04.03.2024

Двойные согласные в корне слова примеры. Правило удвоенная согласная в корне. Двойное н и одно н в словах, образованных от прилагательных и причастий


Двойные согласные на стыке значимых частей слова

В трех прилагательных - деревянный, оловянный и стеклянный - выделяется суффикс -янн-, который пишется с двойным н .

С одним н пишется суффикс прилагательных -ин (ый ), напр.: соловьиный, куриный, мышиный, гостиный (гостиный двор) ; то же в существительных гостиная, гостиница (но ср. прилагательное гостинный, см. § 95).

Примечание. Написание следующих прилагательных определяется в словарном порядке: с одним н пишутся смышлёный, мудрёный; с двумя н - измождённый, изнеможённый, напыщенный, медленный, отчаянный.

В существительных с суффиксом -енник пишется двойное н , напр.: путешественник (от путешествовать), предшественник
(предшествовать), свойственник (свойство), соотечественник (отечество), единомышленник (мысль, мыслить), злоумышленник, соумышленник (умысел), утопленник (утопиться), ставленник (ставить), численник (число), лапшенник (лапша).

Однако одно н пишется в словах ученик (от учить(ся), труженик (трудиться), мученик, бессребреник, сребреник (название монеты), вареник.

Примечание. О двойных согласных в заимствованных (иноязычных) суффиксах существительных см. § 108 .

Двойное н и одно н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и соотносительных с ними прилагательных

Полные формы

Примечание. Такие прилагательные немногочисленны; подавляющее большинство соотносительных с причастиями прилагательных на -ный не имеют качественного значения; таковы варёный, кипячёный, мочёный, сушёный, точёный и т.п.

Двойное н и одно н в словах, образованных от прилагательных и причастий

Дефис (называемый также черточкой) - небуквенный орфографический знак, который употребляется в разных функциях. Он используется в правилах слитного, дефисного и раздельного написания (см. § 117 - 156), как знак переноса (см.

Двойные согласные в корне или после приставки – тема несложная. Но некоторые слова включают в устной речи звонкий звук, отображающий на письме не одну, а две буквы. Примеры, в которых встречаются удвоенные согласные, изложены в статье.

В оправдание тех, кто не обладает стопроцентной грамотностью (а их большинство), стоит сказать, что речь, которую использовал Пушкин, – одна из самых сложных в мире. А потому правила орфографии необходимо время от времени повторять. Рассмотрим наиболее распространенные ошибки в написании слов с двойными согласными.

В русском языке немало слов, написание которых не соответствует ни одному правилу. Так, двойное «ж» пишется в следующих словах:

Но в случае чередования звуков «ж» и «з» пишется иначе. Например, глагол «визжать» происходит от существительного «визг». А потому, несмотря на то что в устной речи слышатся удвоенные согласные, пишется все же «зж».

Сложные слова

Единицы языка, именуемые сложносокращенными, при написании нередко вызывают сомнения. Если первая часть слова заканчивается буквой, с которой начинается вторая, имеют место удвоенные согласные.

Эти случаи не следует путать со словами, образованными из двух частей, одна из которых включает удвоенные согласные:

  • грампластинка (граммофонная пластинка);
  • конармия (конная армия).
  • Но если имя прилагательное образовано от основы, в которой есть удвоенные согласные, вышеприведенное правило соблюдается. Ему нужно следовать и при написании других частей речи. Главное условие – двойной согласный предшествует суффиксу. Ниже приведены примеры предложений, в которых присутствуют слова с удвоенными согласными.

    1. Галлы – это племена, существовавшие в так называемый галльский период.
    2. Его работу оценили пятью баллами по пятибалльной системе.
    3. Гуннский лук – оружие, созданное кочевниками, которые известны в истории как гунны .
    4. После того как девять участников покинули проект, это была уже не группа , а небольшая группка .
    5. Почтальон имел обыкновение употреблять в речи уменьшительные формы: письмецо, телеграммка , посылочка.

    Исключения

    Но есть лексические единицы, образованные от слов с двойными согласными, но не попадающие под правила, приведенные выше. Эти исключения нужно запомнить.

  • кристалл, но кристальный;
  • финн, но финский;
  • колонна, но колонка;
  • тонна, но пятитонка.
  • К исключениям можно также отнести производные от имен собственных.


    1. Агрессия нередко становится следствием алкогольного отравления.
    2. Симптомы акклиматизации проявляются у каждого человека по-разному.
    3. В этом магазине можно приобрести не только одежду, но и различные аксессуары .
    4. Аммиак обладает высоким уровнем токсичности.
    5. Аппретирование является сложным и трудоемким процессом.
    6. Метод, подразумевающий замену одних объектов другими, называется аппроксимацией .
    7. Коллежский асессор , проживавший по соседству, был человеком загадочным, скрытным.
    8. Ведьма варила благовонные зелья, готовила странные эссенции .
    9. В городе было много терриконов, к оторые приезжие нередко принимали за настоящие горы.
    10. Представители русской интеллигенции в поисках спасения вынуждены были покидать родные места.
    11. Заимствования с одним согласным

      Существует еще ряд слов иноязычного происхождения, в которых нет удвоенных согласных, но отчего-то именно в их написании часто совершаются ошибки:

      И, наконец, всем известное слово, в котором присутствуют удвоенные согласные в корне: ссора. Безусловно, в производном от него глаголе писать три буквы «с» не нужно (рассориться). Слова, образованные по этой схеме, могут включать лишь два согласных.

      Русский язык – базовый предмет в школе. Но с годами навыки, приобретенные в детстве и отрочестве, теряются. В написании текстов люди, казалось бы, образованные часто совершают грубые ошибки. На вопрос о том, в каких случаях нужно писать двойные согласные, ответить может не каждый. А так называемым врожденным чувством языка одарены лишь избранные. Поэтому правила русского языка необходимо повторять на протяжении всей жизни.

      Двойные согласные в корне слова

      1. Двойное ж пишется в корнях слов вожжи, дрожжи, жжение, жужжать, можжевельник и однокоренных с ними. Ср.: возжечь (воз + жечь) – возжжешь (воз + жжешь), также возжженный.

      Примечание 1. При наличии звукового чередования зг–зж , зд–зж пишется не двойное ж , а зж , например: визжать (визг), приезжать (приезд). Ср.: брезжить, брюзжать, дребезжать, мозжечок и т.п.

      Примечание 2. В словах брыжейка, брыжи пишется только одно ж .

      2. Двойное с в корне пишется в словах ссора, ссуда и однокоренных с ними.

      3. Двойные согласные пишутся в сложносокращенных словах, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например: главврач, госсектор, поссовет, роддом.

      Примечание. В первой части сложносокращенных слов, представляющей собой основу, которая оканчивается двойной согласной, пишется только одна согласная, например: грампластинка, групорг, конармеец.

      4. В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксом сохраняются, например: балл – пятибалльный, галл – галльский, гунн – гуннский, компромисс – компромиссный, группа – группка, диаграмма – диаграммка, программа – программка, телеграмма – телеграммка. То же – в собственных именах, например: Канберрский университет, Каннский кинофестиваль, Лозаннская конференция, боннское правительство, таллиннские памятники старины и т.п.

      Исключения. В некоторых словах в рассматриваемом случае пишется одна согласная, например: кристалл – кристальный, финн – финский, колонна – колонка, тонна – пятитонка, финн – финка (обычно двойное н стягивается в одно н перед суффиксом -к-а ), оперетта – оперетка; в названиях лиц с суффиксом , например: Алла – Алка, Анна – Анка, Кирилл – Кирилка, Римма – Римка, Савва – Савка, Филипп – Филипка, Эмма – Эмка.

      5. Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: беззаветный – бессердечие, воззвание – восстание, подделать, раззадорить – рассказ, чересседельник; то же самое касается и приставок иноязычного происхождения, например: диссимиляция, контрреволюционный, транссибирский.

      Примечание. Следует различать написание слов типа податься (приставка по- ) и поддаться (приставка под- ). Ср.: Дверь подалась под ударами (перестала оставаться в первоначальном положении). – Дверь поддалась ударам лома (не сдержала напора, нажима).

      6. Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения определяется по орфографическому словарю, например: аббревиатура, абсцисса, акклиматизация, аккомодация, аккредитив, аксессуар, аллергия, аллитерация, аммиак, аммонит, апелляция, аппендицит, аппликация, аппретура, аппроксимация, асессор, ассемблер, атолл, аттентат, аттик, аттракцион, баббит, балласт, баллон, баллотироваться, баррель, беллетристика, биссектриса, босс, буффон, вендетта, гиббон, гиппопотам, гуммиарабик, гуттаперча, депрессант, джоббер, дилемма, дистиллировать, дифференциал, идиллия, иллюминация, индифферентный, иррациональный, ирригация, каллиграфия, кассация, клемма, коллежский, колосс, коралл, коррозия, коррупция, коэффициент, кристалл, мантисса, муссон, оппозиция, параллелепипед, параллелограмм, пассат, перрон, пессимизм, рессора, саммит, сеттер, сеттльмент, силлабический, симметрия, спагетти, стеллаж, стрептококк, теннис, терраса, террикон, территория, троллейбус, хиппи, хлорофилл, хобби, целлюлоза, цирроз, чеддер, шасси, шиншилла, эксцесс, эллипс, эссенция.

      Примечание 1. С одной согласной пишутся слова: агрегат, алюминий, атрибут, бакалавр, балюстрада, баркарола, брокер, вернисаж, волейбол, галерея, десант, десерт, децибел, дилер, дилетант, импресарио, карикатура, катар, коридор, лилипут, нивелир, офис, пилигрим, политес, привилегия, продюсер, пудинг, ресурс, росомаха, русизм, тротуар, унисон и др.

      Примечание 2. В суффиксе -есс-а пишется два с (поэтесса, стюардесса, клоунесса), в суффиксе -ис-а пишется одно с (аббатиса, актриса, директриса).

      В суффиксе -етта пишется два т , например: ариетта, оперетта, симфониетта.

      В слове генералиссимус пишется два с .

      «Удвоенная согласная в корне слова». 3-й класс

      Презентация к уроку

      Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

      Цель урока: формирование умения обозначать на письме долгие согласные звуки буквами, переносить слова с удвоенными согласными.

      Задачи:

    • Образовательные :
      • ознакомить учащихся с произношением и написанием наиболее часто употребляемых слов с удвоенными буквами; познакомить с происхождением слов;
      • способствовать развитию фонематического слуха (умению выделять слова с двойными согласными в корне в тексте), обогащению словарного запаса детей словами с удвоенными согласными, учить точному употреблению слов в зависимости от их лексического значения;
      • Развивающие :
        • развивать память, внимание, мышление, наблюдательность, умение делать выводы и обобщать;
        • развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности;
        • Воспитательные :
          • воспитывать интерес к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством;
          • совершенствовать умение слушать и слышать, работая в группах, воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь.
          • Принципы:

            • наглядности;
            • воспитывающего обучения;
            • активности (игровой момент);
            • учет возрастных особенностей.
            • Методы:

              • Организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности:
                • наглядный;
                • словесный (рассказ, беседа);
                • практический (упражнения);
                • проблемный;
                • исследовательский;
                • информационно-коммуникативный.
                • Стимулирование и мотивация (игровой момент, получение «5» при выполнении заданий).
                • Контроля и самоконтроля:
                  • устный и письменный;
                  • фронтальный и групповой;
                  • текущий.
                • Самостоятельность ученика:
                  • под руководством учителя;
                  • самостоятельная учебная деятельность.
                • Приемы обучения: наблюдение над языковыми явлениями (сравнение, выявление).

                  Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация, карточки для самостоятельной работы, листы с заданиями в группах, этимологический словарь, словарь иностранных слов.
                  Для учащихся – карточки «Исследовательская группа №1», №2, №3; №4; 2 квадратика - желтый и зелёный (для оценки своей работы на уроке).

                  Тип урока по образовательной цели: урок открытия новых знаний.

                  Вид урока: урок-исследование (проблемно-диалогический).

                  Форма работы: коллективная, в парах, в группах.

                  План урока:

                1. Организационный момент. Мотивация.
                2. Чистописание. Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.
                3. Введение в игровой сюжет
                4. Работа по теме урока
                5. Физкультминутка
                6. Работа в группах
                7. Итоги урока. Рефлексия.
                8. Домашнее задание
                9. Вопросы и задания: по ходу урока.

                  (СЛАЙД 2)

                  I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок

                  – Добрый день!
                  – Дети, вам тепло? (Да!)
                  – В классе светло? (Да!)
                  – Прозвенел уже звонок? (Да!)
                  – Уже закончился урок? (Нет!)
                  – Только начался урок? (Да!)
                  – А хотите ли вы учиться? (Да!)
                  – Значит можно всем садиться!

                  – Начинаем урок русского языка.

                  Рассказать секреты слова (СЛАЙД 3)
                  Я для вас всегда готова.
                  Но на уроке будь готов
                  Сам раскрыть секреты слов.

                  – Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе.

                  Запись даты урока в тетрадях уч-ся.

                  – Откройте тетради, отступите от домашней работы две строки, на третьей запишите число. Сегодня Четырнадцатое февраля. Классная работа.

                  II. Чистописание. Актуализация знаний

                  (Минутка чистописания становится “мостиком” к теме).

                  мм пп лл рр (сс бб дд жж) (СЛАЙД 4)

                  – Можно ли сказать, что это слоги? (Нет, состоят из двух согласных, а в слоге должен быть гласный)
                  – Какая буква может быть лишней? (П – обозначает глухой согласный звук)
                  – Запишите данные соединения себе в тетрадь в алфавитном порядке, соблюдая при этом высоту букв и наклон.
                  Проверка.
                  – В каком порядке записали буквы? (л, м, п, р)
                  – Что общего в предложенных мною сочетаниях букв? (Согласные, удвоенные).

                  – Поиграем в игру «Доскажи словечко» (СЛАЙД)

                  1) Где доска и парты есть,
                  Чтоб всем детям сразу сесть?
                  Это в школе есть у нас,
                  Это наш просторный … (класс)

                  2) Простудился я вчера
                  Голова болит с утра
                  Я закашлялся, охрип
                  У меня наверно … (грипп)

                  3) Вдоль дороги по бокам
                  Липы, клены тут и там.
                  Всем идти здесь веселее
                  Этот путь зовут … (аллея)

                  – Посмотрите, чем интересны эти слова, что в них необычного?
                  – Запишите эти слова в тетрадь на следующей строке через запятую.
                  – Подчеркните буквы, которые повторяются в этих словах.

                  III. Постановка учебной задачи

                  – Сегодня мы отправимся в город, который называется (СЛАЙД 5) УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ. Вы сегодня будете не просто путешественниками, а исследователями.
                  – Как вы думаете, что может быть объектом исследований в этом городе? (Объектом наших исследований будут слова с двойными согласными в корне)
                  – Какие орфограммы корня мы знаем? (Безударная гласная, парная согласная, непроизносимая согласная)
                  – Есть ли правило правописания безударной гласной в корне слова? (Можно изменить слово так, чтобы она была под ударением) . Например, …
                  – О правописании парной согласной? (Изменить слово так, чтобы после неё был гласный звук). Например, …
                  – О непроизносимой согласной? (Изменить слово так, чтобы непроизносимый согласный слышался отчётливо) . Например, …

                  Проблемный вопрос: Как проверить написание слов с удвоенн ой согласной? (СЛАЙД 14)

                  – Как же мы определим, является ли слово жителем города Удвоенные согласные? (Предположения детей)
                  – Есть ли общее правило о написании двойных согласных в корне слова?
                  – Чтобы ваши исследования прошли успешно, какими нужно быть? (Активными, внимательными, помогать друг другу)
                  – А какие цели мы должны перед собой поставить? (Учиться писать слова с двойными согласными в корне слова, учиться видеть их в тексте).

                  IV. Физминутка для глаз (СЛАЙД)

                  V. Работа по теме урока

                  1. Упражнение в написании слов с удвоенными согласными

                  Каждая группа получает листок с предложениями: Слуховой диктант. «Послушай и скажи». (Цель – понаблюдать за словами, сходными по звучанию, объяснить их написание). Определение лексического значения слов.

                  – Определите на слух, в каких словах, сходных по звучанию, надо писать двойные согласные, а в каких – нет?

                  1) Если в доме много (с, сс)ора,
                  Может в доме вспыхнуть (с, сс)ора.

                  – В чём сходство и различие слов сора и ссора? Назовите синоним слова сор.
                  – Объясните их значение (сор - мусор, ссора - разлад, разногласие)

                  2) Спросите, не повысив то (н, нн)а:
                  Что больше центнер или то (н, нн)а?

                  3) Кто получит низкий ба (л, лл),
                  Не придёт на школьный ба (л, лл).

                  4) Приятнее найти под ёлкой гри (б, бб),
                  Чем получить ангину или гри (п, пп)

                  Проверь себя (CЛАЙД 9).

                  – Назовите слова, сходные по звучанию.

                  – В чем их различие? (Написание, лексич. значение)

                  – Подчеркните только те буквы, которые надо вставить в слова. (CЛАЙД 14)

                  2. Проблемный вопрос: Каким образом мы на слух определяем написание удвоенных согласных? (Дети называют слова – рифмы, делают вывод, двойные согласные мы произносим долго)

                  – Всегда ли двойные согласные произносятся долго? (Нет, поэтому не всегда можно определить по слуху, какую согласную нужно писать)

                  А как же тогда найти выход из ситуации? (Предположения детей) Вывод.

                  3. Классификация слов

                  – Распредели слова по группам (CЛАЙД 17)

                  Суббота, Инна, аллея, перрон, Анна, коллекция, жужжит, Алла, колонна, троллейбус, ванна, тонна, территория.

                  Проверь себя (CЛАЙД)

                  – На какие группы мы можем классифицировать слова с удвоенными согласными? (CЛАЙД)

                  Работа по учебнику (По буквам рр, лл, нн, мм.)

                  – А еще каким образом можно классифицировать? Произнесите слова колонна и теннис. Что вы заметили? (В одном случае звук [н] тянется долго, а во втором проговариваем его быстро.)

                  Колонна теннис
                  Пассажир класс
                  Телеграмма килограмм

                  Сделайте вывод. первой группе можно отнести слова, в которых произносится долгий согласный звук, а ко второй - слова, в которых не произносится долгий согласный звук, т. е. он произносится быстро и без затруднения,

                  Обрати внимание: В словах галерея , юный , длина нет удвоенной согласной!

                  4. Происхождение слов (CЛАЙД)

                  – А знаете ли вы, что почти все слова с удвоенными согласными - это ИНОСТРАНЦЫ? У себя на родине они писались с двойными согласными, наверное, поэтому им и оставили двойные согласные, как связь с родиной. В результате общения народов мира, люди делятся не только достижениями науки, культуры, но и заимствуют слова. АЛЛЕЯ заимствовано в 18 веке из польского языка, где АЛЕЯ от французского АЛЛЕ, что значит - проход, дорога. (Зачитать из словаря).

                  xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

                  Удвоенная согласная правило

                  § 93. Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной буквой, напр.: беззаконный, бессердечный, ввести, восстановить, иззябнуть, исстари, оттереть (но ср. отереть, где приставка о-), поддержать, преддверие, преддипломный, ссыпать, рассыпать, раззвонить, чересседельник, контрреволюция, посттоталитарный.

                  Примечание. Различаются в написании, с одной стороны, слова с корнем -чет — (расчёт, расчётный, расчётливый;расчесть, расчесться) , а с другой - слова с корнем -чит — (рассчитать - рассчитывать).

                  § 94. Двойные согласные пишутся на стыке составных частей сложносокращенных слов, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, напр.: главврач, госсобственность, Моссовет, поммастера.

                  § 95. Двойное н и двойное с пишутся на стыке производящей основы и суффикса, если основа кончается, а суффикс начинается одной и той же согласной н или с:

                  в словах с суффиксами -н(ый, ой) , напр.: длинный (от длина), старинный (старина), каменный (камень), карманный (карман), доменный (домна), законный (закон), гостинный (от сущ. гостиная: гостинные разговоры, гостинный завсегдатай), чеканный (чеканить), временный и временной (время, времени), стенной (стена); -н(ий): осенний (осень), сторонний (сторона), ранний (рано); -ник: ценник (цена); -ниц(а): звонница (звон); -нича(ть): обезьянничать (обезьяна);

                  в словах с суффиксами -ск(ий) , напр.: матросский (от матрос), русский (Русь), арзамасский (Арзамас), черкесский (черкес); -ств(о): искусство (искусный).

                  Двойное н пишется также в числительном одиннадцать (от один); двойное с - в формах муж. рода прошедшего времени глаголов при сочетании корня на с с конечной частью (постфиксом) -ся, напр.: несся, спасся.

                  Двойное л пишется в слове гулливый (от гулять, суффикс -лив-).

                  Примечание 1. В прилагательных с суффиксом -ск-, образованных от несклоняемых географических наименований на гласный, при сохранении этого гласного пишется одно с, напр.: Тарту - тартуский, Бордо - бордоский, Чарджоу - чарджоуский.

                  Примечание 2. В таких словах, как юный, свиной, пишется одно и, поскольку они не содержат суффикса

                  § 96. В слитно пишущихся словах не пишется больше двух одинаковых согласных подряд, хотя бы это и требовалось составом слова, напр.: рассориться (рас+ссориться), колонный (от колонна: колонн+ный), ванная (от ванна: ванн+ная), пятитонный (от тонна: пяти+тонн+ный), одесский (от Одесса: одесс+ский), прусский (от Пруссия: прусс+ский), донбасский (от Донбасс: донбасс+ский) . Но ср. сохранение трех
                  одинаковых согласных в пишущихся через дефис словах: пресс-секретарь, пресс-служба, масс-старт, грамм-молекула, килограмм-метр.

                  Двойное н и одно н в суффиксах прилагательных и существительных

                  § 97. С двойным н пишутся суффиксы -енн(ый), -ствен-н(ый), -енн(ий) и -онн(ый) имен прилагательных, образованных от существительных, напр.: соломенный (от солома), обеденный (обед), жизненный (жизнь), свойственный (свойство), клюквенный (клюква), оспенный (оспа), ведренный (вёдро); умственный (ум), дарственный (дар); утренний (утро); позиционный (позиция), эмиграционный (эмиграция), экскурсионный (экскурсия); то же в слове внутренний (от наречия: внутри, внутрь).

                  Примечание. В словах ветреный и тундреный (от ветер, тундра) как исключение в суффиксе пишется одно н. Однако приставочные прилагательные безветренный, наветренный, подветренный пишутся с двойным н.

                  От прилагательных с суффиксом -енн(ый) следует отличать прилагательные с суффиксом -ян(ый), -ан(ый) ; они пишутся с одним н, напр.: глиняный, серебряный, полотняный, кожаный (см. § 45).

                  В трех прилагательных - деревянный, оловянный и стеклянный - выделяется суффикс -янн-, который пишется с двойным н.

                  С одним н пишется суффикс прилагательных -ин (ый), напр.: соловьиный, куриный, мышиный, гостиный (гостиный двор) ; то же в существительных гостиная, гостиница (но ср. прилагательное гостинный, см. § 95).

                  Примечание. Написание следующих прилагательных определяется в словарном порядке: с одним н пишутся смышлёный, мудрёный; с двумя н - измождённый, изнеможённый, напыщенный, медленный, отчаянный.

                  В существительных с суффиксом -енник пишется двойное н, напр.: путешественник (от путешествовать), предшественник
                  (предшествовать), свойственник (свойство), соотечественник (отечество), единомышленник (мысль, мыслить), злоумышленник, соумышленник (умысел), утопленник (утопиться), ставленник (ставить), численник (число), лапшенник (лапша).

                  Однако одно н пишется в словах ученик (от учить(ся), труженик (трудиться), мученик, бессребреник, сребреник (название монеты), вареник.

                  Примечание. О двойных согласных в заимствованных (иноязычных) суффиксах существительных см. § 108.

                  Двойное н и одно н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и соотносительных с ними прилагательных

                  Полные формы

                  § 98. Пишутся с нн суффиксы полных форм страдательных причастий прошедшего времени: -нн- и -ённ- (-енн-) . Соотносительные с ними по форме прилагательные пишутся в одних случаях тоже с нн в суффиксе, в других - с одним н.

                  1. Пишутся с нн причастия и прилагательные на -ованный, -ёванный, -еванный (образованные от глаголов на -овать, -евать), напр.: балованный, корчёванный, линованный, малёванный, организованный; выкорчеванный, избалованный, намалёванный, разлинованный, реорганизованный. Ср.: всеми балованный ребёнок и балованное дитя; недавно выкорчеванные пни и корчёванный участок.

                  О написании тех же форм от глаголов жевать, клевать, ковать см. ниже, п. 3.

                  2. Пишутся также с нн причастия не на -ованный (-ёванный, -еванный) глаголов совершенного вида и соотносительные с ними прилагательные; подавляющее большинство таких глаголов содержит приставку.

                  а) Примеры форм, образованных от приставочных глаголов: выбеленный, выстиранный, довязанный, изжаренный, исписанный, окрашенный, очищенный, обруганный, покрашенный, подсчитанный, распутанный, сделанный. Ср.: зачитанная на собрании резолюция и зачитанная книга; усиленная новыми участниками группа и усиленное внимание.

                  б) Перечень форм исконно бесприставочных глаголов, а также некоторых глаголов, приставка в которых может быть выделена только этимологически: брошенный, данный, конченный, купленный, лишённый, пленённый, прощённый, пущенный, решённый, хваченный, явленный; встреченный, затеянный, обиженный, обретённый, обязанный, посещённый, снабжённый. Ср.: брошенный мальчиком камень и брошенные дети; купленный в кредит товар и купленные журналисты.

                  По этому правилу пишутся и формы двувидовых (имеющих значение и совершенного, и несовершенного вида) глаголов венчать, завещать, обещать, казнить, родить: венчанный, завещанный, обещанный, казнённый, рождённый. О написании форм двувидовых глаголов контузить, крестить и ранить см. п. 3.

                  Исключения. Пишутся с одним н соотносительные с причастными формами прилагательные в составе следующих устойчивых сочетаний: конченый человек, названый брат, названая сестра, посажёный отец, посажёная мать, Прощёное воскресенье.

                  3. Причастия не на -ованный (-ёванный, -еванный) глаголов несовершенного вида (они образуются Только от бесприставочных глаголов) и соотносительные с ними прилагательные пишутся по-разному: причастия с нн, прилагательные - с одним н, напр.: гружённые дровами повозки, жаренная на масле рыба, писанная маслом картина, стриженные парикмахером волосы и коротко стриженные волосы, крашенные зелёной краской скамейки, давно не метённый пол, ещё не белённые стены, уже не раз считанные деньги, деланное много раз предложение; но: гружёная баржа, жареная рыба, писаная красавица, стриженые волосы, крашеные скамейки, метёный пол, белёные стены, считаные минуты, деланое равнодушие; аналогично вязанный и вязаный, глаженный и глаженый, плетённый и плетёный, чищенный и чищеный; так же пишутся: жёванный и жёваный, клёванный и клёваный, кованный и кованый.

                  По этому правилу пишутся формы двувидовых глаголов контузить, крестить и ранить. Ср.: контуженный в голову боец, тяжело раненный солдат, раненный в ногу солдат, только что крещённый младенец, но: контуженый командир, раненый солдат, крещёный ребёнок.

                  Примечание. Как видно из примеров, причастие опознается по наличию зависимых слов. Бывают, однако, редкие случаи, когда зависимое слово не является признаком причастия. Напр., следует писать: у него усики явно крашеные (ср. явно искусственные, где слово явно употреблено при прилагательном); стены, раньше белёные, теперь покрыты зелёной краской (ср. стены, раньше белые).

                  в) сложные прилагательные долгожданный, доморощенный и (в составе собственного имени) Андрей Первозванный.

                  § 99. В словах с приставкой не-, в сложных словах и в некоторых сочетаниях-повторах формы причастий и прилагательных пишутся так же, как в отдельном (без приставки и не в составе сложного слова или сочетания-повтора) употреблении, т. е. по правилам § 98. Примеры:

                  1. Слова с приставкой не-:

                  пишутся с нн: необразованный, нелинованный, непроверенный, незаконченный, некупленный, непрощённый’,

                  пишутся с н: небелёный, неглаженый, незваный, некованый, некормленый, некрашеный, немереный, немощёный, непаханый, непрошеный, несчитаный.

                  2. Сложные слова:

                  пишутся с нн: высококвалифицированный, цельноштампован-ный, благоприобретённый, свежеокрашенный, целенаправленный, слепорождённый, умалишённый’,

                  пишутся с н: гладкокрашеный, домотканый, мелкодроблёный, самозваный, тяжелораненый, цельнокроеный.

                  3. Сочетания-повторы с приставкой пере- во второй части, имеющие усилительное значение. В них вторая часть пишется так же, как первая (с нн или н), напр.:

                  пишутся с нн: заложенный-перезаложенный, решённый-перерешённый;

                  пишутся с н: латаный-перелатаный, стираный-перестираный, чиненый-перечиненый, читаный-перечитаный, штопаный-перештопаный.

                  Исключения (к § 98 - 99). Пишутся с нн вместо н:

                  а) прилагательные желанный, жданный и (в составе устойчивых сочетаний) виданное ли дело?; слыханное ли дело? Они образованы от глаголов несовершенного вида желать, ждать и видать, слыхать.

                  Особые случаи: прилагательные надёванный и (в составе устойчивого сочетания) разливанное море; они образованы от приставочных глаголов несовершенного вида надевать, разливать, т. е. от глаголов с суффиксом -ва-, которые закономерно не образуют страдательных причастий прошедшего времени;

                  б) прилагательные с приставкой не-: неведанный, невиданный, негаданный, нежеланный, нежданный, ненадёванный, неожиданный, неслыханный, нечаянный и (в составе устойчивого сочетания) недреманное око;

                  Вторые части этих приставочных и сложных прилагательных также соотносятся с глаголами несовершенного вида.

                  Краткие формы

                  § 100. Краткие формы страдательных причастий прошедшего времени пишутся с одним н, напр.: читан, читана, читано, читаны; прочитан, прочитана, прочитано, прочитаны; мечен, мечена, мечено, мечены; помечен, помечена, помечено, помечены. Так же пишутся формы среднего рода в безличном употреблении, напр.: накурено, насорено, езжено, хожено, езжено-переезжено, хожено-перехожено.

                  § 101. Краткие формы (кроме формы мужского рода) прилагательных с качественным значением, совпадающих по форме со страдательными причастиями прошедшего времени глаголов совершенного вида, пишутся с нн, напр.: воспитанна, воспитанно, воспитанны (от прилагательного воспитанный ‘обнаруживающий результаты хорошего воспитания’); избалованна, избалованно, избалованны (от прилагательного избалованный ‘привыкший к исполнению своих прихотей’); возвышенна, возвышенно, возвышенны (от прилагательного возвышенный ‘полный высокого содержания’). Такие прилагательные имеют формы сравнительной степени: воспитаннее, избалованнее, возвышеннее.

                  Ср. попарно следующие примеры с краткими формами причастий и прилагательных: Она воспитана дальней родственницей. - У нее хорошие манеры, она воспитанна. Она избалована хорошими условиями. - Она капризна и избалованна.

                  § 102. Краткие формы прилагательных на -нный пишутся с одним н, если эти прилагательные требуют зависимых слов и не имеют формы сравнительной степени. Примеры: привязанный к кому-либо ‘испытывающий привязанность’ - Она к нему очень привязана; исполненный чего-либо ‘полный, проникнутый’ - Душа исполнена печали; послышанный о чём-либо ‘хорошо осведомленный’ - Мы наслышаны о его проделках. (См. в приведенных примерах зависимые слова: к нему, печали, о его проделках.)

                  Примечание. Некоторые прилагательные имеют в разных значениях по-разному пишущиеся краткие формы. Ср. разное написание кратких форм слова преданный: Она добра и преданна и Она предана делу. В первом примере преданный - такое же прилагательное, как воспитанный, избалованный, возвышенный (см. § 101), у него есть сравнительная степень преданнее; во втором - такое же, как привязанный, исполненный, послышанный (требует зависимых слов: кому-, чему-либо).

                  Краткие формы прилагательных, выражающих различные эмоциональные состояния, могут быть написаны с н или с нн в зависимости от передаваемых оттенков значения. Напр.: Она взволнована (она испытывает волнение) - Ее речь взволнованна (ее речь обнаруживает, выражает волнение). В первом случае возможно и написание взволнованна (которым подчеркивалось бы, что ее облик выражает волнение), а во втором случае написание взволнована невозможно (так как речь не может ‘испытывать волнение’).

                  В трудных случаях различения подобных кратких форм следует обращаться к академическому «Русскому орфографическому словарю».

                  § 103. Краткие формы сложных прилагательных, вторые части которых совпадают с причастиями на -нный, пишутся с н или нн в зависимости от значения. Прилагательные, выражающие признаки,
                  которые могут проявляться в большей или меньшей степени, т. е. образующие формы сравнительной степени, имеют краткие формы (кроме формы мужского рода) с нн; прилагательные, не допускающие по значению форм сравнительной степени, имеют краткие формы с одним н, напр.:

                  благовоспитанна, -нно, -нны; благоустроенна, -нно, -нны; самоуверенна, -нно, -нны; целенаправленна, -нно, -нны; целеустремлённа, -нно, -нны (есть формы сравнительной степени благовоспитаннее, благоустроеннее, самоувереннее, целенаправленнее, целеустремлённее) ;

                  взаимосвязана, -но, -ны; взаимообусловлена, -но, -ны; обще-признана, -но, -ны; противопоказана, -но, -ны (нет форм сравнительной степени).

                  § 104. Краткие формы прилагательных с качественным значением, полные формы которых передаются на письме с одним н, пишутся так же, как полные. Примеры: делана, делано, деланы (от деланый ‘неестественный, принуждённый’); путана, путано, путаны (от путаный ‘нелогичный, сбивающий с толку’); учёна, учёно, учёны (от учёный ‘основательно знающий что-либо’). Так же пишутся формы сравнительной степени (деланее, путанее, учёнее) и наречия на -о (делано, путано, учёно; см. § 105).

                  Примечание. Такие прилагательные немногочисленны; подавляющее большинство соотносительных с причастиями прилагательных на -ный не имеют качественного значения; таковы варёный, кипячёный, мочёный, сушёный, точёный и т.п.

                  Двойное н и одно н в словах, образованных от прилагательных и причастий

                  § 105. Наречия на -о, существительные с суффиксами -ость, -ик, -иц (а), образованные от прилагательных и страдательных причастий, пишутся с двойным н или одним н - в зависимости от того, как пишется соответствующее прилагательное или причастие. Примеры:

                  пишутся с нн: нечаянно, неслыханно (от нечаянный, неслыханный), взволнованно, взволнованность (взволнованный), уверенно, уверенность
                  (уверенный), воспитанность, воспитанник, воспитанница (воспитанный), направленность (направленный), пленник (пленный), коренник (коренной), утренник (утренний);

                  пишутся с н: путано (путано рассуждает), путаник, путаница (от путаный), учёно (весьма учёно выражается), учёность (от учёный), делано (делано усмехнулся), деланость (от деланый), конопляник (конопляный), мшаник (мшаный), серебряник (серебряных дел мастер), ветреник, ветреница, ветреность, ветрено (сегодня на дворе ветрено).

                  Однако перед суффиксами -ец, -к(а), -ств(о), -ист(ый), -е(ть), -и(ть) двойное н не пишется, а пишется одно н, напр.: приверженец (ср. приверженный), разведенец и разведёнка (разведённый), оборванец и оборванка (оборванный), посланец (посланный), манка (манная крупа), сгущёнка (сгущённое молоко), постоянство (постоянный), совершенство (совершенный), деревянистый (деревянный), стеклянистый (стеклянный), беременеть (беременный), оказёнить (казённый), осовременить (современный), остепениться (степенный).

                  Двойные согласные в русских корнях

                  § 106. Двойные согласные пишутся в корнях русских (не заимствованных) слов в следующих случаях.

                  Двойное ж пишется в словах вожжи, дрожжи, жужжать, можжевельник и в производных от них, напр.: дрожжевой, жужжание, можжевёловый, а также в некоторых формах глагола жечь и производных от него словах, напр.: жжёшь, жжёт, жжёный, выжженный, возжжённый, жжение, жжёнка (второе ж возникает здесь в результате чередования г - ж: ср. жгу - жжёт).

                  Однако в словах, где есть чередование зг - зж, зд - зж, пишется на месте долгого согласного ж не двойное ж, а зж, напр.: брызжет (ср. брызги), брюзжать (брюзга), визжать (визг), дребезжать (вдребезги), загромозжу (загромоздить), мозжечок, размозжить (мозг), позже (поздно), приезжать (приезд); то же в брезжить (от устар. брезг ‘рассвет’).

                  Двойное с пишется в слове ссора и его производных: поссориться, перессориться и др., а также в словах с корнем росс-, напр.: Россия, россияне, российский, великоросс, малороссиянин.

                  Примечание. Слова с корнем рус- пишутся с одним с, напр.: русист, русификация, русифицированный, русофил, русофоб, обрусеть, белорус; но при наличии суффикса –ск - двойное с: русский, русскоязычный, русскоговорящий, белорусский, великорусский; с двойным с пишется и слово Белоруссия.

                  Двойные согласные в заимствованных (иноязычных) корнях и суффиксах

                  § 107. Написание двойных согласных в корнях заимствованных (иноязычных) слов определяется в словарном порядке, напр.: аббревиатура, акклиматизация, аккомпанемент, аккредитация, аккуратный, аллея, антенна, апелляция, аппарат, ассоциация, аттракцион, бацилла, брутто, буддизм, ванна, ватт, грамм, грамматика, грипп, группа, иллюзия, иллюстрация, иммиграция, ирригация, касса, кассета, киллер, класс, коллекция, колонна, комментировать, коммуна, компромисс, корреспондент, коррида, коррозия, коррупция, масса, металл, миссия, новелла, оппозиция, пицца, пресс, пресса, программа, профессор, раввин, спиннинг, стеллаж, суббота, терраса, террор, тонна, триллер, труппа, хлорофилл, хоккей, эксцесс, эссенция.

                  Ср. иноязычные слова с одиночными согласными: алюминий, галерея, десерт, дилер, дилетант, импресарио, коридор, офис, официальный, офшор, рапорт, раса, софит, тореро, тротуар, штекер, эмиграция и многие другие.

                  Двойные согласные пишутся также в некоторых собственных именах, напр.: Аггей, Аполлон, Виссарион, Геннадий, Ипполит, Кирилл, Филипп, Алла, Анна, Аполлинария, Белла, Генриетта, Инна, Римма; Аккерман, Бессарабия, Бонн, Голландия, Ессентуки, Одесса.

                  Примечание. В вариантах бриллиант - брильянт и производных словах (бриллиантовый - брильянтовый, бриллиантик - брильянтик, бриллиантин - брильянтин) вторые члены этих пар пишутся с одной буквой л перед ь. То же относится к вариантам типа миллион - мильон, миллионный - мильонный, миллиард - мильярд (вторые члены таких пар, ограниченные в употреблении, встречаются чаще в поэзии).

                  § 108. Двойное с пишется в заимствованном суффиксе -есс (а), напр.: поэтесса (от поэт), патронесса, баронесса, виконтесса, принцесса, стюардесса, клоунесса, критикесса. Двойное т пишется в заимствованном суффиксе -етт(а), -етто (в музыкальных терминах): симфониетта (от симфония), оперетта, ариетта, канцонетта, аллегретто, ларгетто, группетто; но в словах сигарета, дискета - одно т.

                  § 109. В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксами сохраняются, напр.: группа - группка, групповой, группировать; программа - программка, программный, программировать; балл - пятибалльный, галлы - галльский, металл - металлический, металлург; класс - классовый, классный, одноклассник; компромисс - компромиссный, киловатт - кило-ваттный, либретто - либреттист, норманны - норманнский, антенна - антеннщик, ванна - ваннщица, Дарданеллы - дар-данелльский, Калькутта - калькуттский, Канн (и Канны) - каннский, Равенна - равеннцы.

                  Однако вместо двойной согласной пишется одна согласная буква в следующих случаях: 1) в уменьшительных и фамильярных формах личных имен с суффиксом -к(а) , напр.: Алла - Алка, Стелла - Стелка, Эмма - Эмка, Жанна - Жанка, Инна - Инка, Римма - Римка, Васса - Васка, Мирра - Мирка, Мариэтта - Мариэтка, Савва - Савка, Кирилл - Кирилка, Филипп - Филипка (так же: Филипок, род. п. Филипка и Филипчик) ; 2) одиночная буква н - в любых словах с суффиксом -к(а) , напр.: финка (ср. финн), пятитонка, трёхтонка (тонна), колонка (колонна), антенка (антенна); 3) в следующих словах: кристальный (кристалл), финский (финн), оперетка (оперетта).

                  Примечание. В ласкательных формах имен на -очка, -ушка (Жанночка, Аллочка, Филиппушка, Кириллушка и т. п.) двойные согласные сохраняются.

                  § 110. При сокращении слов, содержащих двойную согласную, в составе сложносокращенных слов сохраняется только одна согласная, напр.: грамзапись (граммофонная запись), корпункт (корреспондентский пункт), теракт (террористический акт), групком, групорг, спецкор.

                  Примечание 1. В первой части сложных слов, пишущихся через дефис, двойные согласные сохраняются, напр.: масс-индикатор, масс-культура, пресс-форма, пресс-центр, экспресс-анализ, ватт-секунда; то же в слове ваттметр.

                  Примечание 2. На конце слов Донбасс, Кузбасс (-басс от бассейн) пишется двойное с.

                  Примечание 3. Следует различать написание сложносокращенных слов и графических сокращений: последние сохраняют на конце перед точкой двойные согласные, напр.: спецкор, собкор, но: спец. корр., соб. корр. (см. § 209).

                  Дефис (называемый также черточкой) - небуквенный орфографический знак, который употребляется в разных функциях. Он используется в правилах слитного, дефисного и раздельного написания (см. § 117 - 156), как знак переноса (см. § 211 - 219). О других применениях дефиса говорится ниже, в § 111 - 113.

                  Еще

    Правило

    Удвоение в русских словах

    Двойные согласные пишутся при сочетании приставки и корня , если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: поддержать, преддверие, ввести, оттереть, ссыпать, восстановить, беззаконный, контрреволюция.

    Двойные согласные пишутся при сочетании составных частей сложносокращённых слов , если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например: Моссовет, главврач.

    Двойное ж пишется в словах вожжи, дрожжи, можжевельник, жужжать и в производных от них, а также в некоторых образованиях от глагола жечь, например: жжёшь, жжёт, жжёный, жжение, жжёнка.

    Удвоение в заимствованных словах

    Слова иноязычного происхождения в своих языках пишутся по тому же принципу, удвоение согласных чаще всего сохраняется и при переходе слова в русский язык, но мы не можем объяснить удвоенную согласную, не зная морфем языка, из которого пришло слово. Правописание таких слов остаётся заучивать, что и рекомендует нам грамматика 1956 года:

    "§ 68. Написание двойных согласных в иноязычных словах определяется в словарном порядке, например: ирригация, коррозия, кассация, эксцесс, эссенция, но: афиша, литера, официальный, офорт, рапорт."

    Для того, чтобы выучить иностранные слова с удвоенными согласными, нужно как минимум составить их список. В коллекции нашего сайта сейчас более 300 таких слов. Список слов с удвоенными согласными и упражнения, которые помогут быстро выучить эти слова содержатся в курсе .

    Примеры

    алл игатор

    терр аса - слово греческого происхождения: terr a - земля.

    атт ракцион

    окк упант

    бесс онн ица - удвоение на стыках приставки, корня сон и суффикса.

    расс ыпать

    сс ора

    На что обратить внимание

    • Не пишется больше двух одинаковых согласных подряд, хотя бы это и требовалось составом слова, например: рассориться (рас + ссориться), одесский (одесс + ский), прусский (прусс + ский), пятитонный (пятитонн + ный).
    • В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксами сохраняются, например: группа - группка, группочка; программа - программка, программный; киловатт - киловаттный; Калькутта - калькуттский; класс - классный; гунн - гуннский; балл (единица меры, оценки) - пятибалльный, галл - галльский; либретто - либреттист. Но пишется: кристальный (хотя кристалл), финка, финский (хотя финн), колонка (хотя колонна), пятитонка (хотя тонна), оперетка (хотя оперетта).
    • О выборе Н и НН читайте отдельный материал. Н и НН во всех частях речи .
    • Иногда иностранные слова, обрусев, утрачивают второй согласный. Так слово офис, вошедшее в русский язык вместе с бизнесом в 90 годы 20 века сначала писалось с удвоенной ФФ (как в английском слове), но достаточно быстро люди стали употреблять его с одним Ф. Слово траффик сейчас пишут то с одной, то с двумя ф.
    • Нет удвоенных согласных в словах:

      гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.

    Двойные согласные в корне или после приставки - тема несложная. Но некоторые слова включают в устной речи звонкий звук, отображающий на письме не одну, а две буквы. Примеры, в которых встречаются удвоенные согласные, изложены в статье.

    В оправдание тех, кто не обладает стопроцентной грамотностью (а их большинство), стоит сказать, что речь, которую использовал Пушкин, - одна из самых сложных в мире. А потому правила орфографии необходимо время от времени повторять. Рассмотрим наиболее распространенные ошибки в написании

    Двойное «ж»

    В русском языке немало слов, написание которых не соответствует ни одному правилу. Так, двойное «ж» пишется в следующих словах:

    • жжение;
    • дрожжи;
    • вожжи;
    • жужжать;
    • можжевельник.

    Но в случае чередования звуков «ж» и «з» пишется иначе. Например, глагол «визжать» происходит от существительного «визг». А потому, несмотря на то что в устной речи слышатся удвоенные согласные, пишется все же «зж».

    Сложные слова

    Единицы языка, именуемые сложносокращенными, при написании нередко вызывают сомнения. Если первая часть слова заканчивается буквой, с которой начинается вторая, имеют место удвоенные согласные.

    • роддом;
    • главврач.

    Эти случаи не следует путать со словами, образованными из двух частей, одна из которых включает удвоенные согласные:

    • грампластинка (граммофонная пластинка);
    • конармия (конная армия).

    Но если имя прилагательное образовано от основы, в которой есть удвоенные согласные, вышеприведенное правило соблюдается. Ему нужно следовать и при написании других частей речи. Главное условие - двойной согласный предшествует суффиксу. Ниже приведены примеры предложений, в которых присутствуют слова с удвоенными согласными.

    1. Галлы - это племена, существовавшие в так называемый галльский период.
    2. Его работу оценили пятью баллами по пятибалльной системе.
    3. Гуннский лук - оружие, созданное кочевниками, которые известны в истории как гунны .
    4. После того как девять участников покинули проект, это была уже не группа , а небольшая группка .
    5. Почтальон имел обыкновение употреблять в речи уменьшительные формы: письмецо, телеграммка , посылочка.

    Исключения

    Но есть лексические единицы, образованные от слов с двойными согласными, но не попадающие под правила, приведенные выше. Эти исключения нужно запомнить.

    • кристалл, но кристальный;
    • финн, но финский;
    • колонна, но колонка;
    • тонна, но пятитонка.

    К исключениям можно также отнести производные от имен собственных.

    • В те далекие времена она была еще не Аллой Петровной - женщиной грозной и властной, а глупой и наивной Алкой .
    • Одним из персонажей в произведении Фурманова была девушка по имени Анна , известная более как «Анка -пулеметчица».
    • Его звали Филиппом . А из всех произведений классической литературы он больше всего не любил рассказ Толстого «Филипок ».

    На стыке приставки и корня

    В таких случаях применяется написание слов с удвоенными согласными. Но это правило также имеет исключения. В таких словах, например, как воззвать или подделка, приставка заканчивается на ту букву, с которой начинается корень.

    Следует не путать написание глаголов «поддаться» и «податься». В первом случае речь идет о действии, которое можно выразить следующим образом: «оказаться под влиянием, согласиться», во втором - «отправиться».

    Слова иностранного происхождения

    Написание заимствований нужно проверять по орфографическому словарю. Либо изучать иностранные языки. Ведь такие слова, как аббревиатура, аккомодация и аппликация, имеют латинское происхождение. Изучать необязательно. Производные от многих латинских слов встречаются в современном английском, немецком и французском.

    Тем, кто не желает тратить время на грамматику и фонетику иностранного языка, нужно запомнить написание иностранных слов. Ниже приведены предложения, в которых присутствуют заимствования с удвоенными согласными.

    1. Агрессия нередко становится следствием алкогольного отравления.
    2. Симптомы акклиматизации проявляются у каждого человека по-разному.
    3. В этом магазине можно приобрести не только одежду, но и различные аксессуары .
    4. Аммиак обладает высоким уровнем токсичности.
    5. Аппретирование является сложным и трудоемким процессом.
    6. Метод, подразумевающий замену одних объектов другими, называется аппроксимацией .
    7. Коллежский асессор , проживавший по соседству, был человеком загадочным, скрытным.
    8. Ведьма варила благовонные зелья, готовила странные эссенции .
    9. В городе было много терриконов, к оторые приезжие нередко принимали за настоящие горы.
    10. Представители русской интеллигенции в поисках спасения вынуждены были покидать родные места.

    Заимствования с одним согласным

    Существует еще ряд слов иноязычного происхождения, в которых нет удвоенных согласных, но отчего-то именно в их написании часто совершаются ошибки:

    • атрибут;
    • балюстрада;
    • дилер;
    • дилетант;
    • импресарио;
    • росомаха.

    И, наконец, всем известное слово, в котором присутствуют удвоенные согласные в корне: ссора. Безусловно, в производном от него глаголе писать три буквы «с» не нужно (рассориться). Слова, образованные по этой схеме, могут включать лишь два согласных.

    Русский язык - базовый предмет в школе. Но с годами навыки, приобретенные в детстве и отрочестве, теряются. В написании текстов люди, казалось бы, образованные часто совершают грубые ошибки. На вопрос о том, в каких случаях нужно писать двойные согласные, ответить может не каждый. А так называемым врожденным чувством языка одарены лишь избранные. Поэтому правила русского языка необходимо повторять на протяжении всей жизни.

    Класс: 3

    Презентация к уроку






















    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цель урока: формирование умения обозначать на письме долгие согласные звуки буквами, переносить слова с удвоенными согласными.

    Задачи:

    • Образовательные :
      • ознакомить учащихся с произношением и написанием наиболее часто употребляемых слов с удвоенными буквами; познакомить с происхождением слов;
      • способствовать развитию фонематического слуха (умению выделять слова с двойными согласными в корне в тексте), обогащению словарного запаса детей словами с удвоенными согласными, учить точному употреблению слов в зависимости от их лексического значения;
    • Развивающие :
      • развивать память, внимание, мышление, наблюдательность, умение делать выводы и обобщать;
      • развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности;
    • Воспитательные :
      • воспитывать интерес к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством;
      • совершенствовать умение слушать и слышать, работая в группах, воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь.

    Принципы:

    • наглядности;
    • воспитывающего обучения;
    • активности (игровой момент);
    • учет возрастных особенностей.

    Методы:

    • Организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности:
      • наглядный;
      • словесный (рассказ, беседа);
      • практический (упражнения);
      • проблемный;
      • исследовательский;
      • информационно-коммуникативный.
    • Стимулирование и мотивация (игровой момент, получение «5» при выполнении заданий).
    • Контроля и самоконтроля:
      • устный и письменный;
      • фронтальный и групповой;
      • текущий.
    • Самостоятельность ученика:
      • под руководством учителя;
      • самостоятельная учебная деятельность.

    Приемы обучения: наблюдение над языковыми явлениями (сравнение, выявление).

    Оборудование: интерактивная доска,компьютер, презентация, карточки для самостоятельной работы, листы с заданиями в группах, этимологический словарь, словарь иностранных слов.
    Для учащихся – карточки «Исследовательская группа №1», №2, №3;№4; 2 квадратика - желтый и зелёный (для оценки своей работы на уроке).

    Тип урока по образовательной цели: урок открытия новых знаний.

    Вид урока: урок-исследование (проблемно-диалогический).

    Форма работы: коллективная, в парах, в группах.

    План урока:

    1. Организационный момент. Мотивация.
    2. Чистописание. Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.
    3. Введение в игровой сюжет
    4. Работа по теме урока
    5. Физкультминутка
    6. Работа в группах
    7. Итоги урока. Рефлексия.
    8. Домашнее задание

    Вопросы и задания: по ходу урока.

    (СЛАЙД 2)

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок

    – Добрый день!
    – Дети, вам тепло? (Да!)
    – В классе светло? (Да!)
    – Прозвенел уже звонок? (Да!)
    – Уже закончился урок? (Нет!)
    – Только начался урок? (Да!)
    – А хотите ли вы учиться? (Да!)
    – Значит можно всем садиться!

    – Начинаем урок русского языка.

    Рассказать секреты слова (СЛАЙД 3)
    Я для вас всегда готова.
    Но на уроке будь готов
    Сам раскрыть секреты слов.

    – Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе.

    Запись даты урока в тетрадях уч-ся.

    – Откройте тетради, отступите от домашней работы две строки, на третьей запишите число. Сегодня Четырнадцатое февраля. Классная работа.

    II. Чистописание. Актуализация знаний

    (Минутка чистописания становится “мостиком” к теме).

    мм пп лл рр (сс бб дд жж) (СЛАЙД 4)

    – Можно ли сказать, что это слоги? (Нет, состоят из двух согласных, а в слоге должен быть гласный)
    – Какая буква может быть лишней? (П – обозначает глухой согласный звук)
    – Запишите данные соединения себе в тетрадь в алфавитном порядке, соблюдая при этом высоту букв и наклон.
    Проверка.
    – В каком порядке записали буквы? (л, м, п, р)
    – Что общего в предложенных мною сочетаниях букв? (Согласные, удвоенные).

    – Поиграем в игру «Доскажи словечко» (СЛАЙД)

    1) Где доска и парты есть,
    Чтоб всем детям сразу сесть?
    Это в школе есть у нас,
    Это наш просторный … (класс)

    2) Простудился я вчера
    Голова болит с утра
    Я закашлялся, охрип
    У меня наверно … (грипп)

    3) Вдоль дороги по бокам
    Липы, клены тут и там.
    Всем идти здесь веселее
    Этот путь зовут … (аллея)

    – Посмотрите, чем интересны эти слова, что в них необычного?
    – Запишите эти слова в тетрадь на следующей строке через запятую.
    – Подчеркните буквы, которые повторяются в этих словах.

    III. Постановка учебной задачи

    – Сегодня мы отправимся в город, который называется (СЛАЙД 5) УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ. Вы сегодня будете не просто путешественниками, а исследователями.
    – Как вы думаете, что может быть объектом исследований в этом городе? (Объектом наших исследований будут слова с двойными согласными в корне)
    – Какие орфограммы корня мы знаем? (Безударная гласная, парная согласная, непроизносимая согласная)
    – Есть ли правило правописания безударной гласной в корне слова? (Можно изменить слово так, чтобы она была под ударением) . Например, …
    – О правописании парной согласной? (Изменить слово так, чтобы после неё был гласный звук). Например, …
    – О непроизносимой согласной? (Изменить слово так, чтобы непроизносимый согласный слышался отчётливо) . Например, …

    Проблемный вопрос: Как проверить написание слов с удвоенн ой согласной? (СЛАЙД 14)

    – Как же мы определим, является ли слово жителем города Удвоенные согласные? (Предположения детей)
    – Есть ли общее правило о написании двойных согласных в корне слова?
    – Чтобы ваши исследования прошли успешно, какими нужно быть? (Активными, внимательными, помогать друг другу)
    – А какие цели мы должны перед собой поставить? (Учиться писать слова с двойными согласными в корне слова, учиться видеть их в тексте).

    IV. Физминутка для глаз (СЛАЙД)

    V. Работа по теме урока

    1. Упражнение в написании слов с удвоенными согласными

    Каждая группа получает листок с предложениями: Слуховой диктант. «Послушай и скажи». (Цель – понаблюдать за словами, сходными по звучанию, объяснить их написание). Определение лексического значения слов.

    – Определите на слух, в каких словах, сходных по звучанию, надо писать двойные согласные, а в каких – нет?

    1) Если в доме много (с, сс)ора,
    Может в доме вспыхнуть (с, сс)ора.

    – В чём сходство и различие слов сора и ссора? Назовите синоним слова сор.
    – Объясните их значение (сор - мусор, ссора - разлад, разногласие)

    2) Спросите, не повысив то (н, нн)а:
    Что больше центнер или то (н, нн)а?

    3) Кто получит низкий ба (л, лл),
    Не придёт на школьный ба (л, лл).

    4) Приятнее найти под ёлкой гри (б, бб),
    Чем получить ангину или гри (п, пп)

    Проверь себя (CЛАЙД 9).

    – Назовите слова, сходные по звучанию.

    – В чем их различие? (Написание, лексич. значение)

    – Подчеркните только те буквы, которые надо вставить в слова. (CЛАЙД 14)

    2. Проблемный вопрос: Каким образом мы на слух определяем написание удвоенных согласных? (Дети называют слова – рифмы, делают вывод, двойные согласные мы произносим долго)

    – Всегда ли двойные согласные произносятся долго? (Нет, поэтому не всегда можно определить по слуху, какую согласную нужно писать)

    А как же тогда найти выход из ситуации? (Предположения детей) Вывод.

    3. Классификация слов

    – Распредели слова по группам (CЛАЙД 17)

    Суббота, Инна, аллея, перрон, Анна, коллекция, жужжит, Алла, колонна, троллейбус, ванна, тонна, территория.

    Проверь себя (CЛАЙД)

    – На какие группы мы можем классифицировать слова с удвоенными согласными? (CЛАЙД)

    Работа по учебнику (По буквам рр, лл, нн, мм.)

    – А еще каким образом можно классифицировать? Произнесите слова колонна и теннис. Что вы заметили? (В одном случае звук [н] тянется долго, а во втором проговариваем его быстро.)

    Колонна теннис
    Пассажир класс
    Телеграмма килограмм

    Сделайте вывод. первой группе можно отнести слова, в которых произносится долгий согласный звук, а ко второй - слова, в которых не произносится долгий согласный звук, т. е. он произносится быстро и без затруднения,

    Обрати внимание: В словах галерея , юный , длина нет удвоенной согласной!

    4. Происхождение слов (CЛАЙД)

    – А знаете ли вы, что почти все слова с удвоенными согласными - это ИНОСТРАНЦЫ? У себя на родине они писались с двойными согласными, наверное, поэтому им и оставили двойные согласные, как связь с родиной. В результате общения народов мира, люди делятся не только достижениями науки, культуры, но и заимствуют слова. АЛЛЕЯ заимствовано в 18 веке из польского языка, где АЛЕЯ от французского АЛЛЕ, что значит - проход, дорога. (Зачитать из словаря).

    – Есть еще один интересный факт - УДАРЕНИЕ во французских словах. Почти во всех словах с двойными согласными, оно падает на последний слог. Но есть и исключения из правил.

    МИЛЛИОН
    БАССЕЙН
    ШОССЕ
    КРОССВОРД

    Узнать о происхождении слов можно обратившись к специальному словарю, который так и называется «Словарь иностранных слов» (показать).
    А этимологический словарь (показать) подскажет, от какого слова образовалось, или с каким выражением оно связано.

    – Многие слова с двойными согласными заимствованы из других языков, поэтому их написание нужно запомнить.

    V. Физкультминутка музыкальная

    VI. «Выведение правила переноса слов»

    – Мы записываем слова, но у некоторых они могут не уместиться на одной строчке. Надо знать правило переноса слов с двойными согласными.

    – Давайте в группах попробуем сами вынести правило переноса слова с удвоенными согласными с одной строки на другую (CЛАЙДЫ 15-16)

    – В каких случаях слова правильно разделены для переноса? Отметьте эти слова.

    1 вариант 2 вариант
    шо-ссе
    один-надцать
    расс-каз
    хок-кей
    акк-уратно
    пер-рон
    с-сора
    груп-па

    При переносе двойные согласные разделяй! (СЛАЙД 17)

    Кас-са, тен-нис, цен-ный подарок, рус-ский язык

    При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят (шос-се). СЛАЙД 18.

    Напишите слова-отгадки, разделите их для переноса:

    • Шестой день недели (суб-бота)
    • Дорога с твёрдым покрытием (шос-се)
    • Спортивная игра с мячом и шайбой (хок-кей)
    • Место, где продают билеты (кас-са)
    • Комната для занятий (класс)
    • Дорога с рядами деревьев по сторонам (ал-лея)

    VI. Творческая работа (в группах)

    – Используя слова с двойными согласными, придумайте связный текст. Озаглавьте его.

    • Суббота, Одесса, касса, пассажир.
    • Класс, теннис, хоккей.

    Прослушивание текстов. (Последнее упражнение носит творческий характер, что способствует развитию воображения, фантазии, развитию связной речи. По окончании работы предложить детям оценить, насколько дружно работали в паре (группе), сумели ли договориться, правильны ли были найдены ответы. Такая работа сплачивает детей, учит совместной деятельности).

    VIII. Итог урока

    К концу подходит наш урок
    Пора нам подвести итог.

    – С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились?
    – Какой новый секрет русского языка вы узнали?
    – Были ли решены задачи, которые мы поставили в начале урока?
    – Как проверить написание удвоенных согласных? (Нельзя, их нужно запомнить)

    Проблемный вопрос и правило. (СЛАЙДЫ 19-20)

    – Как определить, является ли слово жителем города Удвоенные согласные?

    Сделайте вывод: подчиняется ли написание двойных согласных в корне какому-нибудь общему правилу? (Их невозможно проверить)

    – Чему учились на уроке? (Правильно писать и переносить слова с удвоенными согласными, познакомились с новыми словами) (СЛАЙД 21)
    – Что нужно делать, чтобы правильно писать слова с удвоенными согласными? (Нужно знать, как они пишутся)
    – Как нужно переносить слова с двойными согласными?

    VII. Рефлексия (СЛАЙД 22)

    – Оцени свою работу на уроке.

    Жёлтый – всё получалось, было легко.
    Зелёный – я испытывал трудности, но старался.

    VIII. Домашнее задание (дифференцированное) (СЛАЙДЫ 23-24)

    Подобрать слова с удвоенными согласными в корне и записать их в столбики на карточках: (с. 15)
    Задание труднее, но интереснее: Составить и записать небольшой рассказ со словами: аппетит, ванна, грипп, компресс, массаж, Алла, суббота.




    © 2024
    digtime.ru - Digtime - Строительный портал