи Б) в Рождественский сочельник В) перед началом Великого Поста

5. Во что детям пришлось учиться играть? А) в куклы и другие игрушки Б) в салочки и прятки В) в мяч

6. С какой целью человек ходил от дома к дому? А) искал ночлега Б) искал воды В) искал огня Г) искал еды

7. Куда пришёл человек? А) к пастушескому костру Б) в шалаш, где жили пастухи В) в пещеру, где жил пастух

8. Что произошло с собаками?. А) они завиляли хвостами и стали ласкаться к незнакомцу Б) они заскулили и отбежали в сторону от незнакомца В) они схватили незнакомца зубами, но не смогли укусить его

9. Что произошло с овцами? А) они не проснулись и не пошевелились Б) проснулись и стали блеять В) расступились и дали незнакомцу пройти

10. Что произошло с палкой пастуха? А) воткнулась в землю и превратилась в дерево Б) повернулась в полёте и отлетела далеко в сторону В) превратилась в труху

11. Почему пастух согласился выполнить просьбу незнакомца? А) пастуху понравился незнакомец Б) пастух был добрым человеком и всем помогал В) пастуху стало жутко

12. Как незнакомец взял огонь? А) сделал факел Б) взял голыми руками горящие угли и положил их на край своего плаща В) взял потухшие угли, чтобы потом их раздуть

13. Что спросил пастух у незнакомца? А) «Что сегодня за чудесная ночь?» Б) «Как ты всё это делаешь?» В) «Ты не сердишься на меня?»

14. Какой добрый поступок совершил пастух? А) дал незнакомцу овечью шкуру для Младенца Б) отдал незнакомцу и его жене свой ужин В) принёс для незнакомца кувшин молока

15. Кого увидел пастух после этого? А) младенца Б) ангелов В) эльфов

Взаимопроверка 1.Б 8.В 15. Б 2.А 9.А 3.А 10.Б 4.Б 11.В 5.А 12. Б 6.В 13. А 7.А 14. А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по произведению Лии Гераскиной "В стране невыученных уроков"; Николай Носов "Приключения Незнайки и его друзей", Тест по произведению "Королевство кривых зеркал"

Дать возможность учителю узнать насколько внимательно учащиеся работают с книгой, внимательно читают, понимают прочитанное....

Инновационные технологии. Тест по математике с ответами в программе Гугл

Название формыТетрадь купили за 3 рубля, ручку - за 7 рублей. Сколько заплатили за покупку?*Обязательный вопросВыбери выражение для решения задачи 7-3 3+7 3-7 3+3Назвать предыдущее...

План-конспект урока литературного чтения

С. Лагерлёф «Святая ночь»

Учитель: Акулова Н. В.

УМК «Гармония»

Класс: 4
Предмет: литературное чтение

Тема урока: С. Лагерлёф «Святая ночь»

Тип урока: урок «открытия» нового знания с применением элементов технологии развития критического мышления .

Цель урока : организовать деятельность учащихся по «открытию» нового знания.

Задачи урока: формируемые УУД

Познавательные: познакомить учащихся с произведением С. Лагерлёф «Святая ночь», ее биографией; расширять словарный запас; учить детей анализировать текст и составлять план произведения, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Регулятивные: развитие умений самоконтроля, контроля и оценки процесса и результатов деятельности.

Личностные: воспитывать нормы морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения; расширить кругозор в области литературы, прививать любовь к чтению.

Коммуникативные: развитие умений слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблемы; формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устного ответа, развивать устную речь.

Оборудование

для учителя: учебник, мультимедийный проектор, презентация к уроку;

для учащихся: учебник, тетрадь, карточки с таблицами.

Ход урока

I . Орг. момент

II . Проверка домашнего задания

    Работа с текстом

С чем познакомились на прошлом уроке?

(Со сказаниями про Моисея)

Докажите, ссылаясь на текст, что Моисей – пророк.

Выполняет ли современный человек законы, переданные Богом людям через Моисея?

Что изменилось бы в мире, если бы человечество жило по законам Моисея?

2. Лексическая работа.

Слайды 1-4

Назовите одним словом:

    статую, которой язычники поклонялись как божеству (идол);

    законы, составленные Моисеем (заповеди). Перечислите их. Постарайтесь запомнить их и следовать им;

    плиты, на которых Моисей писал заповеди (скрижали);

    крупу, упавшую с неба (манна).

III . Подготовка к восприятию.

- Давайте мысленно перенесемся в Швецию. Посмотрите фотографию столицы Швеции - Стокгольма.

Слайд 5

Именно здесь родилась и прожила всю свою жизнь писательница Сельма Лувиса Оттилия Лагерлеф. О жизни и творчестве этой писательнице расскажет…

Слайд 6

Ученик. Сельма Лагерлеф (1858 – 1940) - шведская писательница, первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе (1909 г.)

Сельма родилась в семье отставного военного и учительницы. Девочка тяжело болела и не могла ходить. Единственным развлечением ребенка стали рассказы ее тетушек и бабушки. В 5 лет Сельма потеряла любимую бабушку, смерть которой стала для нее настоящей трагедией.

Девочка очень рано пристрастилась к чтению. Ее любимыми писателями были Андерсен, Вальтер Скотт, Майн Рид. Уже в 7 лет Сельма решила непременно стать писательницей. Любой попадавшийся на глаза на лист бумаги заполняла стихами и прозой, пьесами и романами.

Когда Сельме исполнилось 10 лет, врачи вернули ей возможность двигаться. Но чтобы стать писательницей, девочке надо было учиться. Училась она долго и упорно, став впоследствии одной из самых замечательных писательниц Швеции. Сельма Лагерлеф автор 27 крупных произведений, в том числе сказочной эпопеи «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции».

Слайд 7

Это произведение предназначено для школьников и служащее одновременно написанным в увлекательной форме пособием по географии Швеции. При переводе на русский язык географические сведения были исключены и осталась только чудесная сказка.

Сказка повествует о непослушном мальчике Нильсе, заколдованном гномом. Став очень маленького роста и получив возможность понимать животных, мальчик отправляется в опасное путешествие вместе с домашним гусем Мартином на поиски гнома, чтобы развеять чары. О необычных приключениях Нильса вы узнаете, прочитав эту замечательную сказку.

– Итак, как вы уже слышали Сельма очень любила свою бабушку, трепетно к ней относилась. У вас тоже есть бабушки. На доске мы организовали фото-выставку на тему «Моя любимая бабушка». Чем они вам дороги? Расскажите о них.

(Дети читают мини-сочинения о своих бабушках. Оставшиеся работы оставить на следующий урок.)

– Молодцы. Спасибо. Как вы думаете, каким образом бабушка С. Лагерлеф будет связана с темой нашего урока? (Она рассказала ей свою историю).

IV . Тема урока.

Слайд 8

Сельма Лагерлёф “Святая ночь”.

– Как вы думаете, о чём пойдет речь в произведении?

(О чем-то таинственном. Об ангелах, которые с небес смотрят на нас. О святом празднике.)

Что мы будем учиться делать на уроке?

(Уже познакомились с биографией писательницы, теперь будем учиться выразительно читать ее произведение и работать с текстом).

V . Словарная работа.

В тексте встретятся незнакомые слова. Например, псалом. Что это такое?(…) Посмотрим на экран, правы ли вы? и т. д.

Слайды 9-14

Псалом – в переводе с греческого – хвалебная песнь.

Посох – трость, служащая для опоры на не при ходьбе. В древности посохи наделялись магической силой.

Милосердие – готовность помочь из сострадания, человеколюбия.

Котомка – сумка, мешок, носимый за плечами.

Ангелы с лютнями. Лютень – струнный щипковый музыкальный инструмент.

Лампада – светильник, употребляемый в христианском богослужении. Первые лампады использовались христианами для освещения темных пещер, в которых они, опасаясь преследования, совершали богослужения.

VI . Знакомство с текстом.

Стр. 59-66 – чтение учителем и хорошо читающими учениками.

VII . Обсуждение прочитанного и работа с текстом (составление плана).

(Чтение законченными частями. 1 ч. читает учитель.)

1ч. «Когда мне было…» до слов «…что мы не тоскуем больше о бабушке и не вспоминаем о ней».

Читаем 1 ч. Я читаю, а вы внимательно следите .

От чьего имени идет повествование?

Придумайте синоним к слову чудесный.

(Прекрасный, замечательный ).

Что обозначает слово легенда ?

(Недостоверное повествование о фактах реальной действительности )

Как по-другому можно назвать Рождественский вечер?

(Сочельник. Это канун Рождества, когда происходит усиленная подготовка к этому православному празднику – к встрече с Богом ).

Подробнее об этом празднике мы поговорим на следующем уроке. Желающие подготовят сообщения о нем?

Что было для детей настоящим счастьем?

(Настоящим счастьем для детей было слушать бабушкины рассказы.)

Прочитайте, какой образ бабушки навсегда сохранила Сельма Лагерлеф в своей памяти? Прочитайте об этом в тексте.

(Выборочное чтение. «Лишь немногое сохранилось у меня в памяти…»

Прочитайте слова, которые любила приговаривать бабушка.

(Выборочное чтение. «И все это такая же правда…»)

Как вы думаете, зачем она это делала?

(Бабушка хотела, чтобы дети верили в чудеса, росли добрыми, отзывчивыми.)

Что навсегда ушло из жизни героини этого повествования со смертью бабушки?

(Из дома ушли сказания и песни).

Подтвердите ответ текстом.

(Выборочное чтение. «И я помню, как сказки и песни…»)

- Как озаглавим 1 ч.?

(Воспоминания о бабушке.)

Слайд 15

У меня такое же название. Запишите.

Итак. Что хотела бы нам рассказать Сельма Лагерлеф?

(Сельма Лагерлеф хотела бы рассказать нам удивительную историю, услышанную от бабушки в Рождественский сочельник.)

Как вы думаете, о чем пойдет в ней речь?

Читаем 2 ч. по цепочке .

2 ч. «Но пока мы сидели…»

О чем узнали из этой части?

(У человека родился сын, и он искал огня, чтоб согреть жену и младенца).

Какие трудности пришлось преодолеть человеку, и как он с ними справлялся?

(Люди не открывали ночью двери на его стук, а он шел дальше. Собаки напали на него, но он не убежал от них. Овцы не пропускали к огню, и он пошел по их спинам).

Как вы понимаете слово хижина ?

(Примитивное жилище для человека или строение для животных.

Придумайте синонимы к слову младенец.

(Ребенок, новорожденный, малыш, дитя).

- Как озаглавим 2 ч.?

(Человек ищет огонь)

Слайд 15

Запишите.

Как вы думаете, даст ли пастух огня человеку?

Читаем 3 ч. по цепочке.

3 ч. «Когда человек подошел достаточно близко…»

Верны ли были ваши предположения? Дал ли пастух огня человеку?

(Дал со злорадством, зная, что тот голыми руками не сможет взять ничего).

Какими словами можно охарактеризовать пастуха?

(Злой, жестокий, жадный).

Как понимаете слово головней?

(Головешка - тлеющий или обугленный (обгоревший) кусок дерева).

Что такое хворост ?

(Хворост – опавшие ветви деревьев. Часто используются для топлива).

- Как озаглавим 3 ч.?

(Жестокий пастух).

Слайд 15

Запишите.

О чем речь пойдет в 4 ч.?

Читаем 4 ч. по цепочке.

4 ч. «Но тот наклонился…»

Какие опасности подстерегали человека, которому был необходим огонь?

(Собаки, овцы, копье, горящие угли.)

Что с ними происходило всякий раз?

(Они отступали).

- Как озаглавим 4 ч.?

(Опасности отступают).

Слайд 15

Запишите.

Читаем 5 ч. самостоятельно ?

5 ч. «Но пастух решил не терять этого человека…»

О чем узнали из 5 ч.?

(Пастух увидел младенца в пещере).

Как вы понимаете слово обиталище?

(Жилище – устаревшее слово).

- Как озаглавим 5 ч.?

(Младенец в горной пещере).

Слайд 15

Запишите.

Предположите, как будут разворачиваться события далее.

Читаем 6 ч. самостоятельно ?

6 ч. «Пастух подумал, что …»

Верны ли были наши предположения? Что увидел пастух в пещере? Прочитайте об этом.

Какой поступок показал, что пастух тоже может быть милосердным?

(Дал незнакомцу овчину, чтоб положить на нее младенца).

Что такое овчина?

(Овечья шкура).

- Как озаглавим 6 ч.?

(Милосердие пастуха).

Слайд 15

Запишите.

Читаем 7 ч. по цепочке ?

7 ч. «Он увидел, что …»

Что увидел пастух в момент проявления милосердия к младенцу? Прочитайте.

(«Он увидел, что вокруг него…»).

Как понимаете слово ликование ?

(Радость)

Почему же в природе все так радовалось?

(Родился Иисус Христос).

Кем явился незнакомец, который искал огонь и женщина с младенцем в пещере? (Иосиф и Мария – земные родители Иисуса).

- Как озаглавим 7 ч.?

(Спаситель).

Слайд 15

Запишите.

На слайде весь план.

План.

1. Воспоминания о бабушке.

2. Человек ищет огонь.

3. Жестокий пастух.

4. Опасности отступают.

6. Младенец в горной пещере.

7. Милосердие пастуха.

8. Спаситель.

Что вас особенно поразило в произведении?

Слайд 16

Какой фрагмент текста запечатлен на иллюстрации (стр.75)? Найдите строки об этом.

– Что побудило писательницу рассказать нам эту историю?

(Собирала легенды о Христе. Отложилось в памяти, слышанное в детстве от любимой бабушки).

VIII . Итог. Рефлексия.

Предлагаю вам оценить свои знания, полученные на уроке. (Прием «Инсерт»)

– Пользуясь таблицей, которую вы заполнили продолжите одно из предложений.

Слайд 17

Сегодня мне удалось…

На уроке было интересно…

Это произведение помогло мне понять…

Я узнал новое…

Я научился…

IX . Домашнее задание по выбору:

Слайд 18

1. Выразительное чтение сказания с. 68 – 75

2. Пересказ текста по составленному плану.

По желанию:

3. Подготовить сообщение на тему «Сочельник».

4. Выразительное чтение стихотворение Пастернака «Рождественская звезда».

Слайд 19

Спасибо за работу!

Когда мнe было пять лет, меня постигло большое горе. Я не знаю, испытала ли я впоследствии горе большее, чем тогда.

У меня умерла бабушка. До того времени она каждый день сидела на угловом диване в своей комнате и рассказывала чудные вещи.

Я не помню бабушку иной, как сидящей на своем диване и рассказывающей с утра до ночи нам, детям, притаившимся и смирно сидящим возле нее; мы боялись проронить хоть слово из рассказов бабушки. Это была очаровательная жизнь! Не было детей, болee счастливых, чем мы.

Я смутно помню образ бабушки. Помню, что у нее были прекрасные, белые, как мел, волосы, что была она очень сгорбленна и постоянно вязала свой чулок.

Еще помню, что, когда бабушка кончала рассказ, она клала свою руку мне на голову и говорила:

«И все это такая же правда, как то, что я тебя вижу, а ты меня».

Помню, что бабушка умела петь красивые песни; но пела их бабушка не каждый день. В одной из этих песен говорилось о каком-то рыцарe и морской девe, к этой песне был припев:

«Как холодно веет ветер, как холодно веет ветер по широкому морю».

Вспоминаю я маленькую молитву, которой научила меня бабушка, и стихи псалма.

О всех рассказах бабушки сохранилось у меня лишь слабое, неясное воспоминание. Только один из них помню я так хорошо, что могу рассказать. Это - маленький рассказ о Рождестве Христовом.

Вот, почти все, что у меня сохранилось в памяти о бабушке; но лучше всего я помню горе, которое меня охватило, когда она умерла.

Я помню то утро, когда угловой диван остался пустым, и было невозможно себe представить, как провести длинный день. Это помню я хорошо и никогда не забуду.

Нас, детей, привели, чтобы проститься с умершей. Нам было страшно поцеловать мертвую руку; но кто-то сказал нам, что последний раз мы можем поблагодарить бабушку за все радости, которые она нам доставляла.

Помню, как ушли сказания и песни из нашего дома, заколоченные в длинный черный гроб, и никогда не вернулись.

Помню, как что-то исчезло из жизни. Будто закрылась дверь в прекрасный волшебный мир, доступ в который нам был до того совершенно свободен. С тех пор не стало никого, кто смог бы снова открыть эту дверь.

Помню, что пришлось, нам, детям, учиться играть в куклы и другие игрушки, как играют все дети, и постепенно мы научились и привыкли к ним.

Могло показаться, что заменили нам новые забавы бабушку, что забыли мы ее.

Но и сегодня, через сорок лет, в то время, как разбираю я сказания о Христе, собранные и слышанные мною в далекой чужой стране, в моей памяти живо встает маленький рассказ о Рождестве Христовом, слышанный мной от бабушки. И мне приятно еще раз его рассказать и поместить в своем сборникe.

* * *

Это было в Рождественский сочельник. Все уехали в церковь, кроме бабушки и меня. Я думаю, что мы вдвоем были одни во всем доме; только мы с бабушкой не смогли поехать со всеми, потому что она была слишком стара, а я слишком мала. Обе мы были огорчены, что не услышим Рождественских песнопений и не увидим священных огней.

Когда уселись мы, одинокие, на бабушкином диване, бабушка начала рассказывать:

«Однажды глубокой ночью человек пошел искать огня. Он ходил от одного дома к другому и стучался;

Добрые люди, помогите мне - говорил он. - Дайте мне горячих углей, чтобы развести огонь: мне нужно согреть только что родившегося Младенца и Его Мать.

Ночь была глубокая, все люди спали, и никто ему не отвечал.

Человек, искавший огня, подошел к стаду; три огромные собаки, лежавшие у ног пастуха, вскочили, заслыша чужие шаги; они раскрыли свои широкие пасти, как будто хотели лаять, но звук лая не нарушил ночной тишины. Человек увидел, как шерсть поднялась на спинах собак, как засверкали в темноте острые зубы ослепительной белизны, и собаки бросились на него. Одна из них схватила его за ногу, другая - за руку, третья - вцепилась ему в горло; но зубы и челюсти не слушались собак, они не смогли укусить незнакомца и не причинили ему ни малейшего вреда.

Человек хотеть подойти к костру, чтобы взять огня. Но овцы лежали так близко одна к другой, что спины их соприкасались, и он не мог дальше идти вперед. Тогда человек взобрался на спины животных и пошел по ним к огню. И ни одна овца не проснулась и не пошевелилась».

До сих пор я, не перебивая, слушала рассказ бабушки, но тут я не могла удержаться, чтобы не спросить:

Почему не пошевелились овцы? - спросила я бабушку.

Это ты узнаешь, немного погодя, - ответила бабушка и продолжала рассказ:

«Когда человек подошел к огню, заметил его пастух. Это был старый, угрюмый человек, который был жесток и суров ко всем людям. Завидя чужого человека, он схватил длинную, остроконечную палку, которой гонял свое стадо, и с силой бросил ее в незнакомца. Палка полетела прямо на человека, но, не коснувшись его, повернула в сторону и упала где-то далеко в поле».

В этом месте я снова перебила бабушку:

Бабушка, почему палка не ударила человека? - спросила я; но бабушка мне ничего не ответила и продолжала свой рассказ.

«Человек подошел к пастуху и сказал ему:

Добрый друг! Помоги мне, дай мне немного огня.

Только что родился Младенец; мне надо развести огонь, чтобы согреть Малютку и Его Мать.

Пастух охотнее всего отказал бы незнакомцу. Но когда он вспомнил, что собаки не смогли укусить этого человека, что овцы не разбежались перед ним, и палка не попала в него, как-будто не захотела ему повредить, пастуху стало жутко и он не осмелился отказать незнакомцу в его просьбе.

Возьми, сколько тебе надо, - сказал он человеку.

Но огонь уже почти потух. Сучья и ветки давно сгорели, оставались лишь кроваво-красные уголья, и человек с заботой и недоумением думал о том, в чем донести ему горячие уголья.

Заметя затруднение незнакомца, пастух еще раз повторил ему:

Возьми, сколько тебе надо!

Он с злорадством думал, что человек не сможет взять огня. Но незнакомец нагнулся, голыми руками достал из пепла горячих углей и положил их в край своего плаща. И уголья не только не обожгли ему руки, когда он их доставал, но не прожгли и плаща, и незнакомец пошел спокойно назад, как будто нес в плаще не горячие уголья, а орехи или яблоки».

Тут снова не могла я удержаться, чтобы не спросить:

Бабушка! почему не обожгли уголья человека и не прожгли ему плащ?

Ты скоро это узнаешь - ответила бабушка и стала рассказывать дальше.

«Старый, угрюмый, злой пастух был поражен всем, что пришлось ему увидеть.

Что это за ночь, - спрашивал он сам себя, - в которую собаки не кусаются, овцы не пугаются, палка не ударяет и огонь не жжет?

Он окликнул незнакомца и спросил его:

Что сегодня за чудесная ночь? И почему животные и предметы оказывают тебе милосердие?

Я не могу тебe этого сказать, если ты сам не увидишь, - ответил незнакомец и пошел своей дорогой, торопясь развести огонь, чтобы согреть Мать и Младенца.

Но пастух не хотел терять его из вида, пока не узнает, что все это значит. Он встал и пошел за незнакомцем, и дошел до его жилища.

Тут увидел пастух, что человек этот жил не в доме и даже не в хижине, а в пещере под скалой; стены пещеры были голы, из камня, и от них шел сильный холод. Тут лежали Мать и Дитя.

Хотя пастух был черствым, суровым человеком, но ему стало жаль невинного Младенца, который мог замерзнуть в каменистой пещере, и старик решил помочь Ему. Он снял с плеча мешок, развязал его, вынул мягкую, теплую пушистую овечью шкурку, и передал ее незнакомцу, чтобы завернуть в нее Младенца.

Но в тот же миг, когда показал пастух, что и он может быть милосердным, открылись у него глаза и уши, и он увидел то, чего раньше не мог видеть, и услышал то, чего раньше не мог слышать.

Он увидел, что пещеру окружают множество ангелов с серебряными крыльями и в белоснежных одеждах. Все они держат в руках арфы и громко поют, славословя родившегося в эту ночь Спасителя Мира, Который освободит людей от греха и смерти.

Тогда понял пастух, почему все животные и предметы в эту ночь были так добры и милосердны, что не хотели никому причинить вреда.

Ангелы были всюду; они окружали Младенца, сидели на горе, парили под небесами. Всюду было ликование и веселье, пение и музыка; темная ночь сверкала теперь множеством небесных огней, светилась ярким светом, исходившим от ослепительных одежд ангелов. И все это увидел и услышал пастух в ту чудесную ночь, и так был рад, что открылись глаза и уши его, что упал на колени и благодарил Бога».

Тут бабушка вздохнула и сказала:

То, что увидел тогда пастух, могли бы и мы увидеть, потому что ангелы каждую Рождественскую ночь летают над землею и славословят Спасителя, но если бы мы были достойны этого.

И бабушка положила свою руку мне на голову и сказала:

Заметь себе, что все это такая же правда, как то, что я тебя вижу, а ты меня. Ни свечи, ни лампады, ни солнце, ни луна не помогут человеку: только чистое сердце открывает очи, которыми может человек наслаждаться лицезрением красоты небесной.

Когда мнe было пять лет, меня постигло большое горе. Я не знаю, испытала ли я впоследствии горе большее, чем тогда.У меня умерла бабушка. До того времени она каждый день сидела на угловом диване в своей комнате и рассказывала чудные вещи.

Я не помню бабушку иной, как сидящей на своем диване и рассказывающей с утра до ночи нам, детям, притаившимся и смирно сидящим возле нее; мы боялись проронить хоть слово из рассказов бабушки. Это была очаровательная жизнь! Не было детей, болee счастливых, чем мы.

Я смутно помню образ бабушки. Помню, что у нее были прекрасные, белые, как мел, волосы, что была она очень сгорбленна и постоянно вязала свой чулок.

Еще помню, что, когда бабушка кончала рассказ, она клала свою руку мне на голову и говорила:

“И все это такая же правда, как то, что я тебя вижу, а ты меня”.

Помню, что бабушка умела петь красивые песни; но пела их бабушка не каждый день. В одной из этих песен говорилось о каком-то рыцарe и морской девe, к этой песне был припев:

“Как холодно веет ветер, как холодно веет ветер по широкому морю”.

Вспоминаю я маленькую молитву, которой научила меня бабушка, и стихи псалма.

О всех рассказах бабушки сохранилось у меня лишь слабое, неясное воспоминание. Только один из них помню я так хорошо, что могу рассказать. Это-маленький рассказ о Рождестве Христовом.

Вот, почти все, что у меня сохранилось в памяти о бабушке; но лучше всего я помню горе, которое меня охватило, когда она умерла.

Я помню то утро, когда угловой диван остался пустым, и было невозможно себe представить, как провести длинный день. Это помню я хорошо и никогда не забуду.

Нас, детей, привели, чтобы проститься с умершей. Нам было страшно поцеловать мертвую руку; но кто-то сказал нам, что последний раз мы можем поблагодарить бабушку за все радости, которые она нам доставляла.

Помню, как ушли сказания и песни из нашего дома, заколоченные в длинный черный гроб, и никогда не вернулись.

Помню, как что-то исчезло из жизни. Будто закрылась дверь в прекрасный волшебный мир, доступ в который нам был до того совершенно свободен. С тех пор не стало никого, кто смог бы снова открыть эту дверь.

Помню, что пришлось, нам, детям, учиться играть в куклы и другие игрушки, как играют все дети, и постепенно мы научились и привыкли к ним.

Могло показаться, что заменили нам новые забавы бабушку, что забыли мы ее.

Но и сегодня, через сорок лет, в то время, как разбираю я сказания о Христе, собранные и слышанные мною в далекой чужой стране, в моей памяти живо встает маленький рассказ о Рождестве Христовом, слышанный мной от бабушки. И мне приятно еще раз его рассказать и поместить в своем сборникe.

Это было в Рождественский сочельник. Все уехали в церковь, кроме бабушки и меня. Я думаю, что мы вдвоем были одни во всем доме; только мы с бабушкой не смогли поехать со всеми, потому что она была слишком стара, а я слишком мала. Обе мы были огорчены, что не услышим Рождественских песнопений и не увидим священных огней.

Когда уселись мы, одинокие, на бабушкином диване, бабушка начала рассказывать:

„Однажды глубокой ночью человек пошел искать огня. Он ходил от одного дома к другому и стучался;

Добрые люди, помогите мне - говорил он.- Дайте мне горячих углей, чтобы развести огонь: мне нужно согреть только что родившегося Младенца и Его Мать.

Ночь была глубокая, все люди спали, и никто ему не отвечал.

Человек, искавший огня, подошел к стаду; три огромные собаки, лежавшие у ног пастуха, вскочили, заслыша чужие шаги; они раскрыли свои широкие пасти, как будто хотели лаять, но звук лая не нарушил ночной тишины. Человек увидел, как шерсть поднялась на спинах собак, как засверкали в темноте острые зубы ослепительной белизны, и собаки бросились на него. Одна из них схватила его за ногу, другая - за руку, третья - вцепилась ему в горло; но зубы и челюсти не слушались собак, они не смогли укусить незнакомца и не причинили ему ни малейшего вреда.

Человек хотеть подойти к костру, чтобы взять огня. Но овцы лежали так близко одна к другой, что спины их соприкасались, и он не мог дальше идти вперед. Тогда человек взобрался на спины животных и пошел по ним к огню. И ни одна овца не проснулась и не пошевелилась”.

До сих пор я, не перебивая, слушала рассказ бабушки, но тут я не могла удержаться, чтобы не спросить:

Почему не пошевелились овцы? - спросила я бабушку.

Это ты узнаешь, немного погодя, - ответила бабушка и продолжала рассказ:

„Когда человек подошел к огню, заметил его пастух. Это был старый, угрюмый человек, который был жесток и суров ко всем людям. Завидя чужого человека, он схватил длинную, остроконечную палку, которой гонял свое стадо, и с силой бросил ее в незнакомца. Палка полетела прямо на человека, но, не коснувшись его, повернула в сторону и упала где-то далеко в поле”.

В этом месте я снова перебила бабушку:

Бабушка, почему палка не ударила человека?- спросила я; но бабушка мне ничего не ответила и продолжала свой рассказ.

„Человек подошел к пастуху и сказал ему:

Добрый друг! Помоги мне, дай мне немного огня.

Только что родился Младенец; мне надо развести огонь, чтобы согреть Малютку и Его Мать.

Пастух охотнее всего отказал бы незнакомцу. Но когда он вспомнил, что собаки не смогли укусить этого человека, что овцы не разбежались перед ним, и палка не попала в него, как-будто не захотела ему повредить, пастуху стало жутко и он не осмелился отказать незнакомцу в его просьбе.

Возьми, сколько тебе надо, - сказал он человеку.

Но огонь уже почти потух. Сучья и ветки давно сгорели, оставались лишь кроваво-красные уголья, и человек с заботой и недоумением думал о том, в чем донести ему горячие уголья.

Заметя затруднение незнакомца, пастух еще раз повторил ему:

Возьми, сколько тебе надо!

Он с злорадством думал, что человек не сможет взять огня. Но незнакомец нагнулся, голыми руками достал из пепла горячих углей и положил их в край своего плаща. И уголья не только не обожгли ему руки, когда он их доставал, но не прожгли и плаща, и незнакомец пошел спокойно назад, как будто нес в плаще не горячие уголья, а орехи или яблоки”.

Тут снова не могла я удержаться, чтобы не спросить:

Бабушка! почему не обожгли уголья человека и не прожгли ему плащ?

Ты скоро это узнаешь - ответила бабушка и стала рассказывать дальше.

„Старый, угрюмый, злой пастух был поражен всем, что пришлось ему увидеть.

Что это за ночь, -спрашивал он сам себя,- в которую собаки не кусаются, овцы не пугаются, палка не ударяет и огонь не жжет?

Он окликнул незнакомца и спросил его:

Что сегодня за чудесная ночь? И почему животные и предметы оказывают тебе милосердие?

Я не могу тебe этого сказать, если ты сам не увидишь, - ответил незнакомец и пошел своей дорогой, торопясь развести огонь, чтобы согреть Мать и Младенца.

Но пастух не хотел терять его из вида, пока не узнает, что все это значит. Он встал и пошел за незнакомцем, и дошел до его жилища.

Тут увидел пастух, что человек этот жил не в доме и даже не в хижине, а в пещере под скалой; стены пещеры были голы, из камня, и от них шел сильный холод. Тут лежали Мать и Дитя.

Хотя пастух был черствым, суровым человеком, но ему стало жаль невинного Младенца, который мог замерзнуть в каменистой пещере, и старик решил помочь Ему. Он снял с плеча мешок, развязал его, вынул мягкую, теплую пушистую овечью шкурку, и передал ее незнакомцу, чтобы завернуть в нее Младенца.

Но в тот же миг, когда показал пастух, что и он может быть милосердным, открылись у него глаза и уши, и он увидел то, чего раньше не мог видеть, и услышал то, чего раньше не мог слышать.

Он увидел, что пещеру окружают множество ангелов с серебряными крыльями и в белоснежных одеждах. Все они держат в руках арфы и громко поют, славословя родившегося в эту ночь Спасителя Мира, Который освободит людей от греха и смерти.

Тогда понял пастух, почему все животные и предметы в эту ночь были так добры и милосердны, что не хотели никому причинить вреда.

Ангелы были всюду; они окружали Младенца, сидели на горе, парили под небесами. Всюду было ликование и веселье, пение и музыка; темная ночь сверкала теперь множеством небесных огней, светилась ярким светом, исходившим от ослепительных одежд ангелов. И все это увидел и услышал пастух в ту чудесную ночь, и так был рад, что открылись глаза и уши его, что упал на колени и благодарил Бога”.

Тут бабушка вздохнула и сказала:

То, что увидел тогда пастух, могли бы и мы увидеть, потому что ангелы каждую Рождественскую ночь летают над землею и славословят Спасителя, но если бы мы были достойны этого.

И бабушка положила свою руку мне на голову и сказала:

Заметь себе, что все это такая же правда, как то, что я тебя вижу, а ты меня. Ни свечи, ни лампады, ни солнце, ни луна не помогут человеку: только чистое сердце открывает очи, которыми может человек наслаждаться лицезрением красоты небесной.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с творчеством Сельмы Лагерлеф;
  • развитие словарного запасы учащихся;
  • воспитывать любовь и добро к ближнему;
  • воспитывать уважительное отношение к православной культуре.

Используемая методическая литература:

  1. Библия.
  2. Журнал "Воспитание школьника" № 7, 2006 г.

Используемое оборудование: Ноутбук, учебники.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Наш урок проходит в праздничные дни, в преддверии дня Святой Троицы.

Я желаю, чтобы урок прошел для вас с пользой. Может быть, вам удастся что-то для себя открыть.

2. Сообщение темы урока.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с великим волшебником в области литературы Сельмой Лагерлеф, которая поведует нам о великом таинстве рождения Господа нашего Иисуса Христа.

– Давайте мысленно перенесемся в Швецию. Именно здесь родилась и прожила всю свою жизнь писательница Сельма Лувиса Оттилия Лагерлеф.

Легенды родились в сердце Швеции – Вермланде – и поселились в дворянской усадьбе Морбакка. Это они шуршали на чердаке, играли ветвями огромных рябин, плотным кольцом окружавших Морбакку, порхали вокруг колыбели, где лежала дочь отставного военного и учительницы, хозяев усадьбы.

Но, увы, легенды не были всемогущи. Они не сумели уберечь ребенка от тяжелой болезни, лишившей возможности ходить. Единственным развлечением девочки стали рассказы ее тетушек и бабушки. А в 5 лет девочка потеряла любимую бабушку, смерть которой стала для нее настоящей трагедией.

Девочка очень рано пристрастилась к чтению. Ее любимыми писателями были Андерсен, Вальтер Скотт, Майн Рид. Уже в 7 лет Сельма решила непременно стать писательницей. Любой попадавшийся на глаза на лист бумаги заполняла стихами и прозой, пьесами и романами.

Когда Сельме исполнилось 10 лет, врачи вернули ей возможность двигаться. Но чтобы стать писательницей, девочке надо было учиться. Училась она долго и упорно, став впоследствии одной из самых замечательных писательниц Швеции. Сельма Лагерлеф автор 27 крупных произведений, в том числе сказочной эпопеи “Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции”, “Сага о Йесте Берлинге”, трилогия о Левеншельдах.

В книге “Сказания о Христе” писательница собрала легенды, рожденные на Востоке. А начала она эту книгу с рассказа о Спасителе, услышанного от бабушки в рождественскую ночь.

4. Чтение и анализ первой части текста.

(Чтение детьми законченными частями.)

– Прочитайте заголовок. Как вы думаете, о чем поведует нам автор?

(О чем-то таинственном. Об ангелах, которые с небес смотрят на нас. О святом празднике.)

1-я ч. “Когда мне было…” до слов “Не было детей более счастливых…”

– От чьего имени идет повествование?

– Что было для детей настоящим счастьем?

(Настоящим счастьем для детей было слушать бабушкины рассказы.)

(Выборочное чтение.)

2-я ч. “Я смутно помню…” до слов “Как холодно веет ветер…”

– Прочитайте, какой образ бабушки навсегда сохранила Сельма Лагерлеф в своей памяти?

(Выборочное чтение.)

– Прочитайте слова, которые любила приговаривать бабушка.

(Выборочное чтение.)

– Как вы думаете, зачем она это делала?

(Я думаю, бабушка хотела, чтобы дети верили в чудеса, росли добрыми, отзывчивыми. Может быть поэтому Сельма Лагерлеф стала писательницей.)

3-я ч. “Вспоминаю я …” до слов “…когда она умерла.”

– Что из рассказанного бабушкой, запомнила писательница?

(Она помнила маленькие молитвы, стихи псалма, но больше всего ей запомнился рассказ о Рождестве Христовом.)

4-я ч. “Я помню то утро, …” до конца.

– Что навсегда ушло из жизни героини этого повествования со смертью бабушки?

(Из дома ушли сказания и песни, будто закрылась дверь в прекрасный волшебный мир.)

– Подтвердите ответ текстом.

(Выборочное чтение.)

– Что хотела бы нам рассказать Сельма Лагерлеф?

(Сельма Лагерлеф хотела бы рассказать нам удивительную историю, услышанную от бабушки в Рождественский сочельник.)

Словарь: псалом – религиозное песнопение.

5. Физкультминутка.

А сейчас мы встанем дружно
Отдохнуть немножко нужно.
Повернитесь вправо, влево,
Наконец присядьте смело!
Поработайте ногами,
Поработайте руками!
Улыбнемся, день хороший!
И похлопаем в ладоши!

6. Инсценирование.

Помню я, как в детстве в первый раз,
Слышала о Рождестве рассказ.
Я была взволнована до слез,
Ведь родился маленький Христос.
Не в богатом именитом доме
И лежал не в пышной колыбели,
А в глухой пещере на соломе…

– Это случилось два тысячелетия назад в окрестностях города Вифлеема в стране Иудее. Родившегося Спасителя приветствовали пастухи.

1-й пастух: Как темно было – и вдруг такой яркий свет!

2-й пастух: В небе звезда зажглась новая, большая.

(Появляется Светлый ангел.)

Светлый ангел: Родился Спаситель мира, о котором предвозвещали пророки!
Это Иисус Христос! Вы найдете его в той пещере!

1-й пастух: Смотри, та далекая пещера вся словно в огне!

2-й пастух:

Чтоб на Христа взглянуть,
Чтоб поклониться Богу,
Отправимся мы в путь,
В опасную дорогу.

1-й пастух:

В дар Младенцу принесем
Меду, трав душистых.
Путь по звездочке найдем
Яркой, серебристой.

(Пещера, в которой Мария качает колыбель и поет.)

Мария :

Как пылают звезды над горами,
Пастухи в долинах бродят со стадами.
Смолкни, колокольчик, не шуми, овечка,
Спит Младенец в яслях, догорает свечка.

Ослик: Постой-ка, может Младенец немного озяб?

Вол: Мы нашим дыханьем согреем его.

Ослик: Гляди-ка, кажется, кто-то идет?

Вол: Пришли пастухи и стоят у ворот.

Мария: Бог в помощь, друзья! Заходите скорей!

1-й пастух: А где новорожденный?

2-й пастух: Да вот же он!

1-й пастух:

Прими, Христос, дары простые.
Вот хлеб и мед, а вот вода,
Мы люди бедные, но верим –
Грядут иные времена.

(Чтение учителем стихотворения А.А.Фета “Ночь тиха..”)

Ночь тиха. По тверди зыбкой Ясли тихо светят взору,
Звезды южные дрожат. Озарен Марии лик,
Очи Матери с улыбкой Звездный хор к иному хору
В ясли тихие глядят. Слухом трепетным приник.

Ни ушей, ни взоров лишних, – И над Ним горит высоко
Вот пропели петухи – Та звезда далеких стран:
И за ангелами в вышних С ней несут цари Востока
Славят Бога пастухи. Злато, смирну и ладан.

7. Чтение второй части текста.

(Чтение по ролям: маленькая девочка, бабушка, пастух, человек.)

Словарь: Рождественский сочельник-канун церковного праздника Рождества; лампада – небольшой сосуд, зажигаемый перед иконой.

8. Обобщение.

– Давайте попробуем ответить на вопросы, которые волновали маленькую девочку. Почему животные и предметы оказывали милосердие?

(Родился Иисус Христос и вся природа радовалась этому. Даже злой пастух сжалился над Матерью и Младенцем.)

– Как вы думаете, ребята, зачем Господь пришел к людям на землю?

(Любя людей, заботясь о них, Господь хотел показать смысл жизни и открыть путь к вечному счастью. Иисус-значит Спаситель. Христос-помазанник Божий.)

– А в чем, по – вашему, счастье?

(Счастье-это когда люди не болеют. Когда на земле нет войны – это тоже счастье. Люди должны любить друг друга и заботиться друг о друге. Господь пришел на землю, чтобы очистить людей от греха.)

– Заканчивая свой рассказ, бабушка произнесла такие слова:

“Ни свечи, ни лампады, ни солнце, ни луна не помогут человеку: только чистое сердце открывает очи, которыми может человек наслаждаться лицезрением красоты небесной”,– как вы их понимаете?

– Подумайте, как еще можно было озаглавить рассказ?

(“Рождество”. “Ночь перед Рождеством”. “Рождение Господа”.)

9. Домашнее задание:

– Дома, чтобы прочувствовать каждое художественное слово и образ, перечитайте текст еще раз. Подготовьте по содержанию вопросы, которые будете задавать друг другу.

10. Подведение итогов.

– Каждый вдумчивый читатель при знакомстве с произведением открывает что-то для себя. Какие же открытия вы сделали?

(Высказывания детей.)

– Ребята, помогите мне оценить наш урок. Чтобы вы взяли: солнышко или тучку?

(Дети выбирают солнышко и объясняют свой выбор.)

– Пусть ваши добрые дела просветляют нашу душу, как солнечные лучики, а грехи и пороки только затемняют ее, как тучки небо.

У наших предков была традиция: в Святки “сжигать” все свои неприятности. И сейчас я зажгу свечу, а вы, глядя на ее огонь, вспоминайте про себя, кого вы обидели, обманули, кому сказали плохое слово. И пусть все ваши неприятности сгорят на этом пламени и больше не повторятся никогда.




© 2024
digtime.ru - Digtime - Строительный портал