03.03.2024

Создание и регистрация тсн. Разница между тсж и тсн Кто входит в состав правления тсн


Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ
"О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"

не преследуют извлечение прибыли не распределяют

5. Уставом некоммерческой корпоративной организации может быть предусмотрено, что решения о создании корпорацией других юридических лиц, а также решения об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации принимаются коллегиальным органом корпорации.

добровольное объединение в здании , в том числе в многоквартирном доме , или в нескольких зданиях в их общей собственности или в общем пользовании

2. Устав товарищества собственников недвижимости должен содержать сведения о его наименовании, включающем слова "товарищество собственников недвижимости", месте нахождения, предмете и целях его деятельности, составе и компетенции органов товарищества и порядке принятия ими решений , в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, а также иные сведения, предусмотренные законом.

3. Товарищество собственников недвижимости не отвечает по обязательствам своих членов. Члены товарищества собственников недвижимости не отвечают по его обязательствам.

4. Товарищество собственников недвижимости по решению своих членов может быть преобразовано в потребительский кооператив.

2. принадлежат членам порядок определения долей в праве общей собственности на него устанавливаются законом.

3.

1. К исключительной компетенции высшего органа товарищества собственников недвижимости наряду с вопросами, указанными в пункте 2 статьи 65.3 настоящего Кодекса, относится также принятие .

2. Втовариществе собственников недвижимости создаются (председатель) и постоянно действующий

Статья 3

до дня вступления в силу нормами главы 4 при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы , содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких юридических лиц до Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона)

Вопросов больше чем ответов!

Миронов И.Б.,руководитель Аппарата комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству отвечает на вопросы журнала "Председатель ТСЖ"

2октября 2014г редакцией журнала «Председатель ТСЖ» были направлены вопросы Председателю Комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству П.В.Крашенинникову. 31 октября в 17:08 по эл. почте получили письмо: «По Вашему письму, зарегистрированному в Комитете за номером 613959-6 от 03.10.2014 г., можем предложить следующее. Ответы на отдельные вопросы, интересующие читателей журнала “Председатель ТСЖ”, может дать руководитель аппарата Комитета Миронов Илья Борисович.» В телефонном разговоре нас предупредили, что официально на бланке Комитета ответы Миронова прислать не могут. Ниже присланные ответы.

Полагаем, что 5 ноября нам удастся встретиться с Мироновым для уточнения полученных ответов, т.к в телефонном разговоре помощник Крашенинникова сказала, что пропуск закажут, но т.к рабочий день заканчивается, перенесем встречу на рабочие дни.

Вопрос № 1

Согласно п.9 ч.1 ст.4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу создания и деятельности ЖК и ЖСК, ТСЖ, прав и обязанностей их членов. Согласно ч.8 той же статьи в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, нормативных правовых актах органов МСУ, положениям ЖК РФ - применяются положения ЖК РФ.

Какой из Кодексов ГК РФ или ЖК РФ имеет приоритет в отношении наименования юридического лица «Товарищество собственников недвижимости»?

ОТВЕТ:
Организационно-правовая форма юридических лиц определяется ГК РФ, и в этой части приоритет всегда оставался и остается за ГК РФ. Согласно переходным положениям Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ) впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции указанного Федерального закона) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции указанного Федерального закона) (п.4 ст. 3 Закона). ГК РФ с 1 сентября 2014 года закрепляет исчерпывающий перечень организационно-правовых форм юридических лиц.

Вопрос № 2

Налоговые органы отказываются регистрировать изменения в Уставы ТСЖ без подачи одновременного заявления об изменении правовой формы ТСЖ на ТСН. При этом противоречия в ЖК РФ и ГК РФ не позволяют разработать Устав для объединения собственников недвижимости в многоквартирных домах.Какой выход Вы видите из этой ситуации? Можно ли отложить исполнение закона о внесении в Уставы ТСЖ изменений о Товариществе собственников недвижимости до снятия возникших противоречий между ГК РФ и ЖК РФ по этому вопросу, а так же до момента внесения ТСН в «Общероссийский классификатор организационно-правовых форм»?

ОТВЕТ :

Согласно переходным положениям Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" установлены специальные правила, позволяющие сделать менее обременительным для правоприменителя процесс приведения организационно-правовых форм юридических лиц в соответствие с новыми правилами ГК РФ.

Со дня вступления в силу Закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ (ст. 3) к созданным до дня его вступления в силу юридическим лицам соответственно применяются нормы главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции указанного Федерального закона):

3) к потребительским обществам, жилищным, жилищно-строительным и гаражным кооперативам, садоводческим, огородническим и дачным потребительским кооперативам, обществам взаимного страхования, кредитным кооперативам, фондам проката, сельскохозяйственным потребительским кооперативам - о потребительских кооперативах (статьи 123.2 и 123.3);

6) к товариществам собственников жилья, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим товариществам - о товариществах собственников недвижимости (статьи 123.12 - 123.14).

Таким образом, к таким юридическим лицам автоматически должны быть применены правила о соответствующих организационно-правовых формах юридических лиц.

Приводить учредительные документы в соответствие с новыми правилами ГК РФ необходимо будет только в случае необходимости внесения каких-либо иных изменений в учредительные документы юридических лиц.

Учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу Закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции указанного Федерального закона) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона) не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

При регистрации изменений учредительных документов юридических лиц в связи с приведением этих документов в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона) государственная пошлина не взимается.

В случае, если есть необходимость внесения в учредительные документы иных изменений (не связанных с действием новых норм ГК РФ О юридических лицах), налоговые органы должны отказать в регистрации таких изменений без приведения уставов в соответствие с новыми правилами ГК РФ.

Вопрос №3

В соответствии с п.2 ст.123.13 ГК РФ «Общее имущество в многоквартирном доме… принадлежит членам соответствующего товарищества собственников недвижимости на праве общей долевой собственности, если иное не предусмотрено законом».
А в соответствии со ст. 36 ЖК РФ «Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме…»

Означают ли поправки в ГК РФ что с целью сохранения своего, гарантированного ст.36 ЖК РФ права на общее имущество в МКД все собственники «автоматически» должны стать членами ТСН? (Пункт 2 ст. 30 Конституции РФ гласит: «Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем». На этом основании при «экстренной» перерегистрации ТСЖ в ТСН будут разрушены многие ныне существующие ТСЖ в МКД).
Или есть иной способ сохранения права распоряжения общим имуществом МКД для собственника, не пожелавшего вступить в члены ТСН?

ОТВЕТ :

Согласно новым правилам ГК РФ, внесенным Законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ, ст. 123.12-123.14 ГК РФ регламентируют статус именно такого юридического лица как товарищества собственников недвижимости. При этом это не единственная форма управления многоквартирным домом (к потребительским обществам, жилищным, жилищно-строительным и гаражным кооперативам, садоводческим, огородническим и дачным потребительским кооперативам, обществам взаимного страхования, кредитным кооперативам, фондам проката, сельскохозяйственным потребительским кооперативам - о потребительских кооперативах (статьи 123.2 и 123.3) ст. 3 указанного закона). Ст. 36 ЖК РФ устанавливает правила в отношении особого объекта гражданских прав – многоквартирного дома, поэтому противоречий между названными нормами нет. Противоречий положениям Конституции РФ названные нормы не содержат. Авторы вопроса скорее всего запутались, поскольку нормы регулируют разные ситуации: статус юридического лица (субъекта гражданских отношений) и особенности статуса такого объекта гражданских прав как многоквартирный дом.

Вопрос № 4

Согласно требованиям ЖК РФ, собрание собственников правомочно, если в нем приняло участие не менее 50% собственников. Согласно ЖК РФ ТСЖ создавалось не менее чем 50% собственников в МКД. Поправки в ГК РФ вообще не регулируют количественный состав участников (учредителей) ТСН при его создании в МКД.Означает ли это, что собственники, обладающие менее, чем 50% голосов могут создать свое ТСН (например в одном поъезде), и принимать на его общем собрании решения, в том числе касающиеся общего имущества МКД, платежей и т.п.,?

ОТВЕТ :

Согласно новым правилам ГК РФ, внесенным Законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ, самостоятельной организационно-правовой формой является товарищество собственников недвижимости, которое может создаваться в различных сферах и областях. Таким образом, ГК РФ устанавливает правила в отношении создания такого юридического лица, порядка принятия им решения, участия в гражданском обороте. Особенности, связанные с осуществлением деятельности в определенной сфере могут быть предусмотрены специальным законодательством. В части минимального количества участников юридических лиц (если оно не установлено ГК РФ) должны действовать нормы специального законодательства.

Кроме того, в ГК РФ появилась новая глава 9.1, регулирующая порядок проведения собраний гражданско-правового сообщества. Решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других - участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.

Согласно ст. 181.2 ГК РФ решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества.

Таким образом, противоречий между ГК и ЖК нет.

Вопрос № 5

Органы жилищного надзора в силу ст.20 ЖК РФ следили за соответствием Уставов ТСЖ требованиям ЖК РФ. Поправки в ГК РФ ввели новое понятие – Товарищество собственников недвижимости. К таким товариществам Закон теперь относит ТСЖ и СНТ. Но эти два разных объединения имеют и разные правовые основы. Даже права и обязанности их членов сильно отличаются.

Так, например, по ст.19 ФЗ-66 "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" член СНТ «обязан участвовать в мероприятиях, проводимых таким объединением, участвовать в общих собраниях членов такого объединения». А ЖК РФ эти вопросы не вменены в обязанность членов ТСЖ. Для членов ТСЖ – это право, а не обязанность.

В дальнейшем Жилищные инспекции будут проверять Уставы ТСН. Примерного Устава ТСН пока нет и не предполагается его утверждение в ближайшее время.

Какие пункты из какого закона в обязательном порядке должны быть внесены в Устав ТСН, созданного в МКД, чтобы у органа жилищного надзора не оставалось оснований утверждать, что Устав ТСН не соответствует требованию закона?

ОТВЕТ :

Согласно новым правилам ГК РФ, внесенным Законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ, организационно-правовой формой является товарищество собственников недвижимости, которое может создаваться в различных сферах и областях. Таким образом, ГК РФ устанавливает правила в отношении порядка создания такого юридического лица, порядка принятия им решения, участия в гражданском обороте. Особенности, связанные с осуществлением деятельности в определенной сфере могут быть предусмотрены специальным законодательством. Следовательно, для организаций, созданных в сфере «садоводческой», в уставах должны быть учтены соответствующие нормы ГК и ФЗ-66 "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", для организаций, созданных в целях управления многоквартирным домом - соответствующие нормы ГК и ЖК.

Вопрос № 6

Кто должен подавать заявление о регистрации ТСН: все учредители или…?
Ответ
Или..?

Вопрос №7

В отличие от коммерческих корпоративных организаций, где состав учредителей стабилен, ФИО и число учредителей в ТСН создаваемых в жилых домах будет постоянно меняться. Потребуют ли такие изменения внесения изменений в ЕГРЮЛ?

ОТВЕТ :
Все обстоит с точностью до наоборот. Например, в АО только в один день совершаются тысячи сделок купли-продажи. В МКД состав собственников по сравнению с АО чрезвычайно стабилен. Фиксация собственников осуществляется в ЕГРП при совершении сделок (купли-продажи, мены, дарения, наследования, ренты…)

Вопрос № 8

Какая судьба ждёт ЖСК, которые управляют МКД, в которых уже нет членов-пайщиков (кооператоров), а есть собственники и наниматели жилья?

ОТВЕТ:
Они уже давно должны были прекратить существование (ликвидированы), поскольку достигли целей своего создания и отсутствуют паевые отношения.

И от коллеги из Нижнего Новгорода Добруник М.В. – независимый эксперт, г. Н.Новгород комментарии:

Обозначенные поправки вступают в силу с 1 сентября 2014 года. Однако перерегистрировать или менять название компаний к этому сроку не нужно. Организации смогут привести свои уставные документы в соответствие с ГК РФ при любом ближайшем их изменении. Причем, при регистрации изменений учредительных документов в связи с приведением этих документов в соответствие госпошлина взиматься не будет. Это предусмотрено статьей 3 Закона № 99-ФЗ.

Учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц.

Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) действуют в части, не противоречащей указанным нормам .

8. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона к созданным до дня его вступления в силу юридическим лицам соответственно применяются нормы главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона):

6) к товариществам собственников жилья, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим товариществам - о товариществах собственников недвижимости (статьи 123.12 - 123.14);

В силу пункта 5 статьи 10 и пункта 1 статьи 52 ГК РФ учредительные документы являются правовым основанием деятельности юридического лица как субъекта прав и обязанностей, добросовестность и разумность действий которого предполагаются. Положения учредительных документов обязательны для юридического лица в отношениях с его учредителями (участниками) и третьими лицами.

Перечень обязательных требований к содержанию устава юридического лица содержатся в пункте 2 статьи 52 ГК РФ. Это:

  • наименование юридического лица,
  • место его нахождения,
  • порядок управления деятельностью юридического лица,
  • другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ глава 4 части первой Гражданского кодекса РФ была дополнена параграфом § 6 «Некоммерческие корпоративные организации», который вступает в силу

1. Общие положения о некоммерческих корпоративных организациях

Статья 123.1. Основные положения о некоммерческих корпоративных организациях

1. Некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (пункт 1 статьи 50 и статья 65.1), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса.

2. Некоммерческие корпоративные организации создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций (союзов), товариществ собственников недвижимости , казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общин коренных малочисленных народов Российской Федерации (пункт 3 статьи 50).

3. Некоммерческие корпоративные организации создаются по решению учредителей, принятому на их общем (учредительном) собрании, конференции, съезде и т.п. Указанные органы утверждают устав соответствующей некоммерческой корпоративной организации и образуют ее органы.

4. Некоммерческая корпоративная организация является собственником своего имущества.

5. Уставом некоммерческой корпоративной организации может быть предусмотрено, что решения о создании корпорацией других юридических лиц, а также решения об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации принимаются коллегиальным органом корпорации.

5. Товарищества собственников недвижимости

Статья 123.12. Основные положения о товариществе собственников недвижимости

1. Товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании , в том числе в многоквартирном доме , или в нескольких зданиях , жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании , а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.

2. Устав товарищества собственников недвижимости должен содержать

  • сведения о его наименовании , включающем слова "товарищество собственников недвижимости",
  • месте нахождения,
  • предмете и целях его деятельности,
  • составе и компетенции органов товарищества и порядке принятия ими решений , в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов,
  • а также иные сведения, предусмотренные законом .

3. Товарищество собственников недвижимости не отвечает по обязательствам своих членов. Члены товарищества собственников недвижимости не отвечают по его обязательствам.

4. Товарищество собственников недвижимости по решению своих членов может быть преобразовано в потребительский кооператив .

Статья 123.13. Имущество товарищества собственников недвижимости

1. Товарищество собственников недвижимости является собственником своего имущества.

2. Общее имущество в многоквартирном доме , а также объекты общего пользования в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществах принадлежат членам соответствующего товарищества собственников недвижимости на праве общей долевой собственности , если иное не предусмотрено законом. Состав такого имущества и порядок определения долей в праве общей собственности на него устанавливаются законом.

3. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме, доля в праве общей собственности на объекты общего пользования в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе собственника земельного участка - члена такого некоммерческого товарищества следуют судьбе права собственности на указанные помещение или земельный участок.

Статья 123.14. Особенности управления в товариществе собственников недвижимости

1. К исключительной компетенции высшего органа товарищества собственников недвижимости наряду с вопросами, указанными в пункте 2 статьи 65.3 настоящего Кодекса, относится также принятие решений об установлении размера обязательных платежей и взносов членов товарищества .

2. В товариществе собственников недвижимости создаются единоличный исполнительный орган (председатель) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление).

По решению высшего органа товарищества собственников недвижимости (пункт 1 статьи 65.3) полномочия постоянно действующих органов товарищества могут быть досрочно прекращены в случаях грубого нарушения ими своих обязанностей, обнаружившейся неспособности к надлежащему ведению дел или при наличии иных серьезных оснований.

7. Учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц.

Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы , содержащие его прежнее наименование.

Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

Статья 65.1. Корпоративные и унитарные юридические лица

1. Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании.

2. В связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Статья 65.2. Права и обязанности участников корпорации

(введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

1. Участники корпорации (участники, члены, акционеры и т.п.) вправе:

участвовать в управлении делами корпорации , за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса;

в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом и учредительным документом корпорации, получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией;

обжаловать решения органов корпорации , влекущие гражданско-правовые последствия, в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом;

требовать, действуя от имени корпорации (пункт 1 статьи 182), возмещения причиненных корпорации убытков (статья 53.1);

оспаривать, действуя от имени корпорации (пункт 1 статьи 182), совершенные ею сделки по основаниям, предусмотренным статьей 174 настоящего Кодекса или законами о корпорациях отдельных организационно-правовых форм, и , а также применения последствий недействительности ничтожных сделок корпорации.

Участники корпорации могут иметь и другие права, предусмотренные законом или учредительным документом корпорации.

2. Участник корпорации или корпорация, требующие возмещения причиненных корпорации убытков (статья 53.1) либо признания сделки корпорации недействительной или применения последствий недействительности сделки , должны принять разумные меры по заблаговременному уведомлению других участников корпорации и в соответствующих случаях корпорации о намерении обратиться с такими требованиями в суд, а также предоставить им иную информацию, имеющую отношение к делу. Порядок уведомления о намерении обратиться в суд с иском может быть предусмотрен законами о корпорациях и учредительным документом корпорации.

Участники корпорации, не присоединившиеся в порядке, установленном процессуальным законодательством, к иску о возмещении причиненных корпорации убытков (статья 53.1) либо к иску о признании недействительной совершенной корпорацией сделки или о применении последствий недействительности сделки, в последующем не вправе обращаться в суд с тождественными требованиями, если только суд не признает причины этого обращения уважительными.

3. Если иное не установлено настоящим Кодексом, участник коммерческой корпорации, утративший помимо своей воли в результате неправомерных действий других участников или третьих лиц права участия в ней, вправе требовать возвращения ему доли участия, перешедшей к иным лицам, с выплатой им справедливой компенсации, определяемой судом, а также возмещения убытков за счет лиц, виновных в утрате доли. Суд может отказать в возвращении доли участия, если это приведет к несправедливому лишению иных лиц их прав участия или повлечет крайне негативные социальные и другие публично значимые последствия. В этом случае лицу, утратившему помимо своей воли права участия в корпорации, лицами, виновными в утрате доли участия, выплачивается справедливая компенсация, определяемая судом.

4. Участник корпорации обязан:

участвовать в образовании имущества корпорации в необходимом размере в порядке, способом и в сроки, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другим законом или учредительным документом корпорации;

не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности корпорации;

участвовать в принятии корпоративных решений , без которых корпорация не может продолжать свою деятельность в соответствии с законом, если его участие необходимо для принятия таких решений;

не совершать действия, заведомо направленные на причинение вреда корпорации;

не совершать действия (бездействие), которые существенно затрудняют или делают невозможным достижение целей, ради которых создана корпорация.

Участники корпорации могут нести и другие обязанности, предусмотренные законом или учредительным документом корпорации.

Статья 65.3. Управление в корпорации

(введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

1. Высшим органом корпорации является общее собрание ее участников.

В некоммерческих корпорациях и производственных кооперативах с числом участников более ста высшим органом может являться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган , определяемый их уставами в соответствии с законом. Компетенция этого органа и порядок принятия им решений определяются в соответствии с настоящим Кодексом законом и уставом корпорации.

2. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом, к исключительной компетенции высшего органа корпорации относятся:

определение приоритетных направлений деятельности корпорации, принципов образования и использования ее имущества;

утверждение и изменение устава корпорации;

определение порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников, кроме случаев, если такой порядок определен законом;

образование других органов корпорации и досрочное прекращение их полномочий, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности корпорации, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

принятие решений о создании корпорацией других юридических лиц , об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации, за исключением случаев, если уставом хозяйственного общества в соответствии с законами о хозяйственных обществах принятие таких решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

принятие решений о реорганизации и ликвидации корпорации , о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации.

Законом и учредительным документом корпорации к исключительной компетенции ее высшего органа может быть отнесено решение иных вопросов.

Вопросы, отнесенные настоящим Кодексом и другими законами к исключительной компетенции высшего органа корпорации, не могут быть переданы им для решения другим органам корпорации , если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом.

3. В корпорации образуется единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, председатель и т.п.). Уставом корпорации может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно , или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга (абзац третий пункта 1 статьи 53). В качестве единоличного исполнительного органа корпорации может выступать как физическое лицо, так и юридическое лицо .

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другим законом или уставом корпорации, в корпорации образуется коллегиальный исполнительный орган (правление , дирекция и т.п.).

К компетенции указанных в настоящем пункте органов корпорации относится решение вопросов, не входящих в компетенцию ее высшего органа и созданного в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи коллегиального органа управления.

4. Наряду с исполнительными органами, указанными в пункте 3 настоящей статьи, в корпорации может быть образован в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другим законом или уставом корпорации, коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет), контролирующий деятельность исполнительных органов корпорации и выполняющий иные функции, возложенные на него законом или уставом корпорации. Лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов корпораций, и члены их коллегиальных исполнительных органов не могут составлять более одной четверти состава коллегиальных органов управления корпораций и не могут являться их председателями.

Члены коллегиального органа управления корпорации имеют право получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией, требовать возмещения причиненных корпорации убытков (статья 53.1), оспаривать совершенные корпорацией сделки по основаниям, предусмотренным статьей 174 настоящего Кодекса или законами о корпорациях отдельных организационно-правовых форм, и требовать применения последствий их недействительности , а также требовать применения последствий недействительности ничтожных сделок корпорации в порядке, установленном пунктом 2 статьи 65.2 настоящего Кодекса.

Статья 56. Ответственность юридического лица

1. Юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Особенности ответственности казенного предприятия и учреждения по своим обязательствам определяются правилами абзаца третьего пункта 6 статьи 113, пункта 3 статьи 123.21, пунктов 3 - 6 статьи 123.22 и пункта 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса. Особенности ответственности религиозной организации определяются правилами пункта 2 статьи 123.28 настоящего Кодекса.

2. Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или другим законом.

Деньги на р/с ТСН являются обязательными платежами и взносами членов ТСН, поэтому списание этих средств по исполнительным листам (штрафы, долги и % по договорам с ТСН) нарушает имущественные права всех членов ТСН .

В Определение № ВАС-6687/13 от 24.07.2013 по делу № А33-9496/2012 разъяснено:

«Обращение взыскания на денежные средства, находящиеся на расчетном счете должника – управляющей компании , возможно только в случае принадлежности всех находящихся на расчетном счете денежных средств должнику, а также при обращении взыскания на принадлежащую должнику часть находящихся на счете денежных средств, с указанием об этом в соответствующем постановлении, при условии возможности определения конкретной суммы принадлежащих должнику денежных средств, находящихся на счете.

Поступающие на специальный банковский счет денежные средства не могут быть признаны денежными средствами должника, так как включают в себя платежи граждан за коммунальные услуги , оказанные ресурсоснабжающими организациями, имеют специальное назначение.

Обращение взыскания на денежные средства, находящиеся на специальном банковском счете должника, в интересах одной ресурсоснабжающей организации затрагивает интересы населения как потребителя и может иметь социально значимые негативные последствия» .

Статья 53. Органы юридического лица

1. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие от его имени (пункт 1 статьи 182) в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.

Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом.

Учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом подлежат включению в единый государственный реестр юридических лиц.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В предусмотренных настоящим Кодексом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно . Такую же обязанность несут члены коллегиальных органов юридического лица (наблюдательного или иного совета, правления и т.п.).

(п. 3 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Отношения между юридическим лицом и лицами, входящими в состав его органов, регулируются настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами о юридических лицах.

(п. 4 введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

Статья 53.1. Ответственность лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица

(введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

1. Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени (пункт 3 статьи 53), обязано возместить по требованию юридического лица, его учредителей (участников), выступающих в интересах юридического лица, убытки, причиненные по его вине юридическому лицу.

Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, несет ответственность, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей оно действовало недобросовестно или неразумно , в том числе если его действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску.

2. Ответственность, предусмотренную пунктом 1 настоящей статьи, несут также члены коллегиальных органо в юридического лица, за исключением тех из них, кто голосовал против решения, которое повлекло причинение юридическому лицу убытков, или, действуя добросовестно, не принимал участия в голосовании.

3. Лицо, имеющее фактическую возможность определять действия юридического лица, в том числе возможность давать указания лицам , названным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, обязано действовать в интересах юридического лица разумно и добросовестно и несет ответственность за убытки, причиненные по его вине юридическому лицу.

4. В случае совместного причинения убытков юридическому лицу лица, указанные в пунктах 1 - 3 настоящей статьи, обязаны возместить убытки солидарно.

5. Соглашение об устранении или ограничении ответственности лиц, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, за совершение недобросовестных действий, а в публичном обществе за совершение недобросовестных и неразумных действий (пункт 3 статьи 53) ничтожно.

Соглашение об устранении или ограничении ответственности лица, указанного в пункте 3 настоящей статьи, ничтожно.

Статья 174. Последствия нарушения представителем или органом юридического лица условий осуществления полномочий либо интересов представляемого или интересов юридического лица

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Если полномочия лица на совершение сделки ограничены договором или положением о филиале или представительстве юридического лица либо полномочия действующего от имени юридического лица без доверенности органа юридического лица ограничены учредительными документами юридического лица или иными регулирующими его деятельность документами по сравнению с тем, как они определены в доверенности, в законе либо как они могут считаться очевидными из обстановки, в которой совершается сделка , и при ее совершении такое лицо или такой орган вышли за пределы этих ограничений, сделка может быть признана судом недействительной по иску лица, в интересах которого установлены ограничени я, лишь в случаях, когда доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об этих ограничениях.

2. Сделка , совершенная представителем или действующим от имени юридического лица без доверенности органом юридического лица в ущерб интересам представляемого или интересам юридического лица, может быть признана судом недействительной по иску представляемого или по иску юридического лица , а в случаях, предусмотренных законом, по иску, предъявленному в их интересах иным лицом или иным органом, если другая сторона сделки знала или должна была знать о явном ущербе для представляемого или для юридического лица либо имели место обстоятельства, которые свидетельствовали о сговоре либо об иных совместных действиях представителя или органа юридического лица и другой стороны сделки в ущерб интересам представляемого или интересам юридического лица.

Глава 9.1. РЕШЕНИЯ СОБРАНИЙ

(введена Федеральным законом от 07.05.2013 N 100-ФЗ)

Статья 181.1. Основные положения

1. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются, если законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное.

2. Решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц , имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других - участников гражданско-правового сообщества ), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.

Статья 181.2. Принятие решения собрания

1. Решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества.

Решение собрания может приниматься посредством заочного голосования .

2. При наличии в повестке дня собрания нескольких вопросов по каждому из них принимается самостоятельное решение, если иное не установлено единогласно участниками собрания.

4) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;

5) сведения о лицах, подписавших протокол.

Статья 181.3. Недействительность решения собрания

1. Решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение ) или независимо от такого признания (ничтожное решение ).

Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.

2. Если решение собрания опубликовано, сообщение о признании судом решения собрания недействительным должно быть опубликовано на основании решения суда в том же издании за счет лица, на которое в соответствии с процессуальным законодательством возлагаются судебные расходы. Если сведения о решении собрания внесены в реестр, сведения о судебном акте, которым решение собрания признано недействительным, также должны быть внесены в соответствующий реестр.

Статья 181.4. Оспоримость решения собрания

1. Решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:

1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;

2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;

3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении;

4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).

2. Решение собрания не может быть признано судом недействительным по основаниям, связанным с нарушением порядка принятия решения, если оно подтверждено решением последующего собрания, принятым в установленном порядке до вынесения решения суда.

3. Решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения.

4. Решение собрания не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица.

5. Решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.

6. Лицо, оспаривающее решение собрания, должно уведомить в письменной форме заблаговременно участников соответствующего гражданско-правового сообщества о намерении обратиться с таким иском в суд и предоставить им иную информацию, имеющую отношение к делу. Участники соответствующего гражданско-правового сообщества, не присоединившиеся в порядке, установленном процессуальным законодательством, к такому иску, в том числе имеющие иные основания для оспаривания данного решения, в последующем не вправе обращаться в суд с требованиями об оспаривании данного решения , если только суд не признает причины этого обращения уважительными.

7. Оспоримое решение собрания, признанное судом недействительным, недействительно с момента его принятия.

Статья 181.5. Ничтожность решения собрания

Если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно:

1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;

2) принято при отсутствии необходимого кворума;

3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;

4) противоречит основам правопорядка или нравственности.

Статья 182. Представительство

1. Сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.

Полномочие может также явствовать из обстановки, в которой действует представитель (продавец в розничной торговле, кассир и т.п.).

2. Не являются представителями лица, действующие хотя и в чужих интересах, но от собственного имени, лица, лишь передающие выраженную в надлежащей форме волю другого лица, а также лица, уполномоченные на вступление в переговоры относительно возможных в будущем сделок.

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично , а также в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Сделка, которая совершена с нарушением правил, установленных в абзаце первом настоящего пункта, и на которую представляемый не дал согласия , может быть признана судом недействительной по иску представляемого , если она нарушает его интересы. Нарушение интересов представляемого предполагается, если не доказано иное .

(п. 3 в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Не допускается совершение через представителя сделки, которая по своему характеру может быть совершена только лично, а равно других сделок, указанных в законе.

Ольга Перминова, независимый эксперт

Пока не внесены изменения в ЖК РФ и не отменена ст. 291 ГК РФ, ТСЖ, как форма юр.лица (организационно-правовая форма) существует на законных основаниях и требования различных органов вносить изменения в Уставы, производить перерегистрацию, с моей точки зрения, преждевременно.

Товарищество собственников недвижимости, в сокращении ТСН, – новая форма коллективного управления собственностью, причем, как следует из названия, любой недвижимостью, а не только жильем.


Это общее понятие – ТСН – не заменило другой термин – ТСЖ (товарищество собственников жилья). По новым правилам, ТСЖ будет являться одной из организационно-правовых форм ТСН.

Что регламентирует закон о ТСН

Понятие товарищества собственников недвижимости было введено с 1 сентября 2014 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 №99-ФЗ о внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского Кодекса РФ.


Теперь устав должен содержать слова «товарищество собственников недвижимости» в части о наименовании.


Позже вышел Федеральный закон от 23.05.2015 №133-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон «О политических партиях». В соответствии с ним были внесены изменения в абзац 1 пункт 1 статьи 54 Гражданского кодекса.


Согласно этим изменениям:

    ТСЖ, учрежденные до 23 мая 2015 года уже как ТСН или переименованные в ТСН, должны внести изменения в устав. В наименовании таким организациям необходимо прописать, что они являются ТСЖ, которое, в свою очередь, является видом ТСН. Время, в течение которого организации должны внести эти изменения, не обозначено. Как только на собрании членов ТСЖ будет принято решение о внесении изменений в какую-либо часть устава, тогда и будут вноситься уточнения по наименованию;

    при регистрации организации после 23 мая 2015 года в наименовании следует указывать ТСЖ, в уставе – ТСЖ, которое создается в организационно-правовой форме ТСН;

    таким образом, устав будет содержать формулировку ТСЖ, но по факту в уставе будет указано, что ТСЖ является разновидностью ТСН.

Сходства и различия ТСЖ и ТСН

ТСЖ и ТСН во многом схожи: и в целях своей деятельности, и в организационных моментах. Пока явных существенных отличий они не имеют, кроме того, что товарищество собственников недвижимости подразумевает более широкий спектр возможных субъектов управления. Для наглядности основные моменты сходств и различий данных форм управления представлены в таблице:


ТСЖ ТСН

Направленность организации

Некоммерческая организация

Форма организации

Корпоративная организация

Органы управления

Есть председатель и правление

Субъекты управления

Подходит только для управления жильем

Можно организовать для управления любой недвижимостью

Обязанности

Обязанность управлять общим имуществом и предоставлять коммунальные услуги

В ЖК РФ обязанность управлять общим имуществом и предоставлять коммунальные услуги напрямую не прописана

Система налогообложения

Разрешено ведение упрощенной системы налогообложения

Допускается ведение упрощенной или общей системы налогообложения

Кто может объединяться в товарищество

Только физические лица

Физические и юридические лица; объединения физических и юридических лиц

Перспективы ТСН

Подводя итоги, ТСН – это сравнительно молодая организационно-правовая форма управления недвижимостью, которая охватывает более широкую группу объектов управления. Теперь это не только многоквартирные дома, но и:

    садоводческие товарищества, участки;

    огороднические некоммерческие объединения;

    помещения в здании или даже нескольких зданиях;

    нежилые помещения;

    дачные дома и т.д.

ТСН станет альтернативой для тех собственников, кто хочет иметь возможность управлять не только жилыми площадями, но и прочими объектами недвижимости. Товарищества собственников недвижимости сейчас активно продолжают создаваться или переименовываться из ТСЖ, несмотря на некоторые спорные моменты.


Растет тенденция объединения нескольких домов в ТСН, иными словами, происходит своеобразное укрупнение субъекта управления, а, следовательно, увеличивается и количество работы для организации, занимающейся управлением.


Постепенно товарищества собственников недвижимости набирают популярность. Как следствие, все вопросы и спорные моменты, связанные с их функционированием, будут решаться оперативнее и в законодательном порядке. В перспективе у такой организационно-правовой формы как ТСН есть все шансы стать самой популярной формой управления, поскольку у нее нет особых ограничений: главное условие создания этого товарищества – общность имущества.

Для просмотра фотографий, размещённых на сайте, в увеличенном размере необходимо щёлкнуть кнопкой мышки на их уменьшенных копиях.

VII. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРИЩЕСТВА СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ

7.1 Органами управления Товарищества собственников недвижимости являются: Общее собрание членов Товарищества собственников недвижимости - его высший орган, а в период между собраниями - коллегиальный исполнительный орган - Правление Товарищества и единоличный исполнительный орган - Председатель Товарищества.

Решения органов управления не могут противоречить действующему законодательству РФ, Калининградской области и г. Калининграда, настоящему Уставу.

Состав органов управления в ТСН соответствует нормам п. 2 ст. 123.14 " " ГК. Особенностью ТСН является то, что в отличие от СНТ в объединении избирается не председатель правления, а председатель Товарищества. Это отличие даёт разницу в правах и обязанностях председателя правления СНТ и председателя ТСН.

7.2 К исключительной компетенции Общего собрания членов Товарищества собственников недвижимости относятся:

Важно: Исключительная компетенция общего собрания означает то, что перечисленные ниже (в законе в т.ч.) функции не могут быть выполнены каким-либо другим органом управления отличным от общего собрания членов товарищества собственников недвижимости. Любые полномочия общего собрания, полностью или частично переданные другим органам управления, в т.ч. по решению общего собрания, являются ничтожными.

7.2.1 определение приоритетных направлений деятельности Товарищества, принципов образования и использования его имущества;

7.2.2 внесение изменений, дополнений или утверждение Устава Товарищества в новой редакции;

7.2.3 приём граждан в члены Товарищества и исключение из числа его членов;

Практика показывает то, что наиболее целесообразным порядком приёма в члены организации (ст. 65.3 ГК) и исключение из членов является передача этих вопросов в исключительную компетенцию общего собрания (п. 5.3 и 5.10 устава, раздел V. Членство в ТСН). К определению порядка приёма и исключения также относятся подача заявления о вступлении (п. 5.2 устава), оформление документов на вступающего (п. 5.4 устава) и уплата вступительного взноса (п. 5.7 устава).

Упрощение данного порядка с передачей функции приёма и исключения правлению или председателю ведёт к возможным нарушениям, злоупотреблениям и потере некоторых членов по объективным или субъективным причинам. К примеру, может быть такая ситация: гражданин написал заявление, передал его в правление, заявление по разным причинам никто не зарегистрировал, и оно затерялось. Гражданин уплатил вступительный взнос. А потом на собрании (в суде) при сверке реестра членов с присутствующими участниками собрания, а также подсчёте голосов для кворума оказывается, что правление так и не приняло решение о приёме (протокол решения отсутствует), что фактически ставит такого члена вне организации, а приём бухгалтером его вступительных и др. платежей вне закона. Кому нужно будет в определённый момент, чтобы такой как бы член не стал действительным членом объединения, никто не знает. Но на этом можно сыграть в суде, а также в других неблаговидных делах. Включение вопросов приёма и исключения в компетенцию общего собрания эту проблему устраняет, т.к. приём осуществляется на основании заявления гражданина. Процедура растягивается по времени, но её уже нельзя будет отменить или игнорировать в дальнейшем.

7.2.4 определение количественного состава правления, избрание прямым открытым голосованием членов Правления Товарищества, досрочное прекращение их полномочий;

Нецелесообразно в уставе определять точное количество членов правления. Потребность в большем или меньшем составе членов правления диктует практическая деятельность и потребность в решении тех или иных вопросов. В зависимости от задач, стоящих перед ТСН в определённый период, правление предлагает собранию количественный состав коллегиального исполнительного органа, а собрание должно принять целесообразное решение.

В силу неопределённости в ст. 65.3 ГК порядка избрания органов управления такой порядок определён непосредственно в уставе. При этом важно то, что сначала выбирается коллегиальный орган управления: правление, а затем единоличный исполнительный орган: председатель из состава правления. Однако в отличие от СНТ в ТСН собрание избирает председателя ТСН, а не председателя правления.

Всё сказанное в комментариях к п. 7.2.4 - 7.2.5 применимо и к данному пункту.

Следует обратить внимание на то, что в целях исключения излишней суеты и хлопот, а также подтасовки результатов выборов органов управления, они все выбираются прямым открытым голосованием. Это позволяет всем сомневающимся лично убедиться в правильности подсчёта голосов участников общего собрания.

7.2.7 утверждение годовых отчётов и бухгалтерских балансов Товарищества;

7.2.8 принятие решений о создании Товариществом других юридических лиц, об участии Товарищества в других юридических лицах и о создании филиалов, открытии представительств Товарищества;

СНТ в настоящее время довольно часто являются участниками региональных союзов садоводов, ассоциаций и др. объединений (Статья 9. "Ассоциации (союзы) садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений" ФЗ-66 от 15.04.98 г.) При принятии решения общим собранием самым важным вопросом является вопрос денежного содержания таких союзов (ассоциаций). В этой связи следует очень тщательно рассматривать принцип сдачи членских взносов и цели, на которые они сдаются. Есть ли польза от таких взносов соответственно заявленным целям союза (ассоциации). Также имеет значение и принцип финансирования: если ТСН вступает в союз (ассоциацию) местную, межрайонную, то устав (а следовательно размер и принцип взносов) утверждаются общим собранием членов ТСН (каждым вступающим в союз объединением), а если местный союз трёх, четырёх, десяти ТСН вступает в областную ассоциацию, то устав областной организации и взносы утверждаются ассоциациями (союзами) нижестоящими (в лице представителей от этих союзов (ассоциаций).

Далее следует вопрос: ваша непосредственная ассоциация (союз), к-е сосут деньги из карманов граждан относится: к местному союзу или областному? Если к последнему, то между объединением и областным союзом должен стоять ещё местный союз. А если его нет, то решения областного союза фактически приравниваются к решениям местного союза и должны приниматься на общих собраниях ТСН (или СНТ), в т.ч. и по вопросам взносов.

7.19.8 организация и проведение Общего собрания членов Товарищества;

7.19.9 распределение обязанностей членов Правления, включая избрание заместителя председателя Товарищества;

7.19.10 выполнение иных вытекающих из настоящего Устава обязанностей.

7.20 Председатель Товарищества является единоличным исполнительным органом Товарищества собственников недвижимости, возглавляет Правление и обеспечивает выполнение его решений, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам Товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно.

7.21 Председатель Товарищества собственников недвижимости:

  • председательствует на Общем собрании членов и заседаниях Правления Товарищества;
  • без доверенности действует от имени Товарищества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
  • выдаёт доверенности на право представительства от имени Товарищества, в том числе доверенности с правом передоверия;
  • рассматривает заявления членов Товарищества;
  • издает приказы о назначении на должности работников Товарищества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания.
  • осуществляет иные полномочия, не отнесённые Законом или настоящим Уставом к компетенции общего собрания членов Товарищества и коллегиального исполнительного органа Правления Товарищества.

Есть мнение, что выполнение указанных функций председателем Товарищества не является работой и не может быть отнесено к работе по трудовому договору. Однако нормы ст. 123.14 "Особенности управления в товариществе собственников недвижимости " называют председателя ТСН единоличным исполнительным органом. В этом случае есть необходимость обратить внимание на нормы Трудового кодекса:

Статья 273. Общие положения

    Руководитель организации - физическое лицо, которое в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

    Положения настоящей главы распространяются на руководителей организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением тех случаев, когда:

    • руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества;
    • управление организацией осуществляется по договору с другой организацией (управляющей организацией) или индивидуальным предпринимателем (управляющим).

Статья 274. Правовые основы регулирования труда руководителя организации

Права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором.

7.22 Председатель Товарищества избирается Общим собранием членов Товарищества из состава Правления Товарищества сроком на 2 года. Порядок деятельности Председателя определяется Уставом, внутренними документами Товарищества.

По поручению общего собрания членов Товарищества председатель общего собрания заключает с Председателем Товарищества собственников недвижимости срочный трудовой договор, который определяет условия труда Председателя Товарищества.

Пункт определяет то, что фактическая деятельность председателя определяется гражданским законодательством, Трудовым кодексом, уставом, трудовым договором и др. внутренними (локальными) нормативными актами ТСН.

Важно: 1. Действие срочного трудового договора и его условия для председателя ТСН начинается с момента его подписания и до окончания срока, указанного в договоре.
2. Полномочия председателя ТСН начинаются с даты избрания его общим собранием и заканчиваются ровно через два года, день в день.
Сроки полномочий и сроки действия трудового договора могут не совпадать по времени.

Обратите внимание: Трудовой договор с председателем имеет особенность: в случае его нерасторжения товариществом со стороны вновь избранного председателя, после окончания срока его действия со старым председателем, он продолжает работать. И это накладывает обязанность юрлица по выплате зарплаты, несмотря на то, что полномочия старого председателя по уставу и по закону уже истекли.

Получается так, что ТСН обязано платить зарплату двум председателям: действующему и уже сдавшему дела и должность. И суд, несмотря на такой парадокс встанет на защиту интересов старого председателя. Чтобы не нарушать трудовое законодательство следует: с момента избрания нового председателя сразу же издать приказ о возложении на себя обязанностей и второй приказ (по кадрам - форма Т-8) о расторжении трудового договора со старым председателем. И только после этого новому председателю можно заключить срочный трудовой договор и издать приказ (по кадрам - форма Т-1) о назначении его на освободившуюся должность. До заключения трудового договора и издания приказа зарплата ещё не начисляется, а полномочия председателя уже действуют согласно решению собрания. Для бухгалтера основанием для выплаты зарплаты является приказ о назначении на должность по форме Т-8 (по кадрам).

7.23 Условия труда и обязанности работников, заключивших трудовые договоры с Товариществом, определяются локальными трудовыми актами Товарищества. Такими актами являются, в том числе:

  • штатное расписание;
  • правила внутреннего распорядка дня (разрабатываются Председателем Товарищества и утверждаются Общим собранием членов Товарищества);
  • типовые договоры для заключения договоров с работниками, должностные инструкции (разрабатываются Председателем Товарищества и утверждаются Правлением Товарищества).

Насколько оправдано создание ТСН?

Нередко люди думают, за что мы им платим? Возьмем все в свои руки: и содержание дома будет качественным, и платить будем меньше. Но, как говорится, дьявол в деталях. И чем больше горячие головы сталкиваются с этими деталями, тем они быстрее остывают. Давайте разберемся, что же это за такие детали.

Как все начинается

С чего начинается создание ТСН (по старому ТСЖ)? Правильно, с проведения собрания. И даже на этом этапе многие активисты, желающие взять управление «в свои руки», спотыкаются. Чаще всего, неправильно оформляется повестка собрания, документы для голосования, и самое главное, на таких собраниях нет даже кворума. Поэтому оспорить решение не составляет никакого труда, что и делают те жильцы, которые не хотят ТСН, или юристы управляющих компаний. Поэтому, по статистике, в половине случаев попыток создания ТСН, уже на этом этапе горячие головы остывают. Но есть те, кто не сдается.

А для этого, во-первых, нужны деньги, чтобы оплачивать услуги юристов. Во-вторых, очень много времени — постоянно нужно пропадать в судах. В некоторых случаях придется ездить даже в другие города. Например, вы знаете, что Семнадцатый апелляционный суд находится в Перми? Но главное — нужна отвага и крепкие нервы. Зачем? Объясняем. Бывали случаи, когда у инициаторов создания ТСН отключалось электричество, вода, дверные замки регулярно были залиты клеем, какие-то хулиганы разбивали стекла у их машин, прокалывали шины. Или вдруг к ним внезапно проявлял интерес участковый, брал различные объяснительные. А уж если у инициатора создания есть небольшой бизнес, то тут он становится еще более уязвимым — может внезапно явиться налоговый инспектор или кто-нибудь из ОБЭП. Мы не пугаем, но жизнь — сложная штука, особенно в России.

Еще здесь нужно отметить, что нередко затейниками таких товариществ становятся люди с нечистыми помыслами. Тот, кто больше кричит о том, что все плохо, кто больше всех обещает «золотых гор», тому люди и доверяют в руки свой дом. О том, что человек изначально своей главной целью ставил личное обогащение, станет понятно лишь через несколько лет, когда дом придет в упадок.

Хорошим примером служит история в Качканаре. Там тоже один делец подговорил жителей создать ТСЖ, обещал, что он отремонтирует дом, будет чистота и порядок, стоимость платежки снизится. Но все закончилось тем, что сам он исчез куда-то в направлении Москвы, а у жителей образовались внушительные суммы долга перед поставщиками тепла, воды, света. Не говоря уже о том, что в доме так и не было сделано никакого ремонта.

Калькулятор вместо романтики

ТСН — это экономическая организация, у которой должны быть доходы. Одно дело мечтать о том, как хорошо все делать самим. А другое — взять калькулятор в руки и прикинуть, сколько в доме людей реально оплачивают квитанции за ЖКХ, сколько из этого выходит, и на что хватит.

Давайте для начала посмотрим, сколько минимально нужно затрат, чтобы управлять в форме ТСН домом хотя бы на 200-300 квартир? Конечно, нужен председатель, им, как правило, становится самый крикливый из инициаторов. Он попросит себе зарплату. Иначе, если он будет заниматься управлением после своей основной работы, после 20-21.00 вечера, то никакого толка менять шило на мыло не будет. Следить за содержанием дома нужно круглые сутки, а не в свободное от работы время. Ежемесячная зарплата, скорее всего, составит не меньше 30-40 тысяч рублей. Здесь же нужно напомнить романтикам, что управление домом требует хотя бы минимальный уровень знаний ЖКХ. А представляете, если дом попадет в руки продавщицы или водителя? Возможно, что они и вникнут во все нюансы управления многоквартирным домом. Только вот прежде, чем это произойдет, пройдет год, а то и два. И будет сделано масса ошибок.

Еще один момент. У ТСН должно быть правление. И если председатель будет получать зарплату, то и в среде правление начнется сетование, почему он получает, а мы нет. Придется и им что-то платить, а это опять за счет жителей. А если председатель еще не чист на руку, то, чтобы правление об этом молчало, ему придется с ним делиться. И всю эту коррупцию снова будут оплачивать жители из своих кошельков.

Здесь же нужно отметить: есть такой миф, мол, в ТСН мы можем контролировать расход наших денег. Но реальность суровее. Председатель запросто может подделать документы, жители потребуют провести аудит. А председатель наймет дружественную ему фирму, которая проведет такой аудит, какой ему нужен будет. И тут уже не подкопаешься. Например, есть ТСЖ на ул. Ярославская, 21, там многим ясно, что деньги когда-то собранные за капремонт, ушли в неизвестном направлении. Но председатель разводит руками и говорит, что по документам все хорошо.

Еще одна сложность: через некоторое время в это правления начнут проситься другие жители, чтобы иметь доступ к документам. И тут вчерашних единомышленников может ждать раскол, который выльется в длительное противостояние. Например, на Уралмаше на пересечении улиц 40 лет октября и Кировградская есть несколько домов, объединенных в одно ТСЖ «Жилье». Там такая борьба тянется уже несколько лет. И дело не ограничивается только судами и прокуратурой в отношении тех, кто не доволен работой ТСЖ и считает, что его председатель ворует их деньги. В ход идут угрозы, порча автомобилей, отключение электричества.

Идем дальше. Какая организация без бухгалтера и юриста? Далее, нужен дворник, уборщица, электрик, сантехник. А если дом не новый, и в нем есть лифты, то еще и механик по лифтам. Что вы будете делать, если вдруг лифт регулярно начнет застревать? А как быть с системой пожаротушения? Ведь ее должен обслуживать квалифицированный специалист, а не просто дядя Вася. У управляющих компаний в штате есть такой человек, а вот для ТСЖ его работа обойдется в круглую сумму.

Наконец, если в доме хромает платежная дисциплина, то председателю придется обходить должников и требовать с них деньги. Или нанять коллекторское агентство, вышибал, а им надо платить. А ведь еще нужны будут деньги на текущий и косметический ремонты, на устранение внезапных аварий, в конце концов, на развитие. Ведь люди будут спрашивать: «Хорошо, мы проголосовали за ТСН, а где улучшения, где новая детская площадка, клумбы, забор, асфальт?» И если их не предъявить в ближайшие полгода после создания ТСН, начнутся обратные процессы.

И знаете, что делает председатель, когда оказывается, что денег с дома собирается мало и их не хватает для полноценной работы ТСН? Он просто заключает договор подряда с одной из управляющих компаний. И это абсолютная реальность! Не верите? Поговорите с жителями ряда домов Химмаша по ул. Альпинистов, 20. В свое время вдохновленные идеей ТСЖ, люди согласились на нее, но уже через месяц председатель заключил договор подряда с УК, а сам исчез, перестал даже брать трубки телефона, жил в частном доме за городом. УК работала на отвяжись, иногда в доме появлялся нетрезвый то ли слесарь, то ли электрик и что-то кое как делал, а потом снова исчезал на месяц. Через полтора года люди, наконец, избавились от этого ТСЖ, и выбрали другую управляющую компанию.

Здесь же стоит сказать и организационных процессах. Во-первых, понадобиться создать устав ТСН, во-вторых, заняться межеванием земли, а этот процесс может затянуться на годы. И наконец, когда вы создали ТСН, каждый шаг нужно согласовывать с собственниками, а для этого нужно регулярно проводить собрания. И если на них не будет кворума, то такие собрания будут нелегитимны, и их легко будет оспорить в суде. А вы наверняка знаете, как трудно будет собрать жителей дома, где 200-300 квартир, особенно летом и осенью.

Что будет делать председатель и его правление в таких случаях? Правильно — фальсифицировать протоколы собраний. После чего ничего не подозревающие жители обнаружат в своих платежках дополнительную статью, например, за шлагбаум, охрану двора или оборудованную автопарковку. Но ладно бы, если эта сумма была 100 рублей. Платежка станет дороже на 1000 тысячу, а то и больше. Жители кинутся к председателю с вопросом, что это? А он им скажет: «Так ведь собрание прошло, большинство «за», но мы вам эти протоколы не покажем, не обязаны». И будет прав. Такие истории произошли в ТСЖ «Стачек, 70» и ТСЖ «Жилье». Поговорите с жителями и спросите, во сколько им обходится оплата услуг ЖКХ и устраивает ли их это?

Таким образом, на этом этапе еще у многих активистов опускают руки, и они думают, куда бы теперь деть это ТСН? Может, своей бабушке передать, она все равно на пенсии, времени много, к тому же в прошлом — бухгалтер.

А кто же тогда остается предан идее ТСЖ? А как раз те, кто изначально задумывал его создания с целью личного обогащения. Вот они-то и идут до конца в погоне за деньгами. И получив полный контроль над такими финансовыми потоками, теряют всякую скромность. Например, в том же доме по Стачек, 70 председатель настолько почувствовал себя полноправным хозяином в доме, что даже пытался отнять квартиру у законного наследника после смерти собственника. Просто заварил двери, поставил охранников и не пускал туда наследника. Вот так себя ведут председатели ТСЖ-ТСН, когда опьяняются властью.

Ради чего была затея

Можно привести еще много печальных историй того, чем заканчивались призывы «взять все в свои руки». Ну, вот, например, на Уктусе есть новый дом по Щербакова, 5а. Там председатель больше года боролся за создания ТСЖ (тогда они еще так назывались). Прошел, как говорится, через огонь, воду и медные трубы. Закончилось все тем, что он добровольно отказался от этого поста. С первого же месяца его работы на этом посту в любое время суток стал разрываться мобильный, звонили жители и задавали вопросы. При этом он работал на общественных началах. Через 2-3 месяца ему это надоело, он созвал собрание и попросил, чтобы ему за такой труд назначали зарплату, сумму назвал хорошую. Жители переглянулись и сказали, что не согласны. Тогда он на все плюнул и даже решил переехать из этого дома.

Похожая история произошла в микрорайоне Компрессорный. Там был построен новый дом по Яскина, 12. Жители почти год боролись с управляющей компанией, которая выиграла по конкурсу их дом. Наконец, создали свое ТСН. И тут выяснилось, что около трети квартир в этом доме еще не куплены и совокупная плата за услуги ЖКХ не покрывает расходы на содержание дома. А уж речи о том, чтобы снизить платежку и не шло.

Да и потом, как снизить платежку? Ведь тариф за строку «содержание жилья» устанавливается муниципалитетом, а не управляющими компаниями, тарифы на воду, электроэнергию, тепло устанавливает Региональная энергетическая комиссия. А деньги на капитальный ремонт вот уже больше года как собирают не управляющие компании, и не ТСН, а специальный фонд. Но, возможно, управляющие компании включают какие-то дополнительные услуги, типа за домофон или видеонаблюдение. Но ведь если создать ТСН, это же не значит, что придется отказаться от домофона и видеонаблюдения.

Поэтому, если кого-то не устраивает УК, то не стоит в обидах и назло кидаться создавать ТСН. Как показали многочисленные случаи, такие затеи заканчиваются в лучшем случае ничем. А в худшем — председатель ТСН все бросает и исчезает с деньгами в неизвестном направлении. Максимум, что ему грозит, это год условно. А чаще всего вообще ничего. На деньги, полученные в ТСН, он может купить себе новую квартиру в другом городе, построить частный дом, купить роскошные машины. А ничего не подозревавшие о его мошенничестве жители останутся с многотысячными долгами перед поставщиками тепла, света, воды.

Обобщая все приведенные выше примеры, задайтесь еще вопросом, а хорошо ли вы знаете своих соседей, которые предлагают вам создать ТСН, а себя выдвигают в качестве их председателей? Стоит ли им доверять и на каких основаниях? Например, чтобы человек мог стать директором управляющей компании, он должен сдать экзамен в Госжилстройнадзоре. А председатель ТСН не должен вообще ничего. На эту должность можно выбрать хоть кого, хоть бомжа, который ни за что не будет отвечать. Просто такое наше российское законодательство.

Если вас не устраивает что-то в обслуживании домом, то однозначно больше толку будет в том, чтобы найти общий язык с руководством управляющей компании и договориться с ним об устранении неполадок, чем броситься с головой в омут неизвестности. Важно отметить, что работа управляющей компании находится под контролем Госжилстройнадзора. Он ей выдает лицензию, и в любой момент может отозвать на основе жалоб жителей. Поэтому сегодня УК заинтересованы в качественном обслуживании домов в отличие от ТСН, которые чаще всего становятся инструментом в руках проходимцев и непорядочных людей, мечтающих как бы по быстрому «срубить» денег при минимальной ответственности.

Алексей Кузьмин, юрист в сфере ЖКХ

Управляющий ТСЖ и председатель ТСЖ — это разные люди. Формально, управляющий — физическое лицо, которому за некое вознаграждение делегируется часть административного функционала, связанного с организацией работы непосредственно ТСЖ. Как правило, управляющего товарищество привлекает со стороны.

Таким образом, можно сделать вывод, что должность управляющего предназначена для «разгрузки» управляющего аппарата товарищества в лице его председателя.

К основным функциям управляющего в ТСЖ относят:

Разумеется, ряд функций и должностных полномочий управляющего ТСЖ может расширяться согласно решениям, данным руководством товарищества.

Нередко на председателя ТСЖ накладывается достаточно большой объем обязательств, справиться с которыми он не может либо ему просто не хватает на это времени. Тогда руководство товарищества привлекает к работе человека, согласного занять должность управляющего и разделить часть обязанностей с председателем, взяв на себя его функций, касающихся внутренних процессов.

Бывают и такие случаи, когда среди жильцов, являющихся фактическими собственниками жилья, не могут подобрать подходящую кандидатуру на место председателя, а собрание не может определиться с выбором. Тогда также нанимается сторонний человек на должность управляющего ТСЖ.

Важно! Ключевым отличием управляющего ТСЖ от председателя ТСЖ является то, что должность управляющего может занять человек, не являющийся собственником жилья на территории товарищества.

Наемному управляющему необязательно быть даже жильцом конкретного дома, чтобы занять эту должность в товариществе. В российском Жилищном Кодексе подчеркивается, что стать председателем ТСЖ может исключительно собственник жилья.

Таким образом, отличие между должностями управляющего и председателя заключается не только в масштабах обязательств, но и в их юридическом отношении к общему имуществу, защитой интересов которых и занимается ТСЖ. Если для председателя непосредственная принадлежность к МКД обязательна, то для управляющего – нет.

Как и где регламентируется правовой статус?

Правовой статус управляющего фиксируется в трудовом договоре или в процессе утверждения гражданско-правового соглашения при вступлении лица, изъявившего стать управляющим, в соответствующую должность.

Кроме того, правовой статус должен быть обязательно закреплен в должностной инструкции управляющего .

Поскольку управляющий является физическим лицом, в момент заключения сделки, сторона правления товарищества не перекладывает на управляющего свои обязанности, касающиеся осуществления коммунальных услуг, а остается их исполнителем.

Справка! Правовое поле должности управляющего находится в плоскости управленческих процессов административного характера, в числе которых контроль за соблюдением порядка в отношении общественного недвижимого имущества, в частности, содержания его в надлежащем состоянии, ремонта и обслуживания.

Бывают случаи, когда Устав ТСЖ содержит ряд фиксированных обязанностей, среди которых могут быть оговорены отдельные аспекты. Тогда объем полномочий, передача которых осуществляется управляющему ТСЖ, определяется самим правлением товарищества вне правового поля.

Вступающему в должность управляющего ТСЖ можно порекомендовать тщательно знакомиться не только с договорами и инструкцией, но и Уставом ТСЖ, в котором он в дальнейшем планирует вести свою трудовую деятельность.

Модели взаимодействия с товариществом

Существуют две модели взаимодействия между управляющим и товариществом:


Оформление полномочий через подписание договора

Как упоминалось ранее, ТСЖ оформляет с лицом, вступающим в должность управляющего, один из двух типов соглашений – трудовой договор или соглашение на гражданско-правовой основе.

Доверенность

ТСЖ имеет право обозначить и передать управляющему его должностные функции в официальной доверенности. Обычно этот документ оформляется в ситуациях, когда управляющему необходимо представлять интересы товарищества в сторонней организации, например, в различных органах власти.

В доверенности указываются все полномочия управляющего , которые обычно дублируются с теми, что приводятся в его должностной инструкции или изложены в гражданско-правовом соглашении.

Общие положения, касающиеся ее оформления, изложены в главе 10 ГК РФ .

Завершая разъяснение тонкостей, касающихся таких должностей, как председатель и управляющий ТСЖ, можно отметить, что между ними есть существенная разница, особенно в юридическом контексте.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .




© 2024
digtime.ru - Digtime - Строительный портал