04.03.2024

Фразеологические обороты сказуемые. Сказуемое простое глагольное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении


Сказуемое - это главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим (в числе, в лице или в роде) и имеет значение, выраженное в вопросах: что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?

Сказуемое выражает грамматическое значение одного из наклонений (изъявительное наклонение - настоящее, прошедшее, будущее время; условное наклонение, повелительное наклонение).

Типы сказуемых:

  1. Простое глагольное сказуемое - ПГС
  2. Составное глагольное сказуемое - СГС
  3. Составное именное сказуемое - СИС

Способы выражения простого глагольного сказуемого

Форма Примеры
1. Глагол в форме какого-либо наклонения

Наступает хмурое утро.
Наступило хмурое утро.
Сергей будет поступать в театральное училище.
Он с удовольствием уехал бы в деревню.
Запишите домашнее задание.

2. Независимый инфинитив Жить - родине служить .
3. Междометные глагольные формы (усечённые формы глагола типа бац, хвать, прыг ) Подруга каждая тут тихо толк подругу.
4. Фразеологический оборот с главным словом - глаголом в спрягаемой форме

Команда одержала победу в чемпионате.
Он опять лодыря гоняет .

5. Глагол в спрягаемой форме + модальная частица (да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.)

Давай я поеду с тобой.
Пусть уезжает с отцом.
Да приснятся тебе сладкие сны.
Он было пошёл к двери, но вдруг остановился.
В комнате как будто попахивало гарью.
Он словно остолбенел от испуга.
Он чуть не умер с горя.
Он только что не кувыркался , стараясь рассмешить публику.
Он едва ли не помешался от радости.

Обратите внимание!

1) Форма сложного будущего времени (буду писать ; будут петь и др.) - это простое глагольное сказуемое;

2) словно, будто, как будто, точно, как бы при сказуемом - модальные частицы, а не сравнительные союзы, поэтому запятая перед ними не ставится (подлежащее со сказуемым никогда не разделяются запятой!);

3) модальная частица было обозначает действие, начавшееся, но не свершившееся из-за каких-либо причин, непредвиденных обстоятельств, и запятыми (в отличие от вводных слов бывает, бывало со значением регулярной повторяемости действия) не выделяется.

Ср.: Он, бывало , неделями в деревне не показывался ;

4) чтобы отличить простое глагольное сказуемое, выраженное фразеологизмом, от составного именного сказуемого, следует помнить:

а) фразеологизм часто можно заменить одним словом:

одержать победу - победить; иметь значение - значить; дать обещание - обещать; отдать приказ - приказать и др.;

б) в простом глагольном сказуемом-фразеологизме глагол нельзя заменить на связку быть , а в составном именном сказуемом - можно.

Ср.: Он повесил нос (ПГС) - нельзя: Он был нос ; Она сидела усталая (СИС) - Она была усталая ; Он родился счастливым (СИС) - Он был счастливым .

Примечание. В речи (особенно разговорной) могут встречаться различного рода осложнённые простые глагольные сказуемые с экспрессивным значением. Наиболее распространёнными среди них являются следующие:

1) сочетание двух глагольных форм с частицей так (Удружил так удружил ! );

2) сочетание глагола пойти с другим глаголом в той же форме (Пойду позову маму );

3) сочетание глагола взять с другим глаголом в той же форме в соединении с частицами да, да и, и (Возьму вот и уеду завтра в деревню; возьму и уеду - это не однородные сказуемые (!), а одно; и в данном случае - частица, не союз);

4) сочетание глагола с частицами да как, знай (себе), ну и, так и, себе (А Иванушка знай себе держись ; Я так и вскрикнула );

5) сочетание глагола с однокоренной формой наречного типа (Он её поедом ест ; Она ревмя ревёт ).

План разбора простого глагольного сказуемого

  1. Указать тип сказуемого.
  2. Указать форму спрягаемого глагола.

Образец разбора

Мои дела идут в гору .

Идут в гору - простое глагольное сказуемое; выражено глагольным фразеологизмом в настоящем времени изъявительного наклонения.

Забыть бы обо всём.

Забыть бы - простое глагольное сказуемое; выражено глаголом в условном наклонении.

К простым глагольным сказуемым относятся также сказуемые, выраженные фразеологическими сочетаниями с различной степенью спаянности частей, так как им присуще единое цельное значение (ср.: вышел из себя - рассердился). Например: задел за живое, вышел из терпения, попал впросак, бьет баклуши, впал в сомнение, пляшет под чужую дудку, пришел к убеждению, пришел в негодование, ходит ходуном, принимает участие, точит лясы, мозолит глаза, поднял тревогу, без ножа зарезал, из пальца высосал, приказал долго жить, положил зубы на полку, выжил из ума, обдал презрением и т.п.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Словосочетание и предложение как основные синтаксические единицы
Синтаксис как раздел грамматики, изучающий строй связной речи, включает в себя две основные части: 1) учение о словосочетании и 2) учение о предложении. Особо можно выделить раздел, рассматривающий

Основные признаки предложения
Большинство типов предложения, как указывалось выше, соотносится с логическим суждением. В суждении что-то о чем-то утверждается или отрицается, и в этом находит свое выражение так называемая преди

Краткая история вопроса
Проблема словосочетаний издавна привлекала внимание русских языковедов. В первых грамматических трудах основным содержанием синтаксиса считалось учение «о словосочинении», т.е. о соединении слов в

Типы словосочетаний по их структуре
По структуре словосочетания делятся на простые (двучленные) и сложные (многочленные). В простых словосочетаниях имеет место распространение одного слова другим с различными смысловыми знач

Типы словосочетаний в зависимости от лексико-грамматических свойств главного слова
В зависимости от того, какое слово является главным в словосочетании, различаются основные лексико-грамматические типы словосочетаний. Классификация по этому признаку имеет следующую схему:

Синтаксические отношения между компонентами словосочетаний
Слова, входящие в словосочетания, находятся в различных семантико-синтаксических отношениях друг с другом. Обобщенно эти отношения можно свести к основным: а) атрибутивные (например: тетра

Способы выражения синтаксических отношений в словосочетании и в предложении
Важнейшим средством выражения отношений между членами словосочетания (и членами предложения) является форма слова. С помощью флексии оформляется связь всех изменяемых слов, выступающих в роли завис

Виды синтаксической связи в словосочетании и в предложении
В предложении различаются два основных типа синтаксической связи - сочинение и подчинение. При сочинении в связь вступают синтаксически равноправные, независимые друг от друга элементы (члены предл

Предложения реальной и ирреальной модальности. Предложения утвердительные и отрицательные
Общее значение объективной модальности, передаваемое в предложении, дифференцируется как значение временной определенности и временной неопределенности. В первом случае сообщаемое в предложении пре

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения
В зависимости от цели высказывания различаются предложения повествовательные, вопросительные и побудительные. Повествовательными называются предложения, заключающие в себе сообщение о како

Восклицательные предложения
Восклицательными называются предложения эмоционально окрашенные, что передается специальной восклицательной интонацией. Эмоциональную окраску могут иметь различные типы предложений: и пове

Распространенные и нераспространенные предложения
Нераспространенным называется предложение, состоящее только из главных членов - подлежащего и сказуемого, например: Она не ответила и отвернулась (Л.); Он молод, хорош (Л.); Прошло несколько лет (П

Двусоставные и односоставные предложения
Предложение состоит из главных членов - подлежащего и сказуемого, и второстепенных, из которых одни относятся к подлежащему и вместе с ним образуют состав подлежащего, другие - к сказуемому и образ

Простое и сложное предложения
Простое предложение имеет один или два грамматических состава и содержит в себе, таким образом, одну предикативную единицу. Например: Утро было свежее и прекрасное (Л.); После полудня она начала то

Главные члены двусоставного предложения
Двусоставным называется предложение, имеющее два грамматических состава: состав подлежащего и состав сказуемого. Состав подлежащего - это подлежащее с относящимися к нему словами или без н

Второстепенные члены предложения, их синтаксическая функция
Главные члены предложения могут поясняться членами, которые называются второстепенными, так как грамматически зависят от других членов предложения. Термин «второстепенные члены предложения

Выражение подлежащего различными частями речи
Самой распространенной формой выражения подлежащего является именительный падеж имени существительного. Предметное значение имени существительного и независимый именительный падеж наиболее приспосо

Выражение подлежащего словосочетаниями
В роли подлежащего могут выступать цельные по значению словосочетания, лексически или синтаксически неразложимые. Сюда относятся: 1. Составные географические наименования (Северный Ледовит

Глагольное сказуемое, формально уподобленное подлежащему
В роли глагольного сказуемого выступают формы глагола любого наклонения, времени и лица. Например: 1) глагол в форме изъявительного наклонения: Ветер осенний наводит печаль (Н.); Пугачев м

Глагольное сказуемое, формально неуподобленное подлежащему
Глагольное сказуемое выражается: 1) инфинитивом со значением энергичного начала действия: Наша братия - ругаться (Помял.); И новые друзья ну обниматься, ну целоваться... (Кр.); 2)

Осложненное глагольное сказуемое
К осложненным формам простого глагольного сказуемого относится сочетание двух глаголов или сочетание глагола с различными частицами. Сюда входят: 1. Сочетание двух глаголов в одинаковой фо

Составное глагольное сказуемое с модальным глаголом
Сюда входят такие глаголы, как хотеть, желать, мочь, уметь, намереваться, пытаться, стараться, отказываться, надеяться, бояться и др. Например: Я хотел изобразить обыкновенных порядочных людей ново

Составное глагольное сказуемое с предикативным прилагательным
Наряду с модальными глаголами в роли первого компонента составного глагольного сказуемого могут употребляться предикативные прилагательные (особые краткие прилагательные, употребляющиеся в роли ска

Сказуемое, выраженное наречием, причастием, междометием и фразеологическим сочетанием
1. Сказуемое может быть выражено наречием со связкой или без нее, например: В твои годы я была замужем (Л. Т.); Как некстати было это воспоминание (Ч.); Ведь я ей несколько сродни (Гр.). 2

Типы сложного сказуемого
Сложным (трехчленным, многочленным) является сказуемое, состоящее из трех и более частей (термин «сложное сказуемое» употребляется здесь не в том значении, в каком его иногда употребляют, см. § 259

Форма глагольного сказуемого
Глагольное сказуемое координируется с подлежащим, выраженным личным местоимением, в лице и числе, а в прошедшем времени изъявительного наклонения и в сослагательном наклонении - в роде и числе. Нап

Форма связки
Связка обычно соотносится с подлежащим (в прошедшем времени - в роде и числе), например: Вся жизнь моя была залогом свиданья верного с тобой (П.). Если подлежащее выражено личным местоимением, то с

Краткая история вопроса
Вопрос о второстепенных членах предложения в истории русской грамматики имеет разные решения. Однако в качестве основных направлений в учении о второстепенных членах предложения выделяются два: рас

Определения согласованные и несогласованные
По характеру синтаксической связи определения с определяемым словом все определения делятся на согласованные и несогласованные. Определения согласованные выражаются теми частями речи, кото

Способы выражения дополнений
Дополнения обычно выражаются именами существительными (с предлогами и без предлогов) в косвенных падежах, а также словами, употребляемыми в значении существительных (местоименными существительными,

Виды дополнений и их значения
В силу своего основного значения - обозначения объекта действия или состояния - дополнения обычно относятся к членам предложения, выраженным глаголами или безлично-предикативными словами, т.е. сказ

Дополнения в действительных и страдательных оборотах
Действительным называется оборот с прямым дополнением при сказуемом, выраженном переходным глаголом. Подлежащее в действительном обороте обозначает действующее лицо или предмет, а дополнение - лицо

Способы выражения обстоятельств
Обстоятельства могут быть выражены наречиями, деепричастиями, существительными в творительном падеже без предлога, существительными в косвенных падежах с предлогами, инфинитивом, фразеологическими

Виды обстоятельств по значению
Обозначая качественную характеристику действия, состояния или признака, а также условия, сопровождающие их (указание на причину, время, место и т.д.), обстоятельства делятся на обстоятельства образ

Синтаксическое и актуальное членение предложения
Предложение как единица синтаксиса имеет в своем составе члены предложения, занимающие определенные синтаксические позиции. Это членение предложения с точки зрения его синтаксической структуры есть

Коммуникативное, синтаксическое и стилистическое значение порядка слов
Порядок слов в предложении - расположение в нем словоформ - может выполнять следующие функции: 1) коммуникативную (является средством актуального членения предложения и шире - любой актуализации);

Место подлежащего и сказуемого в простом предложении
В повествовательном предложении подлежащее обычно находится впереди сказуемого (последнее является постпозитивным), например: Марья Ивановна с трепетом пошла по лестнице (П.); Они вошли во дворик п

Место дополнения в предложении
Дополнение (приглагольное и приименное) обычно постпозитивно, например: Пришлю вам боеприпасов и табаку (А.Н. Т.); Около сотни рабочих занимались расчисткой пакгаузов и площадок (Аж.). Пре

Место определения в предложении
Согласованное определение обычно препозитивно, например: Налево чернело глубокое ущелье... (Аж.); ...Он на твоих боках вымещал свое горе - горе своей жизни (М. Г.); Становилось жутко в этих замолча

Место обстоятельств в предложении
Обстоятельства образа действия, выраженные наречиями на -о, -е, обычно препозитивны, например: Одна из волн игриво вскатывается на береги, вызывающе шумя, ползет к голове Рагима (М. Г.). О

Определенно-личные предложения
Определенно-личными называются предложения, главный член которых выражается формой глагола первого или второго лица настоящего и будущего времени. Глагол в таком случае не нуждается в наличии место

Неопределенно-личные предложения
Неопределенно-личными предложениями называются такие односоставные предложения, в которых главный член выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего и будущего времени или в фо

Обобщенно-личные предложения
Обобщенно-личными называются односоставные предложения, главный член которых выражен глаголом 2-го лица единственного числа (настоящего и будущего времени), причем обозначаемое глаголом действие в

Безличные предложения
Безличными называются односоставные предложения, главный член которых не допускает обозначения субъекта действия в форме именительного падежа и называет процесс или состояние независимо от активног

Инфинитивные предложения
Главный член односоставного предложения может быть выражен инфинитивом, не зависящим ни от какого другого слова в предложении, следовательно, при нем не может быть ни безличного глагола, ни безличн

Номинативные предложения
Номинативными называются такие односоставные предложения, главный член которых выражен именем существительным или субстантивированной частью речи в именительном падеже. Главный член может быть выра

Конструкции, по форме совпадающие с номинативными предложениями
С номинативными предложениями по форме могут совпадать некоторые синтаксические конструкции, фактически не являющиеся ими. Это такие конструкции, которые либо не заключают в себе значения бытия, су

Типы слов-предложений
Слова-предложения делятся на несколько групп в зависимости от их функции в речи. Утвердительные слова-предложения: - Серой пахнет. Это так нужно? - Да (Ч.). - Ст

Типы неполных предложений
Неполные предложения делятся на контекстуальные и ситуативные. Контекстуальными называются неполные предложения с неназванными членами предложения, которые были упомянуты в контексте: в ближайших п

Неполные предложения в диалогической речи
Неполные предложения особенно типичны для диалогической речи, представляющей собой сочетание реплик или единство вопросов и ответов. Особенность диалогических предложений определяется тем, что в ус

Эллиптические предложения (предложения с нулевым сказуемым)
Эллиптическими называются самостоятельно употребляемые предложения особого типа, спецификой структуры которых является отсутствие глагольного сказуемого, причем сказуемого, не упомянутого в контекс

Понятие об однородных членах
Однородными членами предложения называются одноименные члены, связанные друг с другом сочинительной связью и выполняющие одинаковую синтаксическую функцию в предложении, т.е. объединенные одинаковы

Союзы при однородных членах
Для связи однородных членов предложения употребляются следующие разряды сочинительных союзов: 1. Соединительные союзы: и, да (в значении «и»), ни...ни и др. Союз и может быть одиночным и п

Однородные определения
Однородные определения связаны каждое непосредственно с определяемым словом и находятся в одинаковых отношениях к нему. Между собой однородные определения связаны сочинительными союзами и перечисли

Неоднородные определения
Определения являются неоднородными, если предшествующее определение относится не непосредственно к определяемому существительному, а к сочетанию последующего определения и определяемого существител

Форма сказуемого при однородных подлежащих
Форма сказуемого при однородных подлежащих зависит от ряда условий: порядка слов, значения союзов, лексического значения подлежащего или сказуемого и др. 1. При подлежащих, имеющих форму м

Согласование определений с определяемым словом
Вопрос о согласовании в числе при наличии определений в предложениях с однородными членами возникает в двух случаях: 1) если одно определение относится к нескольким однородным определяемым

Предлоги при однородных членах
Предлоги могут повторяться перед всеми однородными членами, например: Смерть рыщет по полям, по рвам, по высям гор... (Кр.). Возможно опущение одинаковых предлогов, но разные предлоги не м

Обобщающие слова при однородных членах предложения
Обобщающее слово обычно является грамматической формой выражения родового понятия, объединяющего на основе вещественной близости соподчиненные понятия, грамматической формой выражения которых служа

Общие понятия
Обособлением называется смысловое и интонационное выделение второстепенных членов с целью придать им некоторую самостоятельность в предложении. Обособленные члены предложения содержат элемент добав

Обособленные согласованные определения
1. Как правило, обособляются распространенные определения, выраженные причастием или прилагательным с зависимыми от них словами и стоящие после определяемого существительного, например: Туча, навис

Обособленные несогласованные определения
1. Несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных, обособляются, если нужно подчеркнуть выражаемое ими значение, например: Староста, в сапогах и в армяке внакидку, с бу

Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами
1. Обособляются, как правило, деепричастные обороты, т.е. деепричастия с пояснительными словами, выступающие в роли второстепенных сказуемых или обстоятельств с различным значением, например: Пройд

Обособленные обстоятельства, выраженные именами существительными и наречиями
В зависимости от смысловой нагрузки, слабой синтаксической связи с глаголом-сказуемым, степени распространенности оборота, намеренного его выделения могут обособляться обстоятельства, выраженные им

Обособление оборотов со значением включения, исключения, замещения
Могут обособляться падежные формы имен существительных с предлогами или предложными сочетаниями: кроме, вместо, помимо, за исключением, исключая, сверх и др., со значением включения, исключения, за

Обособление уточняющих, пояснительных и присоединительных членов предложения
Наряду с обособлением в собственном смысле слова, т.е. выделением второстепенных членов предложения, существует интонационно-смысловое выделение в предложении слов, которые могут быть не только вто

Вводные слова и словосочетания
Вводными называются слова, грамматически не связанные с членами предложения (т.е. не связанные с ними по способу согласования, управления или примыкания), не являющиеся членами предложения и выража

Вводные предложения
Значения, присущие вводным словам и словосочетаниям, могут выражаться целыми предложениями, которые сохраняют интонационные особенности вводных конструкций. Например: Буран, мне казалось, все еще с

Вставные конструкции
Вставными называются слова, словосочетания и предложения, которые вносят в основное предложение дополнительные сведения, попутные замечания, уточнения, пояснения, поправки и т.д. Подобно в

Понятие об обращении
Обращением называется слово или сочетание слов, называющее лицо (или предмет), к которому обращена речь. Обращение распространяет предложение, но не является его членом (т.е. не выполняет функцию п

Способы выражения обращения
Естественной формой выражения обращения является имя существительное в именительном падеже, выполняющем назывную функцию. В древнерусском языке для этой цели использовалась форма звательного падежа

Краткая история вопроса
В трудах A.M. Пешковского, Л.В. Щербы, В.В. Виноградова выделяется особое значение некоторых союзов - присоединительное (у А.М. Пешковского говорится о сочинении и подчинении после разделительной п

Сущность присоединения
Присоединение - как своеобразная разновидность синтаксической связи - отличается и от сочинения и от подчинения. При сочинении элементы высказывания выступают как равноправные в синтаксическом отно

Структурно-грамматические типы присоединительных конструкций
В структурно-грамматическом отношении присоединительные конструкции не однородны. Присоединяться к основному высказыванию могут: 1) конструкции с присоединительными союзами и союзными слов

Союзные присоединительные конструкции
1. Присоединительные союзы и союзные сочетания образуются обычно путем соединения сочинительных и подчинительных союзов, а также некоторых частиц и местоименных наречий с союзами и, а. Именно эти с

Бессоюзные присоединительные конструкции
Бессоюзные присоединительные конструкции, употребляемые только после длительной паузы, по своим функциям делятся на четыре группы: 1) присоединительные конструкции, выполняющие роль членов

# Старик ухом не ведёт .

# Она не сделала никакого движения – потому что Она не пошевелилась .

· именные – в лингвистической традиции существует понятие только составного именного сказуемого (не делится, как глагольное по структуре)

#Я студент. – составное именное с нулевой связкой.

Структура: глагол-связка + именная часть. Связка выполняет грамматическую роль. Связки бывают 3х видов :

Отвлечённая – это глагол «быть» во всех временных формах. Несёт чисто формальную функцию – просто передаёт категории времени и наклонения.

Полуотвлечённая (полузнаменательная) – глагол с ослабленным лексическим значением, тоже в основном передаёт только глагольные категории. Казаться, становиться, делаться, называться, считаться.

Знаменательная связка – это полнозначный глагол, который обозначает конкретное действие. В таких сказуемых происходит совмещение информации (и глагол, и именная часть речи несут свою информацию). Вместо формального связочного глагола ставится глагол, обозначающий действие во времени и пространстве. Чаще всего это глаголы движения, местоположения. Они заменяют связочный компонент, но при этом они полнозначные. Сложность в том, что эти глаголы могут выступать как самостоятельные простые глагольные сказуемые.

# Он вернулся домой. Он вернулся усталым .

# Кити возвратилась домой в Россию излеченная . – потому что смысл в том, что она излечилась.

Луна взошла багровая и хмурая . – Взошла – в смысле стала.

Эти сказуемые различают ещё и по именной части. Типичным для составного именного сказуемого является именная часть, стоящая в именительном, родительном и творительном падеже. Самый распространённый – творительный; его называют творительный предикативный.

# Она была красавицей.

· смешанные

2. Структурное – по количеству компонентов

· простое

· составное – состоит из 2х компонентов – вспомогательный глагол + инфинитив смыслового глагола. Вспомогательный глагол передаёт грамматическое значение, а смысловое заключено в инфинитиве. В качестве вспом. глагола выступает:

Фазовый глагол (начал, закончил, продолжал)

Модальный глагол (желание, возможность говорящего: могу хочу, желаю и тд)

Глаголы психического действия (люблю, страшусь, боюсь)

Краткие предикативные прилагательные (рад, обязан, должен, волен, призван, намерен)

Устойчивые сочетания фразеологического характера, равные по значению модальным глаголам (изъявить согласие = согласиться, прийти к мысли = решить, не имею права = не могу)

· сложное (многочленное): сложное –глагольное, сложное смешанное (глагольное + именное: он решил стать врачом )

3. По характеру связи с подлежащим :

· согласованное

· несогласованное – выражается:

Инфинитивом (мы – бежать, они – кричать, а царица - хохотать)

Глагольным междометием (бабочка крылышками бяк-бяк-бяк)

Повелительным наклонением глагола в сочетании не со 2м лицом

4. По наличию/отсутствию осложняющих элементов

· осложнённое – такое сказуемое, в котором кроме обязательной структуры присутствуют осложняющие элементы (Читаю, читаю, не начитаюсь. Ну уж сказал, так сказал. Читать-то я не читал, но содержание знаю.)

Как элемент осложнения выступают глаголы с опустошённым лексическим значением (знать, дать, взять)

# Дай погляжу. Как это я возьму и начну с ней разговаривать? (Нельзя просто так взять… :D)

Такие элементы принадлежат к разговорной речи.

· Неосложнённое

· Составное глагольное сказуемое - это сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределенной формы глагола, выражающей его основное лексическое значение, например: Молодой Дубровский хотел заняться делами (А. Пушкин). В роли вспомогательного глагола могут выступать сочетания кратких прилагательных должен, готов, рад и др. и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений, например:Я готов с вами поспорить (А. Пушкин); Через несколько дней должен я был очутиться посреди моего семейства (А. Пушкин). Также в роли вспомогательного глагола могут выступать слова со значением желательности, необходимости, возможности - надо, нужно, необходимо, можно, нельзя и др., например: Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон (М. Горький); а также слова, выражающие эмоциональную оценку действия, названного инфинитивом - грустно, весело, приятно, горько, противно и др., например: В летние знойные дни хорошобродить в березовой роще (И. Соколов-Микитов).

· --- Составное именное сказуемое.

· Составное именное сказуемое - это сказуемое, которое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части, выражающей его основное лексическое значение, например: Метель была страшная .

· Самой распространенной является глагол-связка быть , которая выражает только грамматические значения. Особенность этого глагола-связки заключается в том, что в настоящем времени он не употребляется, т.е. связка нулевая, например: На нем была серая куртка (прош. вр.) - На нем серая куртка (наст. вр.). Другие глаголы-связки делаться, стать, казаться, являться, считаться, представляться, становиться употребляются в русском языке реже, но они выражают и добавочные лексические значения, например: Дворец казался островом печальным ; Все делается светлее, веселее от первого снега (А. Пушкин).

· Также в роли связок могут выступать глаголы, которые имеют значения движения, состояния:прийти, приехать, вернуться и др., например: Девушка пришла усталая (Б. Полевой).

· Именная часть составного сказуемого может быть выражена:

· 1) именем существительным, например: Все небо было в мелких облаках (Д. Гранин);

· 2) именем прилагательным, например: Ветер был встречный (Л. Толстой);

· 3) кратким страдательным причастием, например: Брови ее были сдвинуты , губы сжаты , глаза глядели прямо и строго (И. Тургенев);

· 4) именем числительным, например: Семь плюс три будет десять ;

· 5) местоимением, например: Комната у нее была именно такая , какой я ее себе представлял (А. Куприн);

· 6) наречием, например: Ей туфли будут впору ;

· 7) фразеологизмом, например: Он был мастер на все руки (Н. Дубов);

· 8) синтаксически неделимым словосочетанием, например: Вечером море было черного цвета .

· главный член односоставного предложения

· Грамматический центр, структурная основа односоставных предложений. В одних из них (определенно-личных, неопределенно-личных, обобщенно-личных, безличных) главный член по своему морфологическому выражению (глагольной форме) может быть соотнесен со сказуемым двусоставного предложения, в других (номинативных) - с подлежащим или сказуемым. Однако такое сопоставление весьма условно, так как понятия подлежащего и сказуемого соотносительны и при обусловленном природой односоставных предложений наличии только одного главного члена его не с чем соотносить в плане предикативных отношений, присущих двусоставному предложению. “Если членодносоставного предложения определить или как подлежащее, или как сказуемое, то его надо считать неполным” (В. В. Виноградов).

В односоставном предложении только один главный член, и его нельзя назвать ни подлежащим, ни сказуемым. Это главный член предложения.

17. Дополнения, виды дополнения, выделяемые традиционной и современной лингвистикой.

18. Определение. Виды определений. Их место в предложении. Соотношение определения с другими членами предложения.

19. Синтаксические функции инфинитива, способы их описания.

При главных членах имеются распространители, которые называют второстепенными членами предложения: определение, дополнение, обстоятельство.

Деление членов предложения на главные и второстепенные проводится в грамматиках 19в. и сохраняются до сих пор.

Понятие ВЧП появилось не сразу, но появилось оно в период логико-синтаксического направления в синтаксисе, которое базировалось на том, что предложение – логическое суждение.

А.Х. Востоков и Н.И. Греч , представители этого направления, выделили 2 разряда ВЧ:

1. дополнение

2. определение (обстоятельство включалось в разряд определений).

Ф.И. Буслаев вводит обстоятельство и выделяет 3 ВЧП. Он рассматривает их в 2х аспектах:

Как слова, присоединяемые к главным членам посредством согласования, управления и примыкания (грамматический аспект )

По значению, т.е. на основании логического вопроса

Но сам же и говорит, что такой анализ не всегда может быть последовательным.

А.А. Потебня (психолого-синтаксическое направление) – при изучении языка необходимо исходить из психологических, а не из логических оснований. В связи с этим он детально проанализировал роль каждой части речи в психологическом процессе мышления. Вывод был таков: главное – глагол. Отсюда – зарождение вербоцентрической теории языка .

Потебня строил классификацию ВЧП на их соответствии частям речи. Это учение получило развитие в работах Овсянникова-Куликовского, А.М. Пешковского и А.А. Шахматова. Пешковский считал, что следует говорить не о второстепенных членах предложения, а о согласуемых, управляемых и примыкающих членах (не следует говорить о дополнениях, обстоятельствах и тд). Дело в том, что все ВЧП являются ни чем иным, как тем, что призвало к жизни части речи. Части речи – это памятники членам предложения.

ВЧ, как только появилось это понятие, стали критиковаться с разных позиций. Дискуссия о статусе продолжалась до 1954 г. (выхода Академграмматики Виноградова). В этой Академграмматике очень подробно были описаны ВЧП.

В.В. Виноградов хоть и показал несовершенство учения об ВЧП, но всё же утвердил их в правах. С другой стороны в Академграмматике содержится очень подробное описание словосочетания.

Академграмматика 70 говорит, что это 2 знамени, нести которое одновременно невозможно. И в Академграмматике 70 предложение было описано через понятие структурной схемы предложения, от понятия ВЧП отказались.

Широкую популярность получила мысль о том, что члены предложения, выполняющие второстепенную функцию, являются его распространителями. Так их назвал В.В. Виноградов. Эта мысль была развита Н.Ю. Шведовой в учении о детерминантах .

В.В. Виноградовым было замечено, что в предложении существуют члены, связанные с предикативным центром, но эта связь, во-первых, не обусловлена не грамматической формой, не лексическим значением предикативного центра, а, во-вторых, они относятся не только к предикативному центру, а ко всему предложению в целом.

# Под старость жизнь такая гадость. – «Под старость» не относится ни к чему, а ко всему предложению в целом, оно как бы всю ситуацию обрамляет.

# К рассвету путники вышли к восточному шоссе. – «К рассвету» находится на самой удалённой от центра орбите, это и есть т.н. кулисы предложения. Этот член относится ко всей ситуации в целом, он не связан с каким-то определённым членом предложения, не входит ни в группу подлежащего, ни в группу сказуемого и может участвовать в создании предложений, имеющих разные структурные схемы.

# Сегодня идёт дождь. Сегодня потеплело. Сегодня решено было начинать. – один и тот же член обрамляет ситуацию в предложении.

Т.о. Шведова выделяет особый член предложения – детерминант – то, что детерминирует всю ситуацию. Детерминанты делятся на 2 группы:

· д. обстоятельственного значения

· д. объектного значения. Объект склонен относиться не ко всей ситуации, а к действию, которое на него переходит – оно тяготеет к глаголу. Поэтому существование обстоятельственных детерминантов под вопросом, но Шведова их выделяет.

Т.о., появился новый, четвёртый, ВЧП – детерминант. Это уже изменение теории о ВЧП.


В 1. Укажи номер предложения, в котором сказуемое выражено именем сущ. _____________________
В 2. Напиши, какими членами предложения являются однородные члены в предложении 3.

(1) Геракл – любимый герой древних греков. (2) Его деяниям посвящен популярный цикл мифов. (3) Геракл наделен доблестью, храбростью, настойчивостью,

смекалкой. (4) Эти качества помогли герою совершить двенадцать славных подвигов.
В 1. Укажи номер предложения, в котором сказуемое выражено именем сущ.

1 найдите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием. А. Листва берёзовой аллеи была вся прозрачна. Б. Несколько казаков о

бступили Савельича.

В. Подойти к зверю было страшно.

Г. Отец с родными братьями шёл по полю.

2 Укажитее предложение с простым глагольным сказуемым.

А. ничто нас в жизни не может вышибить из седла.

Б. парус белый из тумана начинает выплывать.

В. мы будем говорить с тобою до рассвета.

Г. при блеске солнца огонь был красив.

3 Укажите предложение с несогласованным определением.

А. второе зренье нам дает разлука.

Б. он с детства жил мечтой совершить подвиг.

В. летом день длинее ночи.

Г. над утомленным городом луна стоит в зените.

4 Найдите предложение, в котором определение выражено именем прилагательным

А. берег быстро темнел, становился голубым, лиловым.

Б.как своей тревогой милому помочь?

В. сколько прелести есть в человеческих лицах!

Г. смелый к победе стремится.

Задание№1. Укажите номера предложениий, которые содержат правильноые утверждения.

1.Союз и союзное слово – это служебные части речи, которые связывают однородные члены и части сложных предложений.
2.Союз – это служебная часть речи, которая не изменяется и не является членом предложения.
3.Союзы – это неизменяемые слова, которые указывают на предмет.

4.Союз – это служебная часть речи, которая определяет грамматические отношения между словами.
5.Союзные слова относятся к самостоятельным частям речи.
6.Союзными словами могут быть только наречия.
7.Подчинительные союзы - союзы, служащие для связи синтаксически неравноправных единиц.

Задание№2. Расставьте знаки препинания. Обведите в кружок простой(ые) по строению союз(ы).

1.Он говорил на том изысканном французском языке на котором не только говорили но и думали наши деды.
2.Более всех других в это первое время как делами Пьера так и им самим овладел князь Василий.
3.Генерал Сорбье должен быть готов по первому приказанию вынестись со всеми гаубицами гвардейской артиллерии против одного либо другого укрепления.
4.Ростовы до 1-го сентября то есть до кануна вступления неприятеля в Москву оставались в городе.
5.Борис вышел тихо в двери и пошел за Наташей толстый мальчик сердито побежал за ними как будто досадуя на расстройство происшедшее в его занятиях.
Задание №3. Раскройте скобки.
1.Вы никогда не думали о том, что (бы) женить вашего блудного сына Анатоля?
2.Мне всё равно, что (бы) обо мне ни думали.
3.Пьер был единственный человек, перед которым он решался высказаться; но за (то) он ему высказывал всё, что у него было на душе.
4.Раза два на него сердито крикнули за (то), что он был на дороге.
5.При (том) некоторые люди писали в это время книжки.
6.Петя отвечал, что он то (же) привык все делать аккуратно, а не наобум
7.И в то (же) мгновение послышался топот впереди поскакавших лошадей, крики с разных сторон и еще выстрелы.
8.В Финляндской войне ему удалось так (же) отличиться
9.Она была теперь совершенно некрасива; но думала, что она не только так (же) хороша, но еще гораздо больше привлекательна, чем была прежде
Задание№4. Укажите, в каких предложениях допущены ошибки в правописании союзов или союзных слов, и исправьте эти ошибки.
1.Но за чем же так беспокоиться?
2.Притом, наблюдения за тем, как бы семейным (отделенным от всех других) кружком людей, находившихся на батарее, поглощали все внимание Пьера
3.От чего вы не взяли нам одного, хоть одного маршала?
4.Целый ряд разумных, логических доводов, почему ему необходимо ехать в Петербург и даже служить, ежеминутно был готов к его услугам.
Графа ответа на задание №4:

Задание№5. Укажите номера предложений, где союз «и» связывает части сложносочинённого предложения, а не однородные члены. Вставьте недостающие знаки препинания.
(Использованы отрывки из стихотворений Б.Пастернака и С.Есенина).

1. Мело весь месяц в феврале
И то и дело С деревьев тысячи грачей
Свеча горела на столе, Сорвутся в лужи и обрушат
Свеча горела. Сухую грусть на дно очей.
2.Где, как обугленные груши,С деревьев тысячи грачейСорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей.3. Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

Графа для ответа на задание №5:

Задание№6. Выделите в тексте союз(ы) (!).

1.Старый кучер Ефим, с которым одним только решалась ездить графиня, сидя высоко на своих козлах, даже не оглядывался на то, что делалось позади его. Он тридцатилетним опытом знал, что не скоро еще ему скажут «с богом!»...
Задание№7. Укажите предложения, в составе которых подчинительные временные союзы.
1.Князь Андрей находился во время сражения при убитом в этом деле австрийском генерале Шмите.
2.Он дочитывал, не поднимая головы, в то время как отворилась дверь и послышались шаги.
3.Не то, что похудел, побледнел, возмужал его друг; но взгляд этот и морщинка на лбу, выражавшие долгое сосредоточение на чем-то одном, поражали и отчуждали Пьера, пока он не привык к ним.
Графа дла ответа на задание №7:

Задание№9. Укажите номер(а) предложения(ий) с разделительным союзом.

1.Судьба ли нас свела опять на Кавказе, или она нарочно сюда приехала?
2.Глаза могут обмануть зверя, но обоняние никогда.
3.Я там чуть-чуть не умер с голоду, да ещё вдобавок меня хотели утопить.

Графа для ответа на задание №9:

Задание№10. Найдите предложение(я) со стилистической ошибкой.

1.Сыночек, мы пойдём сейчас гулять с тем, чтобы поиграть в песочнице.
2.Коли тост застревает, выключите прибор и аккуратно, дабы не повредить внутренние детали, достаньте тост.
3.Казалось бы все ждали войны, и всё-таки в последнюю минуту она обернулась как снег на голову.
Графа для ответа на задание № 10.

Материалы по подготовке к ЕГЭ (Приложение№3)

Цель: 1. актуализировать и обобщить базовые знания обучающихся по темам: - члены предложения; - обособленные члены предложения. 2. Закрепить умения и навыки, необходимые для выполнения заданий ЕГЭ: - в части А: А8, 20 ; - в части В: В6; 3. Совершенствовать умение использовать разнообразные синтаксические конструкции при написании сочинения (частьС: К5, К6, К8, К9).

Члены предложения

Информация для повторения

Подлежащее

*Подлежащие, выраженные разными частями речи, словосочетаниями

Сказуемое

*Простые и составные сказуемые, сказуемые, выраженные фразеологическими оборотами и др;

Определение

*Определение и его роль в предложении; *определение и определяемое слово; *способы выражения определений *определения и приложения одиночные и распространённые; *согласованные и несогласованные; *обособление определений*;

Дополнение

*Дополнение и его роль в предложении; * способы выражения дополнений; * обособление дополнений;

Обстоятельство

*Обстоятельство и его роль в предложении; * способы выражения обстоятельств; * обособление обстоятельств;

Подлежащее

Упражнение№1 Задание: Рассмотрите таблицу, найдите в предложениях подлежащее, определите, чем оно выражено. Составьте или подберите из художественной литературы аналогичный пример. Заполните таблицу.

Чем выражено подлежащее (укажите часть речи или др. способ выражения подлежащего)

Предложение для анализа

(подчеркните подлежащее)

Пример, подобранный самостоятельно

Сытый голодного не разумеет.

Неправдой нажитое впрок не пойдёт.

Жить – Родине служить.

Двенадцать – чётное число.

Ваше постоянное «завтра» уже всем надоело.

Далече грянуло ура. (П.)

Этак всякий может спеть.

Горный хрусталь считается полудрагоценным камнем

Красных мухоморов ряд, как карлы сказочные, спят (А.Майков)

Я с подругой пошла в библиотеку.

Мы с дедушкой решили отправиться на рыбалку.

Упражнение №2

Подумай и ответь. 1. Где подлежащее из стихотворения В.Дыховичного и М Слободского: А за стеной ревущее, звенящее, гремящее, спешащее, бегущее несётся настоящее? 2. Может ли в состав подлежащего входить имя существительное в родительном падеже? Если да, подберите примеры. 3. В каком из трёх предложений слово это является подлежащим: а) Марки – это его хобби; б)Это занятие было его страстью; в) Это было его увлечение? (Ответы: 1. Настоящее. 2. Если оно сочетается с колич. числ. или существ., обозначающим какую-либо меру: Стакан чаю. Два товарища. 3. В 3-м.)

Сказуемое

Вопросы сказуемого: что делает предмет? Что с ним происходит? Что сказано о предмете? Каков (какой) предмет? Что есть предмет? (словом предмет условно называем подлежащее).

Простое глагольное = глагол в форме одного из наклонений Составное * Глагольное = Вспомогательная часть + Инфинитив * Именное = Вспомогательная часть + не Инфинитив (именная часть)

Сказуемые разных типов

Вспомогательная часть

Часть сказуемого, содержащая лексическое значение

Любой глагол в форме одного из наклонений (помни: глагол в форме будущего ложного времени – буду учиться – простое глагольное сказуемое; фразеологизм – взялся за ум (=поумнел – 1 глаго) – простое ГС

Составное глагольное сказуемое

Начал (а, и) , стал, продолжал, перестал, хотел, был бы рад, готов

Инфинитив (если вместе со вспомогательным глаголом относятся к одному лицу: Он хотел прийти . Но: Он попросил меня (о чём?) прийти (действия относятся к разным лицам).

Осложнённые глагольные сказуемые

Сказуемые следующего типа: Пойду погуляю в саду. Он взял да и ушёл . Ждём не дождёмся весны. Он только и делает, что читает. Вот уж действительно спел так спел . А он знай себе посмеивается . Я собралась было в оперу.

Составное именное сказуемое

Глагол-связка быть в форме одного из наклонений, в настоящем времени – есть или нулевая связка (на месте нулевой связки на письме перед именной частью, выраженной существ-м, инфинит-м, числит-м,обычно ставится знак тире) ; другие связки: казался, становился, жил, родился и др.

* существительное (как+существительное) * прилагательное * причастие * числительное * местоимение * наречие *словосочетание

Упражнение№1.

Составьте предложения, «превратив» данные слова и словосочетания в сказуемые. Определите тип сказуемого.

1.Увлекаюсь. 2. Будем изучать. 3. Давайте споём. 4.Пусть расскажет. 5. Начали строить. 6.Пустился бежать.7. Обязанность. 8. Не переставал лить. 9. Можем подождать. 10.Был нелёгким. 11. Был невысок. 12. Любитель. 13. Как зеркало. 14. Было следствием. 15.Казалось невыполнимым. 17. Интересен. 18. Стало привычкой. 19. Пальцем не пошевелил. 20. Будьте внимательны. 21. Будет учиться. 23. Без единой ошибки. 24. Сорок два. 25. Не к лицу. 26 Неудобно. 28. Должен быть построен. 29. Не верили своим глазам. 30.Как сквозь землю провалился.

Упражнение№2

Подумай и ответь.

1. Чем интересна с синтаксической точки зрения пословица Соли - не пересаливай, хвали – не перехваливай? 2. Чем выражена грамматическая основа предложения в пословице Говорить не думая – что стрелять не целясь ?. 3. Где сказуемые в следующих предложениях:

1) Мы пахать, а он руками махать. (Посл.)

2) Охотница была до цветов, как девчонка. (Айтм.)

3) Варя была с заплаканными глазами.

4) Я не мастер рассказывать.

5) Он желал казаться храбрым на четвёртом батальоне. (Л.Т.)

6) Старый друг лучше новых двух. (Посл.).

Упражнение№3

Составьте по аналогии такие предложения, где в состав сказуемого, помимо связки быть (в настоящем времени – нулевое,) входило бы:

1.Сочетание существительного и прилагательного в родительном падеже: Афанасий Иванович был высокого роста (Г.) 2. Существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом: а) без: Маша была без чувств. (П.) б) для: Эта комната как раз для ребёнка. (Ч.) в) из: Вы, часом, не из Москвы? (Пауст.) г) от: Одно письмо было от матери. д) против: Кто против этого предложения? 3.Существительное в предложном падеже с предлогом: Трава по пояс. 4. Существительное в предложном падеже: Вся в инее шапка большая, усы, борода в серебре (Н.) 5. Прилагательное в краткой форме: Здание было огромно. 6. Прилагательные в сравнительной степени: Зимою дни короче, а ночи длиннее. 7. Прилагательные в превосходной степени: Из всех древесных пород ель и бук у нас самые распространённые. 8. Наречие или предложно-именное сочетание наречного характера: И всё нам впору, всё по силам, всё по плечу, что впереди (Тв.)

Упражнение №4

В скольких предложениях представлено составное глагольное сказуемое? 1. Фёдор отправился купаться. 2.Аню попросили закрыть окно. 3. Ветер начал крепчать. 4. Мы будем отдыхать после обеда. 5. Работа никак не шла ему на ум.

Упражнение №5

Найдите синтаксические (грамматические) ошибки в предложениях (согласовании сказуемого с подлежащим) 1. Большинство студентов, выполнявших контрольную работу, справились с предложенными заданиями. 2. Два ученика медленно шло по дорожке к школе.. 3. Лекарственное растение чистотел рос рядом с домом. 4. Платье-халат висел на спинке стула. 5. Никто из сестёр, даже старшая, не знали о внезапном приезде отца.6.Прибыли 500 участников конференции.

Второстепенные члены предложения

Определение

Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Чей? Определения зависят от членов предложения, выраженных существительными, местоимениями (определяемых слов). В предложении могут находиться перед определяемым словом – согласованные - или после него -несогласованные. Это прямой порядок слов в предложении. Если согласованные определения занимают положение после определяемого слова, а несогласованные – перед определяемым словом, изменяется порядок слов (непрямой порядок слов называется инверсией) . Инверсия служит для выделения при помощи интонации (на письме такие определения чаще всего выделяются запятыми, реже – тире) важных по смыслу членов предложения, усиливает эмоциональную окраску речи, служит одним из средств связи слов в предложении (см. таблицу)

Место определяемого слова и определений в предложении

Прямой порядок слов

Согласованное определение

Согласованное определение

Определяемое слово

Несогласованное определение

Наша кочевая дорога с глубокими колеями вьётся среди полей.

Согласованное определение

Определяемое слово

Несогласованное определение

Улыбающийся от счастья, мчался через поле почтальон в развевающейся накидке

Изменённый прядок слов – инверсия

Определяемое слово

Согласованное определение

Море, сверкающее, торжественное , волновало необыкновенно.

Ассоль, мечтающая о счастье , верила в предсказание.

Виды определений по способу выражения

Согласованные

Одиночные

Морской ( прилаг. ) берег усеян засохшими (причаст.) водорослями. Моя (мест.) дочка проснулась.

Распространённые

Тёмный от времени (прилаг.+зависим. сущ.) портрет, украшавший гостиную ( причаст. оборот) , напоминал о былом благополучии семьи.

Несогласованные

Одиночные

Экран компьютера (сущ. в Р.П.) светился в темноте. Дайте задачу посложнее (сравн. степ. прилаг.) . Я получил возможность учиться (инфинитив) .

Распространённые

Построили дом в шесть этажей (сущ. с предлогом + числит.) Девушка с голубыми глазами пела о весне.

Приложения

Одиночные

Мы познакомились с лётчиком-испытателем ( сущ. в том же падеже, что и опред. слово; профессия)

Распространённые

Скворцы, вестники весны (сущ.+сущ.) , весело кружились над старым садом.

Обособление определений и приложений

Согласованные определения

Несогласован-ные определения

Приложения

Все виды определений и приложений

Обособляются: после определяемого сущ. (или слова, в роли существительного)

1.распространённые (причастные обороты и обороты прилаг.+ сущ.) после определяемого сущ.

Мы смотрели на тучу, медленно выраставшую на горизонте. Нас окружал со всех сторон сплошной вековой бор, равный по величине доброму княжеству (Л.Т.); Стоят и те трое, хмурые все (М.Г.).

Обособляются после определяемого сущ. (или слова, в роли сущест-вительного)

1.выраженные прилагательным в сравнительной степени:

Одна птица, посмелее других , подлетела к нам.

2.в сочетании с согласованными определениями (см.ниже)

Обособляются после определяемого сущ. (или слова, в роли сущест -вительного)

1.распростра-нённые приложения Могучий лев, гроза лесов , лишился силы (И.Кр.);

2. после имени собственного:

Пушкина , великого поэта, знают все.

3.перед собственным именем, если приложение имеет добавочное обстоятельственное значение:

Упрямец во всём, Илья Матвеевич оставался упрямцем и в учении.

4. приложения с союзом КАК, если имеют добавочное значение причины (= потому что, будучи, как)

Брат , как инициатор, должен играть главную роль. 5. приложения, присоединяемые словами: по имени, по фамилии, по прозвищу, родом: Была у Ермолая легавая собака, по прозвищу Валетка.

Обособляются, 1.если относятся к личному местоимению:

Весёлая и оживлённая , она ждала гостей.

А он, мятежный, просит бури…(Л.)

Как ВЫ, с вашим умом, этого не поняли.

Умница, он был любим всеми.

2. Если отделены от опред. слова другими словами:

Несколько раз, таинственная и одинокая, появлялась в небе луна.

2. несколько однородных определений (с союзом и без него): Мартовская ночь, облачная и туманная , окутала землю (А.Ч.) Я увидел странного человека, пожилого, в лохмотьях.

Вместо запятой может ставиться тире:

1. Определение выражено инфинитивом: Я пришёл с одной целью – помочь тебе (тире = а именно).

2.Приложение стоит в конце предложения: Пришёл ноябрь – месяц заморозков.

Упражнение №1

Указанные ниже словосочетания с несогласованными определениями превратите в словосочетания с согласованными определениями и придумайте с ними короткие предложения:

1. Билет в театр. 2. Заказ вне очереди. 3. Рощи под Москвой. 4. Туман перед рассветом. 5. Пробег в 200 километров.6. Девочка с круглым лицом. 7. Сияние луны. 8. Лунное сияние.

Упражнение №2

Для того, чтобы определить, какое из двух написанных существительных является приложением, нужно помнить, что приложение по-новому характеризует предмет, даёт ему другое название: женщина-врач – женщина, работающая врачом. При сочетании нарицательного существительного с собственным именем человека приложением будет нарицательное существительное: врач Петрова.

Задание: словосочетания с согласованными несогласованными определениями преобразуйте в приложения, отметьте * определяемое существительное.

1. Квартира, являющаяся музеем. 2. Рабочий нефтяной промышленности. 3. Инженер, работающий в области электротехники. 4. Ковёр, который сам летает. 5. Студент, приехавший из Америки. 6.Иванов, работающий каменщиком.

Упражнение№3

Составить предложения на литературоведческие темы, используя в качестве определений слова из списка:

грустный и одинокий, великий и могучий, заботящийся о судьбе Маши Мироновой, гордый за одержанную в войне с Наполеоном победу, обличающий фамусовское общество, презирающий Грушницкого, влюблённый юноша, «добрый мой приятель» , страдающий эгоист, «русская душою», порабощённый идей, хранитель Михайловского, чужая в «тёмном царстве», «последний из могикан» в имении Лопахиных.

Определения подчеркните, охарактеризуйте определения, используя условные обозначения:

ООСО – обособленные одиночные однородные согласованные определения, ОСРО – обособленные согласованные распространённые определения, ОРП – обособленные распространённые приложения. Какие определения не встретились в списке условных обозначений? Приведите примеры таких определений.

Упражнение №4

Спишите, расставьте знаки препинания, определите вид обособленных членов: 1.Старуха Гришкина мать умерла, но старики отец и тесть были ещё живы. 2.Веков минувших великаны преданья славы сторожа стоят казацкие курганы. 3.В дальнем углу светилось жёлтое пятно огонь квартиры Серафимы. 4.Молодая казачка нарядная в цветастом сарафане прислонившись к высокой створке открытых ворот тянула песню страдание.5.Он упрямец ничего не хотел слушать. 6.Его тётушка весёлая болтливая старушка любила выпить чаю с соседками. 7.Мария его сестра была чудо как хороша. 8.Со мной был чугунный чайник единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу. 9.Глава семейства Владимир Михайлович Головлёв ещё смолоду был известен своим безалаберным и озорным характером. 10.Николай как человек осторожный никому не рассказывал о своём плане. 11. Наш новый приятель по прозвищу Жук был и впрямь похож на медлительного и важного жука.

К государственной (итоговой ) аттестации ...

  • Дополнительного профессионального образования результаты (2)

    Документ

    ... подготовки . Качественный анализ уровня их подготовки ... без двоек ... Формы организации обучения... подготовке обучающихся к государственной (итоговой ) аттестации ЕГЭ ...

  • Дополнительного профессионального образования результаты (1)

    Документ

    Доступность качественного образования – ... (без двоек ) ... и т.д. Формы организации обучения, ... подготовке обучающихся к государственной (итоговой ) аттестации . Руководителям муниципальных и школьных методических объединений и учителям: Изучить результаты ЕГЭ




  • © 2024
    digtime.ru - Digtime - Строительный портал