29.03.2024

Сила осознанного мышления. Психология мышления. Осознанное мышление


Иногда в жизни вы можете ощущать, что систематически натыкаетесь на одно и то же препятствие, преодоление которого лишает вас сил и энергии. Проблемы и сложные ситуации выглядят клонами, и вы не можете вырваться из устойчивого порочного круга. Попробуйте разрушить эту деструктивную модель и начать улучшать собственную жизнь. И это не должно быть желание материальных богатств, а скорее стремление к свободе (эмоциональной и физической). Ищите ощущения, а не вещи.

Один из самых важных аспектов, который вы начинаете понимать после начала движения по пути перемен, – это осознание того, что вы сами способны сделать свою жизнь лучше. Прямо сейчас, в этот самый момент. Не с большим количеством денег, новым домом, машиной или лучшей фигурой, а с изменением мышления. Вы начинаете видеть, что независимо от происходящего извне, вы можете выбирать, что вы думаете и ощущаете внутри, и когда мы ценим силу этого самосознания, мы можем кардинально изменить не только наш день, но и наше будущее.

Вы наверняка знаете фразу «встать с постели не с той ноги»? Если в неё поверить, то весь свой день вы проведете, чувствуя себя несчастным и незадачливым человеком, у которого все из рук валится. Кто виноват? А ведь все началось с мысли, направляющей действия, которые принесли не те результаты. Быть способным осознавать себя – это мощный способ задать правильное направление своим действиям, приводящим в результате к счастью и успеху.

Воспользуйтесь пятью советами для осознания самого себя. Эта сила может помочь вам достичь большего как лично, так профессионально и эмоционально.

1. Перестаньте себя недооценивать и ощущать жертвой

Многие грешат подобным отношением к себе. Вы заметили, как возле одних людей вы уверены в себе, а возле других ощущаете себя неудачником или профаном? Обратите внимание на эти свои ощущения. Теперь это ваша ответственность – изменить то, как вы воспринимаете людей и как вы себя чувствуете рядом с ними. Возможно, вы сомневаетесь, являются ли люди вашими друзьями, и это влияет на ваш выбор действий и уровня доверия. Возможно, у вас были строгие родители и учителя, взрастившие в вас чувство страха. Просто осознайте свои ощущения, которые «живут» с вами в течение очень долгого времени.

2. Уважайте, принимайте и цените себя

Если вы не уважаете и не цените себя, как вы сможете получить то, что сделает вас счастливым и самодостаточным? Именно так: не воспринимая себя как личность и не понимая свой собственный эмоциональный и интеллектуальный потенциал, вы лишаете себя шансов на прогресс.

3. Осознайте свою собственную ценность

Даже если вы научитесь уважать, принимать и ценить себя, вы все равно можете обнаружить, что у вас есть какие-то эмоционально негативные «крючки» по отношению к самому себе. Теперь вам нужно научиться слышать и слушать свою личностную ценность, чтобы еще больше познать себя и делать только то, что действительно важно для вас. Если вы победите свой негативный образ мышления, вы победите и в жизни. Исследуйте на подсознательном уровне, что для вас ценно, и насколько ценны вы сами.

4. Перестройте свои негативные мысли

После того как вы научились принимать себя и понимать свою ценность, вы все же можете обнаружить, что негативность заметно влияет на вашу способность осознавать себя. Когда у вас привычно сформирована не особо высокая самооценка, трудно анализировать поток мыслей, роящихся в голове. Теперь ваша задача – это заняться их глобальной перестройкой. Внимательно слушайте свои негативные мысли, убеждения и чувства. Не пытайтесь их изменить, просто признайте их. Что будет дальше? Вы научитесь их распознавать и выхватывать из общего потока, а затем трансформировать в позитив.

5. Займитесь более активным саморазвитием

Итак, мы знаем, что мышление влияет на наш успех, но в большинстве случаев мы используем этот инструмент на очень поверхностном уровне. Хотя любой уровень лучше, чем ничего, все же стоит изучить эту науку немного глубже и стать более осведомленным о себе. Ожидание результатов путем чтения мотивационных аффирмаций явно недостаточно. Да, с помощью осознанного мышления можно достичь истинного счастья, творческого подъема и успеха, однако все это должно подкрепляться активными действиями.

Страница 15 из 42

Индивидуальные особенности и качества мышления.

Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического).

К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности: продуктивность ума, самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота мысли, творчество, критичность, инициативность, сообразительность и т.д. (см. рис. 8).

Рис. 8. Составляющие продуктивности ума

Например, для творческой работы необхо­димо обладать способностью само­стоятельно и критично мыслить, про­никать в сущность предметов и явле­ний, быть пытливым, что в значитель­ной мере обеспечивает продуктив­ность умственной деятельности. Все указанные качества индиви­дуальны, изменяются с возрастом, под­даются коррекции.

Быстрота мышления - скорость протекания мыслительных процессов. Быстрота мысли особенно нужна в тех случаях, когда от человека требуется принимать определенные решения в очень короткий срок (например, во время аварии).

Самостоятельность мышления - умение увидеть и поставить новый вопрос, а затем решить его собственными силами. Самостоятельность мышления, как умение использовать общественный опыт и независимость собственной мысли, проявляется, прежде всего, в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышле­ния отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.

Гибкость мышления - способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности. Гибкость мышления как умение находить пути решения задачи заключается в умении изменять на­меченный вначале путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала.

Инертность мышления – качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.

Темп развития мыслительных процессов - минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения.

Экономичность мышления - число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность.

Широта ума - умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики.

Глубина мышления - умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности.

Последовательность мышления - умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.

Критичность мышления - качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.

Устойчивость мышления – качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности.

Осознанность мышления – качество мышления, проявляющееся в возможности выразить в слове как результат работы (существенные признаки, понятия, закономерности и т.п.), так и те способы, приемы, с помощью которых этот результат был найден.

Эти индивидуальные особенности не­обходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания.

Все перечисленные и многие другие качества мышления тес­но связаны с основным его качеством, или признаком. Важ­нейший признак всякого мышления - независимо от его отдель­ных индивидуальныхособенностей - умение выделять сущест­венное, самостоятельно приходить ко все новым обобщениям. Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного факта или события, пусть даже яркого, интерес­ного, нового и неожиданного. Мышление необходимо идет дальше, углубляясь в сущность данного явления и открывая общий закон развития всех более или менее однородных явле­ний, как бы внешне они не отличались друг от друга.

СОЗНАНИЕ И МЫШЛЕНИЕ

Происхождение сознания и его сущность – одна из сложнейших философских проблем. Достаточно сказать, что до сих пор продолжаются дискуссии о вторичности или первичности сознания по отношению к материальному миру. О мыслительной деятельности человека известно уже довольно много (нейрофизиология мышления, законы логики, связь сознания и языка и т.п.), однако остается еще немало загадочного и таинственного.

Например, человек в состоянии управлять многими функциями своего организма: может некоторое время не дышать, обходиться без воды и пищи; встречаются уникумы, способные усилием воли даже изменять частоту биения собственного сердца. Но никто из нас не может даже на короткое время приостановить процесс мышления, который продолжается непрерывно и днем и ночью, - всю жизнь. Попробуйте ни о чем не думать, и вы тут же поймаете себя на том, что, по крайней мере, думаете о том, что ни о чем не думаете.

Близкие друг к другу понятия «мышление»,»сознание» и «интеллект» иногда неоправданно отождествляют; считаю, что это одно и то же. Это допустимо в обыденной жизни, но в научном плане их следует различать.

Мышление – это способность к логическим операциям, то есть умение выводить одно из другого с помощью слов или образов. Эта способность имеется у любого живого существа от рождения, если его нервная система достигла определенного развития и сложности. Каждый, кто наблюдал за поведением животных, вспомнит не один случай, когда животное демонстрирует логическое поведение, далеко не всегда генетически запрограммированное. Животные способны обучаться новому и изобретать такие действия, которых нет в генетическом коде.

Автор этих строк однажды чуть не опоздал на работу, наблюдая, как ворона подкладывала грецкие орехи на трамвайные рельсы. Установлено, например, что многим животным свойственна даже такая сложная логическая операция, как счет. Правда, счет у них осуществляется не на абстрактном уровне (словами или цифрами), а на образном. Птицы умеют «считать» до трех, муравьи – до двенадцати, собака – до двадцати, дельфины - до шестидесяти. Приведу описание классического эксперимента с муравьями, подтверждающего это умение.

Недалеко от муравейника исследователи расположили доску, утыканную колышками (см.рис.)

    муравейник;

    доска с колышками;

3 –лакомство;

4 – траектория муравья-

разведчика.

Эксперимент на способность муравьев к счету

На одном из колышков, скажем, на пятом по счету от муравейника, поместили лакомство. Муравей-разведчик, наткнувшись на доску, начинает обследовать колышки, поочередно взбираясь на них. Дойдя до пятого и обнаружив пищу, он спускается и по доске устремляется в муравейник. Спустя время из него выбегают муравьи-грузчики и уверенно-деловито направляются сразу к пятому колышку, минуя первые четыре.

Не совсем ясно, как именно «разведчик» передал информацию о местонахождении лакомства своим коллегам, но возникает предположение, что здесь замешан счет. Следует возражение, что «грузчики» бегут по обратным следам «разведчика», или ориентируются на запах пищи, и счет здесь ни при чем. Чтобы проверить это, исследователи в то время, когда «разведчик» скрывается в муравейнике, выдергивают первый колышек. И что же? «Грузчики» бегут к шестому колышку, который теперь стал пятым, и, естественно, не находят пищи. Можно представить себе их разочарование.

Чтобы снять все сомнения, в очередном эксперименте в момент, когда «разведчик» скрывается в муравейнике, вообще заменяют доску новой доской с колышками, но уже без всякого лакомства. Таким образом, следы и запахи теперь полностью отсутствуют. Однако «грузчики» по-прежнему бегут прямо к пятому колышку.

Когда в эксперименте лакомство располагали на 7,8,9 и т.д. колышках, вплоть до двенадцатого «грузчики» действовали весьма уверенно; но стоило только поместить пищу на тринадцатый колышек или дальше, они оказывались неспособными найти ее.

Сознание – это способность мышления анализировать само себя. Умением думать о том, как именно он думает, обладает лишь человек. По крайней мере, другие случаи науке не известны. И это умение рождает понятие «Я», то есть осознание собственного существования, которое лежит в основе всех остальных человеческих качеств.

Сознание не дано от рождения, а вырабатывается у ребенка при общении с окружающими людьми через воспитание и обучение. Вне этого общения сознание не возникает. Случаи, когда младенцы волею обстоятельств надолго попадают в стаю обезьян или волков и в силу этого навсегда утрачивают возможность стать людьми в строгом смысле этого слова, лишний раз подтверждают сказанное. Следовательно, сознание – не природный, не биологический, а социальный, общественно-исторический продукт.

Наличие сознания у человека (и только у человека!) оказывает сильное влияние на его мышление, то есть на сам процесс реализации логических операций, на уровень их сложности и эффективности. Мышление, которое осознает себя, становится способным к целенаправленному развитию и совершенствованию, становится тем, что мы называем интеллектом человека. Можно сказать, что интеллект человека – это его мышление, облагороженное сознанием. В таком случае интеллект содержит в себе две составляющие; природную, данную, как говорится, от Бога, и приобретенную через приобщение инвалида к цивилизационной культуре.

Существует и более строгое определение интеллекта: это понятие, выражающее способность человека быстро принимать правильные решения в условиях дефицита или избытка информации. В нем выделяются три ключевых аспекта: быстрота мышления; его правильность по отношению к цели; ток информации или ее недостаток одинаково затрудняют поиск верного решения или его вариантов. Чем быстрее протекает мыслительный процесс, чем меньше ошибок при этом совершается, и чем меньшей помехой при этом оказывается дефицит или избыток информации, тем выше уровень интеллекта человека.

Познание сознания сопряжено с трудностями. Дело в том, что сознание нам непосредственно не дано. Образы, возникающие в мозге, внешне не наблюдаемы. Мы можем наблюдать поведение человека, его эмоции, его речь; при исследовании мозга можно наблюдать происходящие в нем физиологические процессы. Но наблюдать, даже с помощью приборов, сознание невозможно. Образы в сознании не обладают теми материальными свойствами, которые есть у отражаемых этими образами объектов (так, огонь жжет, но образ огня в сознании этим свойством не обладает). Поэтому получается, что при изучении физиологической деятельности мозга, поведения человека, эмоций, речи исследуется не само сознание, а его материальное основание и его материализация в деятельности человека. В этом случае о сознании можно судить косвенно, опосредовано.

Особый способ изучения сознания – наблюдение (интроспекция) за собственной духовной жизнью. При этом правда, возникает специфическое затруднение. Так, например, если мы начнем анализировать свои эмоции или мысли, то они в ходе этого анализа начинают исчезать (мысль о мысли вытесняет саму мысль).

Однако при всех трудностях в понимании сознания для дальнейшего разговора о нем и его происхождении нужно попытаться дать хотя бы рабочее определение сознания. В философии определение сознания включает указанное на две его основные функции: отражающую и управляющую. Конкретизируя этот подход, можно предложить следующее определение: сознание – это способность человека отображать материальные объекты в идеальных образах и целенаправленно регулировать свои взаимоотношения с этими объектами.

Во второй половине Х1Х в. В европейском научном мире происходили довольно азартные дискуссии о природе мышления, отголоски которых звучат и по сей день. В них участвовали не только философы, но и естествоиспытатель, преимущественно – физиологи. Спор шел вокруг вопроса: материальная мысль как таковая, или нематериальна (идеальна)?

Одни ученые считали, что мысль – это особого рода вещество, выделяемое во время его работы (наше время высказываются предположения, что материальность мысли имеет не вещественную, а полевую основу). Другие же возражали, полагая, что хотя мысль и связана с материальными процессами в мозге (физическими, химическими), но не более того; сама же мысль идеальна, то есть не обладает ни одним из свойств, присущих веществу или физическому полю.

Справедливости ради нужно сказать, что начало этой дискуссии положил еще раньше в 17 в. Немецкий философ и математик Лейбниц. Он сформулировал парадокс, суть которого, если говорить современным языком, модно выразить следующим образом.

Представим себе, что человеческий мозг увеличился до размеров крупного промышленного предприятия. И мы можем, проходя по его «цехам», наблюдать работу оборудования и весь ход производства. При этом, однако, мы не смогли бы понять из наших наблюдений, какого рода продукция производится на этом заводе. Гудят станки, движутся конвейеры, мелькают детали и узлы, но неясно, каков же конечный продукт. Будучи заинтригованными, мы просим показать нам склад готовой продукции, на что получаем потрясающий ответ, что такового на заводе вообще нет. Таким образом, парадокс заключается в том, что мозг похож на завод, где все крутится и вертится, однако продукцией этого удивительного завода является не нечто осязаемое, а само это кручение и верчение.

Сторонники материальности мысли приводили в качестве аргумента эксперимент (такие опыты физиологи демонстрировали студентам на своих университетских лекциях) студента укладывали на горизонтальную доску, имеющую посередине ось вращения, и уравновешивали. Затем ему задавали вопрос: «Сколько будет 14х17?». Он начинал думать, и равновесие нарушалось в сторону головы. «Вот видите, - восклицал профессор, - мозг начал выделять мысль, подобно тому, как печень выделяет желчь, и голова стала тяжелее!» На это сторонники идеальности мысли возражали, что при усиленном размышлении увеличивается приток крови к головному мозгу, и опыт, таким образом, ничего не доказывает.

Можно сделать вывод, что спор, по сути, свелся к вопросу: мысль – это ПРОДУКТ мозга, или ФУНКЦИЯ мозга? Если верно первое, то мысль материальна; если верно второе, то мысль идеальна. Дискуссия не окончена, хотя нужно заметить, большинство ученых склоняются к тому, что мысль – функция мозга; и эта функция – анализ информации. Мозг не рождает информацию, а перерабатывает ее, переводя в новое качество. Информация же не обладает свойствами материального объекта, то есть идеальна.

Как и все в мире сознание есть результат развития.

Любой материальный объект обладает свойством, которое можно рассматривать как предпосылку сознания. Это свойство – отражение (отображение). Слово «отражение» в привычном смысле означает отбрасывание, отскакивание чего-то от какой-либо преграды, подобно тому, как лучи света отражаются от зеркальной поверхности. В философии этот термин наполняется иным содержанием.

Когда вещи взаимодействуют друг с другом, то в них непременно происходят какие-то изменения. При этом на какое-то время – короткое или значительное – остаются следы воздействия, по которым довольно часто можно догадаться, восстанавливая картину, что именно воздействовало и как.

Ученый, изучающий в лаборатории Различные воздействия на предмет исследования; охотник, идущий по следу таежного зверя; дактилоскопист, снимающий отпечатки пальцев на месте преступления и т.п. – все они так или иначе заняты как раз восстановлением картины случившихся событий по их следам. Стало быть, отражение – это реакция материальной системы на воздействие, которая сопровождается запечатлением и сохранением следов этого воздействия. Как универсальное (всеобщее) свойство материи отражение сопровождает любое взаимодействие независимо от его природы. Если рассматривать эволюцию материальных систем, то можно выделить простейшие формы отражения (механические, электрические, химические и т.п.) и более сложные, связанные с появлением живых существ. У одноклеточных это раздражимость. У многоклеточных появляется избирательная реакция на воздействия, возникают органы чувств и, как следствие, появляются ощущения. На основе ощущений развивается психика. На базе психики формируется способность к мышлению. Наконец, на фундаменте мышления появляется сознание.

Таким образом, сознание является высшей ступенью развития такого всеобщего свойства материи, как свойство отображать. Этот вывод позволяет сделать предположение, что сознание в самом общем плане является результатом эволюции живой материи, поднявшейся в своем развитии до состояния общественной жизни, то есть человеческого общества. Однако наука пока не может похвастать, что в вопросе о происхождении сознания имеется полная ясность. Напротив, неясного гораздо больше.

Объяснять происхождение сознания через случайность – занятие не очень серьезное. Вероятность такого события ничтожно мала; она намного меньше, чем, скажем, вероятность того, что внезапный вихрь, налетевший на городскую свалку, случайно «соберет» из хлама и мусора «Мерседес-600».

Одной из наиболее распространенных гипотез возникновения сознания является эволюционно-трудовая гипотеза, соавторами которой считаются Ч. Дарвин и Ф.Энгельс. Согласно ей многие тысячелетия назад один из подвидов человекообразных обезьян через посредство трудовой деятельности и членораздельной речи эволюционировал в сторону человеческого общества.

Предполагается, что этот процесс был длительным и постепенным. Биологическими предпосылками к сознанию явились: крупный мозг, стадный образ жизни обезьян, особенности анатомии передних конечностей, позволяющие брать предметы. Это способствовало прямохождению и изготовлению простейших орудий труда (как известно, ни одно животное не в состоянии изготовить орудие труда).

Переход от мышления к сознанию, совершившийся когда-то на этой основе, привел к появлению у древних людей таких качеств, как умение общаться друг с другом посредством слов и способность планировать свои действия (животные, образно говоря, живут «сиюминутно»). Наглядную схему эволюционно-трудового процесса можно увидеть в любом школьном кабинете биологии, где в развернутом виде показано, как начиная с появления амебы и инфузории, развитие живых существ приводит к появлению приматов, а затем и человеческого общества.

Разумеется, данная гипотеза имеет сильные стороны. Во-первых, все виды живых существ легко расположить на ступенях эволюционной «лестницы», каждая из которых сопровождается появлением новых свойств, которых не было раньше; на верхней ступени как раз и располагается человек с его новым свойством – сознанием, что выглядит вполне логичным.

Во-вторых, установлено, что зародыш человека за девять месяцев своего внутриутробного развития как бы кратко проходит (воспроизводит) основные из упомянутых ступеней (появляется хвост, жаберные щели, плавники и т.п., которые затем атрофируются). Это говорит о родстве человеческого рода со всем остальным животным миром, то есть о природно-эволюционном происхождении человека. Однако заметим, что из этого родства не вытекает автоматически факт сознания: биологически человек – продукт эволюции, скорее всего это так и есть; но его сознание невозможно объяснить как всего лишь «бесплатное приложение» к этой эволюции.

В-третьих, известно, что генетические коды человека и человекообразных обезьян совпадают на 97 %, что косвенно указывает на идею прямого родства людей именно с ними, а не с какими-то другими видами живых организмов. Немаловажную роль играет также внешнее сходство человека с высшими обезьянами, что рождает обычно какое-то смутно-интригующее и острое любопытство к этим существам у наблюдающих людей. Но и здесь нужно добавить, что генетические коды кошек и собак, например, тоже совпадают в почти такой же степени, однако никто не спешит на этом основании утверждать, что кошки произошли от собак, или наоборот.

Вместе с тем, эволюционно-трудовая гипотеза происхождения сознания имеет и слабые стороны, которые в нашей стране в годы советской власти замалчивались из идеологических соображений (борьба с религией, логическая незыблемость марксизма-ленинизма и т.п.).

Во-первых, до сих пор, несмотря на все старания, не найдено останков так называемого «промежуточного звена» между обезьяной и человеком. Сторонники данной гипотезы пытаются объяснить это тем, что переходное звено не отличалось устойчивостью, стабильностью; оно, мол, было кратковременным и поэтому не оставило следов. Другие же говорят, что пока не нашли, но, возможно, найдем завтра или послезавтра. Надо признать, что все это звучит не очень убедительно.

Во-вторых, установлено, что мы, люди, используем возможности своего мозга в среднем всего лишь на 7-9 %. Природа же ничего не создает «впрок»; все живые существа используют свои биологические возможности «на полную катушку». Наличие такого огромного «резерва» у человеческого мозга совершенно необъяснимо с точки зрения эволюционно-трудовой гипотезы. Возникает фантастическая мысль о том, что человек, возможно, появился не в земных, а в других условиях, требующих иного использования интеллектуальных способностей.

В-третьих, известно, что различные виды животных только исчезают (в основном по причине техногенной деятельности человека); никто и никогда не наблюдал возникновения нового вида, как в естественных, так и в лабораторных условиях. Все попытки создать искусственно новый вид путем скрещивания уже имеющихся, терпят неудачу. В одних случаях получаемые гибриды не могут размножаться (например, мул – гибрид лошади и осла – не способен давать потомство); в других – у гидридов вновь рождаются исходные виды скажем, помесь волка и собаки дает потомство в виде либо «чистых» собак, либо «чистых» волков). Это наталкивает на мысль, что люди и обезьяны – это разные виды, а не подвиды одного вида.

Идею скрещивания человека и обезьяны в экспериментальных целях вряд ли можно признать этичной и гуманной. Однако в годы второй мировой войны немецкие врачи, если их можно так назвать, проводили и такие «опыты». Они дали отрицательный результат: оплодотворение не происходило. Все это весьма серьезно подрывает доверие к гипотезе о происхождении человека от обезьяны.

В-четвертых, методами радиоуглеродного анализа установлено, что биомасса (масса всего живого) на Земле на протяжении миллионов лет практически не изменяется; она колеблется в ту или иную сторону лишь в связи с изменениями климата. Тогда как согласно эволюционной гипотезе биомасса должна со временем нарастать. Это рождает невероятное с точки зрения традиционных представлений предположение об одновременном появлении всех видов живых существ на Земле.

Таким образом, мы видим, что вопрос о происхождении сознания остается открытым. Существуют и другие предположения на эту тему. Это, например, космологическая гипотеза, согласно которой в далеком прошлом произошло случайное или плановое «засевание» Земли матрицами ДНК, включая генетический код человека.

Это гравитационная гипотеза, по которой гравитационное поле имеет разные частоты, аналогичные частотам электромагнитного поля; этим частотам соответствуют различные материальные образования, среди которых есть «биогравитоны». В этом плане материальная основа сознания – гравитационное поле особой частоты.

Это лептонно-полевая гипотеза, в соответствии с которой существуют особые частицы – лептоны, создающие поля с разными уровнями одушевленности и мышления (эти частицы уже открыты современной наукой, однако их свойства пока недостаточно изучены).

Как бы то ни было, можно сказать, что три крупных проблемы, по которым у современной науки пока нет внятных ответов – происхождение Вселенной, возникновение жизни, появление сознания – продолжают волновать воображение и беспокоить своей неразрешенностью.

Сознание неразрывно связано с речью – второй сигнальной системой (первой являются ощущения). Понятие «язык» шире понятия «речь». Язык – это любой способ передачи информации, тогда как речь – передача информации с помощью слов. Есть язык звуков, жестов, мимики, рисунков и т.п.; и есть язык слов – речь – высшая форма языка.

Язык животных выполняет лишь сигнальную функцию, он не способен обозначать вещи и явления. Например, вожак гусиной стаи, завидя лисицу или ястреба, тут же подает сигнал опасности, но именно сигнал, а не знак; его крик одинаков при любой угрозе, он не обозначает характера опасности: грозит она с земли или с воздуха, и что именно угрожает. Стая гусей в этот момент прерывает свое занятие и поступает так, как поступает вожак – взлетает, если поднимается в воздух он, ли устремляется в кустарник, если туда прячется вожак.

Речь, как язык сознания, как материальная оболочка мысли, не только сигнализирует, но и обозначает, то есть выполняет знаковую функцию. Кроме того, слово выполняет функцию обобщения, без чего невозможно абстрактное мышление. У животных, даже высших, эта функция практически не развита. Вот описание хрестоматийного опыта. Шимпанзе была обучена заливать огонь водой из банки, чтобы достать банан из ящика (огонь мешал это сделать). Когда ящик с бананом и огонь расположили на плоту, а банку с водой оставили на берегу, то шимпанзе побежала по мосткам за банкой с водой, хотя вокруг было полно воды и имелась пустая банка.

Что мешает обезьяне зачерпнуть воды из озера? Низкий уровень обобщения: для шимпанзе вода в банке и вода в озере – не одно и то же. У нее нет понятия «вода вообще». Известно, что у отсталых народов севера снег, лежащий на земле, имеет одно название; СНГ на дереве – другое; падающий снег – третье, и т.д. Их сознание еще не столь развито, чтобы подняться до обобщающего понятия «снег вообще». Именно поэтому отсталые народы не имеют философских систем, так как для их сознания необходим высокий уровень абстрактного мышления и соответствующей ему лексики.

Иногда в жизни вы можете ощущать, что систематически натыкаетесь на одно и то же препятствие, преодоление которого лишает вас сил и энергии. Проблемы и сложные ситуации выглядят клонами, и вы не можете вырваться из устойчивого порочного круга. Попробуйте разрушить эту деструктивную модель и начать улучшать собственную жизнь. И это не должно быть желание материальных богатств, а скорее стремление к свободе (эмоциональной и физической). Ищите ощущения, а не вещи.

Один из самых важных аспектов, который вы начинаете понимать после начала движения по пути перемен, – это осознание того, что вы сами способны сделать свою жизнь лучше. Прямо сейчас, в этот самый момент. Не с большим количеством денег, новым домом, машиной или лучшей фигурой, а с изменением мышления. Вы начинаете видеть, что независимо от происходящего извне, вы можете выбирать, что вы думаете и ощущаете внутри, и когда мы ценим силу этого самосознания, мы можем кардинально изменить не только наш день, но и наше будущее.

Вы наверняка знаете фразу «встать с постели не с той ноги»? Если в неё поверить, то весь свой день вы проведете, чувствуя себя несчастным и незадачливым человеком, у которого все из рук валится. Кто виноват? А ведь все началось с мысли, направляющей действия, которые принесли не те результаты. Быть способным осознавать себя – это мощный способ задать правильное направление своим действиям, приводящим в результате к счастью и успеху.

Воспользуйтесь пятью советами для осознания самого себя. Эта сила может помочь вам достичь большего как лично, так профессионально и эмоционально.

1. Перестаньте себя недооценивать и ощущать жертвой

Многие грешат подобным отношением к себе. Вы заметили, как возле одних людей вы уверены в себе, а возле других ощущаете себя неудачником или профаном? Обратите внимание на эти свои ощущения. Теперь это ваша ответственность – изменить то, как вы воспринимаете людей и как вы себя чувствуете рядом с ними. Возможно, вы сомневаетесь, являются ли люди вашими друзьями, и это влияет на ваш выбор действий и уровня доверия. Возможно, у вас были строгие родители и учителя, взрастившие в вас чувство страха. Просто осознайте свои ощущения, которые «живут» с вами в течение очень долгого времени.

2. Уважайте, принимайте и цените себя

Если вы не уважаете и не цените себя, как вы сможете получить то, что сделает вас счастливым и самодостаточным? Именно так: не воспринимая себя как личность и не понимая свой собственный эмоциональный и интеллектуальный потенциал, вы лишаете себя шансов на прогресс.

3. Осознайте свою собственную ценность

Даже если вы научитесь уважать, принимать и ценить себя, вы все равно можете обнаружить, что у вас есть какие-то эмоционально негативные «крючки» по отношению к самому себе. Теперь вам нужно научиться слышать и слушать свою личностную ценность, чтобы еще больше познать себя и делать только то, что действительно важно для вас. Если вы победите свой негативный образ мышления, вы победите и в жизни. Исследуйте на подсознательном уровне, что для вас ценно, и насколько ценны вы сами.

4. Перестройте свои негативные мысли

После того как вы научились принимать себя и понимать свою ценность, вы все же можете обнаружить, что негативность заметно влияет на вашу способность осознавать себя. Когда у вас привычно сформирована не особо высокая самооценка, трудно анализировать поток мыслей, роящихся в голове. Теперь ваша задача – это заняться их глобальной перестройкой. Внимательно слушайте свои негативные мысли, убеждения и чувства. Не пытайтесь их изменить, просто признайте их. Что будет дальше? Вы научитесь их распознавать и выхватывать из общего потока, а затем трансформировать в позитив.

5. Займитесь более активным саморазвитием

Итак, мы знаем, что мышление влияет на наш успех, но в большинстве случаев мы используем этот инструмент на очень поверхностном уровне. Хотя любой уровень лучше, чем ничего, все же стоит изучить эту науку немного глубже и стать более осведомленным о себе. Ожидание результатов путем чтения мотивационных аффирмаций явно недостаточно. Да, с помощью осознанного мышления можно достичь истинного счастья, творческого подъема и успеха, однако все это должно подкрепляться активными действиями.

Запрос на осознанную жизнь рождается только у развитого человека, который начинает чувствовать свой внутренний мир и обращать внимание на свои переживания, эмоции, мысли, желания и начинает прослеживать необъяснимую взаимосвязь между своим внутренним состоянием и своими результатами во внешнем мире. Это запрос человека, который не просто хочет удовлетворить свои базовые потребности выживания, но и хочет развиваться и получать истинную радость и удовольствие от жизни, от реализации себя, от взаимодействия с другими людьми.

Осознанность позволяет действовать эффективно и при этом получать удовольствие от жизни, реализуя свой потенциал, замечая проблемы на стадии их возникновения и быстро и эффективно разрешая. Управлять можно только тем, что осознаешь. Поэтому осознанность - это ключ к управлению своей жизнью! Осознанность позволяет управлять своим телом, эмоциями, мыслями, своим отношением к людям и своей жизнью.

Что это такое осознанность?

Осознанность - это тотальное и безоценочное погружение внимания в процессы, происходящие в нашей жизни (физические, ментальные и психологические) и их осознание. Осознание - это прожектор внимания, направленный внутрь себя, который освещает проблему или какой-то процесс, делает его ясным, видимым и понятным. В этот момент мы не осуждаем и не даем оценки явлению, человеку, чувству, действию, а просто наблюдаем. Осознанная жизнь - это настоящая жизнь, жизнь вне условностей, навязанных ценностей, желаний и образов поведения. Быть осознанным - это значить видеть себя и окружающий мир такими, какие они есть в действительности.

Что вы получаете, практикуя осознанность в жизни:

  • Оздоровление. Осознанное отношение к телу поможет предотвратить болезни и прийти к оздоровлению, т.к слушая свое тело, мы начинаем давать ему именно то, что для него необходимо.
  • Внутренний баланс и гармония. Осознанное отношение к своим эмоциям позволяет ими управлять.
  • Реализация своего потенциала. Осознавая свои желания, со временем мы учимся различать истинные желания от навязанных. А реализуя истинные желания, мы начинаем раскрывать свою суть и свою уникальность.
  • Свобода быть собой. Осознавая свои мысли, желания, чувства и поступки, со временем мы становимся свободными от вложенных программ, шаблонов, негативных установок и становимся успешнее и счастливее.
  • Улучшение отношений с окружающими. Осознанность позволяет видеть человека таким, какой он есть, а не взаимодействовать с придуманным образом.
  • Открытие интуиции. Осознанное отношение к своему внутреннему миру открывает интуицию. Часто тело и нервная система дают нам сигналы, предупреждая нас о возможных последствиях.
  • Улучшение уровня жизни. Осознанное отношение к своим мыслям поможет сформировать позитивные изменения в жизни, поскольку осознанные мысли рождают осознанные действия.
  • Яркость и интерес к жизни. Осознанность делает жизнь интересной, а не скучной и обыденной. Ведь каждое мгновение уникально и красиво, но не замечая красоты вокруг, мы погружаемся в череду бесконечно тянущихся серых будней с мечтами об отпуске.
  • Повышение уровня энергии. Возвращая свое внимание в настоящий момент, мы возвращаем себе свою энергию, которую раньше растрачивали на прокручивание мыслей, ситуаций и переживаний из прошлого или страхов за будущее.

Таким образом, осознанность позволяет стать человеку живым и настоящим, делать то, что идет из души, а не навязано кем-либо, следовательно, реализовывать себя и испытывать от этого подлинную радость и счастье.

Как же развивать осознанность?

На этом пути можно совершенствоваться постоянно, собирая нити внимания и со временем осознавая все больше и больше. Начать можно с самого простого, но ведь именно из маленьких, но постоянных усилий складывается большой результат.

Самые простые практики повышения осознанности

  1. Практика дыхания. Сосредоточьте внимание на вдохе и выдохе, не вмешиваясь, просто наблюдая. Эта практика успокаивает, погружает в настоящий момент, расслабляет.
  2. Осознанное принятие пищи. Принимая пищу, сосредоточьтесь на ее вкусе. Держа в руках кусочек хлеба, попробуйте осознать как он попал к вам, сколько сил и времени ушло, чтобы его приготовить, вырастить пшеницу, собрать, смолоть муку, расфасовать, выпечь, сколько сил и труда вложено в этот маленький кусочек. И какова его ценность.
  3. Сосредоточение на своих чувствах. Чтобы успеть проживать свою жизнь, а не делать все на автомате, можно каждый час или два делать погружение в настоящий момент. Можно поставить таймер на часах. И когда прозвенит звонок, оставить свои дела и погрузиться в настоящий момент, спросив себя “Что я сейчас чувствую?”, пройтись внимание по телу, расслабить напряжение, последить за дыханием 5-10 минут. Эта практика не занимает много времени и отлично восстанавливает силы среди напряженного рабочего дня, освежает.
  4. Шар осознанности. Представьте в районе груди прозрачную сферу и сосредоточьтесь на ней и спросите себя: «Что я сейчас действительно хочу и что меня порадует?». Затем начните заполнять это шар приятными образами. Это открывает доступ к истинным желаниям нашей Души. Эту же практику можно использовать, чтобы определить истинное желание или навязанное. Поместите образ желания в этот шар Души и прислушайтесь к ощущениям. Если они приятные и радостные, то исполнение желания принесет вам радость, если нет, то вероятнее всего, желание навязано кем-либо.
  5. Осознанная работа с негативными эмоциями. Если вами овладели негативные чувства, переведите свое внимание внутрь и спросите себя «Что я чувствую, где в теле я это чувствую?». Затем сконцентрируйте там свое внимание и начинайте осознанно выдыхать, пока эмоция не раствориться. Со временем вы сможете быстро растворять негативные эмоции своим осознанием.
  6. Осознание своих мыслей. Если вы склонны вовлекаться в негативные мысли и прокручивать их часами, то попробуйте простое, но эффективное упражнение «Резиночка». Оденьте на руку резиночку и как только ловите себя на том, что вовлеклись в негативные мысли, не сильно, но ощутимо оттягиваете резиночку и щелкаете себя по руке. Осознанно переключайте свое внимание с плохих мыслей, как говорила известная Скарлетт О"Хара «Я подумаю об этом завтра», но не сейчас. Помните, что мысли - это вибрации, которые формируют вокруг вас поле и то, о чем думаете, то и притягиваете к себе.
  7. Если вас раздражает какой-либо человек. Любой человек откликается внутри нас каким-то чувством или состоянием. Например, мы читаем или слушаем кого-то и ощущаем, как что-то внутри нас резонирует и находит отклик. Мы испытываем приятные чувства по отношению к человеку. Но бывает и так, что смотришь на человека, а внутри рождается что-то неприятное, раздражающее, что не находит резонанса внтури. Осознанно идя по этому ощущению, найдите и локализуйте место в теле и затем начните расслаблять это напряжение, пока оно не уйдет. В результате практики вы заметите, что отношение изменилось на нейтральное и больше вас никак не задевает. Это работает очень эффективно, а с практикой еще и очень быстро.
  8. Осознание тела. Тело всегда начинает сигналить нам о нарушениях, но мы настолько поглощены своими делами или мыслями, что часто этого не замечаем. Пока не включается самый сильный сигнал - боль, которая говорит о том, что разрушение уже серьезное. Основная причина разрушений и болезней - это сжатие пространств тела, которое чаще всего происходит во время стресса. Сжатие не позволяет энергии течь спокойно и расслабленно. Это то же самое, что постоянно ходить со сжатыми кулаками. Кровь и энергия застаивается и со временем начинаются проблемы. Очень простую практику работы с телом можно выполнять перед сном. Нужно удобно лечь и начать скользить вниманием по своему телу, находить зоны напряжения и осознанно расслаблять их, если напряжение очень сильное, то можно его продышать, представляя, как вы с дыханием наполняете эту зону светом. Это способствует хорошему сну и оздоровлению.

Совершенствуясь в практике осознанности, можно выйти на новый уровень жизни. Когда осознаешь свое тело и его ощущения, понимаешь, что ты не есть тело. Когда ты осознаешь свои мысли, то понимаешь, что ты не есть мысли. Когда осознаешь свои чувства, то понимаешь, что ты не есть чувства. Когда осознанно относишься к желаниям, то начинаешь различать истинные желания Души от навязанных социумом. Когда входишь в состояние наблюдателя и начинаешь жить в настоящем, тогда ты становишься хозяином своей жизни, ума, тела, мыслей и чувств.




© 2024
digtime.ru - Digtime - Строительный портал