02.03.2024

Портреты и биографии. Войти забыли пароль? Судебные ораторы 19 века


Красноречие Древней Руси, воспринявшей высокие традиции оратор­ского искусства античности, Византии и южнославянских стран, зарождается в XI веке.

В историческом аспекте развитие отечественной риторики проходило через определенные этапы:

1) ораторское искусство Древней Руси;

2) учение о красноречии в трудах М. Ломоносова и его последователей;

3) риторическая школа российских академиков, а затем и университетская школа красноречия, сложившаяся в конце 18 - начале 19 веков;

4) риторические сочинения 30-40 гг. XIX века (работы А.И. Галича, А. Мерзлякова, К. Зеленецкого);

5) русское судебное красноречие в 60-е годы XIX в. (труды А.Ф. Кони, П.С. Пороховикого, В.Д. Спасовича);

6) новые формы ораторского искусства в России в начале XX века, развив­шиеся в связи с деятельностью Государственной Думы, законодательных ор­ганов и др.

1) С искусством ораторской речи Русь познакомилась уже в конце Х - на­чале XI веков по лучшим образцам византийской и южнославянской культу­ры. После принятия христианства в истории древнерусской культуры начи­нается период освоения духовных богатств христианских стран. Важную роль в этом сыграли жанры ораторской прозы. Важно подчеркнуть, что в ис­тории древнерусского ораторства отсутствует период ученичества и уже со­чинения первых русских риторов - Иллариона, Феодосия Печерского, Ки­рилла Туровского (Х1-ХП вв.), как подчеркивают исследователи, поражают совершенством формы, глубиной и оригинальностью идей, новизной поэти­ческих находок. Характерно, что на Руси не получила распространения прак­тика устного публичного выступления. Красноречие Киевской Руси является фактом литературы, принадлежит литературе.

2) Золотым веком русской литературы и периодом расцвета древнерус­ского красноречия стал XII в. Его вершиной являются «Слова» Кирилла Ту­ровского.

3) При монастырях, являющихся центрами культуры и грамотности, в XIV - ХУвв. начинается обучение риторике. В качестве учебников используются европейские риторики, написанные на латинском языке.

4) Самая ран­няя из дошедших до нас отечественных риторик относится к началу XVII в., ее автор - митрополит Макарий.

5) Первый оригинальный учебник на русском языке принадле­жит М.В. Ломоносову. Он называется «Краткое руководство к красноречию» (1748). Вот как Ломоносов определяет риторику: «Риторика есть наука о вся­кой сложной матери красно говорить и писать». Риторика Ломоносова состо­ит из трех частей: «О изображении», «О украшении», «О расположении». Основные теоретические положения в книге М.В. Ломоносова сопровожда­ются цитатами из сочинений знаменитых писателей Древней Греции и Древ­него Рима, средневековья. Возрождения и нового времени, данными в автор­ском переводе. Для красноречия, по М.В. Ломоносову, необходимы, прежде всего, дарования душевные (острый ум и память) и телесные (громкий голос, «долгое дыхание», приятная внешность и осанка). Однако одних природных качеств недостаточно, чтобы стать оратором. Одним из важнейших требова­ний является знание законов построения публичной речи, а также умение ар­гументировать. Все позднейшие русские риторики опирались на труды М.В. Ломоносова.


6) Обобщенным для своего времени на рубеже XVIII - XIX вв. стал «Опыт риторики» И.С. Рижского, который преподавал риторику в 1786 - 1796 гг. в Санкт-Петербургском горном корпусе.Вопросы чистоты и правильности русской речи оказываются в центре внимания «Опыта риторики« И.С. Рижского. «Говорить и писать исправно, т.е. чистым российским языком есть долг всякого благовоспитанного россиянина,» - писал он. Мно­гие из общих соображений И.С. Рижского и сейчас не утратили своей актуальности. Чистота речи, как считал Рижский, может быть нарушена, если исполь­зуются немотивированное иностранные слова вместо русских, словосочета­ния, нарушающие правила русского языка, иностранные выражения, свойст­венные только иностранному языку, простонародные, областные (диалект­ные) слова, а также неологизмы, не отвечающие законам русского языка.

7) Среди других теоретических работ следует назвать «Краткую ритори­ку» А.Ф. Мерзлякова, учебники по риторике Н.Ф. Кошанского, А.И. Галича.

8) В России пик развития риторики пришелся на первую половину XIX века. Искусство светского публичного слова в России связано с раз­витием университетского красноречия, зародившемся в 18 веке. Именно в университетской аудитории жи­вое слово имело возможность свободно развиваться и совершенствоваться. Основоположник - президент Российской Академии Наук Дашко­ва Е.Р., которая добилась разрешения открыть общедоступные курсы «на российском языке» по основным отраслям наук для всех желающих. Ежедневно в течение четырех месяцев крупные специалисты читали публичные лекции по основным отраслям наук: математике, химии, минералогии, физи­ке. Это нововведение должно было способствовать распространению про­свещения. 9) Расцвет академического красноречия в России приходится на XIX в. и связан с пробуждением общественно-политической жизни страны. Наиболь­шую популярность приобретает вузовская лекция, которая постепенно пре­вращается в общедоступную, публичную. Со второй половины XIX в. лекции уже читаются учеными специально для широкой аудитории, т.е. возникает научно-популярная лекция. Многолюдные аудитории собирали на свои лек­ции замечательные ученые-историки профессора Московского университета Грановский Т.Н. и Ключевский В.О. Во второй половине XIX в. - начале XX в. с блеском читали свои вузовские научно-популярные лекции физик И.М. Сеченов, химик Д.И. Менделеев, биолог И.И. Мечников, анатом П.Ф. Лесгафт, ботаник К.А. Тимирязев, геохимик В.И. Вернадский, минеролог А.Е. Ферсман, биолог Н.И. Вавилов, физик Л.Д. Ландау и другие.

М.ВЛомоносов, называя три известных в античном мире рода красно­речия (эпидейктическое, совещательное, судебное), подчеркнул, что судеб­ное красноречие отсутствует в России. Так было вплоть до реформы 1864 г., которая заложила новые принципы судопроизводства. Слушание дел стало гласным, в процесс судопроизводства ввели прокурора, адвоката, присяжных заседателей (судьи-непрофессионалы). Суд стал местом публичных заседа­ний, полем словесных битв чинов прокуратуры и защитников. Прения сторон в открытых судебных процессах обязывали к тому, чтобы и прокурор, и ад­вокат, и представитель суда выступали убедительно, доходчиво, ярко. Благо­даря этим изменениям во второй половине XIX века русское судебное крас­норечие выдвинулось на первый план и достигло высокого уровня развития, как в практической сфере, так и в области разработки теории ораторского ис­кусства. Появилась плеяда блестящих судебных ораторов Н.П. Карабчевский, Ф.Н. Плевако, С.А. Андреевский. Оригинальный труд по истории русского судебного красноречия «Искусство речи на суде» был на­писан П.С. Пороховщиковым (псевдоним - П. Сергеич).

Школой политического красноречия в России стала Государственная Дума (1906-1917 гг.), где рождались основы парламентской речи. В годы революции и гражданской войны получили большое распространение агитационные и митинговые речи. Известными ораторами революции стали В.И. Ленин, Н.И. Бухарин, Л.Д. Троцкий, А.М. Коллонтай, А.В. Луначарский, С.М. Киров.Интересным явлением в истории отечественной риторической мысли было открытие в Петрограде Института Живого Слова (1918 - 1924). У ис­токов которого стояли выдающиеся общественные и политические деятели:В.Э. Мейерхольд, Н.А. Энгельгард, А.Ф. Кони, Л.В. Щерба. Была начата раз­работка теории красноречия, теории спора. Однако к началу 30-х годов ин­ститут прекратил свое существование. Разработка теории риторики была прервана на несколько десятилетий, и риторика как учебная дисциплина бы­ла исключена из школьного и вузовского образования. Лишь с конца 70-х го­дов (и особенно в конце 80-х - начале 90-х годов) в отечественной лингвис­тике вновь пробудился интерес к риторике, который в значительной мере поддерживался достижениями неориторики в Европе и США.

Отечественная традиция (по кн.: Л.К. Граудина, Г.И. Миськевич.«Теория и практика русского красноречия»).

Правила пользования словом существовали в Древней Руси. Риторические знания распространялись вместе с сочинениями христианских писателей. В слову относились почтительно. Пустословие и празднословие – грех. Первые труды появились в монастырях. Первая русская риторика – Макария, митрополита Новгородского и Великолуцкого, относится к 17 веку . Затем риторические традиции были продолжены в Киево-Могилянской и Московской славяно-греко-латинской академиях. В Киево-МогилянскойФ. Прокопович в начале 18 века прочитал на латинском языке курс лекций по истории поэзии и на латинском же языке создал учебник по гомилетике (созданию проповедей) «DeartepoeticaDearterhetorica». В Московской Славяно-греко-латинской академии существовала инструкция: обучать красноречию российскому и латинскому: по Пн, Ср, Пт читать речи Цицерона и «делать имитации», а по ВТ, ЧТ и СБ – речи Ломоносова. «К большему успеху чаще содержать учеников в риторических упражнениях».

РольМ.В.Ломоносова. Академия наук отвергла первую «Краткую риторику» Ломоносова по той причине, что она была написана на русском языке (1743 г.). В 1747 г. Елизавета утвердила русский, наряду с латинским, в качестве официального языка Академии наук. И в 1748 г. была издана следующая, «пространная риторика» («Краткое руководство к красноречию»). Еще через 10 лет вышла книга «О пользе книг церковных», где была изложена теория 3-х штилей. Главным и новым было то, что Ломоносов ориентировался на строй русского языка и на языковую ситуацию своего времени.

Важные вехи :

Рубеж 18-19 вв. «Опыт риторики» акад. Н.И. Рижского. Рижский прозорливо формулирует «критерии нормативности»: «Общее мнение и согласие просвещенных граждан должно решать жребий всякого речения» (узус + авторитетность источника). В 1802 г. та же мысль прозвучала на заседании Академии наук: «Общее употребление дает правило, а не правило дает общее употребление».

1-ая пол. 19 века – эпоха становления норм национального языка и развития функциональных стилей. Законы красноречия распространяются на разговоры, письма, научные сочинения и деловые бумаги. В риториках разрабатываются теории соразмерности и сообразности (содержания – выражению). Утверждается приоритет содержания. Авторы побуждают к простоте и естественности слога. Труды: «Общая риторика» Н.Ф. Кошанского (проф. Царскосельского лицея с 1811 по 1928); «Общая» и «частная» риторики К.П. Зеленецкого. Совершенно в духе сегодняшнего дня Зеленецкий пишет: «Слововыражение зависит от того, кто, о чем, когда, с какой целью и для какого круга пишет».

В 19 веке как самостоятельное направление возникает и академическое красноречие. Много ярких фигур (Н.Т. Грановский, В.О. Ключевский, Д.И. Менделеев). Во второй пол. 19 века мощно развивается судебное красноречие.

Но в целом к середине 19 века наблюдается закат риторики. Как теория она себя исчерпала, как практическая деятельность не находила применения. Сказался авторитет Белинского (негативно отозвался на риторику Н.Ф. Кошанского). В.В.Виноградов об этом периоде: «риторика влачит жалкое, анонимное существование».

Проблематика КР, главным образом её нормативного аспекта, затрагивалась в трудах лингвистов. А.Х. Востоков в основу изучения грамматики кладет живой разговорный язык («Сокращенная грамматика для низших учебных заведений», 1831 г.). О том же говорит Ф.И. Буслаев «О преподавании отечественного языка» (1844). Во второй половине 19 века выходят монументальные труды Я.К. Грота по нормам правописания («Русское правописание», СПб, 1885).

Но и лингвисты отходят от проблем КР в конце 19 века. Филологи этого времени разделяют точку зрения акад. А.А. Шахматова: не навязывать нормы, а описывать факты. На фоне игнорирования нормализаторской деятельности яркое и крупное явление - выход в свет в 1909 г. работы Чернышева «Правильность и чистота русской речи. Опыт русской стилистической грамматики» (затем были переиздания, автор вносил коррективы). Сильные стороны работы – историзм, отсутствие категоричной оценочности.

Затем судьбу разработок в области риторики, стилистики, КР во многом решил социальный взрыв 1917 г.

В 20-гг. термин «риторика» был вытеснен новым понятием – КР. Причины и социальные и научные. О социальных: риторика воспринималась как культурная категория старого мира и буржуазная наука. То, что преподавалось в гимназиях, действительно, было далеко от нужд малограмотного населения. В 20-е гг. главной задачей стало воспитание элементарной культуры речи. А это требовало научных разработок литературно-языковых норм. Таким образом, научная предпосылка смены термина для названия дисциплины о хорошей речи – изменение предмета. В словарях риторику стали определять как речь внешне красивую, но малосодержательную. Термин КР, напротив, отвечал задаче учить говорить народ. В.И. Аннушкин: «Предмет КР – чисто русский, возникший и развившийся в на отечественной почве в советское время».

До конца 50-х гг. КР развивалась как учение о языковой норме. За это время наука обогатилась ценными исследованиями. Чтобы пропагандировать нормы, надо было изучить поток живой речи. Экспедиции…Словари. С 1918 по 1962 гг. вышло 9000 словарей.

60-70 гг: разрабатывается стилистическая норма.

80-е гг. учение о коммуникативных качествах речи

90-е: трехуровневая структура КР.

К этому моменту КР развивается в тесном взаимодействии со стилистикой и риторикой.

Ораторское искусство - полезный навык для любого человека. Оно дает возможность точно и ярко донести свою мысли до других людей. Все большие личности являлись и являются величайшими ораторами.

Ораторское искусство

Это искусство не просто публичного выступления, а переубеждения. Оно представляет собой правильное комбинирование риторики, психологии и актерского мастерства. Цель ораторского искусства заключается в правильном изложении самим оратором своей собственной позиции перед слушателями и оппонентами.

В ходе выступления автор должен защитить собственное мнение и постараться сделать так, чтобы публика приняла его сторону. Все лидеры стран пытаются стать хорошими ораторами. Величайшие главы государств, которые сыграли большую роль в истории человечества, уделяли очень много времени риторике.

Авраам Линкольн

Будущий президент США родился в 1861 году. Он является первым главой государства от республиканцев. Известен Линкольн тем, что освободил американских рабов.

Кроме того, Авраам Линкольн - великий оратор. Его красноречие дало ему возможность заработать хорошую репутацию. Он защищал бедных граждан в американских судах и не брал с них денег.

В 1863 году Линкольн произнес речь, благодаря которой стал известен как один из великих ораторов мира. Это была Геттисбергская речь, которая до сих пор является одной из самых известных в истории США. Она была произнесена во время открытия Национального солдатского кладбища в Пенсильвании. В своем выступлении Авраам Линкольн использовал лишь 272 слова. Сама речь длилась менее трех минут.

Греческие мастера публичного выступления

Большинство величайших ораторов в истории родом из Древней Греции. Это связано с тем, что именно там впервые появилось ораторское искусство.

Первыми в списке мастеров публичного выступления являются жители столицы Греции - Перикл, Лисий, Демосфен и Аристотель. Именно их принято считать наиболее известными ораторами.

Они уделяли большое внимание движению рук и свои позам. Также для убедительности мастера старались быть оригинальными и выразительными. Они всегда продумывали свои речи, чтобы каждая из них была неповторимой, имела четкую структуру и логическое завершение.

Многие спикеры употребляли в своих речах элементы юмора и сатиры. Это позволяло им привлекать больше слушателей и вызывать у них симпатию.

Лисий

Лисий родился и вырос в Афинах. Они с братом имели большое состояние, что стало причиной недовольства со стороны тиранов, которые пришли к власти в Древней Греции. Брат Лисия был убит, а самому оратору пришлось сбежать из города.

Возвращение в Афины случилось после торжества демократии. Лисий принял участие в суде над одним из тиранов, который был виновен в смерти его брата. Оратор вступил с судебной речью, которая стала для него первой. Всего за свою жизнь он выдал более четыре сотен речей, но до наших дней сохранилось менее десятой части.

Перикл

Перикла принято считать одним из основателей демократии и самых великих ораторов Греции. В молодости он принимал участие в народных собраниях и выступал с речами во время судов. В то время ему удалось стать очень популярным в Греции благодаря своему красноречию.

Перикл был одним из лучших мастеров ораторского искусства в период, когда красноречие еще не преподавалось. Как и все спикеры того времени, Перикл полагался на собственную интуицию. В ходе выступлений оратор импровизировал. Свои речи Перикл не записывал. В пятом столетии до нашей эры он начал общаться с софистами, у которых многому научился.

Аристотель

Аристотель - еще один грецкий оратор. Однако стал известным благодаря не дару красноречия, а философским учениям.

Аристотель был учеником Исократа. В академии ритора известный философ обучался ораторскому искусству, поскольку имел большой интерес к риторике. Со временем Аристотель издал несколько книг, на написание которых его подвигло обучение в академии. Наиболее известной из них является работа под названием «Риторика».

Философ изучал искусство красноречия не для того, чтобы применять его на практике во время публичных выступлений. Цель изучения ораторского искусства для Аристотеля заключалась в том, чтобы рассмотреть такие категории как «слог», «звук», «начало речи», «глагол» и другие. Кроме того, он изучал социальное взаимодействие «ритор - аудитория».

Демосфен

Еще одного великого древнего оратора Греции зовут Демосфен. После смерти отца он был отправлен на воспитание к опекунам. Ними же и было растрачено большое состояние, принадлежавшее семье Демосфена. После достижения совершеннолетия юноша принял решение пойти в суд, чтобы ему возместили ущерб. На суде Демосфен представлял себя сам. Процесс закончился тем, что оратор смог отсудить у опекунов лишь часть имущества.

В изучении ораторского искусства Демосфен равнялся на Перикла. У него было множество недостатков, которые мешали ему на пути к славе великого оратора. Но он смог все преодолеть благодаря своей настойчивости.

Ораторы ХХ века

В двадцатом веке ораторское искусство сыграло важную роль в истории многих государств. Оно помогло прийти к власти ключевым историческим личностям, которые оказали большое влияние на ход истории прошлого века.

Яркими представителями ораторского искусства ХХ века считаются премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, первый председатель Совета народных комиссаров РСФСР Владимир Ленин и Генералиссимус Советского Союза Иосиф Виссарионович Джугашвили, более известный как Иосиф Сталин.

Уинстон Черчилль

Уинстон родился в 1874 году в Оксфордшире. Его принято считать одним из самых великих политиков в мировой истории. Именно его британцы считают тем человеком, который сильно поспособствовал окончанию Второй мировой войны.

Уинстон известен не только тем, что просто был премьер-министром Соединенного Королевства. Черчилль - великий оратор. Вершиной красноречия премьера считаются три его речи, которые он произносил на заседании парламента в1940 году. Первая речь называлась «Кровь, пот и слезы». В ней Черчилль объяснил цель и политику Великобритании во время боевых действий.

Вторая речь Уинстона известна под названием «Мы будем сражаться на пляжах». В ней глава правительства Великобритании выразил волю всей нации к победе в войне с фашистами. Черчилль призывал всех оборонять остров, а даже если британские острова будут захвачены врагом, имперская армия и Британский флот продолжать войну с недругом, чтобы вернуть спокойствие в Новый Мир.

Третья знаменитая речь величайшего оратора получила название «Их звездный час». В ней Черчилль говорил о предстоящей битве за Англию, от которой зависела жизнь всей Британии, а также судьба цивилизации.

Уинстон сказал, что Гитлер обрушит всю свою мощь на Великобританию, потому что та является его основным противником в Европе. Поражение Британской короны в битве с нацизмом будет означать конец всего, что дорого британцам. Победа Гитлера будет означать начало Темного века не только для Европы, но и для всего мира.

22 июня 1941 года, когда фашистская Германия напала на СССР, Черчилль выступил с заявлением, в котором осудил действия Гитлера. Уинстон сказал, что Германия является общим врагом Великобритании и Советского Союза. Правительство Королевства пообещало всяческую поддержку СССР, но подчеркнуло, что не отрекается от негативного отношения к коммунистической идеологии, которую проповедует Советский Союз.

Владимир Ленин

Владимир Ильич родился в 1870 году в Симбирске. 6 июля 1923 года он был назначен председателем Совета народных комиссаров Советского Союза. Эту должность Ленин занимал менее одного года. С 1917 по 1924 год Владимир Ильич был председателем Совета народных комиссаров РСФСР.

Ленин на пути к власти был вынужден развивать свое ораторское мастерство. Он много общался с советскими людьми на понятном для них языке. Его отличительной чертой было умение понимать толпу, чувствовать ее настроение и манипулировать ею в собственных интересах. Ленин не часто выступал с монологами. Обычно он старался вести со своими слушателями диалог. Владимир Ильич был всегда очень лаконичен, четко выражал свои мысли, используя для большего воздействия на слушателей направляющие жесты рук. Множество фраз, произнесенных Лениным на его выступлениях, со временем стали афоризмами.

Иосиф Сталин

Иосиф Джугашвили родился в 1878 году в Российской империи. Практически никто не упоминает Сталина, когда разговор заходит о великих мировых ораторах. Иосиф запомнился большинству людей жестоким вождем Советского Союза. Некоторые иностранные ученые откровенно заявляли о том, что Сталин - плохой оратор. Причиной такого утверждения выступал тот факт, что Иосиф не владел иностранными языками. Однако российского языка ему вполне хватило, чтобы стать одним и самых великих глав государств в мировой истории.

Свое красноречие Джугашвили продемонстрировал в 1917 году, после того как ушел в подполье Ленин. Сталин выступил с докладом ЦК. После Октябрьской революции Иосиф был представлен в качестве народного комиссара по делам национальностей в СНК. Эту должность ему удалось получить благодаря написанной в 1913 году книге о марксизме. 3 апреля 1922 года Сталин стал Генеральным секретарем ЦК ВКП(б).

Секреты великих ораторов

«Говори как Черчилль, держись как Линкольн» - название книги Джеймса Хьюма, в которой он раскрывает секреты самых знаменитых в мире ораторов. Хьюм помогал писать речи для пяти президентов Соединенных Штатов Америки. Книга состоит из 191 части, в которых рассказывается о важности правильной подготовки сцены, смелости, поведении и других аспектах, которые необходимо принимать во внимание, готовясь к публичному выступлению.

Все мастера публичного выступления обладают собственными техниками овладения вниманием толпы. Настоящий оратор обязан обладать множеством качеств, которые сделают из него асса публичных выступлений.

Во-первых, необходимо быть начитанным. Это позволит быстро подбирать нужные слова и избегать длительных пауз в ходе выступления. Речь оратора должна быть четкой, логичной и последовательной. Необходимо, чтобы «спич» с первых минут заинтересовал слушателя, в противном случае аудитория будет потеряна.

Для качественного и уверенного выступления следует множество раз перечитать свою речь. Стоит убрать из нее сленговые выражения и жаргонизмы, чтобы сделать «спич» более строгим и серьезным. Во время выступления не надо упоминать ненужные факты. Следует использовать только те доводы, которые прямо относятся к теме выступления.

Также необходимо вести себя спокойно и сдержано. Ораторское искусство предполагает гармоничное сочетание спокойствия и уверенности.

Ораторское искусство помогает человеку донести до других свои мысли и убеждения ярко, красиво, в доступной форме. Этот навык помогает быть лидером компании, преуспеть в работе, добиться высот в общественной жизни. Невозможно представить политика, который не может изъясняться логично и конструктивно.

Свое начало ораторское искусство берет в Греции. Секреты великих ораторов той поры сохранились до сих пор. Длинный список из них начинается с жителей Афин. Это знаменитые Перикл, Лисий, Демосфен, Аристотель и другие. Важное внимание они уделяли позам рук и ног. Особенно знамениты были судебные ораторы. Одним из лучших являлся Лисий. Во время суда он был оригинален, выразителен и неповторим. Его речи всегда были продуманы, выстроены логично и отработаны с особой тщательностью. В своих высказываниях Лисий любил использовать юмор, вызывая симпатию у присутствующих. Его речь – эталон для ораторов мира. Фразы Лисий произносил кратко, изящно.

Лисий являлся логографом. Он составлял речи для выступлений в суде своим подзащитным. Лисий мог в рассказах отразить черты своих подопечных. Его стиль, построение аргументации перенимали другие судебные ораторы. Критики отмечали, что Лисий изыскан и ярок.

Представители отечественной риторики

Не менее интересны русские личности современности. Ораторы России в 20 и 21 веке, заслуживающие внимания – это Анатолий Федорович Кони, Владимир Путин, Троцкий, Жириновский и другие.

Анатолий Федорович Кони

Анатолий Федорович Кони – юрист и общественный деятель начала 20 века. Он ратовал за соблюдение нравственности в суде, а своими личностными качествами подавал пример другим. Речь Анатолия Федоровича Кони не отличалась монотонностью, ее характеризовала динамичность и живость.

Судебные ораторы, по мнению Кони, должны были нести справедливость. Анатолий Федорович являлся защитником правды. Его речи не были сухими или чрезмерно окрашенными эмоциями.

Анатолий Федорович Кони умел сочетать факты с чувствами так, что рассуждения воздействовали на умы судей в его пользу. Защитные речи не оставляли сомнения в положительном вынесении приговора.

Анатолий Федорович Кони обладал высокими моральными идеалами, придерживался строгих правил, высказывался ясно, не употреблял непонятных терминов и в совершенстве владел красноречием.

Владимир Ильич Ленин

Ленин разговаривал с народом на понятном для них языке. Он хорошо чувствовал настрой толпы, умел увлечь идеями. Ленин больше общался со слушателями, вел диалог. Всегда лаконичен, конкретен, использовал направляющие жесты рук, усиливающие воздействие. Поза ног – удобная, они широко расставлены. Ленин обладал особой энергетикой, которую невозможно было не перенять.

Эффектные и харизматичные высказывания увлекали всех. Ленин всегда знал то, о чем говорит. Его слова наполнены ясностью. А высказывания, которые произносил Ленин, становились крылатыми, их повторяли и печатали.

Иосиф Виссарионович Сталин

Сталин как оратор не менее харизматичный, чем его предшественник Ленин. Это два самых ярких человека 20 столетия. Он часто использовал секреты великих ораторов. Один из них – многочисленные повторы слов и лексических конструкций. В отличие от лаконичных фраз, которые использовал Ленин, Сталин чаще употреблял длинные предложения.

Владимир Владимирович Путин

Путин – один из представителей современных политических ораторов 20 и 21 столетия. Его речь отличается легким эпатажем, с долей юмора. При этом Путин говорит без напряжения, все его слова продуманы и взвешены. Жестикуляция рук плавная, не отвлекает внимание. Положение ног Путин не меняет в течение разговора.

Путин один из известных государственных деятелей, которого отличает свой стиль в разговоре. Это отмечается всеми. Сдержанность и спокойствие – вот характеристики высказываний президента. Путин не изменяет себе и не позволяет резких или грубых слов. Он всегда отвечает на поставленные вопросы, разбирается в теме. Путин не позволяет себе начинать беседу без предварительной подготовки.

Владимир Вольфович Жириновский

Речь Жириновского всегда эмоционально окрашена, непредсказуема, агрессивна. В разговоре он может внезапно принимать оборонительные меры, давя на собеседника. Выступления фееричны, похожи на шоу. Жириновский активно жестикулирует. Позы рук и ног при разговоре подчеркивает настрой политика. Закладывание рук за спину или указательные жесты, редкие изменения в положении ног. Он не только харизматичный оратор, но и умный.

Жириновский разбирается в теме разговора, легко ведет споры. Его речь ярко окрашена, чувственна. Жириновский редко сдерживает свои эмоции, может позволить лишнего.

Сергей Александрович Шипунов

Сергей Шипунов начал свою деятельность в 20 столетии и продолжает по сей день. Он не только сам владеет ораторским искусством, но и успешно обучает этому других. Сергей Шипунов ведет консультации и индивидуальные тренинги. К нему обращаются крупные компании и политики. Книги по ораторскому искусству Сергея Шипунова пользуются большим успехом. В них он делится опытом, выдает секреты великих ораторов.

Лев Давидович Троцкий

Троцкий – выдающийся оратор. Его отличал громкий душевный голос, слова были слышны издалека. Троцкий был образован и энергичен. Противники опасались его. Троцкий говорил напористо, без запинок и пауз.

Троцкий никого не боялся, говорил без утайки. Его речи были построены лаконично, последовательно. Троцкий обладал даром убеждения. У него было много последователей. Троцкий владел даром красноречия, это ярко видно в его политических высказываниях.

Зарубежные ораторы

В 20 столетии немало красноречивых иностранных деятелей. Это Гитлер, Уинстон Черчилль.

Адольф Гитлер

Гитлер – сильный оратор, умеющий держать публику в напряжении. Движения ног отсутствуют. Гитлер использовал жесты рук, отличающиеся резкостью и эмоциональностью. Заметная черта речи – сильные паузы, которыми Гитлер подчеркивал важное.

Гитлер готовил речь заранее, писал на листочке. Его слова чрезмерно окрашены эмоциями. Гитлер был переполнен чувствами. Замедление и ускорение речи привлекало внимание. Гитлер использовал этот прием в каждом выступлении.

Его идеи далеки от идей мира 20 века, но люди шли за ним. Не зря Гитлера называют оратором зла!

Уинстон Черчилль

Уинстон Черчилль тщательно готовился к выступлению. Мимика, жесты рук, положение ног всегда продумывалось заранее. Уинстон Черчилль отшлифовывал текст до идеала. Он был харизматичный политик, который часто использовал юмор. Лучшие высказывания Уинстон Черчилль придумал задолго до их произнесения.

Вдохновленный своими идеями Уинстон Черчилль заражал ими окружающих. Черчилль активно использовал метафоры, сравнения. Уинстон старался быть спокойным, естественным. От природы он страдал шепелявостью, но Уинстон Черчилль смог справиться с этим дефектом.

Джеймс Хьюмс

Джеймс Хьюмс является наставником пяти американских президентов. Его уроки помогут достичь лидерства с помощью ораторства. Джеймс Хьюмс показывает, что красноречием может овладеть практически любой.

Есть люди, у которых талант к красноречию дан природой. Но и этим даром можно овладеть. Для этого нужно немного поработать. Известные и выдающиеся личности мира всегда имеют такой дар. Они чаще других становятся главами государств, политических партий.

Одесский Государственный Университет

Николаевский Учебный Центр

РЕФЕРАТ По Ораторскому Искусству На тему: «Российские судебные ораторы второй половины XIX начала XX века»
Студента гр. 317

Шнейдерис Е. Л.

Николаев, 1999 г.
Российские судебные ораторы

второй половины XIX начала XX века.

Дореволюционная русская адвокатура имела в своих рядах много известных судебных ораторов, которые были не только популярными защитниками, успешно выступающими в уголовных процессах, но и крупными учеными-юристами, писателями, критиками, видными общественными деятелями либерального направления.

Александров Петр Акимович (1838-1893)

По окончании юридического факультета Петербургского университета он с 1860 года в течении 15 лет занимал различные должности по Министерству юстиции. Прочные знания, большие способности и одаренность обеспечили ему быстрое продвижение по служебной лестнице: товарищ прокурора Петербургского окружного суда, прокурор Псковского окружного суда, товарищ прокурора Петербургской судебной палаты и, наконец товарищ оберпрокурора кассационного департамента Правительствующего Сената. В 1876 году Александров после служебного конфликта, вызванного неодобрением начальства его заключения в суде по одному из дел, где он выступил по одному из дел, где он выступил в защиту свободы печати, вышел в отставку и в этом же году поступил в адвокатуру.

Как защитник Александров обратил на себя внимание выступлением в известном политическом процессе «193-х». Дело слушалось в 1878 году в Петербургском окружном суде при закрытых дверях. В качестве защитников принимали участие лучшие силы Петербургской адвокатуры.

Выступая в этом процессе, Александров, малоизвестный как адвокат, впервые обратил на себя внимание общественности продуманной речью, убедительной полемикой с прокурором.

Вскоре, вслед за этим делом, в Петербургском окружном суде слушалось дело по обвинению Веры Засулич в покушении на убийство Петербургского градоначальника Трепова. Речь, произнесенная Александровым в защиты Веры Засулич, принесла ему широкую известность не только в России, но и за рубежом. Речь его полностью воспроизводилась на иностранные языки. Надо прямо отметить, что речь Александрова оказала большое влияние формирование решения присяжных заседателей по делу. В этой речи проявился большой талант даровитого, мужественного судебного оратора.

Уважая свою профессию, П. А. Александров всегда был сдержан в своих речах. Речи его отличаются тщательностью отделки основных положений, внутренней согласованностью всех их частей. Произносил он их тихо, убедительно, с большой внутренней силой. Будучи блестящим оратором, он никогда не полагался только на свое ораторское мастерство, придавая большое значение досудебной подготовке к делу и судебному следствию. Он всегда тщательно продумывал свои речи.

Андреевский Сергей Аркадьевич (1847-1918)

Очень талантливый дореволюционный адвокат. После окончания в 1869 году юридического факультета Харьковского университета был кандидатом на судебную должность при прокуроре Харьковской судебной палаты, судебным следователем в г. Карачеве, товарищем прокурора Казанского окружного суда, где проявил себя как талантливый обвинитель. В 1873 году при непосредственном участии А. Ф. Кони, с которым он был близок по совместной работе, С. А. Андреевский переводится товарищем прокурора Петербургского окружного суда.

В 1878 году царская юстиция подготавливала к слушанию дело по обвинению Веры Засулич в покушении на убийство Петербургского градоначальника Трепова. В недрах Министерства юстиции тщательно обрабатывались вопросы, связанные с рассмотрением этого дела. Большое внимание уделялось составу суда и роли обвинителя в процессе. Министерством юстиции было предложено выступить в качестве обвинителя по этому делу - С.А. Андреевскому и В. И. Жуковскому. Однако оба они участвовать в процессе отказались.

Уже первый процесс в котором выступил, Андреевский (речь в защиту обвиняемого в деле об убийстве Зайцева), создал ему репутацию сильного адвоката по уголовным делам.

В отличие от Александрова, он не заботился о глубоком, всестороннем анализе материалов дела, недостаточно уделял внимания выводам предварительного следствия. Основное внимание им уделялось личности подсудимого, анализу обстановки, в которой тот жил, и условий, в которых подсудимый совершил преступление. Психологический анализ действий подсудимого Андриевский давал всегда глубоко, живо, ярко и убедительно. Его без преувеличения можно назвать мастером психологической защиты. Раскрытые им образы всегда составляют неотразимое впечатление.

В делах, где требовалось не только последовательность и непогрешимая логика, но и строгое юридическое мышление, исследование законодательного материала, он, как адвокат был не на высоте, и успех ему изменял. Как судебный оратор С. А. Андреевский был оригинален, самостоятелен.

Основной особенностью его является широкое внесение литературно-художественных приемов в защитную речь. Рассматривая адвокатскую деятельность как искусство, он называл защитника «говорящим писателем». В своей работе «Об уголовной защите», отмечая роль психологического раскрытия внутреннего мира подсудимого, Андреевский писал: «…художественная литература, с ее великим раскрытием души человеческой, должна была сделаться основною учительницей уголовных адвокатов». Отмечая необходимость внесения в уголовную защиту приемов художественной литературы, он считал, что «…приемы художественной литературы должны быть внесены в уголовную защиту полностью, смело и откровенно, без всяких колебаний».

Эти взгляды на защиту он не только высказывал в печати, но и практически осуществлял в суде. Речи Андриевский всегда тщательно отделывал. В них много ярких образных сравнений, метких слов, правдивых воспроизведений событий преступления. Правда, речи его не лишены некоего пафоса, стремления к чрезмерной красноречивости.

Его современники говорили, что слог Андреевского прост, ясен, хотя несколько напыщен. Речи его стройные, плавные, тщательно распланированные, полные ярких запоминающихся образов и красок, но увлечение психологическим анализом нередко мешало ему дать глубокий анализ доказательств, что в ряде случаев сильно ослабляло речь.

С. А. Андреевский занимался и литературной деятельностью. Его перу принадлежит много поэм и стихотворений на лирические темы. С начала 80-х годов он печатается в «Вестнике Европы», в книге «Литературное чтение» опубликован ряд его произведений и критических статей о Бартынском, Некрасове, Тургеневе, Достоевском и Гаршине. В 1886 году опубликован сборник его стихов.

Судебные речи Андреевского изданы отдельной книгой.

Жуковский Владимир Иванович (1836-1901)

Окончил юридический факультет Петербургского университета в звании кандидата. В 1861 году поступил на должность судебного следователя в Оренбургской губернии. В последующем работал на различных судебных должностях. В 1870 году назначается товарищем прокурора Петербургского окружного суда. Успешно выступал в качестве обвинителя. Своей речью по нашумевшему в свое время уголовному делу о поджоге мельницы купцом Овсянниковым Жуковский зарекомендовал себя как талантливый оратор.

В 1878 году по тем же причинам что и С.А. Андреевский Жуковский вынужден был уйти из прокуратуры и поступил в адвокатуру Он успешно выступал во многих групповых делах в качестве защитника и гражданского истца. Широко известен был как в Петербурге, так и на периферии. Его выступления в суде всегда были просты и доходчивы легко воспринимаемы слушателями. Особенно зарекомендовал он себя как представитель гражданского истца. Речи Жуковский произносил тихо, непринужденно. От его наблюдательного взора не ускользали комические ситуации. Блестяще владел он иронией и умело пользовался ей в суде.

Свои речи Жуковский тщательно отделывал, много уделяя внимание тому, чтобы они были доступны и хорошо воспринимались слушателями В своих речах он всегда находил место для едкой шутки, делая это как большой мастер. Умело полемизировал с прокурором, однако не всегда уделял внимание глубокому и обстоятельному анализу доказательств Современники Жуковского отмечали что стенографические записи его речей далеко не полно передают характер отдельные детали речи приобретающие особое значение в тоне, мимике и жесте, которыми блестяще владел В. И. Жуковский.

Карабчевский Николай Платонович (1851-1925).

В 1869 году поступил на естественный факультет Петербургского университета. Увлеченный лекциями известных дореволюционных юристов – профессоров Редькина П. Г., Таганцева Н. С., Градовского А.Д., перешел на юридический факультет, который в 1874 году успешно окончил со степенью кандидата, в этом же году поступил в адвокатуру. Пять лет был помощником присяжного поверенного, а с 1879 года состоял присяжным поверенным при Петербургской судебной палате. Быстро завоевал популярность, как один из способных защитников по уголовным делам. Неоднократно выступал защитительными речами в политических процессах.

Будучи молодым адвокатом, успешно выступал в процессе «193-х», защищая Брешковскую, Рогачеву и Андрееву. Хорошо зарекомендовал себя, выступая в большом процессе «Об интендантских злоупотреблениях во время русско-турецкой войны», рассматриваемом военным окружным судом. В этом большом, трудоемком деле Карабчевский проявил себя серьезным адвокатом, умеющим дать полный, обстоятельный разбор многочисленных доказательств в сложных, запутанных делах.

К числу наиболее известных его речей по уголовным делам относится речь в защиту Ольги Палем, обвиняющейся в умышленном убийстве студента Довнара, в защиту братьев Скитских, в защиту Мултанских вотяков, в разрешении судьбы которых принимал участие В. Г. Короленко. Большой известностью пользовалась его речь по делу о крушении парахода «Владимир». Широко известны его речи по делам политическим, в защиту Гершуни, Сазонова, Бейлиса.

Помимо адвокатской деятельности, Карабчевский занмался литературной работой. Его перу принадлежит ряд литературных произведений-прозаических и поэтических, опубликованных в сборнике «Поднятая завеса». Воспоминания и статьи по юридическим вопросам опубликованы в его книге «Около правосудия». Также он известен и как редактор выходившего в свое время журнала «Юрист». Умер за границей в эмиграции.

Плевако Федор Никифорович (1842-1908)

Окончил Московский университет. Состоял присяжным поверенным при Московской судебной палате. Более 40 лет работал адвокатом. Одаренный судебный оратор. Постепенно, от процесса к процессу, он своими речами завоевал широкое признание. Тщательно готовился к делу, глубоко знал все его обстоятельства, умел анализировать доказательства и показать суду внутренний смысл тех или иных явлений. Речи его отличались большой психологической глубиной, житейской мудростью, простотой и доходчивостью. Сложные человеческие отношения, неразрешимые под час житейские комбинации освещал он проникновенно, в доступной для слушателей форме.

Выступая во многих крупных процессах, он проявил себя как острый и находчивый полемист.

Спасович Владимир Данилович (1829-1906)

В 1849 году окончил юридический факультет Петербургского университета. По окончании работал чиновником в палате уголовного суда. В 22 года он защитил магистерскую диссертацию по кафедре международного права. Занимался педагогической работой. Переводил польских писателей на русский язык. Был близок с ученым-историком К. Д. Кавелиным, по рекомендации которого занял в Петербургском Университете кафедру уголовного права. Одаренный криминалист, известный своими теоретическими работами в области уголовного процесса, Спасович был автором одного из лучших в свое время учебников по русскому уголовному праву. Спасович пользовался у студентов большой популярностью. Его лекции привлекали большое количество студентов. Спасович был врагрутинных взглядов в науке уголовного права и процесса, чем вызывал недовольство университетского начальства.

В 1861 году вместе с группой передовых ученых оставил Петербургский университет в связи со студенческими волнениями. В адвокатуре с 1866 года. Выступал в качестве защитника по ряду политических дел.

Хартулари Константин Федорович (1841-1897)

После окончания юридического факультета Петербургского университета служил в начале в Министерстве Юстиции, а с 1868 года – присяжным поверенным при Петербургской судебной палате. Известен как исключительно уравновешенный адвокат, далекий от каких либо попыток насытить свою речь излишней красноречивостью.

Его выступления в суде отличаются обстоятельным и глубоким разбором доказательств, умением найти в деле основные моменты и дать им правильное освещение. Характерная особенность его речей – тщательная отделка, соразмерность их частей, глубоко продуманная подача материала. Лучшей его речью является его выступление по нашумевшему уголовному делу по обвинению в убийстве Маргариты Жюжан. Правда эта речь лишена ярких красок, острой ситуации и глубоких психологических образов, рисовать которые он не умел. Речь по делу Маргариты Жюжан является образцом делового глубокого анализа доказательств, строгой последовательности и логичности, что делает ее доходчивой и убедительной. Адвокат не оставил ни одной улики без обстоятельно разбора и тщательного сопоставления с другими доказательствами. В этой речи умело сгруппированы и последовательно изложены все доказательства, подтверждающие невиновность Маргариты Жюжан. Это в значительной мере обеспечило оправдательный вердикт.

Совершенно в другом плане произнесена речь в защиту Марии Левенштейн и Разнотовского, обвиняемых в покушении на убийство. Здесь Хартулари показал себя хорошим психологом, большим наблюдателем, ярким бытоописателем.

Холев Николай Иосифович (1858-1899)

В 1881 году окончил юридический факультет Петербургского университета и сразу же стал помощником присяжного поверенного в Петербургской судебной палате, где и началась его адвокатская деятельность. Известность приобрел он не сразу. Только через пять-шесть лет ему довелось выступить в крупном процессе, где он во всю ширь проявил свои ораторские способности. Его речам, как и речам К. Ф. Хартулари, свойственна деловитость и уверенность в слове. Лучшей речью Холева является речь в защиту Максименко и речь по делу о крушении парохода «Владимир».

Речи его, правда суховаты, в них нет блеска, острого юмора, боевого полемического задора, он не способен на глубокие психологические экскурсы. Успех Холева объяснялся умением добросовестно собирать доказательства и правильно представить их суду. Например, его речь в защиту Максименко – это упорный, кропотливый труд. Каждое доказательство, которым он оперирует, тщательно проверено. Анализируя доказательства, он строго последователен. Логику его речи трудно оспорить. Большое впечатление производит его полемика с медицинской экспертизой. По специальным вопросам медицины, возникшим в суде, он эрудирован и свободно полемизирует с авторитетными экспертами. Речи Холева – образец предельно добросовестного отношения к обязанностям адвоката. Холев не был в первой шеренге дореволюционных русских ораторов, однако он принадлежал к числу известных, выступал в крупных процессах, где большим трудом и усердием добивался успеха.

Литература

Слова, 1919, 23). Развитие речи тесно связано с физическим, умственным, этическим и эстетическим воспитанием человека. Только гармоничное развитие способствует становлению настоящего оратора. В практике ораторского искусства, считал Луначарский, необходима психология воздействия на слушателей: "Каждое слово после того, как оно было произнесено, вступает в особый мир, в психику другого человека...

Суда присяжных, с учреждением присяжной адвокатуры. Появилась целая плеяда талантливых судебных ораторов: А.Ф. Кони, В.Д. Спасович, К.К. Арсеньев, Н.П. Карабчевский, Ф.Н. Плевако, С. А. Андреевский и другие не менее выдающиеся красноречивые ораторы, чьи речи привлекали пристальное внимание. Основателем судебной этики как науки о нравственных принципах судопроизводства по праву можно считать...

Устремились люди, увлеченные идеями буржуазного преобразования России, надеявшиеся использовать предоставленную им судебную трибуну для критики государственного строя. В 70-х годах XIX в. в литературе впервые был поставлен вопрос о юридической природе адвокатуры. А.М. Пальховский в своем исследовании сделал такие выводы: «Адвокатура, в силу самой своей природы, должна занимать не подчиненное, а...

В России конца XVIII - начала XIX в. складывается риторическая школа российских академиков, давшая импульс развитию университетской школы красноречия. Среди риторических сочинений особое место занимают «Правила высшего красноречия» М.М. Сперанского, написанные в 1792 г. При жизни автора рукопись не была напечатана, и только через пять лет после смерти Сперанского, в 1844 г., «Правила» подготовил к публикации профессор Санкт - Петербургской духовной академии И.Я. Ветринский.
Первым условием успеха оратора Сперанский считает природное дарование: красноречие «есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих понятий». Природному дару помочь в этом может наука. Сравнивая хорошую речь с драгоценными камнями, Сперанский говорит, что необходимо изучать, каким образом усилить сияние этих камней, очищая, отделывая их и располагая в наиболее удачном месте.
Для возбуждения страстей, считает Сперанский, «оратор должен быть сам пронзен страстью». Но при этом не умаляется значение мысли как неотъемлемой стороны истинного словесного мастерства.
Исходя из древнего афоризма Поэтами рождаются, ораторами становятся, Сперанский советовал усиливать собственное красноречие чтением правил, изучением образцов и упражнениями в сочинении. Сам автор, бесспорно, владел тайнами слова.
На рубеже XVIII—XIX вв. в развитии риторической науки в России одно из видных мест занимают труды академика И.С. Рижеского. Славу ему принесли «Логика», «Опытриторики». «Политическое состояние Древнего Рима». Книги Рижского были признаны классическими. Первый ректор Харьковского университета и первый профессор красноречия, стихотворства и языка российского в этом университете, он читал курсы по теории красноречия, истории российской словесности. Продолжая работать над риторикой, автор внес немало исправлений и дополнений, так что третье издание книги вышло под названием: «Опыт риторики, сочиненный и ныне вновь исправленный и пополненный Иваном Рижским» (1809). Это издание риторики оказалось самым популярным.
Книга начинается с главы, посвященной вопросам чистоты языка, отношению к двуязычию — смешению славянской и русской речи. Это было продиктовано необходимостью нормализации и усовершенствования литературного языка. Оратор должен в совершенстве владеть родным языком, для чего необходимо, считает Рижский, чтение книг, общение с просвещенными людьми и частое обращение к Словарю российского языка.
Необычно построение риторики: книга содержит четыре части, материал в них расположен по - новому. Наиболее традиционной является вторая часть - «О совершенствах слова, которые происходят от мыслей, или О изобретении» (главой об изобретении обычно начинались другие риторики). Третья часть — «О расположении и о различных родах прозаических сочинений» - представляет собой изложение теории жанров прозаической литературы XVIII в. (от жанра писем до исторических сочинений). Четвертая часть называется «О слоге, или О совершенствах слога». Авторы риторик обычно включали раздел о слоге в главу об украшениях, но И.С. Рижский выделил тему о слоге в отдельную часть, и тому были весомые основания. Теория слога в истории русского литературного языка конца XVIII в. была чрезвычайно актуальна в связи с проблемой двуязычия.
Риторика Рижского близка по содержанию к практической стилистике. Свидетельство тому - параграфы о пристойности слов и выражений, оточности слов, о ясности сочинения, о плавности и благозвучии речи. Вот один из советов для «витии»: «Должно остерегаться стечения многих согласных или гласных букв, например. "Приношение жертв в страхе" или "Знание философии и истории". Обучение красноречию имело практическую направленность и считалось обязательным в высших учебных заведениях того времени. По мнению Рижского, внимательное упражнение в российском слове способствует задаче «хорошо изъяснять свои мысли и здраво рассуждать».
Благодаря трудам Рижского культура русской речи стала одной из центральных проблем эпохи.
Рассматривая великих русских риториков нельзя не упомянуть А.С. Никольского, который в истории риторики известен как ученый-словесник и переводчик. Самым популярным был его перевод Квинтилиана «Двенадцать книг риторических наставлений». В 1802 г. ученый был удостоен звания академика.
Особенность трудов Никольского в том, что грамматика и риторика у него дополняли одна другую. Автор рассматривал их как фундаментальные основы курса словесности. Он поставил во главу угла анализ текста и его синтаксических компонентов, стараясь дать системное представление о разных, но взаимообусловленных частях произведения.
Отличительная черта риторики Никольского — обостренное внимание к проблемам жанров. Автор характеризует прозаическую, ораторскую и стихотворную речи, что определило специфику всего теоретического курса. Рассуждая о сходстве «слога с родом сочинений», автор классифицировал слог в зависимости от жанра: философский трактат, история, басня, роман, театральная пьеса должны быть написаны по-разному.
В последней главе риторики «О произношении» автор показывает преимущества звучащей речи, рассуждая о правильности выговора «речений и периодов», о темпе речи, интонации, о повышении и понижении голоса, его напряжении и ослаблении. Это обращает внимание на особенности публично произнесенного слова.
А.Ф. Мерзляков (1778—1830) профессор Московского университета, один из самых видных представителей филологической науки в первой половине XIX в. Он был в свое время известным поэтом, переводчиком, литературным критиком. Его риторика, предназначенная учащимся светских учебных заведений, пользовалась большой популярностью. Первое издание книги вышло в Москве в 1809 г. под названием « Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических. В пользу благородных воспитанников университетского пансиона». В пособии детально разработана теория слога.
О своеобразии слога можно рассуждать, учитывая характер писателя; «сущность материи, которую избрал, и цель, которую он поставил». К существенным признакам хорошего слога автор относит «правильность, ясность, пристойность и приличие, благородство, живость, красоту и благозвучие».
Ясность является важнейшим свойством слога. Автор перечислил основные погрешности «против чистоты и правильности языка». Во-первых, не следует использовать слова, «которые необыкновенны, т.е. или слишком стары, или слишком новы, или образованы не свойственно гению языка». Во-вторых, необходимо соблюдать правила синтаксиса. В-третьих, не следует употреблять слова в несвойственном им значении или вводить «провинциализмы», которые не известны широкому кругу людей.
Отдельные главы учебника посвящены правилам сочинения писем, диалогов, ораторских речей.
К разряду учебных риторик принадлежит и книга «Основания красноречия, преподаваемые учителем Малиновским». Интересно, что с правилами красноречия автор знакомит, используя метод Сократа. Родоначальник диалектики, Сократ учил молодежь постигать истины в споре. в столкновении мнений. Малиновский по его примеру в основу изложения материала положил метод вопросов и ответов. Центральное место в пособии отводится культуре речи. Автор убежден, что речь должна быть ясной. чистой, правдивой, одушевленной по мысли, разнообразнойи полной по содержанию. В книге Малиновского прослеживается связь с античной риторикой, теорией ораторского искусства Древнего Рима.
На разработку риторических знаний в России оказал влияние новый этап развития литературного языка и художественной литературы, связанный с деятельностью Н.М. Карамзина. В центре внимания писателей и филологов, принявших активное участие влингвистической полемике начала XIX в., оказалось учение о слоге, которое предусматривало «рассмотрение эстетического совершенства мыслей и языка». Наиболее яркое отражение идеи этого направления нашли в сочинениях по риторике Н.Ф. Кошанского.
Н.Ф. Кошанский - доктор философии и свободных искусств, профессор русской и латинской словесности в Царскосельском лицее. Его учебники «Общая риторика» и «Частная риторика» были широко известны в России.
«Общая риторика» состоит изтрехтрадиционныхразделов: «Изобретение», «Расположение», «Выражение мыслей». По Кошанскому, изобретение - это умение с разных сторон во множестве аспектов увидеть и понять избранный предмстописания. Автор называет «источники изобретения», которые развивают мысли, рождают ассоциации. «Они укажет вам, с какой точки зрения должно смотреть на предмет, или на мысль; вы взглянете, и в юном уме вашем пробудятся новые мысли, согласные с вашею, близкие к ней, соседние, знакомые, дружественные, родные». В этой части риторики анализируются также способы соединения мыслей, или предложений, в периодах. Раздел «Изобретение» завершается размышлением автора о свойствах изящной прозы, которая требует особого подхода. Автор формулирует правила создания прозаических произведений.
Вторая часть «Обшей риторики» учит, как создавать ораторское сочинение. Важно, чтобы все было на своем месте, естественно, занимательно.
Третья часть - «Выражение мыслей» - посвящена проблеме слога, он должен соответствовать предмету изложения и быть закреплен за определенным жанром. Например, отличительные особенности простого слога - «простота в мыслях, в чувствах, в словах и выражениях». По мнению Кошанского, простым слогом следует писать письма, романы, «ученые сочинения», басни, сказки, комедии, стихотворные произведения «пастушеской поэзии» и мелкие стихотворения. Средним слогом обычно пишут «о простых предметах с некоторым достоинством и благородством и о важных с некоторой умеренностью». Сфера применения этого слога - деловые бумаги, исторические сочинения, послания. В ораторских речах, в похвальных и надгробных словах, в поэмах и трагедиях звучит возвышенный слог. Он помогает выразить высокие мысли и чувства. Автор настаивает на соответствии стиля изображаемому предмету. Слог должен соответствовать предмету: простои предмет описывается простым слогом, важный — высоким. Если же простое описывается высоким слогом, а важное - простым, то произведение получается шуточным.
Другая книга Н.Ф. Кошанского —«Частная риторика», в ней представлены пять видов красноречия: «письма», «разговоры», «повествование», «ораторство» и «ученость». Труды этого автора внимательно изучались современниками, вызывая среди них споры. В. Г. Белинский относился к риторическим сочинениям Кошанского критически.
Автор сочинений по риторике в первой четверти XIX в. А.И. Галич — один из самых ярких представителей русского просветительства. Он преподавал в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга и в Царскосельском лицее, был любимым учителем А.С. Пушкина. А.И. Галичу принадлежали широко известные работы по философии, эстетике («История философских систем», «Всеобщее право», «Черты умозрительной философии» и др.). Книга Галича «Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений» (1830) представляет собой фундаментальное теоретическое исследование по риторике. Автор показывает общие свойства «совершенного, или... ораторского языка». Это чистота, правильность, ясность, определенность и точность - единство, сила и выразительность, благозвучие.
А.И. Галичем была предложена оригинальная классификация стилей («родов слога»): 1) сухой; 2) простодушный, безыскусственный; 3) цветущий, щеголеватый, кудрявый; 4) растянутый, обильный; 5) сжатый; 6) пылкий, страстный (патетический), увлекающий, стремительный. Автор учитывал своеобразные формы общения, выделяя монологи, разговоры, письма, деловые бумаги, исторические сочинения, сочинения поучительные, ораторские речи.
Вызывает интерес специальная глава книги, в которой Галич рассматривает особенности деловой прозы («деловых бумаг»). К числу «деловых» автор относил широкий круг текстов. Это государственные договоры, манифесты, министерские документы, грамоты, прошения, жалобы, указы, завещания, заявления и т.п.
А.И. Галич отказался от традиционного разделения на «фигуры слов» и «фигуры мыслей». Он выделил три типа фигур по их функции и характеру образования — грамматические, ораторские и поэтические. Различие между ними автор видит в следующем: «Если грамматик в своих фигурах играет словами, а оратор мыслями, то поэт играет картинами».
Интересным учебным пособием для гимназий и университетов стал учебник профессора К. П. Зеленецкого, вышедший в Одессе в 1849 г. под названием « Курс русской словесности для учащихся». Первую часть книги составила «Общая риторика», а вторую — «Частная риторика».
Особенность первой книги втом, что автор отказался от традиционного учения об «изобретении» и «распространении», а подробно разработал вопросы, связанные с логической основой речи и с се языковыми особенностями. Автор считает, что необходимыми «условиями любой письменной речи являются ясность, естественность и благородство». Наиболее значимая часть этого пособия К.П. Зслснсцкого — раздел «О чистоте письменной речи русской "в лексическом отношении"». Здесь дана оценка заимствованиям, архаизмам, областным словам, неологизмам и т.д.
В «Частной риторике» Зеленецкий охарактеризовал жанры повествований разного рода истории, летописи, жизнеописания, анекдоты и т.д. Частная риторика показывала, как в пределах определенного жанра можно удачно выразить мысль и чувство. При этом нужно помнить о тех этических, эстетических и языковых нормах, без соблюдения которых сочинение не может получить одобрения и автор не достигнет своих целей.



© 2024
digtime.ru - Digtime - Строительный портал