25.02.2024

Проект с использованием икт по обучению грамоте "от а до я". Проект по обучению грамоте "игры со словом" Проект для детей по обучению грамоте


Раздел I: Информационная часть

Паспорт проекта

Раздел II: Содержательная часть проекта

1. Аннотация проекта

Данный проект предполагается реализовать в четыре этапа:

II этап – организационно – проектировочный вторая неделя сентября 2016 г.

Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первоначальное значение уделяется таким речевым характеристикам как развитый речевой слух, четкая артикуляция звуков родного языка, знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой. Так же обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности.

Данный проект направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической помощи детям. Проект рассчитан на детей от 6 до 7 лет, посещающих дошкольное учреждение.

К участию в проекте были приглашены дети подготовительной группы компенсирующей направленности, их родители и педагоги дошкольного учреждения. Данный проект долгосрочный и рассчитан на один год обучения.

Дошкольники- маленькие фантазеры и открыватели. Они творят мир вокруг. Их находки и открытия по характеру поиска и проявления инициативы вполне соотносимы с творческими достижениями взрослых. Наш проект предполагает раскрытие творческих возможностей и проявление инициативы и познавательной активности не только детей, но и родителей.

Материал, представленный в проекте, имеет общеобразовательную направленность, что позволяет использовать его при обучении детей, как с речевыми нарушениями, так и с нормальным речевым развитием.

2. Актуальность темы и проблема, на решение которой направлен проект

В последние годы увеличилось количество детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Проблема нарушения письменной речи у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из целей обучения превращается для учащихся в средство дальнейшего получения знаний.

Поэтому целенаправленную работу по профилактике нарушений чтений и письма следует проводит в старшем дошкольном возрасте. Профилактика нарушений письменной речи является одним из актуальных направлений коррекционной работы в системе специального дошкольного образования.

Дети с Общим недоразвитием речи находятся в группе риска по вероятности возникновения дисграфий и дислексий. Нарушения письма и чтения являются наиболее распространенной причиной школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Психофизиологические предпосылки для овладения письмом и чтением в онтогенезе формируются задолго до начала обучения грамоте
Актуальность профилактики дисграфий у дошкольников с ОНР состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии аномального ребенка. Учитывая, что у детей с ОНР комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, несформированность монологической связной речи, лексико-грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, моторной функции, мышления. Имеет место недоразвитие познавательной деятельности и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. В связи с этим логопедическая работа по профилактики дисграфий в условиях логопедической группы детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом.

3. Цели и задачи проекта.

Цель проекта - создание и организация коррекционной непосредственно организованной деятельности (далее КНОД) на базе группы компенсирующей направленности, обеспечивающего индивидуальный подход к ребёнку с речевой патологией и последующие равные стартовые возможности при обучении в школе.

Задачи проекта:

  • разработать организационную базу для создания и функционирования КНОД группы компенсирующей направленности, апробировать организационно – содержательные и методические условия индивидуальных КНОД в присутствии родителей.
  • обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
  • познакомить с правилами школьной жизни;
  • развить умения и навыки, необходимые для занятий в школе;
  • познакомить с терминами (звук, буква, слог, предложение, ударение);
  • обогащать словарный запас и развивать речь;
  • формирование грамматического строя речи ребенка;
  • проделать первые шаги к рефлексии.

Ценность проекта:

  • создание условий для оказания своевременной коррекционно-развивающей логопедической помощи в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ и изменения материально-технического и дидактического оснащения коррекционно-образовательного процесса ДОУ.
  • оказание помощи родителям детей с ОВЗ.
  • реализация инновационной деятельности по проекту позволит обобщить многолетний педагогический опыт учителя-логопеда, что в свою очередь, будет способствовать изменению социально-педагогического имиджа ДОУ.

Подготовительная (исследовательская) часть проекта.

Успешность построения механизма реализации проекта на основании сформулированной актуальности требует определения объекта и предмета работы.

Объектом проекта является дети с ОВЗ, посещающие подготовительную группу компенсирующей.

Предмет проекта - комплекс организационно-развивающих мероприятий, направленных на повышение речевых возможностей дошкольников и профилактики нарушений чтения и письма.

Методы исследования – анализ средового пространства, анкетирование, мониторинг потребностей и возможностей социума, изучение концептуальных подходов политики Департамента образования г. Москвы в сфере дошкольного образования.

Анкетирование родителей младших и средних групп показало, что 100 % родителей считают важной проблему развития речевых функций ребёнка. Из них отметили что:

  • речевые нарушения затрудняют общение со сверстниками в ДОУ - 21 %;
  • являются причиной будущих проблем при обучении в школе - 35 % семей;
  • помешают полноценному общению с людьми в будущем - 44 % опрошенных.

Для преодоления трудностей: 72 % - считают целесообразной консультацию и занятия со специалистом ДОУ; 47 % - видят проблемы в развитии своего ребёнка; в то же время 40 % - не придают значения недостаткам речевого развития в этом возрасте.

4. Возможные риски и пути их преодоления.

В ходе нашего исследования мы просчитали возможные риски и предусмотрели пути их преодоления.

Факторы, представляющие возможности
(благоприятные факторы) внешней среды:
  • семьи и дети получат своевременную помощь специалиста учителя-логопеда.
  • возможность (при необходимости) раннего вмешательства, консультирования ребёнка у узких специалистов (невропатолога, психиатра, ЛОР и т.д.)
  • возможности изучения опыта инновационной деятельности других школ;

Факторы, представляющие угрозы для ОУ:

Низкая компетентность родителей в вопросах развития и воспитания ребенка раннего и дошкольного возраста ведет к смещению приоритетов в воспитании ребенка в сторону раннего обучения, а не развития ребенка.

Сильные стороны ОУ:

  • у учителя-логопеда имеется большой опыт работы с детьми раннего дошкольного возраста
  • режим работы детского сада позволяет организовать занятия в утреннее и вечернее время.
  • потенциал педагогического коллектива достаточно высок, т.е. педагоги работающие в с детьми способны к внедрению инноваций и работе в проектной деятельности
  • система стимулирования работников ДОУ за инновационную деятельность, разработку и реализацию логопедических программ и пополнение материальной базы и развивающей среды.
  • в практике ДОУ используются парциальные программы, а также имеются различные программы, что облегчает разработку логопедических программ и их индивидуализации под конкретного ребенка.
  • функционирует сайт школы имеется электронная почта, что позволит обеспечить открытость деятельности учреждения по оказанию логопедической помощи детям
  • на базе школы существует психологическая служба

Слабые стороны ОУ:

  • Недостаточный уровень квалификации некоторых воспитателей для выполнения отдельных видов работ, внедрения инноваций.

Определение возможной стратегии реализации проекта:

Использование сильных сторон для извлечения преимуществ из новых возможностей:

  • Организовать и провести родительское собрание с предоставлением данных обследования детей, обозначить проблемы и приоритетные направления их преодоления.
  • Познакомить родителей и педагогов учреждения с проектом, пригласить их к сотрудничеству.
  • Провести опрос родителей младших и средних групп ДОУ через анкетирование с целью выявления востребованности услуг в рамках проекта.

Компенсация слабых сторон за счет хороших возможностей:

  • КНОД в присутствии родителей предоставлять в вечернее время с 15.00 до 19.00.
  • Провести консультации для педагогов по реализации логопедической программы в ДОУ
  • Использовать Интернет в разработке и подборе методического сопровождения КНОД в присутствии родителей.

Использование сильных сторон для смягчения угроз:

  • Изучить опыт по данной проблеме.
  • Организовать на базе учреждения консультационный пункт для родителей с целью их педагогического просвещения

5. Планирование работы по реализации проекта.

Поэтапный план-график реализации проекта

Проект предполагается реализовать в четыре этапа:

I этап – подготовительный: первая неделя сентября 2016 года.

II этап – организационно – проектировочный: вторая неделя сентября 2016 г.

(I и II этапы проходят в ускоренном режиме ввиду подготовленной методической и практической базы).

III этап – практический: 15.09.2016 – 30.05.2017 г.

IV этап – аналитический: сентябрь 2017 года.

Продолжительность проекта – 8 месяцев.

Направления

Действия по реализации задач

Ожидаемые результаты

Участники реализации

I этап – подготовительный: первая неделя сентября 2016 года

Изучение нормативно-правовой базы регионального и федерального уровня

Ранжирование законодательной базы по осуществлению деятельности в условиях реализации ФГОС

Оформление папки «Нормативно-правовое сопровождение дошкольников с ОВЗ

Учитель-логопед

II этап – организационно-проектировочный: вторая неделя сентября 2016 г.

Нормативно-правовое обеспечение

  • Разработка изменений для внедрения проекта.
  • Перспективные планы.
  • Пакет «Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность группы компенсирующей направленности

Учитель-логопед,

педагог-психолог и

педагоги работающие с детьми

Проектирование модели комплекса коррекционных занятий в группе компенсирующей направленности по обучению грамоте детей с ОВЗ

  • определение направлений,
  • форм деятельности

Комплекс коррекционных занятий

Программно-методическое обеспечение

  • подбор методической литературы
  • согласование и утверждение планов работы

Пакет документов по каждому направлению:

Индивидуальный образовательный маршрут.

Перспективно-календарное планирование

Методическое обеспечение

Диагностические материалы

Создание условий для реализации проекта

Оснащение материально-технической базы; приобретение материалов и оборудования согласно требованиям СанПиН

Комфортная предметно-развивающаясреда по всем направлениям.

III этап – практический: 15.09.2016 – 30.05.2017 г.

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», День рождения буквы»
Дидактические игры: «Звонкий – глухой», «Игротека», «Подбери и назови», «Звуковое лото», «Найди общий звук», «Звукоедик», «Упрямые звуковички», «Живая модель», «Исправь букву», «Звуковая цепочка», «Звуковые и слоговые кубики», система упражнений Е.Н.Рыжанкова, В.А.Ракитина «Пальчиковая азбука».

Учитель-логопед,
педагог-психолог педагоги
дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Речь и речевое развитие

Составление рассказов на тему: «Моя любимая буква», «Путешествие в Звукоград, Буквоград», «Как мы делали букву».
Сочинение стихотворений, загадок о буквах.
Сотворчество детей и родителей по теме проекта.

Художественная литература

Чтение : Е.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»; В.Крупин «Первый букварь»; В.Драгунский «Заколдованная буква».
Заучивание стихотворений: С.Михалков «Лесная академия»; В.Берестов «Читалочка», «Гласные тянутся к песенке звонкой…»; С.Маршак «Ты эти буквы заучи…»; Б.Заходер «Песенка-азбука».
Загадки на тему: «Чтение, письмо»

Изобразительная деятельность

Рисование на тему: «Путешествие в библиотеку»,
Оформление выставок: «Ну-ка буквы, встаньте в ряд!», «Такая разная «Азбука»
Лепка из соленого теста на тему: «Буквы твоего имени».
Аппликация на тему: «Надела буква праздничный наряд».
Сотворчество детей с родителями по теме проекта.

Учебная деятельность

Познавательные занятия.
Подготовка к обучению грамоте.

  • Цикл занятий по компьютерным программам: «Уроки азбуки», «Баба-Яга учится читать».
  • Беседа: «Об истории азбук и букварей».
  • Экскурсии: «Путешествие в книжное царство»
    «Скоро в школу мы пойдем!»
  • Создание альбомов «От звука к слову»
  • Цикл образовательных и развлекательных видеопрограмм для детей «Уроки тетушки Совы», «Азбука-малышка».

Разучивание песен: «Азбука», «Урок» (игровая - шуточная).
Проведение праздника «По дороге к АЗБУКЕ»

Взаимодействие с родителями

Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к школе»
Сотворчество детей и родителей в оформлении мини-музея «Моя любимая буква»
Участие в конкурсе дизайнерского творчества «Здравствуй, буква!»
Семинары практикумы по темам: «Все о городе звуков», «Играем – фонематический слух развиваем», «Готовим ребенка к школе», «Подготовка руки ребенка к письму», «Во что играют наши дети».
Консультации по темам: «Учите, играя», «Что и как читать ребенку»
Презентация мини-музея «Моя любимая буква»
Участие в логопедическом досуге «По дороге к АЗБУКЕ».

IV этап – аналитический: сентябрь 2017 года

Промежуточный мониторинг

  • Анализ результатов выполнения проекта:
  • Анкетирование;
  • Анализ эффективности работы логопедической КНОД.

Учитель-логопед

Формы работы:

  • занятия: подготовка к обучению грамоте
  • экскурсии (библиотека, школа)
  • игры: словесные, сюжетно-ролевые, дидактические.
  • конкурсы: семейный конкурс дизайнерского творчества «Здравствуй, буква!», «Умники и умницы», конкурс мини-музеев в ДОУ.
  • речевые праздники.
  • презентация мини-музея «Моя любимая буква»
  • работа с родителями: семинары-практикумы, консультации, анкетирование, КВН

6. Образ конечного результата, критерии его оценки.

Результат проекта – модель организации коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ.

Ожидаемые результаты проекта:

Качественные

  • Снижение количества детей с проблемами нарушений письменной речи;
  • Создание банка методических материалов (критерий оценки – наличие описания опыта деятельности пед. коллектива).
  • Обогащенная пространственная и предметно-развивающая среда групп ДОУ.
  • Наличие логопедической программы психолого-педагогической поддержки семей воспитанников (критерий оценки – наличие описания опыта деятельности пед. коллектива).
  • Удовлетворенность родителей и педагогов (критерий оценки – результаты анкетирования потребителей).
  • Планирование работы консультационного пункта для родителей (тренинги, семинары, консультации).

Количественные

  • Выполнение ФГОС по повышению качества образования и предоставления равных возможностей детям с ОВЗ при поступлении в школу.
  • Привлечение в систему дошкольного образования родителей, как равных партнёров в проведении коррекционно-развивающей работы с детьми.
  • Высокая и регулярная посещаемость ребенком группы, снижение заболеваемости
  • Увеличение доли детей с нормальным речевым развитием к началу школьного обучения
  • Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе

Результат проекта:

  • Повысился уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, установлен контакт с членами семьи, согласованы воспитательные и коррекционные воздействия на ребёнка.
  • Разработана и апробирована система коррекционных занятий для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
  • Проведена профилактика дисграфии, результатом которой является отсутствие у детей оптической формы дисграфии
  • Создана копилка методических, практических и электронных пособий, картотек.
  • Выработаны и приняты единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах подхода в воспитании.

Возможности дальнейшего развития проекта:

  • На основе приобретенного опыта по реализации проекта «По дороге к азбуке»: проводить логопедическую НОД от 5 до 6 лет.
  • Публикации опыта работы.
  • Выступления на семинарах, конференциях различного уровня.

Проект "Волшебный-кубик"

Воспитатель первой квалификационной категории

Конева Тамара Петровна

с.Мужи 2016

Направление: творческое.

Сроки реализации: 1 год.

Цель проекта: воспитание звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактических игр и упражнений.

Задачи проекта:

    развивать артикуляционный аппарат;

    закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков;

    развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;

    совершенствовать интонационную выразительность речи детей.

Способы оценки:

    диагностика уровня сформированности звуковой культуры речи детей;

    наблюдения;

    анализ игровой деятельности дошкольников.

Ожидаемый результат: участие в проекте будет способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, выработке хорошей дикции.

На подготовительном этапе подобрали и систематизировали игры и игровые упражнения, изготовили кубики разной величины, карточки - символы, провели родительское собрание с целью включения родителей воспитанников в проектную деятельность, учитель - логопед провел консультацию "Значение артикуляционной гимнастики в активизации движений органов артикуляционного аппарата".

Деятельностный этап включает в себя проведение мастера - класса для родителей "Говорунок", консультацию учителя - логопеда "Использование дидактических игр в развитии фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста", открытое занятие по развитию речи для педагогов ДОУ и родителей воспитанников, использование на занятиях, в свободной деятельности, индивидуальной работе с детьми следующие игры и игровые упражнения:

Кубик "Артикуляционная гимнастика";

Кубик "Звук (О, А, У и др.) в начале слова";

Кубик "Кто в домике живет?";

Кубик "Четверостишия";

Кубик "Цепочка слов";

Кубик "Чистоговорки";

Кубик "Найди пару";

Кубик "Ветерок";

Кубик "Собери букет";

Кубик "Настроение";

Кубик "Пальчиковая гимнастика".

На заключительном этапе предполагается провести диагностику уровня сформированности звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста, родительское собрание "Подведение итогов по реализации проекта", обобщение опыта работы по проекту и представление его на итоговом Педагогическом совете, городском методическом объединении воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Критерии отслеживания результатов:

    дети правильно произносят гласные и согласные звуки;

    дети умеют различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;

    дети умеют подбирать слова, похожие по звучанию, вычленять из ряда слов те, в которых есть заданный звук;

    дети умеют определить на слух громкость звучания голоса в речи, тембр голоса.

Предлагаем вниманию коллег игры на развитие звуковой культуры речи детей.

Кубик "Ветерок"

Цель: тренировка целенаправленной, сильной воздушной струи.

Описание кубика. На гранях кубика изображены цветок, ворота, ладошки, веточка, султанчик, туча. Подвижные силуэты из легких бумажных, ватных материалов, закрепленные на леске.

Ребенок выбирает грань и с помощью воздушной струи выполняет разнообразные задания: мяч загнать в ворота, листик расположить на ветку дерева, бабочку посадить на цветок и др.

Кубик "Артикуляционная гимнастика"

Цель: активизация основных движений артикуляционного аппарата.

Описание кубика. На гранях кубика изображение: солнышко, лошадка, стрекоза, лягушка, уточка, слоненок. Возможно использование сказки и стихотворного материала.

    Упражнение "Солнышко": язычок выглянул из окошечка, увидел яркое солнышко и решил погреться и позагорать - широкий язык положить на нижний ряд зубов.

    Упражнение "Стрекоза": язычок увидел стрекозу, которая летала над цветком вверх - вниз, вверх - вниз - острый язычок тянется до верхней (нижней) губы.

    Упражнение "Лягушка": язычок дольше пошел гулять, на пруду увидел лягушку, она сидела на кувшинке и улыбалась вот так - растянуть губы в улыбке.

    Упражнение "Слоненок": увидел язычок в зоопарке слоненка - сделать из губ трубочку.

А теперь слоненок я,
Посмотрите на меня.
Подражаю я слону:
Губы хоботом тяну:

    Упражнение "Лошадка": увидел веселый язычок лошадку и вспомнил, что давно не катался, -улыбнуться, приоткрыть рот, медленно пощелкать кончиком языка.

Цок-цок-цок-цок!
Я лошадка - Серый Бок!
Я копытцем постучу,
Цок-цок-цок-цок!
Если хочешь, прокачу!
Цок-цок-цок-цок!

Покатался язычок на лошадке и отправился домой - язычок спрятать.

Кубик "Чистоговорки" (звук Ш)

Цель: обучение детей произносить звук Ш в словах.

Описание кубика: каша, мышь, штанишки, шубка, шапка, лукошко, заяц.

У Маши мошка в каше,
Что делать нашей Маше?
Сложила кашу в плошку
И покормила кошку.

Мышонку шепчет мышь:
"Ты что шуршишь, шуршишь?"
Мышонок шепчет мыши:
"Шуршать я буду тише".

Шапка да шубка
Вот и весь Мишутка!
Пыхтит, как пышка,
Наш пухлый Мишка.

С веток ягоды снимаю
И в лукошко собираю.
Ягод - полное лукошко!
Я попробую немножко.

Сидит зайка на опушке,
Поднимает зайка ушки.
Зайка серый скачет ловко,
Зайка кушает морковку.

Список литературы.

1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Москва - Синтез, 2006.

2. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателя дет. сада. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение,1980.

3. Лобзякова М.И. Учимся правильно и четко говорить: Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. - М.: Вентана - Граф, 2003.

4. Скворцова И.В. Программа развития и обучения дошкольника. 100 логопедических игр. Для детей 4 - 6 лет. - СПб.: Издательский Дом "Нева"; М.: "ОЛМА _ ПРЕСС Образование", 2005.

5. Инновации - в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Сост. О.Е. Громова. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2008.

Педагогический проект.

Тема:

«Развитие познавательно-речевой активности старших дошкольников с использованием разнообразных форм фольклора.»

Выполнила: воспитатель: Патлашинская А.В

МБДОУ д/с ОРВ «Солнышко»

Ростовская обл.р.п.Усть-Донецк

2016 год.

CОДЕРЖАНИЕ:

Тип проекта……………………………………………………………….3

Обоснование проекта……………………………………………………4

Актуальность проекта…………………………………………………….......7

Цели и задачи проекта……………………………………………………………………10-11

Формы и методы проекта…………………………………………………..13

Прогнозирование…………………………………………………………….20

Результативность………………………………………………………….....21

Список используемой литературы………………………………………….24

ТИП ПРОЕКТА

По доминирующей в проекте деятельности: исследовательско-творческий

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет, воспитатель группы, родители.

По времени проведения : долгосрочный

По характеру контактов : в рамках ДОУ, сотрудничество с социо-культурными центрами.

Обоснование проекта:

«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова.

Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель;

оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как ни мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».

К.Д.Ушинский

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

У детей старшего дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений; у детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Это свидетельствует о развитии у старших дошкольников отвлеченного мышления. Эти достижения в речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, точность, выразительность. Исследования психологов и педагогов, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т.е. у детей развивается понимание образной стороны речи.

Вместе с тем, ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.

Главная задача педагога в области развития речи детей старшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Исходя из этого, базовой основой для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста я выбрала методическую тему «Малые формы фольклора как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность проекта:

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в речи реализуется основная коммуникативная функция языка.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.

Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти - шести лет. К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее.

В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении старших дошкольников с малыми фольклорными формами нередко выдвигается содержательный аспект, не обращается внимание на жанровые и языковые особенности. Их использование зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. В некоторых детских садах обучение сводится к подготовке к школе, к усвоению грамоты, кое-где уже обучают чтению. Занятия по развитию речи отводятся на второй план. Поэтому у педагогов возникает потребность в разработке методики развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении дополнительных знаний).

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет.

Общетеоретические вопросы развития речи детей старшего дошкольного возраста раскрыты в трудах Д.Б. Эльконина, А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского и других.

Некоторыми аспектами речевого развития дошкольников средствами малых форм фольклора занимались Ю.Г. Илларионова, Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, А.М. Бородич, С.С. Бухвостова, О.С. Ушакова, А.П. Усова, А.Я. Мацкевич, И.В. Черная, К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский, Е.Н. Водовозова, М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко, Н.В. Шайдурова, О.И. Давыдова, Н.В. Казюк.

Отсюда была определена моя тема исследования: « Развитие познавательно-речевой активности старших дошкольников с использованием разнообразных форм фольклора».

Цели проекта:

В настоящее время появилось достаточно большое количество различных парциальных программ использования традиционной культуры в воспитательно - образовательном процессе. Среди них хочется выделить программу "Наследие" под редакцией М.Ю. Новицкой, "Оберег" Е.Г. Борониной, "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" О.Л. Князевой и много других.

Но и в этих программах также не существует разработанного конкретного содержания методики речевого развития средствами малых форм фольклора, нет определения и качественных характеристик уровней развития речи по данному направлению. Как следствие, педагоги дошкольного образования вынуждены искать отдельные способы развития речи посредством малых форм фольклора, не ориентируясь на четкие теоретические и методические положения.

И так, возникает противоречие между потенциальными возможностями малых форм фольклора в речевом развитии старших дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов дошкольного образования методиками развития речи детей средствами малых форм фольклора.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в ДОУ.

Предмет исследования - развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Цели исследования:

  • Повысить уровень познавательной активности старших дошкольников в результате проведения работы по развитию речи с помощью разнообразных форм фольклора;
  • Приобщать детей к традициям и культуре родного края через развитие познавательно-речевых способностей детей средствами различных форм фольклора.

Задачи:

Задача № 1: Проанализировать речевые особенности детей старшего дошкольного возраста для определения познавательных способностей (наблюдать,описывать, правильно строить предложения)

Задача № 2: Определить основные методы, формы использования разнообразных форм фольклора в процессе познавательно-речевого развития детей.

Задача № 3 : Обогащать словарный запас детей, развивать их образную и связную речь.

Задача №4: Проследить изменения уровня познавательно-речевого развития в процессе работы.

Нами была сформулирована гипотеза : уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста будет достаточно высоким, если, на ряду с другими условиями, будет придаваться должное внимание следующим обстоятельствам:

Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей;

Широкое применение русского народного фольклора на практике в условиях дошкольного образовательного учреждения;

Активное вовлечение детей в процесс взаимодействия при помощи атрибутики.

Наша исследовательская работа может претендовать на новизну : систематизация игр и игровых упражнений в работе дошкольного образовательного учреждения.

Практической значимостью может являться использование связной речи в общении со сверстниками и взрослыми для правильного изложения своих мыслей, а также в дальнейшем для успешной успеваемости детей при обучении в школе.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Формы и методы проекта

Формы:

Занятия, досуги, консультативная работа с воспитателями и родителями, свободно-самостоятельная деятельность

(индивидуальная работа с использованием дидактических материалов).

Методы :

Наблюдение, рассказ, игры, показ, анализ психолого-педагогической литературы, комплексный метод диагностики речевого развития, эксперимент, анкетирование .

Этапы и сроки реализации:

1этап – начальный,

2 этап – продуктивный

3этап – результативный

4 этап - перспективный

  1. Определение, постановка задач проекта. Изучение методической литературы по проблеме. Диагностическое исследование проблемы.

2) Планирование и осуществление совместной и самостоятельной деятельности участников по реализации проекта

3) Проведение сравнительного диагностического исследования уровня речевого развития детей группы. Анализ, обобщение и подведение итогов результатов работы.

4) Обобщение опыта, планирование и прогнозирование дальнейшей работы. Разработка методических рекомендаций для воспитателей по теме проекта.

Формы реализации проекта:

Свою работу мы строим на следующих основных принципах:

1. тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей, отбор материала;

2. интеграция работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);

3. активное включение детей;

4. максимальное использование развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды.

Неисчерпаемый источник для воспитания нравственных качеств личности, а также развития связной речи представляют малые формы фольклора, к ним относятся: пословицы и поговорки, загадки, скороговорки, потешки, а также считалки, дразнилки, колыбельные песни и многое другое.

Запланирован ряд специальных занятий, посвященных различным формам работы с пословицами и поговорками, сказками:

уточнение жанровых особенностей, сравнение пословиц с другими фольклорными формами, подбор пословиц к художественным текстам и т.д.

Также пословицы и поговорки включаются в различные фольклорные праздники и развлечения.

Широко используются дидактические игры по пословицам: словесные - «Кто больше назовет пословиц о труде, о гостеприимстве», с дидактическим материалом «Собери пословицу», «Пословицы в квадратах», настольно-печатные игры «Сложи пословицу».

На занятиях с детьми старшего дошкольного возраста используются мотивационные установки:

Игровые: "Помочь выбраться трем поросятам из беды с по мощью подходящей пословицы";

Общественные: "Составим альбом пословиц и поговорок для уголка родителей";

Подготовки к школе: "Кто лучше запомнить образные выражения, тому легче и интереснее будет учиться в школе";

Соревновательные: "Кто больше назовет пословиц о труде...?";

Личные: "Назовите поговорки, которые вам нравятся", "Подберите пословицу, которая вас учит добру".

Для закрепления поговорок и пословиц формы работы могут быть самые различные:

  • игры-соревнования «Кто больше скажет пословиц»;
  • дидактическая игра: «Один начинает, другой продолжает». «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает;
  • подбор пословиц и поговорок по теме: о честности, храбрости, о Родине, о дружбе, о матери, о труде;
  • изобрази пословицу пантомимой;
  • нарисуй пословицу, загадку, сказку;
  • изобрази пословицу схемой. Это пример пиктограммы. Представьте, как могут «выглядеть» пословицы: «Человек без друзей – что дерево без корней», «Материнская забота в огне не горит и воде не тонет». Интересно, как одну и ту же пословицу изобразят разные ребята;
  • найди лишнюю пословицу;
  • найди пару;
  • картинка + рассказ + пословица. Каждому ребенку дают сюжетную картинку и совершенно произвольная пословица. Необходимо придумать рассказ по картинке, чтобы в него обязательно вошла данная пословица;
  • включение пословиц и поговорок в беседы с детьми по патриотическому воспитанию, например: беседа с детьми о Российской Армии, использовать можно пословицы «Если Армия сильна, непобедима и страна», «Где смелость, там и победа», «Знает свет – тверже русских нет» по этой пословице будут у детей вопросы «Что такое свет?», «А как это – тверже», надо обязательно объяснить детям содержание и смысл пословицы «Свет – это вся земля, все страны. Тверже – сильнее и смелее русских людей нет»;
  • сотворчество воспитателя и детей – составление новых пословиц.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".

При работе с загадкой используем такие формы:

  • нарисуй отгадку;
  • придумай свою загадку;
  • придумай загадку по картинке

Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька".

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя". К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным. Также колыбельные песни могут использоваться в сюжетно-ролевых играх

Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения слов, которые дети услышат в потешке. Знакомились с видами потешек и для каких целей можно использовать ту или иную потешку

Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Незаменимый материал для дикционных упражнений - пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад".

Дидактическая задача при использовании скороговорок ненавязчива и увлекательна. В своей работе мы придерживаемся методики А.М. Бородич. Прежде всего, подобрали нужное количество скороговорок на длительный срок, распределив их по трудности.

Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Например, так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.

Прогнозирование

  • Познакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
  • обогатить социальный быт дошкольников, расширить их кругозор;
  • у детей повысить интерес к устному народному творчеству;
  • совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  • воспитать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
  • формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.
  • проведение мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры родителей;
  • проведение совместных досуговых мероприятий с родителями и детьми.
  • у детей сформировать представления о нравственно-ценностных нормах и правилах поведения;
  • сформировать коммуникативную и социальную компетентность детей;
  • у родителей сформировать представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка;
  • вовлечь родителей в единое пространство «семья – детский сад».

Результативность:

Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я использую этот богатейший материал словесного творчества народа.

Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.

Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей мною подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора .

Русские народные, хороводные игры привлекли мое внимание не только как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в подвижные игры.

Мною отмечено, что в процессе ознакомления детей с подвижными и пальчиковыми играми не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное - уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.

На основе фольклорных произведений составлен комплекс закаливающей гимнастики после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста, который применяется каждый день для укрепления и сохранения здоровья детей, поддержания интереса к занятиям физическими упражнениями .

Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю различные досуги и развлечения. В соответствии с этим разработала цикл развлечений художественно-эстетического цикла.

Подготовила консультации по данной тематике для родителей и педагогов, отражающие актуальные вопросы развития речи ребенка в доу и семье.

Составила картотеку по русским народным играм: «гуси-лебеди», «жаворонок», «морская фигура», «утка и селезень», «у медведя во бору», «мосток», «жмурки», «палочка-выручалочка», «горелки», «ляпка», «заря», «малечена-калечена»

Совместно с родителями в группе собрана детская библиотека русских народных сказок.

Я уверена, что фольклор эффективно развивает связную речь ребёнка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.

Таким образом, фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у дошкольников формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.

Список литературы:

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. Пособие 2-е изд., перераб. и доп.сПб,. 2008.

5. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.


С.А.Коробейникова, учитель-логопед МБДОУ д/с № 8

Г. Североморска

Проект по обучению дошкольников грамоте с применением метода наглядного моделирования.

Программа коррекционной работы в группах компенсирующей направленности 5- 6 и 6- 7 лет (ОНР II, III уровня речевого развития) в соответствии с ФГТ направлена на создание системы комплексной подготовки детей к обучению в школе. Данная тема актуальна, в связи с тем, что основной задачей логопедической работы с детьми с ОНР является качественная подготовка к овладению элементами грамоты.

Дети с общим недоразвитием речи испытывают ряд специфических трудностей, осложняющих процесс обучения грамоте, поэтому при знакомстве с буквами большое внимание уделяется освоение детьми оптического единства звука, соотнесения звука и буквы. Без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухоречевой памяти, сформированности предпосылок к звуковому анализу невозможно успешно постичь азы чтения и письма. Поэтому разработка проекта по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе является наиболее эффективной формой работы по данному направлению.

Цель проекта: Закрепление акустического и графического образа букв русского алфавита, развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе коррекционно-развивающей работы.

Задачи:

Формирование навыков звукового анализа и синтеза;

Развитие умения характеризовать звук по всем параметрам (гласный – согласный, твёрдый – мягкий согласный, звонкий – глухой согласный звук);

Знакомство с графическим изображением букв алфавита;

- обучение осмысленному чтению одно-, двух, трехсложных слов.

Направление работы:

1. Развитие фонематического слуха с использованием метода наглядного моделирования;

2. Формирование предпосылок к успешному освоению звукового анализа и синтеза;

3. Обучение детей первоначальному чтению в процессе непосредственно образовательной деятельности.

Участники проекта: воспитанники логопедической группы, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Основополагающие принципы организации проекта:

Развивающего обучения;

Учёт возрастных и психологических особенностей дошкольников;

Вариативности использования образовательного материала в соответствии с интересами каждого ребёнка;

Деятельностного подхода (представления о звуковых единицах речи ребёнок получает в процессе деятельности: игры, общения, экспериментирования, моделирования, творческой познавательно-коммуникативной деятельности);

Интегративного подхода к обучению.

Этапы проекта : проект состоит из 3-х этапов: подготовительного, основного и итогового.

I – Подготовительный этап, его цель : создать условия для закрепления акустического и графического образа изображения букв русского алфавита.

1) Использование эффективных приемов и методов коррекции речи.

Психолого-педагогические исследования показывают, что овладение грамотой является важным этапом в умственном и речевом развитии ребёнка, следовательно для усвоения сложной для него системы графических символов букв, обозначающих звуки речи, не всегда для него посильны, и добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми - логопатами можно, используя игровые образовательные ситуации с применением метода наглядного моделирования (мнемотаблицы, рисунки, коллажи, мозаики, буквенные панно), пробуждающих у детей интерес и внимание к букве и звуку.

2 ) Привлечение родителей к сотрудничеству началось с анкетирования, цель которого - выявить уровень заинтересованности родителей деятельностью. Для результативности работы подобраны консультации для родителей; составлен перспективный план работы; собрана и действует библиотека для родителей.

3) Работа с дошкольниками началась с диагностики правильного звукопроизношения, артикуляционных навыков, мониторинга звуко-буквенного анализа и синтеза. В результате получены следующие показатели: дети имеют нарушения звукопроизношения, испытывают трудности в воспроизведении слоговой структуры многосложных слов, не имеют навыков звуко-буквенного анализа слов. Исходя, из полученных результатов определено содержание работы по проекту:

  • Изучена методическая литература по обучению детей с ОНР элементам грамоты;
  • Выстроена система образовательных ситуаций творческого цикла «Волшебный мир звуков и букв» с использованием метода наглядного моделирования;
  • Разработан перспективный план по работы с родителями;
  • Составлен тематический план работы с детьми (определены виды деятельности, содержание, методы и приёмы);
  • Оформлена картотека пальчиковых и дидактических игр;
  • Созданы буквенные фризы;
  • Подобраны дидактические игры («Слоговой цветочек»; «Звуковой поезд», «Разноцветные дорожки» и др.);
  • Определены предполагаемые результаты.

Результаты работы по проекту на I этапе - определены задачи и направления работы по теме, созданы условия для развития у детей фонематического слуха посредством метода наглядного моделирования; формирования предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом; обучения детей первоначальному чтению посредством использования игровых методов и приёмов обучения, том числе метода наглядного моделирования.

II – Основной (практический) этап предполагает проведение работы по обучению грамоте в процессе сюжетно-тематических образовательных ситуаций с использованием приёмов мнемотехники по следующим направлениям:

Определение характеристик звука по артикуляционным и акустическим признакам;

Выработка правильного произношения изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях, в словах;

Обучение элементам грамоты.

Решение поставленных задач на II этапе осуществлялось как в непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной деятельности с дошкольниками, родителями, воспитателями и в самостоятельной детской деятельности через:

Создание буквенного фриза [ 1 ], цель которого:

Закрепить графический образ букв алфавита.

Упражнять в соотнесении звука и буквы.

Развивать мелкую моторику в процессе вышивания из бус.

Совместно с детьми в процессе выполнения дидактической игры «Превращения буквы» были разработаны эскизы букв, используя метод наглядного моделирования. По выбранным эскизам под руководством воспитателей дети «вышивали» буквы, впоследствии была создана совместная с детьми презентацию буквенного фриза.


Подписи к слайдам:

Проект по обучению дошкольников с ОНР грамоте с применением метода наглядного моделирования Коробейникова С.А. учитель-логопед МБДОУ д /с № 8 г. Североморска

Цель проекта: Закрепление акустического и графического образа букв русского алфавита, развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе коррекционно-развивающей работы. Задачи проекта: - формирование навыков звукового анализа и синтеза; -развитие умения характеризовать звук по всем параметрам (гласный – согласный, твёрдый – мягкий согласный, звонкий – глухой согласный звук); - знакомство с графическим изображением букв алфавита; - обучение осмысленному чтению одно-, двух, трехсложных слов.

Направление работы: 1. Развитие фонематического слуха с использованием метода наглядного моделирования; 2. Формирование предпосылок к успешному освоению звукового анализа и синтеза; 3. Обучение детей первоначальному чтению в процессе непосредственно образовательной деятельности.

1) Использование эффективных приемов и методов коррекции речи. Первый этап -подготовительный

2). Привлечение родителей к сотрудничеству Перспективное планирование работы с родителями месяц Формы взаимодействия Пути осуществления взаимодействия с родителями сентябрь 1. День открытых дверей. 2.Анкетирование «Ваши запросы, наши возможности». 3. Ознакомление родителей с уставом о выполнении правил посещения логопедической группы. 4. Оформление уголка для родителей Информация о МДОУ (режим работы, сотрудники, графики приёма специалистов) Режим дня, меню Сетка занятий, цель занятий Консультация «Методы и приёмы выполнения заданий логопеда дома» 5. Тренинг «Давайте познакомимся». Беседы, показ осуществления режимных моментов, игр и занятий. Собеседование с родителями, сбор основных сведений о ребёнке, анкетирование. Беседы, памятка. Письменные консультации. См. методические рекомендации по работе с родителями Нищевой Н.В. См. методические рекомендации И.А.Пазухиной « Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников».

3) Работа с дошкольниками

Результаты работы по проекту на I этапе: - Изучена методическая литература по обучению детей с ОНР элементам грамоты; - Выстроена система образовательных ситуаций творческого цикла «Волшебный мир звуков и букв» с использованием метода наглядного моделирования; - Разработан перспективный план по работы с родителями; - Составлен тематический план работы с детьми (определены виды деятельности, содержание, методы и приёмы); - Оформлена картотека пальчиковых и дидактических игр; - Созданы буквенные фризы; - Подобраны дидактические игры («Слоговой цветочек»; «Звуковой поезд», «Разноцветные дорожки» и др.); - Определены предполагаемые результаты.

Второй этап - основной (практический). Направления работы: -Определение характеристик звука по артикуляционным и акустическим признакам; -Выработка правильного произношения изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях, в словах; -Обучение элементам грамоты.

Третий этап - итоговый. обобщение и оценка результатов, анализ работы и прогнозирование дальнейшей деятельности. Мониторинг качества освоения содержания образовательной области «Коммуникация» по разделу «Обучение грамоте» Начало учебного года Конец учебного года

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!





© 2024
digtime.ru - Digtime - Строительный портал