16.03.2024

Педагогика правовое. Левитан К.М. Специфичность методологии юриди­ческой педагогики


ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЮРИДИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА»

1. Роль науки и научного подхода в современном обществе и создании правового государства.

2. Связь правовой сферы государства и общества с педагогиче­ской сферой.

3. Основные группы социально-педагогических явлений.

4. Сущность понятий «юридико-педагогическая действительность» и «юридико-педагогические явления».

5. Общие методологические принципы пе­дагогической науки.

6. Характеристика педагогических фактов, закономерностей и меха­низмов.

7. Основные методы исследования юридико-педагогических проблем.

8. Макроструктура образовательно-педагогического процесса.

9. Основные условия эффективности образовательно-педагогического процесса.

10. Сущность и связь воспитанности человека и его воспитания.

11. Роль системы воспитательной работы в органах внутренних дел.

12. Характеристика педагогических принципов воспитания.

13. Основные методы воспитания.

14. Основные направления педагогической работы с коллек­тивом органа внутренних дел.

15. Проведение государственно-правового воспитания.

16. Место нравственного воспитания, правового воспитания, экзистенциального воспитания в органах внутренних дел.

17. Педагогическая характеристика профессиональной дефор­мации сотрудника ОВД.

18. Основные социально-педагогические и индивидуально-педагогические причины развития профессиональной деформации сотрудников ОВД.

19. Характеристика системы педагогической работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации сотрудников ОВД.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ УСВОЕНИЮ: Правовое государство и наука. Понятие о педагогике. Педагогическая и правовая действительность. Педагогические факты, закономерности, явления и механизмы. Основные педагогические свойства личности: воспитанность, образованность, обученность, развитость. Социально-педагогические явления. Социально-педагогическая среда и ее факторы. Социально-педагогические результаты. Педагогическая система. Методологические принципы педагогической науки. Воспитание. Воспитанность челове­ка. Воспита­тельная работа в органах внутренних дел.Принципы воспитания.Самовоспитание.Методы воспитания.Средства воспитания.Прие­мы воспитания. Специализированные аппараты по работе с личным составом.Неспециализированные субъекты воспитатель­ной работы.Государственно-профессиональное воспитание. Государственно-гражданское воспитание. Профессионально-правовое воспитание сотрудников.Общественно-государственное информирование.Общественно-государственная подготовка.Профессионально-нравственное воспитание.Экзистенциальное воспитание в органах внутренних дел.Профессиональная деформация личности сотрудника ОВД.

ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

Основания юридической педагогики. Широко используемое в юриспруденции понятие «правовая действительность» подчеркивает, что правовая сфера - важная составляющая реальной жизни людей и общества в целом, обладающая своими закономерностями объективно-субъективного характера. Жизнь права в действительности - это то, что реально проявляется в юридически значимом поведении людей после того, как знание о праве прошло через их сознание. Непосредственным итогом усилий государства и общества по обеспечению жизни права выступает правопорядок - реальная правозаконность, степень воплощенности идеалов и принципов правового государства и право­вого общества, итоговый результат, достигнутый уровень законно­сти, фактическое правовое состояние,

Понятие «педагогическая действительность» также констатирует объективное существование в жизни общества и государства педаго­гической сферы , образующих ее педагогических явлений воспитания и воспитанности людей, образования и образованности, обучения и обученности, развития и развитости. Педагогическая действитель­ность, существуя в глобальной макросистеме государства и общест­ва и будучи взаимосвязанной с другими системами, и частности правовой, образует в ней особую систему. Находясь в зависимости от правовой сферы, она влияет на нее, сказываясь на реальной правозаконности и эффективности регулирующего влияния права на поведение граждан и успешность деятельности правоохранительных органов.

На стыке этих систем возникают и функционируют особые юридико-педагогические явления. Общепедагогические явления пред­ставлены в ней в трансформированном виде, обретая специфику, обусловленную взаимодействием правовых и педагогических законо­мерностей, условий, целей, задач, объектов, процессов, результатов, трудностей, средств, методов, относящихся одновременно и к юри­дической и к педагогической действительности. Таким образом, юри­дико-педагогические явления - это сплав влияний той и другой дей­ствительности.

Рассматривая сферу деятельности органов внутренних дел, надо отметить своеобразие юридико-педагогической действительности и юридико-педагогических явлений в ней. Юридико-педагогическая действительность и явления в ней об­наруживаются более массово, разнообразнее, рельефнее, со значи­тельной долей негатива, сложностями оптимизации при решении профессиональных задач и работе с кадрами, а поэтому они требуют постоянного пристального внимания и более высокой педагогической грамотности от всех категорий сотрудников.

Объект познания юридической педагогики - деятель­ность его органов, ее результаты и меры, направленные на повыше­ние ее эффективности.

Предмет познания юридической педагогики - педагоги­ческая действительность в сфере деятельности его органов, ее взаи­мосвязи и влияния на эту деятельность в их соответствии с процес­сами, происходящими в российском обществе, и задачами его циви­лизованного, демократического, правового развития.

Основная цель - изучение своеобразия и функционирования юридико-педагогической действительности, разработ­ка педагогических мер и помощь практике в повышении успешности решения профессиональных задач, выполнения социальной миссии органов внутренних дел и обеспечения достойной самореализации и самоутверждения в жизни их сотрудников.

Прикладной подход , реализуемый в данном учебнике, ориентиро­ван на повышенное внимание к практическим педагогическим разра­боткам и их научное обоснование.

Основные задачи прикладной юридической педагогики:

1) повышение научного юридико-педагогического уровня деятельности личного состава, формирование должного отношения его к использованию знаний юридической педагогики в службе и лич­ной жизни, повышение практической подготовленности к их ис­пользованию, содействие проникновению достижений юридиче­ской педагогики в практику органов МВД;

2) создание научной картины юридико-педагогической действи­тельности, присущей сфере деятельности органов МВД;

3) проведение педагогических исследований по актуальным практическим проблемам деятельности органов МВД;

4) участие в актуализации социальной ориентированности деятельности личного состава, исследование ее социально-педагогических аспектов, распространение социально-педагогических знаний, обучение социально-педагогическому подходу, внимательному отношению к гражданам, строгому соблюдению их прав и обеспе­чению законности;

5) всестороннее и углубленное педагогическое изучение кадро­вого обеспечения и всех его направлений в органах внутренних дел;

6) исследование и разработка педагогических мер по совершен­ствованию системы воспитания личного состава и всех его видов, а также превращение коллективов органов внутренних дел и их под­разделений в воспитывающие коллективы;

7) педагогическое содействие общему и профессиональному развитию личности сотрудников, профилактике и преодолению негативных отклонений в нем, проявляющихся в служебной деятель­ности и жизни;

8) повышение статуса и педагогического качества индивидуаль­ной работы с каждым сотрудником руководителей и работников кадровых аппаратов, обеспечение его прав, должной оценки дея­тельности, аттестования, стимулирования, профессионального рос­та и удовлетворенности службой;

9) повышение качества профессионального образования в сис­теме МВД и его новых форм на основе повышения научно-педагогического уровня и внедрения новых педагогических и ин­формационных технологий;

10) совершенствование методик преподавания юридических дисциплин, а также практической подготовки курсантов, слушате­лей, сотрудников;

11) разработка концепции, программ и программное обеспече­ние специальной учебной дисциплины «Юридическая педагогика в МВД» и ее изучение в системы профессионального образования и иных видах подготовки личного состава;

12) оптимизация педагогических систем подготовки сотрудни­ков ОВД к действиям в экстремальных условиях, к борьбе с терро­ризмом, к обеспечению личной безопасности и помощь в практи­ческом внедрении этих систем;

13) содействие качественной подготовке руководителей по педа­гогике управления в обычных и служебно-боевых условиях, текущее консультирование по педагогическим вопросам работы с сотрудни­ками и коллективом;

14) разработка системы профессионально-педагогической под­готовки работников кадровых аппаратов, других категорий сотруд­ников, содействие ее качественному проведению;

15) педагогическое изучение и помощь в расширении участия органов внутренних дел и каждого сотрудника в правовом воспита­ния, обучении, консультировании населения, в активном взаимо­действии при этом с работниками других структур, общественных формирований, средств массовой информации, искусства, культу­ры, семьи;

16) организация и совершенствование подготовки специалистов по юридико-педагогическим проблемам органов внутренних дел; содействие притоку на службу в них лиц с педагогическим образо­ванием, обеспечение их дополнительной подготовки по юридиче­ской педагогике в МВД; оказание научно-практической и методи­ческой помощи педагогам, работающим в органах;

17) разработка предложений по юридико-педагогическому обес­печению деятельности личного состава, систематизация этой дея­тельности в МВД;

18) организация общественно-педагогического движения в сис­теме МВД и секции педагогического общества России;

19) активизация подготовки кандидатов и докторов педагогиче­ских наук по юридико-педагогической проблематике,

20) изучение зарубежного опыта решения юридико-педагогичес­ких проблем, полицейской педагогики, а также возможностей и путей его использования в системе органов внутренних дел РФ.


Ассоциация авторов и издателей

«ТАНДЕМ»

А.М. Столяренко

ЮРИДИЧЕСКАЯ

ПЕДАГОГИКА

Курс лекций

Москва 2000

Столяренко А.М.

С 81 ЮРИДИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА. Курс лекций. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство «ЭКМОС», 2000 г.-496 с.

ISBN 5-88124-066-9

В книге даются основополагающие понятия юридической педагогики, отвечающие реальностям работы юриста: педагогике в правоохранительной деятельности, педагогике при решении правовых проблем в интересах укрепления законности и правопорядка. В издании раскрывается дидактика профессиональной подготовки в правоохранительных органах.

Курс лекций характеризуется структурной целостностью и теоретической глубиной. Он основан на обобщении обширного фактологического материала. В издании даются многочисленные рекомендации педагогического характера по улучшению юридико- педагогической работы, воспитанию и обучению кадров правоохранительных структур. Учебный материал и логика его изложения построены с учетом специфики подготовки юристов и характера их будущей деятельности.

Курс лекций предназначен для обеспечение профессионализированного изучения педагогики (в сочетании с изучением ее основ) в юридических образовательных учреждениях и рассчитан на преподавателей, студентов, курсантов и слушателей.

Издание также дает практические навыки необходимые работникам
правоохранительных органов, судов, прокуратуры, органов внутренних дел, налоговой службы и налоговой полиции, нотариата, адвокатуры и др.

Это первая книга в отечественной и мировой литературе по юридической педагогике, раскрывающая систему научных знаний, находящихся на стыке юриспруденции и педагогики, и актуальных в современных условиях жизни российского общества.

ISBN 5-88124-066-9 © ЭКМОС, 2000

© Столяренко А.М.

Лекция 1. Введение в юридическую педагогику …………………………5

  1. Правовое государство, правопорядок и педагогика………………………5
  2. Предмет, цели, задачи, система юридической педагогики……………...15
  3. Методология юридической педагогики…………………………………...25
Лекция 2. Социально-юридическая педагогика ………………………….39
  1. Социальная педагогика и правовая сфера……………………………….39
  2. Правовая социализация и правовая культура граждан…………………43
  3. Социальная педагогика права...................................................................48
  4. Социально-педагогические факторы в правовой сфере…………………55
  5. Проблемы формирования правовой культуры населения………………61
Лекция 3. Педагогика в правоохранительной деятельности ………….....79
  1. Основные виды связей правоохранительной деятельности с педагогикой…………………………………………………………………………..79
  2. Педагогика в деятельности разных специалистов правоохранительных органов……………………………………………………………………...82
  1. Превентивная педагогика…………………………………………………..90
  2. Исправительная (пенитенциарная) педагогика………………………...103
  3. Постпенитенциарная педагогика…………………………………………115
  4. Педагогическая техника юриста………………………………………….121
Лекция 4. Педагогика юридического образования ……………………....135
  1. Юридическое образование и его педагогическая система в образовательном учреждении……………………………………………………..135
  2. Проблема личности студента - будущего юриста…………………….150
  3. Личностно-формирующий потенциал образовательного учреждения………………………………………………………………………….169
  4. Сущность и методическая система обучения юристов…………………182
  5. Организационные формы обучения……………………………………..200
  6. Интенсивные технологии в юридическом образовании ………………..207
  7. Работа студента, курсанта, слушателя по овладению профессией юриста…………………………………………………………………………..218
4.8. Педагогическая культура преподавателя и педагогического коллектива…………………………………………………………………………...224

Лекция 5. Педагогика управления правоохранительным органом ...237

5.1. Педагогическая концепция управления правоохранительным органом…………………………………………………………………………..237

5.2. Педагогические технологии в организации жизни и деятельности правоохранительного органа…………………………………………………251

5.3. Педагогические технологии в текущем управлении правоохранительным органом………………………………………………………………261

5.4. Педагогические технологии в предъявлении требовательности

Руководителем………………………………………………………………..269

5.5. Педагогика примера личности и стиля деятельности руководителя..278

Лекция 6. Педагогика воспитательной работы с персоналом

правоохранительного органа …………………………………………...289

  1. Особенности системы воспитания в правоохранительном органе……...289
  2. Педагогические принципы воспитания сотрудников……………………..293
  3. Морально-психологическая подготовка……………………………………308
  4. Правовое воспитание и профилактика профессиональной деформации личности сотрудника………………………………………………………326
Лекция 7. Дидактика профессиональной подготовки в правоохранительных органах ……………………………………………………………….....337
  1. Педагогические особенности и задачи профессиональной подготовки…...............................................................................................................337
  2. Педагогические принципы профессиональной подготовки………………341
  3. Особенности организации и методики занятий по профессиональной подготовке………………………………………………………………………355
  1. Подготовка специальных групп (экипажей, отрядов)……………………360
  2. Организационная подготовка……………………………………………...364
  3. Профессионально-педагогическая подготовка………………………….369
Лекция 8. Экстремально-юридическая педагогика ……………………...376

8.1. Экстремальность в правоохранительной деятельности и ее особые требования к подготовленности сотрудника……………………………………376

  1. Система подготовки сотрудников к действиям в экстремальных условиях…………………………………………………………………………….384
  2. Профессионально-психологическая подготовка………………………….390
  3. Физическая подготовка к действиям в экстремальных условиях…….407
  4. Огневая подготовка………………………………………………………...414
  5. Подготовка сотрудников и граждан к обеспечению личной безопасности………………………………………………………………………….420
  6. Подготовка к действиям против вооруженного правонарушителя………427
  7. Поддержания служебно-боевой натренированности……………………..436
8.9. Педагогическое обеспечение решения служебно-боевых задач при
чрезвычайных обстоятельствах…………………………………………440

Лекция 9. Сравнительно-юридическая педагогика ..................................457

  1. Методология сравнительно-юридической работы………………………...457
  2. Педагогика в практике деятельности правоохранительных органов за рубежом……………………………………………………………………….461
9.3. Юридическое образование за рубежом……………………………………466

9.4. Новые зарубежные педагогические технологии подготовки профессионалов…………………………………………………………………………474

9.5. Использование мирового опыта в работе с персоналом……………….....483

ЛЕКЦИЯ 1. ВВЕДЕНИЕ

В ЮРИДИЧЕСКУЮ ПЕДАГОГИКУ

1.1. Правовое государство, правопорядок и педагогика

Правовое государство, законность, правопорядок и наука.

Одной из важнейшей тенденций движения человеческой цивилизации в будущее выступает создание обществ основанных на законе. Правовое государство, обеспечивающее жизнь гражданской общества, права и свободы граждан, возможности и условия для раскрытия их возможностей и удовлетворения потребностей - современный идеал государственного устройства. Все гуманистические идеи, ставящие интересы человека в центр общественных интересов, идеи демократии, прав и свобод, полного удовлетворе­ния потребностей, свободного развития и другие останутся блефом вне торжества закона.

Сегодня, и конкретно в условиях России, задача укрепления правовой сферы приобрела приоритетное значение, особенно в связи с возросшим на порядок уровнем преступности, ставшим тормозом общественного развития. Создание справедливого обще­ства, построенного на законе, выступает глобальной задачей всех его здоровых сил и возможно лишь при полном использовании имеющихся возможностей. Одна из них, и далеко не последняя, связана с полным использованием богатых возможностей науки.

Общественные силы, подобно силам природы, могут действо­вать стихийно и разрушительно до тех пор, пока люди не хотят понимать их, не могут их учитывать и направлять в своих интере­сах. Действия на глазок, самоуверенное пользование интуитивны­ми и построенными только на личном опыте соображениями, сле­пое подражание зарубежным образцам, упование на силу админи­стративного нажима, действия по методу проб и ошибок - глубокие причины пробуксовок и неудач в любом деле, а на госу­дарственном уровне они просто недопустимы. Их архаизм особен­но нетерпим на фоне современных достижений мировой цивилиза­ции. Все в руках человека - цивилизованного, умного, нравст­венного. Никакими произвольными движениями в изменении правовой сферы общества и ее основы невозможно решить задачу создания правового государства, защитить интересы и права граждан, если это не делается максимально компетентно, научно и цивилизованно.

В нашей стране, к сожалению, мировые тенденции активного использования возможностей науки для достижения радикальных усовершенствований и преодоления не поддающихся эмпириче­скому решению проблем оказались недооцененными и не реализо­ванными. Вплоть до 90-х годов пытались добиться успехов и про­гресса путем выявления и устранения недостатков, который по своей сути мог лишь восстановить некоторую, нарушенную недос­татками норму, но не обеспечить должный прогресс. Многочис­ленные инспекции, сменяя друг друга и отрывая людей от дела, с чувством выполненного долга писали разгромные акты, устраива­ли разносы, давали «ценные» указания тина «устранить», «обратить внимание», «повысить активность», «изыскать возмож­ность» и пр. Однако это мало улучшало дело, ибо проверяемые сами, знали свои недостатки (и даже лучше поверяющих), а беда была в том, что они не могли по объективным или субъективным причинам устранить их.

Отставание России в развитии от многих процветающих стран в своих корнях в значительной степени было обусловлено пренеб­режительным отношением практики к науке, не только совершав­шей открытия, но и анализировавшей, обобщавшей практический опыт, находившей пути его совершенствования, разрабатывавшей интенсивные технологии. В немалой степени это относится и к решению проблем создания правового государства, укрепления законности, правопорядка и борьбы с преступностью.

Развитие человеческой цивилизации находится сейчас на том уровне, когда именно массовое использование прогрессивных тех­нологий на практике определяет силу государства, его прогресс, количественные и качественные результаты труда. Чтобы с успе­хом двигаться к лучшему будущему, жить цивилизованно, рабо­тать успешнее, достигать большего, необходимо повсеместно ис­пользовать интенсивные современные технологии в любой, в том числе и правоохранительной деятельности, как на государствен­ном, так и на местном уровне, в работе каждого органа правоохраны и каждого работника. Это относится и к использованию пе­дагогических технологий, разрабатываемых юридической педаго­гикой.

Педагогика, общество, человек. Общество всегда таково, ка­ковы его граждане. Оно может быть лучше, совершеннее только тогда, когда лучше и совершеннее формирует лучший тип лично­сти. Педагогика - наука о целенаправленном формировании личности и человеческих общностей, что и определяет ее общест­венную значимость. Первоначально педагогика занималась только работой с детьми в специальных образовательных и воспитатель­ных системах (детские сады, школы, семья). Сегодня она становится все больше наукой в работе с любыми категориями граждан и в любых, связанных с решением педагогических проблем, систе­мах и условиях.

Основными системными педагогическими явлениями, вовлеченными в процесс формирования личности и человеческих общностей, изучаемыми педагогикой, выступают образование, обучение, воспитание и развитие.

Образование - целенаправленный процесс обогащения личности и общностей граждан фундаментальными (обширными, глубокими, научными, систематизированными, комплексными) знаниями, отвечающими современному уровню человеческой циви­лизации и достижений научно-техннческой революции. Такие зна­ния обеспечивают соответствующее понимания мира, человека, жизни, общества, себя и своей деятельности, формируют привыч­ку и потребность к мышлению, самостоятельным обоснованным суждениям, способность и потребность к творчеству, созиданию, обогащению человеческого опыта и прогрессу общества. Индиви­дуальный результат образования - образованность личности, общности, определяемой не по формальным показателям - ди­пломам, - а по реальному пониманию окружающего и себя, про­являющемуся в отношениях, поведении и действиях. Образование имеет воспитательное и развивающее значение и должно осущест­вляться с достижением соответствующих педагогических результа­тов.

Обучение - целенаправленный процесс формирования у обучающихся знаний, навыков и умений. Результат его - обученность личности, общности людей. Особое обучение, ориентиро­ванное на фундаментальность, кругозор, общую цивилизованность обучающихся, - образовательное обучение, - делает его состав­ной частью образования. В образовательных учреждениях, ориен­тированных на достижение обучаемыми определенного образова­тельного ценза, образовательная партитура обучения должна быть выражена отчетливо и занимать в нем достойное место. В ряде случаев обучение ведется без такой ориентации и приобретает ха­рактер частного (узкого, ограниченного) профессионализма, сво­дящегося к практической умелости. Такое обучение имеет право на существование в практических органах правопорядка или состав­лять часть обучения студентов в образовательных учреждениях. При слабом обогащении обучающихся знаниями и обучении их только технике действий, без глубокого понимания ими того, по­чему надо действовать так, а не иначе, оно превращается, по су­ществу, в профессиональное натаскивание, профессиональную муштру, дрессировку.

Обучение призвано вносить свой вклад в воспитание и разви­тие личности и групп граждан, быть воспитывающим и развивающим.

Воспитание - целенаправленный процесс формирования важнейших социальных качеств личности как гражданина общест­ва и носителя общечеловеческих ценностей: духовных, мировоз­зренческих, патриотических, гуманных, поведенческих, мораль­ных, правовых, культурных, трудовых и т.п. Воспитанием дости­гается адаптация личности к жизни в обществе на уровне человеческой цивилизации, формирование гражданственности, любви к Родине, окружающей природе, семье, трудолюбия, ува­жение к закону, правам и свободам человека, гуманистичности, уважение общечеловеческих ценностей, удовлетворение потребно­стей личности обеспечение условий для самоопределения в сво­бодном, интеллектуальном и культурном развитии, в самореали­зации. Результатом воспитания является воспитанность конкрет­ного человека, общности граждан. Частью общего воспитания выступает профессиональное, нацеленное на формирование воспи­танности и ее компонентов у юриста, коллектива правоохрани­тельного органа. Правовое воспитание профессионалов-юристов и граждан - составная часть их общего и профессионального. Оно специализировано на достижение правомерного поведения профес­сионалов-юристов и граждан, активное и плодотворное участие их в укреплении законности и правопорядка.

Развитие - целенаправленный процесс детерминации количественных, качественных изменений и преобразований в лич­ности и человеческой общности, ведущий к повышению уровня развитости их интеллекта, способностей, важнейших деловых (педагогических, психологических, психофизиологических, физи­ческих) качеств и способностей (организаторских, педагогических, управленческих, следственных и др.; интересов, склонностей, внимания, памяти, воли, устойчивости, ловкости, быстроты реак­ций, находчивости и т.п.), более совершенным формам их духов­ности. Основными составляющими его выступают социальное, культурное, моральное, правовое, интеллектуальное и физическое развитие. Индивидуальным результатом развития выступает раз­витость личности и группы, коллектива (например, превращение его в воспитывающий своих членов коллектив). Образование, обучение и воспитание вносят свои вклады в развитие личности профессионала-юриста и коллективов правоохранительных орга­нов. Но неверно понимать это как стихийный и само собой разу­меющийся педагогический результат. Чтобы развитие шло долж­ным образом, образование, обучение и воспитание должны быть развивающими, осуществляться с одновременной нацеленностью на достижение развивающего эффекта. Необходимы и, как пока­зывает практика подготовки юристов и других профессионалов, возможны, плодотворны специальные педагогические меры, наце­ленные на развитие (например, интеллекта, интересов, внимания, памяти, физической силы и ловкости, воли, самообладания, спо­собностей и др.).

Все рассмотренные фундаментальные педагогические понятия и стоящие за ними важнейшие компоненты педагогической реаль­ности взаимно дополняют, обогащают друг друга, формируя цело­стную человеческую личность. Известный русский ученый В.М. Бехтерев писал в начале XIX века: «...Если образование направ­лено к умножению человеческих познаний и, следовательно, к увеличению эрудиции, то воспитание... служит к облагоражива­нию душевных чувств и к созданию и укреплению воли. Отсюда понятно, что как бы ни был образован человек, но если...чувства его остались на ступени грубого эгоизма, если он...окажется ли­шенным в известной степени и воли, то все его образование с точ­ки зрения общественной пользы будет простым балластом, ничуть не более. Если, с другой стороны, человек с образованием получа­ет в течение своего развития несоответственное направление чувств и воли, то его образование может сделаться лишь средством или орудием к удовлетворению личных страстей и в этом смысле по­служит только тому, чтобы создать вредного члена нашего обще­ства» 1 .

Реальности жизни, обозначаемые основополагающими педаго­гическими категориями, выступают важнейшими компонентами педагогической деятельности, но могут выступать и как виды пе­дагогической деятельности. Они существуют в виде соответст­вующих педагогических систем, процессов и результатов, т.е. об­разования, обучения, воспитания и развития. В них включаются педагоги, преподаватели, педагогические коллективы и те, на кого направлена их деятельность, - студенты, слушатели, курсанты, сотрудники правоохранительных органов и их коллективы. Педа­гогические результаты наиболее высоки при гармоничном взаимо­действии этих видов педагогической деятельности и их систем, при их слиянии в целостный педагогический процесс, при обязатель­ном активном участии в нем самих студентов, слушателей, курсан­тов, сотрудников, граждан, т.е. при их самообразовании, само­обучении, самовоспитании и саморазвитии.

Все рассмотренные компоненты педагогической реальности могут находиться вне осознания их человеком. Однако преодоле­ние стихийности, целенаправленное управление ими повышает масштаб и качество достигаемых результатов. Максимально воз­можный на данный момент результат обеспечивается применением существующих научных достижений педагогики, знания и пони­мания их, активного квалифицированного применения. Важно по­нимать не только сами категории, но и их взаимосвязи, системную педагогическую целостность, иначе возможности будут использо­ваны не полно. Так, порой под воспитанием понимают все, что происходит при формировании личности. Либо полагают, что образование и развитие есть автоматические продукты воспитания и обучения. Получается, что специально и целеустремленно зани­маться воспитанием, образованием и развитием человека не надо, что с очевидностью снижает возможности педагогики и достигае­мые результаты.

Знание и понимание основных категорий педагогики и соот­ветствующих им компонентов педагогической реальности ведет к важному выводу, что там, где существуют и обнаруживаются явления, результаты и влияние результатов воспитания, обра­зования, обучения и развития людей на их жизнь и деятель­ность, там есть и предмет педагогики, возможности и необхо­димость применения ее достижений. Это относится и к правовой системе, к деятельности правоохранительных органов и их со­трудников, юристов.

Правовое государство, законность, правопорядок и педаго­гика. Укрепление законности и правопорядка, борьба с преступ­ностью - задача всего общества, ибо проблемы, стоящие на пути ее решения, лежат в слабостях практически всех сфер - экономи­ческой, культурной, нравственной, государственного управления и др. Было время, когда считалось, что укрепление законности и правопорядка - это прерогатива права, рафинированная задача правоведов. Чем ближе к современности, чем суровее опыт край­ностей и неудач в решении правовых проблем, тем больше крепло понимание того, что создание правового государства и общества, основанного на праве, - это комплексная научная и практическая проблема. В решение проблемы укрепления законности и право­порядка включились и другие специалисты. Возникли погранич­ные области научного знания - философия права, социология права, теория управления в сфере правопорядка, юридическая психология, судебная психиатрия и др. Однако такая многоотрас­левая и практически ориентированная наука как педагогика, имеющая свои интересы и богатые возможности в правовой сфере, пока еще мало использовалась и используется для ответов на вы­зовы времени.

Известно, что право - не единственный регулятор общест­венной жизни. В своем поведении и отношениях граждане руково­дствуются и иными социальными нормами - идеологическими, культурными, моральными, религиозными, корпоративными, со­циально-психологическими (традиции, обычаи, мода, суеверия и др.). Они обнаруживают свое влияние как в сфере, регулируемой правом, так, тем более, и в иных.

Психологическое принятие тех или иных норм, ориентация своего поведения на них в числе других причин определяется уровнем воспитанности, образованности, культурности, социаль­ной зрелости, нравственности народа, его социальных групп и от­дельных граждан. Раз это так, то законность и правопорядок не­разрывно связаны с педагогической системой общества, успешно­стью и плодотворностью функционирования в нем институтов воспитания, образования, обучения и развития, оказывающих влияние на массовое и индивидуальное поведение граждан, пони­мающих или отрицающих значение правопослушного поведения и соответствующим образом относящихся к его нормам.

Преступность, как социальное явление, имеет в числе прочих причин и условий и педагогические - слабости системы образо­вания в обществе, системы воспитания граждан (в частности, пра­вового), системы правовой пропаганды, правовых дефектов на­родной педагогики, реализации педагогической функции средст­вами массовой информации и др. Индивидуальные причины зарождения и развития отклоняющегося поведения, завершающе­гося преступлением, почти всегда связаны с педагогической за­пущенностью личности, недостаточной правовой образованностью, обученностью, воспитанностью, искажениями правосознания.

Игнорирование или недооценка педагогических факторов и условий в деятельности по укреплению правопорядка, законности, в профилактике преступности в масштабе общества, на региональ­ном и местном уровне, в любых формальных и неформальных объединениях людей, на индивидуальном уровне неизбежно обо­рачивается нежелательным ростом и жизнеспособностью проявле­ний преступности, приносящей огромный урон обществу и людям.

По мере демократизации жизни общества все большую роль должно приобретать не насильственное принуждение граждан к уважению норм права, а правомерное поведение, обусловленное их воспитанностью, образованностью, обученностью и развито­стью. Это означает, что роль педагогической системы общества, уровня и успешности педагогической работы в нем исторически возрастают. Борьба за законность и правопорядок, в особенности теперь, - это борьба за умы людей, за их отношение к другим людям, человеческим и общественным ценностям, за их активную жизненную и правоутверждающую позицию. Фронт этой борьбы, образно говоря, проходит через умы и сердца людей. Победа тут - в торжестве разума и нравственности, гражданственности и культуры, образованности и цивилизованности. Победа в созида­нии, в правовом развитии, правовой культуре. Нужна борьба не с человеком, а за человека. Очевидно, что полноценное решение задач невозможно без целеустремленных педагогических усилий, без использования возможностей педагогики.

Правотворчество и педагогика. В интересах правопорядка высшие органы государственной власти и управления в соответст­вии со своими полномочиями создают комплекс нормативных ак­тов, важнейшими из которых являются законы. Законодательная система общества призвана укреплять, развивать и обеспечивать функционирование всех институтов демократии, защиту прав, свобод и интересов граждан, способствовать их социальному раз­витию и самовыражению. Любой закон, любой подзаконный нор­мативно-правовой акт, норма, любое положение в документе будут исполняться и что-то изменят к лучшему, если они рассматрива­ются законодателем не только как чисто правовое орудие, но по своему содержанию и оформлению обеспечивают надлежащее вос­питывающие и обучающие воздействия на людей, которым они адресованы. Закон, как отмечал еще Платон, должен не просто управлять, но и убеждать.

Историей доказана безуспешность попыток силой закона, только правотворчеством решать проблемы правопорядка («правовой ригоризм»). Педагогически и психологически невоз­можно адаптировать граждан к неприемлемым для них законам. Недейственно и опасно также левацкое забегание вперед («правовой романтизм») - издание «прогрессивных» законов, не отвечающих психологическим и педагогическим реалиям, плохо учитывающих демократический и правовой опыт населения, уро­вень его правовой компетентности, воспитанности и развито­сти. Такие нормативно-правовые акты не только обречены на без­действие, но и множат неуважение к правам, долгу, обязанностям. Лишь баланс между реальным уровнем развития населения, его правовой культуры и опыта - с одной стороны, и законодатель­ством, правотворчеством, имеющим и упреждающе-развивающий характер, но не отрывающимся от реальностей, не забегающим слишком далеко вперед, - с другой, приводит к успеху. Закон силен, действует, если он исполняется, если он понят населением, принят умом и внутренне одобрен, охраняется им самим.

На государственном уровне необходим учет педагогических закономерностей, механизмов и феноменов, уровня образованно­сти и культуры, правовой компетентности и воспитанности насе­ления, реализуемый в педагогически корректной законотворче­ской политике и в высоком педагогическом качестве каждого правового установления, а на местах - педагогически грамотного муниципального, управленческого нормотворчества.

Нельзя не отметить и то, что воплощение идеалов законности в писаном праве (в законах, подзаконных актах, правовых нор­мах) и построении государственного механизма в немалой степени зависят от тех людей, которые занимаются право- и нормотворче­ством, их воспитанности, образованности, обученности и развито­сти, принадлежности к корпоративным группам (партии, объеди­нения, группы, участвующие в политической борьбе за власть).

Правоохранительная деятельность и педагогика. Вся дея­тельность работников правоохранительных органов, должностных лиц, специалистов, помимо выполнения прямых правоохранитель­ных функций, имеет педагогический аспект, который нередко не осознается, не учитывается, сознательно и компетентно не рас­сматривается. Он выражается в том, что эта деятельность оказы­вает сильное непосредственное влияние на правовую воспитан­ность граждан, на то, как и какое правосознание формируется у них, повышается ли авторитет правовых норм, вера в необходимость их соблюдения, уважение к юристам, желание оказывать им и правоохранительным органам помощь в укреплении правопо­рядка, крепнет ли у них вера в силу закона и свою правовую за­щищенность и др.

Правоохранительные органы заинтересованы и в том, чтобы освещение их деятельности б средствах массовой информации и правовая пропаганда велись педагогически эффективно, чтобы создавалась, совершенствовалась и функционировала должным образом системы правового всеобуча и правового воспитания разных категорий населения и, прежде всего, подростков и моло­дежи. Они призваны проявлять инициативы, а так же активно и педагогически продуманно участвовать в этой работе.

Успешное решение многих правоохранительных задач - профилактики, раскрытия и расследованию преступлений, охраны общественного порядка и безопасности дорожного движения, ра­боты с несовершеннолетними и исполнения наказания и др., - в большей или меньшей степени связано с необходимостью что-то разъяснять, учить, воспитывать, просвещать, переубеждать граждан, попадающих в сферу ответственности, интересов, прав и деятельности правоохранительных органов. Это значит, что им надо попутно решать, по существу, педагогические задачи в инте­ресах достижения юридических, оперативно-служебных результа­тов своей деятельности, надо умело вносить элементы педагогиче­ской организации в нее, пользоваться педагогическими методами и средствами и обладать соответствующей профессионально-педагогической подготовленностью.

Кадры правоохранительных органов 2 и педагогика 3 . Обще­известно, что последнее и решающее слово в любой деятельности

Принадлежит людям, осуществляющим ее, особенностям их личности и подготовки. На этой зависимости, пожалуй, наиболее сильно сказываются педагогические факторы. Профессионализм напря­мую зависит от профессиональной образованности, обученности, воспитанности и развитости, т.е. собственных педагогических свойств сотрудников.

Поскольку, как это отмечалось выше, решение многих право­охранительных задач специалистами различных служб и подраз­делений правоохранительных органов связано с педагогическими проблемами, то и успех в их решении зависит от того, понимают ли они их, обладают ли желанием считаться с ними, имеют ли разбираться в них, готовы ли принимать решения с их учетом, обладают ли навыками и умениями достигать нужных педагоги­ческих результатов. Иначе говоря, - присутствует ли в их про­фессионализме такой элемент, как профессионально-педагогиче­ская подготовленность.

Общепризнано, что любая управленческая деятельность имеет педагогический аспект, в том числе и у начальников, командиров, руководителей всех рангов правовой системы. Они не только обя­заны проводить занятия с подчиненными и повышать их профес­сиональную компетентность, но и воспитывать, развивать, учиты­вать педагогический эффект своего примера, стиля работы, обще­ния, поступков, решений, оценок и др. Их управленческий профессионализм и успех в управлении в работе с подчиненными связан поэтому неразрывным образом с управленческо-педагогической подготовленностью, являющейся разновидностью профессионально-педагогической.

В правоохранительных органах существуют системы образо­вания, обучения, воспитания, профессиональной подготовки, от­ветственные за уровень и качество образованности работников правоохранительных органов, их профессиональное мастерство, профессиональное развитие и воспитание в период нахождения в юридических образовательных учреждениях. Эти системы - пе­дагогические по своим существенным характеристикам, а образо­вательные учреждения (первоначального, высшего и послевузов­ского образования) - педагогические «производства». Стержнем систем профессионального образования и профессиональной под­готовки, их созидательным механизмом выступают психолого-педагогические технологии, при функционировании которых за­рождаются и совершенствуются профессиональные знания, навы­ки и умения, привычки, качества, способности и их комплексы у обучаемых сотрудников. Задачи, принципы, формы, методы, приемы реализации и совершенствования этих технологий тоже педагогические.

Педагогика - одна из немногих наук, которая специально и продуктивно занимается исследованием систем и процессов обра­зования, воспитания, обучения и развития людей. Именно она располагает огромным объемом научно обоснованных рекоменда­ций по их оптимизации и совершенствованию. Этот факт трудно переоценить для деятельности работников системы профессио­нального юридического образования, которые сами должны обла­дать педагогической культурой, на должном научно-педагогическом уровне строить педагогическую систему в своей работе и осуществлять педагогический процесс, чтобы готовить действи­тельно профессиональные кадры юристов.

Неразрывно связана с педагогикой деятельность кадровых ап­паратов правоохранительных органов и их работников. По боль­шей части она заключается в осуществлении воспитания, образо­вания, обучения и развития персонала правоохранительных орга­нов. Профессионалами, достойно занимающими свои должности, их можно считать лишь тогда, когда они сами обладают педаго­гическими достоинствами, способны компетентно организовы­вать педагогические системы, обеспечивать их функционирова­ние и лично осуществлять педагогическую работу в рамках своей ответственности и особенностей задач.

Изложенное - далеко не полный перечень взаимосвязей нра­ва, законности, правопорядка и юридической деятельности с педа­гогикой (подробно - в последующих лекциях). В обществе, к которому мы стремимся идти, значимость решения педагогических проблем укрепления законности и правопорядка с использованием возможностей юридической педагогики, как прикладной науки, резко возросла и продолжает расти. По самому смыслу правового государства, его гуманитарному и демократическому предназначе­нию работа правоохранительных органов и их сотрудников долж­на быть серьезно усовершенствована. Это, в частности, предпола­гает ее педагогизацию, т.е. обогащение педагогическими приемами и способами работы, полным использованием данных и рекомен­даций юридической педагогики там и тогда, где это нужно и даст улучшенный практический результат. Тенденции правильно пони­маемой гуманизации и демократизации жизни общества делают недопустимым огульное применение силовых средств работниками юридических органов. Они также обязывают действовать профес­сиональнее, активнее использовать более эффективные и цивили­зованные средства, к которым относятся и педагогические, вклю­чать педагогические подходы в работу, в рассмотрение жизненных случаев, становящихся предметами юридического рассмотрения. Это повышает и требования к профессионализму юристов, включения в него подготовленности по юридической педагогике.

1.2. Предмет, цели, задачи, система юридической педагогики

Правовая и педагогическая действительности. Понятие пра­вовой действительности широко используется учеными-правоведами, подчеркивающими, что правовая сфера не абстракция, не выдумка теоретиков, не «бумажки», а составляющая реальной жизни общества, существующая, влияющая на нее и обладающая своими закономерностями объективно-субъективного характера. Обычно она рассматривается как совокупность правовой идеоло­гии, писаного права (как системы норм) и юридической практики (как деятельности государственных и специально - правоохрани­тельных органов).

Чтобы не оторваться от тех реалий жизни общества и его граждан, ради которых собственно и существует государство и право, необходимо анализировать процесс и результаты объекти­вирования правовой системы и ее элементов, их воплощение в ре­альную жизнь и поступки граждан, соразмеренные с правом. Это предупреждает правовой формализм, позволяет найти новые воз­можности увеличения потенциала права, его силы и реальной дей­ственности.

Правовая система - часть системы государства (последняя включает систему государственных органов и учреждений и опре­деленную территорию, на которую распространяется юрисдикция данного государства). В свою очередь система государства есть часть более крупной и емкой - системы гражданского общества, понимаемой как совокупность исторически сложившейся совмест­ной жизни и деятельности людей на определенной территории, как большая социальная общность, как определенный тип соци­альной системы. Этой системе принадлежит ряд взаимопрони­кающих сфер: экономики, социальной, политической, управления, идеологии, морали, науки, образования и воспитания (педагоги­ческая), права и др.

Сфера гражданского общества включает в себя и реальную жизнь права в обществе, жизни и деятельности граждан Жизнь права - это то, что обнаруживается в юридически значимом по­ведении людей, после того как оно прошло через их сознание. Создание правового государства не самоцель. Его предназначение - создание гражданского общества, члены которого (в том числе и государственных структур) живут и действуют в согласии с пра­вовыми нормами общества, можно сказать - правового граждан­ского общества, общества основанного на законе. Правовое госу­дарство сильно не только и не столько тем, что писаное право, система правовых норм и государственный аппарат отвечают фор­мальным критериям правового государства, а тем, что общество, общественные отношения, жизнь и деятельность всех граждан по­стоянно и повсеместно соответствует идеалам прав и свобод, что они - активные участники их реализации и защиты, в свою оче­редь надежно защищенные государством.

Непосредственным итогом всех усилий по созданию правового государства и укреплению законности выступает правопорядок - реальная правозаконность, степень воплощенности идеалов и принципов построения правового государства и правового общест­ва в их жизни и деятельности. Правопорядок - итоговый резуль­тат законности, действия права, фактическое правовое состояние, достигнутый уровень законности в данное время и в данном месте. Основными чертами правопорядка выступают: господство закона в отношениях, регулируемым правом; полное соблюдение и испол­нение всеми субъектами юридических обязанностей; строгая обще­ственная дисциплина; обеспечение максимально благоприятных условий для использования объективных прав, безусловное ут­верждение прирожденных прав и свобод человека; четкая и эф­фективная работа всех юридических органов, прежде всего право­судия; неотвратимость юридической ответственности для каждого правонарушителя 4 . Лишь правовое гражданское общество с высо­ким уровнем законности и правопорядка - идеал и полное про­явление торжества права, справедливости и подлинной цивилизо­ванности.

Понимание существования и роли педагогической действи­тельности - важный эвристический шаг на пути понимания пу­тей обеспечения реальной жизни права, возникновения реальной правозаконности и правопорядка в обществе, одного из важней­ших условий успешности деятельности правоохранительных орга­нов и их персонала. Педагогическая действительность в правовой сфере общества - это реально существующие в ней педаго­гические явления, влияющие на ее состояние и совершенствование. По форме существования в своей основе - это педагогические факты, педагогические закономерности и педагогические меха­низмы.

Педагогические факты - относительно поверхностные, наблюдаемые педагогические явления - проявления действия педагогических и иных закономерностей, механизмов, факторов, при­чин и условий. Относительная поверхностность их выражается в том, что подмеченные явления еще требуют идентификации в ка­честве педагогических, понимания скрытой за ними педагогической сущности. Так, за конкретным поступком, действием надо уметь заметить проявление знания, понимания, качеств человека,
компонентов его воспитанности и развитости и пр. Это важно и
для сотрудника, юриста подметить и квалифицировать (идентифицировать) как педагогическое явление в наблюдаемом или исследуемом юридическом событии.

Педагогические закономерности - объективно существую­щие устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи педагогических проявлений и их сущностей. Важно уметь увидеть и объяснить такие связи. Только сделав это, можно найти не толь­ко объяснение, но и реальную причину явления, выбрать метод, прием педагогического воздействия, чтобы решить стоящую перед сотрудником задачу. Принятие педагогических решений без пони­мания причинно-следственных зависимостей - действия наугад.

Педагогические механизмы - закономерные превращения при переходе от педагогической причины (воздействия, влияния) к педагогическому следствию. Это превращения в сознании, в ус­воении знаний, в формировании навыков и умений, в переходе от знаний к убеждениям, от знаний к установкам и потребностям че­ловека, от профессионального мастерства к профессиональной культуре, в изменении отношения к службе и пр., происходящие под влиянием педагогических воздействий. Эти механизмы находятся между причиной и следствием, педагогическим воздействием и ре­зультатом в образовании, воспитании, обучении и развитии человека. Большей частью они имеют психолого-педагогическую природу. По­нимание механизма, расчет па него при выборе педагогического воз­действия, регулирование его «срабатывания» - наиболее тонкая часть педагогической работы. Педагогические механизмы лежат в ос­нове педагогических технологий. Правильно перед решением педаго­гической задачи мысленно «просчитать» срабатывание, например, подготавливаемого педагогического воздействия, опираясь на педаго­гические, психологические, даже физиологические знания и собствен­ную интуицию, если она развита в педагогическом опыте.

(Буряковский Р. О.) («Юридический мир», 2012, N 4)

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА — ОСОБАЯ ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Р. О. БУРЯКОВСКИЙ

Буряковский Руслан Олегович, преподаватель кафедры тактики Московского высшего военного командного училища.

Юридическая педагогика — гуманитарная наука, которая занимается исследованием систем и процессов юридического образования, воспитания, обучения и развития. Для того чтобы понимать происходящие в стране правовые изменения, человек должен обладать соответствующими знаниями, обучаясь основам государства и права в средних и средних специальных учебных заведениях.

Ключевые слова: юридическая педагогика, гуманитарная наука, цели, система, формирование человеческой личности, эффективное функционирование общественных институтов.

Legal pedagogics is the special area of scientific pedagogical knowledge R. O. Buryakovsky

Legal pedagogics is humanitarian science, which is engaged in research of the systems and processes of legal education, education, teaching and development. In order that to know what be going on in a country legal changes, a man must possess the proper knowledges, taught bases of the state and right in the middle and middle special educational establishments.

Key words: legal pedagogics, humanitarian science, aims, system, forming of human personality, effective functioning of public institutes.

Юридическая педагогика — особая область научного педагогического знания — юридико-педагогического, особая отрасль педагогики, разновидность профессиональной педагогики. Истоки ее знания по отдельным юридическим проблемам можно найти в публикациях XVIII в. и ранее, но окончательно она сложилась и получила свое нынешнее название только в конце XX в. <1>. ——————————— <1>

Ее основная цель — всемерное способствование созданию в России правового общества, укреплению законности и правопорядка, а специальная — познание юридико-педагогических явлений, существующих в правовой сфере, разработка системы научных знаний о них, а также педагогически обоснованных и эффективных путей укрепления законности и правопорядка, оказание помощи всем, кто занимается этим на практике. Значение ее особенно велико при современных трудностях укрепления законности и правопорядка, правовоспитания населения, борьбы с преступностью, работы с кадрами правоохранительных органов. Имеющиеся учебные пособия малопригодны для подготовки специалистов, которым придется работать в среде взрослых людей, преимущественно со взрослыми людьми, в процессе труда, а не учебы, и не простого труда, а связанного с укреплением законности, правопорядка и борьбой с преступностью. Педагогические проблемы, возникающие перед ними, своеобразны, как и педагогические способы их решения. Данная статья ориентирована на усвоение некоторых вопросов юридической педагогики. Сложившиеся в ходе многовековой истории педагогические идеи создали прочную научную основу общей педагогики и педагогики высшей школы. В наше время отрасли педагогики развиваются под влиянием прогресса науки и техники, культуры, происходящего в мире, стране, Вооруженных Силах, спецслужбах, правоохранительных органах. Российская высшая школа способна вести подготовку кадров по всем направлениям науки, техники и производства; она занимает одно из ведущих мест в мире по масштабам подготовки кадров, тесно связана с практикой и ориентирована на профессиональную деятельность. В то же время высшая школа нуждается в существенном реформировании в связи с происходящими в обществе изменениями. Практика также убеждает в том, что устойчивое функционирование высшей школы возможно только в условиях ее правового обеспечения: — создания правовых гарантий для свободного развития; — правовой защищенности обучающихся в плане реализации их потребностей в образовательных услугах; — четкого определения прав и обязанностей физических и юридических лиц, правового регулирования их ответственности и отношений в рассматриваемой сфере; — разграничения компетенции между органами государственной власти и управления различных уровней. В настоящее время сфера педагогической науки значительно расширилась. Интенсивному исследованию подвергаются не только закономерности формирования личности ребенка, подростка (ясельная, дошкольная педагогика, педагогика школы), но и людей взрослых — андрагогика. Возникла и оформилась специальная отрасль возрастной психологии и педагогики — акмеология, занимающаяся исследованием взрослого человека (молодости, среднего и пожилого возраста), способов достижения им вершин своего развития и утверждения в жизни, его переквалификации и овладения новыми профессиями, психогигиены и профилактики, рациональной организации труда, быта, досуга. Отраслями педагогической науки о взрослых является вузовская педагогика, педагогика профессионального образования, педагогика среднего специального образования, в том числе юридическая педагогика. Развитие человеческой цивилизации находится сейчас на том уровне, когда именно массовое использование прогрессивных технологий на практике определяет силу государства, его прогресс, количественные и качественные результаты труда. Для того чтобы с успехом двигаться к лучшему будущему, жить цивилизованно, работать успешнее, достигать большего, необходимо повсеместно использовать интенсивные современные технологии в любой, в том числе и правоохранительной, деятельности, как на государственном, так и на местном уровне, в работе каждого органа правоохраны и каждого сотрудника. Это относится и к использованию достижений педагогической науки, разработанных ею и передовой правоохранительной практикой технологий. Известно, что право — не единственный регулятор общественной жизни. В своем поведении и отношениях граждане руководствуются и иными социальными нормами — идеологическими, культурными, моральными, религиозными, корпоративными, социально-психологическими (традиции, обычаи, мода, суеверия и др.). Знание и понимание людьми тех или иных норм, ориентация поведения на них в числе других причин определяется уровнем их собственной воспитанности, образованности, обученности, развитости, а также эффективности деятельности образовательных и иных учреждений, предприятий, общественных и частных структур, института семьи и др., от которых зависят эти индивидуальные и групповые характеристики. Иначе говоря, законность и правопорядок неразрывно связаны с педагогической системой общества, успешностью и плодотворностью функционирования в нем педагогических систем воспитания, образования, обучения и развития. Их интегральное влияние на уровень педагогической сформированности граждан определяет знание и понимание людьми необходимости правомерного поведения, отношение к правовым нормам, желание, привычки и потребность следовать им в своей жизнедеятельности, а также активно содействовать укреплению законности и правопорядка <2>. ——————————— <2> Столяренко А. М. Юридическая педагогика: Курс лекций. М.: Экмос, 1999.

Преступность как социальное явление имеет в числе прочих причин и педагогические — слабость системы образования в обществе, системы воспитания граждан (в частности, правового), системы правовой пропаганды; правовые дефекты народной педагогики, реализация педагогической функции средствами массовой информации и др. Индивидуальные причины зарождения и развития отклоняющегося поведения, завершающегося преступлением, почти всегда связаны с педагогической запущенностью личности, недостаточной правовой образованностью, обученностью, воспитанностью, искажениями правосознания. Поэтому игнорирование или недооценка педагогических факторов и условий в профилактике преступности в масштабе общества, на региональном и местном уровне, в любых формальных и неформальных объединениях людей, на индивидуальном уровне неизбежно оборачивается нежелательным ростом правонарушений. Борьба за правопорядок и законность, особенно теперь, — это борьба за умы людей, за их цивилизованное и справедливое отношение к другим людям, к человеческим, общественным ценностям и нормам права, за их активную жизненную и правоутверждающую позицию. Фронт этой борьбы, образно говоря, проходит через умы и сердца людей. Победа тут — в торжестве разума и нравственности, гражданственности и культуры, образованности и цивилизованности. Победа в созидании, в правовом развитии, правовой культуре. Нужна борьба не с человеком, а для человека и за человека. По мере демократизации жизни российского общества все большую роль будет приобретать не насильственное принуждение граждан к соблюдению норм права, а уважение к ним и потребность в правомерном поведении, обусловленные воспитанностью, образованностью, обученностью и развитостью. Это означает, что роль педагогической системы общества, уровня и успешности педагогической работы в нем исторически возрастает и все сильнее сказывается на всей правовой сфере государственной и общественной жизни, на законности и правопорядке. Однако тут существует взаимосвязь: состояние всего, что относится к правовой сфере (правовой действительности) — правовая система, система права, функционирование системы правоохранительных органов, действие правовых механизмов, реальная жизнь права в сознании и поведении граждан, — оказывает свое влияние на функционирование педагогической действительности, относящейся к педагогической системе государства и общества. Все происходящее в правовой сфере так или иначе оказывает педагогическое и социально-педагогическое влияние на людей, и особенно на те компоненты их воспитанности, образованности, обученности и развитости, которые непосредственно влияют на их юридически значимое поведение. При серьезных недостатках в состоянии законности и правопорядка, эффективного функционирования правовых институтов и субъектов права общепедагогическое развитие граждан, и особенно молодого поколения, делается затруднительным. Это подчеркивает значимость учета всеми субъектами права своих социально-педагогических влияний, ответственности за их качество и необходимости соответствующего построения своей правоохранительной деятельности <3>. ——————————— <3> Божьев В. П. Учебник. 2-е изд. М., 1997. Под правоохранительными органами в статье будут пониматься все государственные органы, применяющие право и входящие в обособленную группу органов государства с особым правовым статусом, задачами, функциями, направлениями деятельности.

Понятие «правовая действительность» подчеркивает, что правовая сфера не абстракция, не выдумка теоретиков, не «бумажки», а составляющая реальной жизни общества, существующая, влияющая на нее и обладающая своими закономерностями объективно-субъективного характера. Обычно она рассматривается как совокупность правовой идеологии, писаного права (как системы норм) и юридической практики (как деятельности государственных и правоохранительных органов). Чтобы не оторваться от тех реалий жизни общества и его граждан, ради которых, собственно, и существует государство и право, не впасть в правовой формализм, необходимо анализировать процесс и результаты объективирования правовой системы и ее элементов. Жизнь права — это то, что обнаруживается в юридически значимом поведении людей после того, как оно прошло через их сознание. Государство сильно не только и не столько тем, что писаное право, система правовых норм и государственный аппарат отвечают формальным критериям правового государства, а тем, что и общество, общественные отношения, жизнь и деятельность всех граждан постоянно и повсеместно соответствуют идеалам прав и свобод, что они — активные участники их реализации и защиты. Понятие «педагогическая действительность» также констатирует объективное существование в жизни общества и государства педагогической системы и ее элементов, имеющихся везде, где есть воспитание и воспитанность, образование и образованность, обучение и обученность, развитие и развитость. Она не только влияет со стороны на правовую действительность, но частично и включена в нее. Педагогическая действительность существенно сказывается на реальной правозаконности и эффективности регулирующего влияния права на поведение граждан и успешность деятельности правоохранительных органов. Поэтому педагогическая действительность в правовой сфере — это реально существующие и функционирующие в ней педагогические феномены, закономерности и механизмы, образующие особую юридико-педагогическую подсистему и вносящие свой вклад в реальное состояние законности и правопорядка. Общепедагогические явления представлены в ней не в чистом, а в трансформированном виде как особенные педагогические явления. Специфика их причинно обусловлена взаимодействием правовых и педагогических закономерностей, особенностями условий, целей и задач правоохранительной деятельности, ее объектов, результатов, трудностей, используемых средств и технологий и пр. Как компоненты системы они, влияя на правовую сферу, сами зависят от ее качественно своеобразных системных свойств. Системные зависимости юридико-педагогической подсистемы от правовой трансформируют «педагогическую чистоту» общепедагогических явлений, превращая их природу в юридико-педагогическую, а их самих — в юридико-педагогические явления. Иначе говоря, они носят на себе печать влияния правовой сферы, в которую они входят и которой обусловливаются, превращаются в природный сплав влияний, исходящих, с одной стороны, от правовой действительности, а с другой — от педагогической <4>. ——————————— <4> Подобная трансформация не редкость в объективном мире и научных представлениях о нем. Она имеет место и в педагогике, в которой выделяются, например, социально-педагогические явления, военно-педагогические, психолого-педагогические.

К основным юридико-психологическим явлениям относятся: — юридико-педагогические факты — относительно поверхностные, наблюдаемые в сфере права, измененные педагогические явления — проявления соответствующих закономерностей, механизмов, факторов, причин и условий. Относительная поверхностность их выражается в том, что подмеченные явления еще требуют идентификации в качестве юридико-педагогических и понимания скрытого за ними юридико-педагогического сплава. Так, за конкретным поступком сотрудника надо уметь увидеть проявления его обученности, воспитанности, образованности, развитости и пр. Только при обнаружении такого проявления сам факт идентифицируется как юридико-педагогический; — юридико-педагогические закономерности — объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи и зависимости юридико-педагогических проявлений и их сущностей. Это связи и зависимости между правовым фактором, воздействием и педагогическим явлением; между педагогическим явлением и реальным действием того или иного элемента правовой действительности, между юридико-педагогическими фактами и их сущностями. Важно уметь обнаружить, увидеть и объяснить такие связи и зависимости. Только сделав это, можно найти объяснение и реальную причину явления, выбрать метод, прием педагогического воздействия, чтобы решить стоящую перед сотрудником задачу. Принятие педагогических решений без понимания причинно-следственных зависимостей — действия наугад; — педагогические механизмы — закономерные превращения при переходе от педагогической причины (воздействия, влияния) к педагогическому следствию, от юридической причины к педагогическому следствию, от педагогической причины к юридическому следствию. Это превращения в сознании людей и групп, в усвоении ими правовых знаний, в переходе правовых знаний в правовые убеждения, переходе от знаний к правовым установкам поведения, от профессионального мастерства к профессиональной культуре, в изменении отношения к службе и пр., происходящие под влиянием педагогических и правовых воздействий. Педагогические механизмы находятся между причиной и следствием, педагогическим воздействием и образовательным, воспитательным, обучающим и развивающим человека результатом. Большей частью они имеют психолого-педагогическую природу, испытывающую, однако, влияние и специфику юридико-педагогической действительности, в поле которой они функционируют. Понимание механизма, расчет на него при выборе педагогического воздействия, регулирование его «срабатывания» — наиболее тонкая часть педагогической работы. Педагогические механизмы лежат в основе педагогических технологий. К юридико-педагогической действительности относятся и основные виды педагогических систем — воспитания, образования, обучения, развития, о которых говорилось в первой части учебника. Однако в ней они специфичны и существуют в виде правового воспитания, юридического образования, юридического обучения и правового развития <5>. Каждому из них свойственны свои совокупности юридико-педагогических фактов, юридико-педагогических закономерностей и педагогических механизмов. ——————————— <5> Использование здесь слов «юридическое» и «правовое» определяется сложившимися стереотипами словоупотребления, а не какими-то особыми научными соображениями.

Находясь вне осознания государством, обществом, системой, юридико-педагогическая реальность во многом стихийно, бесконтрольно, исподволь, но ощутимо и нередко далеко не благоприятно отражается на состоянии права, реальной правозаконности и правопорядка в обществе. Таким образом, юридическая педагогика оценивает образованность не по диплому, не как социально-демографическое, но как педагогическое свойство, как цивилизованное, просвещенное, находящееся на уровне достижений современного человеческого знания понимание данным человеком окружающего мира и себя в нем <6>. ——————————— <6> Столяренко А. М. Юридическая педагогика в МВД. М.: Академия управления МВД России, 1997.

——————————————————————

ПРЕДИСЛОВИЕ

Обязательное изучение педагогики во всех высших образо­вательных учреждениях России предусмотрено учебными пла­нами. Она изучается и в системе среднего, а порой и началь­ного профессионального образования сотрудников правоохра­нительных органов, но на практике изучение нередко строится в отрыве от правоохранительной деятельности. Основная при­чина этого - плохое знание организаторами образования разветвленной системы специального педагогического знания - юридической педагогики. Практически отсутствуют изданные массовым тиражом пособия и учебники по ней . Имеющиеся учебники под названием «Педагогика» ориентированы на сту­дентов педагогических вузов и подготовку их в качестве учи­телей, на работу с детьми и реально являются учебниками по школьной педагогике. Естественно, что они мало пригодны для подготовки специалистов правоохранительных органов, ко­торым придется работать в среде взрослых людей, преимущест­венно со взрослыми людьми, в процессе труда, а не учебы, и не простого труда, а связанного с укреплением законности, правопорядка и борьбой с преступностью. Педагогические про­блемы, возникающие перед ними, своеобразны, как и педаго­гические способы их решения.

Юридическая педагогика - особая область научного педаго­гического знания - юридико-педагогического, особая отрасль педагогики, разновидность профессиональной педагогики. Ис­токи ее знания по отдельным юридическим проблемам можно найти в публикациях XVIII в. и ранее, но окончательно она сло­жилась и получила свое нынешнее название только в конце XX в. . Ее основная цель - всемерное способствование созданию в Рос­сии правового общества, укреплению законности и правопоряд­ка, а специальная - познание юридико-педагогических явлений, существующих в правовой сфере, разработка системы научных знаний о них, а также педагогически обоснованных и эффек­тивных путей укрепления законности и правопорядка, оказание помощи всем, кто занимается этим на практике. Значение ее особенно велико при современных трудностях укрепления за­конности и правопорядка, правовоспитания населения, борьбы с преступностью, работы с кадрами правоохранительных органов.

Учебник ориентирован на изучение педагогики в образова­тельных учреждениях юридического профиля, подготовку профес­сионалов для правоохранительных органов. В нем решаются две основные задачи: первая - общеобразовательная (федераль­ный компонент) - ознакомление студентов, курсантов, слу­шателей с основами педагогики (часть I) и вторая - профес­сионально-педагогическая - изучение юридической педаго­гики (части II и II I ).

Лекция 1. Введение в юридическую педагогику. . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1. Правовое государство, правопорядок и педагогика. . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Предмет, цели, задачи, система юридической педагогики. . . . . . . . . .15
1.3. Методология юридической педагогики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Лекция 2. Социально-юридическая педагогика. . . . . . . . . . . . . . . . . .39
2.1. Социальная педагогика и правовая сфера. . . . . . . . . . . . . . . . . 39
2.2. Правовая социализация и правовая культура граждан. . . . . . . . . . . .43
2.3. Социальная педагогика права. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48
2.4. Социально-педагогические факторы в правовой сфере. . . . . . . . . . . .55
2.5. Проблемы формирования правовой культуры населения. . . . . . . . . . . .61
Лекция 3. Педагогика в правоохранительной деятельности. . . . . . . . . . . .79
3.1. Основные виды связей правоохранительной деятельности с педагогикой. . . 79
3.2. Педагогика в деятельности разных специалистов правоохранительных
органов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
3.3. Превентивная педагогика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .90
3.4. Исправительная (пенитенциарная) педагогика. . . . . . . . . . . . . . .103
3.5. Постпенитенциарная педагогика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
3.6. Педагогическая техника юриста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
Лекция 4. Педагогика юридического образования. . . . . . . . . . . . . . . .135
4.1. Юридическое образование и его педагогическая система в образовательном
учреждении. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
4.2. Проблема личности студента - будущего юриста. . . . . . . . . . . . . .150
4.3. Личностно-формирующий потенциал образовательного учреждения. . . . . . 169
4.4. Сущность и методическая система обучения юристов. . . . . . . . . . . .182
4.5. Организационные формы обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .200
4.6. Интенсивные технологии в юридическом образовании. . . . . . . . . . . .207
4.7. Работа студента, курсанта, слушателя по овладению профессией юриста. . 218
4.8. Педагогическая культура преподавателя и педагогического коллектива. . .224
Лекция 5. Педагогика управления правоохранительным органом. . . . . . . . . 237
5.1. Педагогическая концепция управления правоохранительным органом. . . . .237
5.2. Педагогические технологии в организации жизни и деятельности
правоохранительного органа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251
5.3. Педагогические технологии в текущем управлении правоохранительным
органом. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .261
5.4. Педагогические технологии в предъявлении требовательности
руководителем. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .269
5.5. Педагогика примера личности и стиля деятельности руководителя
Лекция 6. Педагогика воспитательной работы с персоналом правоохранительного
органа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 289
6.1. Особенности системы воспитания в правоохранительном органе. . . . . . .289
6.2. Педагогические принципы воспитания сотрудников. . . . . . . . . . . . .293
6.3. Морально-психологическая подготовка. . . . . . . . . . . . . . . . . . 308
6.4. Правовое воспитание и профилактика профессиональной деформации
личности сотрудника. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .326
Лекция 7. Дидактика профессиональной подготовки в правоохранительных
органах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .337
7.1. Педагогические особенности и задачи профессиональной подготовки. . . . 337
7.2. Педагогические принципы профессиональной подготовки. . . . . . . . . . 341
7.3. Особенности организации и методики занятий по профессиональной
подготовке. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 355
7.4. Подготовка специальных групп (экипажей, отрядов) . . . . . . . . . . . .360
7.5. Организационная подготовка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .364
7.6. Профессионально-педагогическая подготовка. . . . . . . . . . . . . . . 369
Лекция 8. Экстремально-юридическая педагогика. . . . . . . . . . . . . . . .376
8.1. Экстремальность в правоохранительной деятельности и ее особые
требования к подготовленности сотрудника. . . . . . . . . . . . . . . . . . 376
8.2. Система подготовки сотрудников к действиям в экстремальных условиях. . 384
8.3. Профессионально-педагогическая подготовка. . . . . . . . . . . . . . . 390
8.4. Физическая подготовка к действиям в экстремальных условиях. . . . . . .407
8.5. Огневая подготовка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .414
8.6. Подготовка сотрудников и граждан к обеспечению личной безопасности. . .420
8.7. Подготовка к действиям против вооруженного правонарушителя. . . . . . .427
8.8. Поддержания служебно-боевой натренированности. . . . . . . . . . . . . 436
8.9. Педагогическое обеспечение решения служебно-боевых задач при
чрезвычайных обстоятельствах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 440
Лекция 9. Сравнительно- юридическая педагогика. . . . . . . . . . . . . . . 457
9.1. Методология сравнительно- юридической работы. . . . . . . . . . . . . .457
9.2. Педагогика в практике деятельности правоохранительных органов за
рубежом. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .461
9.3. Юридическое образование за рубежом. . . . . . . . . . . . . . . . . . .466
9.4. Новые зарубежные педагогические технологии подготовки профессионалов. .474
9.5. Использование мирового опыта в работе с персоналом. . . . . . . . . . .483




© 2024
digtime.ru - Digtime - Строительный портал