14.03.2024

Хозяйственная деятельность снт. СНТ: что это, расшифровка и особенности. Председатель СНТ: деятельность и обязанности. Про право выйти из СНТ


Интересный и полезный обзор был опубликован ВС РФ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014), в котором даются ответы на вопросы управления в СНТ. Сделала выдержки из некоторых разделов, на мой взгляд, наиболее злободневных и актуальных.

Деятельность СНТ в практике суда:

Суд окончательно определил подведомственнос ть споров, т.к. раньше иски часто подавались в Арбитражный суд

«Споры между гражданами, являющимися членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или ведущими садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке, и указанными объединениями подведомственны судам общей юрисдикции.»

Суд определил подсудность споров

«Дела по требованиям граждан о праве на земельный участок, строение, сооружение, находящиеся на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, подсудны районному суду по месту нахождения объекта недвижимости.»

Порядок принятия в члены — только по решению общего собрания, а никак по жесту доброй воли председателя

«Принятие в члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения относится к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества (собрания уполномоченных).

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что принятие в члены садового товарищества его председателем единолично является незаконным, поскольку решение вопроса о принятии в члены СНТ является исключительной компетенцией общего собрания членов данного товарищества (собрания уполномоченных).»

Кто может быть членом садоводства

«Членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества могут быть граждане Российской Федерации, имеющие земельные участки в границах такого товарищества (партнерства).

Наследник члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе вступить в члены такого объединения.»

Про членские взносы и их размер — очень важный пункт, т.к. раньше неоднократно встречала практику, в которой говорилось, что размер членских взносов не зависит от размера земельного участка и для всех членов СНТ должен быть одинаков

«Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязан своевременно уплачивать членские и иные взносы, предусмотренные уставом такого объединения.

Размер членских взносов может быть установлен в зависимости от размера участка, принадлежащего члену садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения, или установлен в размере, кратном количеству принадлежащих члену объединения земельных участков. То есть может быть, но не обязательно должен быть привязан к площади земли, главное — финансовое обоснование взноса.

«При этом суд апелляционной инстанции правильно исходил из того, что установление садоводческим товариществом размера членских взносов пропорционально площади принадлежащих членам товарищества участков отвечает принципам законности и справедливости, тем более, что при реализации общего принципа платности землепользования (статья 65 ЗК РФ) также учитывается площадь земельных участков.»

Про право выйти из СНТ

«Для добровольного выхода члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения из таких объединений решения общего собрания, установленного законом для исключения из числа членов, не требуется.

Про порядок использования общего имущества

«Вопрос об использовании имущества садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (имущества общего пользования), в том числе об использовании земельного участка, находящегося в его собственности, должен решаться общим собранием членов такого объединения.

Решение общего собрания членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений является недействительным в случае отсутствия кворума для принятия решения на общем собрании членов общества, а также в случае нарушения процедуры созыва и проведения общего собрания»

Про обязанность заключить договор на использование общего имущества — пункт, который стал новостью для меня, дающий право СНТ понудить не члена СНТ к заключению договора

«По требованию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на гражданина, ведущего садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке, решением суда может быть возложена обязанность по заключению договора на пользование инфраструктурой и другим имуществом общего пользования объединения.

Обоснованной является позиция судов, которые полагают, что решением суда на гражданина, ведущего садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке, может быть возложена обязанность по заключению договора на пользование инфраструктурой и другим имуществом общего пользования объединения по требованию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.»

Ответственность за неуплату взносов

«В случае неуплаты установленных договором взносов за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на основании решения правления такого объединения либо общего собрания его членов граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке, лишаются права пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.»

Вот здесь совсем непонятно — что значит лишаются права пользоваться? не проезжать по дороге, а перелетать ее на вертолете?

Про размер взносов

Размер платы за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения для граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке, при условии внесения ими взносов на приобретение (создание) указанного имущества не может превышать размер платы за пользование указанным имуществом для членов такого объединения

Про отсутствие права изменять условия договора СНТ на пользование общим имуществом не членом СНТ — тоже интересный пункт

«Согласно пункту 1 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с указанным кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

На основании изложенного суд пришел к обоснованному выводу о том, что заключение договора о пользовании объектами инфраструктуры СНТ «Ф» для Е. является обязательным в силу закона, т.к. она не является членом товарищества, условия договора, который Е. обязана заключить, соответствуют требованиям закона, при этом последняя уклоняется от заключения договора, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.»

Про расходы и их возмещение не членом СНТ

«Расходы, понесенные некоммерческим объединением на содержание инфраструктуры и другого общего имущества садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения при отсутствии договора с гражданами, ведущими садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке и пользующимися указанным имуществом, являются неосновательным обогащением этих граждан.

На основании статьи 1102 ГК РФ неосновательно сбереженное имущество подлежит возврату лицу, за счет которого оно сбережено. Поэтому граждане, не являющиеся членами объединения, должны заплатить за пользование объектами его инфраструктуры.»

Про отсутствие договора и обязанность заплатить

«Отсутствие договора между собственником земельного участка и садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением о порядке пользования объектами инфраструктуры, равно как и неиспользование земельного участка, не освобождает собственника от внесения платы за содержание имущества общего пользования некоммерческого объединения .

При этом суд обоснованно отклонил довод ответчика о том, что он не пользуется принадлежащим ему земельным участком и, следовательно, у него не возникло обязанности по содержанию имущества общего пользования, поскольку по смыслу части 1 статьи 209 ГК РФ, статьи 210 ГК РФ право собственности предполагает возможность собственника владеть, пользоваться и распоряжаться этим имуществом, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.»

То есть обязанность вносить взносы за пользование имуществом все равно лежит на собственнике земельным участком, независимо от того, пользуется он им или нет. В общем, никуда не деться несчастному не члену — все равно заплатит взнос за пользование общим имуществом, который обычно равен размеру членского взноса.

Для просмотра фотографий, размещённых на сайте, в увеличенном размере необходимо щёлкнуть кнопкой мышки на их уменьшенных копиях.
Для ознакомления с подробным содержанием подразделов сайта необходимо нажать на интересующий вас пункт Главного меню.


29.07.2017 г. Президентом РФ подписан новый федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Бесплатная ссылка на новый закон для скачивания (формат файла docx): ФЗ-217 от 29.07.2017 г.
Дата ввода закона в действие 01.01.2019 г. С этой же даты ФЗ-66 от 15.04.98 г. утрачивает силу.
Обсуждение закона открыто здесь:
(для внесения замечаний, предложений, изменений необходима регистрация).

ФЗ-217 от 29.07.2017 г. - Постоянно дополняемые, изменяемые комментарии к новому федеральному закону с учётом наработанной практики.

Коммерческая деятельность СНТ

1. Виды коммерческой деятельности в СНТ

Любая некоммерческая организация как субъект экономических отношений, самостоятельно осуществляющий свою финансово-экономическую деятельность, должна действовать в соответствии с законами и нормами, принятыми для данного вида деятельности.
Некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Ограничения на отдельные виды предпринимательской деятельности некоммерческих организаций устанавливаются п. 2 ст. 24 Закона № 7-ФЗ.

В соответствии с пп. 3 ст. 24 Закона № 7-ФЗ некоммерческие организации должны вести учёт доходов и расходов по предпринимательской деятельности. При этом целевые средства и доходы от предпринимательской деятельности должны учитываться организациями раздельно.
Дело в том, что налогообложение некоммерческих организаций имеет свою специфику. Для средств, полученных для ведения уставной деятельности, и прибыли от предпринимательской деятельности установлен разный режим налогообложения. Этим и обусловлен их раздельный учёт.

    НК РФ в понятие "раздельный учёт" вкладывается следующий смысл:
  • раздельный учет операций (п. 4 ст. 149 НК РФ);
  • раздельный учёт имущества, обязательств и хозяйственных операций (п. 7 ст. 346.26 НК РФ);
  • раздельный учёт доходов и расходов (ст. 321, п. 20 ст. 346.38 НК РФ);
  • раздельный учёт доходов (п. 14 ст. 251, п. 2 ст. 274, п. 1 ст. 295, ст. 321 НК РФ);
  • раздельный учёт расходов (п. 14 ст. 251, п. 2 ст. 274, п. 1 ст. 296, ст. 321 НК РФ);
  • раздельный учёт сумм налога (НДС) (п. 4 ст. 170 НК РФ).
    Садоводческое товарищество может вести следующую коммерческую деятельность:
  • сдача имущества в аренду;
  • продажа земельных участков, принадлежащих товариществу;
  • оказание платных услуг;
  • производство и реализация сельхозпродукции;
  • иные виды деятельности.

2. Учёт доходов от коммерции в СНТ

Если садоводческое товарищество наряду с уставной деятельностью занимается предпринимательской деятельностью, то бухгалтерский учёт доходов и расходов ведётся им в общеустановленном порядке в соответствии с требованиями ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99.

Некоммерческие организации в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы. Получаемые доходы от предпринимательской деятельности после налогообложения их в соответствии с налоговым законодательством являются источником осуществления уставной деятельности и формирования имущества некоммерческих организаций в соответствии со сметой.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) отражается в бухгалтерском учёте следующей проводкой:
Дебет 62 "Расчёты с покупателями и заказчиками" Кредит 90 "Выручка"
- отражена выручка от реализации товаров (работ, услуг).

Ежемесячно в течение года финансовый результат от осуществления предпринимательской деятельности (заключительными оборотами) со счёта 90 "Выручка", субсчёт "Прибыль/убыток от продаж" списывается на счёт 99 "Прибыли и убытки":
Дебет 90 Кредит 99 - прибыль или Дебет 99 Кредит 90 - убыток.
По окончании отчетного года при составлении годовой бухгалтерской отчётности счёт 99 закрывается. При этом заключительной записью декабря сумма чистой прибыли (убытка) отчётного года со счёта 99 списывается в кредит (дебет) счета 84.

При направлении чистой прибыли организации на финансирование её уставной деятельности в бухгалтерском учете делается проводка:

- отражена сумма чистой прибыли, направленная на финансирование уставной деятельности некоммерческой организации.

3. Учёт расходов при коммерции в СНТ

При осуществлении некоммерческой организацией предпринимательской деятельности основной проблемой, как правило, является учёт расходов. Это связано с тем, что в соответствии с требованиями законодательства некоммерческие организации обязаны вести раздельный учёт расходов по предпринимательской и уставной деятельности, не связанной с предпринимательской.

До настоящего времени порядок ведения раздельного учёта расходов в некоммерческой организации на нормативном уровне не определён.
Исходя из этого садоводческому товариществу необходимо самостоятельно разработать порядок распределения затрат между уставной и предпринимательской деятельностью и закрепить его в своей учётной политике. В качестве рекомендательного порядка можно предложить следующее:

  1. Разделить все расходы на прямые и косвенные.
    Прямые расходы - это затраты, которые непосредственно связаны с осуществлением какого-либо одного вида деятельности.
    Косвенные расходы относятся к нескольким видам деятельности или ко всей деятельности в целом.
  2. Определившись с составом прямых затрат, товарищество должно вести раздельный учёт прямых затрат по трём основным группам:
  • расходы, связанные с осуществлением уставной деятельности в целом (согласно утверждённой смете);
  • расходы, связанные с осуществлением конкретных целевых программ (по видам программ - в соответствии с программами целевого финансирования);
  • расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Учёт косвенных расходов ведётся на счёте 26 "Общехозяйственные расходы". По итогам месяца сумма всех накопленных косвенных расходов за месяц распределяется пропорционально между видами деятельности (предпринимательской и уставной).

Для исключения вопросов со стороны налоговых органов состав косвенных расходов, подлежащих распределению, следует закрепить как элемент учетной политики организации.
При этом следует иметь в виду, что определение состава косвенных расходов, подлежащих распределению между видами деятельности, должно носить документально подтвержденный характер как в целях уставной, так и в целях предпринимательской деятельности.
Садоводческому товариществу следует определить способ распределения косвенных расходов между видами деятельности.

    Некоммерческие организации распределяют общехозяйственные расходы одним из следующих способов:
  • все общехозяйственные расходы списываются за счет средств целевого финансирования;
  • общехозяйственные расходы списываются пропорционально удельному весу выручки от реализации товаров (работ, услуг) в объеме всех поступлений, включая средства целевого финансирования;
  • общехозяйственные расходы списываются пропорционально удельному весу затрат на оплату труда работников, занятых в предпринимательской деятельности, в общем фонде оплаты труда.

Для целей налогового учёта расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены к затратам по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика (п. 1 ст. 272 НК РФ). Этот же способ можно применять и в бухгалтерском учёте.

"Входной" НДС по общехозяйственным расходам, приходящимся на уставную и коммерческую деятельность, также подлежит распределению. НДС в доли расходов, относящихся к уставной деятельности, списывается за счёт средств целевого финансирования, НДС в доли расходов, относящихся к коммерческой деятельности, возмещается из бюджета.

Пример 1. Садоводческое товарищество "Пищевик" получило в отчётном периоде средства целевого финансирования в соответствии со сметой - 180000 руб. Доходы от коммерческой деятельности составили 118000 руб., в том числе НДС - 18000 руб.
Сумма общехозяйственных расходов, которые нельзя отнести к конкретному виду деятельности, составила 59000 руб., в том числе НДС - 9000 руб. Сумма прямых расходов по предпринимательской деятельности составила 48000 руб., в том числе НДС - 7322,03 руб.

    Распределение расходов производим следующим образом:
  • Определяем долю (удельный вес) целевого финансирования в общем объёме поступлений:
    64,29% (180000: (180000 + 118000 - 18000)).
  • Определяем сумму общехозяйственных расходов, подлежащих списанию за счёт средств целевого финансирования:
    32145 руб. (50000 x 64,29%).
  • Сумма общехозяйственных расходов, подлежащих списанию за счёт выручки:
    17855 руб. (50000 - 32 145).
  • Сумма НДС, подлежащая списанию за счёт средств целевого финансирования:
    5786,10 руб. (9000 x 64,29%).
  • Сумма НДС, подлежащая вычету из бюджета:
    3213,90 руб. (9000 - 5786,10).

В бухгалтерском учёте указанные операции отражаются следующим образом:
Дебет 51 Кредит 76
- 180000 руб. - отражено поступление целевых средств;
Дебет 76 Кредит 86
- 180000 руб. - сумма целевых средств отражена в составе целевого финансирования;
Дебет 60 Кредит 51
- 48000 руб. - поставщику оплачены расходы, напрямую связанные с предпринимательской деятельностью;
Дебет 20 Кредит 60
- 40677,97 руб. - отражены прямые расходы;
Дебет 19 Кредит 60
- 7322,03 руб. - отражена сумма НДС по прямым расходам;
Дебет 68-2 Кредит 19
- 7322,03 руб. - принята к вычету сумма НДС по расходам по осуществлению предпринимательской деятельности;
Дебет 60 Кредит 51
- 59000 руб. - отражена оплата общехозяйственных расходов;
Дебет 26 Кредит 60
- 50000 руб. - отражена сумма общехозяйственных расходов за текущий период;
Дебет 19 Кредит 60
- 9000 руб. - отражена сумма НДС по общехозяйственным расходам;
Дебет 20 Кредит 26
- 17855 руб. - часть общехозяйственных расходов отражена в составе общепроизводственных расходов;
Дебет 86 Кредит 26
- 32145 руб. - часть общехозяйственных расходов списана за счёт средств целевого финансирования;
Дебет 68 Кредит 19
- 3213,90 руб. - часть НДС по общехозяйственным расходам принята к вычету;
Дебет 86 Кредит 19
- 5786,10 руб. - часть НДС по общехозяйственным расходам списана за счёт средств целевого финансирования;
Дебет 62 Кредит 90-1
- 118000 руб. - отражена выручка от реализации продукции;
Дебет 90-3 Кредит 68-2
- 18000 руб. - начислен НДС по реализованной продукции;
Дебет 90-2 Кредит 20
- 58532,97 руб. - списаны расходы по коммерческой деятельности;
Дебет 90-9 Кредит 99
- 41467,03 руб. - отражен финансовый результат (прибыль) от реализации продукции.

В Письме от 22 января 2003 г. № 26-12/4743 УМНС России по г. Москве говорится, что расходы некоммерческой организации в виде заработной платы административно-управленческого персонала, начислений на заработную плату, коммунальных услуг, транспортных расходов, услуг связи должны производиться за счёт целевых средств, поступающих на ведение и содержание названной организации, так как распределение указанных расходов между некоммерческой и коммерческой деятельностью организации налоговым законодательством не предусмотрено.

Поэтому во избежание возможных недоразумений при исчислении базы по налогу на прибыль некоммерческой организацией, частично использующей приобретённые товары (работы, услуги) в предпринимательской и в уставной деятельности, стоит стремиться к учету общих расходов в качестве прямых.
Этого можно достичь путём разделения учёта расходов, связанных с осуществлением предпринимательской и уставной деятельности. Например, в распорядительных документах организации должно быть отражено, что в организации сформировано два подразделения (по ведению уставной и по ведению коммерческой деятельности), что тот или иной объект используется исключительно для целей одного вида деятельности и т.п. Тогда организация сможет подтвердить наличие расходов, связанных напрямую с предпринимательской деятельностью, и принять к вычету суммы НДС, уплаченные при приобретении материальных ресурсов для предпринимательской деятельности.

При частичном использовании некоммерческой организацией приобретённых товаров (работ, услуг) для осуществления операций, частично не подлежащих налогообложению (в рамках осуществления предпринимательской деятельности), базой для расчёта указанной пропорции является стоимость отгруженных товаров (работ, услуг).

4. Учёт операций по продаже земельных участков

Возможна ситуация, когда садоводческое товарищество не использует часть земельного участка, находящегося в собственности садоводческого товарищества, и решает его продать. Такое решение в отношении земли, находящейся в собственности товарищества, должно приниматься общим собранием.

Важно! Решение общего собрания обязательно. Во многих случаях могут быть варианты, когда земли у СНТ, как юридического лица, нет. Т.е., земля находится в долевой собственности у всех пользователей земельными участками, включая землю общего пользования. В таком случае продать земельный участок могут только все собственники земли вместе взятые.

    При продаже части земельного участка первоначальный участок, как объект права, перестает существовать и появляется два новых объекта с индивидуальными характеристиками:
  1. Земельный участок для продажи;
  2. Земельный участок для производственных целей.

До заключения сделки по продаже части земельного участка продавец должен обратиться в орган кадастрового учета с заявкой о проведении кадастровых работ по разделению участка. После этого он получит два кадастровых плана на два новых земельных участка. В дальнейшем по заявлению продавца и на основании представленных кадастровых планов вносятся соответствующие изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При этом право собственности оформляется на каждую часть земельного участка - подлежащую продаже и остающуюся в собственности товарищества.

В бухгалтерском учёте после регистрации изменений права собственности следует отразить именно разделение земельного участка, а не его выбытие и поступление двух новых участков. Такое разделение земельного участка в бухгалтерском учёте следует произвести внутренними записями по счёту 01 "Основные средства".

Выручку от продажи части земельного участка следует признать в момент перехода права собственности и принять к бухгалтерскому учёту в сумме, согласованной сторонами в договоре (п. 30 ПБУ 6/01).
Причём момент перехода права собственности определяется договором купли-продажи, что предусмотрено в п. 12 ПБУ 9/99.

Пример 2. СНТ "Пищевик" решило продать часть земельного участка. Стоимость всего участка - 900000 руб., а стоимость участка, подлежащего продаже, - 450000 руб.
Выручка от продажи части участка согласно договору - 550000 руб.

В учёте необходимо сделать проводки:
Дебет 01 "Земельный участок" субсчёт "Новый участок № 1" Кредит 01 "Земельный участок"
- 450000 руб. - выделен в качестве основного средства земельный участок, который будет продан;
Дебет 01 "Земельный участок" субсчёт "Новый участок № 2" Кредит 01 "Земельный участок"
- 450000 руб. - выделен в качестве основного средства земельный участок, который будет в дальнейшем использоваться садоводческим товариществом;
Дебет 91-2 Кредит 01 субсчёт "Земельный участок" субсчёт "Новый участок № 1"
- 450000 руб. - списана балансовая стоимость реализованного земельного участка № 1;
Дебет 62 Кредит 91 субсчёт "Прочие доходы"
- 550000 руб. - отражена выручка от реализации земельного участка № 1;
Дебет 91 Кредит 99
- 100000 руб. - получена прибыль от реализации земельного участка № 1.

Доход от продажи части земельного участка подлежит налогообложению налогом на прибыль. При этом он может быть уменьшен на покупную стоимость продаваемой части земли (пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ). Для этого необходимо иметь документы, подтверждающие покупку земельного участка.
К таким документам относятся договор купли-продажи земельного участка (экспликация и план границ участка), акт приёмки-передачи.

Обязанность уплатить налог на прибыль возникает с момента передачи части земельного участка покупателю по акту (накладной) приёмки-передачи основных средств вне зависимости от даты государственной регистрации права. Именно к такому выводу пришёл Минфин России в своём Письме от 26 октября 2005 г. № 03-03-04/1/301. Правда, это относится исключительно к налогоплательщикам, применяющим метод начисления.

Если при продаже части земельного участка получен убыток, то его можно учесть при налогообложении налогом на прибыль. Об этом сказано в п. 2 ст. 268 НК РФ. Причём учесть такой убыток можно в том периоде, в котором он образовался.
Дебет 99 Кредит 68-4
- 24000 руб. - начислен налог на прибыль;
Дебет 99 Кредит 84
- 76000 руб. - произведена реформация баланса.

Доход от продажи земельного участка должен быть направлен товариществом на уставные цели, поэтому в учете делается проводка:
Дебет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" Кредит 86 "Целевое финансирование"
- 76000 руб. - отражена сумма чистой прибыли, направленная на финансирование уставной деятельности садоводческого товарищества.

Обратите внимание! С 1 января 2005 г. операции по реализации земельных участков (долей в них) не являются объектом налогообложения по НДС (пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Очень много бывает споров в садоводческих товариществах. Законы на сегодняшний день настолько несовершенны, настолько не согласованы между собой, что садоводы оказались вне правового поля.

Решение практически всех проблем садоводов, будь то реализация «дачной амнистии» или соблюдение требований пожарной безопасности, государство пытается переложить на плечи самих садоводов! На просьбы о помощи чиновники почти всегда отвечают: «Собирайте деньги и делайте». Дорогие садоводы, надо учиться защищать себя.

Кто устанавливает размер ежегодного взноса?

Установление размера взносов относится к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого некоммерческого товарищества (СНТ).

Как делать межевание участка?

Для проведения межевых работ необходимо заключить договор о проведении необходимых работ с лицом, надлежащим образом аттестованным в качестве кадастрового инженера. Координаты таких лиц можно узнать на сайте Росреестра (rosreestr.ru).

Как разрешаются земельные споры?

Если стороны не могут договориться о местонахождении границы земельного участка, то данное дело подлежит рассмотрению судом. Отметим, что для разрешения земельного спора чаще всего приходится назначать землеустроительную экспертизу, стоимость которой высока и чаще всего несоизмерима со стоимостью спорного куска земли.

Могу ли я огородиться от своих соседей сплошным забором?

В п.6.2. СНиП 30-02-97 записано, что ограждения с целью минимального затенения соседних участков должны быть сетчатые или решетчатые высотой 1,5 м. По решению Общего собрания садоводов допускается устройство глухих ограждений со стороны улицы и проездов. Сплошное ограждение садового участка допускается при письменном согласии соседа.

Почему в смету кроме зароботной платы бухгалтеру, сторожу и электрику включаются еще какие-то налоги?

Садоводческое некоммерческое объединение граждан является юридическим лицом и обязано полностью соблюдать требования трудового законодательства, СНТ производит отчисления во все фонды наравне с прочими коммерческими организациями. Перечисление взносов в фонды обязательно.

Могу ли я установить теплицу на своем участке?

Да, можете, в одном метре от границы земельного участка. Кроме того, если теплица стоит на фундаменте, можно зарегистрировать право собственности на данный объект недвижимости. Порядок регистрации точно такой же, как и для регистрации любого иного строения на садовом участке.

Можно ли сжигать мусор на своем участке?

Сжигание мусора на садовом (дачном) земельном участке не допускается.

На что обратить внимание при покупке участка?

При покупке земельного участка необходимо обратить внимание на полномочия лица, участок продающего (собственник или действует по доверенности), на документы о правах на землю, на то, проводилось межевание участка или нет (если нет, могут быть неприятные «сюрпризы»); познакомиться с соседями и узнать в правлении объединения, есть ли долги у владельца участка по взносам (если он является членом объединения) или по плате по договору (если ведет садоводство в индивидуальном порядке). Если что-то вызывает сомнения (цена, документы), лучше показать документы юристу.

Имеет ли право СНТ в случае несвоевременной уплаты членских взносов начислять пени?

Может, если в уставе в качестве мер воздействия пени упомянуты, а общее собрание членов установило их размер.

В какие организации обращаться садоводам для защиты прав?

Органом, осуществляющим надзор над деятельностью некоммерческих организаций, является Прокуратура РФ, а защита прав осуществляется в судебном порядке. Поэтому садоводам необходимо обращаться в суд.

В нашем СНТ есть участки, которые не обрабатываются, нам приходится самим их окашивать. Можем ли мы их продать?

Распорядиться можно только тем имуществом, которое вам принадлежит. Очевидно, что у брошенного участка есть собственник. Распоряжение таким участком (даже если им дали условно-бесплатно попользоваться) является мошенничеством. При наличии брошенных земель в СНТ рекомендуем обращаться в Росреестр, к инспекторам государственного земельного контроля.

Какие документы являются основанием для регистрации права собственности на садовый участок?

Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на садовый или дачный земельный участок может являться один из следующих документов:

  • акт о предоставлении гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции;
  • акт (свидетельство) о праве гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания акта на момент его издания;
  • иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на данный земельный участок.
Если товарищество некоммерческое, то это значит, что я не должна платить взносы?

Некоммерческие организации — это организации, которые не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, но это не значит, что некоммерческие организации не ведут никакой экономической деятельности. Деятельность СНТ направлена на удовлетворение потребностей членов в энергоснабжении, водоснабжении и так далее, и взносы собираются именно для достижения указанных целей.

Имеет ли право СНТ заниматься предпринимательской деятельностью?

Да, имеет, но прибыль от предпринимательской деятельности не должна распределяться между участниками (членами) объединения, а должна расходоваться на достижение уставных целей деятельности СНТ.

Какие есть вышестоящие органы у СНТ?

Вышестоящих органов у СНТ не существует.

По документам мне предоставлен земельный участок площадью 6 соток. Сколько земли я могу оформить, если фактически я пользуюсь большей площадью?

При условии согласования границ со всеми смежными землепользователями гражданин вправе оформить земельный участок в сложившихся границах, если получившаяся по результатам межевания площадь не превышает одного минимального размера земельного участка, предоставляемого в данном субъекте РФ для целей ведения садоводства (для садового участка), ведения дачного хозяйства и так далее. В Московской области площадь минимального участка, который предоставляется для ведения садоводства, составляет 0,06 га — 6 соток, или 600 квадратных метров. Если гражданину ранее было предоставлено 8 соток, то он может оформить участок площадью до 14 соток. Однако данная норма закона носит скорее декларативный характер, прецеденты оформления участков в сложившихся границах автору не встречались.

Внутри нашего СНТ группа членов зарегистрировала свое новое СНТ. Теперь они требуют от нас предоставления части имущества. Как нам теперь поступать?

Граждане вправе объединяться, в том числе вправе принять решение о создании «своего личного» СНТ. При этом никаких прав на имущество уже существующего объединения у них не возникает. Если граждане желают отделиться от существующего СНТ, то требуется провести процедуру реорганизации, решение о которой принимается квалифицированным большинством голосов членов на общем собрании членов (собрании уполномоченных) СНТ.

Обязан ли я регистрировать право на земельный участок?

Нет, регистрация права на недвижимое имущество является правом, но не обязанностью садовода.

Допускается ли разведение пчел на садовом участке?

На территории садового (дачного) участка допускается устройство пасеки. Она должна иметь глухое ограждение высотой два метра, и располагаться не ближе двух метров от границ участка, и нужно согласование с соседями смежных участков.

Есть ли у члена СНТ преимущественное право покупки соседского участка?

У члена СНТ нет права преимущественной покупки смежного земельного участка. Такое право возникает только там, где есть общая собственность.

председатель СНТ
Людмила Касаткина, Уфа

С января 2019 года в силу вступает новый закон, регулирующий деятельность садоводческих и огороднических объединений. Одновременно указанный закон вносит существенные изменения в тридцать девять законов, которые действуют на территории нашей страны.

Задача нового закона заключается в устранении проблем, связанных с ведением садоводства объединениями граждан. Ведь по грубым расчетам на территории нашей страны садоводством занимаются более шестидесяти миллионов граждан. Нововведения должны устранить не только административные проблемы, но и создать комфортные условия для каждого садовода.

Что такое СНТ

Федеральный закон № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» определяет СНТ как объединение граждан с целью получения дачных, садоводческих или огороднических земельных участков и совместного ведения деятельности на такой территории. Но в статье первой определяется СНТ в качестве организации, созданной для содействия гражданам в осуществлении хозяйственной деятельности в рамках ведения садоводства и огородничества.

СНТ — это юридическое лицо, которое действует исключительно от своего имени и наделено собственными правами и обязанностями. Это значит, что члены и само юридическое лицо отдельно отвечают по своим обязательствам.

Садоводческое или иное товарищество существует за счет взносов, которые уплачивают его члены в определенный период. На эти деньги создается общее имущество участников товарищества, осуществляется содержание такого имущества.

Территория, принадлежащая садоводческому некоммерческому товариществу, представляет собой участки, находящиеся в собственности членов СНТ, а также территорию общего пользования. При этом юридическое лицо имеет определенные обязанности в отношении содержания участков для общего пользования:

  • обязанность по уплате налогов за общую территорию лежит исключительно на СНТ, так как на членах товарищества возлагается такая обязанность только за свои участки;
  • садоводство обязано проводить работы по содержанию территории общего пользования;
  • занимается уборкой территории, сбором и вывозом мусора.

Управление садоводством осуществляется членами правления, председателем, а также общим собранием членов садоводческого или иного товарищества.


Закон о садоводческих некоммерческих товариществах (СНТ)

До января 2019 года деятельность садоводческих, огороднических и дачных товариществ регламентирует Федеральный закон № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». С момента его принятие в 1998 году он претерпел немало изменений, в том числе с учетом решений судебных инстанций.

Федеральный закон устанавливает:

  • способ объединения граждан в целях совместного осуществления садоводческой, дачной или огороднической деятельности;
  • способы предоставления земли;
  • форму управления юридическим лицом, а также права садоводов;
  • формы совместной работы с муниципальной властью;
  • порядок застройки территории.

Вносимые изменения в иные законодательные нормативные акты в ряде случаев оказывали влияние на объем прав членов товариществ. Примером служит введение в действие закона «о дачной амнистии», который существенно упростил процедуру регистрации права на строения, расположенные на участках для садоводства.

Вместе с тем еще несколько лет назад возникла необходимость в изменении законодательства, регулирующего деятельность садоводческих объединений граждан. В связи с принятием в 2017 году новой нормативной базы в сфере садоводства, Федеральный закон № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» с первого января 2019 перестанет существовать.


Основные направления закона о СНТ

Пока еще действующая редакция закона о СНТ предусматривает несколько разновидностей объединения садоводов:

  • некоммерческие товарищества;
  • потребительские кооперативы;
  • некоммерческие партнерства.

Различием между указанными формами является порядок осуществления прав и обязанностей как членами объединения, так и юридическим лицом.

Федеральный закон № 66-ФЗ является специальной нормой, регулирующий порядок предоставления земли для садоводства или огородничества.

Закон дополняет установленную процедуру следующими положениями:

  • устанавливает предельную площадь участков для выделения гражданам;
  • меняет порядок получения во владения земель со специальным статусом;
  • вводит порядок распределения участков в СНТ.

Кроме того, положения нормативного акта подробным образом регламентируют права садоводства и его членов, а также способы защиты этих прав.

В соответствии со статьей 20 указанного закона определены органы управления СНТ:

  • общее собрание членов в качестве главного органа;
  • уполномоченные объединения, в которые входят выбранные представители из числа садоводов;
  • правление СНТ в качестве исполнения решений общего собрания;
  • непосредственное исполнение полномочий СНТ осуществляет председатель.

Также в Федеральном законе № 66-ФЗ перечислены способы поддержки СНТ муниципальными органами власти и организациями.

Такая форма организации садоводческой деятельности в нашей стране породила множество проблем, решение которых было предложено путем создания нового закона.

Среди проблем выделают:

  • большое количество организационных форм объединений;
  • неконтролируемые объемы взносов, которые превратились в реальные поборы с членов садоводства;
  • трудности с регистрацией и постройкой жилых домов на территории садоводства;
  • членам садоводства приходится самостоятельно проводить некоторые дорогостоящие коммуникации к участку;
  • муниципальные органы власти не оказывают поддержку СНТ.

Что изменится в садоводческих товариществах в 2018 году

Новые изменения в организацию садоводческой деятельности вносятся Федеральным законом № 217 «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Вступление изменений в силу установлено с первого января 2019 года, но уже с начала 2018 года многим садоводствам придется перестроить свою деятельность.

В первую очередь исключается форма объедения садоводов в кооперативы, так как они морально устарели и не применяются по факту в нашей стране. Также исключаются дачные объединения граждан. Переход к новым формам должен завершиться к концу 2023 года.

Теперь для создания СНТ нужно набрать более трех голосов учредителей на общем собрании. Дополнительно составляется список всех новообразованных членов садоводства с указанием кадастровых номеров принадлежащих им земельных участков. При этом минимальное число членов объединения граждан должно составлять семь человек.

Меняется форма управления товариществом, которое будет осуществляться следующими органами:

  • общим собранием;
  • председателем;
  • ревизионной комиссией.

Наравне с понятием жилого помещения водится категория дачного дома, который предназначен для временного нахождения и проживания граждан, а термин «жилое строение» исключается.

Вводится новая система взносов по принципу направленности:

  • вступительные;
  • членские;
  • целевые.

Закон подробно регламентирует цели, на которые могут быть потрачены средства каждой категории.

Для удобства подключения к коммунальным сетям вводится понятие общего имущества. Это изменение схоже с общим имуществом многоквартирного жилого дома. Теперь все коммуникации и инженерные сети могут принадлежать всем садоводам на общем праве, а их обслуживание будет осуществлять СНТ.

Дополнительно устанавливается территориальный принцип организации товарищества. Запрещено создание двух и более объединений на одной территории. Это означает невозможность создания внутри огороднического товарищества объединения садоводов.

Изменились и правила межевания территории СНТ:

  • в общую площадь могут включаться земли муниципалитета и общего пользования;
  • запрещено ограничивать свободный доступ к общей территории, расположенной за границами СНТ.

В остальной части закон дублирует прошлые положения или подстраивает требования иных законов под специфику дачных объединений.


Плюсы и минусы закона о СНТ

Среди достоинств нового закона можно выделить комплексный подход к изменению садоводческой деятельности на территории нашей страны.

  • Созданы предпосылки для тесного взаимодействия с органами муниципальной власти. Одним из плюсов такого взаимодействия стала упрощенная система медицинского обслуживания членов садоводства, а также обеспечение коммунальными услугами. Кроме того, теперь ремонт дорог, расположенных в пределах СНТ и прилегающей к нему территории, осуществляется с помощью средств муниципалитета.
  • Исключение некоторых форм объединения садоводов предполагает создание прозрачной системы налогообложения и защиты прав всех участников объединения.
  • Введение категории общего имущества садоводов должно упростить процедуру подключения к коммунальным службам.

Но у закона есть и свои недостатки, которые пока выделяются только в теории.

  • Внедрение понятия садового дома в качестве капитального жилого помещения влечет возможность прописки по адресу строения. Следствием этого может стать невозможность социального найма квартир и исключение из очереди на получение жилья.
  • Садоводы, которым принадлежат земельные участки на основании членской книжки без регистрации в Росреестре, могут встретить трудности с узаконением своей земли. Так как требования закона о регистрации позволяют исключать из кадастрового учета те участки, собственность на которые не зарегистрирована. Такая земля станет собственностью муниципальных образований и ее владельцам придется доказывать свое право через суд.
  • Не установлены конкретные регламенты для исполнения ряда функций СНТ. Сложности могут возникнуть, например, с принятием решения о покупке долей в общем имуществе садоводства, для которого необходимо обеспечить обязательную явку и желание всех членов садоводства.
  • Переходный период для внедрения изменений установлен до конца 2023 года. Вместе с тем с января 2019 года садоводства должны применять новые требования к осуществлению деятельности, многие из которых еще не регламентированы подзаконными актами.


Садоводческое товарищество – учет и налогообложение

Садовые участки на сегодняшний день для большого числа граждан являются как излюбленным местом отдыха, так и источником получения овощей, фруктов, ягод и другой продукции, которую можно вырастить на садовом участке.

Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, регулируются на законодательном уровне.

Самой распространенной формой организации коллективного занятия граждан садоводством и огородничеством являются садовые товарищества. О том, как осуществляется учет и налогообложение в садовых товариществах, мы и поговорим в этой статье.

Обратимся к Федеральному закону от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее – Закон № 66-ФЗ). Этот закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, а также устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.

Формы организации коллективного занятия гражданами садоводством и огородничеством определены статьей 4 Закона № 66-ФЗ, согласно которой граждане могут создавать садоводческие некоммерческие товарищества, потребительские кооперативы, некоммерческие партнерства. Отличие между этими формами состоит, главным образом, в форме собственности на имущество общего пользования.

В соответствии со статьей 1 Закона № 66-ФЗ садоводческое некоммерческое объединение граждан, создаваемое в форме некоммерческого товарищества – это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства.

Садоводческое товарищество в силу пункта 2 статьи 6 Закона № 66-ФЗ считается созданным с момента его государственной регистрации, имеет в собственности обособленное имущество, приходно-расходную смету, печать с полным наименованием.

После государственной регистрации земельный участок предоставляется садоводческому товариществу в соответствии с земельным законодательством, что определено пунктом 4 статьи 14 Закона № 66-ФЗ.

Высшим органом управления садоводческим товариществом является общее собрание его членов, компетенция которого определена статьей 21 Закона № 66-ФЗ (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22 мая 2009 года № А33-10199/08-Ф02-2245/09 по делу № А33-10199/08). Но основную повседневную деятельность по управлению товариществом и ведением хозяйственной деятельности, обеспечением стабильного развития деятельности и достижения целей, обозначенных в его уставе, осуществляет правление товарищества, которое возглавляется председателем.

Рассмотрим вопросы ведения бухгалтерского учета и налогообложения садоводческих некоммерческих товариществ.

Имущество общего пользования в садоводческом товариществе является совместной собственностью его членов, причем приобретается или создается такое имущество за счет целевых взносов, что следует из пункта 2 статьи 4 Закона № 66-ФЗ. Напомним, что целевые взносы – денежные средства, внесенные членами садоводческого товарищества на приобретение (создание) объектов общего пользования (статья 1 Закона № 66-ФЗ).

К имуществу общего пользования статьей 1 Закона № 66-ФЗ отнесены, в частности, дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное. Иными словами, имущество общего пользования – это имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого товарищества потребностей членов такого товарищества в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей.

Помимо общего имущества, приобретенного (созданного) за счет целевых взносов членов товарищества, садоводческому товариществу необходимо осуществлять учет вступительных, членских, паевых и дополнительных взносов, вносимых членами товарищества. Вступительные взносы вносятся на организационные расходы на оформление документации, периодически вносимые членские взносы – на оплату труда работников товарищества и иные текущие расходы, дополнительные взносы вносятся на покрытие убытков, образовавшихся при осуществлении мероприятий, утвержденных общим собранием членов садоводческого товарищества (статья 1 Закона № 66-ФЗ).

Как Вы знаете, согласно статье 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее – Закон № 402-ФЗ) обязанность по ведению бухгалтерского учета распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, в том числе и на садоводческие товарищества.

Если садоводческое товарищество выполняет условие, установленное пунктом 4 статьи 6 Закона № 402-ФЗ, то оно вправе вести упрощенный способ ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Как следует отражать в учете всевозможные взносы, вносимые членами садоводческого товарищества? Обратимся к Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденному Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года № 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению" (далее – План счетов).

Для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других лиц, Планом счетов предназначен счет 86 "Целевое финансирование". Средства целевого назначения, полученные в качестве финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Планом счетов определено, что аналитический учет по счету 86 "Целевое финансирование" следует вести по назначению целевых средств и в разрезе источников их поступления. Иными словами, к счету 86 "Целевое финансирование" следует открыть субсчета, например:

86-1 "Вступительные взносы";

86-2 "Членские взносы";

86-3 "Целевые взносы";

86-4 "Дополнительные взносы";

86-5 "Прочие поступления".

На каждом из открытых субсчетов следует вести учет поступивших средств в отношении каждого члена садоводческого товарищества.

Порядок регулярных поступлений от членов товарищества определяется учредительными документами. Задолженность членов товарищества по взносам отражается по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и кредиту счета 86 "Целевое финансирование" на основании устава товарищества, решения общего собрания членов садоводческого товарищества, решений правления, оформленных протоколами. При поступлении денежных средств составляется запись по дебету счетов 50 "Касса", 51 "Расчетные счета" и кредиту счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (на соответствующих субсчетах).

Использование целевого финансирования отражается по дебету счета 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции со счетами 20 "Основное производство" или 26 "Общехозяйственные расходы" – при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации.

Земли общего пользования предоставляются садоводческому товариществу как юридическому лицу в собственность, из чего следует, что стоимость земельных участков, являющихся собственностью товарищества как юридического лица, должна быть отражена на его балансе.

Земельные участки следует учитывать в качестве объектов основных средств. Основным документом, которым следует руководствоваться, формируя информацию об основных средствах, является Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 30 марта 2001 года № 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" (далее – ПБУ 6/01). Правила этого бухгалтерского стандарта применяются с учетом Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 13 октября 2003 года № 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств".

Важной особенностью бухгалтерского учета земельных участков является тот факт, что они не подлежат амортизации, что следует из пункта 17 ПБУ 6/01, согласно которому не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются, в частности, земельные участки. В остальном бухгалтерский учет земельных участков особенностей не имеет и осуществляется в общем порядке.

Садоводческим товариществом могут быть приобретены или созданы иные объекты основных средств, которые также должны учитываться на счете 01 "Основные средства". Но в отношении иных объектов основных средств необходимо напомнить, что в соответствии с пунктом 17 ПБУ 6/01 по объектам основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом. При линейном способе годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

Следует отметить, что садоводческое товарищество согласно пункту 1 статьи 6 Закона № 66-ФЗ вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.

Если садоводческое товарищество будет осуществлять предпринимательскую деятельность, то ему следует вести раздельный учет доходов и расходов, связанных с осуществлением уставной и предпринимательской деятельности. Расходы на содержание садоводческого товарищества (общехозяйственные расходы), предварительно учтенные на счете 26 "Общехозяйственные расходы", по окончании отчетного периода следует распределить пропорционально доходам от осуществляемых видов деятельности и отражать по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" в части, относящейся к предпринимательской деятельности, и по дебету счета 86 "Целевое финансирование" в части, относящейся к уставной деятельности садоводческого товарищества.

Перейдем к рассмотрению некоторых вопросов налогообложения садоводческих некоммерческих товариществ и начнем с земельного налога. Как правило, интерес для садоводческих товариществ представляет вопрос о том, кто будет являться плательщиком земельного налога в отношении земель общего пользования.

В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Таким образом, основанием для взимания земельного налога является документ, подтверждающий право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок.

Еще раз повторим, что согласно пункту 4 статьи 14 Закона № 66-ФЗ земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому некоммерческому товариществу как юридическому лицу в собственность.

По мнению Минфина Российской Федерации, изложенному в письме от 11 марта 2009 года № 03-05-05-02/11, налогоплательщиком земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, является соответствующее садоводческое некоммерческое товарищество.

Вместе с тем, как сказано в письме, правлением садоводческого товарищества может быть принято решение, предусматривающее компенсацию земельного налога в отношении земель общего пользования в виде взносов членов такого товарищества.

В письме ФНС Российской Федерации от 2 мая 2012 года № БС-4-11/7315 также отмечено, что если земельные участки общего пользования предоставлены в коллективно-совместную собственность садоводческому товариществу как юридическому лицу, свидетельство о праве коллективно-совместной собственности на эти участки выдано товариществу и согласно сведениям, предоставляемым в налоговые органы территориальными органами Росреестра, правообладателем таких участков является садоводческое товарищество, то налогоплательщиком в отношении земельных участков общего пользования признается это товарищество.

Члены садоводческого товарищества не обладают землями общего пользования на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения и, соответственно, не могут являться налогоплательщиками земельного налога за указанные земли общего пользования.

В письме также сказано, что ФНС Российской Федерации понимает озабоченность правления садоводческого товарищества в части необходимости оплаты земельного налога, в том числе за "брошенные" и неприватизированные земли, и в этой связи сообщает, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации). Согласно пункту 3 той же статьи бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. С учетом изложенного для решения вопроса, связанного с "брошенными" земельными участками, следует обращаться в органы местного самоуправления.

Ведя речь о садоводческих товариществах, нельзя обойти стороной тему водоснабжения. Возникает ли у садоводческого некоммерческого товарищества объект налогообложения по водному налогу?

Напомним, что в соответствии со статьей 333.8 НК РФ налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 НК РФ.

Перечень видов и целей водопользования, не признаваемых объектами налогообложения по водному налогу, приведен в пункте 2 статьи 333.9 НК РФ. В частности, в соответствии с подпунктом 13 пункта 2 указанной статьи НК РФ не признается объектом налогообложения забор воды из водных объектов для полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков и земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности граждан.

Таким образом, в случае осуществления садоводческим некоммерческим товариществом забора воды из водных объектов для целей, перечисленных в подпункте 13 пункта 2 статьи 333.9 НК РФ, объекта налогообложения по водному налогу у садового некоммерческого товарищества не возникает.

В случае осуществления забора воды из водных объектов в целях, не перечисленных в пункте 2 статьи 333.9 НК РФ, садоводческие некоммерческие товарищества уплачивают водный налог в общеустановленном порядке.

Организации, применяющие общую систему налогообложения, являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций, исчисление и уплата которого регулируются главой 25 НК РФ. Садоводческие некоммерческие товарищества также являются налогоплательщиками налога на прибыль. Отметим, что для садоводческих товариществ не установлено никаких особенностей при налогообложении прибыли, они руководствуются общими нормами, определенными главой 25 НК РФ.

Очень многие садоводческие товарищества применяют упрощенную систему налогообложения, руководствуясь главой 26.2 НК РФ. Имеют ли они право на применение этой системы налогообложения? Для ответа на этот вопрос обратимся к письму Минфина Российской Федерации от 16 октября 2007 года № 03-11-04/2/258, в котором сказано, что на основании положений главы 26.2 НК РФ некоммерческие организации, в том числе садоводческие некоммерческие товарищества, вправе применять данный специальный налоговый режим при условии соблюдения ограничений, установленных статьей 346.12 НК РФ.

При этом на применение упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) переходит вся организация в целом, в отношении всех получаемых ею доходов. Налогоплательщики – некоммерческие организации, перешедшие на применение УСН, при определении налоговой базы учитывают как доходы, полученные в связи с осуществлением функций некоммерческого характера, так и доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 346.15 НК РФ при применении налогоплательщиком УСН в составе доходов учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. Доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ, в составе доходов не учитываются.

В соответствии с пунктом 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики – получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном статьей 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.

Таким образом, суммы, полученные садоводческим некоммерческим товариществом в виде членских взносов, не подлежат включению в налоговую базу при применении упрощенной системы налогообложения при наличии документов, подтверждающих использование данных денежных средств на содержание некоммерческой организации и (или) ведение ею уставной деятельности.

Аналогичное мнение высказано в письме Минфина Российской Федерации от 13 января 2014 года № 03-11-11/264.

Следует отметить, что статьей 8 Закона № 66-ФЗ гражданам предоставлено право вести садоводство в индивидуальном порядке. Граждане, ведущие садоводство в таком порядке на территории садоводческого товарищества, имеют право пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования товарищества за плату на условиях договоров, заключенных с товариществом в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов садоводческого товарищества. Размер платы для граждан, ведущих садоводство в индивидуальном порядке, при условии внесения ими взносов на приобретение (создание) общего имущества не может превышать размер платы за пользование имуществом для членов садоводческого товарищества.

В письме Минфина Российской Федерации от 28 апреля 2010 года № 03-11-11/122 отмечено, что по своему правовому содержанию такие договоры являются договорами аренды. В состав внереализационных доходов включаются, в частности, доходы от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном статьей 249 НК РФ.

Таким образом, суммы, полученные садоводческим товариществом по договору о пользовании имуществом общего пользования от гражданина, не являющегося членом указанного товарищества, подлежат включению в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

В письме также обращено внимание на то, что перечень доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии со статьей 251 НК РФ, является закрытым. И в отношении доходов садоводческого товарищества в виде денежных компенсаций за неучастие в субботниках и в виде пеней за несвоевременную уплату членских взносов сказано, что такие доходы не поименованы в статье 251 НК РФ, следовательно, они подлежат налогообложению налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН, как внереализационные доходы.




© 2024
digtime.ru - Digtime - Строительный портал