20.02.2024

Оленеводы Ямала. Быт и сценки из жизни. Проблемы сохранения культуры оленеводов на ямале Прислушиваются ли власти региона к мнению ученых


Передовое предприятие Ямала – пока единственный в России сертифицированный поставщик оленины в страны Евросоюза – вышло на международный рынок с продукцией глубокой переработки. За ним вскоре последуют и другие местные производители. Оленьи стада отныне не просто примета Севера – они становятся национальным достоянием России. Ямал имеет неофициальный статус центра мирового оленеводства. Численность поголовья домашнего северного оленя на Ямале составляет более 600 тысяч голов - это самое большое стадо в мире и 50% общероссийского поголовья.
Ямальские олени выпасаются на тундровых просторах севера округа в 47 миллионов гектаров, что составляет две четверти территории округа. В округе официально зарегистрировано 3 000 оленеводческих бригад.
Оленеводство на Ямале – этнообразующая отрасль. Если оно исчезнет, с ним исчезнут целые народы. Для ненцев олень – священное животное. Это и еда, и одежда, и транспорт, и жилье. А сами ненцы называют себя «детьми оленя».
В трудные для российского Севера девяностые годы во многих регионах оленьи стада таяли на глазах. Отрасль сохранили только этнические оленеводы, в том числе ямальские ненцы.
В Ямало-Ненецком автономном округе проживает более 40 тысяч представителей коренных малочисленных народов Севера, из них порядка 20-ти тысяч – кочуют. Доля кочующего населения в общей численности коренных малочисленных народов Севера практически не изменилась за последние пять лет и составляет 40-41%. Самое большое количество «тундровиков» проживает в Ямальском районе – около 11-ти тысяч человек.






Мясо северного оленя относится к экологически чистым диетическим продуктам с низким содержанием холестерина и высоким – витаминов и минералов. Интерес к деликатесу подогревают поклонники здорового образа жизни по всему миру. Этим воспользовалось первое инновационное предприятие Ямала, взявшее в оборот оленину – в прямом, производственно-коммерческом смысле.

Такие попытки были и до того. Например, в начале двухтысячных при участии шведских специалистов новейшие технологии переработки мяса оленя появились на Чукотке и в Мурманске. И всё-таки дело тогда дальше сезонной работы (по два месяца в году) не пошло. А сама переработка заключалась лишь в разделке туш, хоть и высококачественным способом. Никаких биотехнологий тогда, чтобы оприходовать всего оленя, целиком, включая кровь и такой ценный для медицинской и фармацевтической промышленности продукт, как панты, предусмотрено не было.







Основной производственный комплекс МП "Ямальские олени" , рассчитанный на убой 360 оленей в день, расположен в селе Яр-Сале Ямальского района.

Высокотехнологичный комплекс осуществляет всю производственную цепочку - от забоя оленей до выпуска и реализации продукции глубокой переработки. Несколько модулей предприятия обеспечивают обработку, заморозку мяса и субпродуктов, производство полуфабрикатов, колбасных изделий, деликатесов и пельменей. Производство является практически безотходным, даже кости идут в дело в специальном дробильном цехе, а с конца 2011 года также работает современный цех по переработке крови.

Начав с продуктов питания и «разогнавшись», «Ямальские олени» пошли на обгон мировых поставщиков. Сейчас предприятие главный поставщик оленины на рынок Европы.
«Два года назад мы подумали и решили, что перерабатываем не всё, – признался директор предприятия Евгений Мальцев, – не хватало высококачественного сырья для фармацевтики, пользующегося спросом на рынке, – препаратов из оленьей крови».
…И сотрудники компании отправили пробную партию крови московскому предприятию «Фермент», сделавшему из неё препарат «Гемолен».
Почти одновременно с этим выяснилось, что в импорте консервированной крови оленей заинтересован Китай, который проявил готовность без лишних разговоров стать основным потребителем препаратов, содержащих биостимуляторы.

Так Ямало-Ненецкий автономный округ, который называют ещё «форпостом России в Арктике», благодаря «Ямальским оленям» стал первым из российских регионов, представившим свои возможности на всемирной универсальной выставке ЭКСПО в Шанхае .

События развивались быстро: летом прошлого года «Олени» уже построили новый цех площадью около одной тысячи квадратных метров; к концу года смонтировали оборудование для консервации (сушка крови идёт путём заморозки) и с начала 2012-го начали выпускать лиофильно высушенную кровь, сухую кровь для пантовых ванн и другую высокотехнологичную продукцию, совершив качественный рывок не только для себя – для всего Севера.
Инновационное предприятие, использовавшее традиционные промыслы, вышло на иной уровень переработки: современный комплекс предусматривает замкнутый технологический цикл: от цивилизованного забоя животных и выпуска продукции многих наименований – до её реализации.



Северный олень в соответствии с современными технологиями может быть переработан на 95%. Рыночная стоимость оленины сегодня на мировом рынке – от 15 до 50 евро за килограмм.
Общий объём только первичной продукции оленеводства – в перспективе должен составить до четырёх с половиной миллиардов рублей ежегодно, учитывая тот факт, что поголовье оленей на территории региона составляет сейчас 660 тысяч голов и будет расти. А с учётом уже вторичной переработки (и использования ценного биологического сырья в фармакологии и косметологии) объём продукции скакнёт на порядок.

Самым дорогостоящим экспортно-валютным товаром будущего для Ямала станет оленья кровь, уникальная по составу и качествам. На её основе здесь планируют наладить ещё и выпуск таких препаратов, как альдостерон и тестостерон. Или производить питательные среды, как подсказывают сибирские учёные: пептон, стерильную сухую сыворотку крови – они по цене значительно превосходят цены на мясо. Сыворотка – 40 тысяч рублей за килограмм . Цена 1 грамма стероидного препарата альдостерон на мировом рынке – более пяти тысяч долларов США .

В целом – система организации производства, основанная на современных технологиях, может дать российскому Заполярью новый импульс устойчивого экономического развития. И что ещё важно – произойдёт это за счёт традиционных отраслей аборигенных народов Севера.

В планах того же предприятия «Ямальские олени» – расширение технологического производства по безотходной переработке оленины: шкур (они уже поставляются в Швециюи и Бурятию), эндокринного сырья, крови. Заработают заводы на базе Юрибейского комплекса и в Салехарде, начинается проект в селе Аксарка…
И средства на нужное дело в бюджете округа находятся. По примеру «Ямальских оленей» развивают производство «вглубь» и другие комплексы. Их создаётся на территории Ямальского и Тазовского полуострова в ЯНАО сразу пять!

P.S. На лазоревом поле геральдического щита герба округа с полным правом красуется серебряный северный олень. Одно из крупнейших животных тундры, которое живёт бок о бок с человеком в суровых условиях Крайнего Севера не одну сотню лет. И помогает выжить ему и сейчас, в новых экономических реалиях.

Оленеводство - это одна из самых редких профессий. Всего на Ямале насчитывается около 14 тыс. человек, которые кочуют вместе со стадами оленей. Эти люди в большинстве по национальности ненцы, представители коренного населения Севера. «Ямал» на ненецком - «конец земли».




Самое многочисленное поголовье оленей выпасается в России на просторах Ямальского края.


На Ямале оленеводство сохранено в том же виде, как и тысячелетия назад: тундровики кочуют сотни километров, сохраняют традиционный уклад жизни и самобытную культуру.

Олень дает людям практически все необходимое для жизни: мясо, шкуры для одежды, сухожилия для ниток, кость и рога для украшений, различных инструментов и деталей.

Оленину часто подвергают посолу - простейшему способу консервирования для хранения на продолжительные сроки. Солонина применяется в любом виде: сыром, копченом, вяленом. Чум - традиционное жилище оленеводов. Неотъемлемая часть чума - печка-буржуйка в его центре и стол для приема пищи. Пол в чуме покрыт деревянными досками, под ними проглядывается земля и остатки прошлогодней травы.

Необходимость выжить в суровых условиях Крайнего Севера приучила его жителей питаться сырым мясом с кровью. Это не только лакомство, но и потребность организма в витаминах, особенно С и В2. Так, оленья кровь помогает избежать цинги - опасной болезни на Севере.

Обязательный элемент содержания крупных стад - сезонные перекочевки.

Весной, примерно в марте, оленеводы отправляются на летние пастбища - на север, где меньше мошкары и комаров, а в конце лета - начале осени обратно к югу, ближе к границе тайги, где деревья сдерживают зимние ветры и снег более рыхлый, - там оленям проще добывать себе корм.

Собаки - это отличные помощники оленеводов, которые слушаются их с полуслова.

Мужская одежда оленевода состоит из малицы, меховых чулок и сапог. Малица - глухая одежда с капюшоном из оленьей шкуры мехом внутрь, к рукавам пришиваются рукавицы. Поверх нее носят маличную рубаху из сукна, предохраняющую малицу от грязи и сырости.

Также обязателен пояс, который надевается поверх верхней одежды. Обычно ненецкий пояс служит вместо карманов. На нем всегда висит нож в ножнах, палочка с зарубками для подсчета оленей, мешочек с точильным камнем, иногда кисет с табаком, а также мешочек для различных мелочей.

Основной забой оленя для получения мяса и шкур происходит осенью, остальное по мере необходимости в течение года.

Основным орудием труда был и остается тынзян - аркан для ловли оленей, сплетенный из тонких полосок кожи. Петля на аркане затягивается с помощью костяного блока, имеющего два отверстия. В одном крепится конец тынзяна, а через другое свободно проходит петля. Использование костяного блока позволяет ей затягиваться быстро и легко.

В Фототур "Знакомство с Ямалом". Часть 1. День Оленевода на Ямале.

Север — удивительный край с удивительными народами. Здесь живут люди, чья самобытная культура полностью приспособлена к условиям
Крайнего Севера. Несмотря на XXI век, северные народы до сих пор сохранили свои обычаи и традиции. Их культура отражает вековые связи
человека и природы и демонстрирует исключительно бережное отношение ко всему, что его окружает. Многие народы севера ведут кочевой
образ жизни. И до сих пор их основные занятия — оленеводство, рыболовство и охота. Приглашаем познакомиться с жизнью оленеводов Ямала.

В этом году в программу входит: Арктический фотофестиваля в Салехарде, праздник День Оленевода в пос.Аксарка и
путешествие в тундру на 2-3 дня


День 1. 01 апреля
Прилет в г.Салехард-столицу Ямало-Ненецкого автономного округа.

Знакомство с достопримечательностями города и пересечение Полярного круга - главной достопримечательности города. Салехард
является единственным городом в мире, через который проходит Полярный круг и делит город на две части.

После размещения в гостиницах города, все приглашаются в Музейно-выставочный комплекс им.И.С.Шемановского. Желающие могут
посетить музей с более 100 летней историей, а также побывать на Арктическом фотофестивале. В программе мастер-классы, творческие
встречи и открытие фотовыставок по итогам международных конкурсов Global Arctic Awards-2015 http://www.arcticawards.ru/ru/all-winners
и "Ямал в объективе-2015".

День 2. 02 апреля.
День оленевода в пос.Аксарка.
Выезд к месту проведения национального праздника «День Оленевода» в п. Аксарка (микроавтобус). Традиционный праздник
коренных народов Севера «День оленевода» -
самый популярный весенний праздник по всему Северу и Сибири.

Пересечения двух цивилизаций видно по всюду...

День Оленевода - пожалуй единственный день в году, когда коренные народы одевают свои праздничные наряды.

Везде царит атмосфера праздника и веселья...

И как обойтись без фотоаппарата и съемок на память

Раньше все оленеводы приезжали только на оленях. За последние 5-6 лет многое поменялось. Большенство приезжает на мощных
снегоходах. Но оленей увидеть можно. Также как и пообщаться с ними....

На День оленевода съезжаются тундровики, чтобы принять участие в спортивных состязаниях по национальным видам спорта
Метание тынзяна на хорей.

Прыжки через нарты

Национальная борьба - красивое зрелище...Побеждает сильнейший

Еще азартнее проходят соревнования по перетягиванию палки

Болельщики соревнований

Пока мужчины соревнуются в ловкости и силе, женщины соревнуются в конкурсе на самую красивую одежду

Красочные наряды северян можно видеть как у взрослых, так и у детей

Для горожан, спящий ребенок на морозе, это странности..., но для коренного населения это обычные вещи

День Оленевода - это не только соревнования, но большая ярмарка. Здесь можно приобрести сувениры и северную одежду

Пообедать можно прямо в чуме. Вам предложат национальные блюда из оленины, рыбы.



Завершается праздник гонками на оленьих упряжках

Участвуют, как женщины, так и мужчины.

Даже после завершения праздника, можно сделать интересные кадры

ОЛЕНЕВОДЫ ЯМАЛА

Ямальский район расположен в северо-западной части округа на полуострове Ямал, омываемом с трех сторон водами Карского моря, Байдарацкой и Обской губ. Терртиория района целиком расположена на Западно-Сибирской равнине.

Большую часть полуострова занимает Северо-Ямальская низменность, протянувшаяся от Байдарацкой губы на юге до северной оконечности полуострова. На самом юге района, вдоль побережья Надымской Оби, протянулась неширокой полосой Нижнеобская низменность. Между ними пролегает Южно-Ямальская возвышенность. Почти вся территория района находится в зоне тундры, в подзонах арктической, типичной и южной тундры, а южная часть, занимаемая Нижнеобской низменностью - в зоне лесотундры.

Ямальский район разделен на части между шестью сельскими администрациями: Ямальской (центр - с. Яр-Сале); Панаевской (п. Панаевск); Салемальской (п. Салемал); Новопортовской (п. Новый Порт); Мыскаменской (п. Мыс Каменный) и С?яхинской (п. С?Яха).

Река С?-Яха, в устье которой стоит одноименный поселок, была известна русским землепроходцам уже в конце XV в. Она была конечным пунктом волока, проходившего через весь п-ов Ямал из Карского моря в Обскую губу. Отсюда поморские промышленники направлялись в Тазовскую губу, к «златокипящей» Мангазее. После того, как в XVII в. морской ход в Мангазею был закрыт, эта местность теряет свое значение .

История строительства поселка С?-Яха начинается с конца 1920-х гг. В 1927 г. в рамках кампании по советизации отсталых туземных окраин на Тамбее и С?-Яхе были организованы первые туземные советы. В 1930 г. на северной части п-ова Ямал был создан в Северо-Ямальский тузсовет, вошедший одной из составных частей в Ямальский (ненецкий) тузрайон. В начале 1930-х гг. На Тамбее, С?-Яхе и на Мысе Дровяном были основаны торговые фактории Уралгосторга. В 1936 г. согласно постановлению бюро Ямальского (Ненецкого) окружкома ВКП(б) «О новом районировании округа» фактория Тамбей становится центром Северо-Ямальского района. На балансе сельского совета в то время находились два здания школы, здание фактории, баня, жилой барак.

С 1934 г. на ямальском Севере началось колхозное строительство. К 1939 г. на территории всего Ямальского района существовало 30 колхозов и одна артель. Коллективизацией было охвачено 603 ненецких хозяйства, что составило более 60 % всех хозяйств. В 1939 г. на фактории С?-Яха был организован оленеводческий колхоз «Красный Ямал».

Название Мыс Каменный закрепилось на географических картах с первой половины XIX в. Штурман И.Н. Иванов записал его в 1828 г. как Пэ Саля - «Каменный Мыс», хотя ненцы называют его Пай Саля - «Кривой Мыс», за характерную форму (ненецкие слова пэ - «камень» и пай - «кривой» звучат очень близко друг к другу).

Название расположенного севернее поселка Яптик-Сале в переводе с ненецкого означает - «Мыс рода Яптик» .

Как и большинство поселков района, Мыс Каменный и Яптик-Сале были построены в 1930-40-е годы. До конца 1940-х годов на Мысе Каменном силами спецпереселенцев велось строительство военно-морской базы Северного флота. По указу «сверху» стройка была законсервирована. В 1950-60-е годы, когда началась разведка ямальских месторождений нефти и газа, здесь развернула работу Ямальская нефтегазоразведочная экспедиция.

Поселок Новый Порт был основан в 1920-е гг., после того как Обская гидрографическая экспедиция обнаружила здесь более удобную бухту для строительства порта, чем на старой якорной стоянке у бухты Находка.

Рыболовный песок Салей-Мал на рубеже XIX–XX вв. принадлежал самоедам рода Езынги, а арендатором его был Семен Иванович Бронников . Село Салемал было основано в 1942 году как один из рыбоучастков Пуйковского рыбозавода (с. Пуйко). Рыболовством здесь занимались в основном местные ханты и ненцы, а с 1940-х годов и спецпереселенцы из Ленинграда и Астрахани. С 1952 года выросшее за счет механического прироста население стали записывать в похозяйственные книги. В это время в поселке, кроме русскоязычного населения, оседло жили несколько семей ненцев и хантов. В середине 1960-х годов производственные мощности Пуйковского рыбозавода перевели из Пуйко в Салемал. В 1967-68 годах студенты стройотрядов построили новые дома для переселенцев.

Село Панаевск, по сведениям местных краеведов, было основано на месте фактории купца Панаева помощника Тобольского рыбопромышленника Туполева. В 1937 году здесь было создано первое объединение рыбаков - колхоз им. Шмидта. После великой отечественной войны стало развиваться оленеводство. В панаевской тундре выпасала оленей одна из шести бригад Пуйковского рыбозавода. В 1991 году произошло разделение хозяйства, рыболовство полностью отдали в Салемал, а оленеводство - в Панаевск.

Центр Ямальского района - село Яр-Сале было основано на берегу Малой Юмбы в 1927 г. До 1917 г. здесь хозяйствовал купец Трофимов, а в начале 1920-х гг. располагалась лавка кооператоров. Сельский совет был образован в 1933 г. К 1938 г. в районе было более 20 простейших производственных товариществ, а в 1940 - 28. они объединяли свыше 500 хозяйств оленеводов и рыбаков. Основными хозяйственными структурами были колхозы «Харп» и им. Ворошилова. В 1952 г. они были объединены в колхоз им. Молотова, переименованный затем в колхоз им. Ленина. .

В начале 1960-х гг. на Ямале на базе колхозов были созданы совхозы. До начала XXI в. на территории Ямальского района вели хозяйство три совхоза: «Ямальский», «Ярсалинский» и «Россия».

На сегодняшний день хозяйственной деятельностью в Ямальском районе занимаются три муниципальных оленеводческих предприятия: «Ярсалинское», «Панаевское», «Ямальское»; два муниципальных рыбозавода - Новопортовский и Салемальский; одно крестьянско-фермерскиое хозяйство; 11 общин коренных малочисленных народов Севера и более 1000 оленеводческих семей, самостоятельно выпасающих оленей.

Более 60 % территории района составляют оленьи пастбища. Небольшую часть используют под выпас оленеводы совхоза «Байдарацкий» Приуральского района ЯНАО. В свою очередь Ямальские оленеводы используют пастбища в Надымском и Приуральском районах.

Пастбища предприятия «Ямальское» расположены в арктической и типичной тундре, а предприятий «Ярсалинское» и «Панаевское» - типичной и кустарниковой тундре, а также в лесотундре и северной тайге.

Зимой оленеводы предприятия «Ямальское» используют для выпаса лишайниковые арктические и равнинные субарктические тундры, а также осоково-моховые тундры с запасом ветошных кормов. Лишайниковый покров здесь большей частью был потравлен, высота ягеля не превышала в середине 1990-х гг. 2 см. Пастбища удобно расположены, но обеспечены кормами недостаточно.

Зимние пастбища предприятий «Ярсалинское» и «Панаевское» расположены примерно в равных условиях. Тип пастбищ - лесотундровой и северотаежный. Пастбища расположены на правобережье р. Надымская Обь, в тундрово-болотном лесу и редколесье.

На пастбищах предприятия «Ярсалинское» лишайники встречаются лишь в отдельных местах. Пастбища доступны на протяжении всей зимы, так как там чередуются лесные и редколесные массивы с открытыми участками болот и тундр. Состояние кормов хорошее.

Пастбища ранней весны и поздней осени находятся на левобережье Оби. В предприятия «Ярсалинское» эти пастбища совмещены. Выпас оленей ведут в тундрах, на болотах, в кустарниках и редколесьях. Обеспеченность кормами в этот период в целом удовлетворительная. Зимние пастбища обеспечены кормами полностью.

Летние пастбища предприятия «Ямальское» имеют выход к морю. В предприятиях «Ярсалинское» и «Панаевское» выход к морю имеет северная группа стад. Прохладная погода, ветры, обилие зеленых кормов, поение животных морской водой создают благоприятные условия выпаса. Выпас оленеводы ведут по долинам рек и ручьев, склонам холмов, приозерным понижениям по берегу моря. Запасы зеленых кормов весьма значительны.

Пастбища переходных сезонов (поздняя весна, ранняя осень) находятся близко от летних пастбищ. Поздней весной кормом для оленей служат молодые побеги пушицы, осок, разнотравье, листва ерников.

Стойбища оленеводов Северного Ямала располагаются в долинах рек на плоских тундровых равнинах, покрытых скудной буро-зеленой растительностью - мелкими кустарниками и травой. На стойбище оленеводов-частников, или, как их называют сами ненцы, «личников», стоит обычно один чум, покрытый в один слой брезентом. Недалеко, из поставленных полукругом нарт, сделан временный загон для оленей. Возле чума стоят нарты с хозяйственными принадлежностями, частями упряжи и т. д., к каждой из которой привязаны тундровые лайки-оленегонки. Справа от входа в чум, на земле, разложен для просушки мох (нен. нярсо ), используемый ненецкими женщинами в качестве ветоши для вытирания посуды и столика для еды, а также прокладки в детских люльках. Рядом сложен в кучу мелкий кустарник, употребляемый в качестве топлива для костра. За чумом лежат оструганные заготовки для изготовления нарт.

Оленеводческие семьи здесь в большинстве своем небогатые - в хозяйствах всего по 150–200 голов оленей, новых нарт нет, старые нарты много раз ремонтированы. Внутри чума с левой стороны постелены старые оленьи шкуры для сидения на них днем и спанья ночью.

Сезонные перекочевки с севера на юг и обратно ненцы совершают вдоль рек, обходя их по кругу с левой или с правой стороны. Окарауливание оленей местными пастухами ведется круглосуточно, посменно. Оленеводы пригоняют стадо к чуму два-три раза в сутки для смены оленей в дежурной упряжке. В июле месяце в тундровых ложбинах и оврагах еще лежит снег, поэтому олени, приходя на стойбище, спускаются туда и ложатся, спасаясь в прохладе от жары и назойливых комаров. Чтобы олени не разбежались, пока пастухи пьют в чуме чай, одна из женщин берет собаку на привязи и следит за оленями, отдыхающими на снегу. В июле у оленей происходит линька, и шерсть свисает у них с боков клочьями. При потряхивании мордой и боками олени сбрасывают клочья шерсти, которая тут же разлетается, разносимая ветром.

После чая хозяйка прибирает чайные принадлежности и занимается выделкой оленьих шкур, выскабливая их специальным скребком. Хозяин с сыном в это время за чумом делают заготовки для новых нарт. Древесина для хозяйственных нужд привозится ненцам северного Ямала только зимой из С?-Яхи по «зимнику».

Редко нарты и другие хозяйственные изделия делаются ненцами из плавного леса, подобранного на берегу Обской губы.

Рыбной ловлей местные ненцы занимаются в основном летом. Ближе к п. Сабетта-Яха много проточных озер, таких как Халето, Нарендо, Лимбяндо и др., в которых водится щекур, осетр, хариус, сырок, нельма, налим. Кроме налима вся рыба считается пригодной в пищу. У налима ненцы едят только печень, все остальное идет обычно на приманку для песцов. Ловят рыбу сетями и неводами.

Осенью на реках ловят сетями омуля. У каждой семьи есть свои рыболовные угодья, часто расположенные в границах территории кочевания. Выловленную рыбу едят сырой и вареной. Кроме того, рыбу солят, вялят и коптят, а затем весной обменивают у газовиков на продукты питания и топливо для снегоходов. Для установки сетей и неводов на реках и озерах ненцы используют болотные сапоги и водонепроницаемые куртки, выдаваемые им в совхозе в обмен на продукцию традиционного хозяйства.

Из-за нехватки привозного топлива для снегоходов из поселка ненцы вынуждены заправлять их выменянным у газовиков газовым конденсатом, что очень часто приводит к поломкам моторов.

Охотничьи угодья североямальских ненцев также расположены в границах кочевий. Для охоты в каждом хозяйстве обычно имеется около 30 капканов, 40 петель и, как минимум, одно дробовое ружье-двустволка. Охотятся ненцы капканами на песца, шкурки которого сдают на приемные пункты предприятия «Ямальское», национальной общины «Илебцъ» или, опять же, выменивают на продукты у газовиков. Раньше существовала загонная охота, когда несколько человек на оленьих упряжках загоняли песца и стреляли его из ружей. Мясо песца иногда употребляется в пищу. Кроме песца на этой территории встречается волк, лиса, заяц, росомаха, горностай. В конце мая проходит охота на перелетную птицу - гусей, уток, гаг, казарок. Мясо птицы идет в пищу, а пух на изготовление подушек. На диких оленей охотятся тогда, когда они подходят слишком близко к домашним и возникает угроза увода ими домашних оленей.

В июле на Севере Ямала производится резка пантов у оленей. При очередном приходе пастуха со стадом к чуму оленей загоняют в загон, отбирают подходящих и привязывают к нартам. Неокостеневшие оленьи рога-панты различаются по качеству. Самыми лучшими считаются маленькие по размеру. Чем рога больше, тем меньше в них полезных веществ, подходящих для изготовления лекарственных средств.

Всем привязанным к нартам оленям, по очереди, отрезается по одному или по два рога. Тонкой капроновой веревкой от старой сети каждый рог перевязывается у основания, а затем отпиливается пилой-ножовкой быстрыми движениями, чтобы не доставлять оленю много страданий.

Солнце в середине июля еще не заходит, поэтому обычный режим дня несколько сбивается. Горячий ужин для всей семьи, состоящий из ухи и выложенной отдельно вареной рыбы, готовится уже после полуночи, когда закончены основные хозяйственные дела.

Определенную опасность для оленеводческих хозяйств в этой местности представляют падающие с неба отработанные ступени ракет, запускаемых с космодрома «Плесецк» в Архангельской области. Весной 2005 г., незадолго до очередного запуска, к местным пастухам прилетали на вертолете представители МЧС России и просили отвести своих оленей подальше от возможного места падения ракетной ступени.

Осматривая каждый день свое стадо, пастухи примечают ослабленных оленей, которых можно без ущерба для последующего воспроизводства забить на мясо. Оленя забивают удушением. Двое мужчин, затягивают веревку на шее оленя мертвой петлей. Перед этим оленя поворачивают головой на юг, один пастух срывает несколько пучков травы, и трижды обводит ими вокруг шеи оленя.

Олень умирает в течение пяти-десяти минут. После этого один пастух поворачивает тушу на спину и, острым ножом, делает надрез на шкуре оленя от шеи до паховой области. Затем начинается аккуратное отделение шкуры от туши. На ногах шкуру снимают до копыт и отрезают ее вместе с ногой у колена. Шкуры с ног - лапы - идут на пошив обуви. Голову также отрезают и откладывают в сторону.

Тушу без шкуры кладут на большой кусок целлофана, аккуратно вспарывают живот, вынимают и выбрасывают желчный и мочевой пузыри и кишки с остатками пищи. В желудок, заполненный кровью, кладут мелко порезанные кусочки печени, почек и жирного мяса. Начинают трапезу мужчины, затем к ним присоединяются женщины. Каждый выпивает по половине кружки (125 грамм) свежей оленьей крови и съедает в первую очередь печень и почки, обмакивая их в соль и горчицу. Дальнейшую разделку производят женщины, при этом отдельные косточки, хрящи и кусочки мяса достаются собакам. Оставшуюся часть туши семья съедает в течение нескольких дней в сыром и вареном виде. Кровь в желудке сохраняют на нарте в эмалированном тазике. После свежего мяса и крови ненцы обязательно пьют много горячего чая с сахаром, хлебом и маслом.

Вечером вся семья собирается в чуме, где в большом котле варится мясной бульон. Сваренное мясо выкладывают на столик, а бульон заправляют мукой или макаронными изделиями и магазинной борщевой заправкой. Готовый суп разливают по чайным чашкам. После супа каждую чашку женщины протирают насухо кусочком мха-нярсо. В эти же чашки разливается чай.

Лакомством считается вареный олений язык. Его подают только почетному гостю. Прежде чем его съесть, надо, по ненецкому обычаю, отрезать кончик языка и бросить его в огонь, чтобы о тебе не болтали лишнего.

На стойбище, где стоит несколько, чумов устанавливают достаточно большой загон из нарт, обтянутый капроновыми сетями.

На нартах лежат свернутые арканы. Аркан для отлова оленей ненцы изготавливают из тонко нарезанных полос выделанной оленьей шкуры (ровдуги). Полосы сплетаются в тонкую веревку длиной до 20 м. Блок для петли делается из кости оленя. Для отлова оленя петлю растягивают, а затем наматывают аккуратными кольцами на руку (7–8 колец, одно больше другого) и зажимают их в кулаке. Остаток аркана собирают кольцами в другую руку. Пастух выискивает в стаде нужного оленя, на шею которого старается набросить аркан. Правильно смотанный аркан в полете разматывается в ровную петлю и попадает прямо на рога или шею оленя. Многие ненцы бросают аркан левой рукой. За неимением аркана из ровдуги некоторые ненцы используют подходящую для этого обыкновенную веревку.

В оленеводческих бригадах предприятия «Ямальское» работает до 8 пастухов. Их жены числятся чумработницами. Из С?-Яхи к оленеводам периодически приезжают бригадные зоотехники. В августе, в период копытки и оводов, они кочуют вместе с пастухами постоянно, проводя лечебные мероприятия.

Система выпаса оленей у североямальских пастухов несколько отличается от аналогичной у ненцев других районов ЯНАО. Днем и ночью пастухи окарауливают стадо по два человека, объезжая его с двух сторон и не давая оленям далеко разбегаться. Свободная от дежурства смена занимается хозяйственными делами: заготавливает дрова, чинит или изготавливает нарты и упряжь.

Для воспроизводства здорового поголовья оленей до недавнего времени оленеводы совхоза «Ямальский» обменивались быками производителями с оленеводами Тазовского района. Сейчас обмен практикуется только пастухами личных стад между собой.

Лето 2005 г. выдалось прохладным, поэтому местные олени почти не болели. В жаркое лето олени на севере Ямала иногда заболевают некробактериозом (копыткой). Чаще ей подвержены олени южного Ямала. Копытка возникает от повреждения оленями копыт о кустарники и разные предметы промышленного производства, брошенные газовиками. Через несколько дней после заражения животное начинает хромать, в местах поражения образуются гнойные язвы. Одними из самых эффективных лекарственных средств являются бициллин, который вводят внутримышечно и марганцовка, которой обрабатывают рану после выдавливания из нее гноя. Больного оленя заваливают на землю два человека. Один берет его за рога и поворачивает голову, склоняя ее к земле, а второй опирается на круп оленя и, ногой подсекает ему задние ноги. Поваленному оленю крепко связывают тряпкой или веревкой здоровые ноги, чтобы он не вырывался и не поранил кого-либо из пастухов. Один пастух держит голову оленя, наступая ногой на рога. Другой - садится на оленя верхом и руками старается выдавить из раны гной. Иногда ножом срезается наросшая сухая корка, и гной вычищается из раны. Очищенную от гноя рану заливают марганцовкой. После этого оленю вкалывают в бедро укол бициллина. Если через некоторое время рана снова начинает гноиться, операцию повторяют. Лечением оленей занимаются не только бригадные зоотехники, но и обученные ими пастухи. Некоторые из пастухов имеют к тому же незаконченное зоотехническое образование. Животных, у которых болезнь запущена, забивают и снимают с них шкуру. Их мясо в пищу не используется.

Более серьезной болезнью является бруцеллез, которому больше всего подвержены взрослые самки. Болезнью поражаются обычно лимфатические узлы и внутренние органы половой сферы. В стадах, зараженных бруцеллезом, повышается количество абортов. Лечение этой болезни не разработано. Зараженные стада обычно отделяют от здоровых. Не допускается перемещение, продажа и обмен больных оленей.

Заболевания оленей бруцеллезом отмечены сейчас только в Тазовском районе ЯНАО, что является одной из причин отказа от обмена быками-производителями с тазовскими оленеводами. Благодаря проводимым на п-ове Ямал профилактическим и лечебным мероприятиям здесь давно не отмечалось случаев бешенства, ящура и сибирской язвы.

Летом ямальские олени часто страдают от подкожного овода.

В августе он не дает оленю спокойно пастись и нагуливать жир. Особенно достается оленям светлой масти. Их шкуры после забоя похожи на решето, и уже не годятся для пошива одежды. Они используются в основном как подстилки на нарты. Прививки от овода делают осенью, а в августе пастухи применяют довольно трудоемкий традиционный способ его уничтожения. Олени, спасаясь от овода, сбиваются в кучу и вертятся на одном месте. Пастухи подгоняют стадо ближе к стойбищу и расстилают вокруг него тричетыре белых или светлых шкуры для приманки оводов. Когда овод садится на шкуру, пастух бьет его палкой, а затем отворачивает ему голову. Это необходимо потому, что овод очень живуч и от удара не всегда сразу погибает. В то время как пастухи бьют овода на приманочных шкурах, их дети ходят с палками внутри кучи сгрудившихся оленей и убивают оводов прямо на них.

После прививок от овода оленье мясо на время становится не пригодным в пищу. Должно пройти не мене 56 дней, прежде чем привитого оленя можно будет вести на забой.

Большой проблемой для совхозных и частных оленеводов является реализация оленьих шкур после массового забоя оленей на мясо. Малая часть из них обрабатывается для пошива покрышек для чумов, большая - просто сжигается. Раньше шкуры подсаливали и отправляли на перерабатывающие предприятия на «большой земле. Они пригодны для изготовления ремней, сумочек, перчаток».

Зимой ямальские пастухи охотятся на песцов, устанавливая капканы с приманкой. Капканы делают сами, переделывая покупные. По словам ненцев, зимой 2005–2006 гг. должно быть много песца, так как в тундре встречается много леминга, его основной пищи. Раньше загоняли песца на нартах, иногда на снегоходах.

Особой выгоды охота на песца не приносит, в С?-Яхе шкурки принимают по 15 руб. за штуку.

Иногда на севере Ямала появляется много волков, которые мигрируют с территории Тазовского района. Волков специально не отстреливают, если только они не представляют реальной опасности для стада.

Южнее с?-яхинских оленеводов пасут оленей несколько бригад предприятия «Ярсалинское». Они кочуют в бассейне р. НурмаЯха, которая впадает в Обскую губу севернее п. Мыс каменный.

Территория бассейна р. Нурма-яха используется в качестве летне-осенних пастбищ. Оленеводы являются штатными работниками предприятия «Ярсалинское». Одновременно с совхозным здесь выпасается и поголовье личных оленей членов бригад. Оленеводы имеют стабильный заработок и начисление трудового стажа. На первое июля 2001 года в совхозе «Ярсалинский» имелась 21 оленеводческая бригада. В совхозе официально числились оленеводами 362 человека, около 50 % из которых чумработницы. Общее поголовье оленей в этих бригадах составляло тогда около 15000 голов.

На этих же пастбищах пасут оленей и оленеводы-частники, которые не являются работниками совхозов. К ним относятся и пенсионеры, самостоятельно кочующие в тундре. Нередко пенсионеры кочуют некоторое время с родственниками, работниками совхозов, и их олени выпасаются совместно с совхозным стадом. Частники не имеют стабильного заработка, живут на дотации. Пенсионеры получают пенсию. Северо-восточнее Юрибея в районе озера Ярро-То кочуют охотники-частники, поголовье оленей которых составляет от 50–70 до 1500 оленей. Точное количество личных оленей не известно, так как ненцы убеждены, если назовешь точную цифру, то олени погибнут (это относится и к числу детей в семье). Несмотря на все попытки администрации учесть личное поголовье, о его массе можно говорить только приблизительно (среднее количество оленей на человека у Ярсалинских ненцев - 200 голов; у Мыскаменских - 130).

В зимнее время оленеводы-частники подгоняют свои стада ближе к факториям и поселкам, расположенным на юге полуострова Ямал (Яр-Сале, Сюнай-Сале, Мыс Каменный и др.). Там они сдают продукцию традиционных промыслов и закупают необходимые им продукты и товары.

Оленеводческий цикл оленеводов предприятия «Ярсалинское» основан на бригадном выпасе и подчинен множеству внешних, административных, факторов, которые регламентируют сроки и маршруты каслания (сезонных перекочевок). Перекочевки на места летних пастбищ начинаются в конце марта, маршрут перехода - через Надымскую Обь, озеро Наречи, мимо Яр-Сале, возле р. Ядаяхадыяха, возле р. Порсыяха, мимо оз. Тэтанто, и между реками Юрибей и Нурмаяха к восточному побережью. Дорога занимает около 200 касланий в год, одно каслание достигает 8-10, иногда - 25 км. Отел происходит в дороге, обычно это май - начало июня. Для отела выбирают участок маршрута, где меньше рек. Зимние вещи и чумы оставляют в определенном месте, часто там же оставляют и сложенные летние чумы. На местах летних пастбищ бригады обычно находятся с середины июня до начала августа. С августа отправляются в обратную дорогу. Новый год встречают обязательно на конечном маршруте, на местах зимних пастбищ.

Южноямальская тундра используется и в качестве охотничьих угодий для добычи полевой пушнины. Охотниками в совхозе «Ярсалинский» в 2001 г. числилось 333 человека. В действительности охотой занимались около 200 мужчин, остальные - это жены охотников, выполнявшие такие же обязанности как чумработницы в оленеводстве.

В районе п. Салемал оленеводство развито слабо. До 1991 года в ведении Пуйковского рыбозавода находилось 6 оленеводческих бригад. Они выпасали оленей в тундре у п. Сюнай-Сале и Панаевск (Ярсалинская и Панаевская с/а Ямальского района), п. Кутопъюган и Ныда (Кутопъюганская и Ныдинская с/а Надымского района), на реках Вануйто и Хадата.

В 2004 г. на территории Салемальской с/а выпасали оленей 27 хозяйств оленеводов-частников. Основные пастбища здесь расположены на реках Вануйто и Хадата. В разных хозяйствах имеется от 10 до 188 оленей. Всего, по данным сельской администрации на первое января 2004 года, у салемальских оленеводов насчитывалось 1650 голов оленей.

После разделения совхозного хозяйства доходы Пуйковского рыбозавода стали резко сокращаться. Рыболовство, часто зависящее от капризов погоды, менее рентабельно, чем оленеводство. В 2004 г. рыбозавод был объявлен банкротом. Денег работники практически не видели. В совхозном магазине отоваривались под запись.

Более защищенными могли чувствовать себя только поселковые работники бюджетной сферы (учителя, врачи, воспитатели детского сада и др.) и пенсионеры, которые получают стабильную зарплату или пенсию.

Ханты и ненцы, которые числятся рыбаками Салемальского рыбозавода, в качестве плавательного средства используют бударки. Это большие, уютные рыбачьи лодки с высокими бортами и дощатыми перекрытиями. В них можно ночевать, перевозить маленьких детей, хранить еду. Расположенный на корме мотор может тянуть бударку, как с людьми, так и с большим уловом. Один из мастеров лова Пуйковского рыбозавода сообщил, что эти бударки были изготовлены спецпереселенцами из Астрахани в 1940-е годы. Постепенно нововведение оценили и местные жители. Сейчас пуйковские бударки внесены в Государственный реестр судов России.

В панаевской тундре, по данным похозяйственных книг сельской администрации на первое июля 2004 года, выпасалось 16813 голов оленей с минимальным количеством оленей в одном хозяйстве 9 голов и максимальным - 627 голов.

Оленеводческий совхоз «Панаевский», также как другие совхозы на Ямале и на Гыдане до недавнего времени был нерентабельным. Совхозные оленеводы не получая зарплату на руки, как и в старые времена занимались меновой торговлей. Оленину, пушнину и рыбу, а в летом оленьи панты они сдавали совхозным приемщикам и частным заготовителям, получая за это муку, сахар, консервы, ткань, брезент, рыболовные снасти и др.

Демографическая ситуация у Ямальских ненцев в целом стабильная, несмотря на то, что некоторые процессы существенно отличаются у тундровой и поселковой групп.

Тундровая группировка ненцев практически мононациоанальна. Все люди в ней заняты традиционными промыслами: оленеводством, рыболовством, охотой. Среднего или неполного среднего, а старикам и начального образования вполне достаточно для жизни в тундре. В больших неразделенных семьях не прерывается связь между поколениями, бережно сохраняются и передаются традиционные обряды и обычаи, хозяйственные навыки. Традиционный образ жизни, связанный с оленеводством, помогает тундровикам сохранять и развивать свою самобытную культуру.

Поселковые ненцы более подвержены, разлагающему традиционные устои, влиянию цивилизации. Далеко не все из них приспосабливаются к жизни в поселках, многие спиваются и деградируют. Те, кто получил специальное образование и нашел хорошую работу, все равно не могут влиться в поселковое сообщество, где ведущую роль играют люди некоренной национальности. Дети, получившие образование в школе-интернате, зачастую не желают возвращаться в тундру, к «трудной» и «однообразной» кочевой жизни, где заботиться о себе и своей семье приходится самому. В поселках заключаются межнациональные браки, которые в большинстве случаев быстро распадаются, сказывается разница в культуре, воспитании, мироощущении. Дети от этих браков становятся маргиналами, не воспринявшими должным образом культуру ни одного из родителей.

В целом, группировка поселковых ненцев представляет собой обособленное сообщество людей, почти полностью утративших традиционную культуру и получивших взамен суррогатную поселковую. Этнические процессы, происходящие в поселках, ведут к постепенной деградации, люмпенизации и деэтнизации коренного населения.

Можно сказать, что демографические процессы у ямальских ненцев имеют положительную направленность в большей мере благодаря тундровой группе.

Комплекс традиционной культуры ямальских ненцев в настоящее время претерпевает ряд значительных изменений, связанных с техногенными изменениями, происходящими на Ямале в связи с промышленным освоением тундры. Сохранение культурных традиций ямальских ненцев связано, прежде всего, с занятием традиционными видами хозяйства - оленеводством, охотой, рыболовством. В оленеводческом хозяйстве, регламентирующем весь жизненный уклад тундрового населения, традиционно осуществляется разделения труда, при котором женщина несет ответственность за дом, семью, детей, а мужчина следит за обеспечением семьи необходимыми продуктами. Относительно замкнутый уклад тундровой жизни позволяет сохранять традиционные верования и обычаи, связанные с бытовой стороной жизни и с семьей.

Развернувшееся в настоящее время промышленное освоение Ямала и связанное с этим строительство индустриальных объектов и транспортных магистралей приводит к ограничению пастбищных угодий, что ведет в свою очередь к сокращению оленеводческих бригад и поголовья оленьих стад. Тундровые ненцы, переселившиеся в поселки, становятся не только безработными, но и вынуждены проходить длительный период адаптации. Отрыв от традиционного образа жизни, нередко - неспособность к переквалифика ции, усугубленные общим нестабильным положением в стране, приводят к массовому алкоголизму и люмпенизации.

Наметившиеся в последнее время тенденции к подъему ямальского оленеводства, связанные с налаживанием переработки продукции, развития звероводческих комплексов, созданием пошивочных цехов, а также сбора пантов, не только расширяют сферу занятости коренного населения, но и способствуют сохранению и интенсивному развитию оленеводческого хозяйства.

Безусловно, большое значение для коренного населения Ямала имеет поддержка различных административных структур. Организация и проведение Дня оленевода, вывоз детей школьного возраста на каникулы в тундру, обеспечение оленеводов продуктами питания, дровами, тканями для пошива одежды. Все эти меры являются необходимыми условиями существования оленеводческих хозяйств на Ямале и способствуют сохранению культурных традиций.

Из книги Теория стаи [Психоанализ Великой Борьбы] автора Меняйлов Алексей Александрович

Из книги Осиротевшие берега автора Орешета Михаил Григорьевич

Оленеводы От Озерко в восточную часть Рыбачьего ведут две дороги. Местные жители называют их просто: верхняя и нижняя. Верхняя короче, но хуже. Нижняя лучше, но длиннее. Предлагаю проехать той, которая длиннее, и, смею вас уверить, дорога будет интересной. Прежде всего

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора Носовский Глеб Владимирович

6. ИЗРАИЛЬСКИЕ И ИУДЕЙСКИЕ ЦАРИ КАК РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ В ИМПЕРИИ. ИЗРАИЛЬСКИЙ ЦАРЬ - ЭТО ГЛАВА ОРДЫ, ВОЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ. ИУДЕЙСКИЙ ЦАРЬ - ЭТО МИТРОПОЛИТ, ГЛАВА СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ Не исключено, что Израиль и Иудея - это два названия одного и того же царства, то есть

Из книги 23 июня: «день М» автора Солонин Марк Семёнович

Глава 18 САМАЯ ГЛАВНАЯ ГЛАВА Любители старой, добротной фантастической литературы помнят, конечно, роман Станислава Лема «Непобедимый». Для тех, кто еще не успел прочитать его, напомню краткое содержание. Поисково-спасательная команда на космическом корабле

Из книги 23 июня. «День М» автора Солонин Марк Семёнович

Глава 18 САМАЯ ГЛАВНАЯ ГЛАВА Любители старой, добротной фантастической литературы помнят, конечно, роман Станислава Лема «Непобедимый». Для тех, кто ещё не успел прочитать его, напомню краткое содержание. Поисково-спасательная команда на космическом корабле

Из книги Вожди и заговорщики автора Шубин Александр Владленович

Глава VI Стартовый выстрел Глава VII Был ли заговор? Глава VIII Удары по площадям Расширенный вариант глав VI–VIII включен в книгу «1937. „Антитерор“ Сталина». М.,

Из книги Мартин Борман [Неизвестный рейхслейтер, 1936-1945] автора Макговерн Джеймс

Глава 4 Глава аппарата заместителя фюрера У Гитлера были скромные потребности. Ел он мало, не употреблял мяса, не курил, воздерживался от спиртных напитков. Гитлер был равнодушен к роскошной одежде, носил простой мундир в сравнении с великолепными нарядами рейхсмаршала

Из книги Краткая история евреев автора Дубнов Семен Маркович

Глава 7 Глава 7 От разрушения Иеруесалима до восстания Бар-Кохбы (70-138 гг.) 44. Иоханан бен Закай Когда иудейское государство еще существовало и боролось с Римом за свою независимость, мудрые духовные вожди народа предвидели скорую гибель отечества. И тем не менее они не

Из книги Судьба разведчика: Книга воспоминаний автора Грушко Виктор Федорович

Глава 10 Свободное время одного из руководителей разведки - Короткая глава Семейство в полном сборе! Какое редкое явление! Впервые за последние 8 лет мы собрались все вместе, включая бабушку моих детей. Это случилось в 1972 году в Москве, после моего возвращения из последней

автора Янин Валентин Лаврентьевич

Глава 133. Глава об опустошении Плоцкой земли В этом же году упомянутый Мендольф, собрав мно­жество, до тридцати тысяч, сражающихся: своих пруссов, литовцев и других языческих народов, вторгся в Мазовецкую землю. Там прежде всего он разорил город Плоцк, а затем

Из книги Великая хроника о Польше, Руси и их соседях XI-XIII вв. автора Янин Валентин Лаврентьевич

Глава 157. [Глава] рассказывает об опустошении города Мендзыжеч В этом же году перед праздником св. Михаила поль­ский князь Болеслав Благочестивый укрепил свой го­род Мендзыжеч бойницами. Но прежде чем он [город] был окружен рвами, Оттон, сын упомянутого

Из книги Ложь и правда русской истории автора Баймухаметов Сергей Темирбулатович

Глава 30 ПОЧЕМУ ЖЕ МЫ ТАК ОТСТУПАЛИ? Отдельная глава Эта глава отдельная не потому, что выбивается из общей темы и задачи книги. Нет, теме-то полностью соответствует: правда и мифы истории. И все равно - выламывается из общего строя. Потому что особняком в истории стоит

Из книги Романовы. Ошибки великой династии автора Шумейко Игорь Николаевич

Глава 7. Лирико-энциклопедическая глава Хорошо известен феномен сведения всей информации о мире под политически выверенном на тот момент углом зрения в «Большой советской…», «Малой советской…» и ещё раз «Большой советской…», а всего, значит, в трёх энциклопедиях,

Из книги Северная война. Карл XII и шведская армия. Путь от Копенгагена до Переволочной. 1700-1709 автора Беспалов Александр Викторович

Глава III. Глава III. Армия и внешняя политика государств -- противников Швеции в Северной войне (1700-1721

Из книги Долгоруковы. Высшая российская знать автора Блейк Сара

Глава 21. Князь Павел – возможный глава советского правительства В 1866 году у князя Дмитрия Долгорукого родились близнецы: Петр и Павел. Оба мальчика, бесспорно, заслуживают нашего внимания, но князь Павел Дмитриевич Долгоруков добился известности как русский

Из книги Православие, инославие, иноверие [Очерки по истории религиозного разнообразия Российской империи] автора Верт Пол В.

Глава 7 ГЛАВА ЦЕРКВИ, ПОДДАННЫЙ ИМПЕРАТОРА: АРМЯНСКИЙ КАТОЛИКОС НА СТЫКЕ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ИМПЕРИИ. 1828–1914 © 2006 Paul W. WerthВ истории редко случалось, чтобы географические границы религиозных сообществ совпадали с границами государств. Поэтому для отправления

Показала, что экологические проблемы тундры стали угрозой для традиционной и при этом прибыльной отрасли региона. О взаимосвязях экологии и экономики северного выпасного оленеводства корреспондент "РГ" говорит с директором Института экологии растений и животных УрО РАН доктором биологических наук Владимиром Богдановым.

По заключению ученых, основной причиной вспышки сибирской язвы у оленей стала аномальная жара: в тундре вытаяли "старые" почвенные очаги инфекции. Но некоторые оленеводы предполагали, что пастбища заразили с вертолетов специально. Вот почему, утверждали местные жители, очаги оказались в разных районах. Мол, выпасы располагаются над Новопортовским месторождением газа, и, чтобы начать его осваивать, пытаются выжить оленеводов. А вы к какой версии причин ЧП склоняетесь?

Владимир Богданов: "Вертолетная" версия - глупость, которая абсолютно не соответствует действительности. На самом деле сибирская язва появилась локально в районе фактории Тарко-Сале и озера Ярато и коснулась только двух-трех стад. Сейчас на полуострове Ямал выпасаются 300 тысяч оленей - полегло около 2600. Непосредственной причиной действительно можно считать аномально высокую температуру. Помимо этого распространению инфекции поспособствовали кровососущие насекомые - слепни и мошки.

А слишком большое количество оленей, приводящее к опустыниванию тундры, могло стать причиной ЧП?

Владимир Богданов: Конечно. Корень проблемы как раз и кроется в перевыпасе. Об этом ученые и руководители оленеводческих хозяйств начали говорить еще в середине 60-х годов прошлого века. Уже тогда было известно, что емкость пастбищ в ЯНАО составляет 386 тысяч животных. А их сегодня там насчитывается 750 тысяч! В советские годы существовали рекомендации, как избежать негативных последствий избыточного стада. Например, нельзя по одним и тем же пастбищам ходить многократно, нельзя держать стадо рядом с чумом и тому подобное. Но после 90-х годов, когда пошел стремительный рост частных стад, все это оказалось забыто. Перевыпас постепенно приводит к тому, что в тундре исчезает растительный покров, который является неким буфером между мерзлотой и солнцем. По последним данным, мерзлота на Ямале в этом году протаяла на десять сантиметров больше, чем в прошлом - это очень много.

Беда в том, что оленеводство теперь уже не этническое, а коммерческое. А оно должно быть этническим, потому что тундра не может прокормить неограниченное количество оленей: на сегодняшний момент Ямал способен выдержать менее 100 тысяч голов. Перевыпас косвенно влияет и на стремительное падение выхода мяса: с 1985 года этот показатель уменьшился на 60 процентов. От имеющих маленький вес важенок (местное название самки северного оленя. - Прим. ред.) рождается слабое потомство, а все потому, что олени не запасают достаточно жира из-за нехватки кормов.

Основной доход современным оленеводам обеспечивают панты и шкуры, и частнику уже без разницы, сколько мяса дает олень, потому что он дает рога. Их стоимость на рынке доходит до пяти тысяч рублей за килограмм, закупает в основном Китай. То есть фактически мы отдали экосистему Ямала на откуп соседней стране.

Перевыпас постепенно приводит к тому, что в тундре исчезает растительный покров. В результате мерзлота на Ямале в этом году протаяла на десять сантиметров больше, чем в прошлом

А каково сейчас состояние пастбищ в регионе?

Владимир Богданов: Особенно сильно перевыпас заметен на северном Ямале и в юго-восточной части полуострова, где животные скапливаются в начале зимы, когда переходят через Обскую губу.

Ягеля на полуострове Ямал уже практически нет: его высота здесь менее сантиметра, тогда как нормальный размер - 4-5 сантиметров. Без ягеля олень жить не может, потому что ферментативная деятельность системы пищеварения животного требует присутствия такого корма.

К слову, о сибирской язве: после вспышки этой инфекции в 1941 году туши оленей остались лежать в земле, споры ушли в нижние слои почвы. Во время жары усиливается жизнедеятельность почвенных беспозвоночных животных, в том числе червей, и они выносят на поверхность земли споры язвы. А при малой высоте съедобного покрова олень заодно с ягелем захватывает и ест землю. Таким образом, плачевное состояние пастбищ повлияло и на распространение инфекции.

Что касается оленеемкости пастбищ, то на одно животное в идеале должно приходиться 100 гектаров. В середине 1960-х этот показатель составлял от 80 до 120. А в настоящий момент - всего 26 гектаров. Плюс не надо забывать и о техногенном воздействии на пастбища: пять процентов площади Ямала изъято из оборота для добычи газа.

Всем памятен массовый падеж оленей от голода позапрошлой зимой. Были ли после этого сделаны какие-то выводы и приняты меры?

Владимир Богданов: На восстановление хозяйства округ выделил 300 миллионов рублей. Конечно, в случае повсеместного голода среди оленей возможен и вариант прикорма. Но это означает переход на другие способы выпасания, а именно изгородное оленеводство. Оно может быть организовано только в лесной зоне на юго-востоке автономного округа. Но даже в середине 1960 годов оленеемкость лесной зоны составляла 78 тысяч голов. Сегодня изгородное оленеводство может обеспечить кормами около 30 тысяч оленей. Решить проблему перевыпаса на полуострове Ямал переводом оленей в загоны нельзя. То есть вывод все тот же: снижение численности необходимо однозначно - как минимум на 200 тысяч голов.

Прислушиваются ли власти региона к мнению ученых?

Владимир Богданов: Я сам ихтиолог и могу сказать, что по поводу рыбного хозяйства прислушиваются. А что касается оленеводства, то социальные, политические аспекты в этой сфере, видимо, пока превалируют над экологическими.

Но чиновники, по крайней мере, осознали проблему перевыпаса?

Владимир Богданов: Думаю, осознали, потому что не видеть, во что превратился Ямал, они не могут. Проблема в том, что изменить ситуацию по приказу в данный момент нельзя. Особые права коренных жителей Севера зафиксированы в Конституции, и они сами это прекрасно осознают. Приказ сверху может вызвать социальный взрыв.

В 1934-м как было: у кого тысяча оленей - кулак, и оленей забирали. Сейчас такое, конечно, невозможно, поэтому большая ответственность лежит на оленеводах. Нужно, чтобы их представители собрались на съезд и сами решили, что делать дальше. Обязательно должен быть определен верхний порог поголовья оленей. Также необходим закон об оленеводстве, в котором планируется снижение численности животных. Сейчас механизмы сокращения поголовья не прописаны. Пока выход только один - забой.

Кстати, соседние регионы справляются с аналогичной ситуацией лучше: в Республике Коми предельное количество оленей (66 тысяч) утверждено законодательно, в ненецкой тундре порог - порядка 190 тысяч. А в ЯНАО, как я уже говорил, выпасают 750 тысяч! Да плюс такой парадокс, что развитие ТЭК идет параллельно с ростом стада.

То есть выход один - сокращать поголовье? А если этого не сделать, чего ждать оленеводам?

Владимир Богданов: Ограничение поголовья неизбежно. А если не принять мер, то в самое ближайшее время все равно будет мор. Животные не выдержат бескормицы, различных заболеваний. Например, копытки: когда олень добывает корм в тяжелых условиях (пробивая наст, лед), он повреждает копыта, потом в трещины попадает инфекция.

Мы, ученые, бьем в набат уже много лет. Но внимание общественности к проблеме приковал только недавний случай с сибирской язвой. Потому что уже давно происходит некая идеализация оленевода как экологичного человека, который живет в согласии с природой и при любых условиях будет ее защищать и оберегать. Ничего подобного! Тундровики оказались такими же коммерсантами, как и все остальные: если есть возможность заработать, они будут зарабатывать, уничтожая свою среду обитания. Они сами губят свой этнос, потому что полагают: процветание оленеводства будет вечным. Но в экосистеме есть внутренний механизм, сдерживающий чрезмерный рост копытных: та же язва, к примеру. С девятнадцатого века известно: как только поголовье оленей на Ямале переваливает за 100 тысяч, тут же следует их массовая гибель.

Каковы объективные приметы того, что поголовье и состояние пастбищ сбалансированы? Какими способами можно достичь баланса и как срочно нужно это сделать?

Владимир Богданов: Ягель растет чрезвычайно медленно. Для восстановления покрова нужно совершенно прекратить оленеводство лет на 20. А если продолжать выпасать по-прежнему, ягель не восстановится и в скором времени начнутся ландшафтно-техногенные катастрофы. Мы считаем, что экосистема Ямала изменена кардинально (это показывает, например, отсутствие вспышек популяции леммингов, благодаря которым тундра живет - ими, в частности, питаются и олени) и восстановление нарушенного баланса в нынешних условиях перевыпаса невозможно.

Выход для коренных северян такой: переориентировать молодежь на другую работу, адаптировать их в иной, не оленеводческий социум. Да, они любят пасти оленей, для них это жизнь. Но перекос в коммерческую сторону все испортил.




© 2024
digtime.ru - Digtime - Строительный портал