25.03.2024

Закон о единстве партии и государства. «Единство партии — главное Закон о единстве партии и государства


Самым принципиальным отличием нового правогосударственного уклада были совершенно особые, не известные предыдущей государственной истории, взаимоотношения партии и государственной организации , согласно которым вся деятельность и институты государства определялись целями и идейно-политическими задачами господствующей партии.

Диктатура НСДАП обеспечивалась законодательным установлением однопартийности . В период укрепления власти нацистов, в 1933 г., были законодательно запрещены и распущены КПГ, СДПГ, Немецкая народная партия, Баварская народная партия, партия католического «Центра», а также все их спортивные, молодежные и женские организации. Имущество партий конфисковано. В июле 1933 г. «Стальной шлем» слился с НСДАП. Указами о «защите немецкого народа и государства» (февраль 1933 г.) были ограничены свободы собраний, печати в случае их антиправительственной направленности, а также в целом отменены основополагающие для политических свобод граждан ст. 114-118, 123-124, 153 Ваймарской конституции. Постановлением 14 июля 1933 г. образование новых партий запрещалось.

Третьим из основополагающих актов нового уклада стал Закон об обеспечении единства партии и государства 1 декабря 1933 г. По закону, НСДАП объявлялась «носительницей государственной мысли и неразрывно связанной с государством». Партия возлагала на себя особые задачи в отношении народа, фюрера и государства, во имя которых на ее членов налагались особые права и обязанности, для них устанавливалась своя особая подсудность. На съезде 1935 г. государственные функции НСДАП были облечены в форму специальных задач по реорганизации государства, устранению из госаппарата недовольных, воспитанию народа в духе НСДАП и его идеи. Эти принципы стали государственной программой, ив дальнейшем принципиальные решения по вопросам развития экономики, внешней политики, государственного реформирования принимались на съездах партии.

Партийный аппарат НСДАП стала непосредственной структурой государственной организации. На основе прежних организационных звеньев к 1935 г. сложилась разветвленная структура партийных организаций НСДАП, охватившая страну на всех уровнях: 33 области – Gau делились на 827 округов, 21 тыс. районов и свыше 260 тыс. партийных ячеек (с 1938 г. областей было уже 38, ячеек – свыше 800 тыс.). Основным звеном было областное, которое почти везде совпадало с военными округами и с административным подразделением. Местный руководитель (штатгальтер) почти всегда одновременно являлся и фюрером-гауляйтером областной партийной организации. На аннексированных землях такое совпадение было абсолютным. Все государственные вопросы (кроме суда, финансов и почты) подлежали ведению гауляйтеров. В 1943-1944 гг. партийные и административные области стали еще и экономическими районами, и ведению тех же властей были подчинены регулирование цен, труда и т. д. Подчинялись гауляйтеры непосредственно фюреру, и, согласно организационному уставу НСДАП, «несли полную ответственность перед фюрером за ту область, управление которой ему поручено».

НСДАП установила непосредственный партийный контроль над всеми институтами государства . В июле 1934 г. Гитлер впервые узаконил участие своего заместителя по партии «в разрешении вопросов, связанных с подготовкой законопроектов во всех административных инстанциях империи». Заключения заместителя фюрера в качестве рейхсминистра были обязательными для рассмотрения всех предложений. В 1941 г. эти полномочия были делегированы новому заместителю – М. Борману и институализированы в особых правах Партийной канцелярии фюрера, которая одновременно стала и общегосударственным и партийным высшим органом управления. Согласно распоряжению Гитлера (январь 1937 г.) любые назначения на государственные должности, сделанные без согласования с партийными организациями соответствующего уровня, считались недействительными. Задача «политического руководства государством», декларированная Уставом НСДАП, преобразовалась в прямой административный надзор. И это соответствовало официальной установке: «Не государство дает нам приказы, – говорил Гитлер на съезде партии в 1935 г., – а мы даем приказы государству».

НСДАП была объявлена политическим ядром всех общественных институтов страны . По закону 3 июля 1934 г. депутат райхстага терял свой мандат, если он выходил из партии или исключался из нее; председатель фракции назначал нового «депутата» из общего списка. Особым законом в 1935 г. было провозглашено единство НСДАП и молодежной организации «Гитлерюгенд», которая рассматривалась как бы частью партии; молодежь в возрасте от 10 до 18 лет обязана была состоять в «Гитлерюгенд» под угрозой уголовной ответственности родителей, деятельность всех других, нежели официально-партийные, молодежных, женских, спортивных и т. п. союзов запрещалась. Такая политика была в том числе направлена к массовости партии, к объединению в нее значительной части населения страны и во всяком случае государственного аппарата. В январе 1933 г. в НСДАП состояло 0,8 млн. членов, в мае – уже 1,6 млн., в начале 1945 г. – 6 млн. Доля членов НСДАП в государственном аппарате достигала 70%, включая и технических служащих. Отдельные государственные институты создавались сразу чисто партийные. Таким был Отдел по работе среди немцев за границей (1931). Только партийному руководству подчинялось ополчение-фольксштурм, созданное в сентябре 1944 г.

www.bibliotekar.ru

Закон о единстве партии и государства

Резолюция «О единстве партии» стала одним из важнейших решений Х съезда РКП(б), который стал рубежным в истории коммунистической партии и страны. «Дискуссия о профсоюзах» среди коммунистов развернулась в условиях кризиса их власти 1920-1921 гг. Согласившись на экономические уступки (НЭП), руководство РКП(б) стремилось сохранить монополию на власть. По настоянию В. Ленина было принято решение запретить фракции и группировки в РКП(б). Это решение способствовало подавлению внутрипартийных оппозиций в 20-е годы.

Победа над белым движением в гражданской войне сделала актуальным определение социально-политической системы мирного времени. Для части коммунистов победа над «белыми» означала возможность проведения демократических преобразований в направлении «отмирания государства», за которое партия выступала в 1917 году.

В то же время изжила себя политика «военного коммунизма». Теперь, когда не было угрозы «белой» реставрации, крестьяне не видели оснований бесплатно снабжать города продовольствием. Поставки продовольствия в города в конце 1920 г. стали сокращаться, вновь возникла угроза голода. Коммунисты изымали хлеб насильственно, и крестьяне стали активнее поддерживать повстанческое движение против коммунистов. Среди рабочих также росло недовольство политикой большевиков, которые довели города страны до голодного состояния. Но лидеры РКП(б) не собирались отказываться от форсированного движения к коммунизму, надеясь восстановить и модернизировать промышленный потенциал в условиях прямого безрыночного продуктообмена, системы пайков и продразверстки. Лидеры РКП(б) полагали, что задачи строительства коммунизма требуют рабочим классом. Основной организацией рабочих были профсоюзы, и поэтому именно профсоюзы оказались в центре дискуссии в партии большевиков после гражданской войны.

В этих условиях в партии большевиков обострились внутренние разногласия по поводу путей дальнейшего развития страны, которые вошли в историю как «дискуссия о профсоюзах».

Дискуссия началась в ноябре 1920 г. с того, что Л. Троцкий предложил «перетряхнуть» профсоюзное руководство, после чего сделать профсоюзные структуры государственными органами. Для этих новых задач нужны иные профсоюзные работники, умеющие командовать рабочим классом. Это вызвало протесты профсоюзных лидеров во главе с М. Томским. Диктаторский подход Троцкого вызвал неудовольствие В. Ленина, который счёл его подход слишком грубым. Троцкий критиковал неэффективность и бюрократизацию профсоюзов. 9 ноября 1920 г. пленум ЦК РКП(б) отклонил тезисы Троцкого и создал комиссию по подготовке мер демократизации профсоюзов во главе с Г. Зиновьевым, который руководствовался указаниями В. Ленина, который поддержал умеренную резолюцию Я. Рудзутака, принятую накануне V Всероссийской конференцией профсоюзов.

Если Троцкий и его сторонники (Х. Раковский, Н. Крестинский и др.) выступали за усиление диктаторских механизмов, за превращение профсоюзов в рычаг управления рабочими, то рабочая оппозиция во главе с А. Шляпниковым и А. Коллонтай предлагала передать власть съездам производителей (фактически - профсоюзам), отказавшись от диктата Совнаркома, ЦК и карательных органов. Идея передачи значительной власти профсоюзам и советам выдвигалась и группой «Демократического социализма» («децистами») во главе с Т. Сапроновым, А. Бубновым, В. Осинским. Они считали, что социально-политическая система страны должна быть решительно демократизирована на основе коллегиальности и усиления роли советов. Однако между децистами и рабочей оппозицией существовали острые противоречия. Дело в том, что децисты отстаивали позиции региональных партийных группировок, против которых на местах боролись рабочие оппозиционеры, выступавшие за передачу партийных постов от бюрократии рабочим.

«Рабочая оппозиция» считала необходимым ускорить провозглашенное большевиками «отмирание» государства. Поэтому их противники обвиняли этих оппозиционеров в анархо-синдикалистском «уклоне» от общей партийной линии. Но позиция партии в целом ещё была предметом дискуссии.

Н. Бухарин предложил компромиссную, «буферную» позицию между предложениями Троцкого, «рабочей оппозиции» и «децистов». Бухарин обратил внимание на то, что все фракции партии выступают за включение рабочих организаций в структуру государства, которое после этого на деле может стать рабочим государством. Управление предприятиями в этих условиях должно было перейти в руки демократизированных профсоюзных организаций, по существу - самоуправляющихся рабочих коллективов. Но для этого необходимо восстановить демократию в профсоюзах (а значит и в «опрофсоюзенном» государстве). Троцкий согласился с аргументами Бухарина и признал, что рабочие путем перевыборов могут «перетряхнуть» профсоюзное руководство, очистив его от бюрократизированных кадров. Таким образом, ведущие теоретики партии готовы были предложить создание новой социально-политической системы, основанной на демократии снизу доверху, от предприятий до государства в целом. Но эта демократия должна была касаться только рабочего класса, и пока обходила стороной «мелкую буржуазию», то есть крестьянство.

Против этих взглядов выступили Ленин и Зиновьев. Они считали, что такие перемены могут разрушить аппарат управления, что особенно опасно в условиях разраставшегося в стране социально-политического кризиса. Ленин полагал, что нельзя доверять власть массам рабочих, тесно связанным с крестьянством, которое Ленин считал мелкой буржуазией. Строительство мощной промышленности, планировавшееся коммунистами, должно было управляться из единого центра партийно-правительственной бюрократией, а не рабочими коллективами. Поэтому Ленин настаивал на том, что существующая система власти должна быть сохранена, профсоюзы должны существовать отдельно от государства, но полностью подчиняться партии, фракции в партии должны быть запрещены, единство партии восстановлено. В то же время Ленин был готов пойти на уступки крестьянству, которое почти прекратило поставки продовольствия.

Разрешить противоречия в партии должен был Х съезд РКП(б), который прошел в Москве 8-16 марта 1921 г.

Пока большевики спорили, крестьянская война усилилась. Восстания полыхали на Украине, в Тамбовщине, в Сибири. Восставшие выдвигали требования прекращения продразверстки, свободы торговли, ликвидации большевистской диктатуры. Кульминацией этой фазы революции стали рабочие волнения в Петрограде и Кронштадтское восстание моряков 28 февраля – 18 марта 1921 г., которое проходило под демократическими советскими лозунгами. Эти лозунги были отчасти близки и идеям, обсуждавшимся в РКП(б). Но кронштадтцы посягнули на монополию большевиков на власть. Ленин считал эти события самым большим внутренним политическим кризисом Советской России. Кронштадтское восстание было жестоко подавлено. Группа делегатов, в том числе активные оппозиционеры, была отправлена на борьбу с Кронштадтским восстанием. Однако и оно, и многочисленные крестьянские восстания этого времени показали, что сохранять «военный коммунизм» было далее нельзя.

В условиях острого социального кризиса, снова поставившего большевистскую диктатуру на грань крушения, Ленин считал развернувшуюся дискуссию вредной, и даже «буферные» попытки Бухарина осуждал как подливающие «буферного керосина в огонь» конфликта. Ленин, Зиновьев, Каменев, Сталин, а также профсоюзные лидеры Томский и Рудзутак и другие сформировали «группу 10», которая считала необходимым отказаться от рискованных экспериментов с профсоюзами, сохранив за ними прежние функции. По мнению Ленина профсоюзы должны быть «школой коммунизма», то есть организацией, в рамках которой рабочие могут постепенно овладевать навыками управления. Также профсоюзы должны были организовывать рабочих под контролем партии (быть ее «приводным ремнем» к рабочим), что в целом соответствовало идее Троцкого, хотя и в гораздо более умеренном виде.

Однако политически вопрос о профсоюзах для Ленина и его ближайших сторонников отошел на второй план по сравнению с проблемой единства партии. В условиях, когда она стала единственной властью в стране и испытывала на себе различные социальные воздействия, происходили восстания и нарастали внешние угрозы, Ленин пришел к выводу, что партия должна быть жестко управляемой организацией. Разногласия в партии могут быть тактическими, сиюминутными, деловыми, но не связанными с разными стратегиями движения к коммунизму. Недопустимо создание «партий в партии» - фракций со своей дисциплиной и отдельными структурами.

В первоначальном проекте резолюции Ленин указывал прямо те проявления фракционности, которые теперь следовало осудить: «Таковые признаки фракционности имелись налицо, например, на одной из партконференций Москвы (в ноябре 1920 г.) и Харькова, как со стороны группы так называемой «рабочей оппозиции», так отчасти и со стороны группы так называемого «демократического централизма»». Фракционность вредна «даже при всем желании представителей отдельных групп охранить партийное единство». Теперь «Необходимо, чтобы каждая организация партии строжайше следила за недопущением никаких фракционных выступлений». При редактировании резолюции эти положения были исключены из текста, чтобы не клеймить субъективно четных товарищей, которым к тому же досталось в отдельной резолюции об анархо-синдикалистском уклоне в партии.

Работая над резолюцией о единстве партии, Ленин стремится перехватить основные идеи оппозиции - борьбу с бюрократизмом, самоуправление рабочих, рост роли рабочих в партии и государстве.

Ленин также считал необходимым, чтобы «всякое практическое предложение в возможно более отчетливой форме направлялось немедленно, без всякой волокиты, на обсуждение и решение руководящих, местных и центрального, органов партии. Всякий выступающий с критикой должен, кроме того, по форме критики учитывать положение партии среди окружающих ее врагов, а по со¬держанию критики должен своим непосредственным участием в советской и партийной работе испытывать на практике исправление ошибок партии или отдельных ее членов».

Пункт 7 резолюции, предполагающий конкретные репрессии за фракционную деятельность, не был опубликован в 1921 г., когда публично демонстрировалось восстановление единства партии. Однако фракционная борьба в РКП(б) не прекратилась. В 1922 г. была осуждена группа бывших сторонников «рабочей оппозиции» во главе со А. Шляпниковым, который был выведен из ЦК. После дискуссии с «левой оппозицией» пункт 7 был опубликован по решению XIII партконференции в 1924 г.

После принятия резолюции «О единстве партии» в РКП(б) могла быть только одна позиция по политическим вопросам. Эту позицию провозглашало партийное руководство, после чего члены РКП(б) должны были выполнять их указания без рассуждения. Большевики не привыкли к таким порядкам, и дискуссии продолжались в партии все 20-е гг. Но активные участники таких дискуссий обвинялись партийным руководством во «фракционности» и лишались постов, понижались в должностях, теряли влияние на политический курс правящей партии. Таким образом, резолюция «О единстве партии» использовалась большинством политбюро для борьбы с инакомыслием и в конечном итоге способствовала установления диктатуры Сталина в партии.

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
РЕЗОЛЮЦИИ X-ГО СЪЕЗДА Р.К.П. ОБ ЕДИНСТВЕ ПАРТИИ.

1. Съезд обращает внимание всех членов партии на то, что единство и сплоченность ее рядов, обеспечение полного доверия между членами партии и работы действительно дружной, действительно воплощающей единство воли авангарда пролетариата, является особенно необходимым в настоящий момент, когда ряд обстоятельств усиливает колебания в среде мелкобуржуазного населения страны.

2. Между тем еще до общепартийной дискуссии о профсоюзах в партии обнаружились некоторые признаки фракционности, т.е. возникновения групп с особыми платформами и со стремлением до известной степени замкнуться и создать свою групповую дисциплину.

Необходимо, чтобы все сознательные рабочие ясно осознали вред и недопустимость какой бы то ни было фракционности, которая даже при всем желании представителей отдельных групп сохранить партийное единство неминуемо ведет на деле к ослаблению дружной работы и к усиленным повторным попыткам примазывающихся к правительственной партии врагов ее углублять разделение и использовать его в целях контрреволюции.

Использование врагами пролетариата всяких уклонений от строго выдержанной коммунистической линии с наибольшей наглядностью показало себя на примере кронштадтского мятежа, когда буржуазная контрреволюция и белогвардейцы во всех странах мира сразу выявили свою готовность принять лозунги даже советского строя, лишь бы свергнуть диктатуру пролетариата в России, когда эсеры и вообще буржуазная контрреволюция использовала в Кронштадте лозунги восстания якобы во имя советской власти против советского правительства России. Такие факты доказывают вполне, что белогвардейцы стремятся и умеют перекраситься в коммунистов и даже «левее» их, лишь бы ослабить и свергнуть оплот пролетарской революции в России. Меньшевистские листки в Петрограде накануне кронштадтского мятежа показывают, равным образом, как меньшевики использовали разногласия внутри Р.К.П., чтобы фактически подталкивать и поддерживать кронштадтских мятежников, эсеров и белогвардейцев, выставляя себя на словах противниками мятежей и сторонниками советской власти лишь с небольшими будто бы поправками.

3. Пропаганда по данному вопросу должна состоять, с одной стороны, в обстоятельном объяснении вреда и опасности фракционности с точки зрения единства партии и осуществления единства воли авангарда пролетариата, как основного условия успеха диктатуры пролетариата, с другой стороны, в объяснении своеобразия новейших тактических приемов врагов Советской власти. Эти враги, убедившись в безнадежности контрреволюции под открыто белогвардейским флагом, напрягают теперь все усилия, чтобы, исповедуя разногласия внутри Р.К.П., двинуть контрреволюцию так или иначе путем передачи власти политическим группировкам, наиболее близким по внешности к признанию советской власти.

Пропаганда должна выяснить также опыт предшествующих революций, когда контрреволюция поддерживала наиболее близкие к крайней революционной партии мелкобуржуазные группировки, чтобы поколебать и свергнуть революционную диктатуру, открывая тем дорогу для дальнейшей полной победы контрреволюции, капиталистов и помещиков.

4. Необходимо, чтобы каждая организация партии строжайше следила за тем, чтобы безусловно необходимая критика недостатков партии, всякий анализ общей линии партии или учет ее практического опыта, проверка исполнения ее решений и способ исправления ошибок и т.п. были бы направляемы не на обсуждение групп, складывающихся на какой-либо «платформе» и т.п., а на обсуждение всех членов партии. Для этого съезд предписывает издавать регулярнее «Дискуссионный Листок» и особые сборники. Всякий, выступающий с критикой, должен учитывать положение партии среди окружающих ее врагов, а также должен своим непосредственным участием в советской и партийной работе стремиться к исправлению на деле ошибок партии.

5. Поручая ЦК провести полное уничтожение всякой фракционности, съезд заявляет в то же время, что по вопросам, привлекаюшим особое внимание членов партии, - об очистке партии от непролетарских и ненадежных элементов, о борьбе с бюрократизмом, о развитии демократизма и самодеятельности рабочих и т.п., какие бы то ни было деловые предложения должны быть рассматриваемы с величайшим вниманием и испытываемы на практической работе. Все члены партии должны знать, что по этим вопросам партия не осуществляет всех необходимых мер, встречая целый ряд разнообразных препятствий, и что, отвергая беспощадно неделовую и фракционную критику, партия неустанно будет продолжать, испытывая новые приемы, бороться всякими средствами против бюрократизма, за расширение демократизма, самодеятельности, за раскрытие, разоблачение и изгнание примазавшихся к партии и т.д.

6. Съезд предписывает поэтому немедленно распустить все, без изъятия, образовавшиеся на той или иной платформе группы и поручает всем организациям строжайше следить за недопущением каких-либо фракционных выступлений. Неисполнение этого постановления съезда должно вести за собой безусловное и немедленное исключение из партии.

7. Чтобы осуществить строгую дисциплину внутри партии и добиться наибольшего единства при устранении всякой фракционности, съезд дает ЦК полномочие применять в случаях нарушения дисциплины или возрождения, или допущения фракционности все меры партийных взысканий вплоть до исключения из партии, а по отношению к членам ЦК перевод их в кандидаты и даже, как крайнюю меру, исключение из партии. Мера эта может быть применена лишь по постановлению 2/3 общего Собрания членов ЦК, кандидатов в ЦК и членов ЦКК. (пункт 7-ой не подлежит опубликованию)

© Российский государственный архив социально-политической истории
Ф.45, оп.1, д.23, л.29-31.

Десятый съезд РКП(б). Стенографический отчет. Март 1921 г. М., 1963.

Ленин В.И. ПСС. Т.43.

Павлюченков С.А. «Орден меченосцев». Партия и власть после революции. 1917-1929. М., 2008.

Пирани С. Русская революция в отступлении. М., 2013.

Чем было вызвано усиление внутрипартийной дисциплины после разгрома белого движения?

В чём резолюция видит различие между деловой дискуссией и фракционностью?

В чём заключалась, согласно документу, опасность возникновения фракций для РКП(б) в условиях начала 20-х гг.? Как это связано с восстанием в Кронштадте?

Какие вопросы, обсуждавшиеся в ходе внутрипартийной дискуссии 1920-1921 гг., резолюция сочла наиболее важными?

Что общего и различного в позиции Ленина, и других точек зрения во время дискуссии 1920-1921 гг.?

История Германии

Единство партии и государства

Спустя четыре месяца после того, как рейхстаг отрекся от своих демократических прав и обязанностей, республика беспрепятственно сменилась однопартийным тота­литарным государством. Следующим шагом в ук­реплении тоталитарной системы стало сращивание Нацио­нал-социалистической рабочей партии Германии (НСДАП) с государством, которое она превратила, можно сказать, в свое монопольное владение. 1 декабря 1933 г. был принят специальный закон «Об обеспечении единства партии и госу­дарства», в котором говорилось, что «НСДАП является носи­тельницей германской государственности и неразрывно свя­зана с государством». В результате государство стало пар­тийным, а партия - государственной. Лидеры партии одновременно являлись и руководителями государства. Так,

A. Гитлер в партии - вождь нации, а в государстве - рейхс­канцлер; Г. Геринг в партии - рейхсфюрер СА (штурмовые отряды) и СС, а в государстве - министр авиации, министр-президент Пруссии и руководитель четырехлетнего экономи­ческого плана по подготовке к войне; Г. Гиммлер в партии - рейхсфюрер СС, в государстве - член Имперского совета обо­роны, а позднее и министр внутренних дел; Й. Геббельс отве­чает за пропаганду и внутри партии, и в государстве, являясь одновременно куратором всей немецкой культуры и гауляйте-ром Берлина. Министерские посты или кресла членов Импер­ского совета обороны занимали и прочие высшие руководите­ли партии: Р. Гесс, А. Розенберг, И. Риббентроп, В. Дарре,

B. Лей, X. Франк, В. Фрик.

К концу 1933 г. все руководящие должности в имперских, земельных и местных органах власти заняли члены партии. Кандидатов на эти посты могли выдвигать только местные ор­ганизации НСДАП. Жесткая централизация практически ликвидировала всякое местное самоуправление. Ни один чи­новник не мог оставаться вне рядов нацистской партии. Под строгий контроль были поставлены и суды, членами которых назначались только обладатели партийных билетов.

Таким образом, все государственные органы оказались под всеобъемлющим контролем национал-социалистов. Более то­го, в Третьем рейхе не мог быть принят ни один закон, если руководство партии его предварительно не одобрило. Ут­верждение законов рейхстагом свелось к простой формальнос­ти, поскольку абсолютное его большинство составляли нацис­ты, а сам парламент был не отличим от партийного съезда, когда единодушно голосовал за все законы, уже завизирован­ные в партийной канцелярии.

На съезде в Нюрнберге в 1935 г. Гитлер откровенно опреде­лил место нацистской партии в Германии: «Не государство да­ет нам приказы, а мы даем приказы государству». Если го­сударство получило политическое благословение партии, то и партия оказалась под юридической защитой государства. Преступления против партии, подрыв ее престижа критиче­скими высказываниями или даже политическими анекдотами наказывались тюремным заключением или отправкой в конц­лагерь, а нередко смертной казнью. Срастание пар­тийного аппарата с государственными ор­ганами было настолько тесным, что практически нельзя было различить, где начинается партия и кончается государ­ство. Государственные учреждения стали насквозь партийны­ми и политизированными, а партийные органы превратились в государственно-бюрократические организации.

Национал-социалистическая партия из традиционной поли­тической партии превратилась в государственно-принудитель­ное образование. В сущности, члены партии не подчинялись законам государства, в частности они не могли привлекаться к обычной уголовной или гражданской ответственности. Со­вершивший преступление член НСДАП вначале исключался партийным судом из ее рядов, а лишь затем как рядовой гражданин Германии предавался обычному уголовному суду. Но большей частью партийные суды находили, что партий­цем-преступником «двигали истинно национал-социалисти­ческие побуждения, а не какие-либо низкие намерения».

Обычной практикой стали и характерные для тоталитарной системы телефонные указания партийных руководителей судь­ям о вынесении соответствующего приговора. А поскольку все судьи были обязаны состоять в национал-социалистической партии, то такие указания становились для них обязательными. Единство партии и государства распространялось и на идеологию. Как партийное знамя легко превратилось в госу­дарственный флаг, так и нацистская партийная идео­логия стала государственной. Как монопольно правящей стала партия, так и монопольно господствующей оказалась и ее идеология. По словам Гитлера, если «нацио­нал-социализм как идеология не хочет сам себя уничтожить, он должен быть нетерпимым, т. е. при всех обстоятельствах отстаивать и проводить правоту своих взглядов и директив». Вторя фюреру, Геббельс заявил, что тот, кто не является на­ционал-социалистом, не может оказаться правым.

Отрасль: Конституционное право Юрисдикция: Германия Законодатель: Правительство Германии

Положения: Установление партийной формы власти и особого порядка судопроизводства для членов партии.

Утратил силу: 1945 Статус: не действует

Закон об обеспечении единства партии и государства (нем. Gesetz zur Sicherung der Einheit von Partei und Staat) .

Правительство рейха приняло следующий закон, который приводится ниже:

1).После победы национал-социалистской революции Национал-социалистская германская рабочая партия является носительницей германской государственной мысли и неразрывно связана с государством.

2). Она является корпорацией публичного права. Её устав утверждается фюрером.

Для обеспечения самого тесного сотрудничества партийных служб и служб СА с общественными учреждениями заместитель фюрера и начальник штаба СА становятся членами правительства рейха.

1). Члены Национал-социалистической германской рабочей партии и СА (включая подчиненные им подразделения) как руководящая и движущая сила национал-социалистического государства имеют повышенные обязательства перед фюрером, народом и государством.

2). При нарушении этих обязательств они предстают перед специальным партийным судом и судом СА.

3). Фюрер может распространить эти предписания на членов других организаций.

Нарушением признается всякое действие или упущение, которое затрагивает состав, организацию, деятельность или значение Национал-социалистской германской рабочей партии, а в особенности всякое нарушение дисциплины и порядка.

Кроме обычных наказаний по службе возможны также арест и заключение.

Государственные органы в пределах своей компетенции должны оказывать должностную и правовую помощь служебным органам партии и СА, которым поручено осуществление партийной подсудности и подсудности по линии СА.

Закон, касающийся дисциплинарной власти по отношению к членам СА и СС от 28 апреля 1933 года (Листок государственных законов I, с. 230) потерял силу.

Рейхсканцлер в качестве фюрера Национал-социалистической немецкой рабочей партии и в качестве верховного фюрера СА издаёт распоряжения, необходимые для проведения и развития настоящего закона, в частности, относительно структуры и способов осуществления правосудия в рамках партии и SA. Он определяет время вступления в силу предписаний, касающихся этих судов.

1. Спустя четыре месяца после того, как рейхстаг отрекся от своих демократических прав и обязанностей, республика беспрепятственно сменилась однопартийным тоталитарным государством. В результате государство стало партийным, а партия - государственной. Лидеры партии одновременно становились и руководителями государства.

2. На члена НСДАП (СА), в отличие от гражданина рейха, распространялось действие партийных документов, определяющих сумму прав и обязанностей члена НСДАП и СА. Данные партийные документы закрепляли «повышенные обязанности», за нарушение которых член НСДАП (СА) нёс ответственность.

3. Члены НСДАП (СА) подлежали особому порядку судопроизводства.

Согласно предписаниям относительно такой подсудности (которые, согласно параграфу 8 Закона об обеспечении единства, издавались непосредственно фюрером (рейхсканцлером)) «для возбуждения судебного разбирательства против члена нацистской партии было необходимо согласие соответствующего партийного суда:

  • В делах по иску частного характера, например, в отношении одежды, семейных ссор, легких телесных повреждений и т. д.
  • При уголовно наказуемых правонарушениях, то есть при таких преступлениях и нарушениях, которые преследуются только по ходатайству прокуратуры, например, в исках по оскорблению.
  • Согласия партийного суда не требовалось:

  • При подаче жалоб, например, по фактам мошенничества, хищений и т. п.
  • При гражданских процессах, которыми партийное правосудие практически не занимается, то есть по жалобам, целью которых является отстаивание личных прав, например, в делах при покупке, найме, аренде или займе.

При всех этих четырех видах судопроизводства первой задачей партийного судьи…, должно стать предотвращение процесса. Мелочи не следует раздувать в процесс. Часто предупреждения или простого указания бывает достаточно, чтобы обратить внимание члена партии на его партийные обязанности».

Представитель общегражданской власти имел право в случае нарушения членом нацистской партии уголовного законодательства «возбудить в компетентном партийном суде дело против члена партии с тем, чтобы его наказали (по партийной линии) или, если он окажется совсем неисправимым, исключили из партии. Партийный суд в этом случае проверяет, требует ли наказания поведение члена партии в указанном представителем власти конкретном случае или нет. Если такой инцидент доходит до сведения партийного суда или члена партии, то партийный суд или член партии просят представителя власти подать заявление в суд (очевидно, имеется в виду партийный суд). Если он отказывается возбудить дело в суде, то подается жалоба в вышестоящую инстанцию. Во всех случаях последнее решение принимает Верховный суд». В целом для партийных судов были предусмотрены 5 видов судопроизводства:

  • Судопроизводство по уголовному делу.
  • Судопроизводство по спорным вопросам.
  • Судопроизводство по защите чести.
  • Судопроизводство по отводу (по заявлениям о приеме в партию).
  • Судопроизводство по вопросам расы и масонства.
  • Круг организаций, на которые распространялся этот Закон и, соответственно, партийный суд был впоследствии существенно расширен:

    На основании закона об обеспечении единства партии и государства от 1 декабря 1933 года (Листок государственных законов I с. 1016) я предписываю:

    § 1 (1) Зарегистрированный (e.V.) Немецкий рабочий союз и зарегистрированный (e.V.) немецкий союз движения Гитлерюгенд следует вычеркнуть из перечня союзов. Имущество этих союзов без ликвидации стало имуществом NSDAP как корпорации публичного права.

    (2) Поземельные книги и другие общественные книги подлежат по требованию безвозмездному исправлению.

    (3) До издания устава NSDAP (§ 1 абзац 2 закона по обеспечению единства партии и государства от 1 декабря 1933 года) действующий до сих пор зарегистрированный устав Германии применяется для NSDAP как органа общественного права.

    HJ (включая Юнгфольк, Союз немецких девушек и девочек),

    являются подразделениями Национал-социалистической немецкой рабочей партии.

    Зарегистрированный (e.V.) национал-социалистический союз немецких врачей,

    зарегистрированный (e.V.) национал-социалистический немецких юристов,

    зарегистрированная (e.V.) национал-социалистическая организация помощи жертвам войны,

    зарегистрированный (e.V.) Имперский союз немецких служащих, национал-социалистический союз немецких техников (включая национал-социалистическое объединение «Сила через радость») являются формированиями, присоединенными к Национал-социалистической немецкой рабочей партии.

    (1) Подразделения Национал-социалистической немецкой рабочей партии не имеют ни собственного юридического лица, ни своей собственности.

    (2) NSDAP образует со своими подразделениями как корпорация публичного права в отношении имущественных прав единое целое в рамках общей организации. В отношении имущественных прав обязанности и права имеют поэтому исключительно единый орган.

    (3) Имперский казначей NSDAP является генеральным уполномоченным фюрера по всем связанным с имущественным правом делам NSDAP. Генеральные полномочия включают в себя право давать со своей стороны полномочия в целом или по отдельным делам.

    (1) Присоединенные формирования могут иметь собственное юридическое лицо.

    (2) Присоединенные формирования подлежат финансовому надзору со стороны государственного казначея NSDAP.

    (3) Других определенных законом прав на надзор финансовый надзор государственного казначея NSDAP не касается.

    Все учреждения должны оказывать помощь государственному казначею NSDAP и его уполномоченным в исполнении их обязанностей и соответствовать надеждам государственного казначея NSDAP, которые на них возлагаются на основании этого распоряжения.

    (1) Первое распоряжение по исполнению от 23 марта 1934 года («Фёлькишер беобахтер», Мюнхенское издание № 86 от 27 марта 1934 года и Берлинское издание № 87 от 28 марта 1934 года) к закону по обеспечению единства партии и государства от 1 декабря 1933 года отменяется.

    (2) Аналогичным образом отменяются все действующие до сих пор предписания и постановления, противодействующие настоящему распоряжению по исполнению закона по обеспечению единства партии и государства от 1 декабря 1933 года.

    (1) Предписания по исполнению и дополнению § 2 и § 3 этого распоряжения издает заместитель фюрера. В остальном предписания по исполнению этого распоряжения издает имперский казначей NSDAP.

    (2) Предписания по исполнению и дополнению следует публиковать в листке государственных законов.

    Данное распоряжение вступает в силу на следующий день после публикации.

    Фюрер и рейхсканцлер Адольф Гитлер

    Заместитель фюрера Р. Гесс Рейхсминистр без портфеля

    Резолюция «О единстве партии», 1921

    Выступление Ленина В.И. на 10 съезде РКП(б)

    Одним из обязательных принципов марксистской коммунистической партии является её единство . Организованность, сплочённость и дисциплинированность - вот что обеспечивает единство.

    Единство партии включает в себя:

      Единство Программы, устава, идейное единство + единство тактики и стратегии борьбы.

      Демократический централизм, предполагающий чёткую дисциплину, безусловное подчинение меньшинства большинству, обязательность решений высших органов партии для низших.

      Организационное единство по выполнению решений партии.

      Единство зависит от сплочённости и сознательности рабочего класса, его способности вести за собой до победы социализма и коммунизма.

      Необходимость борьбы с мелкобуржуазными идеологиями, которые направлены на организационное разобщение в партии и в рядах рабочего класса.

    После Октябрьской революции в партии стали появляться различные фракции: «правый уклон», «левые коммунисты», «рабочая оппозиция» (лидеры Шляпников А.Г. и Коллонтай А.М.), группа «демократический централизм» и др. Появление фракций могло привести к расколу. Поэтому 10 съезд принял предложенную Лениным В.И. резолюцию « О единстве партии».

    Когда принят документ

    Цель принятия:

    Борьба за единство партии, недопущение раскола её на фракции.

    Основные положения

      Единство и сплочённость рядов партии является необходимым, особенно когда усиливаются колебания в мелкобуржуазной среде.

      Все фракции, группы в партии должны быть распущены. (Фракционность – это создание фракций, то есть замкнутых групп внутри партии с собой программой и со своей групповой дисциплиной).

      ЦК получал право применять любые взыскания, вплоть до исключения из партии.

      Недопущение фракционных выступлений. Необходимо рассматривать разногласия на заседаниях партии открыто, а не в кулуарах, кружках, чтобы не создавать почву для образования фракций. С этой целью необходимо издавать дискуссионный листок , то есть издание партии, предназначенное для того, чтобы сделать излишними фракционные органы.

      Очистка партии от ненадёжных, непролетарских элементов.

      Развитие демократизма и самодеятельности рабочего класса, его деловые предложения должны рассматриваться и применяться в практической работе.

    Итоги принятия резолюции « О единстве партии»

      Подчинение меньшинства большинству, меньшинство теперь теряло возможность отстаивать свои взгляды.

      Очищение рядов партии от ненадёжных её членов.

      Формирование централизма в управлении.

      Резолюция, принимаемая как временная, стала основой в политике партии вплоть до роспуска КПССС 6 ноября 1991 года , оправдывала репрессии, проводимые в сталинский период. «Кто не с нами, тот против нас» - этот лозунг лежал в основе тоталитаризма в СССР.

    ПОСТОЯННОЕ расширение и углубление связей с массами - важнейшая закономерность деятельности ленинской партии. Объективная необходимость этой деятельности вызвана тем, что, как учит марксизм-ленинизм и подтверждает жизнь, ни массы без партии, ни партия без масс не могут успешно осуществить свою историческую миссию по свержению власти эксплуататоров и построению коммунистического общества.

    С партией коммунистов во главе трудящиеся нашей страны совершили Великую Октябрьскую социалистическую революцию, создали реальный социализм, отстояли его завоевания от злейшего врага человечества - гитлеровского фашизма.

    Впервые в мировой истории народы СССР под руководством ленинской партии построили развитое социалистическое общество, успешно осуществляют программу коммунистического строительства.

    КПСС не является чужеродной, оторванной от масс силой, как это утверждают антикоммунисты. Она плоть от плоти, кровь от крови своего народа. Врагов социализма более всего страшит неуклонно крепнущее единство партии и народа, которое было и остается незыблемым фундаментом нашего строя, источником его силы и несокрушимости.

    ПАРТИЯ РАБОЧЕГО КЛАССА, ПАРТИЯ НАРОДА

    Известно, что партия Ленина возникла как передовой отряд пролетариата. Но пролетариат - составная часть всей массы трудящихся, ее естественный представитель и гегемон. Поэтому, выражая классовые интересы пролетариата, партия тем самым выражает и коренные интересы всех эксплуатируемых, всех трудящихся.

    Непременное условие успеха в революционной борьбе В. И. Ленин видел в том, чтобы связаться, "сблизиться, до известной степени слиться с самой широкой массой трудящихся".

    Степень сплоченности трудящихся масс вокруг партии коммунистов на каждом этапе развития нашего общества во многом отражает рост партийных рядов, их социальный состав.

    Лишь около 24 тыс. большевиков-революционеров вышли из подполья, чтобы повести за собой трудовой народ на штурм капитализма. В дни Великого Октября партия уже насчитывала в своих рядах 350 тыс. человек. Сегодня в рядах КПСС 18 млн. человек. Неуклонно растет удельный вес коммунистов в обществе. Так, в 1939 г. они составляли 2,2% среди взрослого населения страны; в 1950 г. - 5,9, в 1960 г. - 6,8, а в 1982 г. - 11%.

    С построением в нашей стране развитого социализма КПСС, оставаясь по своей природе партией рабочего класса, превратилась вместе с тем в авангард всего советского народа. Ныне в составе КПСС 43,7% - рабочих, 12,6% - крестьян, 43,7% - служащих. Эти цифры свидетельствуют о том, что социальный состав партии отражает социальный состав общества, и это одна из важнейших основ их непоколебимого единства.

    ВЫСШАЯ ЦЕЛЬ - БЛАГО НАРОДА

    У единства Коммунистической партии и народа - глубокие объективные основы. Это прежде всего единство социалистической собственности на средства производства, безраздельное господство в нашей стране зрелых форм социалистических производственных отношений. Это социальная общность советского народа, отсутствие в СССР классов, враждебных или индифферентных к социализму. Это идейная и интернациональная сплоченность советского общества.

    Сплочению партии и народа служит мудрая, научно обоснованная политика КПСС, выражающая интересы советских людей, их чаяния. Партия всегда заботилась и заботится о том, чтобы обеспечить рост благосостояния трудящихся, создать материальные условия для дальнейшего расцвета их духовной, культурной жизни, общественной активности.

    Путь, пройденный под руководством Коммунистической партии нашей страной за годы Советской власти, - это целая эпоха. История не знает столь стремительного взлета от состояния отсталости и разрухи к могуществу современной великой державы. За 60 лет объем промышленного производства вырос в 528 раз, ввод в действие основных фондов - в 598 раз.

    Интересам и чаяниям советского народа служит и миролюбивая внешняя политика КПСС. Осуществляя выработанную партией Программу мира, Советский Союз настойчиво добивается обуздания гонки вооружений, выдвинул более 100 предложений, направленных на разрядку международной напряженности.

    ВМЕСТЕ С НАРОДОМ, ВО ГЛАВЕ МАСС

    Единство партии и народа не что-то такое раз навсегда данное, застывшее. Это единство надо постоянно крепить и развивать.

    Следуя ленинским заветам, партия всей своей конкретной организаторской и идейно-воспитательной работой в массах всемерно укрепляет связи с народом. Особая роль в этом принадлежит первичным партийным организациям, которых в нашей стране более 420 тыс. Именно они являются теми опорными пунктами, через которые партия обращается к каждому коллективу, к каждому труженику.

    Способствует укреплению связей партии с народом и то, что в составе руководящих партийных органов - от первичных парторганизаций до ЦК компартий союзных республик - постоянно увеличивается количество рабочих и колхозников, занятых непосредственно на производстве. Их сейчас свыше 40%.

    Важным условием укрепления единства партии и народа является демократический характер партийного руководства в нашей стране. Работу партийных органов отмечает широкая гласность. Все свои начинания и планы партия выносит на общее суждение советских людей, внимательно учитывает все ценное, что они предлагают.

    Укрепление единства партии и народа неотделимо от развития социалистической демократии. Примечательно, что в составе Советов народных депутатов растет число рядовых тружеников. Среди депутатов Верховного Совета СССР десятого созыва рабочие составляют 34,8%, колхозники - 16,3%. В составе депутатов Верховных Советов союзных республик рабочих и колхозников более 50%, а в местных Советах - свыше 68%.

    Надежной опорой партии в массах являются общественные организации. Это убедительно продемонстрировали состоявшиеся в минувшем году XVII съезд профсоюзов, XIX съезд комсомола, выборы в местные Советы народных депутатов.

    "Когда мы говорим: "Народи партия едины!" - отмечал в докладе на торжественном заседании, посвященном 60-летию образования СССР, Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю. В. Андропов, - это констатация того непреложного факта, что цели и задачи, поставленные перед собой партией, точно выражают чаяния, потребности всех советских людей. И многомиллионный наш народ своими делами претворяет в жизнь политику партии".

    В. ШАПКО, доктор исторических наук

    Преобразование "Единства" из движения в партию не вызвало особого интереса у российских граждан, хотя это событие и было замечено большинством респондентов: 32% опрошенных заявили, что знают о нем, и еще 27% – "что-то слышали". Однако в ходе фокус-групп ведущим приходилось прилагать значительные усилия, чтобы сконцентрировать внимание участников на этом сюжете. Даже москвичи и петербуржцы, демонстрирующие, как правило, более высокий уровень компетентности в политических вопросах, чем обитатели иных городов, постоянно сбивались на обсуждение проблем, лишь косвенно связанных с прошедшим съездом "Единства", предпочитая говорить о реформе системы власти в стране, о взаимоотношениях президента с олигархами, о перспективах интеграции стран СНГ и т.д.

    Связано это, по-видимому, не столько с отношением граждан собственно к "Единству", сколько с их отчуждением от публичной политики в целом и с широко распространенной уверенностью в том, что политическая элита преследует исключительно собственные интересы. Один из участников московской дискуссии выразил эту уверенность следующим образом: "Ну, как бы там ни было, но все равно можно сказать, что это очередные политические игры, и то, чего люди ждут от какой-то партии, вот на это надеяться, по-моему, непоследовательно и глупо".

    Эта тема в тех или иных вариациях звучала на всех фокус-группах. Показателен, например, такой обмен репликами относительно цели создания новой партии:

    – Это не для людей делается. А для чего это делается, непонятно. Наверное, чтобы еще больше набить карманы себе. Это не для облегчения народа делается. Чтобы была сила, кулак. Чтобы было не разбить. Поодиночке можно, а вместе никак. Только для этого.

    – Я согласен.

    – Я тоже.

    – Нет общей идеи для страны. Они – это они, а мы – это мы. Они не заинтересованы сделать что-то для страны...

    – У них у всех только обогащение, обогащение.

    – Они объединились для контроля.

    – Да, для контроля ситуации.

    – Чтобы были свои люди на своих местах.

    – Чтобы никто не мешал.

    – Да, верно.

    – В какой-то мере круговая порука. Вместе проще.

    Представление о том, что участники "политических игр", и в частности, создатели "Единства", абсолютно безразличны к нуждам "простых людей" и озабочены исключительно своими собственными проблемами, как видим, не подвергается сомнению. На другой фокус-группе оно формулируется не менее четко: "У меня такое ощущение, что это некий мыльный пузырь. Интересы, которые они преследуют, – это же внутри, это нам не показывают". И – отклик еще одного участника дискуссии: "И к нам никакого отношения не имеют".

    Такое представление порождает "ответное" безразличие к публичной политике и прежде всего – к проблематике межпартийных и внутрипартийных отношений. Отвечая на вопрос о том, какие решения были приняты на съезде "Единства", респондент откровенно заявляет: "Меня, честно говоря, это мало волнует, что они там примут, какую они себе баню там устроят". Участница другой фокус-группы возмущается: "Прозвучало: "народная партия". А кто же там из народа-то? Партия как раз не народная и не для народа". И в ответ на вопрос ведущей: "А для чего?" уточняет: "Для себя".

    Уверенность в том, что политики, занимаясь партийным строительством, руководствуются исключительно своекорыстными соображениями, оборачивается недоверием и безразличием к информационным сюжетам, освещающим этот процесс. "Реально все делается, конечно, за кулисами", – выражает общее мнение один из участников фокус-группы. Как явствует из данных ЭФГ, телевизионные репортажи со съезда "Единства" не вызвали у зрителей особого интереса. Но фрагмент выступления В.Путина, в котором он достаточно резко отозвался о людях, "прислоняющихся" к власти, был воспринят аудиторией весьма сочувственно. Причем, судя по тому, что говорилось на фокус-группах (и в частности, по процитированным выше репликам), многие склонны относить слова президента не к отдельным представителям новой партии, а ко всей этой организации в целом.

    Несколько скептическое отношение значительной части участников дискуссий к "Единству" усугубляется тем, что оно воспринимается многими как созданное "искусственно" (этот термин используется неоднократно) политическое образование. "В общем-то отношение-то к этой партии у всех, конечно, такое ехидное немножко, – отмечает участница дискуссии. – Слишком быстро она организовалась". "Она не организовалась. Ее организовали", – говорит другой участник. "Да, как-то все это скоропалительно и несерьезно". "Из этой партии можно сделать все, что угодно, как решат стоящие у власти по-настоящему – что они хотят с этим делать. Пока непонятно. Мне кажется, что они сами не очень понимают, насколько далеко они пойдут и насколько нужна им будет партия".

    Однако несмотря на то что "политические игры", связанные с преобразованием "Единства" в партию, воспринимаются большинством участников фокус-групп – и, надо полагать, большинством российских граждан – без какого бы то ни было энтузиазма, в ходе опроса респонденты почти вчетверо чаще заявляют о симпатии, чем об антипатии к этой партии.

    Вопрос: Как Вы относитесь к партии "Единство" – положительно, отрицательно или безразлично?

    Такое соотношение оценок обусловлено, в первую очередь, тем, что "Единство" воспринимается значительной частью – очевидно, большинством – граждан не столько как самостоятельная политическая сила, сколько как политический инструмент, находящийся в полном распоряжении В.Путина. Естественно, именно сторонники президента особенно охотно заявляют о симпатиях к "Единству". Но показательно, что и среди сторонников Г.Зюганова доля положительно относящихся к этой партии лишь чуть меньше доли относящихся к ней отрицательно, при том что 60% респондентов, поддерживающих лидера КПРФ, либо заявляют о безразличном отношении к "Единству", либо затрудняются с ответом.

    Если бы сторонники Г.Зюганова видели в "Единстве" прежде всего крупную политическую партию, конкурирующую с КПРФ, они, несомненно, воспринимали бы ее гораздо более негативно. Но к В.Путину значительная часть коммунистического электората сегодня относится более или менее положительно, и именно поэтому политическая структура, ориентированная на безраздельную поддержку действующего президента, не вызывает у них сильной аллергии. Более того, приверженцы Г.Зюганова лишь немногим реже, чем сторонники В.Путина, говорят о том, что они хотели бы видеть эту структуру "единственной правящей партией". И только половина почитателей лидера КПРФ категорически не согласна с этой перспективой.

    Вопрос: Вы лично хотели бы или не хотели бы, чтобы партия "Единство" стала единственной правящей партией, как раньше КПСС?

    Иначе говоря, весьма значительная часть коммунистического электората в той или иной мере согласна поступиться своей идеологической идентичностью ради восстановления политического режима, основанного на диктате одной, государственной "партии", – пусть даже и не исповедующей коммунистическую идеологию, готова предпочесть диктат "Единства" политическому плюрализму. Причем показательно, что такую позицию занимают даже некоторые респонденты, не симпатизирующие "Единству": положительно относятся к нему 18% сторонников Г.Зюганова, а хотели бы видеть его единственной правящей партией – 22%.

    Следует отметить, что преимущественно критическое и даже временами пренебрежительное отношение к "Единству", отчетливо проявлявшееся на фокус-группах, во многом связано с тем, что ведущие ориентировали участников на обсуждение прошедшего партийного съезда, новых "приобретений" партии (НДР, партии В.Брынцалова и т.д.), ее взаимоотношений с иными политическими силами и прочих сюжетов, зачастую маркируемых "человеком с улицы" посредством клише "политические игры". Когда же разговор заходил о том, какую роль отводит "Единству" президент, тональность обсуждения заметно менялась. Участники, как правило, без тени осуждения говорили о том, что В.Путин создает себе политическую опору: президент, по мнению одного из них, "из движения делает партию, потому что ему нужна организация; ведь нужно как-то страной управлять, нужны единомышленники, которые связаны между собой уже не только идеологией или стремлением к власти... Т.е., на мой взгляд, он просто возвращается к классическому управлению государством, которое было, прошу прощения, при Ленине и при императоре Нероне, и т.д.".

    Аналогия с советским прошлым в этом контексте возникает у многих участников фокус-групп. "Путин – он такой же наш советский институт заканчивал. А все мы, кто там учился в то время первые два курса – это материализм и история КПСС. У тебя не будет никакой перспективы, если за тобой не стоит партия. Партия ленинского типа. Путин идет этим же путем". Развивая эту аналогию, один из участников дискуссии выдвигает не лишенную интереса гипотезу о том, что партия нужна В.Путину как механизм контроля над губернаторами: "Потому что все-таки по опыту КПРФ... (имеется в виду, конечно, КПСС) не секретари обкомов командовали Политбюро, а Политбюро меняло... Так вот, а здесь, если не будет партии, в которую бы входили и губернаторы, Путин будет оставаться в чисто таком плане в структуре госаппарата. Это недостаточная опора. Поэтому хотелось бы еще некую другую опору, где он мог бы и противостоять губернаторам. Хочешь быть губернатором в следующий раз? Не выступай, не разваливай партию. Иначе она выступит против".

    Другая участница дискуссии, восторженная почитательница президента ("человеку с таким открытым взглядом верить можно и нужно") , полагает, что партия нужна В.Путину потому, что "нужна... консолидация наших людей... И та атмосфера, которая сейчас у нас есть, доверие, ее нужно как-то ему культивировать, наверное".

    Стоит отметить, что в ходе дискуссий выдвигались и весьма оригинальные предположения относительно "подтекста" взаимоотношений В.Путина и "Единства". Неоднократно высказывалась мысль, что новая партия располагает мощными финансовыми ресурсами, навеянная вступлением в "Единство" В.Черномырдина и В.Брынцалова. В связи с этим одни говорили о том, что В.Путину как политику нужна финансовая опора, другие – о том, что президент попытается использовать ресурсы партии, "чтобы помочь людям простым".

    Звучала и мысль о том, что В.Путин опасается ссориться с людьми, объединившимися в новой партии: "Путин смотрит ситуацию в целом. Если сейчас тех, кто находится в "Единстве", отстранить от власти, от кормушки, ограничить, это может закончится чем-то нехорошим... На какое-то время можно этих людей допустить к видимости власти. Я думаю, что это недолго все протянется". Это предположение, конечно, никоим образом не сочетается с преобладающей уверенностью в том, что "Единство" полностью подконтрольно В.Путину, но зато оно позволяет "примирить" позитивное отношение к президенту и неприязнь к партии, явно привечаемой им. В чем-то сходную, но еще более экзотическую версию выдвинул другой участник дискуссии: "партия создана для того, чтобы всех противников Путина поставить в неловкое положение или просто обмарать. Потому что совокупность группировок, у которых разные интересы и нет единой программы, неминуемо развалится, и тогда на них можно показать пальцем и сказать: ну, разве это вот... И тогда Путин станет диктатором".

    Но большинство граждан, конечно, не сомневается в том, что "Единство" является опорой президента. В вопросе о прочности этой опоры респонденты чрезвычайно далеки от единодушия.

    Вопрос: Как Вы думаете, партия "Единство" просуществует долго или недолго?

    Почти половина опрошенных не решается дать определенный прогноз относительно возможного "долголетия" новой партии. Те, кто относятся к "Единству" негативно или безразлично, склонны считать, что оно долго не протянет, руководствуясь, по преимуществу, опытом НДР и иных "партий власти", возникавших за последние годы. На фокус-группах нередко звучала мысль о нежизнеспособности партии, лишенной идеологического, программного стержня и состоящей, главным образом, из "начальников".

    Те же, кто симпатизирует "Единству", довольно уверенно предрекают ему долгую жизнь, полагая, насколько можно судить по материалам фокус-групп, что она будет гарантирована близкими отношениями с властью. В связи с этим стоит отметить: 27% респондентов считают, что "Единство" может стать "единственной правящей партией, как раньше КПСС". По-видимому, именно с этой перспективой, главным образом, и связаны прогнозы о длительном существовании новой "партии власти".

    Чрезвычайно принципиальным – и разумеется, не только с точки зрения политических перспектив "Единства" – представляется вопрос о том, как российские граждане относятся к идее реставрации однопартийной системы.

    3–4 июня Как Вы относитесь к партии "Единство"?
    положительно безразлично отрицательно
    Сколько примерно крупных партий должно быть, по Вашему мнению, вРоссии?
    больше 5
    Вы лично хотели бы или не хотели бы, чтобы партия "Единство" стала единственной правящей партией, как раньше КПСС?
    Хотел(-а) бы
    Мне это безразлично
    Не хотел(-а) бы
    Затр. ответить

    Как видно из приведенных данных, за однопартийную систему высказывается меньшинство респондентов – хотя и довольно значительное (23%). Однако 36% респондентов, положительно относящихся к "Единству", заявляют, что хотели бы видеть его единственной правящей партией, – при том что за однопартийность они высказываются значительно реже (22%). Следовательно, немалая часть российских граждан, в принципе признающая многопартийность необходимой, готова отступить от этого принципа в том случае, если шанс на монопольное положение приобретет поддерживаемая ими политическая сила. Определенное "концептуальное" обоснование такого подхода дал участник фокус-группы, заявивший: "Каждая партия стремится к власти", – и развивший это бесспорное утверждение следующим образом: "Задача партии – прийти к власти и всех передушить". Отсюда, пожалуй, следует, что последовательная поддержка "своей" партии должна распространяться и на ситуации, когда она пытается изменить "правила игры", монополизировав политическое пространство. И нет оснований считать, что подобная логика характерна для сторонников "Единства" в большей мере, чем для приверженцев иных политических сил. Так что можно предположить, что в действительности доля принципиальных противников возврата к однопартийной системе примерно равна доле тех, кто согласился бы на это, если бы их устроил претендент на роль монополиста.

    В связи с этим стоит отметить, что в ходе опроса экспертов 39% респондентов согласились с мнением, согласно которому "в нынешней ситуации многопартийная система приносит стране больше вреда, чем пользы", тогда как 50% – выразили несогласие с ним. Естественно допустить, что "рядовые" граждане оценивают многопартийность, по крайней мере, не выше, чем представители региональных элит.

    Однако, как мы уже отмечали, только 27% респондентов допускают, что "Единство" может стать "единственной правящей партией" по образцу КПСС, тогда как 49% – не верят в это. Причем в ходе фокус-групп, где участники достаточно подробно дискутировали на эту тему, последнее мнение неизменно преобладало.


    УСТАВ ПАРТИИ
    в редакции от 16.12.2017


    Глава 1. Общие положения
    1.1. Политическая партия ЕАС "Единство" является добровольным самоуправляемым общественным объединением граждан, созданным на основе общности политических интересов и убеждений.
    1.2. Политическая партия ЕАС "Единство" осуществляет свою деятельность на всей территории ЕАС в соответствии с Конфедеративным Договором, действующим законодательством ЕАС и настоящим Уставом.
    1.3. Полное наименование – Политическая партия Евразийского Союза "Единство". Допускаются сокращенные наименования – “Единство”, “Партия единства” или "Партия "Единство", Партия Евразии "Единство". Данные названия равнозначны. Далее по тексту Устава - Партия "Единство".

    Глава 2. Символика партии "Единство"
    2.1. Партия "Единство" имеет свою эмблему, графическое изображение которой представлено в Приложении 1.
    2.2. Партия "Единство" может иметь и иные символы, утверждаемые Съездом Партии "Единство".
    2.3. Каждый член Партии "Единство" может использовать символы Партии "Единство" в интересах Партии "Единство".

    Глава 3. Цели и задачи Партии "Единство"
    3.1. Основными целями Партии "Единство" являются:
    3.1.1. Формирование благоприятного интересам Партии "Единство" общественного мнения в ЕАС и за ее пределами.
    3.1.2. Выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти.
    3.1.3. Участие в политической деятельности Партии "Единство" путем выдвижения кандидатов Партии "Единство" в законодательный орган ЕАС и продвижение членов Партии "Единство" на должности в правительстве ЕАС, представление законопроектов, направленных на продвижение целей партии.
    3.1.4. Участие в референдумах в соответствии с законодательством ЕАС, в том числе выдвижение инициативы проведения референдумов, образования инициативных групп по проведению референдумов и оказание им поддержки, проведение агитации по вопросам референдумов.

    3.2. Основными задачами Партии "Единство" являются:
    3.2.1. Содействие обеспечению прав и свобод граждан, безопасности личности.
    3.2.2. Участие в разработке и реализации программ общественного развития.
    3.2.3. Организация широкого участия граждан в общественной и политической жизни общества, в решении конфедеративных и государственных проблем и создание условий для этого.
    3.2.4. Разработка и содействие реализации программ государственного развития.
    3.2.5. Распространение информации о деятельности Партии "Единство", пропаганда его взглядов, целей и задач, разъяснение гражданам позиции Партии "Единство".
    3.2.6. Привлечение сторонников Партии "Единство" и обеспечение возможности их участия в деятельности Партии "Единство".

    Глава 4. Членство в Партии "Единство"
    4.1. Членство в Партии "Единство" является добровольным и индивидуальным.
    4.2. Членами Партии "Единство" могут быть граждане ЕАС, признающие Устав и программные документы Партии "Единство" и разделяющие его цели и задачи.
    4.3. Прием в члены Партии "Единство" осуществляется Председателем Партии "Единство" на основании письменного заявления в приемную Партии "Единство".
    4.4. Членство в Партии "Единство" не может быть ограничено по признакам профессиональной, социальной, расовой, национальной или религиозной принадлежности, а также в зависимости от пола, происхождения, имущественного положения и места жительства.
    4.5. Ограничение при вступлении в партию может осуществляться по отношению к лицам, замеченным ранее в нелицеприятных высказываниях в адрес Партии "Единство" или отдельных его членов, а также в отношении лиц, действия которых противоречат целям и задачам Партии "Единство".
    4.6. Каждый новый член Партии "Единство" автоматически соглашается с положениями настоящего Устава.

    Глава 5. Прекращение членства в Партии "Единство" и восстановление членства
    5.1. Основаниями для признания прекращения членства в Партии "Единство" являются:
    5.1.1. письменное или публичное устное заявление члена Партии "Единство" о выходе из членов Партии "Единство". При этом прекращение членства происходит автоматически и незамедлительно;
    5.1.2. отсутствие члена Партии "Единство" на проекте PolitSim свыше 60 дней. При этом прекращение членства оформляется решением Председателя Партии "Единство".
    5.2. Членство в Партии "Единство" того или иного его члена может быть приостановлено в случае занятия им должности, которая, в соответствии с законами ЕАС, несовместима с членством в политической партии, а также по решению Съезда Партии "Единство".
    5.3. Гражданин, приостановивший членство в Партии "Единство", при отсутствии к тому препятствий, установленных законом, подлежит восстановлению в членах Партии "Единство" незамедлительно по его личному заявлению.
    5.4. Член Партии "Единство" может быть исключен из Партии "Единство" в случаях:
    5.4.1. неисполнения им положений Устава Партии "Единство" и принятых на себя обязательств перед Партией "Единство";
    5.4.2. вступления в законную силу приговора суда, которым член Партии "Единство" признан виновным в совершении умышленного преступления;
    5.4.3. совершения членом Партии "Единство" деяний, противоречащих интересам Партии "Единство" и наносящих ему политический ущерб.
    5.5. Исключение из членов Партии "Единство" производится по решению простого большинства членов Партии "Единство", участвующих в голосовании по исключению из членов Партии "Единство".
    5.6.1. Гражданин, прекративший членство в Партии "Единство" по обстоятельствам, не зависящим от него, может быть вновь принят в члены Партии "Единство" на общих основаниях.
    5.6.2. Гражданин, исключенный из членов Партии "Единство", может быть вновь принят в члены Партии "Единство" не ранее, чем через 3 месяца решением Съезда Партии "Единство".

    Глава 6. Съезд Партии "Единство"
    6.1. Высшей формой управления Партией "Единство" является Общий Съезд, в котором принимают участие все члены Партии "Единство".
    6.2. Общий Съезд Партии "Единство" функционирует на постоянной основе.
    6.3. Решения Общего Съезда принимаются простым большинством голосов членов Партии "Единство", участвующих в работе Общего съезда, и публикуются Председателем Партии "Единство", либо, в случае его отсутствия, одним из участников Общего Съезда, уполномоченным на это Общим Съездом.
    6.4. По решению Председателя Партии "Единство", могут проводиться Специальные Съезды Партии "Единство". Решения на Специальных Съездах так же принимаются большинством голосов его участников и публикуются Председателем Партии "Единство".

    Глава 7. Председатель Партии "Единство"
    7.1. Председатель представляет Партию "Единство" на межпартийном и государственном уровнях.
    7.2. Председатель Партии "Единство" избирается на Общем или Специальном Съезде не менее чем 60% голосов членов Партии "Единство", принявших участие в Съезде на бессрочной основе.
    7.3. Председатель Партии "Единство":
    а) опубликовывает решения Съезда, имеет право решающего голоса на Общем или Специальном Съезде;
    б) назначает официальных представителей Партии "Единство" для проведения различного уровня переговоров.
    7.4. Председатель Партии "Единство" может быть отстранен от исполнения своих обязанностей на Общем или Специальном Съезде не менее чем 60% голосов членов Партии "Единство".

    Глава 8. Заключительные положения
    8.1. Изменения в данный Устав могут быть внесены на Общем или Специальном Съезде Партии "Единство" решением не менее чем 60% членов Партии "Единство".
    8.2. Партия "Единство" может быть распущена и ликвидирована решением не менее чем 75% всех членов Партии "Единство".

    Приложение №1




    © 2024
    digtime.ru - Digtime - Строительный портал